В. М

На уроке мы познакомимся с рассказом Василия Макаровича Шукшина «Микроскоп» (рис. 1).

Рис. 1. В.М. Шукшин

Рассказы В.М. Шукшина написаны народным языком. За основу языка автор берет устное народное творчество (рис. 2).

Рис. 2. Слова В.М. Шукшина о народном творчестве

В произведении мы познакомимся с характерным героем рассказов Шукшина - «чудиком».

«Чудик» - человек с виду странный, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый и непонятный обывателю. В.М. Шукшин в интервью газетам «Труд» и «Советская культура» говорил (рис. 3):

Рис. 3. Слова из интервью В. Шукшина

В рассказе перед нами предстает обычная семья. Глава семьи, столяр Андрей Ерин, -скорее ремесленник, чем мастер. Его работа не вызывает у него интереса, он работает так, чтобы получить зарплату. Имеет трех детей, жена не работает. Денег маловато, но на водку Ерин средств не жалеет. В его жизни нет увлечений.

Старший сын, пятиклассник, часто вслух учил уроки. Однажды, услышав от него про микробов, Ерин заинтересовался и очень захотел купить себе микроскоп (рис. 4):

Рис. 4. Отрывок из рассказа

Сто двадцать рублей в те времена были серьезной суммой, реакция жены была соответствующей (рис. 5):

Рис. 5. Отрывок из рассказа

Читатель не подозревает, что деньги потрачены на идею, которая в голове Андрея Ерина зрела давно. У каждого из героев свое мнение, своя правда. Мнение жены (рис. 6):

Рис. 6. Правда жены

Понять жену можно, но жизнь Ерина меняется с появлением микроскопа. Его образование закончилось в седьмом классе школы, в жизни он ни на что не мог рассчитывать, кроме неинтересной работы. В нем просыпается интерес исследователя (рис. 7):

Рис. 7. Отрывок из рассказа

Этот свет от появления радости в его жизни (рис. 8):

Рис. 8. Отрывок из рассказа

Читатель наблюдает за диалогом (рис. 9):

Рис. 9. Отрывок из рассказа

Жизнь Андрея Ерина изменилась: вернулся интерес. После того как в доме появился микроскоп, возникла увлеченность, то, что потерял герой рассказа в своей работе (рис. 10):

Рис. 10. Отрывок из рассказа

В его жизни появляются эмоции, появляется уважение окружающих. Деревенский народ воспринимает его как ученого (рис. 11):

Рис. 11. Отрывок из рассказа

Все рушится, когда жена узнает, что микроскоп - это не премия, а деньги, снятые со сберегательной книжки.

Для героя рассказ заканчивается почти трагично (рис. 12):

Рис. 12. Отрывок из рассказа

На страницах рассказов В.М. Шукшина продолжает жить его любимый герой - чудик. Человек с необычными мыслями, увлечениями, своим восприятием мира, странный и непонятный окружающим.

Список литературы

1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.

3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.

2. Интернет портал «ИнфоУрок» ()

3. Интернет портал «Русская историческая библиотека» ()

Домашнее задание

1. Какой язык характерен для рассказов В.М. Шукшина?

2. Какова тема рассказа «Микроскоп»?

3. Что вы можете сказать о характере главного героя?

Литература.

«Микроскоп»

(стратегия «Цитаты действующих лиц»)

1. Подготовительный этап.

Вопросы, составленные к тексту о (1 человек отвечает на вопрос товарища, потом сам задаёт свой вопрос)

1. Что обусловило многообразие характеров в произведениях?

2. В чём заключается особенность рассказов писателя?

3. Почему любимых героев рассказов писателя называют «чудиками»?

Каков же герой рассказа «Микроскоп»:

ЧУДик ЧУДной ? («странный» с виду, не похожий на других,

поэтому окружающие его не понимают)

ЧУДный ? (обладает доброй душой, тянется к знаниям,

хочет принести пользу людям)

Наша задача – разобраться в этом.

__________________________________________________________________

2. Этап комплексного применения знаний.

