Однородные и неоднородные определения (8 класс). Однородные и неоднородные определения (8 класс) отвечают на один и тот же вопрос

Без определений, объясняющих свойство и качество предмета, человеческая речь была бы «сухой» и неинтересной. Все, что имеет признак, в предложениях передается с помощью определений. Именно описание предметов создает наше знание о нем и отношение к нему: вкусный плод, горький опыт, красивый человек, белый и пушистый кролик и т. д. Подобные пояснения, характеризующие предметы помогают лучше их понять.

Понятие однородных членов

Для большего раскрытия содержания предложения или усиления какой-либо его части часто используют предложений. Они отвечают на один вопрос и поясняют один и тот же член предложения или относятся к нему. Однородные члены абсолютно самостоятельные и связываются в предложении либо перечислительной интонацией, либо Редко их могут связывать передающие смысл уступки или причины происходящего.

Например:

Однородными одинаково могут быть все члены предложения как второстепенные, так и главные. Трудности при расстановке знаков препинания часто вызывают сомнения в их однородности. Чтобы знать, когда запятые нужны, а когда нет, следует понять, что различает однородные и неоднородные определения.

Определения неоднородные и однородные

Однородными считаются определения, относящиеся к одному члену предложения или которые характеризуют его, и отвечают на один вопрос. Между однородными определениями ставятся запятые, так как они описывают предмет с какой-либо стороны либо перечисляют его разновидности, например:


Неоднородные определения дают описание предмета с разных сторон, характеризуя по различным его качествам.

Этим и отличаются однородные и неоднородные определения. Примеры показали, что однородные разделяются по признакам и условиям, которые они характеризуют. Также им свойственна перечислительная интонация.

Неоднородные определения

По способу выражения признаков и по месту в предложении можно разделить однородные и неоднородные определения.

К неоднородным относятся:

  • Определения, которые характеризуют или раскрывают свойства предмета с разных сторон. При этом могут перечисляться различные его качества - форма, цвет, ширина, высота, материал и т. д. Например: длинный черный шарф был несколько раз обернут вокруг шеи (определения указывают на длину и цвет предмета).
  • Определения, состоящие из сочетания качественного и относительного прилагательных. Например: девочка сняла с руки красную шерстяную варежку и погладила котенка («красную» - качественное прилагательное, характеризующее цвет, «шерстяную» - относительное, указывающее на материал).
  • Определения, представленные качественными прилагательными, входящими в разные смысловые группы. Например: его веселые зеленые глаза прищурились (два качественных прилагательных характеризуют определяемое слово с разных сторон).

Еще одним признаком, различающим однородные и неоднородные определения (примеры это наглядно демонстрируют), является отсутствие перечисляющей интонации, когда они раскрывают в предметах их различные свойства.

Основные признаки однородности

Чтобы определить, к какому виду относятся определения в предложении, следует знать, какие именно признаки предмета они могут характеризовать. В разделе «Однородные и неоднородные определения» (8 класс) даются основные признаки, указывающие на однородность:

  • перечисление качеств различных предметов: осины украсились желтой, пурпурной и красной листвой, березы - золотой (определения характеризуют различную по цвету листву);

  • раскрытие признаков предмета, с одной стороны, или состояния: по листве зашуршал теплый, тихий, неспешный дождик (однородные определения передают состояние дождя);
  • каждое следующее определение раскрывает или дополняет значение предыдущего: каждый сентябрь лес ненадолго преображается, приобретая особенный, яркий, неповторимый вид (последующее определение раскрывает смысл предыдущего);
  • между определениями можно подставить союз и: на столе лежали карандашные, чернильные наброски (карандашные и чернильные наброски);
  • когда они передают разные признаки предмета, объединенных в общем контексте единым свойством: воспаленные красные глаза (красные из-за воспаления);
  • когда они стоят после определяемого слова: мы сразу присмотрели себе елку пушистую, высокую, стройную (определяемое слово «елку», после которого идут описывающие его определения);
  • когда этот второстепенный член предложения является прилагательным и идущим за ним из печи достали ароматный, подрумяненный каравай.
  • Еще отличают однородные и неоднородные определения знаки препинания в предложении. При однородных второстепенных членах они ставятся всегда.

