VIVOS VOCO: Ю.М. Лотман, "Чему же учатся люди?"

есть текст, который был у меня на егэ по русскому. в разных регионах у текста разные концовки. вот он

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть две «ноги»: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
Мы живем в очень интересное время. И хотя неинтересных времен нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, посвящены часто времени, в котором жизнь ничего легкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестает быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? На это ему дана совесть, и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства все-таки находятся, значит, у нас нет совести. Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда… Выбор – вещь тяжелая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?» «Меня привели, а вы бы сами попробовали…»
Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пашкина, сказанные им в разговоре с царем. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: как вы решились на такое дело? – отвечал: иначе я бы считал себя подлецом. Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор – либо эти руки в цепях, либо я сам себя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность декабристов помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири.

концовка 1 (мой вариант)

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. И только в этом случае можно говорить о культуре человека. Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.

концовка 2 (у кого-то других был)

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу. Я. надеюсь, что мы для этого и собрались здесь.

в общем, в чем вопрос. я, как самая умная и которой больше всех надо, решила выбрать проблему культуры человека (какого человека можно назвать культурным?). якобы это главная проблема текста, а проблема совести и нравственного выбора --- работают на проблему культуры. так вот я сейчас думаю, там вообще есть проблема культуры человека? вдруг я что-то напридумывала себе, а когда эксперты будут проверять у них в критериях этой проблемы не будет (только совести и выбора). но тогда вопрос, зачем тогда поменяли концовки для регионов? возможно, конечно, чтобы задания разные были

я так беспокоюсь, потому что если проблемы в критериях не будет, они мне за все эссе поставят сразу 0.


Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Из выступления:
"Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах.
Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут.
Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть.
Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Жизнь ничего лёгкого не представляет. Она требует от человека очень многого. Возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог". Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали."

Чему же учатся люди?
Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу."

Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования. И отношение преподавателей к вам будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.

Но это означает не то, что станет легче, а то, что станет труднее. И вообще, ничего лёгкого в хорошем деле быть не может. Это будет трудное дело, потому что нет контролёра строже, чем сам человек (если нет такого внутреннего контролёра, то нет высшего образования). Правда, не существует такой линии, которая отрезала бы от нас детство, отрезала потом юность… И элементы средней школы и детство часто вторгаются в университет: не будем делать секрета из того, что некоторые студенты подсказывают друг другу и даже видят некоторый спорт в том, чтобы поменьше выучить и получше получить. Это школьный подход. Но школьный подход нормален лишь в своё время: «Смешон и ветренный старик, смешон и юноша степенный».

У вас сегодня может начаться другой возраст. Возраст - это не количество прожитых вами дней, а поведение, которое вы можете осуществлять.

Но давайте подумаем! Я не случайно так сказал, это слово любил философ Сократ. Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: «Поступайте так». Он говорил: «Давайте подумаем!». А что значит «подумаем»? - Вы не знаете, как поступить, я тоже не знаю, как вам поступить. Вы пришли не как школьники, получить правильный ответ, вы пришли к коллеге посоветоваться, подумать вместе. А вместе думать действительно лучше. Именно различия во мнениях помогают продвигаться к истине.

Посмотрите, вот кто мы с вами? Можно сказать, что мы очень умные и хорошие машины. Мы умеем делать много разных вещей. Но какая особенность у каждой машины? - У всех разные лица. А зачем? Казалось, было бы проще, чтобы у всех были одинаковые лица. Было бы легче во многом, может быть, было бы меньше ошибок… Но для чего-то нужно, чтобы у нас были разные лица, разные характеры, разный опыт, чтобы мы все были разными людьми.

Философ Руссо, написавший самую откровенную книгу в истории человечества, где не просто рассказал о себе, о своих положительных и плохих качествах (ими тоже можно гордиться, если такой характер), он рассказал о своих стыдных поступках, он всего открыл себя, написав сверху: «В коже и без кожи». В этой книге он написал: Я ТАКОЙ, КАК ВСЕ, И Я НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖ. Это очень глубокое замечание: человек, во-первых такой, как и все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. Поэтому он может сказать что-то такое, чего другие не знают. И потому вся наша жизнь, всё наше обучение находится на двух дорогах. По одному пути мы рдём, чтобы быть такими, как другие, для того, чтобы понимать других людей и чтобы они могли понимать нас. Но надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять… Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не знает или плохо о них осведомлён. А Пушкина все понимают одинаково? - Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие - неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши. И значительная часть вашего образования состоит в том, чтобы открыть глаза и уши и увидеть, как говорил Гоголь, чего не зрят равнодушные очи…

И тут мы подходим к одной вещи, которая вам известна по не очень литературному, но всем понятному слову - «наплевать»: «А мне наплевать!». Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему не наплевать, что его не трогает.

Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека… Помните, как у Гоголя, «чего не зрят равнодушные очи». Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, в такое время жизнь ничего лёгкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог»… Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда… Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?», «Меня привели, а вы бы сами попробовали…»

Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: «Как вы решились на такое дело?» - отвечал: «Иначе я бы считал себя подлецом». Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор: либо эти руки в этих цепях, либо я сам cебя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность этих людей помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири. И физически они сохранились лучше, чем те, кто в ту же николаевскую эпоху своих друзей предал, потом сделал карьеру, и всё у них внешне шло хорошо и чудно…

Если углубленно разбираться в суждениях о глупости, то многие учёные и психологи сходятся во мнении, что глупость - это скорее временное состояние души, с которым человек не живёт всю жизнь. Но вот временной интервал у такой "проблемы" может быть различным. Одним достаточно месяца, чтобы изменить своё состояние и обратно войти в колею мудрого и умного человека. Другим же не хватит и пяти лет.

Если поставить вопрос немного под другим углом и рассматривать глупость с точки зрения проблем, которые она приносит, то тут уже однозначно можно сказать, что положительных моментов в глупости очень мало, как для самого человека, так и для его окружения. Так как же распознать глупого человека? Чаще всего, если человек глуп, то в нём можно заметить несколько признаков, распознающих его.

Признаки глупого человека

Существует множество поверхностных причин считать человека глупцом. Но все их можно объединить в основные шесть признаков глупого человека.

Так по каким признакам можно понять, что человек глуп? Давайте разбираться.

Постоянный монолог

Диалог - это обмен полезной информацией между собеседниками. Умение слушать и слышать своего компаньона является важной составляющей коммуникаций с людьми в обществе. Отсутствует эта составляющая только у глупого человека. Тому, кто не понимает и не принимает главные факторы, которые способствуют здоровому общению между людьми, будет трудно найти собеседника и занять высокое место в обществе.

Никому из людей не захочется регулярно контактировать с человеком, который постоянно употребляет в речи монологи и не способен выслушать собеседника.

Убежденность в своей правоте

Глупые люди редко заостряют внимание на разносторонности мира. Они не берут в расчёт чужие мнения и взгляды. Более того, многие из них считают, что планета Земля абсолютно круглая и никаких приплюснутостей у неё и в помине нет. Такой взгляд на мир является высшей степенью глупости.

Убедить в чём-то глупых людей с таким мышлением просто невозможно. Какие бы доказательства им не предоставлял собеседник или научная литература, такие люди будут стоять на своём и закрывать глаза на все доводы противоположной стороны.

Безразличие к чужому мнению

Человек, страдающий глупостью, глубоко убеждён в заинтересованности собеседника своей персоной. Ему совершенно безразличны потребности и интересы своего оппонента. Причины такого поведения кроются в убежденности в своей правоте. Последствием этого становится отсутствие потребности в обратной связи и эгоизм.

Разделение на плохое и хорошее

Признак глупого человека имеет в себе и тот, кто способен делить жизнь только на черное и белое, плохое и хорошее. Игнорирование оттенков и нюансов могут завести глупца в сложные жизненные ситуации и уныние. Ведь в жизни человека порой больше отрицательных моментов и ситуаций, чем положительных. Но и в них необходимо выделять позитивные стороны и учитывать их в дальнейшем. А вот когда у человека в жизни только негатив (по его суждениям, конечно), то можно завести свою жизнь в тупик или вовсе впасть в депрессию.

Жизнь очень многогранна, и не делится только на черное и белое. Все зависит от ситуации, мировоззрения человека и его возможностей.

Грубое нарушение правил этикета

Основные и самые важные правила этикета прививаются каждому человеку ещё в детстве. Но если для ребёнка ещё и позволительно правилами, то взрослый образованный человек обязан их придерживаться.

Признаком глупости считается громкое поведение человека в местах, в которых это непозволительно: на рабочем месте, в общественном транспорте, в театре. Есть, конечно же, исключения в виде харизматичных людей с "громким" нравом. Но и они позволяют себе такое поведение лишь в допустимых для этого местах.

Отсутствие страха

В нашем обществе приходится сталкиваться и с людьми, которые абсолютно ничего не боятся. Прыжок со скалы, бесконечные драки и невменяемое поведение? Конечно же, это про них. Отсутствие страха сопоставимо с отсутствием инстинкта самосохранения, а это уже не только признак глупости в человеке, но и сигнал серьёзного психического заболевания. Человек в любой ситуации должен контролировать свои действия и анализировать их, чтобы не нанести вред своему организму. Это заложено в нас самой природой.

Обратная сторона этой медали - это постоянные страхи, не основанные на панических атаках. Человек с признаками глупости боится позвонить по телефону, выйти в многолюдное место, публично прочитать стихи или пойти на собеседование. Такое поведение чаще всего не связывается с психологическими заболеваниями, а говорит о непонимании человека, зачем ему вообще это нужно. Необходимо это для преодоления трудностей и обретения опыта. Без этого опыта и определенных навыков человек не сможет пробиться в обществе и побороть свои страхи.

Признаки умного человека: интересные факты

В чем принципиальные отличия умных и глупых людей? Во взглядах на жизнь и поведении в обществе. С умными людьми дела обсостоят немного сложнее. Как уже говорилось выше, глупость является временным душевным состоянием. У умных людей главной отличительной чертой является память, благодаря, которой человек быстро запоминает информацию, и активность мозга, способствующая быстрой переработке информации. Далее представлен подробный список признаков умного человека.

