Уильям голдинг нобелевская премия. Биография уильяма голдинга

Биография

(англ. William Gerald Golding; 19 сентября 1911 - 19 июня 1993) - английский писатель , лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года.

Биография Родился 19 сентября 1911 в Сент-Колумб Майнор (графство Корнуолл). Образование получил в Брейзноз-колледже Оксфордского университета, где два года посвятил естественным наукам, после чего специализировался по английскому языку и литературе. По окончании университета в 1935 служил в Лондонском приюте для бездомных. В свободное время писал, играл в театре. В 1939 начал преподавать английский и философию в Бишоп-Уордсвортс-скул в Солсбери. Во Вторую мировую войну Голдинг служил в военно-морских силах Великобритании, и этот опыт, по его признанию, лишил его иллюзий относительно природы человека. Первым из его романов был напечатан «Повелитель мух» (Lord of the Flies, 1954). В 1983 Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе, в 1988 возведен в рыцари. Умер Голдинг в своем доме в Перранаруортоле (Англия) 19 июня 1993.

Творчество

Романы Голдинга - это скорее притчи, нежели реалистические картины жизни. Его персонажи вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет тех удобных лазеек, что существуют в обычных условиях. В «Повелителе мух», к примеру, рассказывается о группе английских школьников, заброшенных на один из островов Тихого океана. Первым делом они выбирают правительство, но постепенно с них сходит лоск цивилизованности, и дети превращаются в жестоких дикарей.

В 1983 году Уильям Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе - «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире». Для многих явилось неожиданностью то, что Голдинга предпочли другому английскому кандидату, Грэму Грину . Более того, один из членов Шведской академии, литературовед Артур Лунквист , голосуя против избрания Голдинга , заявил, что этот автор - явление чисто английское и его произведения «не представляют существенного интереса» . Иную оценку произведениям кандидата дал Ларс Июлленстен : «Романы и рассказы Голдинга - это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия» , - говорил представитель Шведской академии. «Его книги волнуют и увлекают. Их можно читать с удовольствием и пользой, не прилагая особых усилий… Но при этом они возбудили необычайный интерес среди профессиональных литературных критиков, которые обнаружили огромный пласт сложностей и двусмысленностей в работах Голдинга», - говорилось в официальном заявлении Шведской академии.

Произведения

* Повелитель мух (Lord of the Flies, 1954)
* Наследники (The Inheritors, 1955)
* Воришка Мартин (Pincher Martin, 1956)
* Свободное падение (Free Fall, 1959)
* Шпиль (The Spire, 1964)
* Пирамида (The Pyramid, 1967)
* Зримая тьма (Darkness Visible, 1979)
* трилогия Верительная грамота (Rites of Passage, 1980)
* В непосредственной близости (Close Quarters, 1987)
* Огонь внизу (Fire Down Below, 1989).
* Передвижная мишень (A Moving Target, 1982).
* Двойной язык (1993).

Уильям Джеральд Голдинг родился 19 сентября 1911 г. в деревне Сент-Коламб Майнор (графство Корнуолл), в семье школьного учителя.

После окончания литературного факультета Оксфордского университета юноша начал писать пьесы. В 1939 г. Голдинг женился на Энн Брукфилд, имевшей специальность химика.

Уильям Голдинг. Фото 1983

Во время Второй Мировой войны Голдинг служил (1940 – 1945 гг.) в военно-морском флоте. После этого он работал преподавателем в Солсбери. В это время Голдинг написал четыре романа, но ни одно из произведений не было опубликовано, и все их рукописи потом затерялись.

В 1954 г. был опубликован роман «Повелитель мух». Это произведение было отвергнуто многими издателями, и автор в конце концов продал его фирме Faber & Faber за смехотворную сумму в 60 фунтов стерлингов. Но после выхода это произведение произвело фурор. В 1963 г. по роману был снят фильм. «Повелитель мух» рассказывает о группе высаженных на необитаемом острове подростков. Все они превращаются там в дикарей с тираническими, кровожадными и порочными отношениями. Роман очень символичен. Тема – аллегория первородного греха – приводит автора к апокалиптическим выводам.