    Знаки препинания при однородных определениях

    Важно правильно определять ставить или нет знаки препинания, когда в предложении есть однородные и неоднородные определения. Урок (8 класс), посвященный этой теме, дает следующие примеры расстановки запятых:

    • Когда однородные определения выражены одиночным прилагательным и идущим за ним причастным оборотом, то между ними ставится запятая: сын протянул маме большой, собранный им букет из полевых цветов.

    • Когда они перечисляют признаки различных предметов, например: красные, желтые, оранжевые, синие цветы, нарисованные детьми на сером заборе, сделали его праздничным.
    • Когда перечисляются разные свойства одного предмета, указывая на одно из его свойств: холодные, твердые шарики мороженого были разного цвета.
    • Когда все однородные определения относятся к одному слову и между ними можно поставить союз и: он ответил честным, спокойным взглядом (честным и спокойным взглядом).
    • Когда они расположены непосредственно после определяемого слова: он увидел девушку изящную, хрупкую, нежную.
    • Когда перечисляют синонимичные свойства предмета в едином контексте: разразился бурный, ревущий, оглушительный шторм.
    • Когда есть признаки, обусловленные взаимной зависимостью: сильный, затяжной ливень (затяжной из-за того, что сильный).
    • Запятые не ставятся, если однородные и неоднородные определения разделены сочинительным союзом и. Например: красные и желтые шары (однородные определения); дом был большой и каменный (неоднородные определения).

      Дополнительные признаки однородности и неоднородности

      Кроме основных, есть дополнительные признаки, указывающие на то, что определения однородные. либо стихотворным формам, связанным требованиями рифмы, либо терминологии. В подобных речевых конструкциях определения, даже стоявшие после определяемого ими предмета, могут быть неопределяемыми. Например:


      Однородные и неоднородные определения (упражнения это подтверждают) могут переходить из одного качества в другое. Например, когда одно определение стоит перед другим, составляющим с предметом единое словосочетание: длинный железнодорожный состав.

      Особая разновидность определений

      К особой разновидности относятся определения, которые связывают пояснительные отношения. В этом случае легко определить, где однородные и неоднородные определения. Тест для их различия заключается в подстановке союзов «а именно» и «то есть».

      • Совсем другое, интересное наступило время (другое, а именно интересное).
      • Пьеса получила новое, самобытное звучание (новое, то есть самобытное).

      Между однородными определениями, связанными пояснительными условиями, ставится запятая.

      Примечание

      Как показывает правила, у них могут быть исключения или примечания, что и подтверждает изучение темы «однородные и неоднородные определения». Урок в 11 классе знакомит учащихся с примечанием на эту тему. Как однородным, так и неоднородным определениям свойственно менять смысл предложения, например:

      • На улицах города появились новые, желтые такси (прежние не были желтыми).
      • На улицах города появились новые желтые такси (увеличилось количество желтых такси).

      В первом примере акцент на то, что такси в городе стали желтыми. Во втором, что среди желтых такси появились новые машины.

      Двоякая пунктуация

      В зависимости от того, какую интонацию применяет говорящий, в некоторых словосочетаниях определение, следующее за первым, может стать не однородным, а пояснительным. Например:

      • К результату привели новые проверенные методы (до этого этих методов не было).
      • К результату привели новые, проверенные методы (предыдущие методы не были проверенными).

      Во втором примере можно подставить союзы «то есть» и «а именно», поэтому ставится запятая и меняется интонация.

На этом уроке вы познакомитесь с однородными и неоднородными определениями, научитесь различать их, выучите правила определения однородных и неоднородных определений, рассмотрите интересные примеры предложений.

2. Однородными будут определения, которые характеризуют один предмет, но по разным признакам.

Например:

Страшное , трагическое , невероятное стечение обстоятельств не позволило мне выполнить домашнее задание по русскому языку (рис. 2).

Каждое из этих определений относится непосредственно к определяемому слову, и между ними можно вставить сочинительный союз:

страшное и трагическое ,

страшное и невероятное

Рис. 2. Мальчик делает уроки ().

3. Как правило, однородными бывают художественные определения, т. е. эпитеты.

Например:

яркое , ласковое солнце (рис. 3)

мрачный , злобный сосед

важный , надменный вид

весёлый , оптимистичный нрав

Рис. 3. Яркое, ласковое солнце ().

4. Однородными будут определения, если они образуют смысловую градацию, т. е. каждое последующее определение усиливает выражаемый признак.

Например:

Светлое , радостное, праздничное настроение переполняло Максима, наконец-то вернувшегося домой.

