«Приключения Гекльберри Финна», анализ романа Марка Твена. Гекльберри Финн: описание внешности, черты характера Характеристика рассказчика из приключений гекльберри финна

Главное произведение Марка Твена — роман "Приключения Гекльберри Финна" (1885). "Это наша лучшая книга, — писал Э. Хемингуэй, — вся американская литература вышла из нее". Он имел в виду широчайший аспект воздействия произведения: его демократизм и гуманность, его универсальность, а также новый для литературы язык, простой и максимально приближенный к разговорной речи. Все это стало свойствами американской словесности XX века.

Роман "Приключения Гекльберри Финна" примыкает к "Приключениям Тома Сойера": здесь те же герои и то же время действия. Но эта вещь обнаруживает более зрелую позицию автора, богаче охватывает все стороны человеческого опыта и имеет более глубокий обобщающий смысл. Чисто художественная эволюция писателя столь же очевидна. Стиль Твена, уже вполне сформировавшийся в "Приключениях Тома Сойера" как один из лучших в американской словесности, легкий, острый и чуткий к диалектным нюансам, теперь перешел в новое качество.

Писатель вернулся здесь к своей излюбленной и многократно апробированной форме повествования от первого лица и сделал героем-рассказчиком не Тома, мальчика из буржуазной семьи, а Гека, бездомного бродяжку, дитя народа. Это имело двойной эффект. Во-первых, мастерски воспроизведенный, крепкий и колоритный, истинно народный язык, которым написана книга, придает картине американской жизни особую пластическую выразительность, создает впечатление разговора "без посредника" — как будто собственным голосом заговорила о себе сама Америка. Во-вторых же, это позволило полнее и глубже раскрыть характер героя, лишь бегло очерченный в "Приключениях Тома Сойера", показать становление его личности.

Ум Гека свободен от романтических клише, а характер сформирован реальностью. У него нет никаких внешних показных добродетелей, зато он обладает всеми существенными достоинствами. Природа дала ему твердое верное сердце, открытое всем униженным и отвергающее наглую силу, в чем бы она не выражалась. Гек обладает чувством внутренней независимости, заставляющим его бежать от довольства и комфорта, которые предлагает ему вдова Дуглас, в широкий грозный мир. Его свободолюбие — это неприятие ханжества, мещанского благополучия и узаконенной лжи.

По сравнению с "Приключениями Тома Сойера", в характере Гека появляется новое, весьма значительное свойство — гражданское мужество. С первых же глав Твен делает Гека активным участником социального конфликта. Он защитник и укрыватель беглого раба. Причем, спасая Джима от работорговцев, он рискует потерять собственную свободу. Но Твен подчеркивает, что потребность борьбы за свободу Джима так же органично присуща Геку, как и ненависть ко всему, что стесняет его самого. Пусть не вполне осознанная, борьба Гека за общественную справедливость придает его бунтарству гораздо более глубокий, чем в "Приключениях Тома Сойера", социальный смысл.

Характер Гека дан в развитии, и это развитие убедительно мотивированно. Гек вырос на Юге, где рабовладение накладывает свою печать на мышление любого белого. Он долго и с превеликим трудом продирается сквозь чащу рабовладельческих предрассудков в собственном сознании, пока человек окончательно не побеждает в нем южанина, пока он окончательно не решает остаться верным Джиму. Твен ни на минуту не отрывает героя от среды, взрастившей его, и в то же время показывает его в состоянии непрестанной борьбы с предрассудками этой среды. Диалектическое противоречие, лежащее в основе образа, делает его особенно живым и динамичным, придает ему психологическую достоверность.

Симптоматично, что в романе Гек, пария общества, стоит в глазах окружающих все же на более высокой ступени социальной лестницы, чем негр. Но так же, как Гек превосходит Тома храбростью и душевными качествами, негр Джим превосходит Гека в верности и природном мужестве. Чтобы изобразить черного самым благородным человеком в романе, чтобы нарисовать картину дружбы между белым и негром, дружба, которая очень многое дала и тому и другому, — для этого в Америке 1880-х нужны были большая отвага и смелость.

