Средства преодоления неуспеваемости. Спряжение глаголов, I и II спряжения глаголов

Николаева Д. В.

Вынуждена признать, что детские неудачи начинаются вместе со школой. Пока вы растите свое чадо в некоем защищенном от внешних веяний пространстве, вы твердо знаете, что ваш малыш самый умный (ведь еще недели от роду он умел находить вас глазами и улыбаться только вам, не папе, не бабушке, а именно вам), самый красивый, самый чудесный ребенок на свете. А если он нагрубил вам или побил приятеля в песочнице, то вы только делаете вид, что сердитесь: «Ах, ты мой птенчик дракона!» Короче, ворона говорит вороненку: «Мой беленький!», - а ежиха ежонку: «Мой гладенький!» Все меняется, когда это настоящее, чудом доставшееся вам сокровище идет в школу. Потому что только с этого ужасного момента вы вынуждены соотносить собственные представления о своем ребенке с представлением окружающих, часто, увы, недоброжелательным.

Моя старшая дочь, кажется, от рождения разговаривала со мной наставительным тоном. Да и правду сказать, разница в возрасте не так уж была велика, всего какие-нибудь девятнадцать лет. «Мама, - говорит она с нажимом, - школа – это тюрьма!» - «Но ведь бывают хорошие школы, - робко возражаю я. - «Как бывают хорошие тюрьмы» - безжалостно заключает дочь.

Конечно, мы были очень молодыми и неопытными родителями. У нас росла умненькая самоуверенная девочка, с некоторой иронией смотревшая на окружающих и относившаяся к ним покровительственно. Как многие первые дети, которым не с кого брать пример, она называла меня по имени, и это еще добавляло обаяния ее самоуверенной манере держаться. Однажды мы были с ней в гостях в «приличном доме», и чопорная хозяйка обратилась ко мне с вопросом: «Дашенька, а кто ваш муж по профессии?» «Мой муж – режиссер», - отвечала ей я, свернув губы трубочкой и кося глазом в старании соответствовать всей атмосфере приема. Четырехлетняя Ксеня сочла нужным вмешаться: «Даша, ты что, - сказала она укоризненно и, широко улыбнувшись, обратилась к гостям, – мой папа коровник строит!» И удалилась играть с собакой, предоставив мне лепетать, что мой муж заканчивает режиссерский факультет ГИТИСа и летом, чтобы подработать, действительно подрядился вместе с приятелем строить коровник. Тогда еще здравый смысл был со мной в ладу, и мне не пришло в голову обрушить на ребенка родительский гнев за это милое простодушие.

Ее первую учительницу, Дину Георгиевну, я и сейчас, по прошествии двадцати лет не могу вспомнить без ужаса. На первом же родительском собрании выяснилось, что половина касса - необучаемые. Я тогда еще не знала часто используемый учительский прием – двоечников полкласса, но каждому отдельному родителю представляют дело так, что его ребенок – хуже всех. И вот вы уже не верите собственным впечатлениям, вы забываете о том, что ваш ребенок в последнее счастливое предшкольное лето прочел вместе с папой всего «Робинзона Крузо», что он занимается художественной гимнастикой в школе олимпийского резерва и имеет уже четвертый юношеский разряд, а помните только о том, что он «хуже всех в классе» пишет буквы. «Самый лучший в мире» в ваших глазах стремительно превращается в унылого хронического неудачника, с которым даже лучшая подруга Варя боится в школе разговаривать, чтобы не навлечь на себя гнев учительницы. Все последующее мне вспоминать стыдно и не хочется. Как я могла им поверить, как могла оказаться с ними по одну сторону баррикад, как могла хотя бы даже в редкие минуты глядеть на свою дочь их глазами, в которых совершенно очевидно застрял осколок андерсеновского кривого зеркала?!

Слава Богу, моя дочь оказалась удивительно стойким человеком, все происходившее только укрепило ее характер и закалило его, как сталь. А если бы на ее месте оказался кто-нибудь помягче?

Сегодня я не только опытный родитель школьника (наш третий ребенок заканчивает восьмой класс), но и учительница, классный руководитель выпускного класса, изучивший это учреждение изнутри.

