Конспект урока по роману Ч. Айтматова "Плаха" "Все мы на одной плахе"

Роман Чингиза Айтматова "Плаха". Творческий путь Ч. Айтматова. Анализ творческого пути. Роман "Плаха"-роман-метафора. Официальное признание и читательский интерес к творчеству Айтматова. Соизмерение жизни человека с космическим временем и пространством.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Роман Чингиза Айтматова «Плаха»

Творческий путь Ч. Айтматова

Роман «Плаха» - роман - метафора

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Целью данной работы является изучение и анализ творческого пути Чингиза Айтматова, его знаменитого романа «Плаха».

Его повести, и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории, и нашего общества, и мира в целом.

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» вызвал не только большой читательский интерес к себе. Он вызвал также острый интерес к суждениям критиков, оценивавших этот роман. В этом актуальность романа.

Роман «Плаха» о стихийном бедст-вии, о смертоносном обвале, который ощутил писатель как состояние чело-вечества в данный момент истории, но в то же время и о способах его задер-жания. Человечество сегодня, а вместе с ним и сама Жизнь на планете вплотную подошли к той роковой черте, за кото-рой нет Бытия. Это все отчетливее начинают понимать миллионы людей Земли. «Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках?» -- вот вопросы, встающие се-годня перед каждым. И роман Айтматова дает на них от-вет--спасемся, если не утратим той сугубо человече-ской способности охватывать взором своим минувшее и предстоящее, которая единственно и способна помочь че-ловеку оказаться выше собственной жизни, выше эгои-стического «хочу!» В этой способности -- залог спасения и выживания не только самого человечества, но и всего то-го, в чем воплощена Жизнь на планете.

Среди задач можно выделить следующие:

Проанализировать творческий путь Ч. Айтматова,

Дать оценку критиками романа «Плаха».

В качестве теоретической базы были использованы работы Оскоцкого В., Папаниновой Н. и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку роману «Плаха».

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» Творческий путь Ч.Айтматова

Айтматов Чингиз Торекулович -- прозаик, критик, публицист.

В 1937 г., в результате репрессий, он лишился отца, партийного работника, слушателя института Красной профессуры, а также и других родственников; большую роль в его формировании сыграли мать -- учи-тельница и бабушка -- знаток фолькло-ра. С 10 лет А. познал труд земледельца. В годы Великой Отечественной войны подростком исполнял обязанности секре-таря сельсовета, налогового агента, учет-чика комбайнового агрегата и т. д. Айтматов принадлежит к поколению, «не успевшему» на войну, но тяжкий опыт жизни народа в тылу впоследствии отразился в ряде его произведений -- изнурительный труд женщин, голодный блеск ребячьих глаз, страшные листки похоронок.

На рубеже 40--50-х гг. он учится в зооветеринарном техникуме, затем в Киргизском сельскохозяйственном институте, по оконча-нии которого (1953) три года работает зоотехником. В студенческие годы актив-но сотрудничает в газетах и журналах. На-чало писательского пути -- рассказ «Га-зетчик Дзюйдо» (1952). К середине 50-х гг. он уже известен в республике не только как автор актуальных публицисти-ческих выступлений, но и как талантли-вый и своеобразный новеллист: «Сопер-ники» (1956), «Трудная переправа и др. Знаменитые «Повести гор и сте-пей» -- «Верблюжий глаз» и «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Пер-вый учитель» и «Материнское поле» (1963), «Прощай, Гюльсары» (1966), «Ранние журавли» (1975)--были страст-ными, то обличающими, то исполненными самой светлой веры и надежды повест-вованиями о подлинной человечности.

