Портал "россия". библиотека "россия"



«ВСЕ ДЛЯ ДЕЛА – НИЧЕГО ДЛЯ СЕБЯ»

Братья Рябушинские

Кто такие Рябушинские?
Что мы знаем о них? Сколько их было, один или несколько?
Ну, положим, особняк на малой Никитской постройки Шехтеля,
в котором позже жил Горький, у всех на слуху и на виду.
А дальше?

Итак – братья Рябушинские.

А было их восемь, невероятно талантливых, оставивших неизгладимый след в истории русского меценатства, воистину государственных людей.

Дед их, Михаил Яковлев, уроженец Ребушинской слободы Калужской губернии, прошел путь от бобылей (не имеющих надела крестьян) до купца второй гильдии, это про него будет сказано: «Думается, что лиц, обладавших 1000 рублями, имелось много тысяч, но создавших из них в течение сорока лет работы 2’000’000 рублей, очень немного, и они своим счетом едва ли заполнят один десяток». У Михаила Яковлева была железная воля, соединенная с мировоззрением хозяйственного мужика: «ВСЕ ДЛЯ ДЕЛА – НИЧЕГО ДЛЯ СЕБЯ» , – скажет он, и это станет девизом рода Рябушинских.

В 1820 году он подаст прошение об изменении фамилии Яковлев на фамилию Ребушинский, позже ставшую Рябушинский. К детям относился сурово, книжного воспитания не признавал, считая, что лучший учитель – жизнь. Как-то раз, услышав в доме звуки скрипки, разыскал на чердаке второго сына – Павла – с инструментом в руках.

Бедная скрипка тут же была разбита о стропила: «Я тебе покажу это бесовское занятие! Ты – купец! Ты – Рябушинский».

Сын после этого и думать не смел продолжать свои тайные уроки у какого-то нищего француза. После разорения 1812 года, как всегда бывает после сильных общественных потрясений, русское общество переживает период религиозных исканий. В московском купечестве эти искания вылились в усиленный переход из господствующей церкви в старообрядчество.

«Не крепко то, что неправдой взято. Не удержишь, да и души своей не соблюдешь». Так закладывались устои рода Рябушинских.

Сын его, Павел Михайлович, во многом походил на отца, превосходя его умом и талантом. Воспитывался дома, без всякой системы, с пятнадцати лет работал в лавке отца, постигая тайны ведения бухгалтерских книг. Самостоятельно изучил мануфактурное дело и мог замещать отца при устройстве фабрик в Калужской губернии. Историю со скрипкой в детстве мы уже знаем. Но это увлечение не прошло бесследно. Павел Михайлович очень полюбил театр и часто принимал у себя актеров Малого театра. Он был счастлив в браке, и все восемь его сыновей составляют гордость России, ибо были они созидателями по духу своему.

После смерти отца, Павла Михайловича, главой клана стал старший сын, Павел Павлович, перед авторитетом которого всегда беспрекословно склонялись все младшие братья и сестры. Потрясающая внутрисемейная дисциплина! Павел прославился как миллионщик-политик, которого ненавидели и царица, и большевики. Идеолог молодой российской буржуазии, Павел Павлович воевал и с правительством.

На одном из выступлений он вдруг выкрикнул: «Одна надежда, что наша великая страна сумеет пережить свое маленькое правительство!» На обеде в честь приехавшего в Москву премьер-министра Павел поднимает тост не за правительство, как требовалось по протоколу, а за русский народ. Городской глава в бешенстве: «Московских купцов мало жгли в пятом году, они еще не образумились. Вот дворяне - им въехали порядочно, они и протрезвились». «Странная и своеобразная фигура – этот московский миллионер, – пишут о нем «Биржевые ведомости» (15 июня 1915 года), – нечто среднее между старообрядческим начетчиком и английским дельцом. Находясь в самой гуще политической борьбы и прекрасно понимая неизбежность смуты, он не только продолжает развивать дело, но и призывает к этому и других».

«Мы знаем, что естественное развитие жизни пойдет своим чередом.

И к сожалению, оно жестоко покарает тех, кто нарушает экономические законы.

Поэтому, господа, мы поневоле вынуждены ждать. Это катастрофа, этот финансово-экономический провал будет для России неизбежен, если мы уже не находимся перед катастрофой. И тогда, когда она станет для всех очевидной, только тогда почувствуют, что шли по неверному пути.

Мы чувствуем, что то, о чем я сейчас говорю, является неизбежным, но, к сожалению, нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло уже друзей народа, членов разных там комитетов и советов, чтобы они опомнились. В этот трудный момент, когда надвигается смутное время, все живые культурные силы должны образовать одну дружную семью. Люди торговые, надо спасать землю русскую!» Раздается гром аплодисментов. Это случилось 3 августа 1917 года в Богословской аудитории МГУ, на открытии Всероссийского торгово-промышленного съезда.

По проекту архитектора Шехтеля в Москве на Путинках строится типография Рябушинских в стиле модерн. Павел Павлович издает газету «Утро». В апреле 1907 года он в административном порядке высылается из Москвы за то, что газета «Утро», несмотря на сделанное неоднократно предупреждение, продолжала держаться противоправительственного направления. Телеграмма брата Дмитрия: «Узнали сегодня об административной тяжкой каре, которая тебя постигла.

Выражаем глубокое уважение к твоему твердому и благородному образу действий». А в сентябре Павел уже приступает к изданию своей новой и получившей широкую известность газеты «Утро России». В канун мировой войны на деньги Павла Павловича было снаряжена экспедиция на поиски радия. Вопрос о поиске радия поднял в 1909 году В.И.Вернадский. Осенью 1913 года в особняке Павла на Пречистенке, в присутствии деловых людей, Вернадский прочел доклад о радии и его возможных месторождениях в России. В эмиграцию Павел Павлович приехал уже больным. Прожил совсем немного и скончался во Франции от туберкулеза в 1924 году на 51-м году жизни.

Следующим за Павлом по старшинству шел Сергей. Помимо активного участия в промышленно-банковской жизни семьи, Сергей Павлович имел и единоличное дело. Это, во-первых, Институт педагогики на Рогожках. Он был оснащен новейшими по тем временам методиками и техническими средствами. Об этом мало кто знает, потому что большевики прикрыли это начинание сразу после прихода их к власти. А во-вторых, и это главное, на окраине тогдашней Москвы Сергей вместе с братом Степаном за шесть месяцев (!) на основе Акционерного Московского общества (АМО) создают небольшой автомобильный завод – первый в России. Причем производство устроено таким образом, что при минимальной реорганизации автомобильный завод может производить авиатехнику. Ныне этот завод называется заводом им. И.А.Лихачева. Но на этом таланты Сергея Павловича не кончаются. Он был еще и очень неплохим художником-анималистом. Сам Репин рекомендовал его передвижникам. Рябушинский и выставлялся с ними, и организовывал выставки, и, конечно же, меценатствовал. А также он возглавлял Московский клуб автомобилистов и Московское общество воздухоплавания. Удивительно, что именно эти люди, будучи столпами староверчества, уловили совсем слабые веяния завтрашнего дня: самолет, автомобиль, спорт, туризм. Кстати, следующий брат, Владимир, возглавлял Российское общество по туризму.

«Учился я в Гейдельберге. Оставалось 2–3 семестра, но меня съедала тоска по родине. Несмотря на то, что каждые каникулы я ездил домой, я не выдержал и, махнув рукой на докторат, попросил отца разрешить мне вернуться.

Впрочем, войдя в семейное дело, Владимир скоро восстанавливает свою репутацию. Член Правления Московского банка, Московской городской думы, а также один из главных работников «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями», Владимир представлял собой талантливый и органичный сплав банкира и промышленника, и вдруг... С началом Первой мировой войны, оставив все, он уходит добровольцем на германский фронт. Был ранен в грудь навылет. Удостоен Георгия 4-й степени. Пишет работу об устройстве укрепительных сооружений. Революция застала его в действующей армии. Далее – он командир сформированного им автомобильного отряда в армии Врангеля.

Митрополит Вениамин рассказывал, как в 20-м году к нему бросился офицер с большой темно-русой бородой. «Владыка, я не принадлежу господствующей церкви. Я – старообрядец. Но почитаю и православную иерархию. Благословите! Моя фамилия – Рябушинский. – И сразу, без всякого предисловия, каким-то срывающимся голосом сказал: – Владыка! Мы погибаем, мы такие же большевики, как и они».

А затем наступила парижская эмиграция. Попытки вернуться к семейному делу безрезультатны. В 1925 году Владимир организовал общество «Икона», председателем которого и состоял до кончины. Он публикует десятки статей о русской иконе и истории религии в России. У Владимира Павловича есть замечательный труд под названием «Сравнение языков», где он исследует шесть языков, которыми владел в совершенстве: латинский, греческий, итальянский, французский, русский и английский.

