«Со святым Георгием на фюзеляже. Биография Образ в искусстве

Родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семенкино ныне Клявлинского района Самарской области в семье крестьянина. Русский. В 1921 году остался сиротой, воспитывался в детском доме.

С 1926 по 1929 год учился в Рязановском совхозе-техникуме Ульяновской области, работал в совхозе им. Крупской Мелекесского района. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года.

В 1936 году, уже старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. Когда вернулся на родину в 1938 году, уже имел 6 личных и 4 групповые победы.

Затем участвовал в национально-освободительной войне в Китае, где одержал еще две победы над японскими самолетами, летая на биплане И-152. После возвращения ему было присвоено звание полковника.

В 1939 году - командующий ВВС Сибирского военного округа. В 1940 году - командир 43-й истребительной авиадивизии, базирующейся в Минске. На этой должности и встретил войну. В 1941 году присвоено звание «генерал-майор авиации».

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Несмотря на высокую должность, он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил два «юнкерса» в двух вылетах, летая на истребителе И-16.

В ноябре 1941 года назначен начальником Забайкальской военной авиационной школы пилотов (город Улан-Удэ). В декабре 1942 года вернулся на фронт в качестве командира 303-й истребительной авиационной дивизии. С этой дивизией участвовал в сражении под Курском, позднее воевал на 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. В составе вверенной ему авиационной дивизии воевали французские летчики полка «Нормандия-Неман».

Генерал-майор авиации Г.Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно.

В 1945 году геройски проявил себя в небе, руководя боевыми действиями авиадивизии и лично участвуя в боях Земландской операции и при штурме Пиллау.

К апрелю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации Г.Н. 3ахаров совершил 153 боевых вылета, участвовал в 48 воздушных боях, сбил 10 самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое командование авиационной дивизией и личное мужество и героизм, проявленные в воздушных боях против немецко-фашистских захватчиков, командиру 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, генерал-майору авиации Георгию Нефедовичу Захарову присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г.Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в трех войнах.

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в армии. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Занимал ряд ответственных командных должностей.

Ушел в отставку в 1960 году и жил в Москве. Написал две книги воспоминаний о своей боевой деятельности: «Рассказы о истребителях» и «Я - истребитель». Многие годы был вице-президентом общества «СССР - Франция».

Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, удостоен звания кавалера Почетного легиона офицерского креста (Франция) и титула Почетного гражданина столицы Франции - Парижа.

Скончался 6 января 1996 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Именем Героя названа улица в селе Старое Семенкино Самарской области .

В 1945 году 6 мая стало особо значимым, ибо три праздника соединились в одном дне: Светлое Христово Воскресение , память великомученика Георгия и окончание войны с Германией, ведь именно тогда был подписан первый Акт о капитуляции этой фашистской державы.

Через несколько дней маршал Георгий Жуков подпишет второй Акт о капитуляции Германии , однако в этой статье нам хотелось бы рассказать о другом Георгии - человеке уникальной судьбы и воинского дарования, единственном генерале, лично облетевшем перед войной всю западную границу, единственном советском летчике, воевавшем на самолете с изображением великомученика Георгия Победоносца. Воине, на которого устраивали специальную охоту вражеские пилоты - генерал-майоре авиации Георгии Нефедовиче Захарове.

Будущий генерал-майор авиации Георгий Нефедович Захаров родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семенкино Средне-Волжского края Байтуганского района. Жизнь его сложилась непросто: юность совпала с гражданской войной.

В течение нескольких месяцев родное село не раз переходило из рук в руки. Ломался уклад крестьянской жизни. В 1920 году из-за свирепствовавшего голода на Поволжье умерли родители Георгия, а старший брат ушел служить в РККА - Рабоче-крестьянскую Красную армию. Впоследствии Георгий Захаров писал: «...самый тяжелый на моей памяти двадцатый год, некогда крепкое село уже давно разорено до основания.... Начался голод, и в лютую зиму в течение нескольких дней от голода умерли отец и мать. Потом умерла бабушка. Взрослых дома не осталось. Несколько дней мы жили тем, что я срезал полоски с лошадиной шкуры, которой была обита дверь, а старшая сестра Василиса из этих обрезков делала нам отвар. Шкуры хватило ненадолго, и вот Василиса устроилась нянькой в одну зажиточную семью. Младшего брата на время взяли к себе дальние родственники. Меня и сестру Сашеньку они прокормить уже не могли. Тогда намотал я на себя и сестренку все, что могло служить одеждой, забил двери дома досками, и ранним морозным утром мы пошли прочь от родного дома, в котором нас ожидала неминуемая голодная смерть.