В 1955 г. писатель был избран в Королевское общество литературы. Вскоре вышло еще три его романа: «Наследники» (1955 г.), «Воришка Мартин» (1956 г.), «Свободное падение» (1959 г.), затем – пьеса «Медная бабочка» (1958 г.), роман «Шпиль» (1964 г.).

Стоит вспомнить. Уильям Голдинг

В 1983 г. Уильяму Голдингу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире». Многие с удивлением отнеслись к присуждению Нобелевской премии. Один из членов Шведской академии, полукоммунистический литературовед Артур Лундквист, даже проголосовал против кандидатуры Голдинга, настаивая, что творчество этого писателя – исключительно английское явление без особого интереса.

На церемонии вручения премии представитель Шведской академии сказал: «Романы и рассказы Голдинга – это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия». Сам писатель в Нобелевской лекции высказал своё мнение о приписываемой ему репутации пессимиста: «Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом... Тем не менее я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь».

В 1984 г. вышел роман «Бумажные людишки», который вызвал в Англии и США разноречивые отзывы. Последними произведениями писателя стали романы «Тесное соседство» (1987), «Пожар внизу» (1989), «Двойной язык» (1995).

Оценка творчества Голдинга была неоднозначной. С точки зрения критика Стенли Эдгара Хаймена, Голдинг «является самым интересным современным английским писателем». Но литературовед Фредерик Карл считал, что Голдинг не способен «дать интеллектуальное обоснование своим темам». Однако, несмотря на все разногласия, произведения Голдинга привлекли к себе внимание читателей всего мира.

Окончив Оксфорд, Голдинг первое время работал в социальной сфере; в этот период он писал пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре. В 1939 г. начинающий литератор женится на Энн Брукфилд, специалистке по аналитической химии, и устраивается преподавать английский язык и философию в школу епископа Водсворта в Солсбери, где он проработал за вычетом военных лет до 1961 г.

С 1940 по 1945 г. Г. служит в военно-морском флоте. К концу войны он командовал ракетоносцем и принимал участие в высадке союзников в Нормандии. После увольнения из флота Г. возвращается к преподавательской деятельности в Солсбери, где вскоре приступает к изучению древнегреческого языка и пишет четыре романа, ни один из которых опубликован не был. Тем не менее он продолжает свои литературные опыты, и в 1954 г., после того как рукопись его романа отверг двадцать один издатель, издательство «Фейбер энд Фейбер» выпускает «Повелителя мух» ("Lord of the Flies"), и роман тотчас становится в Великобритании бестселлером. Несмотря на то что уже в следующем году «Повелитель мух» издали и в Америке, популярность у американского читателя Г. завоевал только после переиздания романа в 1959 г. Еще большее признание писатель получил в 1963 г., когда английский режиссер Питер Брук снял по роману фильм.

Вторая мировая война оказала решающее влияние на взгляды Г., который, исходя из опыта военных лет, говорил: «Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мед, – или слеп, или не в своем уме». Низменная природа человека становится главной темой «Повелителя мух». Этот роман, который по популярности не уступал «Над пропастью во ржи» Дж.Д. Сэлинджера, разошелся тиражом более 20 млн. экземпляров. Книга была задумана как иронический комментарий к «Коралловому острову» Р.М. Баллантайна, приключенческой истории для юношества, где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии.

Сюжет «Повелителя мух» сводится к описанию того неизбежного процесса, в результате которого группа высаженных на необитаемом острове подростков, выходцев из среднего класса, постепенно превращается в дикарей. Их взаимоотношения из демократических, рациональных и нравственных становятся тираническими, кровожадными и порочными – дело доходит до первобытных обрядов и жертвоприношений. В символическом плане роман является скорее религиозной, политической или психологической притчей, нежели реалистическим повествованием. Иносказательный характер произведений Г. вызвал многочисленные критические споры. Некоторые критики утверждали, что иносказание не только отягощает повествование, но является, кроме всего прочего, претенциозным, неуместным и натянутым. В 1961 г., проработав год в Холлинзколледже в Виргинии (США), Г. прекращает преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя литературе. К этому времени он выпустил еще три романа – «Наследники» ("The Inheritors", 1955), «Воришка Мартин» ("Pincher Martin", 1956) и «Свободное падение» ("Free Fall", 1959), а также пьесу «Медная бабочка» ("The Brass Butterfly", 1958).

