Выразительные средства морфологии. Морфологические средства выразительности

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ

УРОК 1

ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА»

План урока:

    Вступление

    Основная часть

а) основные средства выразительности;

б) лексические средства выразительности;

в) средства художественной выразительности;

г) морфологические средства выразительности;

д) синтаксические средства выразительности;

е) образность речи

3. Заключение

Для того чтобы правильно выполнить задание В8, нужно знать основные средства выразительности языка, уметь находить их в предложенном для анализа тексте, знать, какие средства выразительности характерны для определённых стилей речи.

Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности.

Фонетические:

    аллитерация;

    ассонанс.

Словообразовательные:

    словообразовательный повтор (однокоренных слов; слов одной слово­образовательной модели; слов с суф­фиксами оценки).

Лексические:

    синонимы;

    антонимы;

    омонимы;

    паронимы;

    устаревшие слова;

    неологизмы;

    заимствованные слова;

    книжная лексика, термины;

    традиционно-поэтическая лексика;

    разговорная лексика;

    просторечия;

    диалектизмы;

    профессионализмы;

    жаргонизмы, арго;

    эмоционально окрашенная лексика;

    фразеологизмы;

    крылатые слова и выражения.

Морфологические:

    экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевлённо­сти-неодушевлённо­сти и др.);

    прямое и переносное употребление форм времени глагола;

    экспрессивное использование слов разных частей речи;

    насыщение текста междометиями и звукоподражатель­ными словами.

Синтаксические:

    ряды однородных членов предложения;

    предложения с вводными словами, обращениями, обособленными

    Членами;

    экспрессивное использование предложений разно­го типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. и.)

Нужно помнить, что для определённых стилей речи характерны и определённые средства выразительности.

Таблица №1

Научный

Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; стилистически нейтральные слова, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова

Публицистический

Лексические средства выразительности : общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, ритори­ческие вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни од­ной минуты, ни одного дня); фразеологи­ческие обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, язы­ковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания).

Художественный

Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессиональ­но-деловые обороты речи и лексики пуб­лицистического стиля; синонимы, антони­мы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности характерны для художественного и публицистического стилей. Это тропы и фигуры.

Троп (греч. tropos «поворот», «оборот речи») - стилистический приём, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, то есть в ис­пользовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отноше­нием.

Стилистическая фигура (от лат. figura «очертание», «образ») - особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм и использующиеся для усиления выразительно­сти речи.

Таблица №2

Тропы и фигуры речи

Тропы

Фигуры речи

  • эпитет
  • сравнение
  • метафора
  • метонимия
  • синекдоха
  • гипербола
  • литота
  • олицетворение
  • перифраз
  • оксюморон
  • анафора
  • параллелизм
  • антитеза
  • градация
  • инверсия
  • эллипс
  • умолчание
  • риторический вопрос
  • риторическое восклицание
  • риторическое обращение
  • многосоюзие
  • бессоюзие

Таблица №3

Морфологические средства выразительности

Научный

Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; глаголов с обобщённо-отвлечённым значением (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление форм несовершенного вида; употребление местоимений 3-го лица

Публицистический

Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближ­него зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов

Художественный

Насыщенность текста глаголами (интен­сивность действия, движение, динамич­ность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий - образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклоне­ние; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живо­писность, непринужденность описаниям, (петь щегленком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экс­прессия текста; местоимения (личные и притяжательные - оттенок искренности взволнованности; неопределенные - «отдаляют» события и предметы)

Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов

Публицистический

Использование однородных членов предложения, ввод­ных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предло­жений

Художественный

Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные вопроси­тельные, восклицательные); полные и не­полные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные воз­можности); типы связи частей сложного предложения

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении.

Грозовая туча курилась дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета . Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи , синие пещеры, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени . А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя. (К.Паустовский)

Выделенные слова в тексте - метафоры придают тексту эмоциональность и красочность, помогают читателю увидеть происходящее.

Но образность речи может достигаться и при отсутствии тропов.