Вряд ли мы прожили б ту зиму, если бы однажды не повстречали двух таких же оборванцев - брата и сестру. Они были нам ровесниками. Мы вместе ходили весь день, собирая подаяния, а на ночь они привели нас к себе в дом. Это был покосившийся и запущенный вдовий дом. Навстречу нам поднялась изможденная женщина. Мы с Сашенькой стояли на пороге, готовые по первому ее знаку уйти или остаться.

Женщина заплакала, и мы остались.

В этом доме мы прожили до весны. Потом я батрачил, был в приюте, снова батрачил. Так прошло много месяцев - мы выжили...»

А когда Георгию исполнилось 16 лет, он стал председателем Старо-Семинкинского селькресткома. «Крест» тут - от слова «крестьянский»: сельские крестьянские комитеты представляли собой артели, созданный для оказания взаимопомощи. Это было в 1924 году. А в 1928-м, проработав на этой должности четыре года, двадцатилетний Георгий отправился учиться в Рязанский Сельхозтехникум. Во время учебы Георгий работал комбайнером. Как сложилась бы жизнь этого парня, останься он и дальше на «гражданке»? Бог знает. Но Георгий Нефедович резко изменил направление: не доучившись двух месяцев, он бросил свой техникум и ушел в армию. Мелевисский военкомат направил его в 7 В.Ш.Л. - Военную школу летчиков.

В декабре он 1933 года оканчивает ВШЛ и поступает на курсы командиров звеньев, по окончанию которых отправляется на Украину, в Киев - в 109 авиационную эскадрилью, служить в должности старшего летчика, командира звена.

В марте 1936 года он - уже в звании лейтенанта. А в октябре Захаров летит в Испанию, - воевать. Там шла гражданская война: Вторая Испанская республика сражалась с фашистами. Там и был открыт счёт сбитым им самолетам.

В октябре немцы готовились к генеральному штурму Мадрида. После каждого вылета все «наши» пилоты заправляли машины и, загрузив боекомплект, рядом со своими машинами ждали нового вылета.

Очередной приказ получен. Все на взлёт, Григорий Нефедович пробует пулемёты, и - эх, незадача! - у двух надо менять стволы. А самолеты уже взлетают. Что делать? Быстро поправив пулеметы, через несколько минут он взлетел. Но от своих уже отстал, а потому в одиночестве идет в сторону Мадрида. Над Мадридом осматривается, а вокруг никого нет! Ни своих, ни чужих... Набирает высоту и движется в сторону противника. Нет никого! Всматривается в горизонт в направлении солнца и замечает, наконец, силуэты бипланов. Пересчитывает их: двенадцать. Понятно, что свои - заходят к Мадриду со стороны солнца. Самолеты идут по дуге. Захаров быстро сокращает расстояние по прямой и, немного опередив группу, выскакивает впереди. Покачивает крыльями. Его замечают и догоняют. Но вместо своих он видит «Хейнкели» противника.

Они кинулись на самолет сразу всем скопом, мешая друг другу. Их первое «здрасьте» - очередь из крупнокалиберного пулемёта по машине Захарова. Спас отработанный навык: автоматически закрутил машину в глубокий вираж, не давая вести по себе прицельный огонь. Машина вся в пробоинах, но Захаров жив. Трижды в прицел его пулемета попадают самолеты противника, и трижды он стреляет. Другого выхода, кроме как вести противника к своему аэродрому, нет - там свои, там помощь. Последняя очередь, уже во время посадки, разбивает приборную панель, но самолет сел. Техник вытаскивает Захарова из машины, и они прячутся в укрытии.

Ему вообще, как принято говорить, везло. Ещё в начале своей службы в 109 авиационной эскадрильи пришлось участвовать в испытаниях нового самолета И-15. Тогда, решив подняться на максимальную высоту, на высоте 7000 метров он вдруг потерял сознание, свалился в «штопор» и начал падать. Пришел в себя на высоте трёх тысяч метров и, выйдя из «штопора», сумел посадить машину. На все вопросы, как он это сделал, вразумительного ответа не смог дать даже себе.