Подобно «Повелителю мух», роман «Наследники» также полемизирует с произведением другого писателя – на этот раз с «Очерком истории» Герберта Уэллса, преисполненным оптимистической веры в рационализм и прогресс. Г. отмечал, что книга Уэллса сыграла большую роль в его жизни, поскольку его собственный отец был рационалистом и «Очерк истории» считался «истиной в последней инстанции». В «Наследниках» писатель создает жуткую картину гибели неандертальцев от руки Homo sapiens: по Г., первые являются нашими благородными, бесхитростными и невинными предками, а вторые – жестокими и кровожадными убийцами.

Третий из романов, объединенных идеей борьбы за выживание, «Воришка Мартин» повествует о потерпевшем кораблекрушение морском офицере, карабкающемся на утес, который он принимает за остров. Поначалу читатель восхищается героическими усилиями Мартина, его волей к жизни; однако затем, познакомившись с героем поближе, когда становится известно о его жизни, сосредоточенной на самом себе, у читателя возникает отвращение к его цепкости, которую Г. иронически сравнивает с упорством Прометея. В конце концов становится ясно, что на самом деле герой уже мертв и его видимое существование является как бы добровольным чистилищем, отказом принять Божью милость и умереть.

Роман «Свободное падение» в отличие от первых трех романов Г. не иносказателен, однако тематически соответствует другим произведениям писателя: и здесь происходит переход от детской невинности к вине взрослого человека, конфликт между религией и рационализмом, мифом и историей.

Роман «Шпиль» ("The Spire", 1964), действие которого происходит в английском городе XIV в., является, по мнению некоторых критиков, кульминацией творчества Г. как с точки зрения идейного содержания, так и художественного мастерства. В «Шпиле» реальность и миф переплетаются еще сильнее, чем в «Повелителе мух». Здесь Г. вновь обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла. Главный герой романа, настоятель Джослин, решает украсить собор шпилем, чтобы «вознести молитву в камне» любой ценой, невзирая на потерю денег, счастья, жизни или даже самой веры. Попытка Джослина совладать с камнем – это и метафора другого рода: Г. уподобляет Джослину себя, писателя, пытающегося «совладать» со своим литературным материалом.

Лучшие дня

Английские критики Марк Кинкид-Уикс и Ян Грегор полагают, что «Шпиль» знаменует собой поворотный момент в жизни Г., ибо дальнейшее творчество писателя развивалось по двум независимым направлениям – метафизическому и социальному. Эти критики указывают также, что для американских читателей ближе метафизическая манера «Зримой тьмы» ("Darkness Visible", 1979), тогда как для англичан предпочтительнее социальный анализ «Ритуала на море» ("Rites of Passage", 1980), книги, получившей в том же году премию «Букерз».

В 1982 г. Г. выпускает сборник эссе, озаглавленный «Движущаяся мишень» ("A Moving Target"). В более ранний сборник «Горячие врата» ("The Hot Gates", 1965) включены публицистические и критические статьи и очерки, написанные Г. в 1960...1962 гг. для журнала «Спектейтор» ("The Spectator").

В 1983 г. Г. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире». Для многих вручение премии Г. явилось неожиданностью: английским кандидатом, привлекшим внимание читающей публики, был Грэм Грин. В ходе дискуссии о наиболее достойном кандидате один из членов Шведской академии, литературовед Артур Лунквист, нарушив традицию, проголосовал против избрания Г., заявив, что Г. – явление чисто английское и его произведения «не представляют существенного интереса».

«Романы и рассказы Г. – это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, – сказал в свой речи представитель Шведской академии Ларс Июлленстен, – это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия».

В Нобелевской лекции Г. в шутливой форме подверг сомнению свою репутацию безнадежного пессимиста, сказав, что он «универсальный пессимист, но космический оптимист». «Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом... Тем не менее я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь... Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы».

В год получения Нобелевской премии Г. работал над романом «Бумажные люди» ("The Paper Men"), который вышел в Англии и Соединенных Штатах в 1984 г. В книге речь идет о психологической и духовной борьбе между пожилым английским писателем Вилфридом Барклеем и амбициозным американским академиком Риком Такером, который мечтает получить авторизованную биографию Барклея. «На одном уровне, – писал английский критик Блейк Моррисон, – это защита таланта от угрозы, нависшей над живым писателем... в виде мертвой руки наукообразия. На другом же уровне Такер может расцениваться либо как христоподобный образ, искупающий грехи Барклея, либо как сатана... искушение которого Барклей должен отвергнуть». Роман «Бумажные люди» получил в Англии и США самые разноречивые отзывы.