К месту добавить, что Геродота он читал в подлиннике, на древнегреческом. Вот такой вот купчишка! Когда Германия напала на Советский Союз, в эмигрантских кругах распространились слухи о составлении списков имущества, оставленного в России, с расчетом на успехи немецкой армии. Затея эта не понравилась Владимиру. Сохранилось его письмо брату Степану: «Мы, Рябушинские, продолжая традиции незабвенного Паши, должны сейчас думать не о себе, а о России. Если когда-либо настанет необходимость, мы прекрасно вспомним, что нам принадлежало и, конечно же, как честные люди, что мы должны. Сейчас же вся наша энергия должна быть направлена к тому, чтобы поскорее принять участие в работе на пользу русского народа, а на каком месте придется работать – на то воля Божья».

С начала Второй мировой войны, особенно после оккупации нацистами Франции, жизнь русских эмигрантов стала еще тяжелее. Но сотрудничеством с фашистским режимом ни один из Рябушинских себя не запятнал. Владимир Павлович умер в Париже в 1955 году в возрасте 83-х лет.

А теперь поговорим о владельце того самого особняка на Малой Никитской Степане Павловиче. К сожалению, внутреннее убранство особняка претерпело изменения. В парящую, воздушную замысловатость модерна Горький, последний владелец особняка, в прямом смысле въехал с большевистской прямотой.

Но остались нетронутыми фасады и сад, посаженный еще при жизни.

Степан Павлович остался в русской истории не только и не столько как предприниматель, активно работающий в семейном бизнесе, но прежде всего как коллекционер. Только по каталогам Третьяковской галереи, куда после революции перешла часть собрания, значится пятьдесят семь икон XIII–XVII веков, принадлежащих Степану. Наиболее ценные находились в храмах Рогожского кладбища, с которыми тесно была связана жизнь собирателя. Сюда он передал икону Богоматери Одигитрии Смоленской, которую после реставрации 1812 года запрещалось, как наиболее ценный памятник старины, переносить из одного храма в другой. Уже одной коллекции было бы довольно, но Рябушинские есть Рябушинские, и масштаб их деятельности воистину впечатляет. В марте 1905 года старший брат, Павел Павлович, будучи председателем старообрядческой общины Рогожского кладбища, покупает участок в 3-м Ушаковском переулке и жертвует эти земли на строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Далее в дело вступает Степан. Он не только жертвует колоссальные суммы на постройку храма: весь иконостас, представляющий огромную художественную и археологическую ценность, состоит из подлинных древних икон из собрания Степана Павловича. Он становится председателем Остоженской старообрядческой общины. В 1998 году храм восстановлен. Поразительны все-таки эти старообрядцы Рябушинские, жившие в стиле модерн и обгонявшие время. В эмиграции Степан сотрудничал с Владимиром в обществе «Икона», написал работу по реставрации икон и умер в 1942 году в Италии в возрасте 68-ми лет.

Николая Павловича дома звали Николаша. Он считался беспутным и никчемным человеком. Если хотели братья укорить друг друга за неразумность, то говорили: «Ну я понимаю, если бы это Николаша сделал, но ты-то!» Николай действительно прожил богемную жизнь с купеческим размахом. Семейное дело его не интересовало: он сразу же вышел из него, забрав свою долю капитала. По духовному завещанию отца ему причиталось 400 тысяч рублей. Получив их, в течение трех месяцев прокутил чуть ли не половину. Главной статьей расходов явилась певица кафе-шантана Фажет. Одних драгоценностей он купил ей на 45 тысяч рублей, не считая роскошных обедов и катаний на лихачах. Юноша срочно был взят под контроль родственников. На деньги, получаемые от братьев, он побывал в самых экзотических странах – Японии, Гонконге, охотился на фазанов в Китае. Современники относились к нему по-разному. Одни считали, что он был неординарен, другие видели в нем заурядного купчишку. Но в нем была заложена несомненная талантливость. Он пишет рассказы и повести в модном декадентском стиле. А вот выдержка из письма Лансере-Бенуа: «Рябушинский побывал у нас всех, всем как личность очень не понравился, пшют, ужасно надушенный, до вечера пахло в комнатах, смесь наивности и хвастовства». Бенуа поначалу увидел в молодом Николае Рябушинском олицетворение золотого тельца, на поклон к которому вынуждено идти высокое искусство. В письме Сомову он пишет: «Принужден ожидать нашего нового мецената. Вчера он побывал здесь на огромном автомобиле. Хорош ваш Рябушинский! У нас теперь такое безрыбье, что даже этот вздутый моллюск может сойти за рыбу. Почему мы так и не получили нашего Третьякова, нашего Мамонтова!» А Николаша тем временем в Петровском парке строит изящную виллу под названием «Черный лебедь» (архитектор все тот же Шехтель) и наслаждается обществом богемных гостей.

Но Николай не был бы Рябушинским, если бы жизнь его ограничилась только блажью да пирушками. В январе 1905 года выходит в свет журнал «Золотое руно». «В грозное время мы вступаем в путь, кругом кипит водоворот обновляющей жизни. Мы не отрицаем ни одной из задач современности, но мы твердо верим, что жить без красоты нельзя. Вместе со свободными учреждениями надо завоевать для наших потомков подлинное, ярко озаренное солнцем творчество. Во имя той же грядущей жизни мы, искатели «Золотого руна», развертываем наше знамя!» Редактор и издатель – Николай Павлович Рябушинский. В журнале печатались Бунин, Бальмонт, Андрей Белый, Блок, Волошин.

Журнал Николая Рябушинского в течение нескольких лет был признанным центром русского символизма. Из воспоминаний современника: «Николашу, как называли его в Москве, всерьез не принимали, но он оказался хитрее своих братьев, так как прожил все на родине». И несмотря на это, умудрился безбедно жить в Париже, в войну отсиделся в Монте-Карло и скончался в 1951 году в возрасте 74-х лет.

Михаилу Павловичу было два года, когда родители привели его на открытие промышленно-художественной выставки.

Оркестром дирижировал сам Антон Рубинштейн. С младенчества Михаил Рябушинский очень чутко воспринимал красоту. В двадцать лет он начинает собирать коллекцию живописи, которая сделала его самым знаменитым из братьев. В отличие от Павла, Николая, Дмитрия, бывших всегда на виду и слывших возмутителями спокойствия, он находился постоянно в тени. Серьезные банкиры не любят известности. Богатство обязывало относиться ко всему осторожно и солидно.

Счета из книжных магазинов свидетельствуют, что только в 1910–1911 годах он приобрел изданий по искусству на несколько тысяч рублей. Потомок калужских мужиков сумел стать знатоком искусства, но и хватку сохранил. Через Валентина Серова, меценатом которого он был, сделал предложение жене художника Врубеля выслать в Москву неоконченную картину «Демон». Родственники Врубеля назначили за эту работу две тысячи рублей. Рябушинский предлагает уступить за тысячу. Из письма госпожи Забеллы-Врубель: «Имея в виду беспомощность художника, потерявшего зрение, и глубокую потрясенность его жены тяжелыми жизненными невзгодами, может, Вы получили бы большое нравственное удовлетворение, разделив уступку пополам, то есть заплатив за картину тысячу пятьсот рублей». Михаил Рябушинский отправил чек на… тысячу рублей. В тридцать лет он – директор Харьковского земельного и Московского коммерческого банков. Дело и искусство так переплелись в жизни Михаила, что опись картин его коллекции была обнаружена среди бумаг Московского коммерческого банка.

В 1909 году он покупает у Саввы Морозова роскошный особняк на Спиридоньевской (архитектор Шехтель) и перевозит туда свою коллекцию. В том же году, вдохновленный примером бескорыстного служения отечественной культуре Павла Михайловича Третьякова, публично заявляет, что со временем передаст свое собрание Москве. В архиве Третьяковской галереи сохранился любопытный документ под названием «Картины и рисунки из собрания М.П.Рябушинского, принятые на временное хранение. Составлено 13 ноября 1917 года». 35 живописных работ отдал он под опеку национального музея, спасая их от смутного времени.

Верные себе, Рябушинские не покладая рук действуют. В период их харьковской жизни основывают мощный Юго-Центральный банк с филиалами в Одессе, Екатеринославле, Киеве. Они были уверены в том, что большевики – это ненадолго. И когда в эмиграции в 1924 году умирает Павел, руководство западными капиталами ложится на плечи Михаила. Ему 44 года. Он основал в Лондоне «Вестерн Банк». Из письма Сергея к Михаилу: «За пять лет нашего пребывания за границей нами потеряно 400 тысяч фунтов стерлингов. Осталось 100 тысяч. Возникновение наших дел имело случайный характер. Чего стоит весьма пагубное фантастическое решение открывать отделение во всех частях света для захвата мировой суконной торговли.

