Конспект урока на тему "деление слов на слоги". Конспект открытого занятия для воспитателей

Занятие на подготовке к школе

Тема: «Деление слов на слоги»

Ход занятия:

1. Организационный момент:
- Ребята, сегодня, я получила письмо от наших знакомых из зоопарка.
Вспомним, с кем мы познакомились на прошлом занятии (слон, лиса, кенгуру)? В этом письме они просят нас о помощи. У них в зоопарке пропал медвежонок.
Поможем им найти медвежонка? За правильное выполнение заданий, мы будем получать часть картинки, и когда сложим все части вместе, мы узнаем, куда же пропал медвежонок.
2. Повторение пройденного материала.
- На прошлом занятии наши герои познакомили нас понятием «слог». Вспомним, что такое слог. Слоги – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове
(ответы детей).
- Правильно, чтобы определить, сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов (например: слон, лиса, кенгуру). Также слово можно прохлопать или прошагать.
- А еще нужно запомнить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
3. – Итак, наше первое задание,
посчитать (прохлопать) количество слогов в словах: енот, пингвин, тигр, фламинго, лось, пеликан. Молодцы, все справились с заданием правильно.
4. «Кто в домике живет?»
На доске три домика, с разным количеством окошек.
- Ребята, необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить картинки по домикам. В первый домик – картинки, в названии которых один слог; во второй – картинки, в названии которых два слога; в третий домик – картинки, в названии которых три слога. Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот.
- Молодцы, за это задание мы получаем часть картинки.
5. – Ребята, посмотрите,
какой необычный поезд к нам сегодня приехал. У этого поезда всего два вагона: синий и красный. Нам нужно распределить картинки по этим вагонам. В синем вагоне поедут картинки, названия которых начинаются на согласный звук, а в красном – картинки, названия которых начинаются на гласный звук. Картинки: акула, удочка, иглы, аист, барсук, дом.
6. – А теперь вспомним,
из чего состоит наша речь (из предложений). Сейчас мы должны будем составить схемы предложений (дети получают карточки). Вспомним: первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая нам понадобится карточка? (полоска с уголком). В конце предложения, обязательно ставим точку. Точка указывает на то, что предложение закончено. Предложения: Лиса рыжая. Уши слона велики. Кенгуру высоко прыгает. Медвежонок очень любит мед.

7. Физкультминутка.
8. «Соберем пирамиду».
На доске картинки (лев, жираф, зебра, дикобраз, носорог, кенгуру).
- Вам необходимо составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.
9. «Молчуны».
- Теперь я называю слово, а вы делите слово на слоги хлопками и показываете количество слогов на пальцах. Слова: павлин, леопард, страус, панда, бурундук, горилла, кабан
10. – Ребята, сейчас
я буду называть вам слог, а вы должны придумать слова, которые начинаются на этот слог. Слоги: са- (самолет, самокат, сапоги, самовар), бу- (буква, бублик), ма- (мама, машина, магазин), ла- (лампа, ласточка).
- Молодцы, получаем еще одну часть картинки.
11. Работа в тетрадях.
«Фрукты и овощи». Соберите в одну корзину фрукты и овощи, в названии которых, два слога, в другую, в названии которых – три слога.
Часть картинки.

12. Итог занятия.
- Молодцы, мы собрали все части картинки и теперь знаем, где медвежонок. Оказывается, он отправился в гости к пчелкам, полакомиться медом. Наши друзья нас благодарят. В конце занятия каждый ребенок получает поощрительный приз.
- Ребята, вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
- Что понравилось вам больше всего?

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте № 6

Тема: « ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ»

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей умение выделять гласные звуки из удобной позиции, делить слова на части, удобные для звукового анализа.
  2. Развивать фонематический слух детей.
  3. Воспитывать интерес к школе.
  4. Формировать навыки учебной деятельности: быть внимательными, успевать выполнять задание со всеми детьми.

Подготовка к занятию:

  1. Изучить методические рекомендации кабинета начального обучения Университета педагогического мастерства.
  2. Подобрать иллюстрации, стихи, загадки к словам:

лиса дом

совы мак

часы волк

ваза кошка

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вступительная часть.

