Сценарий Квест игры: « Дорогами Великой Отечественной войны…. По дорогам великой отечественной войны Дорог во время войны

Ирина Тельпис
Конспект занятия «Дорогами Великой Отечественной войны»

У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших нашу планету в разные эпохи. В том числе и о жестоких войнах , уносивших миллионы человеческих жизней.

В этом году наша страна стоит на пороге незабываемой даты, 72летия, как закончилась ВОВ : самая жестокая и кровопролитная из истории существования человечества. Эта война унесла 40 миллионов человеческих жизней, из них 27 миллионов наших граждан. Но эхо той войны до сих пор не затихает в людских душах. В нашей стране нет такой семьи, которой бы не коснулась война . Родные до сих пор ищут своих близких, пропавших без вести, хранят письма с фронта, перечитывают их своим внукам, сыновьям, дочерям.

Сегодня перелистаем некоторые страницы ВОВ, чтобы узнать, как жили, сражались люди и какой дорогой ценой пришлось заплатить им за Победу. Тема нашего сегодняшнего мероприятия посвящается :

«Дорогам Великой Отечественной войны »

Мы не просто вспоминаем день войны ,

Не для слёз и мемуаров вспоминаем

Люди мира вспоминать о ней должны

Мы об этом всей земле напоминаем.

Лето 41 года начиналось замечательно для всех людей, в том числе для тысяч мальчиков и девочек, выпускников школ.

Тогда ещё не знали мы.

Со школьных вечеров шагая

Что завтра будет первый день войны

А кончится она, лишь только в мае.

Вы знаете, о чём я мечтаю? Хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, читать им свои любимые стихи.

А я буду врачом. И просто хорошим человеком.

Посмотри, Витя, какая красота, даже дух захватывает. А тишина –то какая. А зори тихие- тихие.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, между миром и войной

Всего, каких- то 5 минут осталось.

Тот самый, длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех, на все 4 года.

Аудиозапись «Священная война »

Рассказ о песни и начале войны .

Именно эта песня «Священная война » - стала главной. Она была создана в первые дни войны Лебедевым -Кумачом и композитором Александровым. Эта песня воин, песня полководец, песня-пророк. Она звала людей на бой с врагом.

На страну обрушалась смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу.

190 дивизий, это 5, 5 миллионов человек, около 5 тыс. самолётов, свыше 3 тыс. танков.

На защиту нашей родины поднялись все от мала до велика . Плечом к плечу с воинами сражались народные ополченцы, партизаны и бесстрашные подпольщики.

По 12 часов в сутки люди трудились у станков, а затем шли рыть противо танковые рвы.

Началась Великая Отечественная война .

Как могучие бастионы встали на пути врага Москва, Минск, Киев, Ленинград, Смоленск, Тула, Курск, Орёл и другие города.

Первым встретил врага гарнизон Брестской крепости. Об этом нам расскажет

Оборона крепости.

Около месяца сражались с врагом гарнизон Брестской крепости. Его герои 3,5 тыс. человек пали смертью храбрых.

73 дня длилась оборона Одессы.

Не померкнет в веках подвиг Ленинграда. 900 дней и ночей блокадного Ленинграда, когда сомкнулось вражеское кольцо вокруг города. 123 грамма хлеба на человека, сделанного из опилок и муки. Люди умирали от голода.

Единственной связью было Ладожское озеро, по которой была проложена Дорога жизни , как называли её люди. По ней везли продовольствие, боеприпасы.

6 месяцев длилась оборона Сталинграда.

2 месяца, оборона Смоленска

45 дней длилась оборона Тулы.

Главари Фашистской германии рассчитывали за несколько месяцев разгромить нашу армию, захватить нашу страну. У каждого немецкого солдата была записная книжечка, содержащая 12 заповедей, в которых говорилось, что вы должны убивать всякого русского, не останавливаться, если перед тобой старый человек, женщина, ребёнок.

Они превратили в руины наши города, сёла. Издевались над мирным населением, военнопленными. Морили их голодом, На оккупированных территориях создавались лагеря смерти. На территории Белоруссии была уничтожена целая деревня.

В Белоруссии была уничтожена целая деревня, Хатынь, в которой насчитывалось 26 домов, 186 жителей.

Людей сожгли заживо в сарае на краю села. Только 5 удалось уцелеть. На месте их гибели стоит памятник, старику с ребёнком на руках.

как набатом боль стучит.

Мороз по коже,

И как же это всё могло случиться?

Живыми уходили в мир иной

Людей безвинных жгли с домами вместе.

И объяснить всё это лишь войной .