Официальное признание и читатель-ский интерес к творчеству Айтматова увеличи-вался с каждой новой книгой, и после выхода сборника «Повести гор и степей» становится одним из самых молодых лауреатов Ленин-ской премии (1963), затем трижды удо-стаивается Государственных премий (1968, 1977, 1983). В 1978 г.- титул народного писателя Киргизской ССР. Новый этап творчества открывает-ся романом «И дольше века длится день». В 1990 г. опублико-вано дополнение: «Повесть к роману»-- «Белое облако Чингисхана», где судьба одного из самых трагических героев -- учителя Абуталипа -- развивается в соот-несенности с древней легендой. В 1986 г. появляется «Плаха», «роман-крик» об опасности восхождения на плаху всего человечества.

Автор как бы предла-гает читателю свои условия игры -- воз-можность собственного моделирования деталей в «предлагаемых обстоятель-ствах». Но главное для него-- мораль притчи, нравственный категорический императив.

Подобное художественное решение вызовет еще более бурную дискуссию, когда в «Плахе» (1986) Айтматов противопо-ставит бурям современности не пожилого мудрого «человека трудолюбивой души», а искреннего, честного, ищущего, но сла-бого, беззащитного в своей инфантильно-сти представителя современной молоде-жи, Авдия. Утверждая взаимосвязь, взаимообусловленность времен, идею преемственности самых высоких нравст-венных идеалов человечества, Айтматов предло-жит на этот раз сопряжение сюжета конца XX столетия с сюжетом биб-лейским.

1.2 Роман «Плаха» - роман - метафора

Роман «Плаха» продолжает тему апокалип-сиса. Весь роман изобилует смертями и апокалипсическими сценами: от са-мых первых страниц и до последней. Все произведения Айтматова полны трагизма, но такого обнаженного, жестокого, натуралистического изо-бражения смерти и убийств не было еще в творчестве писателя. Роман «Плаха» -- крик души, как «крик жиз-ни, крик человека с вознесенными ввысь руками», увидевшего, «что все летит в тартарары, низвергается в огненную пропасть», над которой ме-чется в страшной тоске и страданиях Бог -- Завтра, рожденный мыслью Ав-дия. Ощущением общечеловеческой катастрофы веет со страниц книги.

Роман «Плаха» о стихийном бедст-вии, о смертоносном обвале, который ощутил писатель как состояние чело-вечества в данный момент истории, но в то же время и о способах его задер-жания, дабы обвал не погреб под веч-ными снегами ядерной войны, как это произошло на перевале Ала-Монго с чабаном Эрназаром. Обвал представ-ляется писателю как следствие утери нравственных, моральных, этических сдерживателей неуемной энергии чело-веческого поиска, метаний, «вечно жаждущий мятежа, новшеств, отрица-ний».

Обвал -- это и наркомания, и дегра-дация человека, и усилившаяся жес-токость в обращении с природой, с ок-ружающими людьми, и постоянный страх перед военной угрозой, и потеря смысла жизни, и отсутствие веры, идеала.

Обвал и облава в романе являются метафорическими синонимами, образа-ми, близкими по смыслу. Облавы, со-вершаемые человеком ради собствен-ных корыстных целей,-- «план по мясосдаче», поджог древних камышей («а что в таком случае камыши, когда гибель самого озера, пусть и уникаль-ного, никого не остановит, если речь идет о дефицитном сырье. Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву»), разорение волчьего лого-ва-- понимаются писателем, как не-кий селевой поток, смывающий все живое на своем пути, а также уничто-жающий человеческое в человеке.

Айтматов являет лицо человека «так близко и так страшно» «в облитой кровью с головы до ног одежде», ув-леченного, захваченного этой разбуше-вавшейся стихией вседозволенности.