Ребята, с какими звуками вы познакомились на предыдущем занятии? /с гласными/. Назовите гласные звуки, которые вы знаете? (а о у ы э). Почему эти звуки называются гласными? Назовите знакомые согласные звуки (м, к, р, п, с). Почему они называются согласными? Докажите.

Основная часть.

Сегодня на занятии мы будем учиться делить слова на части.

Давайте попробуем это сделать, ведь каждое слово можно разделить на части. Сейчас я вам прочту стих.-загадку, а вы подскажите мне последнее слово:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее... /ЛИСА/

/показать картинку лисы/

Алгоритм работы.

  1. Показать слово на картинке.
  2. Произнести его медленно /"Будем играть: говорить медленно, делать

остановки, искать их"/ ЛИ - СА.

  1. Назвать слово четко, по частям: 1 часть - ЛИ, 2 часть - СА.

4. Определить количество частей в слове.

Вывод : При медленном произнесении слова оно распадается на части.

Весь век идет Яремушка,

Ни сна ему, ни дремушки.

Везде он точный счет ведет,

А вот ни с места не сойдет.

/часы/

Мягкие лапки,

На лапках цап-царапки.

/кошка/

Кто зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

/волк/

Контрольные вопросы к детям:

Что происходит со словом, если его

произносить медленно?

Заключительная часть.

Игра "Подбери кукле одежду". Материал: 2 куклы и кукольная одежда

  1. Как зовут куклу? Придумайте имя из двух частей. /Таня, Ира/
  2. Назовите куклу именем из 3 частей. /Марина, Наташа/.
  3. Рассмотрите одежду, распределите ее: Тане - одежду, в названии рой 2 части, Наташе - 3 части.
  4. Другие упражнения: цвет одежды /в названии 2,3 части/, действия кукол.
  5. Работа со словом Марина:
  • сколько частей;
  • повторить первую часть, протягивая звук (маа);
  • повторить последний звук (а), какой он (гласный), почему?
  • назвать первый звук (м), какой он (согласный), почему?
  • МА - сочетание согласного и гласного звуков.

Графическое изображение:

I задание : ВА - ЗА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8

Конспект открытого занятия для воспитателей.

Тема: «Деление слов на слоги»

Составитель: воспитатель

Быкова Наталья Сергеевна

Сарапул -2016

Конспект открытого занятия для воспитателей.

Тема: «Деление слов на слоги»

1.закрепить понятие слога как части слова;

2. закрепить основное правило слогоделения и умение составлять слова из слогов;

3.расширять и обогащать словарь по теме «Животные»; развивать фонема тические процессы; воспитывать интерес к учебной деятельности .

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три медведя», предметные картинки, с изображением животных, наборы для звукового анализа слов.

Ход занятия.

1.Орг. момент. Сядет тот, кто назовет животное, в названии которого два слога (заяц, олень, енот, кабан, лиса, коза, медведь, барсук и другие).

2 Введение в тему.

К какой сказке подходит данная иллюстрация? Словарная работа со словом иллюстрация.(картинка к какому-то произведению)

- «Три медведя».

3. Работа по теме.

Сегодня мы побываем в гостях у трех медведей и будем учить Мишутку делить слова на слоги.

Что такое слог?

Слог это часть слова.

Послушайте стихотворение и скажите, как зовут девочку.

Девочка в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась.

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Дети: Её зовут Маша.

Выкладываем с помощью фишек звуковую схему данного слова.

Сколько гласных звуков в слове?

Два гласных звука, это А.

Сколько слогов в слове?

Тоже два.

Вспоминаем основное правило слогоделения – сколько в слове гласных, столько и слогов.

Мы в гостях у трех медведей

Папа - медведь, мама - медведица, сын - медвежонок.

Разделите слова на слоги и проверьте себя, прохлопав или отстучав, данные слова.

Пальчиковая гимнастика.

Есть в лесу большая ёлка,

А на ней растут иголки,

Есть еще на елке шишки,

А внизу берлога Мишки.

Как называется берлога у медведей, какая она?

Берлога медвежья.

4.Закрепление.

Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки. Она решила подарить ему подарки и попросить прощения. Помогите Маше подобрать подарки медведям.

Что любят есть медведи?

Мед, малину, рыбу(Все слова, названные детьми разделить на слоги).

Какие игрушки подарит Машенька, в названии которых три слога?

Как одним словом назвать стол и стул?

Мишутка выполнил домашнее задание. Давайте проверим все ли у него сделано верно.

Игра «Рассели животных по этажам»

На первом этаже должны быть животные, в названии которых 1 слог.

На втором этаже должны быть животные, в названии которых 2 слога.

На третьем этаже должны быть животные, в названии которых 3 слога.

Д/и. «Добавь словечко».

Активизация глагольной лексики.

Мы с Машенькой в лес …………, на машине ………., бегом ………, тропинку ………., к домику ……….., подарки ………… .

5. Физ. минутка.

6. Упражнение на развитие интонации.

Произнести 1предложение весело, 2- грустно, 3 - требовательно.

Мёд медведь в лесу нашёл.

Мало меда, много пчел.

Мам, Мам, меда нам!

7. Мама медведица предлагает нам поиграть.

На панно картинки, с изображением игрушек. Игра «Запомни, повтори».

Записать слова в тетрадь с выделением гласного

Пирамидка __и___а____и____а

Грузовик ____у____о_____и

Кукла ____у_______а

Домино ___о____и____о

8.Еще одно задание от папы медведя

Составьте слова из слогов.

Мон ли, но ки, ва хал, ша МА.

9.Мишутка хочет рассказать нам и Машеньке о том, что ему нравиться в лесу

больше всего.

Дети составляют предложения от лица Мишутки.

Я люблю дикий мед. Мне нравиться в лесу тишина.

Запись схемы одного предложения на выбор.

10.Машенька подарила подарки, а поблагодарить медведей забыла. Как вы думаете, за что она может их поблагодарить?

Дети выражают благодарность от имени Машеньки.

Уважаемые медведи, я благодарю вас …..

Деление слова на слоги. Правила переноса слов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА: Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении. Например: Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный Сколько букв может быть в слоге? Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге. Гласный звук образует слог. Как определить количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: Лист, ко-ра, де-ре-во, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни-е Как слова делятся для переноса? Для переноса слова делятся на две части. Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку. Какие слова переносить нельзя? Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя. Например: класс, осы, юла. Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ? Буква Й при переносе не отделяется от гласной. Например: май – ка, зай - ка. Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной. Например: боль - шой, подъ - езд. Как можно перенести слова с двойными согласными буквами? При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится. Например: кас - са, рас - сказ. ЗАПОМНИ! 1. Слог разрывать нельзя. 2. Слова из одного слога не переносятся. 3. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать. КАРТОЧКА №1 Допиши слог так, чтобы получилось слово. ре… но… печ… ша… лу… лу… гор… но… ко… ре… боч… коч… чай… ме… ко… КАРТОЧКА №2 Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова. Облака, кора, отмель - … Сало, ступа, вата - … Купи, перо, снежок - … Пальма, орлы, ерши - … Много, чучело, носок - … Муза, поезда, удача - … КАРТОЧКА №3 Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово. Пример: каша, река, тарелка – карета. колос, рота, ваза – ___________________________ молоко, невод, таракан – _____________________ коса, лото, боксёр – __________________________ баран, рана, банка – __________________________ КАРТОЧКА №4 Раздели слова, где можно, на слоги. утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы КАРТОЧКА №5 Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей. хороша, дворе, горка, нашем, в её, ребята, сделали Наташа, возили, Яков, снег, и скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________ __________________________________________________________ КАРТОЧКА №6 Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги. ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ КАРТОЧКА №7 Подчеркни слова, которые нельзя переносить: Крайний, змейка, ежи, оса, олени, сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла. КАРТОЧКА №8 Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса: Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять, уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна. КАРТОЧКА №9 Запиши слова - названия предметов с делением для переноса. ________________________________________________________ ______________________________________________ КАРТОЧКА №10 Прочитайте текст. Раздели слова для переноса. Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают. КАРТОЧКА №11 Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса. Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ КАРТОЧКА №12 Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Придумай свои два примера. Дом - __________, ____________ - ______________ , клён - __________, ____________ - ______________ . КАРТОЧКА №13 Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса. Я – ластик, я – резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста – Помарку стёрла я с листа. ________________________________________________________ ________________________________________________________ _________________________________________ КАРТОЧКА №14 Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли, глядим в окно. Снег ложится белый – белый… Отчего же так темно? КАРТОЧКА №15 Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно – красен, И реки блестят извивы. КАРТОЧКА №16 Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя. Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью, угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень. КАРТОЧКА №17 Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса. Авось и к нам на двор солнышко взойдёт. Без собаки зайца не поймать. Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет. Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут. Не зная броду, не суйся в воду. КАРТОЧКА №18 Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся. У кого жить, тому и служить. Умей шутить, умей и отшучиваться. Что ни день, то новость. Семь дел в одни руки не берут. Добро и во сне хорошо. Худ обед, коли хлеба нет. КАРТОЧКА №19 По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса. Солёная вода для засолки овощей - ________________ . Помещение в школе, где идёт урок - _______________ . Шестой день недели - __________________________ . Обучение животных послушанию - ________________ . Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой __________________________________ . Асфальтированная дорога - ______________________ . Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ . КАРТОЧКА №20 Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса. В марте воробьи гнёзда вьют. Парит – перед дождём. Солнечный дождь быстро пройдёт. Снег прилипает к деревьям – к теплу. Длинные сосульки - к долгой весне. Большая роса в мае – к урожаю огурцов.