Взяв на себя лидерство, ты принял тяжелую моральную ответственность: нас не погубить и не опозорить в деловом смысле». Михаил – Сергею: «Собери братьев и пусть решают, выгнать меня из дела или нет». По требованию братьев Михаил закрыл все американские дела, реорганизовал Французский банк, попросил лишь не трогать «Вестерн Банк», предмет его гордости. Однако экономическая депрессия свела на нет все титанические усилия и полностью разорила мощную династию. А в это время в России газеты затрубили: «Сенсация! Найдены сокровища Рябушинского». В доме Михаила в Спиридоньевском расположился Бухарский дом просвещения. При перестановке шкафов был обнаружен тайник, а в нем сорок живописных работ русских художников – Брюллов, Тропинин, Серов, Врубель, Бакст, Репин, мраморный бюст Гюго работы Гогена, восточный фарфор.

В 1937 году Михаил пишет брату Николаю из Лондона: «Ты знаешь, Николаша, что мне не хватает… Еда в хорошем ресторане, жизнь и путешествия в хорошей гостинице, тратить сколько хочу, не считая, сколько у меня в кармане… Жить в определенных рамках – это убивает всякую радость».

А вот письмо 1945 года – опять же Николаю: «Материально мои дела были очень плохи. Постепенно шел в этом отношении вниз. И вот однажды, с Божьей помощью, я посмотрел в окно антиквара.

Решил войти. Спросил, могу я взять образец старинного чайного сервиза (Рокихам). Антиквар согласился. Я поехал на басе в Вест-Энд, Бонд-стрит, вошел в известный антикварный магазин и предложил сервиз по образцу и моим сертификациям… Бондский антиквар купил.

Я заработал свою первую комиссию – два с половиной английских фунта. Это было свыше трех лет назад. С тех времен дело у меня пошло и стало развиваться, я продолжаю как агент по старине и искусству. В душе моей удовлетворение, что я люблю свою работу. И встал на ноги опять, без всякой помощи со стороны».

Еще позже Михаил скажет: «Не нужно думать, что благословение Божье только в богатстве. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью и даже нищетой. Это благословение, думается, еще выше». Михаил Павлович дожил до 80-ти лет и умер в Лондоне в больнице для бедных.

Декабрь 1903 года. Сенсационное сообщение о том, что американцы братья Райт подняли в воздух аппарат тяжелее воздуха. В один из осенних дней 1904 года к преподавателю Практической Академии коммерческих наук Николаю Егоровичу Жуковскому, крупнейшему ученому в области аэродинамики, подошел 22-летний слушатель Дмитрий Рябушинский и предложил свою семейную усадьбу Кучино (ныне город Жуковский) для создания аэродинамической лаборатории. Так появилась первая в Европе лаборатория по аэродинамике.

Вскоре сотрудничество с Жуковским распалось, и все исследования проходили под руководством Дмитрия. В1916 году в Кучино испытали безоткатное орудие системы «ракета в пушке», положившее начало современной реактивной артиллерии. Свою долю капитала Дмитрий из дела не изымал, но и в семейном бизнесе никак не участвовал, целиком посвятив себя науке. Когда был объявлен «красный террор», почти все Рябушинские перебрались в Харьков, занятый немцами, где у них был семейный банк. Вся их торгово-промышленная собственность была национализирована. В Харькове они пытаются восстановить фирму.

Вспоминает дочь Дмитрия Александра. Ей было семь лет, когда в их дом в Кучино, где был институт, ворвались красные. «С опущенными на глаза кепками, они топтали клавиши рояля, стреляли в хрустальные люстры и рвали портьеры на портянки». Самого Дмитрия Павловича в этот момент дома не было – он отлучился по делам в Москву.

После этого случая Рябушинский отправляет семью в Харьков, а сам остается, пытаясь спасти свое детище. «Я остался, чтобы защитить институт. Я отправился в учреждение, возглавляемое Луначарским, и говорил с профессором Московского университета астрономом Штернбергом, членом компартии. Мы говорили с ним довольно-таки откровенно.

И помнится, что на мое замечание, что мои братья, организуя и развивая национальную промышленность, освобождают ее от иностранной зависимости и, следовательно, содействуют повышению уровня жизни всего населения, он ответил: «Мы сделаем это гораздо лучше». Мое предложение национализировать аэродинамический институт было принято.

Я был назначен временно исполняющим обязанности заведующего». Институт был сохранен.

В разгар «красного террора» Дмитрий Павлович попросил командировку в Данию. «Приехав в Данию, я был радушно принят директором метеорологического института Лакуром и знаменитым физиком Нильсом Бором».

В Россию Рябушинский не вернулся. За границей он продолжал заниматься наукой, был избран членом-корреспондентом Французской Академии наук, преподавал в Сорбонне, основал научно-философское общество и Общество охраны русских культурных ценностей за рубежом. Он умер 80-летним стариком с эмигрантским паспортом, так и не пожелав сменить гражданство.

Самый младший из братьев, Федор Павлович, тоже не полностью отдавал себя торгово-промышленному делу. Он оставил о себе память как инициатор и организатор научной экспедиции на Камчатку. С целью лучшего ознакомления с Сибирью он пригласил А.А. Ивановского прочесть ему полный курс географии, антропологии и этнографии Сибири. Федор Павлович отнесся к этому курсу с необычайным интересом, немедленно приобретал рекомендуемые ему книги, карты и атласы. И в конце концов у него составилась обширная библиотека по Сибири.

Впервой половине курса он очень заинтересовался Алтаем. Занимаясь восточными окраинами, он был абсолютно поражен, насколько не изучена Камчатка, полуостров размером с Пруссию. Он стал деятельно готовить Камчатскую экспедицию. Дело оказалось сложным, потому что ни литературы, ни карт толком не было.

Тем не менее первая Русская исследовательская экспедиция на Камчатку состоялась и была весьма успешной. Федор Павлович потратил на нее 200 тысяч рублей.

Он мечтал покрыть сетью экспедиций всю Сибирь, выделяя на эти цели по 100 тысяч рублей в год. Он не успел осуществить этот план, равно как и план в отношении Алтая.

Но он успел установить сеть метеостанций на полуострове. Федор Павлович Рябушинский скончался от туберкулеза в 1910 году. Было ему всего 25 лет.

Век с четвертью простояло воистину гениальное древо Рябушинских. Всего три поколения, а сколько сделано для России! Но и Россия была для них всё. В эмиграции братья Рябушинские, самое молодое и самое талантливое поколение, не стали глупее или менее деловиты. Они так и не научились жить для себя. Просто лишились почвы, и все потеряло смысл. Прозорливость, с которой ими воспринимались текущие события, поражает. Михаил Рябушинский писал: «Мы переживаем трагическое время. Декабрь 16-го года в истории России оставит память противоположности интересов родины и правительства. Темно будущее. Американцы взяли наши деньги, опутали нас колоссальными долгами, несметно обогатились. Расчетный центр перейдет из Лондона в Нью-Йорк. У них нет науки, искусства, культуры в европейском смысле, они купят у побежденных стран их национальные музеи, за громадные оклады сманят к себе художников, ученых, деловых людей и создадут себе то, чего им не хватало. В России же, при анархии, нашей ближайшей целью будет сохранить по возможности все то, что уцелеет, и снова начать работу».

Древо срубили под корень. Но остались фабрики, заводы, храмы, банки, архитектурные творения, созданные по их идеям и на их средства, осталась коллекция икон, составляющая основу фонда Третьяковской галереи, живописные полотна, отданные музеям России. А в основе всего впитанное с молоком матери: «Все для дела – ничего для себя».

Виолетта Седова, Журнал "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ", № 1 – 2003

Рябуши́нские — одна из самых известных династий российских предпринимателей. Условный и весьма относительный рейтинг, сформированный Forbes в 2005 году на основе архивных документов, ставит состояние Рябушинских на 9 место в списке 30 богатейших русских фамилий начала XX века (перед Первой мировой войной совокупное состояние Рябушинских составило 25 —35 миллионов золотых рублей). История семейного дела продолжалась около 100 лет. Основатель знаменитой династии банкиров и промышленников незадолго до Отечественной войны 1812 года. Покинуть Россию всем братьям Рябушинским пришлось в 1917 г., сразу после Октябрьской революции.