В глазах стоит картинка. Пятый класс. Я объявляю оценки за диктант, написанный накануне. Случайно взгляд мой падает на лицо девочки за первой партой. На нем написан такой ужас – открытый искривленный гримасой рот, безумные глаза, напряженная поза. Я невольно оглядываюсь, боясь увидеть то, что так испугало ребенка. Ничего ужасного не нахожу, да и другие дети совершенно беззаботны. Оказывается, девочка так боится услышать, что у нее не пятерка. У девочки заботливая мама, в этом нет ничего необычного, у всех пятиклашек-гимназистов заботливые родители, они все исправно ходят на родительские собрания, вникают в происходящее в классе, интересуются учебой своих детей. Почему же другие ребята реагируют на свои оценки спокойно? С моей точки зрения, хоть я этого никогда не покажу, ученица эта довольно слабенькая. У девочки не развита фантазия, она не слишком хорошо понимает тексты, она не способна быстро и интересно отвечать на вопросы, с чем справляется большинство ее одноклассников. Но она обладает набором качеств, которые превыше всего ценятся в начальной школе. Аккуратная, послушная, красивый почерк, ей не занимать усидчивости для зубрежки, она неравнодушна к недостаткам и несерьезности окружающих. Такой положительный Сид из «Приключений Тома Сойера». Это случай ровно противоположный моему собственному по знаку (вместо минуса – плюс), но совершенно идентичный, по сути, мать ориентируется не на своего ребенка, а на отношение школы к ребенку и, вкусив этого отравленного зелья, начинает требовать от него все новых и новых порций похвал.

В нашей школе только что прошел последний звонок. Мой выпускной класс давал свой традиционный последний концерт. В основе сценария лежала детективная история – ЕГЭ убило образование. В качестве истца на судебном заседании выступал Здравый Смысл, который, конечно, был осужден на принудительные работы. Мне кажется, что именно здравый смысл мгновенно изменяет человеку, когда речь заходит о школе. Вы немедленно заражаетесь этим изуродованным отношением к нормальным человеческим проявлениям. Вы тотчас забываете обо всех детских книжках, когда-либо прочитанных. Не было Тома Сойера и Гека Финна, не было «Кондуита и Швамбрании», не было многочисленных свободных и опоэтизированных двоечников, мерилом личности которых становились не школьные оценки и прилежное поведение, а их человеческие качества – доброта, смелость, верность дружбе и многое другое. Ваш сын получил двойку по геометрии – какой кошмар! Прогулял урок химии – катастрофа! Он бегал по коридору, он орал на уроке, он в сердцах бормотал себе под нос, ругая учительницу дурой (сосед по парте подслушал и донес). Он потерял мобильник, он ужасно выглядит в этой школьной форме, он не может подтянуться на перекладине (все могут). Учительница математики его ненавидит. А за что ей тебя любить? Вот тут стоп, уважаемые! Каждого ребенка есть за что любить. А уж Вашего, самого лучшего на свете – особенно!

И мне надоело скромно умалчивать о главном – учитель обязан (!) любить детей. Мы боимся об этом даже вспоминать, большинство считает, что работа учителя так ужасно тяжела, а платят ему так ужасно мало, что потребовать от него, чтобы он с любовью относился к своим ученикам, чтобы он честно выбирал эту профессию, а не потому, что больше ничего не умеет, больше ни в какой ВУЗ не смог поступить и т.д., просто невозможно. Открою секрет – работа не тяжелая, платят на сегодняшний день в Москве совсем не мало. И есть хорошие учителя. Их даже немало, но все равно на всех не хватает. И достаются иным тетки, которые орут, ненавидят, унижают, а самое главное, свою неспособность научить сваливают на ребенка – необучаемый, ненормальный, распущенный! И это у них мы должны идти на поводу? С ними соглашаться? Ни в коем случае!

Конечно, нельзя в присутствии ребенка ругать его учительницу. Но у нас есть куча способов дать понять ребенку, что мнение учительницы о нем вы не разделяете. И если вам начинает казаться, что неважно, добрый ли ваш ребенок, жалеет ли он бездомных собак, есть ли у него друзья, читает ли он книжки «не по программе», а важно только, чтобы в школе его хвалили, потрясите головой, чтобы стряхнуть наваждение! Нашей дочери, например, папа рассказывал сказки, где в самый патетически-страшный момент из темноты появлялась учительница французского в медном шлеме на белом коне и произносила свой грозный клич-заклинание «Садись, два!». Этот перевод кажущихся ребенку неразрешимыми школьных проблем в игровое, сказочное, пронизанное иронией пространство, я думаю, помогало Ксене выстоять, не бояться, поверить в то, что не все, кого заперли в тюрьму, преступники.

Школа сейчас находится в плачевном положении. Все больше становится фактически неуспевающих, которым ставят тройки, чтобы отвязаться. Причем, это не больные дети, как тоже любят нам рассказывать. Это дети, которым не интересно, которые не понимают, зачем это надо, и на которых у сегодняшней школы нет управы (и, слава Богу, что нет). Это известно даже чиновникам. И они много говорят о том, что учить надо по-другому, что надо создать в школе атмосферу детской успешности. Говорят на своем «псевдонаучном волапюке», произносят слова, которые понять и выговорить обычному человеку затруднительно: «создание в школе детско-взрослой общности, мыследеятельностный подход к педагогике, методы трансляции инновационных технологий» и т.п. Сказать можно что угодно, но опыт показывает, что множество педагогов гораздо комфортнее себя чувствует в обстановке традиционного урока, в расстановке сил «я – учитель, ты – дурак», опускаться (опускаться ли, а, может, наоборот, подниматься?) на детский уровень они категорически не согласны. Делать что-либо вместе с детьми (детско-взрослая общность) неспособны.

