Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. Храм иконы Божией Матери "Знамение"

Иконы Божией Матери Знамение в Ховрине. Источник: google.com.ua.

Упоминания о Ховрино встречаются с 1585 года, а о храме в нём – с 1623-1624 гг. Нет точных сведений по поводу церквей в этом селении, однако историки полагают, что в конце ХVІ ст. некий Третьяков-Ховрин, потомок сурожского купца по прозвищу Комра построил здесь Великомученика Георгия.

Смутное время не пощадило , она была уничтожена отступниками. В 1646 г. построили Святителя Николая, а в 1682-м в селе уже возводят вторую святую обитель.

иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине строил боярин В. Б. Шереметьев. После его смерти вотчина отошла в государственную казну. А в 1700 г. Пётр І подарил Ховрино графу Головину, которое позже перешло во владение его вдове. Она и построила каменную на старом погосте.

К началу XIX ст. храм требовал ремонта, но как-то не заладилось. А в 1812 г. он пострадал ещё больше от нашествия французов. После победы над Наполеоном дела пошли немного лучше – храм перестраивали и ремонтировали, заново освящали пределы. Сменялись хозяева Ховрино, менялся и ландшафт усадьбы. После того, как там появился большой пруд, церковь и вовсе обветшала, — сырость и небрежность хозяев (Столыпиных) чуть не привели к её закрытию. Тогда всё обошлось.

Храм иконы Божией Матери Знамение в Ховрине. 1992 г. Источник: znamenie-hovrino.ru.

«расцвёл» по-настоящему при Евграфе Молчанове. Этот московский фабрикант умел жить на широкую ногу. Приглашённый им архитектор, Быковский построил новую церковь Знамения (старую разобрали). Закладка храма состоялась в июле 1868 г.
К сожалению, Евграф Владимирович умер раньше открытия нового храма. Доводила дело до ума уже его вдова. Даже после продажи усадьбы Елизавета Иосифовна продолжала заботиться о церкви.

Интерьер храма отличался великолепием. Очень светлое впечатление (благодаря тонам и изящному узору) производили мозаичный пол и стены, облицованные разноцветным мрамором, а также красивый мраморный иконостас.

Архитектура сооружения волновала сердца ещё больше. Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине – это невероятный, завораживающий синтез московского барокко и итальянского ренессанса с элементами византийского орнамента. Высокий массивный четверик завершён восьмериком, вокруг которого располагаются четыре звонницы. Белокаменный фриз фасадов красиво контрастирует с общим фоном, а золочёные маковицы храма на солнце, будто пылают огнём.

Храм иконы Божией Матери Знамение в Ховрине. 2015 г. Ичточник: znamenie-hovrino.ru.

Ховрино являлось излюбленным местом отдыха поэтов, художников, писателей. Осенью 1897-го в храме Знамения поэт Валерий Брюсов венчался с Иоанной Рунт.
Но вот, пришло советское время… Сначала службы стали нерегулярными, а в 1939-м храм закрылся окончательно. В нём размещались и госпиталь, и производственные помещения, и гараж Рыбстоймонтажа.

В 1991-м Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине передали Русской Православной Церкви. А через несколько лет он возобновил свою работу.

Храм Иконы Божией Матери Знамение в Ховрино – одна из важных достопримечательностей Москвы. В церковном приходе ведется активная приходская жизнь: работает воскресная школа, есть молодежное объединение, организуются благотворительные акции и паломнические поездки.

История храма

Церковь имеет давнюю и непростую историю. Первое упоминание о храме в деревне Ховрино относится к шестнадцатому столетию. Церковь, освященную в честь Георгия Великомученика, построил потомок боярина Третьякова-Ховрина. Этот храм был разрушен во время волнений в Смутные времена, но в 1646 году на старом месте отстроили Храм Святителя Николая, в котором один предел был посвящен Великомученику Георгию. Рядом с ним в скором времени появилась небольшая церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Один из владельцев ховринских земель фабрикант Евграф Молчанов снес старую «холодную» церковь, и построил на возвышении новый храм иконы Божией Матери «Знамение». Это было необычное для сельского поселения строение. Занимался проектом известный в то время зодчий Михаил Быковский. Он создал легкое, будто бы воздушное кирпичное здание. Полы новой церкви были украшены мозаикой, стены и иконостас облицованы мрамором, для росписи сводов и стен пригласили лучших российских иконописцев. Освящение нового храма произошло в 1870 году.

После революции Храм пытались закрыть в 1923 году, затем в 1928. В церкви планировалось устроить клуб для сотрудников железной дороги. Но официально закрыли храм только в 1939 году, здание долго пустовало, оттуда лишь вынесли самые ценные вещи. По воспоминаниям старожилов, купола и кресты стояли почти до самой войны. Затем звонницы были снесены, оставшиеся иконы сожжены (сохранилась лишь «Знамение» и образ Христа с главного иконостаса), а в храме открыли фабрику. Старинные мозаичные полы покрыли бетоном, а мраморные стены покрасили.


Деревянный храм в селе Ховрино известен с 16 века. Эта церковь была сожжена отступниками в Смутное время. Возродил храм могущественный боярин Василий Борисович Шереметев. К 1646 году был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, а в 1682 году - вторая летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Церковь имела приделы Преподобного Сергия Радонежского и Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы.

Первая каменная церковь была построена в 1748 г. С.Н. Головиной. В 1749 году в небольшой трапезной был устроен тёплый придел Святителя Николая, а в 1753-1754 годах - придел Мученика Севастиана и дружины его.

Ныне существующий пятиглавый храм был выстроен в 1868-1870 гг. на средства Е.В. Молчанова. Небольшой, но очень вместительный для села, Ховринский храм представлял редкое явление среди деревенских церквей по внутренней отделке: мозаичный пол, мраморная облицовка стен, мраморный иконостас, иконы художественной работы, живопись на стенах; ризница храма считалась богатейшей в округе. Знаменский храм был освящен в 1870 году, а Никольский придел в подклете – в 1874 году.

В 1923 году руководство Петровской сельскохозяйственной академии, которой передали церковную землю, потребовали закрыть храм и устроить в нём общежитие. Церковь тогда не закрыли, лишь заставили прихожан заключать бесконечные условия с властями на право "отправлять культ" и сохранять за собой церковное здание и имущество. Подробная опись имущества, составленная в 1925 году, послужила в наши дни основой для восстановления главного иконостаса.

В 1928 году разобрать храм требовали уже железнодорожники со станции Ховрино. На её месте они намеревались построить клуб. Это им не удалось, но удар был нанесён. Сфабриковав донос на о. Константина, власти лишили его прихода, а семью выгнали из дома. Чтобы прокормить семью, он совершал заказные панихиды на Ваганьковском кладбище. Вместе с другими священниками служил он и на могиле любимого москвичами батюшки Валентина Амфитеатрова, что явилось поводом для обвинения о. Константина в контрреволюционной деятельности. В 1932 году он был арестован и отправлен в концлагерь, из которого не вернулся. При новом священнике Николае Касаткине в ховринском храме часто служил архимандрит Чудова монастыря Амвросий (Астахов). Его приютила одна из матушек Казанского Головинского монастыря, купившая в Ховрине дом. В 1937 году о. Николая и архимандрита Амвросия, а с ними и безместного священника Василия Лихарева в доме матушки арестовали и вскоре расстреляли.

С тех пор богослужения в Знаменском храме проводились эпизодически, а в 1939 году церковь закрыли официально.

В 1960 году Ховрино вошло в состав Москвы. Церковное здание было совершенно заброшено. Почерневшее от пожара, обезглавленное, оно предназначалось к сносу: земля по проекту отходила под эстакаду будущей скоростной трассы. Фабрику закрыли, в храме разместился склад. Территорию завалили металлоломом. Но строительство трассы отложили, и церковное здание уцелело.

Когда в 1991 году образовалась православная община, храм довольно быстро и безболезненно был передан Русской Православной Церкви. Храм буквально поднимали из руин. В 1994 году полностью обновлён нижний храм во имя Николая Чудотворца. В верхнем Знаменском храме весной 1997 года был сделан мраморный пол и возобновлён искусственный мрамор на стенах. В церковь вернулись три иконы из аксиньинского храма. Восстановлен центральный купол и горельефы, возведены звонницы, отлиты новые колокола (в том числе 3-тонный и 5-тонный). Приходская жизнь в Ховрине возродилась.

В конце XIV века в Москву переселился сурожский купец Стефан, по прозвищу Комра. Сын его также прозывался Комра, или Ховра, а внук имел уже фамилию Ховрин. Кто-то из потомков этого рода получил во владение вотчину на речке Лихоборке, которая получила название Ховрино по фамилии владельца. В конце 16-го века здесь была построена церковь во имя Великомученика Георгия. Строил её потомок Стефана Василий Третьяков-Ховрин. Эта церковь была сожжена отступниками в Смутное время. Возродил храм могущественный боярин Василий Борисович Шереметев. К 1646 году был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, а в 1682 году - вторая летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Страдавший многими недугами, Василий Шереметев вскоре умер, и вотчина перешла в государственную казну.

В 1700 году Ховрино по указу Петра I было подарено его сподвижнику, генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину, потомку Ховриных. По кончине графа село по наследству перешло его вдове Софье Никитичне, которая на старом ховринском погосте выстроила каменную Знаменскую церковь. В 1749 году в небольшой трапезной был устроен тёплый придел Святителя Николая, а в 1753-1754 годах - придел мученика Севастиана и дружины его. Головины заложили основы регулярной осевой планировки усадьбы Ховрино, посадили липовый парк и "плодовитый сад".

В 1811 году усадьбу приобрел князь Оболенский. К этому времени церковь уже требовала ремонта. Новый владелец собирался также расширить Никольский придел. Но его планам помешала Отечественная война 1812 года. Наполеоновские солдаты ограбили и сожгли усадьбу, осквернили храм.

В 1813 году Н.П. Оболенский всё же перестроил Никольский придел, Знаменский и Никольский престолы были вновь освящены, а Севастиановский придел более не возобновлялся. Не имея возможности восстановить сгоревшую усадьбу, Оболенский продал её в 1818 году Н.А. и Г.Д. Столыпиным. Столыпины построили новый дом в усадьбе, однако не желали ремонтировать церковь, и она пришла в ветхость. В донесении епархиальному начальству в 1825 году благочинный священник писал: "... оная церковь до того обветшала, что на настоящей Знаменской во многих местах снаружи стали показываться трещины, а на придельную Николаевскую сквозь обветшавшую деревянную крышу проходит теча, отчего на потолке сделались расселины. От исправления таковых ветхостей он, г-н Столыпин, отказался, сказав таким образом: пусть духовное начальство запечатывает церковь, а к поправлению её его никто принудить не может". Столыпины повысили годовое жалованье причту с 350 рублей до 500 и сочли себя свободными от забот об усадебном храме. Церковь чуть было не закрыли. Столыпиным всё же пришлось её немного подремонтировать, и богослужения в храме продолжались.

После Столыпиных Ховрино перешло в собственность Жемчужниковых. В 1836 году Л.И. Жемчужников, профессиональный карточный игрок, вернул причту Знаменской церкви часть церковной земли, так как платить жалованье оказалось теперь невыгодно. Постепенно храм получил в собственность всю свою исконную землю - 33 десятины.

Самая благоприятная эпоха в жизни ховринского храма наступила в 1859 году, после покупки имения московским миллионером, фабрикантом Евграфом Владимировичем Молчановым. Молчанов перепланировал парк, заново отделал главное здание усадьбы, выстроил несколько новых флигелей. Старый храм в усадьбе было решено снести. Для строительства новой церкви Молчанов пригласил в Ховрино знаменитого московского архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Быковский выбрал сухое возвышенное место, которое огибалось сельской дорогой (cейчас это поворот с Клинской улицы на Фестивальную). Евграф Владимирович Молчанов скончался в 1869 году и не дожил до открытия церкви. Отделкой храма занималась его вдова, Елизавета Иосифовна. В 1879 году она продала усадьбу, но даже и после этого продолжала заботиться о Знаменской церкви.

Задуманный Быковским храм, несмотря на малые размеры, не был похож на обычную сельскую церковь. В облике храма слились черты московского барокко, итальянского ренессанса, византийского орнамента. В грандиозном ансамбле Ивановского монастыря, который Быковский строил в те же годы, и стилистически близком к нему Знаменском храме мечта о синтезе черт архитектуры разных эпох воплотилась с наибольшей последовательностью.

Высокий четверик на подклете завершён восьмериком, который окружают четыре звонницы. Пять куполов храма увенчаны золочёными маковицами. Фасады украсил белокаменный арочный фриз. Оси фасадов акцентированы четырьмя горельефами с изображениями Богоматери ("Знамение"), Спасителя, Николая Чудотворца и небесного покровителя Молчанова - мученика Евграфа. Западная паперть с венецианским окном и аркадой напоминала галереи Ивановского монастыря. Характерен для церковных построек Быковского и мозаичный пол. Рисунок пола ховринского храма отличался особым изяществом и богатой световой гаммой. Стены были облицованы искуственным мрамором светлых тонов, что скрадывало недостаток освещения интерьера. Низкий одноярусный иконостас также был отделан искусственным мрамором. Ризница Знаменской церкви считалась в округе богатейшей. Верхний, холодный Знаменский храм был освящен в 1871 году, а тёплый Никольский придел в подклете в 1874-м.

В конце XIX века Ховрино и его окрестности стали популярным дачным местом. Здась любили отдыхать многие писатели, художники, поэты. 28 сентября 1897 года в ховринской церкви Знамения венчались поэт Валерий Брюсов и Иоанна Рунт.

В 1918 году усадьба Ховрино была отнята у ее тогдашних владельцев (Грачевых). В 1923 году руководство Петровской сельскохозяйственной академии, которой передали церковную землю, потребовали закрыть храм и устроить в нём общежитие. Церковь тогда не закрыли, лишь заставили прихожан заключать бесконечные условия с властями на право "отправлять культ" и сохранять за собой церковное здание и имущество. В 1928 году разобрать храм требовали уже железнодорожники со станции Ховрино. На её месте они намеревались построить клуб. Однако это не получилось.

В 1937 году священника Знаменской церкви о. Николая еще нескольких священнослужителей арестовали и вскоре расстреляли. С тех пор богослужения в Знаменском храме проводились эпизодически, а в 1939 году церковь закрыли официально. Некоторое время опечатанный храм не трогали, унесли лишь особо ценную утварь. Старожилы помнят, что до войны купола ещё стояли, а затем начался разгром: снесли купола и звонницы, сломали три горельефа, сожгли иконы. Уцелели только две из главного иконостаса - образа Спасителя и Богоматери "Знамение", а также образ святителя Николая из нижнего храма; их перенесли в Аксиньино. Акацию вокруг церкви вырубили, территорию обнесли забором. В храме устроили фабрику для слепых, поставили станки, мозаичный пол залили асфальтом, а искусственный мрамор пропал под синей масляной краской.

В 1960 году Ховрино вошло в состав Москвы. Сельские дома снесли, кладбище ликвидировали, некогда богатый рельеф исчез под кварталами пятиэтажек и высотных домов. Церковное здание было совершенно заброшено. Почерневшее от пожара, обезглавленное, оно предназначалось к сносу: земля по проекту отходила под эстакаду будущей скоростной трассы. Фабрику закрыли, в храме разместился склад. Территорию завалили металлоломом. Но строительство трассы отложили, и церковное здание уцелело.

В 1991 году храм иконы Божией Матери «Знамение» был возвращён верующим. Назначенный в Ховрино священником Георгий Полозов со своими помощниками поднял храм из руин. В 1994 году полностью обновлён нижний храм во имя Николая Чудотворца. В верхнем Знаменском храме весной 1997 года был сделан мраморный пол и возобновлён искусственный мрамор на стенах. В церковь вернулись три иконы из аксиньинского храма.



Существовавшая ранее церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Ховрине.

Ховрино было некогда селом, на речке Лихоборке; в 1585 г. значится деревнею, принадлежавшею Семену Фомичу Третьякову, а от него перешло к его сыну Василию. По писцовым книгам 1623 г. «за стольником Василием Третьяковым старинная отца его вотчина пустошь, что была деревня Ховрина, на речке Лихоборке».

В селе Ховрине исстари существовала церковь св. вмч. Георгия, когда и по какому случаю уничтожена - неизвестно. По смерти Василия Семеновича Третьякова Ховриным владела его жена вдова Ульяна и за ней числилась на оброке с 1634-73 гг. церковная земля, принадлежавшая церкви св. Георгия. Потом Ховрино стало деревнею и в ней построена новая церковь деревянная во имя св. Николая чудотворца, отчего деревня стала по-прежнему селом.

По переписной книге 1646 г.: «за стольником Василием Борисовичем Шереметевым, что было за Василием Третьяковым, село Ховрино, а в нем церковь Николая чудотворца древянна, у церкви поп Василий, во дворе дьячок Иосифко Титов, да крестьян 9 дворов, в них 33 чел.». При этом же владельце в селе Ховрине была построена другая деревянная церковь во имя св. муч. Георгия.

За 1683-1740 гг. в окладных книгах того же казенного приказа под Селецкою десятиною в селе Ховрине значилась церковь св. муч. Георгия. В 1678 гг. в селе Ховрине находились дворы: вотчинников, конюшенный и скотный, 11 дворов крестьянских, в них 43 чел., и 4 двора бобыльских, в них 13 чел.

В 1680 г., при досмотре церквей и церковных земель в Московском уезде Романом Владыкиным, по указу патриарха Иоакима, священник села Ховрина Павел показал: «ныне в селе Ховрине церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделы, построена на старом церковном месте; а дано ему, попу, земли с полдесятины в поле, сена копен с 20, и ему дают хлебную и денежную ругу».

После В. Б. Шереметева в 1682 г. село Ховрино дано его дочери Афимее, жене князя Якова Голицына, а от нее перешло в 1683 г. к ее теткам Аксинье Васильевне Третьяковой, жене князя Ивана Пронского, и Авдотье Васильевне Третьяковой, вдове князя Семена Пожарского, и за ними оно отказано того же года, а в отказной книге записано: «в селе церковь Знамения Пресвятой Богородицы, да другая церковь Николая чудотворца обе деревянные, да в селе двор вотчинников, в нем живут дворовые люди, да крестьян 18 дворов».

В 1694 г. половина этого села по смерти Аксиньи Пронской отдана ее родной сестре княгине Авдотье Пожарской, а после нее это имение было отписано на государя. В 1700 г. село Ховрино по государеву указу пожаловано Федору Алексеевичу Головину. В 1704 г. в селе числилось: 21 двор крестьянский, в них крестьян 67 чел. В 1709-20 гг. оно принадлежало его сыну Николаю Федоровичу Головину; в 1758 г. - жене принца Петра Федоровича фон Голштейн-Бек Екатерине Михайловне, а в 1818 г. Наталье Алексеевне Столыпиной.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.