Несмотря на то, что фамилия Рябушинских в первую очередь связывается с братьями Василием и Павлом Михайловичами, основателем династии по праву является их отец, Михаил Яковлев, родившийся в 1786 г. в Ребушинской слободе Пафнутьево- Боровского монастыря Калужской губернии. Именно он первым в семье пошел по торговому делу, и уже в 16 лет был записан в «московской третьей гильдии купцы» под фамилией Стекольщиков (его отец зарабатывал тем, что стеклил окна). Он же принял решение, не только коренным образом изменившее его собственную судьбу, но и в значительной степени определившее дальнейшую судьбу всей его семьи. В 1820 году Михаил Яковлев вступил в общину старообрядцев. После того, как начавшее было развиваться дело (собственная ситцевая лавка в Холщовом ряду) было подкошено войной 1812 года, он «по неимении купеческого капитала» был «перечислен в мещанство». Затем долго, - в течение 8 лет, - старался подняться на ноги самостоятельно. Однако смог сделать это только после того, как в 1820 году «подался в раскол», взяв фамилию Ребушинский (буква «я» появится в ней в 1850-е годы). Община уже в то время была сообществом не только религиозным, но и коммерческим. Её члены из числа хорошо себя зарекомендовавших пользовались значительной поддержкой купцов-старообрядцев, свободно получали большие беспроцентные, а то и безвозвратные ссуды. Так или иначе, жизнь Рябушинского с переходом в раскольники пошла вгору, и в 1823 г. он вновь уже был записан в третью гильдию купцов. В 1830-х годах ему принадлежало уже несколько текстильных фабрик.

Справедливости ради надо отметить, что Ребушинский был истинным ревнителем веры и пользовался в общине уважением. В убеждениях был тверд, а детей он воспитывал в строгости. Старшего сына - Ивана - он отлучил от семьи, отстранил от дел и оставил без наследства за то, что тот вопреки его воле женился на мещанке.

Вот так и получилось, что продолжателями его дела стали младшие из трех сыновей- Павел и Василий. Но поначалу и их судьба складывалась непросто. В 1848 г., в соответствии с указом императора Николая I, было запрещено принятие старообрядцев в купечество. Павел и Василий вместо принятия в купеческую гильдию могли были быть забраны в рекруты. Многие купцы в таких условиях принимали традиционное православие и покидали старообрядческую общину. Однако и здесь сказались характер и хватка Рябушинского. От веры не отступил, но и сыновей купцами сделал. Как раз в это время необходимо было срочно заселять недавно основанный город Ейск. И в связи с этим раскольникам было сделано послабление: им разрешалось приписываться к местному купечеству. Вот там-то сыновья Рябушинские и стали «ейскими третьей гильдии купцами», вскорости после этого вернувшись в Москву.

После смерти Михаила Яковлевича (по времени совпала с отменой того самого злополучного Указа) управление делом перешло к старшему сыну, Павлу. Вскоре братья стали «второй московской гильдии купцами», а в 1863 году - первой. К середине 1860-х годов Рябушинским принадлежало три фабрики и несколько магазинов. В 1867 году появляется торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские». В 1869 г. благодаря феноменальному чутью Павла Михайловича братья вовремя продали все принадлежащие им активы, вложив вырученные деньги в убыточную бумагопрядильную фабрику под Вышним Волочком, дышавшую на ладан из-за резкого сокращения экспорта хлопка из США. И не прогадали: после окончания войны объемы экспорта хлопка уверенно увеличивались, и вскоре фабрика начала приносить огромную прибыль. В 1870 году её продукция получила высшую награду Московской мануфактурной выставки. В 1874 году начал работу ткацкий комбинат, а в 1875 Рябушинские контролировали уже весь цикл производства тканей благодаря тому, что смогли открыть аппретурную и красильную фабрики.

Между тем вопрос о наследниках становился для обоих братьев все более актуальным. Старообрядческий уклад их жизни и здесь сыграл свою роль. В свое время, видимо, памятуя пример старшего брата, Павел согласно воле отца женился на Анне Фоминой, внучке старообрядческого начетчика. Шли годы. Брак оказался несчастливым для молодых. Первенец- сын умер, не прожив и месяца. После в семье родилось шесть дочерей и ни одного сына, что не могло не сказаться на отношении Павла к жене. После долгих мытарств супруги развелись. Оставшихся на руках Рябушинского дочерей от 6 до 13 лет он отдал в пансион. Семейное счастье Павел, тем не менее, обрел. Хотя для этого и разрушил личную жизнь своего младшего брата. Василию сватали Александру Овсянникову, дочь известного петербургского миллионера-хлеботорговца, также старообрядца. Для решения вопросов, связанных с возможным браком, пятидесятилетний Павел Михайлович поехал в Петербург. Но после знакомства с предполагаемой невестой брата решил жениться на ней сам. Брак оказался счастливым: в нем родилось шестнадцать детей (восемь из них - мальчики). А Василий Михайлович так до конца жизни и не женился. Умер он 21 декабря 1885 года, не оставив наследника. После его смерти в 1887 году торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские» преобразован в «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями». Павел Михайлович пережил своего младшего брата ровно на 14 лет и умер в декабре 1899 года. Семейное дело продолжили и расширили его многочисленные сыновья.

В Российской империи семейные династии купцов и промышленни-ков, накапливавших миллионные состояния от поколения к поколению, не были редкостью. Но если большинство замыкалось в одной отрасли, то Рябушинские смело брались за любое новое дело, сулившее перспективы. И им самим, и России. И если б не мировая война и революции, то сегодня о Рябушинских говорили бы как об основателях отечественного автопрома. И того, что позже, уже в другой России, получит бюрократическую аббревиатуру ВПК, в просторечии — «оборонка».

(публикуется с сокращениями)

Происхождение: монастырско-крестьянское

Род российских текстильных магнатов и финансовых баронов, «владельцев заводов, газет, пароходов» происходил из «экономических» крестьян, то есть бывших монастырских, ставших «государственными» после секуляризации церковных земель. Родоначальник династии, «огосударствленный» крестьянин Михайла, сын Дениса Яковлева, родился в 1787 году в Ребушинской слободе Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии. Двенадцати лет он был отдан «в учение», а уже в 16 лет подросток объявился в Москве, где сразу записался в купцы третьей гильдии.

Было это в 1802 году, для записи в купеческие гильдии нужно было предъявить некий капитал, и скорее всего, деньжатами Ми-хаилу помог старший брат Артемий Яковлев , торговавший в Го-стином дворе. Вскоре молодой человек обзавелся и «московской пропиской», и собственным стартовым капиталом — он женился на дочке хозяина кожевенной фабрики. После чего Михаил Яков-лев открыл в том же Гостином дворе собственную лавку, взятую в аренду у прежнего хозяина, а затем выкупленную.

Однако развернуться новоиспеченному «резиденту» помешали обстоятельства форс-мажорные — началась Отечественная война 1812 года. Все его планы сгорели в московском пожаре. И после изгнания из Москвы наполеоновских войск разорившийся пред-приниматель подал в Купеческую управу прошение о переводе его из купеческого сословия в мещанское. В переводе на нынешний язык — из ИЧП в наемные работники. Но уже спустя несколько лет смекалистый и деловитый приказчик настолько понравился хозя-ину — купцу Сорокованову, что тот, не имея прямых наследников, на старости лет передал свое дело способному «топ-менеджеру».

А в 1820 году Яковлев сделал еще один ответственный шаг — вступил в сообщество старообрядцев, к которым тогда принадлежала вся элита московского купечества. Конечно, это не способствовало улучшению отношений с Русской право-славной церковью, но зато молодой предприниматель сразу же об-завелся связями в деловом мире Первопрестольной — да такими, о каких мог только мечтать.

Приняв новую фамилию — по названию родной слободы, мещанин Михаил Яковлевич Ребушинский (первая гласная в фамилии изменилась только с середины поза-прошлого века) в самом конце 1823 года во второй раз записался в купцы третьей гильдии. На сей раз без проблем представив сви-детельство о наличии у него полагавшегося по такому случаю ка-питала — в 8 тысяч рублей.

Вот теперь ему представился шанс показать себя — и Ребушин-ский воспользовался им на все сто. До своей смерти в 1858 году он успел основать одну ткацкую мануфактуру в Москве и еще две — на родине, в Калужской губернии. А в 1856-м расширил московское производство, построив в Голутвинском переулке одну из первых в Российской империи ткацкую фабрику «полного цикла».

Cвоим наследникам — двум дочерям и трем сыновьям, Ивану, Пав-лу и Василию, — бывший «экономический крестьянин» оставил в наследство капитал уже миллионный. А точнее, более 2 млн ру-блей — сумму по тем временам огромную. Хотя старший сын Иван от семейного дела был «отставлен» (поскольку ослушался отца и женился по собственному выбору) и, получив свою долю наслед-ства, до конца жизни вел собственную торговлю.

Средний сын, Павел, при жизни отца перечить его воле не стал и женился «на ком положено» — на богатой купеческой дочке.

У них родилось шесть дочерей и один сын, умерший в младенче-стве, но крепкой, истинно старообрядческой семьи не получилось.

Павел и Василий Рябушинские жили и вели семейное дело в мире и согласии. Они продали свою лавку в Гостином дворе и превратились из торговцев в товаропроизводителей, хотя их компания формально называлась «Торговый дом П. и В. Рябушинских». Павел, более подкованный в экономике и «менеджмен-те» (азы того и другого он изучал в лавке дяди Артемия и на отцовских мануфактурах), отвечал за производство. А Василий, более склонный к финансам, — за реализацию товара.