Птиц своих он распустил. – Всех… Все разлетелись, - говорил Тимка. – И малиновка, и синицы, и щеглы, и чиж. Я, Борька, знаешь, больше всего чижа любил. Он у меня совсем ручной был. Я открыл дверку клетки, а он не вылетает. Я шугнул его палочкой… Взметнулся он на ветку тополя да как запоёт !.. Я сел под дерево, клетку на сучок повесил… Долго сидел, думал , потом встаю , хочу взять клетку. Гляжу, а на ней мой чижик сидит. Спустился, значит, сел и не хочет улетать. И мне вдруг так жалко всего стало, что я… Я чуть не заплакал, Борька. (А.Гайдар)

Чтобы передать эмоциональное состояние мальчика, Аркадий Петрович Гайдар использует однородные члены предложения, глаголы различных видовых форм, лексические повторы и т.д. и совершенно не употребляет тропов. Но от этого текст не теряет ни образности, ни выразительности.

Запомни!

В любом тексте всегда есть выразительные средства, характерные для определённого стиля речи.

Загляни в глоссарий и попытайся сделать упражнения, а затем проверь себя, выполнив тестовые задания.


1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)

3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки(уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных): Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики. . . (Н. В. Гоголь)

Итого: Роль выразительных средств морфологии и словообразования в тексте Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются: - для усиления образности и изобразительности текста - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных); - для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста; И не только!

Морфологические средства выразительности можно встретить в уже изученных нами хокку Едва-едва я добрел, Измученный, до ночлега. . . И вдруг- глициний цветы! Пусть намокло платье мое, О цветущие персики Фусими, Сыпьте, сыпьте капли дождя!

Из стихотворения А. С. Пушкина « 19 октября» Полней, полней! и, сердцем возгоря, Опять до дна, до капли выпивайте!

В сказке о золотом петушке Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!

№ 1 Прочитайте стихотворение С. Маршака. Какие морфологические средства выразительности вы нашли в данном произведении? Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?

№ 2 Прочитайте отрывок из стихотворения Саути Роберта Лодорский водопад. Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздуваясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? Какой художественный эффект достигается этим? Почему стихотворение записано лесенкой? Какие звуки в нем преобладают?

№ 3 Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета. Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз, за третьим перевалом, Пропал ямщик, звеня и не пыля. Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом? Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа? Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается". А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в описании пейзажа и душевного состояния?

№ 4 Определите выразительную роль приставки раз- (рас) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку. Расстояние: версты, мили. . . Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали. . . Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий. . . Не рассорили - рассорили, Расслоили. . . Стена да ров. Расселили нас, как орлов - Заговорщиков: версты, дали. . . Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж - ну который - март? ! Разбили нас - как колоду карт!

Литература http: //rvb. ru/pushkin/01 text/03 fables/01 fables/ 0801. htm Сборник стихов А. С. Пушкин Сборник стихов

К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи . Так, «безглагольные» тексты, в которых преобладают имена существительные, помогают выполнить пейзажную зарисовку: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». (А. Фет) или создать батальное полотно: «Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет император в голубом кафтане» (Б. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутренний драматизм.

Прилагательные придают тексту яркость, выразительность и образность:

      Нежно-бесстрастная,
      Нежно-холодная,
      Вечно подвластная,
      Вечно свободная...
      Лживая, ясная,
      Звучно-печальная,
      Чуждо прекрасная,
      Близкая, дальняя.

(Н. Минский)

Глаголы делают текст более динамичным: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:

      Как рано мог он лицемерить,
      Таить надежду, ревновать,
      Разуверять, заставить верить,
      Казаться мрачным, изнывать...

(А. Пушкин)

Особой изобразительной силой обладают наречия: «А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса». (А. Ахматова) и место имения «Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней». (Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли автора.

К морфологическим средствам выразительности относится и такой прием, как отрицательное сравнение , когда явления не сопоставляются, а противопоставляются. Он часто используется в устном народном творчестве. Неотъемлемым средством создания отрицательного сравнения является отрицательная частица НЕ:

      По гиблому месту, по талой звезде
      найдешь меня там, где не будет нигде.

      Есть дальняя пристань, последний приют,
      где скорби не знают и мертвых не чтут.

(О. Чухонцев)

Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами . Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В отличие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артикли. Это порождает многие изобразительные приемы: стилистические фигуры.