Образ залитого кровью человека не-однократно появляется в книге, и ка-жется, что достигает апогея в страш-ном сне Бостона о погибшем Эрназаре. «Тревожно и жутко. Хочется кричать. Но он продолжает медленно опускать-ся все глубже и глубже в чудовищное ледяное подземелье, и, наконец, свет фо-наря выхватывает из тьмы вмерзшего в лед Эрназара: Эрназар... стоит на коленях, шуба задралась ему на голо-ву, лицо его залито кровью, губы креп-ко слоты, глаза закрыты». Но в конце романа явится еще более страшный образ маленького Кенджеша, убитого родным отцом. «Не веря глазам своим, Бостон склонился над телом сына, за-литым алой кровью, медленно поднял его с земли и, прижимая к груди, по-пятился назад, удивляясь почему-то синим глазам издыхающей волчицы». Так вновь вернулся в творчество Айт-матова мотив убийства отцом сына, как это уже было в «Прощай, Гульсары», в легенде и «Песне охотника». Но возник в новом аспекте. В отличие от легенды, рассказанной в повести, где возмездие настигло отца и сына по их собственной вине, в «Плахе» гиб-нет безвинное, чистое дитя. Это уже не слеза ребенка Ф. Достоевского, а кровь и бездыханное тельце сына Бос-тона. Можно сколько угодно утешать себя: «А что Бостону оставалось де-лать, это трагическое стечение обстоя-тельств...» Писатель же точно знает, что так дальше жить нельзя; так -- создавая трагические обстоятельства, в которых жить нельзя; так -- создавая трагические обстоятельства, в которых человек -- прекрасный и сильный -- од-ним выстрелом убивает «великую ма-терь всего сущего» и младенца чело-веческого -- последнюю отраду и на-дежду. А как надо жить?

Вопрос, мучающий расстригу Авдия, чабана Бостона и каждого читающего «Плаху». Писатель же отвечает на не-го однозначно: так как человечество жило до сих пор, давая волю своим низменным, темным сторонам натуры, дальше жить невозможно. Каждому не-обходимо совершить усилие души, дабы прекратить вращение Земли, как кару-сели кровавых драм. А именно такой предстает модель мира человека в ро-мане Айтматова.

В первом своем романе Айтматов соразмерил жизнь человека с косми-ческим временем и пространством, в котором и без человека существует бу-дущее--жизнь на планете Лесная Грудь. В «Плахе» же писатель пока-зал, что на Земле понятие прошлого, настоящего, будущего связано и сораз-мерно лишь с человеческой жизнью и историей. Поэтому стержневым в ро-мане является образ Христа. Образ, с одной стороны, канонический, закреп-ленный не только в религиозной, но и художественной литературе, несущий в себе все самое догматическое и спор-ное, что присуще жизни человеческой. Образ, сразу же раздвигающий фило-софские, ассоциативные, метафориче-ские рамки повествования. Иисус Христос, проживающий свои послед-ние часы перед смертью, композици-онно находится в центре повествования между двумя «восхождениями» на пла-ху Авдия Каллистратова, между жиз-ненными борениями этого юного «попа-расстриги», «вытолкнутого» в круго-вращение жизни, и многоопытного, крепко стоящего на ногах чабана Бос-тона Уркунчиева. Христос возникает в мыслях Авдия после неудачного раз-говора с анашистами.

Горят прозрачно-синие глаза Иису-са, столь поразившие в свое время Понтия Пилата. Такие же необыкно-венно синие, как глаза великой вол-чицы Акбары -- «матери всего суще-го», приводящие в изумление Авдия и Бостона. Такие же синие, как «великое озеро Иссык-Куль», к которому в пос-ледние мгновения жизни стремится трагический сыноубийца, а синий Ис-сык-Куль в поэтике Айтматова еще в «Белом пароходе» утвердился как ме-тафора ока небесного, опушенного рес-ницами береговых реликтовых лесов, чистого, как глаз белой маралихи... Так в романе выстраивается времен-ная вертикаль -- романное время вби-рает в себя уже не только судьба ге-роев, но и всей цивилизации.