Однако вскоре старший брат решил ликвидировать отцовские мануфактуры, а на вырученные деньги купить крупную действую-щую бумагопрядильную фабрику в Тверской губернии, близ Вы-шнего Волочка. В дальнейшем старший Рябушинский намеревался превратить фабрику в передовое предприятие. Младший брат при-нял идею старшего в штыки, и в 1869 году Павел был вынужден покупать мануфактуру на собственные деньги.

Время показало, что прав был старший. Уже на следующий год после покупки Вышневолоцкой мануфактуры ее продукция по-лучила золотую медаль на очередной Всероссийской выставке. Спустя пять лет там же были построены еще две мануфактуры — красильно-отбельная и ткацкая. К началу 1880-х продукция бра-тьев Рябушинских была известна всей России, а фирма получила право изображать на своих товарах государственный герб.

После смерти брата в 1885 году Павел Рябушинский акциониро-вал компанию — теперь она называлась «Товарищество мануфак-тур П. М. Рябушинского с сыновьями», имела 2 млн рублей устав-ного капитала и второе по величине текстильное предприятие в центре России (после Тверской мануфактуры Морозовых). Това-рищество занималось и финансовыми операциями и стало одним из ведущих кредитно-финансовых учреждений Москвы.

О человеческих качествах Павла Рябушинского говорит следу-ющий факт. Когда в 1855 году вышел указ, запрещавший старооб-рядцам записываться в купцы, глава фирмы остался верен своим религиозным убеждениям и выпи-сался из купеческой гильдии, став, подобно отцу, московским ме-щанином. А вернулся в гильдию, только отыскав соответствующую юридическую лазейку (в ряде го-родов, в частности в портовом Ельце, сохранялись некоторые при-вилегии — там в купечество записывали и старообрядцев).

Финансово-промышленная империя

Павел Михайлович Рябушинский скончался в декабре 1899 года, не дожив до 80-летнего юбилея всего несколько месяцев. По заве-щанию его жене отошел дом в Малом Харитоньевском переулке. 8 тысяч рублей получили духовник и лакей, ухаживавший за боль-ным хозяином. А основной капитал в 20 млн рублей был поделен поровну между восемью сыновьями — Павлом, Сергеем, Владимиром, Степаном, Николаем, Михаилом, Дмитрием и Федором.

Николай, Дмитрий и Федор семейным бизнесом не занимались, и об их судьбах — чуть ниже. А два старших брата, Павел и Сер-гей, возглавили текстильное производство — к тому времени одно из крупнейших в Российской империи.

К началу Первой мировой войны на комбинате под Вышним Волочком (там предприятию принадлежали лесные угодья площадью 40 тысяч десятин, вновь построенные лесопильный и стекольный заводы, а также выку-пленная у прежних хозяев Окуловская писчебумажная фабрика) работало 4,5 тысячи рабочих, а ежегодный оборот составлял 8 млн рублей.

Не помешал развитию производства даже пожар, случив-шийся через год после смерти отца и уничтоживший большую часть корпусов. Благодаря страховке, внутренним резервам и, самое главное, кипучей энергии Павла Рябушинского-младшего, фа-брику удалось вернуть в строй в рекордные сроки.

Владимир и Михаил Рябушинские всерьез занялись финансо-вой составляющей растущей на глазах «братской» империи, кото-рой теперь точнее подошло бы название «торгово-промышленно--финансовой». Основанный в 1902 году «Банкирский дом братьев Рябушинских» (знаменитый тем, что был первым и единствен-ным частным банком в России, публиковавшим свои ежемесячные и годовые отчеты) десятилетием позже был преобразован в акционерный коммерческий Московский банк с основным капиталом 25 млн рублей.

Банк занимал 13-е место среди финансовых учреждений Российской империи, а его знаменитое здание в стиле мо-дерн на Биржевой площади в Москве, построенное по проекту Фе-дора Шехтеля, стало символом процветания и мощи финансовой империи Рябушинских.

В начале прошлого века она приросла еще и Харьковским зе-мельным банком. В 1901 году, после трагического самоубийства прежнего владельца, «финансового гения» Алексея Алчевского, банк — третье по величине акционерное ипотечное учреждение в стране — возглавил 21-летний Михаил Рябушинский.

Тогда же семейный клан Рябушинских, накопив огромные капиталы, начинает активно инвестировать их в самые разнообраз-ные сферы экономики. Накануне Первой мировой войны товарищество купило Гаврилов-Ямскую льняную мануфактуру и основало крупнейшую экспортную компанию — Русское акционерное льнопромышленное общество (с основным капиталом 1 млн рублей), на долю которого приходилось около пятой части всего российского льняного бизнеса.

А Сергей и Степан Рябушинские, выступив пионерами российского автопрома, уже после начала войны — в 1916-м — основали Товарищество Московского автомобильного завода (АМО), предполагая наладить на нем производ-ство грузовиков для армии по лицензии итальянской компании FIAT. И лишь по независящим от братьев причинам — вызванного войной железнодорожного паралича на западе империи — заказан-ные в Швеции и Соединенных Штатах станки так и не поступили в Россию. Основанный Рябушинскими московский автозавод зара-ботал только после 1917 года, получив имя своего первого совет-ского директора — Лихачева.

Продолжали выпускать продукцию в советское время и два дру-гих предприятия, созданные братьями Рябушинскими до револю-ции и благополучно дожившие до наших дней. Это Рыбинский ма-шиностроительный завод (ныне АО «Рыбинские моторы») и Ме-ханический завод в подмосковных Филях (ныне ГПНЦ им. Хруничева — кузница отечественной космической техники). А Москва благодаря Степану Рябушинскому украсилась очередным архитек-турным шедевром — знаменитым особняком в стиле модерн у Ни-китских Ворот (по проекту того же Шехтеля), в котором проживал Максим Горький.

Война не дала реализоваться еще одному амбициозному пла-ну Рябушинских — созданию «лесной империи» под эгидой Обще-ства «Русский Север». В том же 1916 году братья купили одно из крупнейших российских лесопильных предприятий — Беломор-ские заводы в Архангельской губернии, но дальше дело не пошло.

А еще в сферу интересов известно-го московского семейного клана в начале прошлого века входили бакинские нефтепромыслы (Рябушинские владели паями в другой «братской» компании — Нобелей) и освоение северных нефтяных месторождений в районе Ухты (и радиевых на востоке), горнодобывающая промышленность и машиностроительные предприятия на Урале и в Поволжье, зо-лотодобыча, судостроение…

Хождение капитала в политику

Тон в семейном бизнесе задавал Павел Павлович Рябушинский , состояние которого в 1916 году оценивалось в 4,3 млн рублей, а го-довой доход составлял более 300 тысяч рублей. (Для сравнения: годовое жалованье самых высокопоставленных царских сановни-ков тогда не превышало 25-30 тысяч рублей.) К началу Первой мировой войны это уже был не только один из богатейших людей Российской империи, но и известный политик — выразитель инте-ресов крупной российской буржуазии, стоявшей в оппозиции са-модержавию и желавшей «революции сверху» (в качестве стреми-тельно надвигавшейся на Россию «революции снизу»).

Глава финансово-промышленной империи на свои средства из-давал оппозиционные газеты (от старообрядческой «Народной газе-ты» до либерального «Утра России») и создавал общественные орга-низации и целые политические партии. После поддержки «Союзом 17 октября» столыпинской программы «успокоения» России — с по-мощью репрессивных военно-полевых судов — Рябушинский по-рвал с «октябристами».

Осудив «всякий кровавый террор, как правительственный, так и революционный», он стал радикальным «про-грессистом» — вместе с другими видными московскими предприни-мателями, такими как Александр Коновалов и Сергей Третьяков.

Современники отмечали способность Рябушинского конфлик-товать со всеми: с правительством, социалистами, представителя-ми своего класса. Несговорчивый «прогрессист» стремился к синте-зу национальных традиций с западными демократическими инсти-тутами, выступал за невмешательство государства в хозяйственную деятельность. Он неоднократно заявлял, что «буржуазия не мирит-ся с всепроникающей полицейской опекой и стремится к эмансипа-ции народа», а сам «народ-земледелец никогда не является врагом купечества, но помещик-землевладелец и чиновник — да».

Скандальным тостом не стеснявшегося в выражениях Рябушин-ского — «не за правительство, а за русский народ!» — закончилась в апреле 1912 года встреча с московскими предпринимателями но-вого главы правительства Владимира Коковцева, сменившего уби-того Столыпина. И перед самой войной, в апреле 1914-го, не кто иной, как Павел Рябушинский, вместе с другим «миллионщиком»,

Александром Коноваловым, вел переговоры с представителями оппозиционных партий (включая большевиков) о создании объединенного фронта против правительственной реакции. И даже обещал помочь деньгами на подготовку VI съезда РСДРП! Увы, те переговоры закончились ничем.