На протяжении творческой жизни Г. оценивался критикой по-разному. Например, американский критик Стенли Эдгар Хаймен считает, что Г. «является самым интересным современным английским писателем». Его мнение разделяет английский новеллист и критик В.С. Притчет. В то же время Фредерик Карл критикует Г. за его «неспособность... дать интеллектуальное обоснование своим темам», а также за «дидактический тон почти во всех книгах». «Его эксцентрическим темам недостает равновесия и зрелости, которые свидетельствуют о литературном мастерстве», – считает Карл.

Г. был избран в Королевское общество литературы в 1955 г. и посвящен в рыцари в 1966 г. В настоящее время он живет со своей женой в графстве Уилтшир близ Солсбери, у него двое детей: сын Дэвид и дочь Джудит. В молодости писатель был заядлым моряком, теперь же он любит играть на фортепьяно, заниматься греческим языком и читать литературу по археологии.

Не вызывал вокруг своего творчества столь ожесточенную полемику, как Уильям Голдинг. Споры критиков начались с выходом первого его произведения и продолжаются до сегодняшнего дня. Но равнодушным к творчеству английского писателя не остается никто.

Краткая биография

19 сентября 1911 года Уильям Голдинг родился в доме своей бабушки в Ньюквее (графство Корнуол), где семья проводила все праздники. Вырос в Мальборо (графство Уилтшир). Там отец Алекс преподавал в гимназии до самого выхода на пенсию. В этом же учебном заведении Уильям и его старший брат Джозеф получили начальное образование.

В 1930 году Уильям поступил в Брасенос-колледж (Оксфорд), где изучал естественные науки. Отец лелеял надежду, что сын станет ученым. Но Уильям понял, что совершил ошибку, и занялся изучением английского языка и литературы.

В 1934 году, за год до окончания университета, Голдинг издает дебютный сборник стихов. Получив по почте свой первый гонорар, воодушевился и еще больше укрепился в своем желании стать писателем.

После колледжа Уильям Голдинг некоторое время писал пьесы и ставил их в небольших театрах Лондона. Подрабатывал в счетной палате и приюте для бездомных. В конце концов, принял решение идти по стопам отца.

С 1935 года преподает английский язык и философию в школе епископа Вордсворта (Солсбери). Опыт, полученный здесь в воспитании непослушных мальчиков, послужит вдохновением для создания произведения «Повелитель мух».

В 1940 году, в начале войны, Уильям временно оставляет профессию преподавателя, сильно его увлекшую, и присоединяется к Королевскому флоту. В 1945 году Голдинг демобилизовался, вернулся к преподавательской деятельности и занимался ею вплоть до 1960 года.

Личная жизнь

Старинный дом, в котором провел детство писатель, находился рядом с кладбищем. Голдинг связывал это мрачное место с необоснованными страхами, преследующими его всю жизнь. Рос Уильям замкнутым и необщительным ребенком. О своем детстве писал, что в круг его общения входили только члены семьи, поскольку друзей у него не было.

Ранимый, сверхчувствительный, пугливый ребенок пронес через всю жизнь обиды и неудачи. Впоследствии Уильям говорил, что зашел так далеко, что ему нравилось причинять людям боль, унижать. Война наложила на мировоззрение писателя свой отпечаток. С его слов, он разочаровался в людях и понял, что они способны на все.

С будущей женой Анной Брукфилд, специалистом по химии, Уильям Голдинг познакомился в школе Мейдстоун. В 1939 году они поженились. В 1940 году, почти сразу после рождения сына Дэвида, Уильям ушел служить на флот. Дочь Джуди родилась в 1945 году. Она, как и отец, стала писательницей.

Общественность считала Голдинга мрачным и грубым человеком. Публикация Джона Кэри в 2009 году и вовсе представила писателя чуть ли не монстром. Джуди не стала опровергать скандальные подробности особенностей характера своего отца. Но в одном из своих интервью сказала, что ее отец был добрым, внимательным, понимающим и веселым человеком. И странно, что в это никто не верит.