1. Характеристика персонажа .

Мы уже не раз говорили с вами, что существует несколько способов характеристики литературного героя :

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способа характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая:

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива .

Единица содержания:

Тип урока:

Структура урока:

Подготовительный этап. Этап комплексного применения знаний. Контроль и самоконтроль. Итог на рефлексивной основе.

1. Подготовительный этап.

Задачи этапа.

Постановка целей и задач урока.

Предмет: литература, тема урока «Микроскоп».

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способов характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая: развитие умений анализировать литературное произведение с использованием теоретико-литературных терминов литературный герой, идейное содержание художественного произведения, развитие умений выделять главное, делать выводы, развитие речи, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Единица содержания: способ характеристики литературного героя.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Структура урока:

5. Подготовительный этап.

6. Этап комплексного применения знаний.

7. Контроль и самоконтроль.

8. Итог на рефлексивной основе.

Учащиеся знают основные теоретико-литературные понятия: литературный герой, идейное содержание литературного произведения, умеют работать с текстом, используя разные способы характеристики литературного героя (например, речь героя)

Учащиеся не знают особенности характеров героев рассказа «Микроскоп», идейного содержания рассказа»

Класс: 8 «А»

Предмет: литература, тема урока «Микроскоп».

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способов характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая: развитие умений анализировать литературное произведение с использованием теоретико-литературных терминов литературный герой, идейное содержание художественного произведения, развитие умений выделять главное, делать выводы, развитие речи, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Структура урока:

9. Подготовительный этап.

10. Этап комплексного применения знаний.

11. Контроль и самоконтроль.

12. Итог на рефлексивной основе.

Учащиеся знают основные теоретико-литературные понятия: литературный герой, идейное содержание литературного произведения, умеют работать с текстом, используя разные способы характеристики литературного героя (например, речь героя)

Учащиеся не знают особенности характеров героев рассказа «Микроскоп», идейного содержания рассказа»

1.1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.1. Какие жанровые признаки басни присутствуют в произведении И. А. Крылова «Свинья под дубом»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.

Дело в том, - рассказывал он, - что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят - и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.

Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра... Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы... И там этих беленьких кишмя кишело.

Твою мать-то, што делают!.. Ну вот как с имя бороться? - У Андрея опускались руки. - Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел и ребенок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребенка!

Поэтому всегда надо вытирать ноги, - заметил сын. - А ты не вытираешь.

Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то - я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров... докажи ему: как шлепал, дурак, так и впредь будет.

Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскреб у него со лба влагу - получили капель¬ку, склонились к микроскопу...

Есть! - Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. - Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.

Давай опробуем кровь? - предложил сын.

Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.

Кто? - не понял сын.

Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и приду¬мали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, нач¬нется.

Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.

От какой мелкой твари гибнут люди! - Вид у Андрея был убитый.

Сын смотрел в микроскоп.

Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие... Кругленькие.

Все они - кругленькие, длинненькие - все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.

Давай у меня посмотрим?

Отец внимательно поглядел на сына... И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем... чуть дрожали на коленях.

Не надо. Может, хоть у маленьких-то... Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить, а тут каких-то... меньше же гниды самой маленькой - и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!

Вшу видно, а этих... Как ты их?

Отец долго думал.

Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то небось покрепче... я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!

Водка в кровь, что ли, поступает?

А куда же? С чего же дуреет человек?

Как-то Андрей принес с работы длинную тонкую иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.

Давай попробуем... Наточил проволочку - может, сумеем наколоть парочку.

Кончик проволочки был тонкий-тонкий - прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.

Разбегаются, заразы... Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя - не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током... Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут...

И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так.

В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.

Садись с нами, - без всякого желания пригласил Андрей.

Зачем? Мы вот тут... Нам што? Нам - в уголку!..

«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»

Как хочешь.

Дай микробов посмотреть?

Андрей встревожился.

Каких микробов? Иди проспись, Серега... Никаких у меня микробов нету.Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело- Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей!.. - Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». - Золотой памятник отольем!.. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал!.. Андрюха!

Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:

Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп. Свихнется теперь мужик - ночи не спит. Што бы - пылесос какой-нибудь присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.

Кого присудить? - не понял Сергей.

Андрей Ерин похолодел.

Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...

Андрей хотел было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею, что... но куда там! Тот уставился на Зою как баран.

Какую премию?

Ну премию-то вам давали!

Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...

Вам премию выдавали?

Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию...

А Андрею вон микроскоп выдали... за ударную работу... - Голос супруги Ериной упал до жути - она все поняла.

Они выдадут! - разорялся в углу пьяный Сергей. - Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал... так? Вон Андрей не даст соврать...

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:

У тебя три рубля есть? До получки...

Есть... Ты за што меня ударил?

Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эх-х... Чурка ты с глазами.

В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.

Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.

Где она? - спросил сынишку.

В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.

Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.

Ругалась?

Нет, Так, маленько. Сколько пропил?

Двенадцать рублей. Ах, Петька... сынок... - Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. - Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо: зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?

Нету, - сказал Петька. Может, соврал.

Ну и ладно, - согласился Андрей. - Учись знай. И не пей никогда... Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.

В. М. Шукшин «Микроскоп»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

И. Л. Крылов

1.1.2. В чем суть конфликта, лежащего в основе рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.2. Какие пороки, помимо невежества, обличаются в басне «Свинья под Дубом»?

Пояснение.

1.1.2. Андрей Ерин потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа. Конечно, он может показаться чудаком. Но если вдуматься, что значил микроскоп для столяра? Вроде, это просто неразумная трата денег. Но на самом деле микроскоп свидетельствует о том, что в голове Андрея Ерина созревает какая-то идея. По-видимому, Андрею тесно жить в рамках серой и унылой повседневности. Такая маленькая радость, как микроскоп, на самом деле была необходима человеку, уставшему от привычной и изрядно надоевшей суеты. В этом и заключается конфликт, лежащий в основе рассказа.

1.2.2. Свинья не способна видеть ничего дальше своего носа. Это образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней - они не способны поднимать голову вверх. Именно это качество позволяет высмеять человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Пояснение.

1.1.1. Герой рассказа Андрей Ерин продолжает галерею шукшинских «чудиков». «Чудики» В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Микроскоп» - это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, по-особому чувствует, поэтому совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас.

1.2.1. Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Свинья под дубом» героями становятся Свинья, Ворон, Дуб. Это, конечно, аллегория - иносказание - одна из характерных особенностей басни. В образе Свиньи высмеиваются человеческие пороки: невежество, жадность, неспособность видеть дальше своего носа. Ворон - персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

марта 11 2011

Общественная система тоталитарного типа нивелирует . Защитить ее берется искусство. С этой целью в конце 60-х годов В.Шукшин создает своего «Чудика». Брежневская цензура милостиво разрешает тому увидеть свет, ведь «что, мол, с дурачка возьмешь». Предложенная трактовка рассказа «Микроскоп» осуществляется в форме «отзыва на прочитанное ». Одним из элементов его является стилизация под авторскую манеру повествования. Шукшин представляет семью. Обычную. Глава ее - столяр. Если воспользоваться классификацией горьковского Луки («Вот, скажем, живут столяры и все - хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему в столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает…»), то к последней категории персонаж Шукшина явно не относится. Как стал столяром? Ну, вышло так, получилось.

А был ли выбор? Наверное, хоть и невеликий: шофер, электрик и т.п. (после семилетки). Учиться дальше? Может быть, и хотел, но традиции среды - разве перескочишь? (Эдакого лба - кормить?!) Да и в особых талантах замечен не был.