С началом Первой мировой войны Павел Рябушинский стал од-ним из руководителей Военно-промышленного комитета. Банкир и предприниматель принял Февральскую революцию, однако счи-тал, что социализм для тогдашней России был «преждевременен».

Октябрь 1917-го Рябушинский встретил в Крыму, а после разгро-ма корниловского мятежа был арестован Симферопольским сове-том как «соучастник заговора». Освободили его лишь по личному распоряжению Керенского.

После этого успешный промышленник и неудавшийся политик эмигрировал вместе с братьями во Францию. Там он активно уча-ствовал в создании эмигрантской организации «Торгпром» (Рос-сийский торгово-промышленный и финансовый союз). Умер Павел Рябушинский в 1924 году от неизлечимой тогда болезни — туберку-леза и был похоронен в Париже на знаменитом «русском» кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Унесённые ветром

Создав крупнейшую в России финансово-промышленную импе-рию и входя в первую десятку богатейших людей страны, братья-старообрядцы и до эмиграции, и после успешно совмещали дела земные (денежные) с делами духовными.

Степан Рябушинский, человек глубоко религиозный, коллекционировал иконы и планировал создать музей, чему тоже помеша-ла война. Его брат Михаил, директор Московского банка, собирал живопись, а также японскую и китайскую гравюру, фарфор, брон-зу, старинную мебель. Владимир и Сергей Рябушинские вместе с Иваном Билибиным и Александром Бенуа основали в эмиграции художественно-просветительское общество «Икона».

Три других брата бизнесом не занимались вовсе. Рано умерший (в 1910 году от той же семейной болезни — туберкулеза) Фе-дор успел профинансировать крупнейшую научную экспедицию на Камчатку под эгидой Географического общества, потратив на это 200 тысяч рублей из личных средств. Николай (известный в мо-сковской художественно-артистической среде как Николаша) за-нялся литературной деятельностью, издавал журнал «Золотое ру-но», но в целом вел богемную жизнь, транжиря отцовские деньги в постоянных загулах на своей вилле «Черный лебедь» в Петровском парке. Братьям пришлось даже учреждать над ним временную опеку.

А Дмитрий стал видным ученым — специали-стом в области аэродинамики. Он основал в под-московном семейном имении Кучино Аэродина-мический институт — первое в мире научное учреждение подобно-го типа, после революции добился его национализации, но затем, после кратковременного ареста, почел за благо также эмигриро-вать. До конца жизни Дмитрий Рябушинский оставался научным экспертом при французском министерстве авиации, преподавал в Сорбонне и занимался коллекционированием.

Из сестер Рябушинских наиболее известна Евфимия , вышедшая замуж за «суконного короля» Носова и посвятившая жизнь меце-натству. Ее дом на Введенской площади был превращен в художе-ственный салон, а коллекция живописи и библиотека уже после революции была передана в дар Третьяковской галерее.

В Москве из всей многочисленной родни остались также две до-чери Павла Павловича Рябушинского — Надежда и Александра. До середины 1920-х годов они проживали в фамильном гнезде, а за-кончили свои дни на Соловках…

После Рябушинских в другой России, которой они не знали, остались только прекрасные здания, фабрики, заводы, научные учреждения. И память об их достижениях.

Текст Владимир Гаков . По материалам газеты «Фамильные истории»

РЯБУШИНСКИЕ

Русские Ротшильды

В начале XX века не было в России человека, который бы не знал фамилии Рябушинских. Начав торговлю в XIX веке, малограмотный Михаил Яковлевич, основатель династии, и предположить не мог, что через сто лет его потомки будут всемирно известными предпринимателями, банкирами, учеными и меценатами, а в народе их назовут «русскими Ротшильдами».

Эта семья происходила из экономических крестьян Пафнутьевского монастыря, что близ старинного русского города Боровска. А в Боровск, по семейному преданию, они пришли с Дона. Таким образом, Рябушинские вели свое происхождение от донских казаков, чем особенно гордился основатель династии фабрикантов Михаил Яковлевич.

Самым первым из известных представителей был стекольщик Денис. Его сын, Яков Денисов, был резчиком по дереву и работал в монастырском хозяйстве. Жена Якова скупала чулки по деревням и продавала их в Боровске.

В семье было много детей. Старшие, как и отец, должны были заняться ремеслом, а двое младших ушли в торговлю. Уже в 1802 году они оба были купцами третьей гильдии и вели самостоятельную торговлю в холщовом (Михаил) и ветошном ряду (Артемий).

Нашествие французов разорило Михаила Яковлевича, и он приписался в мещанство. Лишь спустя 12 лет, в 1824 году, он вновь стал купцом, но уже под другой фамилией - Ребушинский. Фамилию он сменил, перейдя в раскол, а называться стал так по слободе, в которой он жил в Боровске. Со временем, и довольно быстро, Ребушинские превратились в Рябушинских, но Михаил Яковлевич всегда подписывался по-старому.

Сначала Михаил Яковлевич торговал холщовым товаром, потом хлопчатобумажными и шерстяными изделиями, но всегда мечтал основать собственное производство. Накопив капитал, в 1846 году он основал небольшую фабрику в собственном доме в Москве, в Голутвинском переулке. Он производил шелковые и шерстяные изделия.

Когда подросли сыновья, Михаил Яковлевич одну за другой основал фабрики шерстяных и хлопчатобумажных изделий в Медынском (Насоновскую) и Малоярославском (Чуриковскую) уездах Калужской губернии. Он вел большую торговлю в России - Москве, Нижнем Новгороде, на Украине - и в Польше. В это же время были совершены первые банковские операции Рябушинских.

После смерти любимой жены Евфимии Степановны, происходившей из богатых купцов Скворцовых, Михаил Яковлевич постепенно начал отходить от дел, передав фабрики в руки сыновей - Ивана, Павла и Василия. Иван рано умер, и наследство Михаил Яковлевич оставил в нераздельную собственность Павлу и Василию.

Павел управлял фабриками и заботился об их обеспечении сырьем, станками, красками, дровами. Василий занимался финансовой документацией, ведением коммерческих дел и бухгалтерией. Павел Михайлович, возглавив дело, усиленно развивал фабричное производство, построил четырехэтажное здание ткацкой фабрики рядом с домом. Техническую сторону дела он знал досконально, поэтому самую ответственную работу - прием товара - он выполнял сам. Он же устанавливал и цены на товары.

Семейная жизнь Павла Михайловича сначала не складывалась. По настоянию родителей женившись на Анне Семеновне, бывшей на несколько лет старше него, он не чувствовал себя счастливым. К тому же не было наследников: единственный сын умер во младенчестве, а потом рождались только дочери. Осознав, что живет не так, как ему хотелось бы, Павел Михайлович в 1863 году развелся с женой и долгое время оставался холостяком.

С начала 1860-х Павел Михайлович начал активно заниматься общественной деятельностью. В 1860 году он избран в члены шестигласной распорядительной Думы Москвы как представитель от Московского купечества, в 1864-м - в комиссию по пересмотру правил в мелочном торге, в 1866-м - депутатом городского собрания и членом коммерческого суда. В 1871 и 1872 годах его выбирали в члены учетного и ссудного комитетов Московской конторы Государственного банка, с 1870 по 1876 год он был выборным Московского биржевого комитета.

Таким образом, Павел Михайлович Рябушинский стал одним из признанных лидеров московских предпринимателей.

К этому времени случилось и еще одно важное событие в жизни купца: поехав в Петербург сватать невесту своему брату Василию, он сам влюбился в нее, вызвал ответное чувство и 11 июня получил благословение ее родителей на брак, а 20 июля состоялась свадьба. Женой пятидесятилетнего Павла Михайловича стала дочь известного хлеботорговца Овсянникова - семнадцатилетняя Саша.

Александра Степановна была веселой и жизнерадостной, и отношения с мужем у нее сложились такие же. Это был очень счастливый брак, что выразилось в многочисленном потомстве: у Павла Михайловича и Александры Степановны было 17 детей. Причем последняя дочь родилась, когда отцу было уже 72 года.

Несмотря на такое большое количество детей, Александра Степановна не только занималась их воспитанием и следила за хозяйством, она умудрялась и поддерживать связи в обществе, и заниматься благотворительностью.

А Павел Михайлович, дождавшись появления наследников, с удовольствием занялся их образованием. Сам он в детстве получил недостаточно знаний, поэтому был вынужден заниматься самообразованием. Он не хотел, чтобы дети повторили его судьбу, предпочитая подготовить их как следует заранее. Итак, Рябушинский нанимал гувернеров-иностранцев, особое значение придавая изучению иностранных языков. Чтобы дети знали и семейное дело, летом их отправляли на фабрику, где они могли познакомиться с проблемами и интересами фабричной среды. По окончании школьной учебы для продолжения образования Павел Михайлович отправил сыновей за границу. Все дочери Рябушинских закончили пансионы.