Инверсия (от латинского inversio - «перевертывание», «перестановка») - обратный порядок слов в предложении.

В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставится после слов, к которым они относятся; определения - прилагательные и обстоятельства-наречия - перед главными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:

      Роняет лес багряный свой убор,
      Сребрит мороз увянувшее поле,
      Проглянет день, как будто поневоле,
      И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фигурой, но и придает стихотворению определенный ритм.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:

      Из смиренья не пишутся стихотворенья,
      И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
      Говорят, что их можно писать из презренья.
      Нет!
      Диктует их только прозренье.

(Л. Мартынов)

Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.

Риторические вопросы - это вопросы, не требующие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они передают внутреннюю напряженность, усиливают эмоциональность стихотворения:

      Снежная равнина, белая луна,
      Саваном покрыта наша сторона.
      И березы в белом плачут по лесам.
      Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин)

Риторические восклицания и обращения (высказывание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, раскрыть его внутренний мир: «Мечты, мечты! Где ваша сладость!» (А. Пушкин)

К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческогоellepsis- «выпадение», «опущение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». (М. Лермонтов); «Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестанных, в шрамах...» (Б. Пастернак)

Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.

Синтаксический параллелизм построен на одинаковом построении идущих друг за другом предложений:

      И проходят мимо люди добрые:
      Пройдет стар человек - перекрестится,
      Пройдет молодец - приосанится,
      Пройдет девица - пригорюнится,
      А пройдут гусляры - споют песенку.

(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм в сочетании с лексическими повторами позволяет создать яркий художественный образ, передать динамичность изображаемой картины.

Хиазм - это одно из изобразительных синтаксических средств, стилистическая фигура, в которой параллельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было» (М. Куз-мин).

Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для автора информацию.

Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин)

Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.

Многосоюзие - фигура, основанная на повторе одних и тех же союзов:

      И чувства нет в твоих очах,
      И правды нет в твоих речах,
      И нет души в тебе...

(Ф. Тютчев)

В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.

Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении однородных членов предложения: «Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью» (И. Бунин).

Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору показать все многообразие окружающего мира, создать полную картину действительности.

Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтаксической единице - предложении.

Тест

1. Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях:

1 вариант

Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего не признающего в мире, кроме еды! (А. Солженицын)

  • 1) эпитет;
  • 2) олицетворение;
  • 3) метафора;
  • 4) сравнительный оборот.

2 вариант

Все испаряется, даже тоска уходит вместе с другими человеческими очарованиями, оставляя на полу лишь только бессмысленное, подрагивающее от какого-то нижайшего страха тело. (В. Аксенов)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) инверсия;
  • 4) сравнительный оборот.

3 вариант

Это понимает хозяйка, и это понимает и лиственница. (В. Шаламов)

  • 1) метафора;
  • 2) олицетворение;
  • 3) гипербола;
  • 4) эпитет.

4 вариант

Золотые искры цветов потухли навсегда. (А. Приставкин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) гипербола;
  • 4) гротеск.

5 вариант

Я знаю в лесу одно дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. (М. Пришвин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) эпитеты;
  • 4) метонимия.

Ключи к тестам

Урок № 22

Предмет русского языка 10 класс «А»

Морфологические средства выразительности русской речи.

Цель сформировать умение учащихся самостоятельно использовать в устной и письменной речи представленные средства выразительности речи.

Задачи

Образовательные формировать навыки определять виды морфологических средств выразительности; определять их роль в тексте; находить их в текстах художественных произведений, использовать средства выразительности в собственной речи

Развивающие развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков

Воспитательные воспитание системы ценностных отношений к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Тип урока комбинированный

Вид урока теоретико- практический

Ресурсы презентация, слайды, карточки. иллюстрации

Ход урока

1.Организационный момент.(музыка)

Закройте глаза и представьте себе самое любимое вами (родных, прекрасную природу, любимых, животных, любимое занятие или звездное небо)

Откроем глаза и почувствуем, как прекрасен наш мир, как великолепна жизнь, как важно нести в этот чудесный мир любовь и добро.

А ощутить все великолепие мира и человека нам помогают средства художественной выразительности.

Мы с вами уже знакомы с фонетическими и лексическими средствами выразительности речи.