Временную вертикаль романа «пере-секает» горизонтальный пласт современной жизни, определяющийся траги-ческим бегом великой волчицы Акба-ры, появляющейся на первой же стра-нице произведения. Жизни Авдия, Бос-тона, волков текут параллельно, одно-временно; последовательными их де-лает условность литературы как вре-менного вида искусства, которую пи-сатель использовал, превратив из огра-ниченности в своеобразие художест-венного приема -- бег волков связыва-ет воедино пространство -- время ро-мана, соединяя осколки единичных су-деб в одно целое. И рождается в рома-не метафорический образ на грани сюрреалистического -- образ Креста, распятия, плахи жизни. То проскользит крестообразная тень парящей в синем небе птицы. «То твоя смерть кружит!» -- скажет о ней Понтий Пилат тщедушному смерт-нику.-- «Она над всеми нами кру-жит»,-- отзовется Иисус, которому предстоит через несколько часов само-му стать похожим на «большую птицу с раскинутыми крылами». Это совмеще-ние птицы и человека, в образе распя-того произойдет в конце 2-й части ро-мана, когда в мучениях будут проте-кать последние минуты жизни Авдия. А то поднимутся птицы «тучами, огла-шая степь на много верст вокруг ог-лушительными криками», переживая тот апокалипсис в приалдашских, ох-ваченных пожаром камышах, резуль-тат которого предощущал авдиевский Иисус накануне своей казни -- «пре-вращения» в большую птицу: «все бы-ло мертво, все сплошь покрыто черным пеплом отбушевавших пожаров, зем-ля лежала сплошь в руинах...»

Бег Акбары -- не только «крестови-на» распятия, но и линия, соединяю-щая два пространства романа -- про-странство равнины (горизонтали) и пространство гор (вертикали). В од-ном обитает Авдий, который мотает-ся по бескрайним просторам, уносясь мыслями и чувствами ввысь, пытаясь добраться до вершин Духа, Добра и Любви. В другом живет Бостон -- Се-рая шуба, путь которого складывается из спусков и подъемов с гор на рав-нину и обратно. Думы Бостона далеко не улетают -- кружат вокруг кошар, пастбищ, тяжкой жизни чабана. Авдий тщедушен, почти нематериален, он более реален.

Критики считают, что лучшие страницы «Плахи» -- на которых писатель изображает «пылающую саванну, го-ре матери Акбары, жуткие картины истребления сайга-ков», худшие -- на которых «эксплуатация высокой темы», то есть евангельской легенды о Христе и др.

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что роман Айтматова, как, впрочем, и любое дру-гое произведение, не может быть понят сам по себе, изо-лированно от творчества самого писателя, от того, что происходит в современной литература, в современном искусстве. Его не понять и в отрыве от всего мира: от того, что происходит в недрах семипалатинских и других шахт, изолированно от Рейкьявика и Женевы. Он мо-жет и должен быть понят в контексте всей современней культуры. Не как одиночное произведение, созданное для эстетической услады, а как роман-крик, роман-призыв, роман-раздумье, роман, созданный для того, чтобы жизнь продлилась и победила. Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе «Плаха», выпол-няя высокую миссию художника: быть духовным вождем людей, -- он вскапывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые грозно требуют своего осмысления и выражения в слове.Так рядом с классической для нашей литературы 60-- 70-х годов, в том числе и для Айтматова тех лет, темой памяти, нацеленной на то, чтобы запечатлеть течение времени, возникает характерная для 80-х тема некласси-ческого, «магического» времени, максимально сближаю-щая не только прошлое и настоящее, но и побуждаю-щая все чаще и тревожнее вспоминать о будущем.

Каждый раз произведе-ния Айтматова застают врасплох, по-вергают в сомнения и растерянность читателя и критика яркой публици-стичностью, острой социальностью и высоким уровнем художественности, подкрепленным философской глубиной и наполненностью. В этом суть фено-мена Айтматова-писателя. Все его про-изведения, казалось бы, сотканные из сиюминутных, наиактуальнейших мо-ментов нашей жизни, несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысле-ние сложнейших социальных, психо-логических, общечеловеческих проблем. Его повести, и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории, и нашего общества, и мира в целом. Примером этому является роман «Плаха».