5. Если после одиночного определения следует причастный оборот, то такие определения однородные и разделяются запятой.

Например:

Это было долгое, растянувшееся на месяцы возвращение (рис. 4).

Не забывайте, что причастный оборот, стоящий до определяемого слова, не обособляется. Поэтому после слова месяцы запятой нет.

1. Определения не будут однородными, если предшествующее определение относится не к определяемому слову непосредственно, а к сочетанию следующего определения с определяемым словом.

Например:

Большая квадратная шоколадная конфета (рис. 5).

Если внимательно рассмотреть предложение, то становится понятно, что слово большая относится к сочетанию квадратная шоколадная конфета, а

определение квадратная относится к сочетанию шоколадная конфета .

Эти определения характеризуют предмет, в нашем случае шоколадную конфету, по разным признакам, по разным характеристикам.

квадратная (форма)

большая (размер)

шоколадная (материал)

2. Неоднородные определения очень часто выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного. Ведь разные типы прилагательных обозначают разные признаки.

Например:

Мне сегодня досталось вкусное клубничное мороженое (рис. 6).

Слова вкусное и клубничное - это неоднородные определения.

Рис. 6. Клубничное мороженое ().

В красной картонной коробке лежал огромный полосатый леденец (рис. 7).

Красной и картонной - неоднородные определения.

Огромный и полосатый - неоднородные определения.

3. Легко определить неоднородные определения, выраженные относительными прилагательными.

Например:

ажурная чугунная калитка,

летняя лингвистическая школа,

4. Если относительное прилагательное сочетается с причастием, то эти определения тоже будут неоднородными.

Например:

Списанное домашнее задание.

Вот и все основные правила, которые нужны, чтобы понять являются определения однородными или нет. Однако есть ещё более сложные, но интересные случаи, когда понять, однородное это определение или нет, не так просто, потому что это связано со смыслом предложения.

Если мы признаём определения однородными, то, значит, мы хотим сказать, что в этих определениях есть какой-то общий признак, что мы их объединяем по какой-то характеристике:

  • по внешнем виду;
  • по производимому впечатлению;
  • по причинно-следственной связи и т. д.

Например:

Сияло яркое, летнее солнце (рис. 8).

В этом предложении мы можем поставить запятую, если хотим сказать, что оно было ярким именно потому, что оно было летним.

Рис. 8. Яркое, летнее солнце ().

Даже в рассмотренном нами примере про конфету:

Большая квадратная шоколадная конфета.

Большая, квадратная, шоколадная конфета.

Большая + квадратная + шоколадная

Мы эти признаки объединяем общим значением - хорошая конфета, нам в этой конфете нравится всё: и её размер, и её форма, и её состав. И, конечно, такое предложение произносится уже совсем с другой интонацией.

Рассмотрим другой пример:

Меня угостили вкусной шоколадной конфетой.

В этом предложении определение выражено качественным и относительным прилагательным, характеризует предмет по разным признакам, и, конечно, они неоднородные. Но не всё так просто. Если мы всё-таки поставим запятую, это предложение приобретёт новый смысл:

Меня угостили вкусной, шоколадной конфетой (рис. 9).

В этом случае, слово шоколадной приобретает уточняющее значение, то есть мы, таким образом, даём понять, что вкусной может быть только шоколадная конфета, а все остальные конфеты невкусные.

Рис. 9. Шоколадная конфета ().

Сравните два предложения:

Я закажу другое сливочное мороженое (рис. 10).

Я закажу другое, сливочное мороженое.

В первом случае определения неоднородны и понятно, что предыдущее мороженое тоже было сливочным. А во втором предложении определения однородны, между ними ставится запятая, и второе определение приобретает уточняющее значение, то есть предыдущее мороженое было не сливочным. Это предложение произносится с уточняющей интонацией.

Рис. 10. Мороженое ().

На сегодняшнем уроке вы научились различать однородные и неоднородные определения, и осознали, как может изменить смысл предложения одна запятая.

Список литературы

1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля,: Изд-во Московского университета, 2011.

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.. Чешко Л.А.. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,: Просвещение, 2013

3. Русский язык: учебник для 8 кл.общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

1. Интернет-сайт videotutor-rusyaz.ru ()

Домашнее задание

1. Перечислите случаи, в которых определения не будут однородными.

2. Укажите, какие предложения содержат в себе однородные определения.