Дети вдохновили Павла Михайловича на новые, грандиозные проекты: он решил укрупнить свое производство, сосредоточив его в одном районе. Для этого несколько старых фабрик продали, а вместо них была куплена фабрика на реке Цне на станции Вышний Волочок. В районе Вышнего Волочка Павел Михайлович активно скупал леса для обеспечения фабрики топливом.

В 1874 году сгорела фабрика в Чурикове, но ее не стали восстанавливать, на ее месте построили крупные красильно-отбелочную, аппретурную и ткацкую фабрики, а также казармы для рабочих семей и каменную больницу. В 1891 году было построено еще и училище на 150 человек.

В 1880-90-х годах Павел Михайлович вел учет первоклассных торговых векселей. Это новое для купца дело заинтересовало его, постепенно он все больший упор стал делать на банковские операции. Позднее его сыновья основным видом деятельности будут считать именно банковское дело, которое и принесет им громкую славу.

Скончался Павел Михайлович в возрасте 78 лет в окружении многочисленного потомства. Александра Степановна, его лебедушка, пережила мужа всего на год с небольшим, несмотря на значительную разницу в возрасте.

После смерти отца фабриками стал заниматься Павел Павлович, который занял пост директора-распорядителя. Ему помогали братья Сергей и Степан. Они в широких масштабах развили банковскую деятельность и в 1902 году основали банкирский дом, во главе которого встали братья Владимир и Михаил. В 1912 году они преобразовали свой частный банкирский дом в крупнейший Московский банк, основной капитал которого перед войной составлял 25 млн рублей.

Братья Рябушинские существенно расширили сферу своих интересов. Их проекты достигают всероссийских масштабов. Свое внимание они сосредоточили на нефтедобыче, горнодобывающей промышленности и добыче золота. Их интересует состояние судоходства на Днепре и вообще российское судостроение, они финансируют экспедиции для изыскания радия.

Фабриканты братья Рябушинские совместно с французской фирмой братьев «Рено» начали в Москве строительство первого автомобильного завода (будущий АМО - ЗИЛ), а в Подмосковье совместно с «Блерио» - авиационного завода.

Но интересы братьев Рябушинских не ограничивались только рамками экономики. Так, Павел Павлович был крупнейшим общественным и политическим деятелем России начала века. Он был членом Государственного совета от промышленности, инициатором и создателем Совета съездов представителей промышленности и торговли, московского Военно-промышленного комитета, Всероссийского союза торговли и промышленности, Прогрессивной партии. Он финансировал издание газеты Прогрессивной партии «Утро России», построив для этого крупную современную типографию.

В начале XX века Рябушинский стремился ограничить влияние Запада на Россию и предлагал отгородить ее «железным занавесом». Так впервые в истории возникло это понятие - «железный занавес». Отгораживаясь от Запада, Павел Павлович стремился к интеграции с Востоком, для выяснения возможности которой он посылал своих эмиссаров в Китай и Монголию.

Павел Павлович Рябушинский выступал и как меценат, он покровительствовал многим архитекторам, в частности, Ф.О. Шехтелю, выполнившему ряд проектов по заказу Рябушинских.

Выступая в Москве на 2-м Всесоюзном торгово-промышленном съезде в августе 1917 года, П. П. Рябушинский от имени российской буржуазии призывал задушить революцию «костлявой рукой голода», он финансировал и организовывал корниловское движение. В 1920 году П.П. Рябушинский эмигрировал во Францию, где и умер в 1924 году.

Другой Рябушинский - Дмитрий Павлович - посвятил себя науке. Он основал и стал первым директором устроенного им аэродинамического института в Кучино. Позднее построил гидродинамическую лабораторию на реке Пехорке. Он написал ряд выдающихся научных трудов в области аэродинамики и воздухоплавания.

В 1916 году Дмитрий Павлович создал 70-мм пушку, напоминающую открытую трубу на треноге. Орудие Рябушинского было предшественником динамореактивных и более поздних газодинамических безоткатных орудий.

Он стал ученым с мировым именем, профессором, членом-корреспондентом Французской академии наук.

После революции Дмитрий Павлович по собственной инициативе отдал аэродинамический институт государству, после чего эмигрировал во Францию, где он и умер (в Париже в 1962 году). Во Франции он работал в области аэродинамики и пропагандировал российскую науку.

Николай Павлович Рябушинский стал литератором. Он автор многих рассказов и повестей, пьес и стихов. Наибольшую известность он приобрел как издатель литературно-художественного журнала символистов «Золотое руно». Увлекался он и живописью (о чем современник писал: «Богатство мешало ему быть только художником»), имел неплохой вкус и некоторое время занимался антикварным делом.

По заказу Николая Павловича в начале XX века близ Петровского парка была возведена роскошная дача, получившая название «Черный лебедь» и прославившаяся не только своей архитектурой и коллекцией картин, но и шумными приемами для московской богемы.

Николай Павлович собирал полотна как старых мастеров, так и современников, причем основную часть собрания составляли картины художников, группировавшихся вокруг «Золотого руна». Кроме того, в его коллекции были известные скульптуры О. Родена (одна из фигур композиции «Граждане Кале» и бюст В. Гюго).

По инициативе Николая Павловича в 1907 году открылась выставка московских символистов «Голубая роза». На выставку были приглашены известные пианисты, здесь же читали стихи В. Брюсов и А. Белый.

В 1909 году Николай Павлович разорился и был вынужден продать часть своей коллекции с аукциона. Потом ряд полотен погубил пожар на вилле «Черный лебедь». После этого пожара уцелел лишь портрет В. Брюсова кисти М.А. Врубеля и полотна, находившиеся в московском особняке Рябушинского.

После октября 1917 года Николай Павлович состоял на государственной службе консультантом и оценщиком произведений искусства, но в 1922 году он эмигрировал. Его коллекция была национализирована и поступила в Государственный музейный фонд.

Николай Павлович поселился в Париже. Он имел несколько антикварных лавок и магазинов в Ницце, Париже, Биаррице, Монте-Карло и не без успеха занимался торговлей. Умер Николай Павлович в Ницце в 1951 году.

Михаил Павлович, как и другие братья, увлекался искусством, старался поддерживать его развитие. Он финансировал несколько художественных выставок, выделял средства служащим Третьяковской галереи, в 1913 году входил в состав Комитета по организации посмертной выставки В.А. Серова.

Собирать свою коллекцию картин русских и западноевропейских художников Михаил Павлович начал в 1900 году, особую любовь он питал к произведениям молодых русских живописцев. Некоторые полотна он покупал на выставках.

По традиции московских коллекционеров, свое собрание Михаил Павлович намеревался передать в дар Москве. В 1917 году он сдал свою коллекцию на хранение в Третьяковскую галерею, где и остались его картины после национализации. Часть этого собрания в 1924 году была передана в Музей нового западного искусства.

В настоящее время картины из собрания М.П. Рябушинского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Художественном музее им. А.Н. Радищева в Саратове.

Когда в январе 1918 года был создан «Союз деятелей художественных хранилищ», Михаил Павлович стал его казначеем, но сотрудничество с новой властью не состоялось. В 1918 году Михаил Павлович вместе с братьями эмигрировал и поселился в Лондоне, где открыл отделение банка Рябушинских и стал его директором. К 1937 году его банк прекратил существование, Михаил Павлович занялся сначала импортом товаров из Сербии и Болгарии в Англию, а после Второй мировой войны стал комиссионером в мелких антикварных лавках. Умер он в 1960 году, на восьмидесятом году жизни.

Иконами интересовались почти все Рябушинские. Степан Павлович, продолжая традиции деда, Михаила Яковлевича, с 1905 года собирал иконы и был одним из признанных авторитетов в этом вопросе. Иконы привозили ему со всей России. Степан Павлович покупал их большими партиями, выбирал себе самые ценные, а остальные жертвовал старообрядческим храмам.

Все свои иконы Степан Павлович располагал в домашней молельне, не украшая ими стены кабинета или гостиной. Став одним из пионеров научного исследования икон, он составил и издал описания многих из них, например иконы Божьей матери Одигидрии Смоленской. Степан Павлович Рябушинский получил звание ученого-археолога и был избран почетным членом Московского археологического института.

Одним из первых С.П. Рябушинский начал реставрировать иконы, для чего устроил у себя дома реставрационную мастерскую.

В 1911-12 годах Степан Павлович экспонировал свою коллекцию на выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина» в Петербурге. В 1913 году Степан Павлович выступил как организатор крупнейшей выставки древнерусского искусства в честь 300-летия дома Романовых.

После революции 1917 года Степан Павлович эмигрировал и поселился в Милане, где управлял суконной фабрикой. Иконы из его собрания поступили в Государственный музейный фонд, откуда впоследствии разошлись по разным музеям.

Уже в эмиграции по инициативе Владимира Павловича Рябушинскими было создано общество «Икона», которое он же и возглавил. Это общество много сделало для популяризации русской иконы и русской иконописи за рубежом.