Враг стремительно продвигался вглубь страны. Его задачей была МОСКВА. 16 ноября 1941 года отряд из 28 человек, под командованием генерала Панфилова занял оборону в Подмосковье. Враг бросил на них танки, но воины стояли насмерть. «Велика Россия , а отступать некуда- позади Москва» - стал посмертным лозунгом для бойцов. В ожесточенных боях враг был измотан, обескровлен и отброшен назад. Погибшим панфиловцам было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Не оказался не безучастным и наш с вами город. Утром 25 ноября 1941 года, немецкие части вошли и в наш город со стороны Моногарово, Теличего, Крутого. Захватчиков встретили бойцы истребительного батальона в количестве 38 человек. Это Василий Степанович Степанов, Митрофан Николаевич Григорьев, учитель Василий Васильевич Титов и другие. Они упорно и яростно шаг за шагом по улице Стрелецкой отбивались от врага. В этом бою все 38 человек пали смертью храбрых.

Умолкли жаркие сердца,

Сложили свои головы

Тридцать восемь храбрецов

У стен родного города.

Теперь здесь мир, покой и труд

И монумент со стелою

В веках герои не умрут

За то, что стали на редут

Защитниками первыми.

В районе Моногаровского сада, при въезде в город, установлен памятный знак как дань уважения и признания мужества бойцов.

Они были похоронены в братской Могиле в центральном городском парке.

Захватив город, немцы почувствовали себя хозяевами. Фашистские бандиты пошли шарить по домам, забирая продукты питания. Для тех, кто остался в городе, наступили страшные дни. За 1 месяц пребывания немцы угнали в Германию 130 человек, расстреляли -34, изувечено – 15 человек.

19 декабря наши войска начали наступление к городу Ливнам. Несколько дней шли ожесточённые бои. В боях за освобождение города пали смертью храбрых 3 тыс. солдат и командиров.

В боях с фашистами погибли и пропали без вести 8,5 тыс. наших земляков.

И 25 декабря 1941 года наш город был полностью освобождён от немцев. За время своего пребывания, немцы сожгли и разрушили лучшие здания нашего города, школы, библиотеки, музей. Город был превращён в развалины.

Военный корреспондент «Комсомольской правды» Юрий Жуков в своей статье писал :

" Ливны войдёт в историю войны как город – мученик . А в своей книге «Люди 40-х годов» он пишет.» проносится весть о страшной трагедии, которая разыгралась этим утром в старинном русском городе Ливны. Никаких военных объектов в нём не было. Но немцы открыли по городу бешенный артиллерийский огонь из мощных дальнобойных орудий и бросили на него сразу 100 самолётов, которые беспрерывно бомбили его. Выгорало всё, лишь печные трубы уцелели на этой улице, которую запечатлел фотограф на снимке.

Сколько печей- столько семей.

Где нашли они приют?

Сколько их погибло под развалинами домов?

Город «мёртвый» - так назвал его Ю. Жуков.

Есть и у нас на площади Победы памятник-монумент «Ваш подвиг бессмертен» .

В центре площади стоит памятник. Его авторы архитектор Подседов, скульптор Мгалобошвили. На мраморном постаменте скульптурная композиция из 3 фигур. Наше внимание привлекает композиция солдата с поднятым автоматом в руке. Во всём его облике выражена решимость своей Родины. Взгляд солдата устремлён на запад – ему предстоит нелёгкий путь к победе. Рядом с ним его товарищи по борьбе, раненые, но не сломанные духом. Вся скульптурная композиция подчинена единой цели - желание любой ценой завоевать победу. Их только 3, а за ними 20 тыс. Ливенцев, сражавшихся на фронтах.

Их только 3, а за ними 8,5 тыс. наших земляков, не вернувшихся с поля брани.

15 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза. Их имена вместе с именами и фамилиями 3 тыс. воинов, отдавших жизнь за Ливенскую землю, занесены в Золотую книгу памяти, вложенную в нишу пьедестала памятника Победы.

Горит Вечный огонь у подножия памятника. Люди приходят сюда, чтобы отдать дань уважения солдатам, погибшим за Родину.

На территории Ливенского района есть ещё один памятник- Курган славы.

Как дань вечной памяти героям, павшим в боях в Ливнах воздвигнут Курган Славы, русский штык, обрамлённый лавровыми венками, - это памятник всем павшим, там собрана земля с 46 братских захоронений нашего района.

В апреле 1945 года началось наступление наших войск на Берлин.

Наши войска одним за другим освобождали города за пределами нашей границы. Окончательно наша победа была утверждена, когда над главным зданием немецкого командования появилось – знамя Победы. Установить его, было поручено лучшим воинам 1- Белорусского фронта Михаилу Егорову и Мелитону Кантария.