А парашют очень не любил, говорил, что это самое страшное, - прыгать с парашютом. За всю карьеру летчика - только три раза и прыгал, когда учился в Высшей школе летчиков.

Но вернемся в Испанию, в небе над которой за 11 месяцев Георгий Нефедович Захаров сбил 10 самолетов. В апреле 1937-го ему присвоили звание старшего лейтенанта. И отправили на другой конец света - в Китай в качестве командира истребительной авиагруппы.

Во время одного из самых сильных сражений с японцами, когда на каждого нашего истребителя приходилось по три противника, погиб сослуживец Захарова Николай Смирнов, вылетевший в бой на самолете Захарова. Этот самолет, как машина командира, не имела номера, но была обозначена большим нулём на фюзеляже. Летчики её так и называли - «нулёвка». Так вот, как потом оказалось, два звена японских истребителей имели четкое задание сбить именно эту машину, - японцы были прекрасно осведомлены о том, кто летает на этом самолете. О своей «победе» они даже сообщили в печати!

А вот другой случай. При транспортировке в СССР И-96, трофейного японского самолета, во время перелёта над горным хребтом на высоте 4000 метров отказал двигатель, и самолет стал быстро терять высоту. Машину терять нельзя - слишком тяжело её добывали. Значит, надо сажать. А куда? Снижаться в горах густых облаках... Но самолет вынырнул из облаков ровно между двумя горами, в маленьком ущелье с каменистым ручьём на дне. Туда-то и стал сажать машину Захаров. От удара потерял сознание, а когда очнулся, увидел что левая рука стала мягкой и податливой. Еще не понимая, что с ней, сильным рывком попытался вправить, как это делают при вывихах. От этой операции чуть не потерял сознание второй раз. Впоследствии врачи объяснили ему, что этим рывком он спас руку: она была переломлена в двух местах, и он поставил ее в то единственное положение, при котором переломы впоследствии срослись так, что рука не утратила подвижности. Опять «везение»?

В китайской командировке Захаров прибавил к своему счету ещё два сбитых самолета. А в июле 1938 года вернулся в СССР - и стал сразу полковником. В 1940 в РККА восстановили звание генерал-майора, - Георгий Нефедович сразу его получил.

Великую Отечественную войну он встретил в качестве командира 43 Истребительной Авиационной Дивизии. Одна из немногих, если не единственная, 43 ИАД оказалась организованной и боеспособной истребительной дивизией на всем Западном фронте, достойно встретившей врага и сражавшейся с ним на равных.

Вот только несколько примеров фантастического героизма летчиков этой дивизии, прикрывавшей Минск и участвовавшей в обороне Могилева. Немецкие бомбардировщики ходили к Минску только под сильным прикрытием: при общей неблагоприятной для нас обстановке ежедневный итог побед и потерь в воздушных боях складывался в нашу пользу. Один И-16 из 163-го полка разогнал 15 бомбардировщиков и не дал им прицельно сбросить бомбы. Этим истребителем был младший лейтенант Ахметов. Командир эскадрильи из этого же полка старший лейтенант Плотников во главе шестерки И-16 вступил в бой с 26 истребителями противника. Враг в этой схватке потерял 6 самолетов, а наши потерь не имели...

За один день июня 163-й полк сбил 21 вражеский самолет. Такое количество боевых машин не всегда удавалось сбивать даже всей дивизией во вторую половину войны, хотя и самолеты будут не в пример лучше! Сам Захаров в первый день войны сбил под Минском два немецких самолета. Только за первые полтора месяца летчиками 43 ИАД (всего 289 человек) было совершено 4638 вылетов и сбито 167 самолетов противника!

Но уже в октябре 1941 года Захарова переводят начальником истребительной школы летчиков в Улан-Удэ: такой неожиданный поворот событий был связан с небольшой стычкой Захарова с генералом Ставки, прибывшим на фронт для инспекции.

В апреле 1942-го - снова перевод: Захаров становится начальником Ташкентской школы стрелков-бомбардировщиков. А меньше чем через год наконец возвращается на фронт. Теперь он - командир 303 истребительной авиационной дивизии, только что сформированной по приказу Наркома Обороны. В ее составе постоянно находилось 5-6 Истребительных Авиационных полка, в том числе и знаменитая эскадрилья «Нормандия».