В этом разделе мы будем тренироваться делить слова на слоги. (Не путайте с делением слов для переноса, которое рассматривается в другом разделе. Это несколько разные вещи, так как существуют определенные правила переноса слов.)

Деление слов на слоги

Умение делить слова на слоги — очень важный навык, который желательно приобрести еще до поступления в первый класс. У детей, которые учились читать по слогам, соответственно, проблем возникает меньше. Но все равно бывают.

Представьте себе, ребенок уже слитно читает, мы его научили, какие бывают буквы — гласные и согласные, научили считать буквы в слове, а затем начали подходить к переносу слов, и снова вернулись к слогам. В этой ситуации часто дети путаются, и вместо деления на слоги делят слово по буквам.

Как же научить ребенка делить слова на слоги? Для этого существует множество способов.

Правила деления слов на слоги

  • слоги всегда образуются с помощью гласных букв , поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов . Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает. Примеры: мо-ло-ко, ё-жик, и.т.д.
  • Если слог состоит из нескольких букв, то он всегда начинается с согласной буквы. (Исключение — случаи, когда предыдущий слог оканчивается на Й: рай-он)

Раньше правила деления на слоги и для переноса были одинаковые, за исключением того, что нельзя переносить или оставлять на строке одну букву. Новые правила деления на слоги, по которым дети учатся сейчас, значительно сложнее, и, самое главное, отличаются от деления слов для переноса.. Особенно это касается слов с несколькими согласными в середине слова. Мы делили: кош-ка, ок-но, клас-сы и др.

По новым правилам, только сонорные согласные (м, н, л, р, мь, ль,нь,рь) и Й «прилипают» к первому слогу, в остальных же случаях все согласные «отходят» ко второму слогу. Например: кром-ка, бан-ка, бань-ка, май-ка, но: ша-пка, ра-вный, и т.д.

Два одинаковых согласных при делении на слоги обязательно отходят ко второму слогу: да-нный,

о-ттечь. При этом деление тех же слов для переноса будет другое — дан-ный, от-течь, шап-ка и т.д.

В любом случае тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно, особенно, если с этим проблемы. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе. Помогает «прохлопывание» слов в ладоши. Часто логопеды и учителя советуют ставить тыльную сторону кисти руки под подбородок, и громко произносить слово, при этом подбородок касается руки с каждым слогом.

Мы предлагаем вам онлайн игру-тренажер «Деление слов на слоги». В ней нужно перетаскивать черточки-разделители на слово. Подобные задания часто встречаются в тестах по русскому языку в 1 классе. В этой игре мы будем делить слова на слоги. В следующем разделе мы потренируемся делить слова для переноса.