Знамя Победы хранится в музее Вооружённых сил.

Пришла Победная весна

В начале мая в 45.

Как солнце свет, несла она

О мире весть свою крылато.

Две странички календаря.

Два дня в жизни планеты Земли.

Два дня истории человечества.

Они отмечены в календаре разными цветами - один чёрный лист со штыками и падающими бомбами, другой красный лист с переливами радуг победного салюта. Они так и называются – ДЕНЬ ПАМЯТИ и СКОРБИ и ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

Два дня календаря. А между ними долгих 4 года, 1418 суток.

И наш народ сделал всё, казалось невозможно, для того, чтобы выстоять и победить.

С каждым годом всё меньше остаётся тех людей, которые были свидетелями этой войны .

Память о павших, священна. Никогда не гаснет огонь вечной славы у обелисков и монументов, сооружённых в честь героев.

И пусть всегда горит Вечный огонь у Могилы неизвестного солдата,

Пусть 9 мая всегда останется самым большим и светлым праздником, отменить который не позволено никому.

1. Помните!

Через века и через года,-

О, тех, кто уже не придёт никогда,-

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Склоним головы, вспоминая, павших. Почтим память погибших минутой молчания.

Наше занятие подошло к концу .

Во время войны на территории СССР были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других искусственных сооружений общей протяжённостью более 930 тыс. км.

В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. м мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов.

Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, содержащихся дорожными войсками, составила 359 тыс. км, их силами было отремонтировано 797 тыс. автомобилей и другой техники. Дорожные войска участвовали на всех фронтах во всех операциях Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение заданий командования 59 частей дорожных войск было награждено орденами, 27 из них получили почётные наименования - Днепровских, Неманских, Карпатских и др. Более 21 тысячи воинов-дорожников награждены орденами и медалями. Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на параде Победы в Москве.

Важную роль в комплектовании автотранспортных частей и подразделений сыграли поставки автомобилей иностранного производства по программе ленд-лиза. Так, за годы войны в СССР были направлены 375 883 грузовых автомобиля, 51 503 джипа и вездехода, 3 млн. 786 тыс. автомобильных шин. Другим источником пополнения автотранспортных войск техникой было использование трофейных автомобилей: только в период с ноября 1942 г. по март 1943 г. Красной Армии в виде трофеев достались 123 тыс. немецких машин. Все эти меры позволили значительно увеличить объем военных автоперевозок, в 1943 г. - вдвое больше, чем в 1941 г., в 1944 г. - втрое.

Всего автотранспортными частями и подразделениями Красной Армии за годы войны было перевезено более 145 млн. тонн различных грузов. К середине 1945 г. в составе Красной Армии находилось 664,5 тыс. автомобилей различных типов, 32,8 % из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1 % - трофейная.

Настоящие хозяева дорог

В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них.

За годы войны в организованных на ВАД продовольственных питательных пунктах получило сухой паёк или горячую пищу 32 миллиона человек. В пунктах технической помощи было обслужено около 800 тыс. автомобилей и тракторов, заправлено горючим 2 млн. ед. различных самоходных средств. В медицинских пунктах, расположенных на ВАД, и в дорожно-эксплуатационных частях получили первую помощь сотни тысяч раненых солдат и офицеров. Пункты обогрева и отдыха всегда были готовы принять нуждающихся в них водителей и других воинов, передвигающихся по дорогам.

Для восстановления и строительства дорог и мостов были созданы специализированные дорожные части. Они, в том числе, занималась загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. Во время войны военно-дорожные подразделения были подлинными хозяевами на дорогах и отвечали за их состояние.

Подвиг воинов-дорожников на Минском шоссе

23 апреля 1942 года свой подвиг совершили семеро воинов-дорожников. На 134-м километре Минского шоссе ныне стоит обелиск в честь их героического поступка.

Наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге (ВАД) Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время дорожники производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом. Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Их имена: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов.

В канун 65-летия Победы у основания монумента появилась рамка с фотографией одного из семи бойцов, найденных поисковиками, – Сапронова Николая Ивановича, уроженца города Иванова. Он смотрит с довоенной фотокарточки как раз на безымянную речушку у деревни Цуканово, у которой принял свой последний бой.

Подвиги Брянской области

На ее территории стоит уникальный памятник На автомагистрали Орел - Рославль, перед Брянском, расположен единственный в своем роде знак, предписывающий автомобилистам подавать звуковой сигнал в память о военных водителях, не вернувшихся с войны. Справа и слева от дороги – знаки, свидетельства мужества и отваги тех, кто не бросал баранку даже под обстрелами, кто «вел машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым».