«С 22 февраля сего года по 15 сентября сего года дивизия произвела - 7695 успешных боевых вылета...в которых сбито 234 и подбито 34 самолетов противника.

Летный состав значительно окреп, повысилась дисциплина и осмотрительность в воздухе, коллективная спаянность и взаимопомощь в бою, чему немало научил лично тов. Захаров....», - писал в начале октября 1943-го в боевой характеристике на командира 303 Смоленской истребительной авиационной дивизии командующий 1 Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Громов.

В 1944 году Захаров получил в свое распоряжение ЯК-3 - самолет, который он считал лучшей боевой машиной того времени. Тогда же и появилось на фюзеляже командирского ЯК-3 изображение святого Георгия Победоносца, пронзающего змею с головой Геббельса.


14 апреля 1945 года в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза мы читаем:

«...В бою смел, решителен и безудержно напорист, чем постоянно служит образцом отваги и мужества для своих подчиненных. ... Умелым руководством генерал Захаров сколотил свою дивизию в крупную боевую единицу. ... В составе дивизии все время находится полк французских летчиков "Нормандия", среди которых генерал Захаров пользуется неограниченным уважением и авторитетом. ... Генерал Захаров умело передает свой огромный боевой опыт молодому летному составу и постоянно учит их искусству воздушного боя, за что пользуется большим заслуженным авторитетом....

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленную доблесть, мужество и отвагу в 153 боевых вылетах, в которых было проведено 48 воздушных боев и сбито 10 самолетов противника - генерал-майор авиации Захаров Георгий Нефедович вполне заслуживает высшей правительственной награды звания Герой Советского Союза».

Указ о вручении был подписан 19 апреля 1945 года. Всего за время службы Георгий Нефедович Захаров был награжден: за период пребывания в Испании - тремя орденами Красного Знамени; в Великую Отечественную войну, с присвоением звания Героя Советского Союза, ему были вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда».

Кроме того, он был награжден орденами: Александра Невского, Кутузова II степени; медалями: «За Кенигсберг», «За Берлин», «За победу над Германией», французским орденом «Офицерский крест почётного легиона» и «Военным крестом».

Но и это еще не все. Захаров был трижды награжден орденом «Красная звезда» - в 1945, 1951 и 1955 годах. Получил он в 1955 году и «Орден Ленина» - а выше этой награды в советские времена было только звание Героя Советского Союза.

За все три войны, в которых ему довелось участвовать, Захаров сбил 22 самолета противника и ни разу не был сбит сам. Именем Героя названа улица в селе Старое Семенкино. Захаров является почетным гражданином Франции.

И после войны Георгий Нефедович Захаров продолжал служить в ВВС СССР.

Заканчивал он службу на Дальнем Востоке. Вот как об этом вспоминает заслуженный военный лётчик СССР, генерал-лейтенант авиации Пётр Николаевич Масалитин: «Иногда ставились задачи на сопровождение звеном МиГ-15рбис (самолеты-разведчики - прим.ред.) самолёта Ил-28 генерала Захарова, когда ему следовало перелететь на какой-нибудь аэродром Курильских островов. Обеспечив посадку комдива, звено возвращалось на наш аэродром. Следует указать, что разведка и ВВС США, базировавшиеся на о. Хоккайдо (Япония), всегда внимательно следили за полётами и перелётами генерала Г.Н. Захарова...»

В октябре 1960года Захаров вынужденно ушел в отставку, но продолжил работать, написав две книги - «Рассказы о истребителях» и «Я - истребитель».

Известно, что Георгий Нефедович Захаров просил особенно молиться за летчиков, не вернувшихся с заданий. Сам Георгий Нефедович отошел ко Господу 6 января 1996 года, не дожив двух лет до своего 90-летия.

Вечная память славному Герою Отечества!