Не меньшая отвага и смелость потребовались и от Твена-художника, чтобы ради жизненной правды так вызывающе нарушить общепринятые нормы литературного языка. О том, насколько новаторским было это произведение, свидетельствует бурная полемика, развернувшаяся вокруг романа по выходе его в свет. Ревнители изящной словесности, требовавшие безупречно гладкого слога, безупречно добродетельного героя и непременно "хороших манер", клеймили книгу как "непристойную, вульгарную и грубую". В Конкорде (штат Массачусетс) "Приключения Гекльберри Финна" были изъяты из городских библиотек как "мусор, пригодный лишь для свалки".

Писатели-реалисты же восприняли роман как произведение новаторское и высокохудожественное. Джоэль Ч. Гаррис определил сущность книги М. Твена кратко и многозначительно: "Это — жизнь".

В "Приключениях Гекльберри Финна" был преодолен, а точнее, "обойден" главный недостаток твеновской техники — композиционная непродуманность, оставшаяся у Твена с его репортерских времен. Практически все книги писателя отличаются свободной композицией, близкой к ассоциативному мышлению, с чем советовал ему бороться его друг У.Д. Хоуэллс. В "Приключениях Гекльберри Финна" данный недостаток обернулся ярким достоинством. Он оказался исключительно органичным авторскому замыслу: свободная композиция романа удивительно соответствует очень важному здесь образу великой реки, на фоне которой разворачиваются колоритные картины жизни, окрашенные юмором, выдумкой, мелодрамой, подлинным трагизмом.

Образ полноводной реки Миссисипи не только объединяет действие, но и по контрасту оттеняет мелочность и бессмысленность человеческих страстей и амбиций: картинки сменяют одна другую, а река продолжает медленно катить свои воды по необозримым просторам Америки. Река определяет состояние души Гека — уносит его тревоги, дает ему покой и мудрость. Образ великой реки воплощает свободу, к которой стремятся герои романа, — спасающийся от изверга-отца Гек и беглый негр Джим — и придает их стремлению вечное, вневременное значение.

Внутренней пружиной романа, движущей сюжет, является бегство Джима и Гека из рабовладельческих штатов и их путешествие на плоту по реке в поисках свободы. Это позволяет Твену раздвинуть рамки повествования, развернуть широкую картину американской действительности. Повествование раскрывает гораздо более темные стороны жизни, нежели случайные драмы в "Приключениях Тома Сойера": равнодушие и садизм белых бедняков, трусость толпы, собирающейся устроить суд Линча, мошенничества торговцев, бессмысленную вражду богатых землевладельцев.

За всем этим притаился страх; не только суеверная боязнь впечатлительного подростка или темного человека негра Джима. Это вполне реальный и обоснованный страх перед бесконечной запутанной цепью грабежей, избиений, утоплений, убийств. За каждым поворотом дороги, за каждым изгибом реки открывается опасность насильственной смерти. В этот жестокий мир оказывается выброшенными главные герои: бездомный мальчик-сирота и беглый негр Джим, которые, полагаясь единственно на верность друг друга, стараются не попасть под чудовищный пресс превосходства белых и взрослых.

Дружба белого и цветного американцев, в силу их свободолюбия одинаково оказавшихся изгоями "приличного общества" — это куперовское открытие, новаторски разработанное Твеном. Разный возраст героев, первоначальная "вынужденность" союза, полная (пусть даже мнимая) зависимость одного от другого (старшего от младшего) делают Гека и Джима самостоятельным парным архетипом литературы США ("Лесная арфа" Т. Капоте, "Убить пересмешника" Х. Ли и др.).

Рассказанная Твеном история о рабстве и свободе, о смерти и возрождении (чтобы ускользнуть от отца, Гек хитроумно инсценировал свою смерть) имеет не только конкретное, но и символическое значение. Речь в романе идет не единственно об узаконенном рабстве чернокожих американцев, но и о несвободе белого человека, закрепощенного социальными условностями и предрассудками среды, не только о "возрождении" героя после его мнимой смерти, но и о действительном рождении его личности, обретшей душевную широту. Стремление Гека и Джима к свободе — это и вечный порыв человека к духовному освобождению. Свобода связана с рекой (читай: состоянием духа), не с Севером или Югом.

Поколение Твена, Джеймса, Хоуэллса создало новый литературный язык, перекинуло мостик в Европу, теоретически определило дальнейшие пути развития американской словесности и, таким образом, подготовило появление их младших современников писателей-натуралистов: Норриса, Гарленда, Крейна, Лондона, Драйзера. С последнего из них начался отсчет в литературе США XX столетия.