По одну руку – знаменитые полуторки, возведенные на пьедесталы. По другую – центральный монумент воинам-водителям: фронтовой шофер стоит на подножке своего надежного, верного друга-работяги, чернорабочего войны.

За памятником, уже в лесу, новые фрагменты ансамбля: та самая баранка, которую крутили без устали шоферы, макеты тех же полуторок, указатели с обозначением городов, до которых следовало дойти советским освободителям – Прага, Вена, Берлин. А водители, проезжающие мимо по трассе, сигналят и сигналят: днем и ночью, кто коротко, кто протяжно, отдавая дань уважения своим собратьям по профессии: вы нас слышите? Мы вас помним!

Памятник был воздвигнут в 1968 г. скульптором П. Мовчуном и архитектором А. Гайдученей на месте формирования в 1943 г. 18-ой автомобильной бригады, прошедшей боевой путь от Брянска через Гомель, Минск, Барановичи, Варшаву, Лодзь - до Берлина. За боевые заслуги бригада удостоена наименования 18-я Барановичская Краснознаменная ордена Кутузова.

За время Великой Отечественной войны за образцовое выполнение заданий командования 15 автомобильных соединений и частей получили почетные наименования, а 94 - были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени и Красной Звезды. За героические подвиги и самоотверженный труд более 21 тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, а одиннадцати было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ледовая дорога сквозь блокаду Ленинграда

22 ноября 1941 г. в окруженный Ленинград по Ладожскому озеру прошла первая колонна гужевого санного транспорта и одиночные полуторатонные автомобили. Дорогу по льду разведали, проложили и освоили дорожники Ленинградского фронта. Она имела четыре полосы для раздельного движения, была оборудована телефонной связью, постами регулирования через каждый километр, пунктами обогрева, медицинской и технической помощи, а также пунктами заправки ГСМ.

За первую зиму (движение прекратилось при таянии льда 21 апреля 1942 г.) в Ленинград и обратно проследовало более 300 автомобилей, 19 тыс. подвод, 500 тракторов и танков. Городу и фронту было доставлено 61 тыс. тонн грузов. Из осаждённого города было эвакуировано свыше 550 тысяч детей, женщин, стариков, раненых и больных.

С 19 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. продолжалась вторая полная героизма зима «Дороги жизни». На этот раз по ней было перевезено уже 200 тыс. тонн грузов и около 133 тысяч человек, в основном, войсковых пополнений.

Солдатский труд воинов дорожных войск до сих пор так до конца и не оценен историей. Это была одна из самых негромких, но крайне необходимых для победы профессий. Дорожники воистину, в самом прямом смысле этого слова, мостили дорогу к 9 мая 1945 года.

В битве за столицу принимали непосредственное участие 45 дорожных частей.

В ходе оборонительного сражения дорожными частями была подготовлена кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы протяженностью 125 км, 28,6 км из которых были построены заново. На водотоках было наведено 7 наплавных мостов. Дорога позволила проводить разгрузку железнодорожных составов на подходах к городу и быстро выдвигать прибывающие войска на боевые позиции.

При контрнаступлении под Москвой дорожные войска получили первый опыт скоростного восстановления поврежденных участков дорог и разрушенных мостов, а также развёртывания дорожно-комендантской службы. Противник только на дорогах Западного фронта уничтожил до 250 мостов общей длиной более 5 км.

К февралю 1942 г. дорожники восстановили большинство мостов общей протяженностью 4300 м, в том числе - металлические через Волгу у Калинина, через канал Москва - Волга у Яхромы и Дмитрова. В битве участвовало 49 дорожных условных батальонов.

Наро-Фоминск – не открытая «калитка в Москву»

В сражениях под Вязьмой и за Наро-Фоминск невиданное мужество проявили бойцы 33-й армии под командованием генерала Михаила Григорьевича Ефремова. Именно эти бои сорвали планы по захвату Москвы. Они имели стратегическое значение для дальнейшего наступления советских войск и, в конечном счете, для нашей победы.

В период Великой Отечественной войны город Наро-Фоминск и река Нара стали одним из рубежей, где была остановлена фашистская армия, рвавшаяся к Москве. В течение 66 дней 33-я армия под командованием генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова отражала нападение врага. Вместе с воинами на защиту Наро-Фоминска встали и жители города.