Разносторонность

В современном обществе важно и нужно знать информацию не только ту, которая необходима человеку здесь и сейчас, но и ту, что может помочь в будущем. Это один из основных факторов, по которому оценивают ум человека. Дело заключается не только в необходимости знать большое количество информации, но и в интересе ко многим аспектам жизни.

Например, работая учителем русского языка, человек занимается ещё и изучением иностранных языков, анатомией и научной литературой. При этом у такого хобби - вышивание и занятия по стрельбе. Этим примером показана разносторонность умного человека, который не заостряет внимание только на себе или своей основной работе.

Внимательность

Умные люди заостряют внимание на своём собеседнике и его интересах. Так же такие люди больше любят принимать информацию, чем отдавать её. Человек, испытывающий интерес к общению с разными людьми, становится умнее.

Моральные ценности

Унижение и безнравственность для умных людей считается неприемлемым, каким бы ни был другой человек. Такие граждане понимают, что не возвысят себя, унижая или оскорбляя кого-либо. Так же умные люди не показывают специально все свои достоинства и навыки ради признания обществом или какой-либо выгоды. Они будут скрывать свои таланты до тех пор, пока они им действительно не понадобятся.

Ответственность

Для умных людей очень важна внимательность и ответственность, особенно, когда речь заходит о работе. Они способны не только развиваться самостоятельно, но и помогать своим коллегам в продвижении по карьерной лестнице. Основывается это на желании работать с умными и образованными людьми в здоровом коллективе. Для умного человека на первом месте стоит качество работы, а потом уже количество и карьерная лестница.

Образование

На сегодня образование является основополагающим фактом для карьеры. Без высшего образования практически невозможно получить руководящую должность или высокооплачиваемую работу. Именно поэтому большинство людей считают, что получение высшего образования является одним из важнейших аспектов в жизни человека. Но даже если у умных людей и есть несколько корочек, выносить это на общее обозрение они не станут, так как для человека с умом гораздо важнее постоянное самообразование, чем узкая специальность на всю жизнь.

Оптимизм

Ещё давно учёными было доказано, что наши мысли взаимосвязаны с событиями в нашей жизни. Конечно же, это не значит, что стоит только захотеть огромный коттедж на берегу Карибского моря, как завтра у человека будут ключи от него. Мысли материальны в том смысле, когда человек настраивает свое мышление на желаемый исход события.

Например, заранее подготовившись к сокращению, велика вероятность того, что человека и вправду уволят. И дело тут далеко не в магии, а в том, что узнав о сокращении, человек начинает заполнять все свои мысли этим негативом, при этом не делая ничего для того, чтобы не быть уволенным.

Умные люди знают, что правильный настрой мыслей и оптимизм помогает в жизни и делает её легче. Положительные мысли способствуют быстрому усвоению информации и разрешению проблем. Даже когда в жизни умных людей и наступают плохие моменты, они мыслят наперёд и, скорее всего, уже знают пути преодоления кризиса.

Как отличить умного человека от глупца?

Проверить ум человека достаточно легко. Стоит лишь внимательно понаблюдать за его поведением в разных случаях жизни и побеседовать с ним. Если человека с умом выявить достаточно легко за короткое времяпрепровождение, то с глупцом необходимо контактировать дольше. Ведь ум человека виден сразу, а глупость может проявляться далеко не всегда. Но у человека не всегда есть свободное время, чтобы сравнивать умных и глупых людей. Да и иногда хочется сразу понять, с кем имеешь дело, а не тратить своё свободное время и эмоции на глупцов. Так как же отличить глупого человека от умного за пару минут?

  1. Первое, на что следует обратить внимание собеседнику, так это на то, с какими эмоциями принимает критику человек. Умный спокойно примет все претензии на свой счёт и постарается прислушаться к чужому мнению. Глупец отвергнет все негативные комментарии по поводу своей личности и будет стоять на своём.
  2. Сказать человеку, что он не компетентен в своей специальности и не обладает особыми умственными способностями. Глупые люди являются эгоистами, которые считают, что полностью разбираются не только в своих обязанностях по работе, но и во многих аспектах жизни. Глупец никогда не признается ни себе, ни другим, что он таковым является. Умные люди чаще всего считают, что многого не знают и не признают себя одарёнными людьми.
  3. Для человека с умом основной составляющей жизни является постоянное развитие и переработка новой информации. Такие люди не могут долго находиться без источников новой информации и людей. Умные видят общество как колоссальный они учатся у других людей и не бояться попросить у них помощь. Глупцы же, наоборот, имеют достаточно узкий кругозор, результатом которого являются однотипные мысли и стандартное мышление. Такие люди никак не развиваются, считая себя достаточно образованными и одаренными.
  4. Умные люди не утопают в иллюзиях и не носят "розовые очки". Активно этим занимаются только глупцы, не способные трезво оценить ситуацию и сделать правильный выбор, из-за чего постоянно сидят на месте или наступают на одни и те же грабли. Люди с умом способны быстро анализировать ситуацию, находят из неё правильный выход и видят перспективы своего решения.