Опять пример из жизни. Мне очень трудно привлечь одиннадцатиклассников к участию в генеральной уборке школы. У меня нет способов их заставить, нет методов, которые дадут немедленный результат. А школа должна быть убрана к определенному дню и часу. Я говорю своим ученикам, что если не уберут они, буду убирать я. Это не производит на них желаемого впечатления, так как к лживым угрозам, которые никогда не выполняются, потому что выполнены быть не могут, они уже давно привыкли и не воспринимают их всерьез. В назначенный день приходит очень малое число моих «приближенных», которым одним заведомо не справиться с объемом работы. Я ползаю по коридору вместе с ними, отмывая черные полосы, я вместе с ними драю батарею и стенку, я ношусь с ведром и грязной тряпкой и делаю все, чтобы эта уборка поскорее закончилась. Через полчаса меня вызывают к директору.

Дарья Вильямовна, правда ли, что вы убираете вместо детей, вы не должны этого делать.

Сначала я выскакиваю из кабинета директора, как человек, уличенный в чем-то постыдном, но по дороге задаю себе вопрос, а что собственно, плохого я сделала, какой неподобающий пример подала своим ученикам? И возвращаюсь к директору с этими вопросами. В кабинете сидит учительница, которая тотчас же разрешает мое недоумение.

Разве вы не понимаете, мне дети задают вопрос, а почему Дарья Вильямовна убирает за своих учеников, а вы за нас нет, что я им должна отвечать!

Возмущение коллеги беспредельно. Только непонятно, почему за неумение дипломированного специалиста отвечать на заданные детьми вопросы спрашивают с меня. Я терпеть не могу педагогические хэппи-энды, но иногда они происходят в реальности. На следующую уборку приходят некоторые из тех, кто яростно сопротивлялся, в том числе Кирилл Архипов, который потешает публику стонами: «Я сам не верю, что пришел убирать!»

Или вот запись, которую я сделала недавно в своем «Дневнике классного руководителя».

У нас в школе прошла «проектная неделя». Честное слово, плевать, как это называется, но то, что вопреки злобному шипению о «непрохождении программы» некоторых моих (крамольная мысль – ленивых?) коллег, целую неделю продолжался пир раскрепощенного познания, по школе носились воодушевленные дети, и нерегламентированно по часам создавались какие-то иной раз вовсе удивительные проекты, было здорово!

Я, как всегда, была не в курсе всего происходившего до последней минуты, пока, придя в школу, не обнаружила на стене в холле списки распределения всех детей по группам. Мимоходом удивилась тому, что Алена оказалась в группе, кажется, по математике, Соня – по химии, а Даша и Ксюша – по географии. На уроке они взмолились – хотим в вашу группу. Пришлось бежать к Светлане Петровне, уговаривать ее спешно создать группу номер семнадцать. А еще на прошлой неделе Алена бомбардировала меня злобными высказываниями Набокова о Достоевском, не скрывая торжества – вот какой у меня авторитетный единомышленник, попробуйте теперь со мной поспорить. А Ксюшка написала разгневанное письмо Корнею Чуковскому, статью которого об Оскаре Уайльде я ей дала почитать, и даже сообщение, что Чуковский давно умер, не остудило ее пыл.

Начальство быстро придумало, как увязать наши стремления и общую тему проектной недели, и мы отправились в поход за такой программой по литературе, которая бы устраивала всех и привлекала детей к чтению. Даша нарисовала чудные картинки, на одной из которых Алена, неумело держа топор, заносит его над головой Достоевского, на другой Ксюшка душит Корнея Чуковского, а за ее спиной стоит отомщенный Оскар Уайльд. Поначалу мы немного ошалели от свалившегося на нас неслыханного счастья – целую неделю говорить и спорить о литературе. Нам казалось, что времени у нас вагон, потому на второй день мы отправились на выставку Тернера в Пушкинский музей, которая явно не имела прямого отношения к теме нашей проектной работы. К концу недели стало ясно, что мы не успеваем, и в режиме аврала работали все. Что не успевали в школе, брали домой (добровольные домашние задания в силу необходимости, а не принуждения), каждый делал то, что было по силам и по душе, Ира Голикова, оказалась непревзойденным знатоком современной молодежной фантастической повести и накатала нам целый рекомендательный список с краткими аннотациями. Проблема, поставленная мной, изначально звучала так: почему дети не читают? Но она буквально с первых же встреч была яростно атакована и стала уточняться и обрастать причинами и следствиями. Выяснилось, прежде всего, что дети читают, только, как сказало большинство опрошенных, не всегда «по программе». (Все проекты требовали социологических опросов, поэтому и у нас на пороге постоянно появлялись делегации с самыми неожиданными вопросами). Всю неделю в школе не было неудач!