Ожесточенные бои развернулись утром 1 декабря 1941 г. чуть южнее Наро-Фоминска – там, где проходило Киевское шоссе. Впрочем, его практически не существовало. На всех его пересечениях с дорогами, ведущими к населенным пунктам, саперами были установлены мощные фугасы, возле них постоянно дежурили команды, готовые в любую минуту превратить это место в гигантскую воронку. Согласно историческим документам, фашисты имели особый приказ – автомобильные дороги не бомбить ни авиацией, ни артиллерией. Они прекрасно понимали, что и Минское шоссе, и Киевка – это основные артерии, по которым им самим предстояло идти в Москву. Потому взрывалось все, что находилось рядом с дорогами, но сами они по возможности оберегались и, как ни странно это прозвучит, были одними из самых безопасных мест на войне. Другое дело, когда фашист начал отступать, он уже отыгрался на дорогах сполна.Несмотря на все отчаянные попытки немецко-фашистского командования, город выстоял. «Калитку в Москву» захватчики так и не смогли открыть.

В 1976 г. Наро-Фоминск первым из городов Подмосковья за мужество и героизм, проявленные в годы войны, и большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве был награжден орденом Отечественной войны I степени. Об этом извещает стела, расположенная как раз на Киевском шоссе, на месте, которое саперы минировали на случай прорыва фашистов.

В решающей битве за Сталинград

Наиболее сложной задачей дорожных частей была организация переправ через Волгу и Дон. Для обеспечения боевых действий на участке Саратов – Астрахань было наведено 49 паромных переправ и 6 наплавных мостов с эстакадными подходами. Через Ахтубу и в дельте Волги было построено 37 мостов и наведено 35 переправ. На Дону и его притоках было построено, отремонтировано и усилено более 1200 мостов различной конструкции. В битве участвовало 42 условных дорожных батальона. Кроме дорожников, на строительстве переправ ежесуточно работало до 20 тысяч рабочих из местного населения.

Мосты и переправы сыграли огромную роль при подготовке контрнаступления наших войск. По ним за Волгу было эвакуировано почти 2 миллиона человек, 1,5 миллиона голов скота, 5 тысяч тракторов и комбайнов. На правый берег реки только за 20 суток ноября 1942 г. было переправлено более 160 тысяч солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий, 14 тысяч автомобилей.

Освобожденный от противника Курск

С переходом Красной Армии в наступление главной задачей дорожных частей стало восстановление и наращивание военно—автомобильных дорог вслед за войсками на территории, освобождённой от противника.

В июле - августе 1943 г. в ходе Курского сражения было построено и отремонтировано 2750 км автомобильных дорог, построено, восстановлено и усилено 3100 мостов общей протяжённостью 18 600 м. Было задействовано 140 дорожных частей в условных батальонах.

Операция гитлеровского командования «Цитадель», в ходе которой фашисты намеревались переломить ход войны в свою пользу, провалилась в том числе и благодаря героизму, невероятному напряжению сил военных дорожников, своевременно подготовивших дорожную инфраструктуру для маневров и перемещений советских войск.

«Дорога Мужества» в Старом Осколе

Город воинской славы: это почетное звание Старый Оскол получил 5 мая 2011 г. после указа президента РФ № 588 – за мужество, стойкость и массовый героизм защитников города, которые боролись за свободу и независимость Отечества.

Во время Великой Отечественной войны город служил своеобразным перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Там располагался штаб 40-й армии, Курский обком партии.

В Старом Осколе был сформирован истребительный батальон, который поддерживал порядок в тылу, вел воздушную разведку в готовности бороться с фашистскими парашютистами. Один из взводов был направлен для защиты Курска.

Ярчайшая страница мужества и героизма старооскольцев – участие жителей, преимущественно женщин и подростков, в строительстве «Дороги Мужества».

8 июня 1943 г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава. Сроки были определены самые жесткие: с 15 июня по 15 августа. С введением в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получал самостоятельную магистраль, которая выходила на линию Курск – Белгород. Новая трасса освобождала от доставки грузов огромное количество автомашин, которые подвозили всё необходимое к передовой линии фронта за 200–300 км. С вводом в эксплуатацию «Дороги Мужества» расстояние сокращалось до 150–200 км.

Она появилась через 32 дня – столько понадобилось, чтобы уложить 95 км железнодорожного полотна шириной 5 м, возвести 10 мостов, построить 56 различных сооружений с подъездными путями. Протяженность главных и станционных путей составила 164 км, было реконструировано 24 км пути. Перед войсками Красной Армии раскрылись возможности для дальнейшего наступления в двух направлениях – Курском и Харьковском. После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов.

Трудная дорога на Берлин

В ходе Берлинской операции дорожные войска всех трех фронтов (1-го Украинского, 2-го и 1-го Белорусских) подготовили и содержали более 21 тысячи километров военно-автомобильных дорог. С них было снято и обезврежено 3 тысячи вражеских мин, разобрано свыше 100 тысяч кубомет-ров завалов в городах и транспортных узлах, выполнено 180 тысяч кубометров земляных работ, построено вновь и восстановлено 28 тысяч метров мостов, в том числе построено 34 моста через реку Одер.