Отнести себя к какой-то отдельной категории людей сложно, так как чаще всего человек не видит себя со стороны. Помощи можно попросить у своих близких и родных. Если же определённые признаки глупого человека были замечены, справиться с проблемой поможет самоанализ и постоянное саморазвитие. Также необходимо прислушиваться к мнению собственного окружения и анализировать его. Ведь иногда то, что кажется черным, под определённым углом становится цветным.

рТЕЦДЕ ЧУЕЗП РПЪЧПМШФЕ РПЪДТБЧЙФШ ЧБУ У ФЕН, ЮФП ЧЩ ОБИПДЙФЕУШ Ч УФЕОБИ хОЙЧЕТУЙФЕФБ, Й У ОБЮБМПН ОБЫЕК У ЧБНЙ ТБВПФЩ.

хОЙЧЕТУЙФЕФУЛПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЛБЛ Й ЧУСЛПЕ ЧЩУЫЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ПЪОБЮБЕФ ЙОХА УФХРЕОШ РП УТБЧОЕОЙА УП УТЕДОЕК ЫЛПМПК. й ПДОБ ЙЪ ПУПВЕООПУФЕК ЬФПК УФХРЕОЙ Ч ФПН, ЮФП ЪДЕУШ ХЦЕ ОЕФ ЧЕТИБ Й ОЙЪБ - ХЮЙФЕМЕК Й ХЮЕОЙЛПЧ - ЪДЕУШ ЧУЕ ЛПММЕЗЙ, Ф.Е. МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ТБВПФБАФ ЧНЕУФЕ. чЕДШ ТБВПФБ ЧЩУЫЕЗП ХЮЕВОПЗП ЪБЧЕДЕОЙС УПУФПЙФ Ч УПФТХДОЙЮЕУФЧЕ, Ф.Е. ЛПЗДБ ПДОЙ ИПФСФ ХЮЙФШУС, Б ДТХЗЙЕ ЙН РПНПЗБАФ Ч ЬФПН. рТЙОХЦДЕОЙЕ, ПВСЪБФЕМШОЩК "ОБУЙМШУФЧЕООЩК" ЛПОФТПМШ ПУФБМЙУШ ОБ ОЙЪЫЕК УФХРЕОЙ ПВТБЪПЧБОЙС. й ПФОПЫЕОЙЕ РТЕРПДБЧБФЕМЕК Л ЧБН ВХДЕФ ЙОПЕ. ьФП ВХДЕФ ПФОПЫЕОЙЕ ЛПММЕЗЙ Л НМБДЫЕНХ ЛПММЕЗЕ.

оП ЬФП ПЪОБЮБЕФ ОЕ ФП, ЮФП УФБОЕФ МЕЗЮЕ, Б ФП, ЮФП УФБОЕФ ФТХДОЕЕ. й ЧППВЭЕ, ОЙЮЕЗП МЈЗЛПЗП Ч ИПТПЫЕН ДЕМЕ ВЩФШ ОЕ НПЦЕФ. ьФП ВХДЕФ ФТХДОПЕ ДЕМП, РПФПНХ ЮФП ОЕФ ЛПОФТПМЈТБ УФТПЦЕ, ЮЕН УБН ЮЕМПЧЕЛ (ЕУМЙ ОЕФ ФБЛПЗП ЧОХФТЕООЕЗП ЛПОФТПМЈТБ, ФП ОЕФ ЧЩУЫЕЗП ПВТБЪПЧБОЙС). рТБЧДБ, ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ФБЛПК МЙОЙЙ, ЛПФПТБС ПФТЕЪБМБ ВЩ ПФ ОБУ ДЕФУФЧП, ПФТЕЪБМБ РПФПН АОПУФШ... й ЬМЕНЕОФЩ УТЕДОЕК ЫЛПМЩ Й ДЕФУФЧП ЮБУФП ЧФПТЗБАФУС Ч ХОЙЧЕТУЙФЕФ: ОЕ ВХДЕН ДЕМБФШ УЕЛТЕФБ ЙЪ ФПЗП, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ УФХДЕОФЩ РПДУЛБЪЩЧБАФ ДТХЗ ДТХЗХ Й ДБЦЕ ЧЙДСФ ОЕЛПФПТЩК УРПТФ Ч ФПН, ЮФПВЩ РПНЕОШЫЕ ЧЩХЮЙФШ Й РПМХЮЫЕ РПМХЮЙФШ. ьФП ЫЛПМШОЩК РПДИПД. оП ЫЛПМШОЩК РПДИПД ОПТНБМЕО МЙЫШ Ч УЧПЈ ЧТЕНС: "уНЕЫПО Й ЧЕФТЕООЩК УФБТЙЛ, УНЕЫПО Й АОПЫБ УФЕРЕООЩК ".

х ЧБУ УЕЗПДОС НПЦЕФ ОБЮБФШУС ДТХЗПК ЧПЪТБУФ. чПЪТБУФ - ЬФП ОЕ ЛПМЙЮЕУФЧП РТПЦЙФЩИ ЧБНЙ ДОЕК, Б РПЧЕДЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ЧЩ НПЦЕФЕ ПУХЭЕУФЧМСФШ.