В полях лежал влажный, рыхлый и ослепительный снег.

Мы шли по тихой, озарённой звёздами тайге.

Тяжёлые холодные тучи лежали на вершинах гор.

Дул сухой, горячий ветер.

Одуряюще пахла омытая дождём молодая трава.

В старом загородном парке тихо.

Всё уснуло крепким, здоровым сном.

3. Спишите текст, расставляя недостающие запятые:

Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Слайд № 2:

Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме: « Однородные и неоднородные определения »

Слайд № 3:

Логика урока:
Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности.

Слайд № 4:

Цель урока:

Закрепить знания об однородном и неоднородном определении и практический навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении;

Слайд № 5:

Задачи урока:

Уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями;
воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к историческому прошлому, нравственным чувствам и убеждениям;
развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, навыки самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.

Оборудование урока: компьютер, таблицы «Однородные члены редложения», «Однородные и неоднородные определения»; учебник русского языка (8 класс) под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др.

Ход урока.

    Мобилизующий этап:

Слайд № 1:

Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его: Почему вы так медленно идете под дождём? [Б] – отвечает он. -?-[-].

Справка: Впереди такой же сильный дождь.

А зачем спешить ?

Учитель: Перед вами упражнение в виде необычным образом написанной шутки и справка к ней. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Ответ учеников: Используя предложения из справки, нужно восстановить текст шутки.

Учащиеся совместно с учителем выполняют задание.

    Определение темы и цели урока:

Учитель: Прочитайте из шутки предложение с однородными членами. Скажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложении.

Ответ учеников: Это однородные определения.

Учитель: Наряду с однородными определениями, в русском языке существует неоднородные определения. Зная этот факт, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Высвечивается слайд № 2 (тема урока)

Ответ учеников: Тема сегодняшнего урока « Однородные и неоднородные определения».

Учитель: Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что мы начали на прошлом занятии разговор об однородных и неоднородных членах предложения, сформулируйте цель урока.

Высвечивается слайд № 4 (цель урока)

Ответ учеников: закрепить знания об однородном и неоднородном определении и навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении.

Учитель: Может быть, вы мне поможете сформулировать задачи урока?

Ответ учеников: Научиться различать предложения с однородными и неоднородными определениями; уметь использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями.

Высвечивается слайд № 5 (задачи урока)

    Актуализация знаний учащихся:

Учитель: Задание выполняют две группы.

Слайд № 6:

Задание для первой группы:

Ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

Задание для второй группы:

Слайд № 7:

Подготовьте рассказ-обобщение об однородных членах предложения по плану:

    Определение однородных членов предложения.

    В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой?

    Словами какой части речи выражаются однородные члены предложения?

    Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения.

    Понятие о рядах однородных членов предложения.

    Синтаксическая функция однородных членов предложения.

Задание выполнятся на конкурсной основе.

Дается время не подготовку.

    Изучение нового материала:

Записываем отрывок из стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева, который написан на доске.

Учитель: Как вы думаете, почему часть прилагательных написана зелёным цветом, а одно - красным?

Ответ учеников: Зелёным – однородные определения, красным - неоднородное.

Учитель: Еще раз обратимся к предложению из шутки с однородными определениями. Прочитайте его. Определите, с какой интонацией произносятся однородные определения.

Ответ учеников: Однородные определения произносятся с интонацией перечисления.

Учитель. Допускают ли однородные определения вставку союза и между ними?

Ответ учеников: Между однородными определениями можно вставить союз и.

Учитель. Если определения произносятся с интонацией перечисления и между ними можно вставить союз и, то это однородные определения, и они одинаково относятся к определяемому слову. Попытайтесь отразить это схематически. Правильный вариант:

Идёт сильный, редкий дождь.

Учитель: А теперь изменим данное предложение:

Ответ учеников: Идёт сильный весенний дождь.

Учитель: Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову дождь : ближайшее или дальнее?

Ответ учеников: Ближайшее определение (весенний ) относится к определяемому слову (дождь ).

Учитель: К чему относится другое определение (сильный)?

Ответ учеников: Другое определение относится к словосочетанию первого определения с существительным.

Учитель: Произносятся ли эти определения с интонацией перечисления и допускается ли между ними вставка союза и.

Ответ учеников: Эти определения не произносятся с интонацией перечисления и между ними не допускается вставки союза и .