Неудачи были только у меня. Вроде того, что, отправившись со своей группой в офис издательства «Самокат», я хотела, чтобы они уловили дух элитарности и атмосферу инкубатора, в которой рождаются книги. А когда вышли, Алена спросила: «Я не поняла, зачем мы туда ходили-то?» А вот мой сын Сева унюхал «атмосферу» и теперь сам ездит общаться с редакторшами (подозреваю, не последнее дело, что они молодые и славные), ревниво отказывая мне в сопровождении.

Сложно, думая о проектной неделе, отделить в своем завравшемся сознании подлинные ощущения от тех, которые должны быть представлены на всеобщее обозрение во время всевозможных публичных актов рефлексии на многочисленных педсоветах. Но все равно ощущение осталось, как от полета. Боюсь, что больше ничего подобного не повторится, потому что даже энтузиазма нашего «зама по науке», Зои Павловны, не хватит на то, чтобы отмести «весомейшие аргументы» против подобного времяпрепровождения. Главный аргумент – детям после этого очень «трудно входить в рабочий ритм», т.е. возвращаться к рутинному и скучному отбыванию наказания.

Создается впечатление, что я любуюсь собой, что выставляю себя в качестве примера для подражания. Ничего подобного! У меня очень мало способностей быть «вместе с детьми», я их в себе старательно культивирую, потому что знаю – только так можно сделать надзирателя соратником, пусть даже тоже заключенным в этой тюрьме под названием школа.

Вчера Ксеня читала своим дочкам чудную сказку Дмитрия Седова. О том, как у одной мамы был сын людоед. Каждый день он ловил в лесу ребеночка и просил маму зажарить его на ужин. А мама объявляла этого очередного ребеночка потерявшейся сестренкой или братиком людоеда. Кончается сказка словами: «Семья постепенно растет, и людоеду теперь приходится работать на трех работах, чтобы кормить младших братьев и сестер». И это все о детских неудачах и неудачных детях.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Николаева Д. В. Вынуждена признать, что детские неудачи начинаются вместе со школой. Пока вы растите свое чадо в некоем защищенном от внешних веяний пространстве, вы твердо знаете, что ваш малыш самый умный (ведь еще недели от роду он умел нахо

Цель нашего исследования – узнать, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать. Задачи исследования: Собрать теоретическую информацию по теме; Опросить учащихся 3-5, классов и преподавателей Мийнальской школы; Проанализировать полученные результаты и сделать выводы; Дать рекомендации, как избежать детских неудач. Методы исследования: Анализ теоретической информации; Опрос и анкетирование.


Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним. Объект исследования: учащиеся 3-5, классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ». Гипотеза исследования: Для учащихся 3-5 и классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же; Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.


Что такое школьные неудачи? Толковые словари дают следующее определение неудачи: «Неудача – это отсутствие удачи, неуспех, провал» (Ушаков). Для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.


Почему же дети так плохо учатся? Одни отстают, потому что боятся, другие – потому что испытывают скуку, а третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Поскольку неуспеваемость – явление довольно распространенное в современной школе, мы считаем выбранную тему особенно актуальной.


Типы школьных неудач (по А.К. Дусавицкому) Знаниевый тип; Личностный тип; Поведенческий тип. Школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента.


Чтобы выяснить, что такое школьные неудачи и можно ли их избежать, мы провели опрос среди учащихся 3-5 и классов и преподавателей Мийнальской школы. опрос В ходе опроса мы получили следующие результаты результаты




На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных в этих классах ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Положительным является тот факт, что 100% опрошенных считают, что неудач в учебе можно избежать.


Опрос старшеклассников (10-11 классы) в опросе участвовало 44% от общего количество опрошенных 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками; 31,25% учеников класса вообще не связывают свои неудачи со школой; И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками. 56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко. И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени. Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.


Отношение к школьным неудачам Школьники 3-5 классов Школьники классов Родители (со слов учеников) Учителя 60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить; 40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;68,75%СтаршеклассниковБолезненно переживают свои неудачи; 31,25% неудачи вообще не беспокоят. Этот показатель ниже, чем у учеников 3-5 классов, видимо СтаршеклассникиБолеесознательны. 90% родителей поддерживаю т своего ребенка, когда он сталкивается с неудачей; 10% родителей наказывают школьников за плохие оценки; 100% опрошенных преподавател ей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратит ь неудачи.