Список литературы

1. Айтматов Ч. Плача на коленях, восстань во гневе.- М.,1988.- 156с.

1. Не только выжить // Литературное обозрение.- 1987.- №5.- с.39-49

2. Оскоцкий. В И день и век // Знамя.- 1988.- №12 .- с. 204-208

3. Оскоцкий. В Портрет современной прозы.- М.: Знание, 1989.-64с.

4. Папанинова Н Романы метафоры Чингиза Айтматова // Литература в школе.- 1988.- №5 .- с.7-16

Подобные документы

    Изучение романа Чингиза Айтматова "Плаха". Исследование системы нравственных ценностей и духовного мира человека эпохи шестидесятых годов прошлого столетия: что он считает злом, а что добром, во что верит, что является целью его жизни и смыслом бытия.

    научная работа , добавлен 05.02.2011

    Изучение биографических данных Чингиза Айтматова - художника и мыслителя, писателя-гуманиста. Анализ социально-нравственных инициатив Ч. Айтматова, художественное своеобразие мифов и легенд в произведениях "Белый пароход", "И дольше века длится день".

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Сведения о семье писателя, юности, пути в литературу. Произведения, периоды творческого развития Ч. Айтматова. Сочетание в его романах напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем, в описании природы и обычаев народа.

    презентация , добавлен 30.10.2012

    Изучение биографии французского писателя, драматурга, основателя атеистического экзистенциализма Альбера Камю. Анализ литературной деятельности поэтессы Юлии Друниной, писателей Эрнеста Хемингуэя т Чингиза Айтматова. Обзор их сравнения автором с цветами.

    доклад , добавлен 14.09.2011

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Чингиза Торекуловича Айтматова - киргизского прозаика, пишущего на русском и киргизском языках. Повести "Джамиля" и "Повести гор и степей", которые принесли писателю широкую известность и Ленинскую премию.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Биография, жизненный и творческий путь Эмиля Золя. Первый полуавтобиографический роман "Исповедь Клода". Роман "Мадлен Фера" первая попытка показать в действии законы наследственности. Последние годы жизни Золя. Пантеон - место захоронения Эмиля Золя.

    презентация , добавлен 01.11.2010

    Творческий путь Федора Михайловича Достоевского. Драматизм жизни писателя. Природа человеческих поступков. Последний роман классика мировой литературы. Анализ личности двух братьев, попытка определить чья правда победила в романе "Братья Карамазовы".

    реферат , добавлен 30.01.2013

    Роман "Запахи. Історія одного вбивці" як класичний взірець постмодерністської прози. Вплив фаз дорослішання Гренуя на його ставлення до оточуючих запахів. "Темні генії" XVIII століття. Роман П. Зюскінда "Запахи" як історія життя і загибелі парфумера.

    реферат , добавлен 19.07.2011

    Евгений Онегин - реалистический роман, написанный в стихах, "энциклопедия русской жизни", описание столичного и провинциального дворянства 20 гг. XIX века: изображение быта, жизни, интересов дворянства, ироническая характеристика представителей общества.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    "Театральный роман" М.А. Булгакова - произведение о писательском опыте Сергея Максудова. Идея романа - проблема столкновения двух миров: внутреннего мира человека, создавшего произведение и внешнего, недружелюбного, с которым герой не в силах бороться.

Роман “Плаха” становится попыткой писателя представить состояние современного мира как предапокалиптическое. Символично название произведения: плаха – это и место казни, и восхождение через муки и страдания к высшей нравственности и духовности, и будущая участь человечества, бездумно уничтожающего все живое на земле.

История семьи волков Акбары и Ташчай-нара, олицетворяющих в романе весь природный мир, занимает важное место в философской концепции произведения и составляет основу одной из сюжетных линий. Роман начинается с

Описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живет до появления человека. Он буквально все сносит и уничтожает на своем пути, не думая об окружающей природе.

Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: “Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения. ” В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом ее горе не заканчивается.

Земной шар, как тыкву”, не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Потерявшие свое потомство, волки не могут выполнить миссию, предназначенную им природой, и, по закону бумеранга, зло, причиненное природе, возвращается человеку. Но обрушивается оно не на преступников, причастных к гибели Моюн-кумской пустыни, а на одного из самых достойных и порядочных – на чабана Бостона Уркунчиева.

Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребенка. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но попадает в собственного сына.

Сочинения по темам:

  1. Часть первая Действие романа начинается в Моюнкумском заповеднике, где жила волчья пара – Акбара и Ташчайнар. Летом у них родились...
  2. Как и в предыдущем романе “И свыше возраста длится день”, в “Плахе” писатель поднимает проблему исторической памяти, разрушение которой принесет...
  3. Роман “Анна Каренина” одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую...
  4. Роман Михаила Шолохова “Тихий Дон” повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями пе­риодов в истории нашей страны –...

Сочинение

Одним из моих любимых современных писателей является Чингиз Айтматов. Я читал многие его произведения, но больше всего мне запомнился роман “Плаха”.
Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе “Плаха”, выполняя высокую миссию художника быть духовным вождем людей, он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые грозно требуют своего осмысления и выражения в слове. Люди, привыкшие спокойно дремать среди устоявшихся понятий, разбуженные, реагируют гневом. Но и доброжелательные читатели, хотя и читают роман с захватывающим интересом, когда пытаются осмыслить философские вопросы, оказываются в известной растерянности.
Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки - как все это связано? Автор пытается провести панораму жизни природы и мировой истории в нашу современность, в наш день. Он стягивает эти проблемы в узел, который именно мы, люди конца второго тысячелетия, призваны развязать.
Этот роман - крик, отчаянный призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь прежде всего как проблемы состояния души человеческой. Разрушение природного мира оборачивается опасной деформацией человека, личности. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и естественная среда их обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. И кончается этот поединок трагически.
Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчай-нара.
Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, но он должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который является его нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг государственной необходимости. Выходит, что нравственное вырождение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнкумах, имеет не частное значение, а общее. Это проблема социальная. Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопоставок. Вот в чем трагедия.
Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое общество и, разумеется, мы с вами.
Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно пренебрегает описанием их внутреннего мира. Для него они только воплощение распада, духовного скотства, а отсюда - зла. Базарбай - пьяница, подлец, ненавидящий целый мир, завидующий всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности, он становится самим собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют его.
Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. В этом образе Айтматовым олицетворена та естественная человечность, которой нет в Базарбае. Бостон попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства - сына, Акбары и Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где скрепленным авторитетными печатями планом были одним махом нарушены законы естественного течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые встают перед нами изо дня в день и которые имеют поэтому деловое, практическое значение, перерастают в проблему нарушенных естественных контактов человека и природы, что одинаково катастрофично и для природы, и для человека.
Решение задач такого масштаба потребовало особенного художественного решения образов Бостона и Базарбая. Базар-бай потерян для общества. У Бостона судьба другая. Он в большой степени жертва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базарбая. Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет на “плаху”, выполняя в отношении себя веление совести.
В романе затронута еще одна острая социальная тема - проблема наркомании. Автор показывает “гонцов”, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможности пожить в иллюзиях.
Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий - сын священника, изгнанный из академии как “ере-тик-новомысленник”. Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли сможет помочь наркоманам, хотя он не* заурядный по своему духовному складу человек. Авдий не очень грамотный, несколько неловкий и непрактичный человек, его действия скорее вызывают сострадание, чем надежду. Но действия его свидетельствуют о высоте помыслов и о твердом желании внести свет в погрязшие во тьме души. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть - таков его способ борьбы со злом, - мы очень надеемся, что ему удастся помочь Леньке, несчастному доброму юноше, еще не совсем испорченному.
Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманами отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения. Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный. Вид Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает легенду о распятом Христе. Но вопросы и проблемы, ведущие за собой этого человека на “плаху”, не решаются Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия автор осознает потребность нашего времени в таких молодых людях.
С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма, идею веры в доброе начало в человеке, но автор подвергает сомнению теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ. Если так, почему он не наказал Кандалова, почему не сумел защитить Авдия. Айтматову мало только глубокой религиозности. Ему не обойтись без веры в человека.
Роман Айтматова - воззвание к совести каждого: не жди, выходи воином в поле за правду. Тревога - вот главный лейтмотив романа. Это -тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую его среду.
Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь...

Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе «Плаха» тоже обращается к этой проблеме. Этот роман - призыв одуматься,

Осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая гармонично обитает в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» вылилось в страшную трагедию: «...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам...»

В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву». Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.

Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Ба-зарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы. Хочу отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это - элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я совершенно согласен с автором «Плахи»: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

Многие в современной русской литературе писали о честности, доброте и любви. Но мне все-таки хочется поговорить о честности. И вначале я хочу назвать имя Ч. Айтматова и его роман «Плаха». Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. В романе он поднимает вопросы, которые требуют своего осмысления: Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки - все это в романе связано.

Этот роман - крик, отчаянный призыв задуматься, осознать свою ответственность за все то, что так обострилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, автор стремится постичь прежде всего как проблему состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он уничтожает и сайгаков, и волков.

Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчай-наре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним.

В романе затронута еще одна острая социальная тема - проблема наркомании. Автор показывает гонцов, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, сколько возможности пожить в ином мире, в иллюзиях.

Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий - сын священника, изгнанный из академии как «еретик-новомысленник». Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека, он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли сможет помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу человек. Поступки его достойны глубокого уважения.

Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный. С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма, идею веры и доброе начало в человеке, но автор подвергает сомнению теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ.

Роман Айтматова - воззвание к совести каждого: не ожидая, выходи воином в поле за правду. Тревога - вот лейтмотив романа. Это тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую его среду. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь.

В наше время очень остро стоит вопрос наркомании, особенно наркомании среди подростков. Каждый день умирают десятки наркоманов из-за передозировки и еще сотни заражаются СПИДом. К тому же, если смотреть с точки зрения нравственности, все наркоманы - глубоко безнравственные люди. И это не от того, что были такими, такими их сделали именно наркотики. Они делали их холодными, бездумными. Человек становится полностью зависимым от них. Наркоману неведомо чувство жалости, сострадания. Наркотики полностью овладевают человеком. Наркоманы не видят вокруг той красоты, которая видна человеку нормальному.

Впервые эту острую социальную проблему затрагивает в своем романе «Плаха» Ч. Айтматов. Он описывает нам образ Авдия Каллистратова, человека, который был честным, добрым и порядочным.

Он всегда хотел что-нибудь исправить в жизни в лучшую сторону, помочь людям, наставить их на путь истинный, из-за чего и поплатился своей жизнью. Авдий думал, что у каждого человека должно быть что-нибудь хорошее в душе, но люди оказались бесстрастными и равнодушными не только к природе, но даже к своим близким.

В романе подробно описывается, как наркоманы добывают те самые наркотики, из-за которых рушится вся жизнь, и зачастую рушится навсегда. Авдий Каллистратов, попадая в общество наркоманов, если это можно назвать обществом, пытается исправить их, разуверить в том, что только таким образом можно жить хорошо.