Мир произведений этих писателей, в сущности, тот, из которого все они вышли, не был миром традиционной культуры или традиционных моральных норм, что поначалу ставилось в вину литературной молодежи 1890—1900-х. Это был мир фермеров и рабочих-иммигрантов, мелких торговцев и разочарованных священников, нищих художников и проституток.

Год: 1884 Жанр: роман

Главные герои: юноша Гекльберри Финн, друг Том Сойер, вдова госпожа Дуглас, ее сестра Мисс Уотсон и раб Джим.

Главный герой Гекльберри Финн воспитывается вдовой Дуглас. Мальчишка ведет себя не по-джентельменски, поэтому женщина прикладывает немало усилий, чтобы его перевоспитать. Приключения Гека начинаются тогда, когда он сбежал от родного отца и инсценировал собственную смерть.

Друг Джим был рядом с героем во время всего путешествия. Не один раз Геку приходилось выручать Джима, так как в те времена была охота за беглыми рабами афроамериканцами, а кто сдавал их властям, получал денежные вознаграждения. Долгое время приятели скрывались на острове, но в дальнейшем об их месторасположении стало известно, поэтому они вынуждены были бежать. В конце произведения Том Сойер выручает приятелей и они удачно возвращаются домой.

Произведение учит, что настоящие друзья всегда выручат в трудную минуту, не смотря ни на что. Только вместе возможно достичь положительного результата, необходимо беречь верных и преданных друзей.

Читать кратко Приключения Гекльберри Финна Марка Твена

Сюжет произведения разворачивается вокруг мальчишки Гекльберри Финна, которого усыновила вдова Дуглас. Мальчишка вел себя не подобающим образом: плевался, ноги ставил на стол, в речи использовал ругательные слова. Дугла вместе со своей сестрой, которая засиделась в девках, мисс Уотсон решает перевоспитать мальчика. Естественно, Геку все эти наставления давно надоели. Единственная радость – общение с Томам Сойером, который вечно придумывает разные забавы.

Как-то раз Том придумал игру в разбойников. Собрал ребят, образовал шайку. Мальчишки ночью подкрались к слуге вдовы Дуглас афроамериканцу Джиму, который спал на пороге кухни. Ребята стащили свечи и оставили деньги, подвесили шляпу Джима на сук и тихонечко удалились с комнаты.

Жизнь Гека налаживается, он ходит в школу, потихонечку исправляется. Но случается беда – приезжает отец мальчика. Об этом Гек узнает, исследовав след, оставленный на снегу. Большой размер обуви, а на подошве крест, выбитый гвоздями – это ботинки старика Финна. Гек не желает видеть отца, так как тот постоянно употребляет спиртные напитки, после чего издевается над сыном. Герой решает отправиться к местному судье Тэтчеру и отдать все свои денежные средства, чтобы их не отобрал отец.

Наступил день, отец явился к Геку и обвинил его в том, что он думает лишь о себе и совсем зазнался, забыл своего старика. Финн заявляет права на Гека, он не желает, чтобы сын учился, и стал грамотным.

Вдова Дуглас с судьей хотят отсудить Гека у старика Финна. В глубине души Тэтчер считает, что это не справедливо по отношению к отцу и решает перевоспитать старика. В конце концов, у него ничего хорошего с этого не получается: Финн пьет, хулиганит, употребляет нецензурные слова.

Отец похищает Гека и увозит в лес, где держит под строгим арестом. Сначала мальчик противится, а затем снова возвращается к той жизни, которой жил раньше. Один день Финн напивается до такой степени, что даже кидается на сына ножом. Гек понимает, что рано или поздно может погибнуть от рук отца, поэтому он убегает из узницы на лодке и инсценирует свою смерть. Мальчишка скрывается на острове Джексона.

Джим вместе с Геком находят пещеру и поселяются там. Идут ливни, вода в реке сильно подымается. Однажды товарищи обнаруживают плавающий дом. Подплывают к нему и пытаются взять все самое необходимое для жизни. В доме они обнаруживают мертвеца, которого убили ножом. Жизнь на острове наскучила Геку, поэтому он думает замаскироваться девочкой и пойти на разведку в город. Там он долго стоит около одного дома и наблюдает за женщиной. Та приглашает девочку к себе домой и повествует историю об убитом Геке. Дело в том, что местные жители считают, что это дело рук старика Финна или Джима. Кто найдет папашу Гека, получит 200 тысяч, а за поимку Джима обещают 300 тысяч. Заманчивое предложение для многих жителей. Женщина сообщила девочке, что ее муж с приятелем сегодня хотят отправиться на остров, так как там уже долгое время горит пламя, они считают, что беглецы скрываются именно там. Мальчишка начал переживать за товарища и решил как можно быстрее сообщить ему об опасности. Геку удалось предупредить Джима и они вместе уплыли с острова. На плоту ребята соорудили шалаш и стали спокойно жить.