2.Повторение.

Предлагаю вам вспомнить их

А) (слайд) Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она.

И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:

Дождик закрапал. закрапал по крыше.

Сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит. (аллитерация)

Б) Умный дурак опасней врага. (оксюморон)

В) Они сошлись:

Волна и камень,

Стихи и проза,

Лед и пламень.. (антитеза)

Г) Смотри, какой дом- большой, огромный. громадный. прям-таки грандиозный! (градация)

Д) Бахрома снегов сверкала на солнце (метафора)

Е) Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс(сравнение)

Ж) Море смеялось и плакало. (олицетворение)

3 Знакомство с темой урока.

Слайд № 1.

Работа в парах

Задание определить роль глаголов в текстах

И, как судьба меня ни хлопай,

Я устремлен душой своей

К тебе., о синий Енисей! (формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности)

Он вышел из-за своего большого рабочего стола. И мы уселись в креслах около низкого столика..

Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (употребление форм множественного числа глаголов вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному. как неопределенное)

Слайд №2

Задание: какова роль существительных в стихотворении?

Свет ночной, ночные тени , Тени без конца, Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымках тучка,
пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! .. (А. А. Фет)

Определите выразительную роль приставки раз- (рас-) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку.

Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассóрили - рассори́ли,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов -
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж - ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!

Слайд №3 А сейчас проверим домашнее задание.

Домашнее задание. Вы должны были подобрать примеры омонимов,. использованных при создании каламбуров .

Слайд № 4. Работа в группах

Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки. Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:

ик:-чик: -ок, -ёк:
-к-:
-оч-к
-а, -еч-к -а:
-ец, -ц -о (-е), -иц -е, -ец -о:
-еньк -а, -оньк -а:
-ушк -а, -юшк -а:
-ышк -о:


. Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ишк- о, -ишк- а: город ишк о, человеч ишк а, хвастун ишк а ;
-ёнк- а, -онк- а: изб ёнк а, шуб ёнк а, кляч онк а .
3. Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ищ- е, -ищ- а: дом ищ е, руч ищ а .

Задание. Составить предложения.

1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения

2 группа с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения

Задание из практикума (дополните ряд эпитетов примерами)

Игровой момент

Изобразите с помощью жестов и мимики следующие ситуации

Восторг от вида собора Нотр-Дам де Пари

Изумление перед красотой зведного неба

Умиление при виде животных

Слайды № 5, № 6

Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием глаголов

А сейчас издать юмористические приказы с использованием глаголов.

Слайды №7 и №8

Работа в группах.

Составить текст-описание из­вестной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1) всматриваясь в картину;

2) символизируя смелость и отвагу;

4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5) готовясь вступить в смертельную схватку;

6) внушая страх противнику;

7) спокойно наклонив голову;

8) почуя врага;

9) лукаво улыбаясь;

10) поражая находчивостью;

11) держа в правой руке гусли;

12) не боясь вражеских полчищ;

13) как будто возвышаясь над землей;

14) мужественно защищая свое Отечество

Слайды №9 и №10

Коррекционная работа. Индивидуальная работа.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!.


2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать

3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.

4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть.. Позади его ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер. Отец умер, когда ему было шесть лет.

Групповая работа

Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных

Звуки, издаваемые
человеком

Звуки, издаваемые
животными

Звуки, издаваемые
предметами

Апчхи, ха-ха-ха, хо-хо-хо,
гы-гы-гы

Мяу, хрю-хрю, ку-ку,
гав-гав, ква-ква

Бах, хлоп,
щелк, тресь

батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш, марш ,: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости , : вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;

Междометия для выражения:

    эмоций

    • ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...

    команды, приказа, призыва, побуждения к действию

    • на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...

    речевого этикета

    • здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...