Работы шли под непрерывным огнем врага. Только при строительстве моста у Геритца погибли 75 и получили ранения 200 мостовиков, потоплено 11 сваебойных копров с понтонами. На мосту у Грайфенхагена погибло 45 человек.

Непосредственно в Берлине дорожники восстановили более 20 мостов через Шпрее и каналы, расчистили 75 тысяч кубометров завалов на 126 километров городских улиц. Для регулирования улиц были развернуты подразделения численностью 2400 человек, установлено более 26 тысяч дорожных знаков и указателей, а также около 140 постов регулирования. В операции участвовало 185 условных батальонов.

Квест, посвящённый ВОВ « Дорогами Великой Отечественной войны…»

Цели: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий ВОВ;

воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Слайд1 Ход мероприятия.

В.1 Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящена Дню Победы и называется она «Дорогами Великой Отечественной войны…» и пройдёт она в форме квеста.

Ведущий2

А что такое квест?

Ведущий1

"Квест - это невероятные приключения!"

Ведущий 2

"Квест - это практическая тренировка частного детектива!"

Ведущий1 "Квест - это возможность проверить неординарность своего мышления!"

В добрый путь!!!

Память сердца!

Память сердца!

Где предел тебе, скажи!

Перед этим озареньем

отступают рубежи.

Ты теплее, ты добрее

Трезвой памяти ума…

Память сердца, память сердца!

Ты поэзия сама!

Каждый человек хранит в памяти, какой – то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом его во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память - наша совесть!

Она как сила нам нужна.

И, так мы начинаем

Слайд 2 В2 ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ НА ВИКТОРИНЕ:

    С уважением относимся друг к другу

    Любое мнение заслуживает внимания

    Пока один говорит, все его слушают

    О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки

Представить жюри:

Слайд 3 Жюри будет выдан судейский лист, в котором будут проставлены баллы за каждый правильный ответ.

В.1 А, сейчас задание «Знакомство», нужно представить свою команду: название, командира, девиз команды.

В.2 Первое задание: «Разминка для ума» (отвечает капитан если ответ не правильный, то ход переходит другой команде).

      1. «Разведка боем»

Вопросы

1. Неожиданная команда (тревога)

2. Солдатские носки (портянки)

3. Судовая кухня (камбуз)

4. Солдатская тюрьма (гауптвахта)

5. Весточка из дома (письмо)

6. Им мечтает стать каждый простой солдат (генералом)

7. Судовой повар (кок)

8. Солдатское пальто (шинель)

9. Не подлежит обсуждению (приказ)

10. Армейская таможня (КПП)

11. Солдатский дом (казарма)

12. Игра в войну (ученья)

13. Работает на ключе (радист)

14. Киллер на войне (снайпер)

В.1 Следующее задание : «Мы эрудиты в истории Великой Отечественной войны» Памятники воинской славы

В России присвоено 13 городам звания Города герои, вопрос какой город герой представлен на фото.

Сталинград

Ленинград

Севастополь

Новороссийск

Мурманск

Смоленск

В 2 Следующий конкурс: «Ты мне, я тебе»,

Задания раздаются на листочках, а зрители будут отгадывать загадки.

В. 1 Загадки о нашей армии

1. Не крылата, не перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит. (пуля )

2. Упала в лебеду и теперь не найду. (пуля )

3. Черный кочет рявкнуть хочет. (Ружьё)

4. Глазами не увидишь,

а без него в руками не возьмешь,

атаку не пойдешь. (Ура! )

5. Огнем дышит, полымем пышит. (Пушка )

6. Летит – лается, упадет – рассыпается. (Снаряд )

7. На пушку не похоже, а палит дай боже. (миномёт)

8. Стоит черепаха – стальная рубаха, враг в овраг – да еще где враг. (танк)

9.Стоят три старушки: вздохнут они да охнут, вблизи все люди глохнут. (пушки )

10. Стоит черепаха – стальная рубаха. (танк )

11. Летит ворон, весь окован, кого клюнет, тому смерть. (пуля)

12. Верть, верть, в черепочке смерть. (ружьё )

13. Петушок без глаз, а метко клюет. (войны )

14. Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

Ждет тебя, солдат…………. (пехота )

15. Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь…………………..». (пограничником)

16. В чурке, в печурке смерть заперта. (ружьё)

17. Не крылата, а перната, как летит,

так свистит, а сидит, так молчит. (стрела)

18. Любой профессии военной учиться надо непременно, чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было….. (войны)

В.2 А, сейчас повторим викторину для зала, команды посмотрят правильный ответ, а зал попытается ответить.