оП ДБЧБКФЕ РПДХНБЕН! с ОЕ УМХЮБКОП ФБЛ УЛБЪБМ, ЬФП УМПЧП МАВЙМ ЖЙМПУПЖ уПЛТБФ. уЧПЙИ ХЮЕОЙЛПЧ уПЛТБФ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЮЙМ РТБЧЙМШОПНХ, ОЙЛПЗДБ ОБ ЧПРТПУ ХЮЕОЙЛПЧ ОЕ ПФЧЕЮБМ: "рПУФХРБКФЕ ФБЛ". пО ЗПЧПТЙМ: "дБЧБКФЕ РПДХНБЕН!". б ЮФП ЪОБЮЙФ "РПДХНБЕН"? - чЩ ОЕ ЪОБЕФЕ, ЛБЛ РПУФХРЙФШ, С ФПЦЕ ОЕ ЪОБА, ЛБЛ ЧБН РПУФХРЙФШ. чЩ РТЙЫМЙ ОЕ ЛБЛ ЫЛПМШОЙЛЙ, РПМХЮЙФШ РТБЧЙМШОЩК ПФЧЕФ, ЧЩ РТЙЫМЙ Л ЛПММЕЗЕ РПУПЧЕФПЧБФШУС, РПДХНБФШ ЧНЕУФЕ. б ЧНЕУФЕ ДХНБФШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП МХЮЫЕ. йНЕООП ТБЪМЙЮЙС ЧП НОЕОЙСИ РПНПЗБАФ РТПДЧЙЗБФШУС Л ЙУФЙОЕ.

рПУНПФТЙФЕ, ЧПФ ЛФП НЩ У ЧБНЙ? нПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП НЩ ПЮЕОШ ХНОЩЕ Й ИПТПЫЙЕ НБЫЙОЩ. нЩ ХНЕЕН ДЕМБФШ НОПЗП ТБЪОЩИ ЧЕЭЕК. оП ЛБЛБС ПУПВЕООПУФШ Х ЛБЦДПК НБЫЙОЩ? - х ЧУЕИ ТБЪОЩЕ МЙГБ. б ЪБЮЕН? лБЪБМПУШ, ВЩМП ВЩ РТПЭЕ, ЮФПВЩ Х ЧУЕИ ВЩМЙ ПДЙОБЛПЧЩЕ МЙГБ. вЩМП ВЩ МЕЗЮЕ ЧП НОПЗПН, НПЦЕФ ВЩФШ, ВЩМП ВЩ НЕОШЫЕ ПЫЙВПЛ... оП ДМС ЮЕЗП-ФП ОХЦОП, ЮФПВЩ Х ОБУ ВЩМЙ ТБЪОЩЕ МЙГБ, ТБЪОЩЕ ИБТБЛФЕТЩ, ТБЪОЩК ПРЩФ, ЮФПВЩ НЩ ЧУЕ ВЩМЙ ТБЪОЩНЙ МАДШНЙ.