Гм. Эге.. Вжик.Дудки. Грох (хлоп). Шмыг.. Бе.Стоп. Бис.. Брень. Ага, ай, ах, ба, ого, ой, ох, тьфу, увы, ух, э, эах, эге, эх Айда, ау, баста, вон, гоп, ура, эге-гей, эй

Итог урока

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Домашнее задание. Работа по карточкам

Морфологические средства языковой выразительности

Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но все же речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. На наше сознание воздействует новизна темы, информативность и доказательность содержания, логичность речи. Н. Б. Головин даёт такое определение: « Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система. В системе языка важная роль отводится морфологии и морфологическим средствам языка. Имена существительные называют предметы, качества, действия, без имен существительных невозможно понять предмет разговора. Имена прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение. Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь компактной. Глагол способен управлять именами существительными, он способен образовывать ряд последовательно зависящих слов и конструкций, что Потебня называл «синтаксической перспективой. Глагол передаёт видовые и залоговые оттенки. у Существительных особенно у отглагольных, таких возможностей нет. отглагольные существительные придают тексту неопределенность действующего лица, создаёт ощущение недосказанности, умолчания. Глагол связан с реальным лицом, поэтому он может оказаться грубым и неуместным для передачи тонких чувств поэтической речи. Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.

Тема урока. Морфологические средства языковой выразительности.

Цель: рассмотрение возможности морфологии как средства выразительности речи.

Задачи:

1. Рассмотреть имя существительное и имя прилагательное как выразительные средства языка

2. Изучить выразительные возможности глагола

3. Исследовать выразительные возможности глагольных частей речи.

4. Рассмотреть словообразовательные возможности русского языка с точки зрения выразительности речи.

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Технология: проблемное обучение

Оборудование: распечатки текстов и стихотворений,

Время: 90 мин.

Класс (возраст учащихся): 1 курс (10-11 класс)

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. (Повторить понятие выразительность речи, лексические средства выразительности)

Какой раздел курса русского мы начинаем изучать? (морфология)

Что изучает морфология? (части речи)

Зачем нужны в нашем языке части речи, что они дают нашей речи? (учащиеся предполагают)

Вот мы и коснулись проблемы урока: какие возможности открывают части речи нашему языку, нам говорящим на этом языке, какие возможности выразительности скрыты в частях речи.

Догадались, какая тема урока сегодня. Сформулируйте её. (Морфологические средства выразительности.)

Постарайтесь сформулировать цели урока.

Сформулируйте задачи урока.

Скажите, тема выразительности речи новая для нас?

Что мы изучили? (что такое выразительность речи, фонетические и лексические средства выразительности)

Напишите маленькое эссе, из которого было бы понятно, что такое выразительность, какую роль играют лексические и фонетические средства выразительности. (можно составить синквейн)

Проверяем ваши работы. (спрашиваю 2-4 учащихся)

Оцениваем работы, дополняем.

  1. Изучение новой темы.

Итак, мы должны определить, в чем заключается выразительность частей речи. Но об этом мы скажем после исследования текстов, стихотворных и прозаических

Как вы думаете, с каких частей речи мы начнем разговор о морфологических средствах выразительности.

1)- Имени существительного и имени прилагательного.

Перед вами стихотворение в нем пропущены слова одной части речи. Прочитайте стихотворение. Какой части речи здесь не хватает?

Как же выглядит текст без имен существительных? Что дают нам имена существительные? (без существительных мы не знаем о ком идет речь, где происходит действие, какие чувства испытывает герой, в тексте нет тех предметов, которые нам помогают представить мир)

Ваша задача: вписать в текст стихотворения имена существительные.

Проверяем, что получилось? Объясняем, почему взяли именно эти существительные.

Узнали стихотворение?

А теперь сравним текст И. А. Бунина и наши варианты.

А теперь заполняем таблицу, которая лежит на ваших столах и отвечаем на вопросы: что такое существительное, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Эту таблицу вы вклеите в ваши тетради.

Определите, грамматические признаки существительных (работают 10 минут), (существительные неодушевленные, нарицательные, мужского и женского рода, все, кроме сущ. палатам употреблены в единственном числе, в И., Д., Т., П., падежах)

О чем нам говорят существительные песок -как шелк, ствол-гигант?

(весь лес мы видим глазами ребенка, ему все кажется большим)

Какие еще признаки детского взгляда есть в стихотворении? (существительные свет, солнце, лето, которые говорят о радостном восприятии жизни).

Какую выразительность несут грамматические категории имени существительного?