Умер писатель в июне 1983 года от сердечного приступа, в собственном доме в Перранауортоле (графство Корнуолл).

Неудивительно, что биографы уделяют внимание личной жизни писателей, их характеру или привычкам. Многое из жизни литераторов, так или иначе, находит отражение в их творчестве.

О чем и как пишет Голдинг?

Для творчества Голдинга характерна философская глубина, драматизм, разнообразие и многозначность иносказательных образов. За простотой и непринужденностью его произведений скрывается слаженность деталей, цельность и строгость формы; каждый компонент работает на заданную автором философскую концепцию.

Убеждения писателя основывались, в основном, на пессимистичном отношении к человеку и перспективам его эволюции. Зачастую автор противоречил сам себе. Но через все его произведения красной нитью проходит искренняя забота о судьбе человечества. Разум, доброта, общественное переустройство кажутся ему не более чем иллюзией.

Сам писатель говорил, что его целью является исследовать все темные стороны человеческой природы, поскольку и сам человек не ведает, что скрывается в нем. Творчество Голдинга вызвало споры критиков, сталкивало совершенно противоположные мнения.

Первые говорят, Уильям Голдинг - самый интересный современный писатель. Вторые утверждают, что иносказательность его произведений слишком отягощает повествование. Претенциозная манера автора и глобальные вопросы бытия, поднимаемые им, больше смахивают на «проповедническую литературу». События, происходящие в его романах, далеки от реалистичности и очень напоминают притчи.

География событий в произведениях Голдинга ограничивается, зачастую, определенным пространством: остров, скала, участок леса. Но именно данная литературная уловка позволяет автору создать экстремальные условия для своих героев. Вырванный из повседневности и привычной жизни человек раскрывается полностью, без остатка. Так считает сам писатель.

Каковы бы ни были выводы литературных критиков, роман Голдинга «Повелитель мух», после долгих споров, был включен в общеобразовательную программу, наряду с известнейшими антиутопиями Джорджа Оруэлла.

Дебютный роман

В своем первом романе «Повелитель мух» писатель взял за основу традиционную, для литературы того времени ситуацию. Вступив в полемику со своими предшественниками, разработавшими похожий сюжет, писатель не собирался развивать романтическую «робинзонаду» и идеализировать поведение человека, находящегося в экстремальных условиях. Куда выше других авторов «замахнулся» в своем романе Уильям Голдинг.

Краткое содержание произведения дает ясное понимание того, что власть цивилизации над человеком очень сильна. В романе Голдинг показывает, как представители цивилизованной нации, которая дала миру великих композиторов и поэтов, ученых и писателей, превращаются в элементарных дикарей. Автор, шаг за шагом, открывает истинную человеческую сущность на примере своих героев-подростков.

Роман вызвал много нареканий со стороны критиков и читателей. В действительности, очень тяжело наблюдать, как постепенно «налет» цивилизации стирается с героев произведения, попавших на необитаемый остров, и мальчишки превращаются в варваров. В процессе разложения и одичания есть свои этапы. Это наглядно показывает автор Уильям Голдинг.

«Повелитель мух» (краткое содержание)

Время происходящих событий в романе не определено. Во время эвакуации в годы войны группа подростков от шести до четырнадцати лет оказывается на необитаемом острове. Двое ребят находят на побережье большую раковину и, используя ее в качестве рога, собирают остальных ребят. Все вместе выбирают Ральфа главным в группе.

Джек претендует также на роль «вождя», поэтому Ральф предлагает ему возглавить охотников. Вскоре Ральф понимает, что никто ничего не хочет делать. Костер, разведенный для того, чтобы их заметили, гаснет. Между Ральфом и Джеком вспыхивает серьезная ссора. Не получив поддержки, Джек оставляет группу и уходит в лес. Постепенно лагерь пустеет, ребята понемногу уходят к Джеку.

Один из подростков, Саймон, стал очевидцем охоты на свинью. Охотники насаживают ее голову на кол, в качестве жертвы «зверю». Свиная голова сплошь усеяна мухами - это и есть «повелитель мух». Вскоре охотники, чтобы добыть огонь, совершают набег на лагерь Ральфа. Лица налетчиков вымазаны сплошь глиной: под личиной творить бесчинства намного проще.