Учитель: Это и есть неоднородные определения. Дайте им полную характеристику, соблюдая порядок наших рассуждений. Составьте схемы однородных и неоднородных определений.

Учащиеся составляют схемы:

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

Ответ учеников: Учащиеся дают полную характеристику признаков и условий однородности и неоднородности определений.

Слайд № 8:

Однородные определения

Признаки и условия однородности

1. Перечисляют признаки разных предметов

2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние

3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее

4. Между определениями можно вставить союз и

5. Стоят после определяемого слова

6. Выражены прилагательным и причастным оборотом

7. Выражены качественными прилагательными

Неоднородные определения

    Закрепление изученного материала:

Слайд № 9:

Упражнение 1

1. Стояли жаркие безветренные июньские дни.

2. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги.

3. Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу.

4. Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и скоро прошлась теплым летним обильным дождём.

5. Приятно возвратиться в старое испытанное место.

6. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей.

7. Выхлопной газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения.

СХЕМА: 3 + 3 + 1 = 7

Учитель: Очень внимательно прочитайте предложения. Рассмотрите схему-пример. Сформулируйте задание к упражнению.

Ответ учеников: Данные предложения надо разделить на три группы. В двух группах – по три предложения, в третьей – одно. Поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание: В одну группу пишут три предложения с однородными определениями, в другую – три предложения с неоднородными определениями, в третью – предложение с однородными и неоднородными определениями.

Слайд № 10:

Упражнение 2

1. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.

2. А в лунную мартовскую ночь плывет над снегами опаловый свет.

3. Васька решил выследить, куда пробирается украдкой этот шальной страшный человек.

4. Возле небольшой заводской площадки, возле складов тускло мерцали огни ночных фонарей.

Учитель: Прочитайте предложения. Найдите в них синтаксические конструкции по теме урока. Сформулируйте задание к упражнению.

Учащиеся предлагают свои варианты заданий, один из них: из данных определений исключить одно с однородными определениями. Подчеркнуть однородные и неоднородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.

Слайд № 11:

Задания к упражнению:

    Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов с безударной главной в корне.

    Составьте цепочку, в которой учитывалось бы количество звуков в слове. Начните со слова прикосновения. Соблюдайте принцип постепенного уменьшения количества звуков в словах.

    Словарно-орфографическая работа:

Учитель: Познакомимся с двумя новыми словами. Назовите первое слово. Первая его часть является корнем в слове река. Добавьте к ней слово иностранного происхождения, обозначающее посещение, преимущественно деловое.

Это слово реквизит.

Учитель: Определите второе слово. Первая его часть является в латинском языке с приставкой, обозначающей отделение, удаление, отмену и движение вниз, снижение. Чтобы найти вторую часть, нужно из корня слова приковывать убрать парный звонкий согласный звук. К этим двум частям прибавьте слово, обозначающее переносную радиостанцию. Назовите новое слово.

Это слово декорация.

Учитель: Сформулируйте лексическое значение слов реквизит и декорация.

Слайд № 12:

Реквизит – это совокупность предметов для театральной постановки.

Декорация – установленное на сцене место и обстановка театрального действия.

Учитель: Используя орфографический словарь, расскажите о написании слов реквизит и декорация.

Составьте предложение, в которое вошли бы оба новых слов и чтобы в нем были однородные и неоднородные определения.

(Можно дать задание по вариантам: первый вариант составляет предложение с однородным определением, а второй – с неоднородным).

    Закрепление изученного (продолжение):

Высвечивается слайд № 13 (текст о китайском театре)

Слайд № 13:

Упражнение 3

В спектакле не предусматривалось декораций и реквизита. Во время действия актеры играли с воображаемыми вещами. Артисты с помощью грима, определенных жестов, походки, цвета и покроя костюмов изображали особенности характеров персонажей, из общественное положение. Музыкальные мелодии помогали определить время и место действия. Действие спектакля традиционного театра могло проходить в течение нескольких дней!

Зрители приходили в определённые часы и за чашкой ароматного чая понаблюдали за игрой актером. Они в любое время могли уйти со спектакля, отправляясь по делам или на работу. Затем возвращались, чтобы вновь наслаждаться прекрасной понравившейся пьесой.