жЙМПУПЖ тХУУП, ОБРЙУБЧЫЙК УБНХА ПФЛТПЧЕООХА ЛОЙЗХ Ч ЙУФПТЙЙ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ, ЗДЕ ОЕ РТПУФП ТБУУЛБЪБМ П УЕВЕ, П УЧПЙИ РПМПЦЙФЕМШОЩИ Й РМПИЙИ ЛБЮЕУФЧБИ (ЙНЙ ФПЦЕ НПЦОП ЗПТДЙФШУС, ЕУМЙ ФБЛПК ИБТБЛФЕТ), ПО ТБУУЛБЪБМ П УЧПЙИ УФЩДОЩИ РПУФХРЛБИ, ПО ЧУЕЗП ПФЛТЩМ УЕВС, ОБРЙУБЧ УЧЕТИХ: "ч ЛПЦЕ Й ВЕЪ ЛПЦЙ". ч ЬФПК ЛОЙЗЕ ПО ОБРЙУБМ: с фблпк, лбл чуе, й с ой об лпзп ое рпипц. ьФП ПЮЕОШ ЗМХВПЛПЕ ЪБНЕЮБОЙЕ: ЮЕМПЧЕЛ, ЧП-РЕТЧЩИ ФБЛПК, ЛБЛ Й ЧУЕ ДТХЗЙЕ МАДЙ, Б ЧП-ЧФПТЩИ, ПО ЙОДЙЧЙДХБМЕО, ПО ПДЙО ФБЛПК Й ДТХЗПЗП ФБЛПЗП ЦЕ ОЕФ. рПЬФПНХ ПО НПЦЕФ УЛБЪБФШ ЮФП-ФП ФБЛПЕ, ЮЕЗП ДТХЗЙЕ ОЕ ЪОБАФ. й РПФПНХ ЧУС ОБЫБ ЦЙЪОШ, ЧУЈ ОБЫЕ ПВХЮЕОЙЕ ОБИПДЙФУС ОБ ДЧХИ ДПТПЗБИ. рП ПДОПНХ РХФЙ НЩ ТДЈН, ЮФПВЩ ВЩФШ ФБЛЙНЙ, ЛБЛ ДТХЗЙЕ, ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПОЙНБФШ ДТХЗЙИ МАДЕК Й ЮФПВЩ ПОЙ НПЗМЙ РПОЙНБФШ ОБУ. оП ОБДП ЙНЕФШ Ч ЧЙДХ Й ФП, ЮФП ДТХЗПНХ НЕОС ОЕ ФБЛ МЕЗЛП РПОСФШ... чПФ РТБЧЙМБ ХМЙЮОПЗП ДЧЙЦЕОЙС ЧУЕ РПОЙНБАФ ПДЙОБЛПЧП, ЛТПНЕ ФЕИ, ЛФП ЙИ ОЕ ЪОБЕФ ЙМЙ РМПИП П ОЙИ ПУЧЕДПНМЈО. б рХЫЛЙОБ ЧУЕ РПОЙНБАФ ПДЙОБЛПЧП? - оЕФ, ЧУЕ РП-ТБЪОПНХ. й ОЕ ЗПЧПТЙФЕ, ЮФП ПДОЙ ЕЗП РПОЙНБАФ РТБЧЙМШОП, Б ДТХЗЙЕ - ОЕРТБЧЙМШОП. рХЫЛЙО РЕТЕД ЛБЦДЩН ЧЩУФХРБЕФ ФБЛ, ЛБЛ ВХДФП ПО УЕКЮБУ Й ЙНЕООП ДМС ОЕЗП ОБРЙУБМ. й ЧЩ ЧУЈ ЧТЕНС ЙНЕЕФЕ ЧПЪНПЦОПУФШ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ЗЕОЙБМШОЩН ЮЕМПЧЕЛПН, ЛПФПТЩК УБН ИПЮЕФ ЧБН ЮФП-ФП УЛБЪБФШ. фПМШЛП ПФЛТПКФЕ ХЫЙ, ФПМШЛП ВХДШФЕ ЧОЙНБФЕМШОЩ! зМБЧОБС ВЕДБ ОБЫЕЗП ЧЕЛБ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП Х ОБУ ЪБЛТЩФЩ ЗМБЪБ Й ХЫЙ. й ЪОБЮЙФЕМШОБС ЮБУФШ ЧБЫЕЗП ПВТБЪПЧБОЙС УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ ПФЛТЩФШ ЗМБЪБ Й ХЫЙ Й ХЧЙДЕФШ, ЛБЛ ЗПЧПТЙМ зПЗПМШ, ЮЕЗП ОЕ ЪТСФ ТБЧОПДХЫОЩЕ ПЮЙ...

й ФХФ НЩ РПДИПДЙН Л ПДОПК ЧЕЭЙ, ЛПФПТБС ЧБН ЙЪЧЕУФОБ РП ОЕ ПЮЕОШ МЙФЕТБФХТОПНХ, ОП ЧУЕН РПОСФОПНХ УМПЧХ - "ОБРМЕЧБФШ": "б НОЕ ОБРМЕЧБФШ!". пРТЕДЕМЙФШ ЛХМШФХТХ ЮЕМПЧЕЛБ НПЦОП РП ПДОПНХ РТЙЪОБЛХ: ОБ ЮФП ЕНХ ОЕ ОБРМЕЧБФШ, ЮФП ЕЗП ОЕ ФТПЗБЕФ.

цЙЪОШ ЛБЦДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ РТПИПДЙФ Ч ОЕЛЙИ ЙЪПМЙТПЧБООЩИ ЛТХЗБИ. пДЙО ЦЙЧЈФ Ч НБМЕОШЛПН ЛТХЦЛЕ, ДТХЗПК - Ч ЛТХЗЕ РПВПМШЫЕ, ФТЕФЙК - Ч ЕЭЈ ВПМШЫЕН. чЕМЙЮЙОБ ЧБЫЕЗП ЛТХЗБ ПРТЕДЕМСЕФУС НОПЗЙНЙ РТЙЪОБЛБНЙ: ЮФП ЧБН МАВПРЩФОП, ЮФП ЧЩ ЪОБЕФЕ, ЮФП ЧБУ ЙОФЕТЕУХЕФ Й - ЕЭЈ ПДЙО Й ПЮЕОШ ЧБЦОЩК - ЮФП ЧБН ВПМШОП? пДОПНХ, ОБРТЙНЕТ, ВПМШОП, ЛПЗДБ ЕЗП ХДБТСФ, Б ДТХЗПК ОБ ЬФП ФПМШЛП УЛБЦЕФ: ОХ РП НПТДЕ, ЬФП ОЕ ПРБУОП, МЙЫШ ВЩ ОЕ ХВЙМЙ. лТХЗ РПВПМШЫЕ, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ОБ ПУЛПТВМЕОЙЕ ПФЧЕЮБМ ДХЬМША, Й ЗПЧПТЙМ, ЮФП ПУЛПТВМЕОЙЕ ИХЦЕ, ЮЕН УНЕТФШ: УНЕТФШ ОЕ НПЦЕФ ХОЙЪЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ, Б ПУЛПТВМЕОЙС С ОЕ РЕТЕОЕУХ. дТХЗПК УЛБЦЕФ, С ОЕ РЕТЕОЕУХ ПУЛПТВМЕОЙС МАДЕК, ЛПФПТЩИ С МАВМА: С ОЕ ДБН ПВЙЦБФШ НПЙИ ДЕФЕК, ОЕ ДБН ПУЛПТВМСФШ УЧПА НБФШ, ОП ЧПФ ЮХЦПЗП ЮЕМПЧЕЛБ... рПНОЙФЕ, ЛБЛ Х зПЗПМС, "ЮЕЗП ОЕ ЪТСФ ТБЧОПДХЫОЩЕ ПЮЙ ". лПЗДБ ВПМШОП ПФ ЮХЦПК ВПМЙ - ЬФП Й ЕУФШ УБНЩК ВПМШЫПК ЛТХЗ, ЛТХЗ ЛХМШФХТОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