Однажды они обнаружили пароход и решили на него взобраться. В этот момент плот уплыл. На корабле было еще трое разбойников, двое загрузили в лодку вещи и пытались сбежать, оставив третьего на гибель. Гек и Джим думали, что погибнут, но к их счастью, те двое вернулись на борт. В это время Гек с товарищем пригнули в лодку и уплыли. Приятели вызвали спасательную службу к кораблю, но не успели, пароход утонул раньше, чем они прибыли.

На острове товарищи отдыхают, курят сигары, высыпаются, читают книги. Много ценных вещей было обнаружено ими в лодке преступников.

Гек с Джимом держат путь в город Кайро. В этом месте афроамериканцы официально освобождены от рабства. Многие в бегах. Геку постоянно приходиться придумывать разные истории, чтобы спасти товарища.

Как-то раз Джим и Гек сталкиваются с кораблем. Мальчишка чудом спасается и теряет приятеля.

Гек спасается и вместе с Джимом отправляется на Север. Во время пути они встречают двух разбойников именуемых себя Король и Герцог. Эти ребята с удовольствием вступают в контакт с Джимом и Геком. Мальчишке нравится наблюдать за тем, как ловко действуют преступники. Но когда воры решили обмануть трех сирот, Гек начал возмущаться. Он утверждал, что это огромный грех. В конце концов, Гек сорвал операцию. Мошенники решили отомстить мальчишке и сдали его товарища властям. Они также решили навариться на этом деле, так как задержку Джима положено вознаграждение. Гек должен спасти товарища от рабства на плантациях. Он обращается за помощью к своему лучшему другу Тому Сойеру. Как и следовало ожидать, мальчишка подал руку помощи приятелю. Том помог освободить Джима. Они устроили побег. Вернувшись домой, приятели узнали о смерти вдовы Дуглас. В своем завещании, она освобождала Джима от рабства.

Картинка или рисунок Приключения Гекльберри Финна

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Тополёк мой в красной косынке

    Молодой водитель Ильяс застревает на степной дороге и встречает юную тоненькую девушку в красной косынке Асель из местного аила.

  • Краткое содержание Верный Руслан Владимова

    Пес Руслан, всегда верно несший свою службу, не мог заснуть. На улице что-то завывало и шумело. Продолжалось это до самого утра. На рассвете за Русланом пришел хозяин

  • Краткое содержание Песнь о Гайавате Лонгфелло

    Песнь о Гайавате - это поэма Генри Лонгфелло в основу которой легли индейские легенды и сказания. Произведение начинается рассказом о том, как Творец Гитчи Манито призывает вождей индейских племен, прекратить вражду и войны.

  • Краткое содержание Гайдар Дым в лесу

    Защищать, не смотря ни на что – геройский поступок, достойный восхищения. Если же человек, к тому же защищает Родину, это тем более достойно высочайшей похвалы. Отважность, решимость – этого иногда мало, нужно любить свой край, людей, живущих там

  • Краткое содержание Свадьба Кречинского Сухово-Кобылин

    Богатый помещик Муромский Петр Константинович, оставив усадьбу в Ярославской губернии на попечении управляющего, проживает в московской квартире с дочерью Лидочкой и ее стареющей тетей Анной Антоновной.

«Приключения Гекльберри Финна» — роман М. Твена. Опубликован в 1885 г. Из этого произведения, по замечанию Э. Хемингуэя, «вышла вся современная американская литература».

Как продолжение «Приключений Тома Сойера» (1876 г.) роман был задуман сразу по завершении первого из романов, но осуществление замысла растянулось почти на десятилетие, в результате две знаменитые книги о мальчиках с берегов Миссисипи и похожи, и непохожи друг на друга.