Традиционный китайский театр поистине уникален. Он берет начало в далеком народном искусстве, из деревенских праздников. Возникновение китайской традиционной музыкальной драмы обычно соотносится со вторым тысячелетием до нашей эры. В это время в многочисленных южных и северных провинциях Китая получили развитие небольшие местные театры, актеры которых должны были владеть не только искусством певцом, но и быть прекрасными чтецами, танцорами, акробатами. Нередко они росли и воспитывались при театре.

1 часть НО

2 часть ОО, НО

3 часть ОО

Учитель: У вас на парте находится текст, вернее части текста о китайском театре, написанные в нарушенной последовательности. Прочитайте внимательно и обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Ответ учеников: Нужно восстановить текст, определив правильный порядок его частей, ориентируясь на наличие или отсутствие однородных и неоднородных определений. В первой части есть неоднородные определения. Во второй – нет ни однородных, ни неоднородных определений. В третьей части имеются только однородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся устно составляют текст, проверяют и обосновывают. Затем записывают часть, в которой есть неоднородные определения.

    Итог урока:

Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.
Рефлексия: На доске – плакат с рисунком горы знаний, к вершине которой стремились сегодня ребята.
Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
Как вам работалось? Легко? Интересно?
Кто испытывал затруднения?
Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы.

Оценивается деятельность школьников на уроке:

Обсуждается домашняя работа:

Учитель: Домашнее задание у вас будет разноуровневым:

Слайд № 14:

1. Традиционное: $ 38, таблица в справочной тетради, упр.300

2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?»
Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше однородных и неоднородных определений.
Слайд № 15:

Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.

Список литературы:

1. Учебник русского языка для 8 класса подредакцией

Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др. Издательство Москва, Баласс, 2011 год

3. Справочник – практикум по русскому языку.

4. Уроки русского языка в 8 классе.

Слайд 1

Володина Нина Николаевна учитель русского языка и литературы бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Слайд 2

Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его: Почему вы так медленно идете под дождём? [Б] – отвечает он. -?-[-]. Справка: Впереди такой же сильный дождь. А зачем спешить?

Слайд 3

Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности

Тема. «Однородные и неоднородные определения».

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Повторение

Дома вы должны были повторить правописание букв О-Ё после шипящих. От чего же зависит выбор буквы после шипящей? (От части слова, в которой находится орфограмма, а также от части речи). Расскажите о правописании букв О-Ё после шипящих. (В корне пишется Ё, если можно подобрать слово с буквой Е, например, жёлтый – желтеть. В суффиксе и окончании написание зависит от ударения: под ударением пишется О.). (В суффиксах причастий пишется Ё, в окончаниях глаголов тоже).

Карточки с дифференцированным заданием.

  1. Упражнение 280.
  1. Синтаксическая пятиминутка.

Запишите в тетрадях число, классная работа и предложение для синтаксического разбора.

Тревожным, свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

(Индивид. задание – морфологический разбор слова «мягким»)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Однородные и неоднородные определения». Цели урока: познакомиться с однородными и неоднородными определениями, научиться различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.

  1. Повторение изученного материала.
  1. Беседа.

Что называется определением? (Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?)

Какой частью речи чаще всего выражается определение? (Прилагательным).

Прежде чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним разряды прилагательных по значению? (Качественные, относительные, притяжательные.)

Назовите их отличия.

А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете различать прилагательные разных разрядов.

2. Проведём цифровой диктант.

1 – относительное, 2- притяжательное, 3 – качественное.

Матушкина шаль, удобное кресло, кухонное полотенце, ребячья рубашка, песчаный берег, молодой агроном, зелёная листва, отцовское ружьё, сладкий чай, морковное пюре.

Ключ: 2, 3, 1, 2, 1, 3, 3, 2, 3, 1.

Проверьте.

  1. Знакомство с новым материалом.

1.Работа с предложением, записанным на доске.

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.

Назовите определения в этом предложении, чем они выражены.

Обратите внимание, что оба определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.

  1. Запись на доске.

Посмотрите на эту таблицу. Прилагательные в каждой колонке характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса и др. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Если взять прилагательные разных колонок, то это будут неоднородные определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и чаще всего выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного.

Сравните предложения: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой красный сладкий арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.

Итак, неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Однако такие определения могут быть однородными, если они объединены общим понятием, то есть создают общее, целостное, единое впечатление о предмете. Например: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием – небо осеннее, невзрачное).

  1. Работа с учебником Т (п.189).

Откройте параграф 189 и выпишите по пунктам, какие ещё определения считаются однородными. Запись оформите в виде таблицы.