Какую фразу произносили фашисты, сдаваясь в плен?

Геббельс кранты!

Боршан каюк!

- Гитлер Капут!

Мы от Штирлица!

Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского Союза?

- Разведчик

Командир партизанского отряда

Летчик-испытатель

Конструктор танков

Кто, из перечисленных был четырежды Героем Советского Союза?

- Жуков

Кожедуб

Буденный

Покрышкин

Какая страна была освобождена Советскими войсками после взятия Берлина в 1945 г?

- Чехословакия

Румыния

Болгария

Как заканчивается крылатая фраза, актуальная и в наши дни: «Награда…»

Прибыла вовремя

- Нашла героя

Убежала от труса

Облюбовала героя

Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршала Победы»?

Малиновскому

-- Жукову

Рокоссовскому

На какой реке в 1945 году встретились советские и американские солдаты?

- Эльба

Миссисипи

В1 Следующее задание для команд : «Угадайка» вам были представлены картины на информационной доске, задание: Кто автор этих картин, и как они называются?

В. М. Сибирский «Штурм Берлина»

М. Самсонов «Сестрица»

Е. А. Корнеев «Блокада Ленинграда»

Е. А. Корнеев «Сталинградская битва»

М. Самсонов «Сталинград»

В2 Следующее задание: вам нужно выбрать правильный ответ, отвечает командир команды, но команда может и помочь, своему командиру.

«Вехи войны»

1. Вторая Мировая война началась...

а) в 1939 году б) в 1940 году в) в 1941 году

2. Как назывался план вторжения в СССР?

а) «Тайфун» б) «Блау» в) «Барбаросса»

3. Когда началось контрнаступление под Москвой?

4. Началом коренного перелома в Великой Отечественной войне принято считать...

а) Битву за Москву б) Сталинградскую битву в) Курскую битву

5.Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

а) 900 дней б) 890 дней в) 872 дня

6.Скакого по какой год шла Великая Отечественная Война?

а) 1939 г. – 1945 г. б) 1940 – 1945 г. в)1941 г. - 1945 г.

7.Назовите самое крупное танковое сражение в истории, имевшее место во время Великой Отечественной Войны.

а) Битва за Москву б) Сталинградская битва в) Курская битва

8. Кто создал самолет по прозвищу "летающий танк"?

а) Антонов б) Ильюшин в) Туполев

9. Как называют солдатскую шинель, свернутую в трубку для ношения через плечо?

а) колесо б) скатка в) скрутка

10. Как называлась операция в ходе, которой Красная Армия завершила Великую Отечественную Войну?

а) «Багратион»

б) «Берлинская наступательная операция»

в) «Висло – Одерская операция»

В1 Следующее задание: Маршалы Советского Союза, участвовавшие в Великой Отечественной войне (отдать на листочках)

Жуков Георгий Константинович

Ворошилов Климент Ефремович

Малиновский Родион Яковлевич

Ворошилов

Рокоссовский

Жуков

Малиновский

А, для зала следующее задание, назовите памятники воинской славы:

Памятники воинской славы

1. В годы войны семьи ушедших на фронт фронтовиков ждали и одновременно страшились прихода почтальона. Счастьем было получить весточку с фронта. Горе обрушивалось на семьи, куда приходили похоронки – «Пропал без вести». Кто – то надеялся еще увидеть близкого человека, а кто-то понимал, что не только не увидит любимого человека, даже могилу навестить не доведется.

И вот, через много лет после окончания войны, решили установить памятник всем солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и захороненным в братских могилах, в семьях которых когда- то пришло извещение «Пропал без вести»……

3 декабря 1966 года останки солдата из братской могилы, одного из «без вести пропавших», торжественно похоронили в одном из самых почитаемых мест в нашей стране. Мимо этой могилы торжественно прошествовали войска. Солдату отдали воинские почести. А на памятнике слова «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Вопрос. Где находится этот памятник, как он называется, когда он был открыт?

В.1 2. Этот памятник один из самых грандиозных памятников, посвященных Великой Отечественной войне. К памятнику ведут 200 гранитных ступеней по числу дней битвы, на месте которой установлен памятник. Высота 85 метров (почти 30 этажный дом). Меч длиной 33 метра. Создателем памятника является известный советский скульптор Вучетич. На этом кургане захоронены 34505 человек, среди них 35 героев Советского Союза. В 2008 году в Москве был проведен конкурс «7 Чудес России», и этот памятник вошел в число семи российских чудес.

Вопрос. Как называется этот мемориальный комплекс и где он находится?