Джек приглашает Ральфа вступить в его отряд, но Ральф напоминает, что он был выбран демократическим путем. Его слова Джек сопровождает первобытным танцем. Неожиданно на площадку выходит Саймон. В темноте его принимают за зверя и, в диком ритуальном танце, убивают.

Разгоревшаяся жестокость и дикость торжествуют. Место Джека готов уже занять другой подросток. Еще один ребенок погибает, а тяжело раненому Ральфу удается убежать от раскрашенных "дикарей". Подросток понимает, что они не остановятся ни перед чем. Племя преследует его. Как затравленный зверь он выскакивает на берег и сталкивается с морским офицером.

Какие проблемы поднимает автор в своем произведении? Он начинает с того, что показывает, насколько трудным был первый шаг к убийству животного. Но, оказалось, что, вымазав лицо глиной, в диком танце, выкрикивая слова-декламации, творить бесчинства не так уж сложно. Даже убийство человека не кажется таким уж страшным.

Вопросы воспитанности, культуры и цивилизованности поднимает в этом романе автор Уильям Голдинг. Произведения, которые были написаны после «Повелителя мух», также затрагивают основные аспекты человеческого существования.

Другие книги автора

Ни одна из последующих работ не достигла такого успеха как «Повелитель мух». И все-таки продолжал создавать романы, вызывавшие шквал всесторонней критики, писатель Уильям Голдинг. Книги этого автора обсуждаемы и сталкивают между собой полярные мнения.

В следующем произведении «Наследники» Голдинг стремится показать истинную человеческую природу. Автор исследует регресс человека, где на первый план выходит насилие и агрессия, направленные против себе подобных.

«Воришка Мартин» - третий роман Голдинга, являющийся одним из самых сложных произведений автора, продолжает поднятую им тему исследования человеческой души. В книге рассказывается о морском офицере, потерпевшем крушение корабля. На протяжении всего повествования он борется за то, чтобы вопреки всему остаться в живых. Литературные критики отмечают, что в книге автор опирается на многие события из личной жизни - учебу в колледже, театральную жизнь, службу на флоте. Через все произведение просматривается страх перед мраком - страх, сопровождавший Голдинга всю его жизнь.

Роман «Свободное падение» отличается от предыдущих работ Голдинга тем, что лишен всякой иносказательности. Здесь просматривается линия, начатая в первых романах, - исследование человеческой природы. Главный герой на протяжении всего сюжета вспоминает свою жизнь от детства до взрослости, пытаясь определить момент, когда утратил внутреннюю свободу.

«Шпиль» - роман, в котором автор вновь обращается к темным сторонам человеческой личности. На протяжении всего произведения явственно прослеживается конфликт между религиозной верой главного героя и искушениями. Автор символически сравнивает эту борьбу с возведением шпиля над собором.

«Пирамида» - произведение, состоящее из трех новелл, объединенных местом действия и персонажами. Этот роман скорее принадлежит к реалистичной литературе и является своего рода исключением в творчестве Голдинга: здесь нет очевидных аллегорий. Рассказ ведется о мальчике из небольшого городка, который взрослеет на протяжении произведения. В новеллах описаны три различных эпизода из жизни главного героя.

Книга повестей-притч «Бог-скорпион» раскрывает, по словам одного из критиков, «чисто голдиновский дар». Действие происходит в Древнем Египте, но писатель поднимает здесь самые актуальные проблемы. Это своего рода «Наследники» в более скромном масштабе.

Признание

Роман «Зримая тьма» был написан Голдингом после большого перерыва в творчестве. Автор, удостоенный в 1980 году за это произведение премии Джеймса Тейта Блэка, освещает здесь извечное противостояние добра и зла.

«Ритуалы плавания» - первая книга «Морской трилогии», принесшая автору Премию Букера. В цикл также вошли романы: «Тесное соседство» и «Пожар внизу». Социально-философский роман, напоминающий человеку о том, что хорошо отработанные ритуалы скрывают под собой разрушительную силу.

Сборник эссе «Движущаяся мишень» был опубликован в 1982 году. Через год, в 1983 году, Голдинг стал обладателем Нобелевской премии. В 1984 году вышел в свет роман «Бумажные людишки», вызвавший ожесточенные споры критиков. В 1988 году писатель получил Рыцарский титул.