Опрос преподавателей Интересно, что лишь 25% преподавателей считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. 50% опрошенных считают, что неудача школьника – неспособность адаптироваться; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт;


Обнадеживает тот факт, что 100% опрошенных преподавателей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратить неудачи. Интересно, что в то время как подавляющее большинство (100 и 87,5%) опрошенных школьников винит в своих неудачах себя, то взрослые называют такие причины: Проблемы в семье (25%) Общество в целом (62,5%) И дети и взрослые (12,5%)


Выводы Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Подавляющее большинство винит в неудачах в школе себя. Практически все опрошенные считают, что неудач в школе можно избежать. 100% учителей и 90% родителей готовы поддержать школьников и помочь им избежать неудач. Неудач можно избежать, если: Быть внимательнее, упорнее, контролировать себя; Наладить хорошие отношения с одноклассниками и учителями; Не стесняться попросить помощи.


Список использованной литературы: Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г. Дусавицкий А.К. – Формула интереса. // Школьный психолог. // 1сентября., 28/5 2002г. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г

МОУ «Мийнальская Средняя Общеобразовательная Школа»

Исследовательская работа на тему:

Выполнил: Мельцов Максим,

ученик пятого класса

п. Мийнала, 2008г.

Введение.

Глава 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны.

§1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

§2. Типы школьных неудач.

§3. Когда возникают школьные неудачи?

Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ».

§2. Результаты опроса школьников.

§3. Результаты опроса преподавателей.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Современные дети проводят в школе большую часть своего времени, в школе испытывают первые радости успеха и первые разочарования от неудач. Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям,- но больше всех страдает ребенок.

Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания, и неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители и учителя должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его.

К сожалению, большинство детей в школе плохо учится. Для многих из них неуспеваемость предопределена и абсолютна. По статистике, около 40% учащихся средних школ из-за неуспеваемости выбывают до окончания обучения. Детей, которых педагоги согласились «продвигать» из класса в класс больше, чем сообщают официальные данные. Многие специалисты полагают, что школьные неудачи и неуспеваемость – синонимы. Правоту этого мнения мы намерены выяснить в данной работе.

Существует мнение, что в сельских школах неуспеваемость школьников, а, следовательно, неудачи, выше, а качество знаний в целом ниже. В данной работе мы намерены выяснить, что подразумевают средние и старшие школьники, а также преподаватели нашей школы под школьными неудачами. А также выяснить, часто ли школьники Мийнальской школы сталкиваются с неудачами в школе, как к ним относятся и с чем их связывают. На основании полученных данных мы намерены дать практические рекомендации как избежать школьных неудач. Учитывая все вышесказанное, работа кажется нам актуальной.

Программа исследования

Цель исследования – выяснить, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать.

Задачи исследования:

· Собрать теоретическую информацию по теме;

· Опросить учащихся 3-5, 10-11 классов и преподавателей Мийнальской школы;

· Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним.

Объект исследования: учащиеся 3-5, 10-11 классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ».

Методы исследования:

· Анализ и синтез информации;

· Беседа.

Гипотеза исследования:

Часть 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны

§1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

Толковый словарь Ушакова дает следующее определение неудачи: «Неудача – отсутствие удачи, неуспех». Что такое неуспех для школьника? Как показывают социологические исследования , большинство детей и подростков связывают свои удачи или неудачи с успехами в обучении, поскольку школа – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени, а учеба является основной его деятельностью. И именно успех или неуспех в этой деятельности определяет его социальный статус.

Итак, исследователи считают, что для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.

Почему же дети так плохо учатся?

· Одни отстают, потому что боятся. Боятся сделать ошибку, или боятся выступать с ответами пред классом, не говоря уже о больших аудиториях. Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых, чьи безграничные надежды висят над ними подобно туче; а также боятся показаться глупыми.

· Другие – потому что испытывают скуку. Детям скучно, потому что школьные предметы преподаются им серо и обыденно. Преподаватели не имеют возможности выйти за рамки ограниченных требований на широкий спектр ума и способностей школьников, найти к каждому индивидуальный подход;

· Третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Дети сбиты с толку, потому что в обрушивающихся на них в школе словах мало смысла и практического толка. Высказывания нередко противоречат друг другу, и знания, полученные в школе, вряд ли могут что-то добавить к пониманию окружающей их жизни.

· Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Проще говоря, современные школьники не умеют учиться, не могут правильно организовать свое время;

Какие бы результаты ни показывали школьные оценки, совершенно очевидно, что ученики усваивают очень мало из того, чему их учат. Они усваивают, запоминают и используют только то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 7 до 12 лет, к пятнадцатилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит уверенность в том, что он не в состоянии решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся меньше.

