I съезд Советов ссср. Первый всесоюзный съезд советов 1 съезд советов ссср персоналии

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Съезда народных депутатов СССР о пакте Молотова-Риббентропа от 24.09.1989 г.

СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ДОГОВОРА О НЕНАПАДЕНИИ

ОТ 1939 ГОДА

1. Съезд народных депутатов СССР принимает к сведению выводы Комиссии по политической и правовой оценке .

2. Съезд народных депутатов СССР соглашается с мнением Комиссии, что договор с Германией о ненападении заключался в критической международной ситуации, в условиях нарастания опасности агрессии фашизма в Европе и японского милитаризма в Азии и имел одной из целей - отвести от СССР угрозу надвигавшейся войны. В конечном счете, эта цель не была достигнута, а просчёты, связанные с наличием обязательств Германии перед СССР, усугубили последствия вероломной нацистской агрессии. В это время страна стояла перед трудным выбором.

Обязательства по договору вступали в силу немедленно после его подписания, хотя сам договор подлежал утверждению Верховным Советом СССР. Постановление о ратификации было принято в Москве 31 августа, а обмен ратификационными грамотами состоялся 24 сентября 1939 года.

3. Съезд считает, что содержание этого договора не расходилось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований. Однако как при заключении договора, так и в процессе его ратификации скрывался тот факт, что одновременно с договором был подписан «секретный дополнительный протокол», которым размежевывались «сферы интересов» договаривавшихся сторон от Балтийского до Черного моря, от Финляндии до Бессарабии.

Подлинники протокола не обнаружены ни в советских, ни в зарубежных архивах. Однако графологическая, фототехническая и лексическая экспертизы копий, карт и других документов, соответствие последующих событий содержанию протокола подтверждают факт его подписания и существования.

4. Съезд народных депутатов СССР настоящим подтверждает, что договор о ненападении от 23 августа 1939 года, а также заключенный 28 сентября того же года договор о дружбе и границе между СССР и Германией, равно как и другие советско-германские договоренности, - в соответствии с нормами международного права - утратили силу в момент нападения Германии на СССР, то есть 22 июня 1941 года.

5. Съезд констатирует, что протокол от 23 августа 1939 года и другие секретные протоколы, подписанные с Германией в 1939-1941 годах, как по методу их составления, так и по содержанию являлись отходом от ленинских принципов советской внешней политики. Предпринятые в них разграничение «сфер интересов» СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран.

Съезд отмечает, что в тот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирным договорам 1920 года и договорам о ненападении, заключенным в 1926—1933 годах, их участники обязывались взаимно уважать при всех обстоятельствах суверенитет и территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. Сходные обязательства Советский Союз имел перед Польшей и Финляндией.

6. Съезд констатирует, что переговоры с Германией по секретным протоколам велись Сталиным и Молотовым втайне от советского народа, ЦК ВКП(б) и всей партии, Верховного Совета и Правительства СССР, эти протоколы были изъяты из процедур ратификации. Таким образом, решение об их подписании было по существу и по форме актом личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не несёт ответственности за этот сговор.

7. Съезд народных депутатов СССР осуждает факт подписания «секретного дополнительного протокола» от 23 августа 1939 года и других секретных договоренностей с Германией. Съезд признает секретные протоколы юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания.

Протоколы не создавали новой правовой базы для взаимоотношений Советского Союза с третьими странами, но были использованы Сталиным и его окружением для предъявления ультиматумов и силового давления на другие государства в нарушение взятых перед ними правовых обязательств.

8. Съезд народных депутатов СССР исходит из того, что осознание сложного и противоречивого прошлого есть часть процесса перестройки, призванной обеспечить каждому народу Советского Союза возможности свободного и равноправного развития в условиях целостного, взаимозависимого мира и расширяющегося взаимопонимания.

Председатель Верховного Совета СССР

30 декабря 1922 г. состоялся Съезд полномочных представителей РСФСР. Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (I съезд Советов СССР). В его работе приняли участие 2215 делегатов, в том числе от РСФСР - 1727. УССР - 364, ЗСФСР - 91 и БССР - 33. Почетным председателем съезда был избран Ленин. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он огласил Декларацию и Договор об образовании Союза ССР.

Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) в составе 371 человека - представителей от всех объединившихся республик. Его возглавили 4 председателя - МИ. Калинин (РСФСР), Г.И. Петровский (УССР), Н.Н. Нариманов (ЗСФСР), А.Г. Червяков (БССР).

Первое правительство и Конституция СССР.

Завершающим этапом оформления СССР была выработка Конституции. В январе 1923 г. были образованы конституционные комиссии в союзных рес­публиках, а в апреле 1923 г. - создана объединенная (расширенная) Консти­туционная комиссия из представителей ЦИК всех союзных республик под председательством М.И. Калинина.

В конце июня - начале июля -1923 г. проект Конституции был рассмот­рен и одобрен специальными ЦИК республик, 6 июля - утвержден 11 сес­сией ЦИК СССР.

В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Консти­туцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил ее.

Конституция СССР провозглашала добровольность объединения рес­публик, их равноправность, свободу выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР.

Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а между съездами - ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей рес­публик пропорционально их населению; во второй входили по пять представи­телей от каждой союзной республики и автономной области). Высшим испол­нительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями со­общения, финансами и т.д. В ведении союзных республик оставались внутрен­ние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здраво­охранение. (Впоследствии постановление ВЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. «О порядке управления промышленными предприятиями, имеющими общесоюз­ное значение и находящимися в ведении Высших Советов Народного Хозяйст­ва» и «Положение о ВСНХ СССР» ограничили права союзных республик в об­ласти управления промышленностью в пользу Союза как целого).

Сессия ЦИК СССР избрала первое союзное правительство - Совет На­родных Комиссаров СССР во главе с Лениным. В правительство также во­шли: заместители председателя СНК Л.Б. Каменев, М.Д. Орахелашвили, А.И. Рыков, А.Д. Цурюпа, В.Я. Чубарь. Наркомы:

Иностранных дел - Г.В. Чичерин;

По военным и морским вопросам - Л.Д. Троцкий;

Внешней торговли - Л.Б. Красин;

Путей сообщения - Ф.Э. Дзержинский;

Почт и телеграфов - И.Н.Смирнов;

РКИ - В.В. Куйбышев;

Труда - В.В. Шмидт;

Продовольствия - Н.П. Брюханов;

Финансов - Г.Я. Сокольников.

30 декабря 1922 г. состоялся Первый съезд Советов СССР, принявший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В Декларации подчеркивалось, что «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью». Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А. П. - М.:Прогресс, 1990.С.217.

Договор об образовании Союза ССР разграничивал компетенцию союзного государства и вошедших в его состав республик, определял систему высших общефедеративных органов. Верховным органом страны являлся съезд Советов СССР, а между съездами - Центральный исполнительный комитет СССР, который избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в составе 371 члена. ЦИК СССР избирал Президиум, который возглавляли четыре председателя ЦИК (по числу союзных республик -- председатели их ЦИК). Президиум ЦИК являлся высшим органом власти Союза в период между сессиями ЦИК СССР. Исполнительным органом ЦИК Союза ССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР.

Съезд принял тексты Декларации и Договора в основном и передал их на рассмотрение ЦИК союзных республик. Он поручил ЦИК СССР с учетом полученных от республик отзывов утвердить Декларацию и Договор, ввести их в действие и представить их на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

В ходе работы над юридическим оформлением образования Союза ССР было решено разработать и принять Конституцию СССР, хотя представители Украины и Грузии предлагали ограничиться разработкой Договора (что с правовой точки зрения придавало новому союзу характер скорее конфедерации, а не федерации). После всестороннего обсуждения на разных уровнях проекта, 6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции и постановила:

1) утвердить Конституцию Союза ССР и немедленно ввести ее в действие;

2) внести принятый сессией текст Конституции на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

Создание Союза Советских Социалистических Республик явилось событием, повлиявшим не только на развитие отечественного государства и права, но и на весь ход мировой истории.

13 июля 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял Обращение ко всем народам и правительствам мира, в котором сообщалось, что высшие органы государственной власти и государственного управления нового государства сформированы и приступили к своей деятельности. В обращении особо оговаривалось, что отнесенные к ведению союзных республик вопросы остаются в их исключительной компетенции.

Конституционное строительство активно продолжалось. На второй и третьей сессиях ЦИК СССР первого созыва были приняты постановления: «О Совете Труда и Обороны Союза ССР», «О Государственном банке Союза ССР», «О Центральном статистическом управлении Союза ССР», Положение о Центральном Исполнительном Комитета Союза ССР, Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик, Общее положение о народных комиссариатах Союза ССР.

Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик - первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

1. О предметах ведения верховной власти СССР

2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

3. О съезде Советов СССР

4. О ЦИК СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК СССР

7. О Верховном суде СССР

8. О народных комиссариатах СССР

9. Об ОГПУ

10. О Союзных Республиках

11. О гербе, флаге и столице СССР.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР. - М.: Мысль, 1967.С.78.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР. Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.

Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в действие Конституцию.

Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов в январе 1924 г. Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских съездах.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию. Председателем СНК в связи со смертью В. И. Ленина был назначен А. И. Рыков.

Этот день в истории:

Важную роль в успешном социалистическом строительстве сыграло государственное объединение советских социалистических республик. Добровольное объединение суверенных советских республик в единое союзное многонациональное социалистическое государство диктовалось ходом их политического, экономического и культурного развития и было подготовлено практически в результате осуществления ленинской национальной политики. Совместная борьба народов советских республик против внешних и внутренних врагов показала, что договорных отношений между ними, установившихся в первые годы Советской власти, было недостаточно для восстановления хозяйства и дальнейшего социалистического строительства, для того, чтобы отстоять свою государственную самостоятельность и независимость. Успешно развивать народное хозяйство было возможно только при условии объединения всех советских республик в единое экономическое целое. Большое значение имело и то, что между различными районами страны исторически сложилось хозяйственное разделение труда и взаимозависимость. Это обусловливало взаимопомощь и тесные хозяйственные связи. Угроза военной интервенции со стороны империалистических государств требовала единства во внешней политике, укрепления обороноспособности страны.

Союзное сотрудничество республик особенно важно было для тех нерусских народов, которым предстояло пройти путь от докапиталистических форм хозяйства к социализму. Образование СССР вытекало из наличия социалистического уклада в народном хозяйстве и из самой природы Советской власти, интернациональной по своей сущности.

В 1922 во всех республиках развернулось массовое движение трудящихся за объединение в единое союзное государство. В марте 1922 была провозглашена Закавказская федерация, оформившаяся в декабре 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). Вопрос о формах объединения республик разрабатывался и обсуждался в ЦК партии. Идея автономизации, т. е. вхождения самостоятельных советских республик в РСФСР на правах автономии, выдвинутая И. В. Сталиным (с апреля 1922 Генеральный секретарь ЦК партии) и поддержанная некоторыми другими партийными работниками, была отвергнута Лениным, затем Октябрьским пленумом (1922) ЦК РКП (б).

Ленин выработал принципиально иную форму объединения независимых республик. Он предложил создать новое государственное образование - Союз Советских Социалистических Республик, в который все советские республики вошли бы вместе с РСФСР на равных правах. Состоявшиеся в декабре 1922 съезды Советов УССР, БССР, ЗСФСР, а также 10-й Всероссийский съезд Советов признали своевременным объединение советских республик в единое союзное государство. 30 декабря 1922 в Москве открылся 1-й съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании Союза ССР. В ней были сформулированы основные принципы объединения республик: равноправие и добровольность вхождения их в Союз ССР, право свободного выхода из Союза и доступ в Союз новым советским социалистическим республикам. Съезд рассмотрел и утвердил Договор об образовании СССР. Первоначально в Союз ССР вошли: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Образование Союза ССР явилось триумфом ленинской национальной политики и имело всемирно-историческое значение. Оно стало возможным благодаря победе Октябрьской революции, установлению диктатуры пролетариата и созданию социалистического уклада в экономике. 1-й съезд Советов избрал верховный орган власти Союза ССР - ЦИК СССР (председатели: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов и А. Г. Червяков). На 2-й сессии ЦИК было сформировано правительство СССР - СНК СССР во главе с Лениным.

Объединение материальных и трудовых ресурсов в едином государстве имело огромное значение для успешного социалистического строительства. Ленин, выступая в ноябре 1922 на пленуме Моссовета и подводя итоги пятилетия Советской власти, выразил уверенность в том, что «… из России нэповской будет Россия социалистическая» (там же, с. 309).