При всем реализме деталей, «Том Сойер» — идиллия, расцвеченная юмором и чуть-чуть приправленная ностальгической сентиментальностью. Это отвоеванное искусством у времени остановленное мгновение — золотая пора детства с его безмятежной свободой, избытком сил и фантазии, бесконечностью игры, благодаря которым однообразие провинциальной жизни преобразуется в приключение, скудость — в богатство, проза — в поэзию. Книга о Томе, по позднейшему (в письме 1887 года) признанию Твена, это «просто гимн, который облечен в прозаическую форму для того, чтобы придать ему земной вид». Гимн прославляет не напыщенную, «благопристойную» социальную норму (отношения с которой самого Твена были весьма проблематичны), а обаяние жизни в ее стихийной, непобедимой, неподражаемой вненормативности.

В новом романе «Приключения Гекльберри Финна» Твен делает одного из своих юных героев повествователем: эффект транскрипционного письма (к сожалению, почти исчезающий в русском переводе) создает иллюзию наивного, вольного устного сказывания, благодатной непосредственности отношений рассказчика (Гека) и слушателя (читателя) в «забвении» этикетных, литературных и грамматических норм. Композиция романа, как почти всегда у Твена, аморфна, эпизоды нанизываются на нить путешествия, которое точнее было бы назвать бегством от цивилизации. Цель его условна, даже призрачна: Гек и неф Джим не столько движутся, сколько движимы могучим и капризным течением Миссисипи. Проскочив в тумане Каир, откуда Джим намеревался бежать на Север, к свободе (искусственность этого хода отмечалась всеми, писавшими о романе: для того, чтобы попасть в свободный штат Иллинойс путешественникам было достаточно переправиться через реку с острова Джексон), плот скользит по реке, все дальше к югу, в связи с чем риск разоблачения и новой неволи только увеличивается. Плот — единственный приют, убежище Гека и Джима, мальчика-сироты и беглого раба, которые оба бездомны, беззащитны и полагаться могут исключительно на верность друг другу. Любой контакт с другими людьми, любая вылазка на берег чреваты для них насилием, предательством или обманом. Картины жизни по берегам великой американской реки колоритны, но малопривлекательны, всюду одно и то же: грязь, скудоумие, отупляющая деревенская скука, привычные жестокость и страх, циничное жульничество. Вынужденно взаимодействуя с опасным миром взрослых, Гек защищается от него игрой. Он снова и снова меняет маски, не уступая в этом профессиональным лицедеям (например, Королю и Герцогу), а иной раз и превосходя, «переигрывая» их. В сравнении с его отчаянными импровизациями по преимуществу книжные игры Тома Сойера выглядят искусственными, даже выморочеными. Но, при всей своей преданности игре, Гек наделен и «недетской» чуткостью к чужой боли, его сочувствие распространяется даже на тех, кто, кажется, менее всего его способен вызвать. «Люди бывают очень жестоки друг к другу», — таков его комментарий, сдержанный и емкий, к сцене расправы над Королем и Герцогом — пройдохами, безусловно, заслужившими наказания.

Едва ли не самой знаменитой сценой во всей американской литературе является момент, ближе к концу романа «Приключения Гекльберри Финна», когда Гек делает выбор между совестью как социальным предписанием, интериоризированным голосом общественного мнения (он велит донести на Джима, вернуть беглую «собственность» законным хозяевам) и совестью как непосредственным нравственным инстинктом. Отчаянная решимость «гореть в аду», сознательно согрешив против первой, демонстрирует завидное здоровье второй.

Богатое, сложное звучание романа, в котором соединились элементы идиллии и пикарески, бытописательства и «дикого» юмора, романтического мифа и злой социальной сатиры обеспечили ему привилегированное место в творчестве Твена, в традиции американского реализма и в национальном литературном каноне, каким бы переоценкам он ни подвергался.

«Приключения Гекльберри Финна» характеристика героев Гека и Тома поможет понять внутренний мир героев.

«Приключения Гекльберри Финна» характеристика Гека

Растёт беспризорником и оборванцем. Он ночует в пустой бочке из-под сахара, курит трубку, не ходит в школу, бездельничает. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное – быть свободным, всегда и во всём. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной», — заключает писатель. Гека привлекают занимательные игры, но дороже всего ему личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя плохо, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город. Во время путешествия Гек переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, ради спасения беглого нeгpa Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным.