Однородные

Неоднородные

1. Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме и т. д.

1. Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественного и относительного прилагательного).

2. Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах)

2. Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.

4. Второе определение поясняет первое.

Проверьте, как вы заполнили таблицу.

Сформулируйте правило постановки запятой при определениях. (Запятая ставится между однородными определениями.)

  1. Закрепление нового материала.
  1. Работа с учебником.

А) Упражнение 286 (устно).

Тема текста – спасение птенцов, основная идея – животных нужно беречь и помогать им.

Сделайте вывод, какие определения называют однородными?

Б) Упражнение 287.

Основная мысль – удивительное находится рядом с нами.

Из упражнения 287 выпишите неоднородные определения с определяемыми словами.

(Обрывистый песчаный откос, небольшая голубовато-лазурная птица, высокий песчаный откос, маленькая серебряная рыбка, песчаный береговой откос).

Какие определения называют неоднородными?

  1. Работа с сигнальными карточками.

Красный цвет – неоднородные определения, жёлтый цвет – однородные.

  1. Глубокая, дремучая старина окружала моё детство на слободке.
  2. Прошёл серый пассажирский теплоход.
  3. Шёл надоедливый октябрьский дождь.
  4. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
  5. Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен.
  6. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду.
  7. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.
  1. Объяснительный диктант.
  1. День был осенний, серый, но тихий, тёплый. 2) Из-за крыш ближней деревни медленно показывалась огромная красная луна. 3) Со стороны деревни послышался торопливый топот бойких овечьих ног. 4) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его.

Взаимопроверка.

  1. Самостоятельная работа.

Ваша задача найти допущенные в тексте орфографические и пунктуационные ошибки.

На всё лето мы уехали в деревню. Наш старый, деревяный дом стоял на обрывистом берегу небольшёй неглубокой и неширокой речки Серебрянки. Она тихо и спокойно текла то среди пёстрых лушков то через густые сосновые и еловые леса пока не впадала в лестное озеро, поросшее прелесными кувшинками. Летом взрослый человек мог легко перейти её вброт, но весной она начинала яросно вскепать буйно и дерско разливалась, и затопляла окресные луга. (10)

Проверьте.

  1. Задание на дом: п. 189, упр. 288, инд. Задание – 291, 294, повт. п. 42 (Ь после шипящих).
  2. Подведение итогов.

Что нового вы узнали об определениях на этом уроке? (Они бывают однородными и неоднородными).

Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные? (Для правильной постановки знаков препинания).

Как же определить, являются ли определения однородными или нет?

А теперь разгадаем кроссворд:

1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? (Определение).

2.Определения, которые характеризуют предмет с одной стороны. (Однородные).

3. Как называются определения, выраженные прилагательными, порядковыми числительными, причастиями и находящиеся чаще всего перед определяемым словом? (Согласованные).

4 и 6. Назовите сочетанием каких прилагательных обычно выражаются неоднородные определения. (Качественное и относительное).

5. Какой знак ставится между однородными определениями? (Запятая).

Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Польза). Ребята, я думаю, что сегодняшний урок был полезен для вас, вы хорошо и плодотворно поработали. Оценки сегодня получают …


Несколько согласованных определений, не связанных между собою союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными. Между однородными определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится.

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и ).

Пример: Синие , зелёные шары. - Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и . Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение - товарный . Определение длинный связано со всем словосочетанием - товарный поезд . (Товарный поезд является длинным ).

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Определения являются ОДНОРОДНЫМИ, если:

    обозначают отличительные признаки разных предметов;

    Красные , зелёные шары - красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными.

    обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны;

    Разорённый , сожжённый город - разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.

    характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком;

    Лунный , ясный вечер - «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые , мрачные времена - «тяжёлые, а потому и мрачные».

    в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения;

    Тупая , давящая боль в груди - в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.

    представляют собой художественные определения - эпитеты;

    Круглые , рыбьи глаза.

    образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак;

    Радостное , праздничное , лучезарное настроение.

    за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом;

    Чёрные , гладко причёсанные волосы.

    Обратите внимание!

    а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (ср.: чёрные причёсанные волосы );

    б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы ); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится (!);

    стоят после определяемого слова;

    Волосы чёрные , причёсанные .

    второе определение поясняет первое - между определениями можно поставить союз то есть или а именно .