Школьные трудности имеют свойство накапливаться. Ребенок, привыкший быть неуспевающим, автоматически переносит свой неуспех с действительно трудного предмета на все остальные.

Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время.

§2. Типы школьных неудач.

Обычно рассматривают 3 основных типа школьных неудач:
1) Знаниевый. Это неуспешность в обучении по школьным программам, то есть хроническая неуспеваемость. При этом типе неудач у школьника отсутствуют прочные знания и учебные навыки.

2) Личностный. Этот тип неудач связан с негативным отношением ребенка к школе в целом, или к отдельным предметам. Большую роль здесь также играют отношения с учителем. Как правило, если ребенку не нравится учитель (или учителю – ребенок), то по этому предмету школьник успевает хуже, чем по остальным, или не успевает вообще.

3) Поведенческий. Этот тип неудачи тесно связан с постоянными нарушениями дисциплины в школе. Вспомним, почти все школьные хулиганы плохо учатся.

Как уже говорилось, школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента. Преобладание того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и развития ученика, а с другой – от причин, которые вызвали неудачу.

§3. Когда возникают школьные неудачи?

В школе неудачи возникают как в связи с задачами, встающими в процессе обучения, так и в связи с отношениями ученика с учителями и ровесниками.

1. Трудные задания и требования, предъявляемые к ученикам . В процессе школьного обучения дети и подростки должны постоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. В норме, при получении трудного задания, ученик несколько раз прочитывает его, долго анализирует, становится более внимательным и осторожным. В этом случае решение трудной задачи возможно.

Но когда задачи слишком трудны для данного ученика, и его усилия не приводят к цели, ребенок испытывает отчаяние, следствием которого будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себе самому), либо отказ от деятельности и чувство вины.

Несмотря на одинаковые требования, задачи, предлагаемые ученикам, не являются для них одинаково трудными – вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Это зависит от их способностей, уровня развития и т. д.

Следовательно, при постановке ребенку задач и требований следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям. Слишком легкие задания не вызывают интереса, а слишком трудные - ставят в тупик. Часто повторяющийся неуспех вызывает отрицательное отношение к учебным предметам. Как показывают исследования, это часто приводит к понижению уровня умственной деятельности и даже к замедлению развития в данной области. В случае если ученик подвергается еще и многостороннему социальному давлению (со стороны учителя, родителей, товарищей и т. д.), невозможность преодолеть это отставание может стать причиной психического срыва.

2. Наказания, выговоры и конфликты с учителями . В школе используются различные оценки - позитивные (награды, похвалы и т. п.), когда необходимо закрепить необходимое поведение или отношение, и негативные (наказания, упреки, замечания), если нужно устранить нежелательные формы поведения. Эмоциональные реакции учеников на наказания и выговоры существенно различаются. В основе этих различий лежат многие причины, и одной из них может быть индивидуальный уровень чувствительности.

Ситуация наказания - это, как правило, трудная ситуация, на которую ребенок отвечает негативными эмоциями (страхом, стыдом, обидой, гневом). Слишком частое и строгое наказание неизбежно приводит к тому, что школьник перестает верить в свои силы и неудачи появляются снова и снова.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что в школьных неудачах виновато само общество и существующая система образования, которая неспособна предоставить каждому ребенку возможность развиваться своим собственным путем. Большинство преподавателей не имеют возможности (а зачастую и желания) найти индивидуальный подход к каждому.

В ходе нашего исследования мы намерены выяснить, что понимают под школьными неудачами школьники и преподаватели нашей школы, узнать, с чем они связывают эти неудачи, и считают ли, что их можно избежать, или снизить.

Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ»

Как уже говорилось в предыдущей главе, проблема школьных неудач является очень актуальной. Большинство исследователей сходится во мнении, что школьные неудачи и школьная неуспеваемость – одно и то же.

Мы предположили следующее:

1. Для учащихся 3-5 и 10-11 классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же;

2. Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти гипотезы, нам нужно выяснить: что понимают под школьными неудачами учащиеся и преподаватели нашей школы, и как они к ним относятся. С целью выяснить это, нами был проведен опрос учащихся 3-5 и 10-11 классов и преподавателей школы.

Всего в опросе принимали участие 37 школьников, что составляет 48% от общего количества учащихся.

Мы сделали именно такой выбор опрошенных школьников (3-5 и 10-11 классы) для того, чтобы сравнить мнение младших и средних школьников по этому вопросу и мнение старшеклассников.

Школьникам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что для тебя неудача?

2. Часто ли ты сталкиваешься с неудачами в школе?

3. Как родители относятся к твоим неудачам?

4. Как ты сам относишься к своим неудачам?

5. Кто виноват в твоих неудачах?