Короче говоря, Андрей Ерин скорее ремесленник, чем мастер. Во всяком случае, до нилинского Павлюка ему далеко. Работа от сих до сих. Иногда приносит, чтобы продолжить дома. Интереса ради? Вряд ли. Скорее, из желания побыстрее «закрыть наряд», больше денег получить в зарплату. Детей - трое. Жена по этому случаю не работает. На ней - дети и дом. Приходится изловчаться: денег маловато. Живут скромно. Однако без водки Андрей все равно обходиться не может. Ну не то чтобы изо всех сил налегал - жена держит в руках, да и совестно у своих детей отнимать.

За последнее время особенно отцу понравилось - про микробы. И это ж надо: так человеку досаждать! Тварь мел-котная!.. И так забрала Андрея эта проблематика, что он бросил пить водку. И…-»на это надо было решиться. Он решился». Поступок состоял в том, чтобы обманным путем извлечь из семейного бюджета 120/рублей и купить на них микроскоп. Чтобы своими глазами всю эту дрянную мелочь увидеть и… Ну что дальше делать - там видно будет, а сначала надо разглядеть…

Трудности местного значения заключались в том, что жена никогда на эту трату не пойдет и с ней не согласится. Скажет: новые шубки детям нужны, присмотрены уже. Ну а самое главное - на что он, микроскоп? Гвозди им, что ли, вколачивать?.. Ах, микробы рассматривать! Да лучше вон три новых кастрюли купить… Старые-то все уже клепаные-переклепаные!..

А уж если совсем главнейшее из главного называть, то и говорить не станет. Привыкла командовать, генеральша! Чуть не по ней (достоинства оскорбление!) - так за сковородник и воевать. Вот характером-то Бог наградил! Не женщина - львица! Как в сказках про злую жену. Или как Простакова у Фонвизина в «Недоросле». Или как в романе «Большие надежды»: мисс Джо Гарджери. Но школьное образование Андрея на седьмом классе оборвалось, и Диккенса он тоже вряд ли читал - и оттого характерность собственной жены усваивал с чистого листа, практически: в ходе довольно частых театральных представлений, главным бутафорским предметом которых служил сковородник.

Вот так они и жили. Так и трудилась женина душа в отношении мужа своего. И навряд ли в жизни этой женщины было что-нибудь более волнующе занимательное, чем этот театр. Так что отними его у нее, и жизнь бы сразу померкла. Муж, впрочем, это постиг и великодушно разрешал себя унижать. Последствия? Были, конечно… Перестал шутить, например. Не то чтобы вообще не умел. А вот как-то перестал, не шутилось, сник. Все чаще хотелось выпить, «встряхнуться», как говорится. А тут - микробы эти. И вдруг - ожил , купив микроскоп. Про водку, например, забыл. Шутить опять начал. Жене стал оказывать сопротивление…

Так что же произошло? Просто Андрей Ерин немножечко расширил горизонты своей жизни. В нем проснулся интерес исследователя (нормальное человеческое качество). Заниматься наукой в профессиональном смысле он, естественно, не мог. Как же тогда поименовать его увлечение? Существует такое понятие «наивная живопись». Это когда картины пишут художники, не имеющие высшего образования. Занятия Ерина по аналогии можно назвать «наивной наукой». Научного смысла они не имеют никакого, зато для самого Ерина значение их трудно переоценить. С микроскопом в жизнь этого человека вернулось то, что давно перестало приносить столярное дело: увлеченность («Ночью Андрей два раза вставал, зажигал свет, смотрел в микроскоп… Неделю, наверное, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал… Косился на микроскоп… Вдвоем с сыном часами сидели у микроскопа, исследовали»), эмоциональность («взволнованно стал ходить по комнате»), уважение окружающих (Зое Ериной «лестно было, что по селу говорят про ее мужа - ученый»). Работа с микроскопом стала для него тем, в чем он мог себя личностно проявить, чем был для его жены «театр». Жизнь сделалась одухотворенной.

Зоя Ерина, достойно ведшая дом и детей, но в последнее время переставшая «вести» мужа, чтобы возвратить возможность своего «театра», едет в райцентр, чтобы сдать микроскоп в комиссионку. Последняя реплика столяра Ерина полна шекспировской глубины: «Продаст. Да… Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего… Надо, конечно…» Продала.