Использованы материалы архива школьного музея боевой славы и интернациональной дружбы 303 ИАД и I ОИАП «Нормандия-Неман» ГБОУ СОШ №712 г. Москвы:

  • Боевая характеристика на командира 303 Смоленской Истребительной авиационной дивизии, генерал-майора авиации т. Захарова Георгия Нефедовича (16.10.1943 г.);
  • Автобиография полковника Захарова Георгия Нефедовича (25.10.1938 г.);
  • Личное дело 26 ВА Захарова Георгия Нефедовича с автобиографией (20.12.1951 г.);
  • Послужной список Военного Министерства Союза ССР Захарова Георгия Нефедовича;
  • Представление на присвоение звания Героя Советского Союза - командиру 303 истребительной авиационной Смоленской краснознаменной ордена Суворова дивизии генерал-майору авиации Захарову Георгию Нефедовичу (14.04.1945 г.),
  • Книга Г.Н. Захарова « Я - истребитель»


24.04.1908 - 06.01.1996
Герой Советского Союза
Памятники
Надгробный памятник
Бюст в Димитровграде
Памятник в Вязьме-Брянской
Мемориальная доска в Воронеже


З ахаров Георгий Нефёдович – командир 303-й Смоленской Краснознамённой истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, генерал-майор авиации.

Родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семёнкино ныне Клявлинского района Самарской области в семье крестьянина. Русский. После смерти родителей в 1920 году - батрачил. Окончив Рязановский сельскохозяйственный техникум (Ульяновская область) в 1930 году, работал в совхозе. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года.

В 1930 году призван в ряды Красной Армии. Окончил 7-ю военную школу лётчиков в Сталинграде в 1933 году, курсы командиров звеньев при Качинской военной школе лётчиков в 1934 году. Служил в 109-й эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады ВВС Киевского военного округа: старший лётчик, командир звена.

Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов с октября 1936 по апрель 1937 годов. Первый боевой вылет над Мадридом Энрике Лорес (псевдоним лейтенанта Г.Н. Захарова) совершил на И-15 4 ноября 1936 года. К началу декабря 1936 года сбил 1 самолёт противника лично и 2 - в группе. Когда вернулся на родину, на его счету было 6 индивидуальных побед и 4 в группе.

С июня 1937 года командовал эскадрильей в Киевском военном округе и авиаотрядом - в Ленинградском военном округе. С ноября 1937 по сентябрь 1939 года участвовал в национально-освободительной войне китайского народа 1937-1945 годов. Выполнил около 20 боевых вылетов, сбил в Китае ещё 3 самолёта. После возвращения ему было присвоено звание полковника. С сентября 1938 года - командующий ВВС Сибирского военного округа. Окончил курсы усовершенствования при Академии Генерального штаба РККА в 1940 году. С ноября 1940 года - командир 43-й истребительной авиационной дивизии ВВС Западного Особого военного округа.

В боях Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Несмотря на высокие звание и должность, участвовал в воздушных боях и продолжал одерживать победы. Первые 2 гитлеровских самолёта сбил 22 июня 1941 года. Участник оборонительного сражения в Белоруссии, Смоленского оборонительного сражения, битвы за Москву. В ноябре 1941 года назначен начальником Забайкальской военной авиационной школы пилотов (город Улан-Удэ). С апреля 1942 года - начальник школы воздушных стрелков-бомбардиров в Ташкенте.

В декабре 1942 года вернулся на фронт в качестве командира 303-й истребительной авиационной дивизии. С этой дивизией участвовал в Орловской, Смоленской, Невельско-Городокской, Витебско-Оршанской, Белорусской, Прибалтийской и Восточно-Прусской наступатльных операциях. В составе вверенной ему авиационной дивизии воевали французские лётчики полка «Нормандия-Неман». В 1945 году его дивизия вела боевые действия над территорией Восточной Пруссии.

К апрелю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации Г.Н. 3ахаров совершил 153 боевых вылета, участвовал в 48 воздушных боях, сбил 10 самолётов противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое командование авиационной дивизией и личное мужество и героизм, проявленные в воздушных боях против немецко-фашистских захватчиков генерал-майору авиации Захарову Георгию Нефёдовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Советской Армии. В 1950 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. Занимал ряд ответственных командных должностей, в том числе командовал дивизией на Дальнем Востоке. С октября 1960 года Г.Н. 3ахаров - в запасе.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 6 января 1996 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Воинские звания:
лейтенант (1935),
старший лейтенант (1937),
полковник (1938, минуя два звания),
генерал-майор авиации (4.06.1940).

Награждён двумя орденами Ленина (19.04.1945, 1955), четырьмя орденами Красного Знамени (2.01.1937, 17.07.1937, 14.11.1938, ...), орденами Кутузова 2-й степени (3.07.1944), Александра Невского (31.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги" (3.11.1944), "За взятие Кёнигсберга", "За взятие Берлина", другими медалями, иностранными наградами - офицерский крест ордена Почётного Легиона (Франция, 1944), "Военный крест 1939 года" (Франция), крест "За лётные боевые заслуги".