лПОЕЮОП, ОЕМШЪС УДЕМБФШ ФБЛ: С УЕЗПДОС РТПУОХМУС, ЪБИПФЕМ УФБФШ ЛХМШФХТОЩН Й ОБЮБМ УПЮХЧУФЧПЧБФШ ХОЙЦЕООЩН Й ПУЛПТВМЕООЩН. фБЛ ОЕ ВЩЧБЕФ, Й УБНЩЕ ДПВТЩЕ ОБНЕТЕОЙС ЪДЕУШ ОЕ РПНПЗХФ. оБДП ЧЩТБВБФЩЧБФШ ДХЫХ.

еУФШ НОПЗП РТЙЪОБЛПЧ, ПФМЙЮБАЭЙИ ЮЕМПЧЕЛБ ПФ ЦЙЧПФОПЗП. с ОЕ Л ФПНХ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ХНОЩК, Б ЦЙЧПФОПЕ ЗМХРПЕ. цЙЧПФОПЕ УПЧУЕН ОЕ ЗМХРПЕ. цЙЧПФОПЕ ПВМБДБЕФ ВПМШЫЙН ХНПН, ОП ЕЗП ХН ЧУЕЗДБ УЧСЪБО У ПРТЕДЕМЈООПК УЙФХБГЙЕК. ъОБЕФЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ: "лБЛ ВБТБО РЕТЕД ОПЧЩНЙ ЧПТПФБНЙ". ьФП ОЕ ЪОБЮЙФ, ЮФП ВБТБО - ЗМХРПЕ ЦЙЧПФОПЕ. вБТБО ПВМБДБЕФ ЧЩУПЛЙН ХТПЧОЕН ЙОФЕММЕЛФБ. оП ЕЗП ЙОФЕММЕЛФ РТЙЛПЧБО Л ПРТЕДЕМЈООПК УЙФХБГЙЙ, ПО ФЕТСЕФУС. б ЮЕМПЧЕЛ ЧУЕЗДБ ОБИПДЙФУС Ч ОЕРТЕДЧЙДЕООПК УЙФХБГЙЙ. й ФХФ Х ОЕЗП ЕУФШ ФПМШЛП ДЧЕ ОПЗЙ: ЙОФЕММЕЛФ Й УПЧЕУФШ. лБЛ УПЧЕУФШ ВЕЪ ТБЪЧЙФПЗП ЙОФЕММЕЛФБ УМЕРБ, ОП ОЕ ПРБУОБ, ФБЛ ПРБУЕО ЙОФЕММЕЛФ ВЕЪ УПЧЕУФЙ.

нЩ ЦЙЧЈН Ч ПЮЕОШ ЙОФЕТЕУОПЕ ЧТЕНС. й ИПФС ОЕЙОФЕТЕУОЩИ ЧТЕНЈО ОЕФ, ВЩЧБАФ ФБЛЙЕ ЧТЕНЕОБ, Ч ЛПФПТЩИ ЙУФПТЙЛЙ, ПУФБЧМСС ЮЙУФЩЕ УФТБОЙГЩ, ПФНЕЮБАФ, ЮФП ОЙЮЕЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП. б ФЕ УФТБОЙГЩ, ЛПФПТЩЕ РПМОПУФША ЙУРЙУБОЩ, Ч ФБЛПЕ ЧТЕНС ЦЙЪОШ ОЙЮЕЗП МЈЗЛПЗП ОЕ РТЕДУФБЧМСЕФ. пОБ ФПЗДБ ФТЕВХЕФ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ ПЮЕОШ НОПЗПЗП. юЕМПЧЕЛ РЕТЕУФБЈФ ВЩФШ ЧЙОФЙЛПН, Х ОЕЗП ЧПЪОЙЛБЕФ НОПЦЕУФЧП УЙФХБГЙК, ЛПЗДБ РПСЧМСЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ: РПУФХРЙФШ ПДОЙН ЙМЙ ДТХЗЙН УРПУПВПН. лБЛЙН? - оБ ЬФП ЕНХ ДБОБ УПЧЕУФШ Й РПФПНХ ЕЗП НПЦОП УХДЙФШ. оЕМШЪС УХДЙФШ ЛБНЕОШ ЪБ ФП, ЮФП ПО РБДБЕФ ЧОЙЪ, ОП ОЕ ЗПЧПТЙФЕ УЕВЕ: "с ВЩМ Ч ФБЛПН РПМПЦЕОЙЙ, С ОЙЮЕЗП РМПИПЗП ОЕ ИПФЕМ, ОП ВЩМЙ ФБЛЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ, С ЙОБЮЕ РПУФХРЙФШ ОЕ НПЗ"... ьФП ОЕРТБЧДБ! оЕ ВЩЧБЕФ ПВУФПСФЕМШУФЧ, ЛПЗДБ ОЕМШЪС РПУФХРЙФШ ЙОБЮЕ. б ЕУМЙ Х ОБУ ФБЛЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ЧУЈ-ФБЛЙ ОБИПДСФУС, ЪОБЮЙФ Х ОБУ ОЕФ УПЧЕУФЙ. уПЧЕУФШ - ЬФП ФП, ЮФП ДЙЛФХЕФ, ЛБЛ РПУФХРЙФШ, ЛПЗДБ ЕУФШ ЧЩВПТ. б ЧЩВПТ ЕУФШ ЧУЕЗДБ... чЩВПТ - ЧЕЭШ ФСЦЈМБС, РПЬФПНХ ДХТБЛПН ВЩФШ МЕЗЮЕ, У ДХТБЛБ ОЕФ УРТПУХ: "нОЕ РТЙЛБЪБМЙ, Б ЮФП С НПЗ УДЕМБФШ?", "нЕОС РТЙЧЕМЙ, Б ЧЩ ВЩ УБНЙ РПРТПВПЧБМЙ..."