Он пытается объяснить, что нужно жить не ради денег и кратковременных удовольствий, а для того, чтобы приносить пользу людям. Авдий протестует против наркомании, убийств, против безжалостности к природе, человеку. Одновременно с протестом Авдий пытается понять, раскрыть причину роста наркомании, помочь. Особенно жалко ему тех, кто еще сам не понимает, насколько все это серьезно. Но как Авдий Каллистратов ни старался сделать мир лучше, он не смог один противостоять этой безнравственности, бесчеловечности, которая толкает человека на самые безумные поступки. Чингиз Айтматов своим произведением призывает читателя не смотреть на эту трагедию, а бороться и бороться всем вместе, всем обществом.

Ч. Айтматов – роман «Плаха». В романе связаны вое­дино три сюжетные линии – линия Авдия Каллистратова, линия волков Акбары и Ташчайнара, линия чабана Бостона. Произведение начинается описанием волчьей семьи, мирно живущей в Моюнкумской саванне. У них появляются пер­вые волчата. Но это благополучие заканчивается, когда в жизнь саванны вторгается человек. Исконной добычей вол­ков всегда были сайгаки, теперь же люди уничтожают сайга­ков, чтобы выполнить план по мясопоставкам. В ходе этой операции погибают волчата Акбары и Ташчайнара. Потом у них снова появляются волчата, но люди начинают строить дорогу к горнорудной разработке, поджигают камыши – де­теныши погибают. И в третий раз волкам не удается сохра­нить свое потомство. В финале мы видим поистине трагичес­кую историю. Коварный, жестокий, безнравственный чело­век Базарбай, случайно наткнувшись на волчье логово, кра­дет всех волчат Акбары и Ташчайнара лишь для того, чтобы потом выгодно продать их. По дороге он заходит в гости к чабану Бостону, а затем уезжает со своей добычей. И волки начинают кружить вокруг жилища Бостона. Желая отомстить человеку, Акбара забирает его детеныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибают волки, ма­ленький ребенок, сын Бостона (пытаясь спасти сына, Бостон стреляет в несущую ребенка Акбару), а также Базарбай, по­хитивший волчат (Бостон в отчаянии убивает его, считая его виновником своего несчастья). Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстает против унич­тожающего ее человека.

Другая сюжетная линия романа – линия Авдия Каллист­ратова, «еретика-новомысленника», изгнанного из духовной семинарии за свои идеи. Этот герой пытается спасти мир от жестокости, насилия, зла. Он встает на путь борьбы с нарко­манами, пытаясь их наставить на истинный путь, хочет по­мочь им раскаяться, понять свои собственные заблуждения. Для этого он вместе с «гонцами» отправляется в азиатские степи за анашой, потом ему приходится участвовать в истреблении сайгаков. Однако путь этот оборачивается гибелью Авдия – сначала его жестоко избивают, сбрасывают с поезда, а потом и вовсе решают от него избавиться – распинают на корявом саксауле. Но смерть героя у Айтматова – это самопожертво­вание, последние слова Авдия о «спасении душ людских». И этот образ, конечно, у Айтматова глубоко трагический, по­тому что он несет в своей душе ответственность за все челове­ческое зло, пытается отыскать истину. А значит, обречен на гибель.

Образ Авдия в повести напоминает нам образ Христа, рас­пятого за любовь, веру, добро. Таким образом, основная идея повести заключается в том, что в основе всех нравственных, общественных, социальных катаклизмов лежит греховность человека. Именно об этом у Айтматова идет речь во вставной легенде, передающей историю Христа и Понтия Пилата, про­куратора Иудеи. «Итак, знай, правителю римский, конец мира не от меня, не от стихийных бедствий, а от враждебности лю­дей придет. От той враждебности и тех побед, которые ты про­славляешь в увлеченности государственной…», – говорит Христос прокуратору перед смертной казнью.

Авторская позиция в романе выражена очень отчетливо, мы остро ощущаем чувство тревоги писателя за погибаюшую природу, погибающее поколение, за мир, утопающий в поро­ках. Ч. Айтматов говорит о том, что общество, в основе жизни которого греховность, достижение материальных благ, обес­ценивание понятий «добра» и «зла» – такое общество обрече­но на гибель.