Почётный гражданин столицы Франции - Парижа.

Именем Героя названа улица в селе Старое Семёнкино. В 2012 году в городе Димитровграде Ульяновской области на Аллеи Героев установлен бюст Г.Н.Захарова. В Воронеже на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Повесть об истребителях. М., 1977;
Я - истребитель. М., 1985.

Георгий Захаров родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семёнкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. В годы Гражданской войны беспризорничал. Окончив сельскохозяйственный техникум, работал в совхозе. С 1930 года в рядах Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов в 1933 году и курсы при Военной академии Генерального штаба.

В звании лейтенанта служил сначала в Северо-Кавказском военном округе. Затем был старшим лётчиком и командиром звена 109-й истребительной авиационной эскадрильи 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Был близким другом прославленного советского лётчика-аса , трагически погибшего 28 октября 1941 года.

Уже старшим лейтенантом отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. С 20 октября 1936 года по 7 апреля 1937 года был пилотом и командиром звена истребителей . Летал также на трофейном итальянском истребителе «Фиат-32». Имел псевдонимы «Энрике Лопес» и «Родригес Кромберг».

Первый вылет совершил 4 ноября 1936 года над Maдридом. Согласно некоторым источникам советских времён, в одном из боёв сражался в одиночку против 12 истребителей Не-51 и сбил 1 (по другим данным 2 или даже 3) из них, а ещё 1 вражеский самолёт врезался в землю во время боя. Захаров благополучно вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:

«Наконец всё готово. Устремляюсь вдогонку за своими. Мне надо занять место в строю раньше, чем начнётся бой. Насчёт задания у меня особых сомнений нет: беспрерывные бои над Мадридом приучили нас к тому, что главная наша задача — отражать налёты на столицу республики. Откуда чаще всего приходят фашисты — я тоже знаю достаточно хорошо. Так что главное — успеть пристроиться к группе. Я над Мадридом. Осматриваюсь — нет никого! Ни своих, ни противника...

На всякий случай продолжаю набирать высоту и иду дальше — к позициям противника. Может быть, Рычагов решил упредить фашистов и встретить их на подходе к Мадриду? Обзор у меня прекрасный, видимость — идеальная. Нет никого. Я один во всем мадридском небе...

Это уже странно. Обычно обнаружить группу, а тем более 2-3, большого труда не представляет. Особенно когда знаешь, что вот-вот должен начаться бой. Где же они могут быть?

Тщательно осматриваю горизонт в направлении солнца. От яркого света рябит в глазах, но всё же замечаю далёкие контуры бипланов. Напрягая зрение, пересчитываю их: 12! Павел заблаговременно решил обеспечить себе хорошую позицию и увёл группу с таким расчётом, чтобы к Мадриду идти со стороны солнца. Всё правильно, решаю про себя, мне следовало бы сразу более внимательно поискать группу в том направлении. Они идут по дуге, а внутри её как бы нахожусь я, поэтому довольно быстро сокращаю расстояние по прямой. Я хочу рассчитать так, чтобы выйти к головному звену и занять своё место слева от Рычагова. Но всё-таки опережаю, выскакиваю немного вперёд. Теперь надо, чтобы они меня заметили. Сбавляю скорость, покачиваю крыльями. Они замечают меня и быстро догоняют.

Ощущение нереальности происходящего... Я запомнил мгновенное своё ощущение, объяснить которое словами просто затрудняюсь, когда очередь из крупнокалиберного пулемёта чуть не отрубила крыло моей машины. Навык, однако, оказался сильнее разума: ещё не успев осознать полностью своё положение, я закрутил машину в глубокий вираж. Не давая вести по себе прицельный огонь, я тянул истребитель на максимальной перегрузке, но всем телом ощущал себя мишенью.

Сейчас я вижу только одну причину, по которой остался тогда жив в первую минуту: против меня было слишком много стрелков. Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу. А первый же из них, который подошёл бы ко мне сзади поближе, разрезал бы мою машину пополам одной очередью. Но они открыли огонь все сразу, продырявили машину, а я был жив!