6. Как ты думаешь, можно ли избежать неудач? Если да, то как?

По нашему мнению, такие вопросы помогут подтвердить или опровергнуть наши предположения, а также выяснить, что или кто служит причиной неудач и можно ли их избежать.

Также нам было интересно сравнить, отличается ли взгляд преподавателей на школьные неудачи от взгляда школьников. В опросе принимали участие 15 преподавателей (78%). Вопросы, предложенные преподавателям, звучали так:

1. Что, по-вашему, детская неудача?

2. Как вы относитесь к неудачам своих учеников?

3. Вы помогаете ученикам избежать неудач? Если да, то как?

4. Как вы думаете, кто виноват в детских неудачах?

§2. Результаты опроса школьников.

На вопрос «Что для тебя неудача?», у школьников 3-5 классов мы получили следующие ответы:

75% опрошенных школьников считают неудачей неуспеваемость в школе;

15% - проблемы с родителями и учителями;

10% опрошенных школьников затрудняются с ответом.

Таким образом, большая часть опрошенных школьников этого возраста действительно считают, что школьная неудача и неуспеваемость – одно и тоже. У 15% неудачи связаны именно с конфликтами в школе, это то, о чем мы упоминали в §3 Главы 1. 10% школьников, которые затруднились с ответом, возможно, никогда над такими вопросами не задумывались.

На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных этого возраста ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Интересным является то, что 50% опрошенных сказали, что сталкиваются с неудачами в обучении часто, в то время как по школьным данным, в этих классах не успевает только 4,7% школьников. Возможно, такие ответы связаны с тем, что, говоря о трудностях в учебе, школьники не имеют в виду двойки.

Интересно, что 100% опрошенных в 3-5 классах в своих неудачах в школе винят только себя. Здесь возможно два варианта: во-первых, в этом возрасте для школьников очень важно мнение учителя, они не сомневаются в его словах; во-вторых, возможно при опросе школьники не захотели называть настоящих причин.

Положительным является тот факт, что 100% опрошенных в 3-5 классах считают, что неудач в учебе можно избежать.

Мы также опросили старшеклассников, чтобы сравнить их мнение с мнением более младших школьников. И получили следующие результаты:

50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками;

31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой;

И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость.

Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками.

56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко.

И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени.

Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.

На вопрос «Кто виноват в твоих неудачах?» 87,5% учеников 10-11 классов ответили, что они сами, поскольку сами несут за себя ответственность. И 12,5% затруднились с ответом. Если ученики 3-5 классов, возможно, не хотят называть истинные причины, то учащиеся 10-11 классов винят себя, поскольку более сознательны и хотят сами за все отвечать.

87,5% старшеклассников считают, что неудач можно избежать, 12,5% считают, что неудачи неизбежны.

Таблица 1. Отношение к детским неудачам

Школьники

3-5 классов

Школьники

10-11 классов

Родители

(со слов учеников)

60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить;

40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;

· Помогать школьникам ладить друг с другом.

· Осуществлять поддержку плохо успевающих школьников;

Поскольку практически все учащиеся и преподаватели нашей школы уверены, что детских неудач можно избежать, проблема школьных неудач кажется нам вполне решаемой.

Результаты нашего исследования показали, что большинство опрошенных учеников нашей школы связывают школьные неудачи с неуспеваемостью. Поскольку все опрошенные школьники и преподаватели полагают, что школьных неудач можно избежать, проблема низкой школьной успеваемости кажется нам решаемой.

Мы изучили литературу по теме и на ее основании можем дать следующие рекомендации, как избежать, или хотя бы снизить школьные неудачи:

1. Наш опрос показал, что целых 50% учеников 3-5 классов сталкиваются с неудачами в школе. Это значит, что самое важное – как можно раньше понять, что ребенок столкнулся с неудачей и помочь ему. Чтобы ребенок рассказал о своей неудаче, с ним нужно наладить добрые отношения.

2. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен ребенок решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...». Следовательно, таких детей нужно подбадривать и поддерживать, подбирать задания, в которых они могут проявить себя.

3. Многие школьники просто не умеют учиться, то есть не знают, как лучше выполнять то, или иное задание. Значит, перед каждым новым заданием детям нужно четко объяснять, что нужно сделать, чтобы его решить.

5. Поскольку 90% родителей готовы поддержать своего ребенка и 100% учителей тоже готовы сделать это, школа должна наладить тесный контакт с семьями учеников, чтобы удвоить усилия.

Мы уже упоминали, что каждый плохо успевающий ученик затрудняется по-своему, и двух абсолютно одинаковых проблем не существует, то самая главная рекомендация состоит в том, что каждому в школе нужен индивидуальный подход, основанный на особенностях именно данного ученика.