Гек быстрее взрослеет, раньше узнаёт жизнь с её жестокостью, несправедливостью. Для него приключения очень скоро перестают быть игрой. Эти игры помогли ему приобрести жизненный опыт, приспособили его к жизни. Гек постепенно учится ответственности, серьёзному отношению к людям. Марк Твен видел в нём героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.

«Приключения Гекльберри Финна» характеристика Тома

Сирота, его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течёт вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать, хотя он то и дело нарушает эти правила, вызывая негодование тётушки. Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное – это стихия Тома. Много читая, он стремиться и собственную жизнь сделать яркой, интересной, насыщенной. В нём энергия бьёт ключом. Он обаятельный парень, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все.

Гекльберри Финн характеристика героя напомнит как выглядит Гекльберри Финн и какие черты характера ему присущи.

Гекльберри Финн: описание внешности, черты характера

Гек — тринадцатилетний мальчик, который вырос на улице. У него был отец-алкоголик, который не уделял сыну внимания, но Гек сумел сохранить в себе положительные качества личности и не ожесточиться, не скатиться по наклонной. Несмотря на кажущуюся недалекость (как результат недостатка образования), Гек обладает природной сообразительностью и практической смекалкой. Некоторые истины, которые дети узнают от своих родителей, Гек постигал через собственные размышления, опыт или наблюдения.

Описание внешности Гекльберри Финна

Внешность : «Гекльберри одевался в обноски с плеча взрослых людей.., лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла развалину обширных размеров…»

Речь : «Да ведь ты, верно, с голоду помираешь?», «Провалиться мне, если скажу!», «После завтрака мне пришла охота поговорить про мертвеца…», «Я ее в одну минуту укокошил палкой, а Джим схватил папашину бутыль с виски и давай хлестать.», «Я ни разу не видывал…», «А если мы найдем лодку, то им всем крышка…», «…а если делают не по-ихнему, то король просто велит всем рубить головы. А то больше прохлаждается в гареме.», «…и мой папаша всегда говорил, что он не породистей дворняги…», «Уж очень он был смешливый, другого такого нeгpa я в жизни не видывал.»

Черты характера Гекльберри Финна

суеверный – «Я отлично знал, что мужчина утопленник должен плыть по реке не вверх лицом, а вниз. Вот потому-то я и догадался, что это был вовсе не отец…», «…меня угораздило уронить … солонку. Я поскорей схватил щепотку соли, чтобы перекинуть ее через левое плечо и отвести беду…»;

наивный, необразованный – «Как-то на днях я попросил миссис Уотсон помолиться вместо меня, а она обозвала меня дураком и даже не сказала за что», «Может, мы прозевали Каир в тумане тогда ночью?», «У молодой женщины на этой картинке было довольно приятное лицо, только рук уж очень много, и от этого она, по-моему смахивала на паука»;

может притворяться и обманывать
– «Да уж, пожалуйста, — говорю я, — ведь там мой папаша… Он болен, и мама тоже, и Мэри-Энн.»

Добрый – «Зато вдова совсем не ругалась, и такая была печальная, что я решил вести себя это время получше, если смогу.», «Джиму стало его очень жалко, и мне тоже. Мы попробовали его утешить…»

Тактичный – «когда я проснулся на рассвете, он сидел и, опустив голову на колени, стонал и плакал. Обыкновенно я в таких случаях не обращал на него внимания, даже виду не подавал. Я знал, в чем дело.»

Не терпит наглости – «Нет, я нигде не видывал такой беспримерной наглости, как у этого старого хрыча!»

Ценит доброту в людях — «Она была лучше всех, и характера у нее было куда больше, чем у других девушек.»

Ценит дружбу – «что лучше меня у него нет друга на свете… И тут я нечаянно оглянулся и увидел свое письмо… «Ну что ж делать, придется гореть в аду.» Взял и разорвал письмо.»

Привык к вольной жизни – «только мне у нее в доме жилось неважно: уж очень она донимала всякими поряд-ками и приличиями, просто невозможно было терпеть. В конце концов я взял да и удрал.., залез опять в ту же бочку…, радуюсь вольному житью.», «Семья была очень хорошая, и дом тоже… Я еще никогда не видел в деревне такого хорошего дома, с такой приличной обстановкой», «Мы так и говорили, что нет лучше дома, чем плот. Везде кажется душно и тесно, а на плоту – нет. На плоту чувствуешь себя и свободно, и легко, и удобно.»