Младший брат, Федор Павлович, прожил всего 27 лет, но и он успел оставить заметный след в истории и приобрести репутацию покровителя науки. В 1908 году по его инициативе Императорское русское географическое общество организовало большую научную экспедицию для исследования Камчатки. На это дело Федор Павлович пожертвовал 250 тысяч рублей. После его смерти вдова, Т.К. Рябушинская, продолжала субсидировать обработку и издание материалов экспедиции.

Но не всем Рябушинским удалось избежать «красного террора»: по приговору ленинградской тройки НКВД штатным палачом капитаном Матвеевым были убиты 1111 узников Соловецкой тюрьмы особого назначения. Среди убитых была и Александра Алексеева - сестра миллионеров Рябушинских.

История торгово-промышленной и финансовой династии Рябушинских являет собой яркий пример сочетания личных и общественных интересов, частной деловой энергии и общенациональных экономических потребностей.

Знаменитая российская торгово-промышленная династия Рябушинских ведет свое начало от экономических крестьян Калужской губернии, слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря, один из которых, Михаил Яковлевич Денисов (1787-1858), прибыл в 1802 г. в Москву, где начал торговлю суконным товаром в Холщовом ряду Гостинного двора. Женат он был на Ефимии Степановне Скворцовой, дочери крестьянина из деревни Шевлино, владевшего крупным кожевенным делом и заводом в Москве. От этого брака Михаил Яковлевич имел трех сыновей и двух дочерей: Пелагея (1815 г. р.), Иван (1818 г. р.), Павел (1820 г. р.), Анна (1824 г.р.), Василий (1826 г. р.). Свою старую фамилию Михаил Яковлевич поменял на Рябушинского (по названию своей родной слободы) в 1820 г. Это событие было связано с его переходом в старообрядчество, к которому принадлежали крупнейшие московские купеческие фамилии.

Война 1812 г. нанесла тяжелый удар по московскому купечеству, не избежал этой участи и наш герой. Понадобилось четверть века напряженного труда, для того чтобы М. Я. Рябушинский стал полноправным хозяином собственного дела. К 1845 г. ему принадлежали пять лавок, торговавших хлопчатобумажными и шерстяными тканями, приобретенными у подмосковных кустарей. Кипучая энергия прирожденного предпринимателя не позволила старшему Рябушинскому ограничиться перепродажей ткани и в следующем году он открывает свою первую небольшую фабрику в Москве. В последние же годы своей жизни, когда его сыновья Павел и Василий стали взрослыми и оказались надежными помощниками в отцовском деле, он завел еще две фабрики шерстяных и хлопчатобумажных тканей в Медынском и Малоярославском уездах Калужской губернии.

После своей смерти в 1858 г. основатель династии оставил своим сыновьям состояние в 2 миллиона, которое те вложили в учреждение "Торгового дома В. и П. братьев Рябушинских", открывшегося в 1867 г. Лидером в ведении семейного дела стал Павел Михайлович (1820 — 1899), который в 1869 г. вместе с братом Василием купил хлопчатобумажную фабрику в Вышнем Волочке в Тверской губернии, где в скором времени было сконцентрировано все фабричное дело братьев.

В 1884 г. Павлу и Василию Рябушинским указом Правительствующего Сената было пожаловано потомственное почетное гражданство. На следующий год, после его получения, 21 декабря 1885 года Василий Михайлович Рябушинский скончался, не оставив никаких указаний о распределении принадлежащего ему имущества.

Таким образом, законными наследниками являлись Павел Михайлович и дочери брата покойного Ивана Михайловича. Тогда же торговый дом преобразуется в "Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями". В 1882 г. за высокое качество изделий (пряжи из египетского и американского хлопка, разноцветных узорчатых тканей) фирма получила право использовать в торговых целях изображение Государственного герба. В 1890-х гг. основной капитал Товарищества составлял уже 4 миллиона рублей.

Женат П. М. Рябушинский был дважды, причем во второй раз — в 50-летнем возрасте — на дочери петербургского хлеботорговца А. С. Овсянниковой. От этого брака родилось многочисленное потомство — 16 детей (трое скончались в младенчестве). Третье поколение династии после смерти

отца унаследовало громадный капитал — 20 миллионов рублей, разделенный примерно поровну между всеми.

Самым выдающимся представителем третьего поколения династии, безусловно, был Павел Павлович(1871 — 1924), который и встал во главе большого семейства. Первоначально он занимался только банковскими и промышленными делами своей семьи, но затем, — примерно с 1905 года, — активно занялся общественной деятельностью и занял в ней видное место. Впоследствии он был председателем Московского биржевого комитета, членом Государственного совета по выборам от промышленности, председателем Общества хлопчатобумажной промышленности, председателем Всероссийского союза промышленности и торговли. Являлся он и видным старообрядческим деятелем, на чьи деньги печатались "Народная газета" и журнал "Слово Церкви". Им также была создана газета "Утро России", считавшаяся органом прогрессивного московского купечества.

В начале XX века Рябушинские обратили свое внимание на еще одну сферу финансовой деятельности — банковское дело. Под их контроль перешел Харьковский земельный банк, являвшийся третьим по величине ипотечным акционерным учреждением в стране. В 1902 г. ими был основан банкирский дом, преобразованный в 1912 г. в акционерный коммерческий Московский банк с уставным капиталом 20 миллионов рублей. Банковская сфера находилась под управлением Владимира и Михаила Рябушинских. Здание банка на Биржевой площади в Москве было построено по проекту Ф.О. Шехтеля и являло собой символ финансового преуспеяния династии. Характерной особенностью банковского дела Рябушинских стало то, что капитал, выросший на основе промышленного, был ориентирован в первую очередь на кредитование производства и создание новых рабочих мест. Братья активно занимались благотворительностью: на их средства в 1891 г. в Москве была учреждена народная столовая, где ежедневно обедало до тысячи человек.

Перед самым началом Мировой войны Рябушинские делают попытку монополизировать российский рынок льна. С этой целью в 1908 — 1914 гг. они открывают сеть отделений своего банка в районах его производства. С помощью московского текстильного фабриканта С. Н. Третьякова было организовано Русское льнопромышленное акционерное общество ("РАЛО") с капиталом 1 млн. рублей (позднее увеличенном до 4 млн. рублей). Накануне революции 1917 г. Рябушинские вели переговоры с Третьяковым о создании картеля "Лен" с основным капиталом в 10 млн. рублей, но этим планам не суждено было сбыться.

Братья Рябушинские известны не только в качестве выдающихся промышленников и финансистов. Самый младший из братьев — Федор (1885 — 1910), потратил 200 тысяч рублей для организации научной экспедиции на Камчатку, целью которой было изучить природные богатства края. Экспедиция привезла в Москву богатейшее собрание редких минералов, растений и т.п. Молодой исследователь вынашивал планы целой серии подобных экспедиций в Сибирь, но туберкулез оборвал их вместе с его жизнью.

Дмитрий Павлович (1882 — 1962) также посвятил свою жизнь науке. Окончив Московскую Практическую академию коммерческих наук, среднее учебное заведение, а затем физический факультет Московского университета, он в 1904 году при помощи учителя по Практической академии, "отца русской авиации" Н. Е. Жуковского основал в семейном имении Кучино под Москвой Аэродинамический институт. В исследовательской лаборатории на реке Пехорке им были проведены тщательные изыскания в области теории винтов.

Степан Павлович был известен как собиратель русских икон. Уже в иммиграции в Париже в 1925 г. было создано общество "Икона" которое долгое время бессменно возглавлялось Владимиром Павловичем и многое сделавшее для популяризации за рубежом и русской иконы и иконописи. Общество провело 35 выставок в различных странах мира, что способствовало знакомству западных людей с русским духовным и художественным наследием.

Революция разбросала Рябушинских по свету, лишь две сестры — Надежда и Александра Павловна остались в России, где их ждала трагическая смерть на Соловках. Павел Павлович умер во Франции в 1924 г. от туберкулеза. Там же обосновались Владимир, Сергей и Дмитрий Павловичи. Находясь вдали от России, Рябушинские сохранили чувство глубокого патриотизма, ни Владимир, ни Дмитрий, которым довелось пережить гитлеровскую оккупацию Франции, не запятнали себя сотрудничеством с фашистским режимом.

Несмотря на утрату своих капиталов и предприятий, лишившись Родины, Рябушинские, тем не менее, остались в истории как необыкновенно одаренная, отличавшаяся удивительной деловой энергией и предприимчивостью, спаянная взаимной поддержкой и доверием семья российских предпринимателей. Опиравшиеся в деловой практике на отечественные хозяйственные традиции, Рябушинские одними из первых заявили о том, что предпринимательство в России — это нечто большее, чем торговая, промышленная или финансовая деятельность. Это неотъемлемая часть культурной, научной и политической жизни страны, ее интеллектуального потенциала и исторического наследия