Роман «Двойной язык» остался недописанным и опубликован был в 1995 году, после смерти писателя.

Произведения автора были экранизированы. В 1963 году на экраны вышел фильм «Повелитель мух», снятый по одноименному роману Голдинга. В 2005 году был снят сериал «Путешествие на край земли», в основу которого легла «Морская трилогия».

Английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1983 год.

«В 1934 г., за год до получения степени бакалавра искусств, выпустил собрание стихотворений. Окончив Оксфорд, Уильям Голдинг первое время работал в социальной сфере; в этот период он писал пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре. В 1939 г. начинающий литератор женится на Энн Брукфилд, специалистке по аналитической химии, и устраивается преподавать английский язык и философию в школу епископа Водсворта в Солсбери, где он проработал за вычетом военных лет до 1961 г. С 1940 по 1945 г. Голдинг служит в военно-морском флоте.
К концу войны он командовал военным кораблём и принимал участие в высадке союзников в Нормандии. После увольнения из флота Голдинг возвращается к преподавательской деятельности в Солсбери, где вскоре приступает к изучению древнегреческого языка и пишет четыре романа, ни один из которых опубликован не был.
Тем не менее, он продолжает свои литературные опыты, ив 1954 г., после того как рукопись его романа отверг двадцать один издатель, издательство «Фейбер энд Фейбер» выпускает «Повелителя мух» («Lord of the Flies»), и роман тотчас становится в Великобритании бестселлером.
Несмотря на то, что уже в следующем году «Повелитель мух» издали и в Америке, популярность у американского читателя Голдинг завоевал только после переиздания романа в 1959 г. ещё большее признание писатель получил в 1963 г., когда английский режиссёр снял по роману фильм.
Вторая мировая война оказала решающее влияние на взгляды Уильяма Голдинга, который, исходя из опыта военных лет, говорил: «Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, - или слеп, или не в своём уме».
Низменная природа человека становится главной темой «Повелителя мух». Этот роман, который по популярности не уступал «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера , разошёлся тиражом более 20 млн. экземпляров. Книга была задумана как иронический комментарий к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна, приключенческой истории для юношества, где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии.
Сюжет «Повелителя мух» сводится к описанию того неизбежного процесса, в результате которого группа высаженных на необитаемом острове подростков, выходцев из среднего класса, постепенно превращается в дикарей. Их взаимоотношения из демократических, рациональных и нравственных становятся тираническими, кровожадными и порочными - дело доходит до первобытных обрядов и жертвоприношений.
В символическом плане роман является скорее религиозной, политической или психологической притчей, нежели реалистическим повествованием» .

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: А - Л, М., «Прогресс», 1992 г., с. 362.

Великие писатели XX века / Составление, общая редакция, предисловие, послесловие П. В. Васюченко, М., «Мартин», 2002 г., с.128-130.

«Какое-то сказочное Зазеркалье!.. Современный английский писатель, Нобелевский лауреат Уильям Голдинг в своей повести «Чрезвычайный посол» предлагает нам ситуацию, теоретически почти столь же возможную, как и столкновение римлян с китайцами в песках Муюнкум.
Некий Фанокл, доморощенный гений, является к римскому императору со своими тремя изобретениями, каждое из которых способно перевернуть мир.
Паровой двигатель (Строго говоря, ещё до эпохи Древнего Рима, грек Герон Александрийский предложил идею простейшей паровой турбины - Прим. И.Л. Викентьева) и порох тут же при испытаниях губят уйму народа, а уж о третьем изобретении - книгопечатании - интеллигентный император (Марк Аврелий ?) и слышать не хочет, представив, сколько лжи и глупости могло бы тиражироваться бессчётно.
Он тут же высылает изобретателя в почетную ссылку на другой край земли - в Китай в качестве Чрезвычайного посла.
Дело происходит во втором веке н. э., примерно во времена Антонинов и предполагаемого историками действительного римского посольства в загадочную Поднебесную... Фанокл, надо думать, удаляется туда со своими ужасными изобретениями, так что на этом краю земли, на Западе, «нормальный ход истории» не нарушен».

Тартаковский М.С., Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка, М., «Прометей», 1993 г., с. 96.