Заключение

В этой работе мы рассматривали очень актуальную проблему для современных школьников – проблему школьных неудач. Об этой проблеме много говорят и пишут, большинство исследователей сходятся во мнении, что школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же.

Нам было интересно узнать, что думают по этому поводу учащиеся и учителя нашей школы. Для того, чтобы это выяснить, мы провели опрос, в котором участвовало около половины учеников нашей школы. В ходе опроса мы выяснили, что действительно 75% учеников 3-5 классов считают школьной неудачей неуспеваемость. Нас беспокоит тот факт, что 50% школьников в этих классах сталкиваются со школьными неудачами часто. 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками, 31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой. Таким образом, наши гипотезы частично подтвердились.

Обнадеживает тот факт, что практически все опрошенные школьники и преподаватели считают, что школьных неудач можно избежать. Главная рекомендация в этом случае – найти индивидуальный подход к каждому школьнику, а для этого – наладить доверительные отношения с каждым. И тогда школа без неудачников станет реальностью.

Список использованной литературы

1. Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г.

3. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г.

5. www. truant. *****

6. www. tspu. *****

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы . Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности , под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.

Неуспеваемость – это комплексная проблема , имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты.

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков.

3. Педагогические причины . Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.

Более конкретные причины неудач в учебе: жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей; единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении; неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами; пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости

Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания, преимущества которых в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

Воспитательное воздействие – с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

  1. Введение
  2. Глава I. Причины неудачи в учёбе
  3. Глава II. Дидактические средства борьбы в учёбе
    • Педагогическая диагностика
    • Педагогическая терапия
    • Опосредованная помощь (педагогическая профилактика)
  4. Заключение
  5. Список литературы

Текст работы

Введение.

Процесс формирования познавательных интересов – процесс сложный и длительный; он требует целостного подхода к личности, учёта учебных возможностей, причин отставания, отношения к учению, к учителю, наличия или отсутствия познавательных интересов в структуре личности. Формировать познавательный интерес слабоуспевающих это ещё труднее. Учитывая общее и своеобразное в личности подростков необходимо варьировать стимул познавательного интереса, актуализируя какую-либо группу или отдельные стимулы с учётом причин отставания школьников.

Целью данной работы является попытка рассмотреть подходы исследователей и, учитывая свой собственный опыт, по вопросу о путях формирования у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Особое внимание сконцентрировано на вопросе формирования познавательных интересов у слабоуспевающих.

Задачами являются:

  1. Выявление причин отставания в учёбе.
  2. Определение критериев неуспеваемости на уроках истории.
  3. Пути преодоления неуспеваемости.
  4. Стимуляция познавательных интересов у слабоуспевающих.

Вопросу о путях преодоления неуспеваемости посвящено очень много работ. Эту проблему исследовали как в отечественной литературе, так и за рубежом (Дж. Брунер, У. Глассер). Среди наших исследователей можно назвать: Захарова А.Б., Бондаренко С.М., Калмыкова З.И., Маркова А.К. и др. все они единодушно отмечают огромную роль учителя в формировании у детей познавательных интересов как средство преодоления неуспеваемости.

Глава I. Причины неудач в учёбе.

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, вызываемая причинами, в том числе и социальными.

Причины школьных неудач могут быть самыми различными и сложными. К их числу относятся такие факты, как отсутствие интереса к учёбе, плохое поведение в школе, лень и т.п., которые называются факторами, относительно зависимым от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно-воспитательной работе школы, т. е. факторы сравнительно не зависимые от учащихся.

Сложный характер причин неудач ученика в школьной учёбе единодушно отмечают все авторы, которые до настоящего времени занимались их анализом. Однако не все пришли к единому мнению в отношении того, какие среди различных условий, обычно тесно связанных между собой, играют доминирующую роль и, в конечном счёте, предопределяют школьные успехи учеников. Однако исследователи склонны видеть основную причину неудач в плохих общественно-экономических условиях жизни учащихся. Другие полагали, что корень зла нужно искать скорее в дефектах биопсихической «подготовленности» учащихся. Наконец, третьи видели основную причину в несовершенстве работы школы.

Ч. Куписевич, обобщив выводы исследователей, дал характеристику этим группам причин:

  1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.
  2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рождённых здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.
  3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении – грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учёбе:

  • жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
  • единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
  • неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
  • пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачам в учёбе. Но дидактические причины школьных неудач выступают обычно наряду с другими причинами и взаимно обуславливают друг друга.

Кроме того, некоторые исследователи склонны по-разному оценивать влияние одного и того же набора причин в зависимости, например, от возраста учеников.

Т.к. представленная работа большого объема, то продолжение работы (Глава II, Заключение и Список литературы) представлено в