Нравственные идеалы В. М. Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому человеку. Все они стремятся обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам. Герой киноповести «Живет такой парень» Пашка Колокольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро - проявление сердечности. Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев - это хранитель русской земли. Люба Байкалова («Печки-лавочки») сочетает в себе ум, сердечность, верность нравственным устоям семьи. Она не обретает в жизни, но сохраняет идеалы добра, чистоты и душевности.

Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Они свято верят в реальность своего идеала, готовы до последнего защищать его («Космос, нервная система и шмат сала»). Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах и путях самосовершенствования Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В духовных исканиях проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека.

Поп из рассказа «Верую!» становится страстным жизнелюбом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. Неизлечимо больной Саня Неверов («Залетный») стремится оставить людям свои заветные мысли, добрую память о себе. Смысл жизни шукшинские герои находят в согласии с миром, которое возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. В. М. Шукшин восхищается героями-фантазерами, эдакими «чудиками», воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Алеша Бесконвойный, герой одноименного рассказа, ощущает: «Людей труднее любить, но вот детей и степь… он любил все больше и больше». Только согласие, любовь, лад делают мир прекрасным.

Задача человека - освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Шукшинские максималисты требуют немедленного решения всех проблем. Они живут с твердым сознанием собственной правоты, считают себя вправе поучать людей, а потому нередко становятся одиноки. Такие персонажи, как Князев, Кудряшов, Глеб Капустин не способны прислушаться к голосу другого человека, их интонация всегда обличительна. Они стремятся сделать так, чтобы другим людям было лучше, но не признают возможности сомневаться, искать истину в чем-то другом. Из своего «целесообразного здания» Князев («Штрихи к портрету») изгоняет реальную жизнь обыкновенных людей, нравственные основы бытия, чувства доброты и любви. И постепенно в личности героя все более и более явственно проявляются эгоизм, озлобленность на людей. Естественно, что другие персонажи произведения отвергают его жизненную систему. Для того чтобы стать настоящим носителем истины, Князеву не хватает доброты и человечности. Похож на Князева местный просветитель Кудряшов («Психопат»). Оба эти героя активны, бескорыстны, готовы даже пострадать за свою веру. Они пребывают в заблуждении, но сами искренне верят в то, что говорят. Можно даже сказать, что они становятся жертвами жизни, потому что поглощают всю льющуюся на них ин- формацию, находятся под гипнозом чужих красивых фраз, по нятий, мнений. Они стремятся стать интеллигентами, но в результате не только ими не становятся, но и утрачивают те лучшие качества, которые были им присущи изначально: уважение к любому труду, доверие к людям. Их положение среди людей становится трагикомическим.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Особенности народного характера в рассказе «Микроскоп» . Литературные сочинения!

Для рядового гражданина нашей страны Василий Макарович Шукшин, прежде всего0 актер и режиссер. Но речь в нашей статье пойдет не о его кинематографических, а о литературных свершениях. В центре нашего внимания рассказ, который написал Шукшин, - «Микроскоп».

Потеря 120 рублей

Начинается все с того, что главный герой - Андрей Ерин - решается. Правда, на что именно, не совсем ясно, так как первые строки рассказа повествуют о семейной ссоре. Герой приходит домой и говорит жене, что потерял 120 рублей (приличные деньги по тем временам). Она хватается за сковородку, он - за подушку. Сцена выяснения супружеских отношений, с одной стороны, смешная, с другой - трагичная.

Самое интересное то, что В. М. Шукшин («Микроскоп») воспроизводит в своем рассказе некоторый архетип семейной ссоры в России. Даже сейчас, когда мы думаем о живописном брачном выяснении отношений, на ум приходит сковородка как орудие в руках жены.

Далее продолжаем. И вот они бегали друг за другом, пока жена не попала Андрею по голове. Потом было решено, что наш герой отработает полтора месяца без выходных и тем самым залатает семейный бюджет. Конечно, он трудится на заводе, а где же еще?