Я крутился внутри клубка, пытаясь их оттянуть к Мадриду, и в этом видел спасение. Ведь где-то совсем рядом были мои боевые товарищи, и я надеялся на их помощь. От перегрузок у меня темнело в глазах. Но я знал: ни секунды по прямой. Выдержала бы машина... Только бы она выдержала...

Трижды „Хейнкели“ попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки. Наконец, подо мной аэродром. Это последнее дело — наводить неприятеля на свой аэродром, но иного выбора у меня не было. На самолёте уже перебиты расчалки крыльев, они выгибаются. Я оглядываюсь назад, и в это время по кабине ещё одна сокрушительная очередь. Приборная доска разбита, замолчали верхние пулемёты, а „Хейнкель“ всё висит и висит на хвосте, добивая машину. Но я всё-таки успеваю „притереть“ её к земле.

Техники вытаскивают меня из истребителя, мы бежим в укрытие под деревья. Я падаю на землю, прижимаюсь спиной к стволу дерева и чувствую влагу на губах. Кто-то суёт мне флягу...».

Сам же он, как пишет Захаров, несмотря на тяжёлый бой, был готов к новым вылетам. Резервных самолётов, однако, в эскадрилье не оказалось. Рычагов, идя навстречу одному из лучших пилотов, приказал лётчику из своей Киевской бригады, «мягкому и добродушному» Петру Митрофанову, отдать машину Захарову.

В том бою против Захарова приняла участие эскадрилья итальянских лётчиков на Fiat CR-32 (а вовсе не немецких на Heinkel He-51, как пишет Захаров). Однако зарубежные исследователи в своих работах предпочитают обходить молчанием данный бой. Его результаты не укладывается в культивируемую на Западе картину превосходства любого иностранного лётчика над советским пилотом.

9 ноября 1936 года он сбил самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado-68 (на самом деле это был итальянский разведчик Romeo Ro.37bis).

8 декабря 1936 года советскими лётчиками по ошибке был сбит французский «Potez 540» с гражданской регистрацией F-A000. При вынужденной посадке самолёт скапотировал и загорелся. Один из пассажиров, французский журналист Луи Делапрэ (Louis Delapree) умер от ран. Евгений Ерлыкин в своём отчете писал, что этот «Потез» на счету его подгруппы И-15. Иностранные источники (со ссылкой на мемуары Андреса Гарсиа Лакале) уточняют имена пилотов, причастных к этой «победе» — Николай Шмельков и Георгий Захаров.

К 9 декабря 1936 года он сбил 1 самолёт лично ещё 2 — в паре (1 «Фоккер» + 0,5 "Хейнкель + 0,5 «Фиат»).

11 февраля 1937 года 5 И-15, вылетевшие для сопровождения 2-х «Потез-54», встретились с 10 «Фиатами». В воздушном бою оба «Потеза» получили повреждения и сели вынужденно на республиканской территории и подломались (5 человек из их экипажа легко ранены). Это были последние самолёты французской эскадрильи «Испания» (Espana).

По результатам этого боя, наши лётчики заявили о 2-х победах над «Фиатами», на одну из которых претендует, по-видимому, Георгий Захаров.

По зарубежным данным, в этом бою был сбит итальянский ас Адриано Мантелли (Adriano Mantelli), имевший на счету 9 побед, который покинул свой Fiat CR-32 на парашюте. По другой версии — у него просто отказал мотор и он сел вынужденно перед наступавшими колоннами своих соотечественников.

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея на счету 6 личных и 4 групповые победы.

За бои в Испании он был награждён двумя орденами Красного Знамени (2.01.1937 и 17.07.1937).

После возвращения из Испании получил звание капитана и был назначен командиром отряда 109-й истребительной авиационной эскадрильи.

В 1937 году участвовал в войсковых испытаниях истребителя И-15бис.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай. С апреля 1938 года возглавлял истребительную группу советских лётчиков, увеличил свой общий налёт на 87 часов и боевой — на 20. Летая на биплане И-15бис, одержал ещё 2 групповые победы, сбив 2 самолёта Мицубиси A5М.

Во время перегона в Советский Союз трофейного японского истребителя A5M потерпел аварию, и при вынужденной посадке в горах, на берегу речки, сломал левую руку и ногу.

За бои в небе Китая награждён третьим орденом Красного Знамени (14.11.1938).