(они помогают узнать род предмета и их число, помогают точнее оценить лирического героя и его чувства и понять обстановку, в которой происходит действие)

Обратимся к именам прилагательным в этом стихотворении. Закрасьте их желтым цветом и прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось? (текст потерял свою образность, красочность, стал тусклым, а где-то потерялся и смысл).

Вспомним определение и грамматические признаки имени прилагательного, запишем их в таблицу.

Определим эти признаки у прилагательных в стихотворении Бунина.

(поэт использует качественные и относительные прилагательные в полной и краткой форме, в качестве определений и сказуемых, использует прилагательные в сравнительной степени; все прилагательные подтверждают состояние героя: он – ребёнок, гуляет летом в бору, радуется солнцу и теплу, сосновому аромату).

Сделаем вывод о выразительных возможностях имен прилагательных.

Какая часть речи подтверждает наши догадки о том, что лирический герой стихотворения ребенок.

(имя числительное)

С какой же целью мы используем в речи имена числительные?

(говорят о возрасте героя, о времени действия, о расстоянии и т.д.)

Какие местоимения вы нашли в тексте? (мне, вся)

Почему так мало местоимений?

(они не нужны, так как есть глагол чувствую, который и говорит о 1-м лице, но местоимение я автор не использует)

2) Как вы думаете, в чем заключается выразительность глагола?

(передает движения, действия, чувства, их изменения).

Дадим определение глаголу, укажем на его синтаксическую роль и морфологические признаки.

а) Прочитайте отрывок из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Какие чувства испытывает Наташа, как они изменяются в её душе? Выпишите глаголы чувств и глаголы движения. Определите их грамматические характеристики. (диалектика души). Использует глаголы разных времен, это даёт возможность путешествовать с героями на машине времени: узнать о прошлом, вместе с героями стать участниками настоящих современных событий и заглянуть в будущее)

б) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Силентиум», обратите внимание на глаголы. Что заметили? (использует глаголы повелительного наклонении, которые заставляют нас остановиться и все действия применить к себе, понаблюдать за собой)

в) Читаем стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака. какая часть речи в этом тексте останавливает наше внимание? (причастие) Дайте ему определение и скажите, с какой целью использует поэт эту часть речи? Определите залог причастий, падеж, род, число.

г) Вспомним, что обозначает деепричастие. Запишите в таблицу грамматическую характеристику деепричастия. Прочитайте стихотворение И. Северянина «Последняя любовь», назовите деепричастия, определите, какую роль они играют в стихотворении.

Сделаем вывод о роли причастия и деепричастия

3) Какие же словообразовательные элементы влияют на выразительность частей речи и, следовательно, на весь текст?

Прочитайте текст.

Вот на бугорке мал еньк ая рощ иц а. Перепрыгиваю через овраж ек и подхожу ближе. На вет очк ах берёз вижу зелен оват ый клейкий пуш ок - будущий лист очек . Как тих оньк о теплый ветер ок раскачивает еще бледн оват ые сереж к и. А вон и пушистая сос енк а! Как её сем ечк о залетело в берёзовую рощу? Смотрю на пышную красавицу и лишь удивляюсь. На нижних ветвях лежат коричн еват ые прошлогодние лист ик и. Неужели вижу сразу два времени года - осень и весну?

Анализируем текст. Определите тему, проблему, идею. О каком времени весны идет речь? (ранняя, конец апреля- начало мая) Докажите это. Какое настроение звучит в тексте? Как автор относится к этой поре? Какие словообразовательные элементы он использует? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы неполной оценки качества).

Какие части речи помогают создать атмосферу любования ранней весной? (глаголы настоящего времени 1-го лица и частицы).

4. Рефлексия.

Сделайте выводы об особенностях выразительности частей речи.

О какой знаменательной части речи мы не говорили? (наречии)

5 . Домашнее задание .

  1. Записать определение и грамматическую характеристику наречия в таблицу.
  2. Определить роль наречия как морфологического средства выразительности.
  3. Анализ наречий с точки зрения их выразительности в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи/ Учебник для студ. СПУЗ.- 5-е изд., - М.:Академия, 2017 г.
  2. Розенталь Д,Э. А как лучше сказать/ Книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е изд., -М.:Просвещение, 1988 год.