Микроскоп

В один из дней Андрей приносит домой микроскоп, вернее, коробку с ним, говорит, что ему дали на заводе премию за ударный труд. Жена посетовала: «Жаль, что не пылесос». Отныне и вовеки приспособление для научных поисков становится центром притяжения всей семьи. Даже супругу разбирает любопытство: что они (отец и сын) высматривают в этой штуковине?

Что преподносит читателю В. М. Шукшин? «Микроскоп» - фантастически-реалистическое сочинение, которое правдиво описывает характеры людей.

Бактерии атакуют!

Ерин-старший все вечера напролет смотрел в микроскоп и видел там бактерий в большом количестве. Он исследовал все, что только можно: обычную и дождевую воду, уличную грязь и даже кровь. Его «научные» изыскания позволили сделать вывод: бактерии везде! И ученые скрывают от людей страшную тайну: бактерии не позволяют жить человеку положенные ему 160 лет.

Нежданно-негаданно в доме появляется сослуживец Андрея - Серега. Он пьян в стельку, громко кричит на всю избу, что тоже желает смотреть на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин становится популярным человеком. Но тут она говорит о своем сожалении, что премии на заводе выдаются исключительно микроскопами, а не пылесосами. Сергей, которого не успел предупредить Андрей, сделал большие глаза и спросил: «Какие премии?». Жена все поняла, но решила вкратце пересказать коллеге мужа историю Андрея.

Конечно, был скандал. Друзья ушли пить. Промотали они 20 рублей - Андрей явился домой только к обеду следующего дня. Жена поехала сдавать микроскоп в комиссионку. Аппарата, естественно, уже дома не будет, зато у детей появятся новые шубки к зиме.

Что хотел показать нам В. М. Шукшин? «Микроскоп», краткое содержание которого вызывает лишь улыбку, неожиданно заканчивается на моральной ноте. Герой говорит своему сыну, чтобы он учился. Будучи грамотным, он сможет прожить более содержательную жизнь, чем его отец.

Правдива ли история, рассказанная В. М. Шукшиным?

Кто-то, прочитав «Микроскоп» (рассказ Шукшина), скажет, что это фантастика, и таких работников завода не бывает. Боимся разочаровать читателя, но такие люди существуют. Представьте, что человек волею судьбы стал тем, кем он является. Все равно кем - работником завода или машинистом поезда, но духовное начало его живо и требует какой-то пищи для своего бытия. Подобным образом и возникает такой вот чудак с микроскопом или машинист, увлекающийся книгами по истории России.

Философы-экзистенциалисты говорят, что человек может все, в том числе и преодолеть силу обстоятельств. К сожалению, это, как правило, весьма затруднительно. Особенно тогда, когда у человека появляется желание жить своей жизнью в уже зрелом возрасте. У некоторых людей самосознание созревает достаточно поздно. Человек хочет жить, духовное стремление бунтует и требует выхода, а у него уже жена, дети - полный комплект. Поэтому он ищет спасения в вине, но не находит.

В. М. Шукшин («Микроскоп», содержание которого было нами рассмотрено чуть раньше) заставляет нас анализировать моральную сторону рассказа. Не зря писатель решил рассказать о рядовом человеке. Он старался показать, с одной стороны, комичность положения такого героя, а с другой - трагичность. Нет ничего смешного в сломанной судьбе и разбитых мечтах. Шукшин не прихоти ради избирает такого героя, он старается обратить внимание читателя на обычного, рядового, ничем не примечательного человека для того, чтобы напомнить нам афоризм И. В. Гете: «Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Дополняя классика, хотелось бы сказать, что человек - это действительно целый мир, но внутри у него трагедия неосуществленных желаний и стремлений. Именно поэтому жизнь в основном печальна, а совсем не потому, что в ней присутствует смерть.

Полный вариант рассказа, который написал Шукшин («Микроскоп»), рекомендуется к прочтению и взрослым, и школьникам. Тем более что он небольшой. Его можно осилить минут за десять.