Осенью того же года Ленин тяжело заболел. Будучи больным, он написал ряд важнейших писем и статей: «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях или об «автономизации», «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше». В этих работах Ленин подвёл итоги развития советского общества и указал конкретные пути построения социализма: индустриализация страны, кооперирование крестьянских хозяйств (коллективизация), проведение культурной революции, укрепление социалистического государства и его вооруженных сил. Указания Ленина, сделанные им в последних статьях и письмах, легли в основу решений 12-го съезда партии (апрель 1923) и всей дальнейшей политики партии и правительства. Подведя итоги нэпа за 2 года, съезд наметил пути претворения в жизнь новой экономической политики. Решения съезда по национальному вопросу содержали развернутую программу борьбы за ликвидацию унаследованного от прошлого хозяйственного и культурного неравенства между народами.

Несмотря на значительные успехи в восстановлении народного хозяйства, в 1923 страна ещё переживала серьёзные трудности. Насчитывалось около 1 млн. безработных. В руках частного капитала находилось до 4 тыс. мелких и средних предприятий лёгкой и пищевой промышленности, 3/4 розничной и около половины оптово-розничной торговли. Нэпманы в городе, кулаки в деревне, остатки разбитых эсеро-меньшевистских партий и другие враждебные силы вели борьбу против Советской власти. Хозяйственные трудности усугубились кризисом сбыта промышленных товаров, вызванным различиями в темпах восстановления промышленности и сельского хозяйства, недостатками в области планирования, нарушениями промышленными и торговыми органами политики цен. На промышленные товары цены сложились высокие, а на продукты сельского хозяйства - крайне низкие. Расхождение в ценах (т. н. ножницы) могло привести к сужению базы промышленного производства, подрыву индустрии, ослаблению союза рабочего класса и крестьянства. Были приняты меры для устранения возникших трудностей, ликвидации кризиса сбыта: снижены цены на промышленные товары, успешно осуществлялась денежная реформа (1922-24), приведшая к установлению твёрдой валюты.

Воспользовавшись острой внутренней, а также сложившейся международной обстановкой и болезнью Ленина, троцкисты предприняли новые атаки на партию. Они чернили работу ЦК партии, требовали свободы фракций и группировок, выступали против снижения цен на товары, предлагали повысить налоги с крестьян, закрыть нерентабельные предприятия (имевшие крупное народно-хозяйственное значение), увеличить ввоз промышленных изделий из-за границы. 13-я партийная конференция (январь 1924), осудив троцкистов, заявила, что «… в лице нынешней оппозиции мы имеем перед собою не только попытку ревизии большевизма, не только прямой отход от ленинизма, но и явно выраженный мелкобуржуазный уклон» («КПСС в резолюциях…», 8 изд., т. 2, 1970, с. 511).

31 января 1924 2-й съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию Союза ССР. В её основу были положены Декларация и Договор об образовании Союза ССР, принятые 1-м Всесоюзным съездом Советов в 1922. В составе ЦИК были 2 равноправные палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Было установлено единое союзное гражданство: гражданин каждой республики является гражданином СССР. Конституция обеспечивала трудящимся СССР широкие демократические права и свободы и активное участие в управлении государством. Но в то время, в обстановке острой классовой борьбы, Советская власть была вынуждена лишить избирательных прав классово чуждые элементы: кулаков, торговцев, служителей религиозных культов, бывших служащих полиции и жандармерии и др. Конституция СССР имела огромное международное и внутреннее значение. В соответствии с её текстом были разработаны и утверждены конституции союзных республик.

Продолжалось национально-государственное строительство. Завершался процесс государственного устройства Российской Федерации (к 1925 в неё входили, кроме губерний, 9 автономных республик и 15 автономных областей). В 1924 БССР из РСФСР передан ряд уездов Смоленской, Витебской и Гомельской губерний, населённых главным образом белорусами, в результате чего территория БССР увеличилась более чем в 2 раза, а население почти втрое. В составе УССР образована Молдавская АССР. В 1924-25 проведено национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии, в результате которого народы Средней Азии получили возможность создания суверенных национальных государств. Из областей Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик, населённых узбеками и туркменами, образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. Из областей Туркестанской АССР и Бухарской республики, населённых таджиками, образовалась Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. Районы, населённые казахами, входившие ранее в Туркестанскую АССР, были воссоединены с Казахской АССР. Из районов, населённых киргизами, была образована Киргизская АО в составе РСФСР.

3-й съезд Советов СССР (май 1925) принял в состав СССР вновь образованные союзные республики - Узбекскую ССР и Туркменскую ССР.

съезд Советов рабочих, крест. и красноармейских депутатов, провозгласивший образование Союза Сов. Социалистич. Республик; состоялся в Москве 30 дек. 1922. Участвовали делегации РСФСР (1727 делегатов, из них с решающим голосом - 1217), УССР (соответственно 364 и 354 делегата), ЗСФСР (91 и 73), БССР (33 и 23). Нац. состав делегатов: русские - 62,5%, украинцы - 8%, белорусы - 1,1%, евреи - 10,8%, представители народов Кавказа - 4,5%, представители тюркских народов - 5,7%, латыши и эстонцы - 3,4%, представители др. национальностей - 4%. Социальный состав: рабочие - 44,4%, крестьяне - 26,8%, интеллигенты и служащие - 28,8%. Члены и кандидаты РКП(б) составляли 94,1% делегатов, члены др. партий (еврейской с.-д. партии, левые социалисты-федералисты Кавказа, анархист) - 0,2%. Повестка дня: рассмотрение Декларации об образовании Союза ССР, рассмотрение Договора об образовании Союза ССР (докладчиком по этим вопросам был И. В. Сталин), выборы ЦИК СССР. В основе образования СССР лежали глубокие объективные процессы развития сов. общественного и гос. строя. Три осн. причины диктовали необходимость объединения независимых, договорных сов. республик в союзное сов. многонац. гос-во: задачи восстановления нар. х-ва и стр-ва социализма, задачи обороны страны в условиях капиталистич. окружения, интернациональный характер Сов. власти. Клас. природа социалистич. гос-ва, исторически сложившееся разделение труда, экономич. и культурные связи между республиками, развитие федеративных связей между ними, опыт совместной революц. борьбы народов России - все это служило важными предпосылками создания СССР. Предшествующий ему опыт воен.-политич., внешнеполитич. и экономич. сотрудничества сов. республик убедил массы в целесообразности образования союзного многонац. социалистич. гос-ва. Руководящая роль в создании Союза ССР принадлежала Коммунистич. партии. Октябрьский (1922) пленум ЦК РКП(б) принял постановление о создании федеративного гос-ва на базе добровольного союза равноправных и суверенных сов. республик. Пленум выделил комиссию для разработки конституционных основ СССР, в к-рую вошли представители РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Состоявшиеся в декабре 1922 7-й Всеукр., 4-й Всебелорус. 1-й Закавказский и 10-й Всеросс. съезды Советов вынесли решения о необходимости образования СССР и избрали свои полномочные делегации на 1-й Всесоюзный съезд Советов. 29 дек. конференция полномочных делегаций республик обсудила порядок работы и одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 1-й съезд Советов СССР избрал своим почетным председателем В. И. Ленина, к-рый по болезни отсутствовал на съезде, и послал ему приветствие. Пред. съезда был избран М. И. Калинин. Съезд единогласно решил утвердить в основном Декларацию и Договор об образовании СССР. Ввиду чрезвычайной важности этих док-тов и желательности выслушать окончат. мнение о текстах конституционных актов всех объединяющихся республик, съезд постановил передать оба док-та на дополнит. рассмотрение ЦИК союзных республик. ЦИК СССР поручалось рассмотреть полученные отзывы, утвердить тексты Декларации и Договора, ввести их в действие и представить окончат. тексты док-тов на утверждение 2-го съезда Советов СССР. Избранный на съезде ЦИК СССР состоял из 371 члена и 138 кандидатов от всех союзных республик. 1-я сессия ЦИК СССР (30 дек. 1922) избрала Президиум ЦИК из 19 членов и 13 кандидатов в члены. Председателями ЦИК были избраны: М. И. Калинин - от РСФСР, Г. И. Петровский - от УССР, Н. Нариманов - от ЗСФСР, А. Г. Червяков - от БССР, секретарем ЦИК - А. С. Енукидзе. Лит.: I съезд Советов СССР. Стенографич. отчет, М., 1922; Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Советских Социалистич. Республик. Сб. док-тов, т. 3, М., 1960; Якубовская С. И., Строительство Союзного сов. социалистич. гос-ва. 1922-25 гг., М., 1960 (библ.). Г. Д. Комков. Москва.