В 1939 году окончил курсы при Военной академии Генерального штаба, получил звание полковника и был назначен на должность командующего ВВС Сибирского военного округа. По другим данным, был командующим с ноября 1938 года по декабрь 1940 года.

С августа того же года он стал командиром 43-й истребительной авиационной дивизии Белорусского военного округа базирующейся в Минске. В этой должности и встретил Великую Отечественную войну.

Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания. 22 июня 1941 года, в первый же день войны, на уничтожил в 2-х вылетах 2 бомбардировщика Ju-88. Вот как он сам описывает это:

«Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, „Юнкерсы“ под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул — как и у первого, у него слишком мал был запас высоты»...

Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126.

В ноябре 1941 года в период неудач Красной Армии он был снят с должности комдива и отправлен в Среднюю Азию командовать Учебной истребительной авиашколой в Улан-Уде, а ещё позже — начальником авиационного училища.

В декабре 1942 года возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков-добровольцев «Нормандия-Неман». Воевал на Западном фронте, принимал участие в борьбе под Курском, участвовал в освобождении Белоруссии.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью «Нормандия» новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт серьёзной сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полёте. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).

Летом 1944 года он уничтожил истребитель Ме-109. А с осени 1944 года стал летать на , на фюзеляже которого был изображён Георгий Победоносец на белом коне, поражающий змея и большая белая стрела.

В 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) генерал-майор авиации Г. Н. Захаров совершил 153 боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых одержал 10 побед.

19 апреля 1945 года за умелое руководство, образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР Захаров Георгий Нефедович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6242).

Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 22 воздушные победы, одержанные им лично и в группе с товарищами в период 3-х войн.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. Всего за свою лётную карьеру освоил 45 типов самолётов, налетал 7000 часов в воздухе. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей.

Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве. Написал книги: «Рассказы о истребителях» и «Я — истребитель». Умер 6 Января 1996 года.

За период службы награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, Красной Звезды (дважды), французским орденом «Почётного Легиона»; многими медалями, а также Российским орденом Жукова (25.04.1995 года).

Родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939 годов. В воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 4 в группе. В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японскими захватчиками, уничтожил ещё 2 самолёта.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией, в состав которой входил и полк "Нормандия - Неман", укомплектованный французскими лётчиками - добровольцами.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно. Лично сбил 10 самолётов противника, из них 2 над Минском в первый день войны. 19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.

Георгий Захаров родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов и курсы при Военной академии Генерального штаба. Службу начал в 109-й истребительной эскадрильи Киевской Воздушной бригады.

В 1936 году, уже Старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 Ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. 9 Ноября 1936 года сбил первый самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado Ar.68 (это был итальянский разведчик "Ромео"). В Феврале 1937 года сбил истребитель Fiat CR-32.

Лучшие дня

В одном из вылетов, над Мадридом, он был атакован группой из 12 истребителей. Проведя бой в одиночку, Захаров сбил 3 машины и вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:

"Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу... Я крутился внутри клубка, пытаясь оттянуть их к Мадриду... я знал: ни секунды по прямой!... Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки..."

После посадки в его самолёте насчитали 140 пробоин...

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея 6 личных и 4 групповые победы.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай, где одержал ещё 2 победы, летая на биплане И-152 (в Феврале и 29 Апреля 1938 года сбил по одному самолёту Мицубиси А5М).

По возвращении в Советский Союз ему присвоили звание Полковник, а в 1941 году и Генерал - майор авиации. Начало Великой Отечественной войны Г. Н. Захаров встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в Минске. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил 2 Ju-88, в двух вылетах, летая на истребителе И-16. Вот как он сам описывает это:

"Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы" под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас высоты"...

Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале Октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126. В Ноябре 1941 года Захарова назначили командиром Учебной истребительной авиашколы в Улан - Уде, но в Декабре 1942 года, он возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Он принял участие в борьбе под Курском, а затем дивизию перебросили на 3-й Украинский фронт.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полете. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).

Летом 1944 года уничтожил истребитель Ме-109, а в 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К Маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Генерал - майор Авиации Г. Н. Захаров совершил 153 успешных боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника.

19 Апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в 3-х войнах.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей. За период службы награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной Войны 1-й степени, Aлександра Невского, Красной Звезды (дважды), французским орденом Почётного Легиона, многими медалями. Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве.