Грамматические категории глагола. Конспект урока на тему «Глагол Пояснение к опорному конспекту «Глагол»

Цели:

    Повторить изученный в начальной школе материал о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.

    Развитие умения находить глагол в тексте.

    Закрепить навыки, полученные на предыдущих уроках;

    Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. На улице ярко светит солнышко, погода замечательная – давайте вместе улыбнемся солнышку. Оно передало нам своей энергии, и наше настроение из хорошего превратилось в прекрасное.

Посмотрите на экран. Вы любите загадки? Сейчас одну из них мы попытаемся угадать.

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, сеет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Как стараться, удивляться –

Растолкует нам …. (глагол)

II. Целеполагание.

Скажите, ребята, давно ли Вам известна такая часть речи? (да, с начальных классов). Тогда почему в 5 классе мы снова возвращаемся к ней? (чтобы повторить и изучить что – то новое). Давайте попробуем определить цель нашего урока.

1. Повторить ранее изученный материал о глаголе.

2. Изучение нового материала по теме «Глагол».

III . Повторение ранее изученного материала. Работа по алгоритму (приложение 1).

Сейчас каждый из вас получит маршрутный лист, который будет вам помогать в течение всего урока. В маршрутном листе содержаться задания, которые вы попытаетесь выполнить. Помните, что задания со звездочкой – задания повышенной сложности. Вместе с маршрутным листом вы найдете лист оценки (приложение 2), в котором вами будет вестись учет набранных вами баллов. Будьте внимательны!

Итак, задание 1.

1.Дайте верное определение глагола.

Ваша задача – верно заполнить пропуски. Время выполнения – 3 минуты.

*составить предложение с однородными сказуемыми.

Это дополнительное задание, за которое вы можете заработать дополнительный 1 балл.

А теперь внимание на слайд с верными ответами. В листе оценивания сделайте отметку о полученных баллах.

(далее в ходе урока учащиеся работают по алгоритму – выполняют задание из маршрутного листа, проверяют – верные ответы даны в презентации – оценивают свою работу при помощи листа оценивания, выставляют балл)

Переходим к заданию 2.

2. Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правиласоставьте опорную схему «Изменение глаголов». Время, отведенное на это задание – 4 минуты.

*придумать примеры к схеме.

Задание 3.

3.Изменение глаголов по временам. Работа с учебником. Выполнение упр.661. Время выполнения – 5 минут.

*Выполнить дополнительные задания (2,5). (2 – разбор слова по составу, 5 – пунктуационный разбор)

Физминутка

Учащиеся встают. Педагог называет слова. Если слово – существительное, дети хлопают, если глагол – топают.

Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, поет, гололед.

Возвращаемся к маршрутному листу.

Задание 4. Спряжение глагола. Дать ответы на вопросы. Определить спряжение глаголов (время – 8 минут)

Откройте учебник на стр. 266 - 267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:

А) Что такое спряжение глагола?

Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Г) Назовите глаголы – исключения.

Все ваши ответы запишите в маршрутном листе.

Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):

Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.

*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.

Опорный конспект по теме «Глагол»

1. Глагол как часть речи

Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающее действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Глагол - одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

2. Инфинитив

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу и моменту речи.

Инфинитив отвечает на вопросы что сделать? что делать? Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим (Читать - всегда полезно ); определением (Он отправился с приказанием атаковать врага); дополнением (Я советовал ему обратиться за советом к моим родителям ); входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжать учиться - сложное глагольное сказуемое).

3. Виды глагола

В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал? Имеют формы прошедшего и будущего времени.

4. Переходность/непереходность глагола

Глаголы бывают переходными и непереходными.

Переходные глаголы - глаголы, употребляющиеся с существительными в винительном падеже без предлога (оставлю дом, отдам книг у); все остальные глаголы - непереходные (препятствовать движению, тормозить движение ).

5. Возвратные глаголы

Возвратными называются глаголы с постфиксом -сь (-ся) : учиться, трудиться, бороться. Постфикс -сь (-ся) всегда находится после окончания.

6. Наклонение глагола

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности.

В современном русском языке глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Изъявительное наклонение обозначает действие как реальный факт, протекающий во времени, т. е. действие, которое происходило, происходит или будет происходить: Мы разошлись на полпути... Я не унижусь пред тобою...

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию: Не волнуйся, не плачь, не труди сил иссякших и сердца не мучай .

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определённых условиях: О, если бы я мог хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти.

В современном русском языке различаются три формы времени: настоящее (читает ), прошедшее (читал ), будущее (будет читать ).

Формы времени имеют только глаголы в изъявительном наклонении.

8. Спряжение глагола

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.

В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 спряжения

1 спряжение

2 спряжение

бер-у

бер-ёшь

бер-ёт

бер-ём

бер-ёте

бер-ут

говор-ю

говор-ишь

говор-ит

говор-им

говор-ите

говор-ят

Если окончание глагола ударное, то спряжение определяется по окончанию.

Ко 2-ому спряжению с безударными личными окончаниями относятся:

Все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ И СЛЫШАТЬ

7 глаголов на –ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-ому спряжению.

В современном русском языке выделяются и разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ. Эти глаголы спрягаются частично по 1-ому спряжению, частично по 2-ому спряжению.

хоч-у

хоч-ешь

хоч-ет

хот-им

хот-ите

хот-ят

бег-у

беж-ишь

беж-ит

беж-им

беж-ите

Антонина Сендажы
Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола»

Тема урока : Начальная форма глагола

Учитель начальных национальных классов : Сендажы Антонина Петровна

Цели урока : познакомить учащихся с особенностями , формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме , определять глагол как часть речи по его значению и грамматическим признакам, определять глаголы неопределённой формы и употреблять их в своей речи.

Задачи : 1. Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.

2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений. Воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку .

Формирование УУД .

Личностные УУД : проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательное УУД : анализировать, выделять главное, строить рассуждения о теме, обобщать.

Коммуникативное УУД : формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия и действия товарищей.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок .

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

1. Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите ее в тетрадь слайд 1

2. Определение темы, постановка задачи и цели урока . Ребята, найдите в девизе урока , слова которые отвечают на вопрос : что делать? (учить, знать) .К какой части речи относятся эти слова? глаголу ) О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке ? Конечно же, - это ГЛАГОЛ . Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе .

II.Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

Что такое глагол ?

Изменяется ли глагол по числам ?

Какие три времени имеет глагол ?

Как называется глагол на тувинском языке ?

Какие времена имеют глаголы тувинского языка ?

Как изменяются глаголы на тувинском языке ?

2. Найдите в пословицах глаголы , поставьте к ним вопрос, определите время и число. (Что сделал? ВЗЯЛ- пр. вр., ед. ч., м. р., Что сделаешь? ЗАСКУЧАЕШЬ - буд. вр, ед. ч., 2 лицо)

А можно ли определить время и число глаголов УЧИТЬ и ЗНАТЬ ? (Нет) .

Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке ? (Глаголы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Правильно сформулировать тему и цели урока нам поможет учебник .

Откройте страницу 52, прочитайте тему и цели урока .

III. Новая тема.

1. Работа по таблице.

Читайте глаголы парами и поставьте к ним вопросы. Скажите, чем различаются пары глаголов в первом и во втором столбиках (В глаголах второго столбика есть приставки. Они обозначают законченное действие). Спишите, обозначая приставки . Подчеркните в глаголах -ть , -чь, - ти.

Сделайте вывод по данной таблице. (При затруднении учащиеся могут обратиться к выводу в учебнике на стр. 54)

Вывод. Глаголы учить - выучить , писать - написать, нести - принести, печь - испечь- это глаголы неопределенной формы . Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы : что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ТЬ , -ТИ,- ЧЬ. В глаголах неопределенной формы -ТЬ , -ЧЬ пишутся с мягким знаком.

IV. Закрепление новой темы.

Читайте действия и выполните движения. слайд 3

1. Упражнение 4, стр. 55. (Устно) . Задание к упражнению. Читайте. Ставьте к глаголам вопросы . Скажите, с какими словами употребляются глаголы в неопределенной форме .

Что делать? Что сделать?

тебе можно (нельзя) рассказывать рассказать

я должен (должна) решать решить

Вывод учащихся. Со словами надо, нужно, можно, нельзя, должен, готов, рад, могу, хочу употребляются глаголы неопределенной формы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?

2. Составление диалогов по образцам. слайд 5

3. Работа в группе. Самостоятельная работа. слайд 6

V. Итог урока . Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам решить их?

На какой вопрос отвечает глагол неопределённой формы ?

Назовите окончания глаголов неопределённой формы .

Если было интересно, легко на уроке , во всем разобрались, поднимите красный жетон.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите жетон синего цвета.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите жетон зеленого цвета.

Выставление оценок учителем.

Спасибо, ребята, за урок . Вы активно работали, были внимательны, помогали друг другу.

Домашнее задание. Упражнение 9, стр. 57

Публикации по теме:

«Начальная школа пешехода» развлечение для младшей группы «Начальная школа пешехода» Развлечение для младшей группы Подготовила: Музыкальный руководитель Цаплина А. Ю. Июль 2015год Цель:.

Сценарий праздника «Новогодние приключения сказочных героев» (начальная школа) «Новогодние приключение Сказочных героев» (сценарий новогоднего праздника) Вбегает Шапокляк, тащит за руку грязного мальчишку- Пашу. Шапокляк:.

Сценарий праздника «Золотая осень». Начальная школа Конспект праздника «Золотая осень» Выполнила: воспитатель Овчинникова А. А Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать.

Конспект урока по английскому языку. Тема: «Enjoing your home» Класс: 4. Тема урока: «Enjoing your home» Задачи: 1. Формировать у учащихся навыки устной речи и чтения по теме. 2. Повторить лексику;.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия (читать ), состояния (бледнеть ), процесса (таять ), движения (лететь ).

Постоянные грамматические признаки: вид, залог, возвратность, переходность (проявляется в контексте). Эти признаки характерны для всех форм глагола и являются собственно глагольными (так же, как и категории наклонения и времени). Постоянным также является тип спряжения глагола.

Непостоянные грамматические признаки : наклонение, а также (если есть) время, лицо, число, род. Эти признаки присутствуют не у всех форм глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедшем времени у личных форм глагола нет значения лица, но есть категория рода; категория падежа имеется только у причастий. Категории лица, рода и числа не являются собственно-глагольными.

Все глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по родам. Причастие (глагольно-именная форма) может изменяться также по падежам и родам.

Вид – грамматическая категория, выражающая способ протекания действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действия, протекающие без указания на их завершенность: думать, понимать, плыть, краснеть . Глаголы совершенного вида указывают на предел, ограничение действия началом или концом. Например, действие с обозначением начала: запеть, закричать, начать; действия с обозначением завершенности: решить, совершить, позеленеть . Большинство глаголов совершенного вида имеют приставки.

Категория вида связана с категорией времени. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное: рисую, рисовал, буду рисовать. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое и прошедшее: нарисую , нарисовал.

Группы глаголов по виду

Большинство глаголов могут образовывать видовые пары , различающиеся не лексическим, а только грамматическим значением вида. Видовые пара образуются при помощи: 1) приставки: делал – сделал; 2) суффиксов -ыва- / -ива-, -ва-, -а-, -ну- и др.: засеять – засеивать, поднимать – поднять, засыхать – засохнуть; 3) перемещением ударения: нар е зать – нареза ть, расс ы пать – рассып а ть ; 4) супплетивным способом: брать – взять, класть – положить, ловить – поймать.

Одновидовые глаголы – это глаголы, образующие только одну форму либо совершенного, либо только несовершенного вида. Они могут быть приставочными и бесприставочными. Глаголы только несовершенного вида обозначают многократность, длительность, прерывистость и т.п.: осязать , воевать, сожалеть, разговаривать, грести. Глаголы только совершенного вида обозначают действия, имеющие обязательное завершение, протекающие мгновенно и имеющие результат: воспрянуть, ринуться, очнуться, миновать, опомниться. Причиной в невозможности образовать видовую пару является семантика глаголов или морфологическая структура.

Двувидовые глаголы – глаголы, которые при одинаковой графической оболочке могут в контексте становиться либо глаголами совершенного, либо глаголами несовершенного вида, не меняя при этом своей формы. Ср.: Отряд долго и безуспешно (что делал?) атаковал высоту. Вчера отряд (что сделал?) атаковал и захватил высоту . К двувидовым относятся следующие глаголы: ранить, казнить, венчать, женить, молвить, обещать, стартовать, даровать, заимствовать, телеграфировать и др.

Переходные глаголы называют действие, направленное на объект (предмет, лицо). Это глаголы созидания (создавать , ткать ), разрушения (ломать, сжечь) , восприятия (видеть, ощущать ), эмоционального отношения к субъекту (любить , очаровывать ), глаголы речи и мысли (спрашивать , обдумывать ).

Различают прямопереходные (собственно-переходные) и косвенно-переходные глаголы. Прямопереходные имеют дополнение в форме винительного падежа без предлога: читать книгу, строить дом или родительного (при обозначении части или при отрицании, при глаголах хотеть, желать): выпил чаю, принести воды, не читал новой газеты . Косвенно-переходные глаголы обозначают действия, направленные на объект, но при этом дополнение может стоять в косвенном падеже с предлогом: заботиться о сестре, помогать соседу, руководить предприятием.

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не переходят на предмет. К непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие: 1) бытие, существование: быть, находиться ; 2) перемещение: идти, плавать, кататься; 3) физическое и психическое состояние: болеть, сердиться, стоять; 4) род деятельности: учительствовать, плотничать; 5) манеру поведения: храбриться, молодиться; 6) слуховое и зрительное восприятие: сверкать, стучать и др. Дополнения при таких глаголах могут быть с предлогами и без предлогов и стоят в косвенных падежах, кроме винительного: блеснуть знаниями, сгореть в огне, взять с полки.

Глаголы с постфиксом -сь / -ся являются непереходными.

Среди непереходных глаголов выделяют особую разновидность глаголов с постфиксом -ся (-сь). (Постфикс -ся используется после согласного, постфикс -сь – после гласного). Такие глаголы имеют категорию возвратности, которая передает особые семантические значения. В зависимости от значения возвратные глаголы представлены несколькими группами:

1) собственно-возвратные: действие субъекта направлено на себя: мыться, причёсываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с местоимением себя ;

2) взаимно-возвратные: направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) косвенно-возвратные: действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции со словами для себя, себе ;

4) общевозвратные: действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться ; беспокоиться и некоторые другие.

Большинство возвратных глаголов могут образовывать соотносительную пару без постфикса -ся: стучать – стучаться, дымить – дымиться . Однако в русском языке есть глаголы, которые не имеют таких соотносительных пар, являются «только возвратными» и без постфикса -ся не употребляются: бояться, гордиться, лениться, надеяться, стараться и т.п.

Категория залога выражает отношения между субъектом, действием и объектом, над которым производится действие. Действительный залог глагола указывает, что подлежащее называет субъект, который сам выполняет действие. Студент пишет конспект. Я потрачу время на вас . Страдательный залог указывает, что подлежащее называет объект, который подвергается действию со стороны другого предмета, лица: Конспект пишется студентом . Время потрачено на вас.

Страдательный залог может выражаться: 1) постфиксом -сь / -ся: Последствия урагана ликвидируются; 2) формами страдательных причастий: Задача решена.

Не имеют форм залога: 1) все непереходные глаголы: идти, бежать и т.п.; 2) глаголы с постфиксом -ся, не имеющие пары без этого постфикса: бояться, проснуться; 3) личные глаголы в безличном значении с постфиксом -ся: не спалось, дышится легко.

Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени).

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие иррреальное, которое может произойти при определенных условиях или является предполагаемым, желаемым. Формы сослагательного наклонения изменяются только по родам и числам: играли бы во дворе, чинил бы машину, читала бы мемуары.

Повелительное наклонение выражает просьбу, пожелание, приказ и выражается глаголами вне форм времени. Формы повелительного наклонения образуются, как правило, от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) или будущего времени (у глаголов совершенного вида). Первое лицо единственного числа у глаголов повелительного наклонения отсутствует, формы множественного числа с призывом совершить совместное действие – читаем или давайте почитаем – омонимичны формам настоящего времени. Наиболее употребительными являются глаголы в форме 2-го и 3-го лица, единственного и множественного числа. Формы 2-го лица единственного числа имеют два типа окончаний: -и или нулевое окончание: пиш-и, читай- Ø. Формы 2-го лица множественного числа образуются прибавлением к форме единственного числа постфикса -те: пиш-и-те, читай- Ø-те. При образовании форм повелительного наклонения у некоторых глаголов наблюдается чередование в корне: ви ть – ве й, ши ть – ше й . Формы 3-го лица единственного и множественного числа образуются при помощи частиц пусть, пускай: пусть читает, пусть читают. Особая аналитическая форма повелительного наклонения образуется при помощи частицы давай (давайте) и инфинитива несовершенного вида со значением призыва к совместному действию: давай читать, давайте решать.

У ряда глаголов при образовании форм повелительного наклонения наблюдаются особенности: 1) чередование и/е в корнях глаголов типа бить, пить, шить бей, пей, шей ; 2) сохранение суффикса -ва-, который отсутствует в форме настоящего времени, но есть в инфинитиве: давать – дают – давай, вставать – встают – вставай ; 3) у глагола лечь форма повелительного наклонения ляг ; 4) у глагола ехать супплетивная форма повелительного наклонения поезжай.

У некоторых глаголов формы повелительного наклонения или совсем не образуются или не употребляются: видеть, слышать, хотеть, недомогать .

В русском языке формы одних наклонений могут употребляться в значении других: Ты бы поработал сегодня (сослагательное наклонение в значении повелительного). Вернись он вовремя – ничего бы не случилось (повелительное наклонение в значении сослагательного). В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив: Учиться тебе.

Категория времени это словоизменительная категория, обозначающая соотнесенность действия к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи, прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи, будущее время – действие, которое совершится после момента речи. Формы настоящего и будущего времени не имеют специального грамматического оформления, формы прошедшего времени выражаются суффиксом -л- или нулевым суффиксом в том же значении: прочита -л , принес- Ø . Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. Будущее время у глаголов несовершенного вида образуется при помощи вспомогательного глагола быть: буду читать, будешь читать , будет читать (сложная форма). Если в предложении несколько глаголов будущего времени, то вспомогательный глагол обычно используется один раз: Я буду петь и плясать . У глаголов совершенного вида – простая форма будущего времени: прочитаю, прочитаешь, прочитает.

В речи глаголы одного времени могут использоваться в значении другого: Уходим завтра в море (форма настоящего времени в значении будущего). Так я тебе и поверил (форма прошедшего времени в значении будущего).

Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. Первое лицо единственного числа (я) показывает, что субъектом действия является сам говорящий; первое лицо множественного числа (мы) говорящий и другие. Второе лицо единственного числа (ты) показывает, что субъектом действия является собеседник; во множественном числе (вы) – собеседник и другие. Третье лицо единственного числа (он, она, оно) показывает, что субъектом действия является кто-то, не участвующий в диалоге; во множественном числе (они) – кто-то, не участвующий в диалоге, и другие.

Кроме указанных значений личных форм, в современном русском языке используются: 1) формы 1-го лица множественного числа в значении «авторское мы» вместо «я» в научном стиле: мы рассматриваем этот факт, мы провели эксперимент; 2) формы 1-го лица множественного числа в значении 2-го лица для выражения соучастия в эмоционально-экспрессивной речи: как мы себя чувствуем?; 3) формы 2-го лица множественного числа используются для выражения вежливости: Вы нам рассказывали .

Формальными показателями категории лица являются личные окончания: -у (-ю), -ем (-им), -ешь (-ишь), -ете (-ите), -ут (-ют), -ат (-ят).

Категория лица связана с категориями времени и наклонения. Формы лица есть только у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения. Категория лица отсутствует у глаголов прошедшего времени и у глаголов сослагательного наклонения.

Некоторые глаголы в русском языке имеют не все формы лица, т.е. являются недостаточными . Нет форм 1-го лица у глаголов дерзить, победить, очутиться, чудить . Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица у глаголов телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, сблизиться, явствовать. Наряду с «недостаточными» глаголами в русском языке есть глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм, т.е. являются избыточными : брызгать – брызжешь/ брызгаешь, мучить – мучаешь/ мучишь, курлыкать – курлыкают / курлычут . Между этими формами обычно существует или смысловое или стилистическое различие. Брызжешь – извергаешь брызги, разбрызгиваешь; брызгаешь – опрыскиваешь. Курлыкают (разговорное); курлычут (нейтральное) .

Безличные глаголы

Глаголы, не имеющие форм лица и обозначающие действия или состояния, протекающие сами по себе, бессубъектно, называются безличными . Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и родам. Могут употребляться в инфинитиве, изъявительном наклонении (в прошедшем, настоящем и будущем времени) и сослагательном наклонении. Могут быть с постфиксом -ся и без постфикса. При безличных глаголах невозможно употребление подлежащего: Скоро начнет светать. Смеркается. Вечерело. Знобило бы.

Некоторые личные глаголы в русском языке могут употребляться в значении безличных: Темнеет лес (личный глагол). Зимой темнеет рано (личный глагол в безличном значении). Безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении обозначают: 1) явления природы: дождит , смеркается; 2) состояния человека: лихорадит , знобит; 3) ощущения, чувства: мне не везет ; 4) бытие: не было времени; 5) долженствование: не надо печалиться.

Категория рода обозначает характеристику рода существительного или местоимения, с которым координируется или согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня . Средний род может также указывать на безличность глагола: Вечерело.

Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения мужского, женского или среднего рода есть у форм единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, у форм единственного числа условного наклонения и у всех причастных форм.

Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действия, при этом не изменяется значение действия: Студент пришел. Студенты пришли . Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам. Нет форм числа у инфинитива и деепричастия. Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределённость субъекта: В дверь стучат . Единственное число может указывать на безличность: Меня знобит .

Взаимосвязь глагольных категорий

1. Вид и время: у глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), форма будущего времени - простая. У глаголов несовершенного вида три формы времени (есть форма настоящего времени), форма будущего времени - сложная.

2. Время и наклонение: глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении, а в повелительном и условном наклонениях морфологическая характеристика времени отсутствует.

3. Лицо и род: эти категории у глагола взаимоисключают друг друга и не могут быть представлены в одной и той же форме. Категория лица есть у форм глагола в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в формах глагола повелительного наклонении, а род - у форм глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и у форм условного наклонении.

4. Переходность и возвратность: возвратные глаголы непереходные.

5. Переходность и залог: страдательные конструкции образуются только от прямопереходных глаголов. Переходные глаголы в основном способны образовывать формы страдательного залога.

Опорный конспект по теме «Глагол»

1. Глагол как часть речи

Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающее действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Глагол - одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

2. Инфинитив

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу и моменту речи.

Инфинитив отвечает на вопросы что сделать? что делать? Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим (Читать - всегда полезно ); определением (Он отправился с приказанием атаковать врага); дополнением (Я советовал ему обратиться за советом к моим родителям ); входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжать учиться - сложное глагольное сказуемое).

3. Виды глагола

В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал? Имеют формы прошедшего и будущего времени.

4. Переходность/непереходность глагола

Глаголы бывают переходными и непереходными.

Переходные глаголы - глаголы, употребляющиеся с существительными в винительном падеже без предлога (оставлю дом, отдам книг у); все остальные глаголы - непереходные (препятствовать движению, тормозить движение ).

5. Возвратные глаголы

Возвратными называются глаголы с постфиксом - сь (-ся) : учиться, трудиться, бороться. Постфикс -сь (-ся) всегда находится после окончания.

6. Наклонение глагола

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности.

В современном русском языке глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Изъявительное наклонение обозначает действие как реальный факт, протекающий во времени, т. е. действие, которое происходило, происходит или будет происходить: Мы разошлись на полпути... Я не унижусь пред тобою...

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию: Не волнуйся, не плачь, не труди сил иссякших и сердца не мучай .

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определённых условиях: О, если бы я мог хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти.

В современном русском языке различаются три формы времени: настоящее (читает ), прошедшее (читал ), будущее (будет читать ).

Формы времени имеют только глаголы в изъявительном наклонении.

8. Спряжение глагола

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.

В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 спряжения

1 спряжение

2 спряжение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн.ч.

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

бер- у

бер- ёшь

бер- ёт

бер- ём

бер- ёте

бер- ут

говор- ю

говор- ишь

говор- ит

говор- им

говор- ите

говор- ят

Если окончание глагола ударное, то спряжение определяется по окончанию.

Ко 2-ому спряжению с безударными личными окончаниями относятся:

Все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ И СЛЫШАТЬ

7 глаголов на –ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-ому спряжению.

В современном русском языке выделяются и разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ. Эти глаголы спрягаются частично по 1-ому спряжению, частично по 2-ому спряжению.

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн.ч.

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

хоч- у

хоч- ешь

хоч- ет

хот- им

хот- ите

хот- ят

бег- у

беж- ишь

беж- ит

беж- им

беж- ите

бег- ут