с ОБРПНОА УМПЧБ ДЕЛБВТЙУФБ рХЭЙОБ, ДТХЗБ рХЫЛЙОБ, УЛБЪБООЩЕ ЙН Ч ТБЪЗПЧПТЕ У ГБТЈН. юЕМПЧЕЛ, Х ЛПФПТПЗП ТХЛЙ ВЩМЙ УЛПЧБОЩ, ОБ ЧПРТПУ оЙЛПМБС: "лБЛ ЧЩ ТЕЫЙМЙУШ ОБ ФБЛПЕ ДЕМП?" - ПФЧЕЮБМ: "йОБЮЕ С ВЩ УЮЙФБМ УЕВС РПДМЕГПН". ьФЙН ПО ЗПЧПТЙМ: Х НЕОС ЕУФШ УПЧЕУФШ, ЕУФШ ЧЩВПТ: МЙВП ЬФЙ ТХЛЙ Ч ЬФЙИ ГЕРСИ, МЙВП С УБН cЕВС ВХДХ УЮЙФБФШ РПДМЕГПН. йУФПТЙС РПЛБЪБМБ, ЮФП ЧЩУПЛБС ОТБЧУФЧЕООПУФШ ЬФЙИ МАДЕК РПНПЗМБ ЙН РЕТЕОЕУФЙ УБНЩЕ ФСЦЛЙЕ ЙУРЩФБОЙС, ЧЩРБЧЫЙЕ ОБ ЙИ ДПМА Ч уЙВЙТЙ. й ЖЙЪЙЮЕУЛЙ ПОЙ УПИТБОЙМЙУШ МХЮЫЕ, ЮЕН ФЕ, ЛФП Ч ФХ ЦЕ ОЙЛПМБЕЧУЛХА ЬРПИХ УЧПЙИ ДТХЪЕК РТЕДБМ, РПФПН УДЕМБМ ЛБТШЕТХ, Й ЧУЈ Х ОЙИ ЧОЕЫОЕ ЫМП ИПТПЫП Й ЮХДОП...

йФБЛ, ЮЕНХ ЦЕ ХЮБФУС МАДЙ? мАДЙ ХЮБФУС ъОБОЙА, МАДЙ ХЮБФУС рБНСФЙ, МАДЙ ХЮБФУС уПЧЕУФЙ. ьФП ФТЙ РТЕДНЕФБ, ЛПФПТЩЕ ОЕПВИПДЙНЩ Ч МАВПК ыЛПМЕ, Й ЛПФПТЩЕ ЧПВТБМП Ч УЕВС ЙУЛХУУФЧП. б ЙУЛХУУФЧП ЬФП РП УХФЙ УЧПЕК лОЙЗБ рБНСФЙ Й уПЧЕУФЙ. оБН ОБДП ФПМШЛП ОБХЮЙФШУС ЮЙФБФШ ЬФХ лОЙЗХ. с. ОБДЕАУШ, ЮФП НЩ ДМС ЬФПЗП Й УПВТБМЙУШ ЪДЕУШ.

ъБРЙУБМ д.лХЪПЧЛЙО.

// а.н. мПФНБО Й ФБТФХУЛП-НПУЛПЧУЛБС УЕНЙПФЙЮЕУЛБС ЫЛПМБ. н.:зОПЪЙУ, 1994. у. 459-462.

пФ ТЕДБЛГЙЙ. дБООЩК НБФЕТЙБМ ТБЪНЕЭЕО ОБ УБКФЕ Ч ПЪОБЛПНЙФЕМШОЩИ ГЕМСИ. дПУФХРОБС ТЕДБЛГЙЙ ЛПРЙС ДБООПЗП НБФЕТЙБМБ ОБИПДЙФУС ОБ УБКФЕ Vivos Voco - vivovoco.nns.ru.