3 Волгоград «Родина мать»

В.2 3. Этот памятник открыт 9 мая 1960 года. Ежегодно с этого времени 27 января, 9 мая, 22 июня и 8 сентября здесь проходят церемонии возложения венков и цветов. Еще в 1961 году утверждено постановление правительства, согласно которому это место города является основным памятником героям, отдавшим свою жизнь за счастье, свободу, и независимость нашей Родины. В память о жертвах войны горит вечный огонь. От вечного огня аллея. Завершает ансамбль стена, в центре которой написаны строки « Никто не забыт и ничто не забыто». Здесь захоронены 500 тысяч погибших.

Вопрос. В каком городе и в каком месте установлен этот мемориал?

1 Санкт Петербург «Пискаревское кладбище»

В. 1 И последнее заключительное задание Вам будет предоставлен видеоролик, посмотрите его внимательно, запомните, а затем перечислите современное оружие нашей армии.

БМД – 4 (боевая машина десанта)

ЗРПК «Тунгуска – М1» (зенитный ракетно- пушечный комплекс)

БТР – 90 (бронетранспортёр)

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Истребитель МиГ -29

Боевой вертолёт КА – 50 «Чёрная акула»

РС30 «Ураган» (реактивная система залпового огня)

РС 30 9 К 58 «Смерч» (реактивная система залпового огня)

Дивизионная РС 30 «Град» (реактивная система залпового огня)

РК С – 300 (реактивный комплекс)

РС – 12 М2 «Тополь – М» (межконтинентальная баллистическая ракета)

В1 А, сейчас предоставим слово членам жюри.

В2 Каждая команда награждается призом

Закончена викторина и путешествие в мир истории. Мы поздравляем победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать, дорогие ребята. Удачи, успехов Вам на дороге знаний.

Задание: приведите соответствие цифры и буквы

    Рокоссовский Константин Константинович

    Жуков Георгий Константинович

    Ворошилов Климент Ефремович

    Малиновский Родион Яковлевич

в актовом зале состоится квест

«Дорогами Великой Отечественной войны….»

Приглашаются все учащиеся с 5 по 9 классы, от каждого класса нужно выбрать 2 человека для команд.

Был положен опыт, накопленный дорожной службой в предвоенные годы. Однако небывалый масштаб операций и высокая маневренность боевых действий поставили перед дорожниками новые сложные задачи.

С первых дней войны интенсивность движения войск и автомобильного транспорта по автомобильным дорогам превзошла все ожидания. Потребовалось обеспечить восстановление, а в отдельных случаях и строительство новых автомобильных дорог, организацию на них движения большой интенсивности. Силы и средства дорожной службы Советской Армии, фронтов и армий оказались не в состоянии справиться с возросшими задачами. Недостатки в дорожном обеспечении действующей армии и ее тыла рассматривались в Государственном Комитете Обороны СССР. На основе постановления ГКО в июле автодорожный отдел Генерального штаба был развернут в Автомобильно-дорожное управление Советской Армии, а в штабах фронтов и армий сформированы автодорожные отделы, подчиненные начальнику Тыла Советской Армии (фронта, армии).

Постановление предусматривало также организацию десяти военно-автомобильных дорог центра: семь маршрутов, отходящих от Москвы (на Ленинград, Великие Луки, Смоленск, Довск, Брянск, Горький, Ярославль), и три южных маршрута (Курск, Козелец; Харьков, Киев, Одесса). Для обслуживания этих дорог дополнительно формировались 8 дорожно-эксплуатационных полков, 11 военно-дорожных и мостовых батальонов, 5 управлений военно-автомобильных дорог с дорожными комендатурами, а для осуществления перевозок — 50 отдельных автотранспортных батальонов. Транспортные части предполагалось придавать военно-автомобильным дорогам центра для организации перевозок, как это практиковалось в период военных действий 1939/40 г. на Карельском перешейке.

Кроме частей, формируемых центром, ряд армий и фронтов за счет внутренних ресурсов формировали дорожные части своим распоряжением. На 22 августа 1941 г. Северный фронт сформировал три дорожно-строительных и один мостостроительный батальон, Северо-Западный фронт — пять дорожно-строительных батальонов, Западный фронт — два дорожно-строительных батальона, один дорожно-эксплуатационный батальон, роту регулирования и управление фронтовой военно-автомобильной дороги (ВАД) с несколькими комендатурами, Юго-Западный фронт — дорожно-эксплуатационный полк.

Постановлением ГКО от 15 сентября 1941 г. в системе Гушосдора НКВД было решено создать Управление строительства и содержания автомобильных дорог глубокого тыла, а также шесть управлений военно-дорожных работ с подчиненными им тридцатью военно-дорожными отрядами. Использование управлений военно-дорожных работ осуществлялось по указанию Автомобильно-дорожного управления Советской Армии и согласованию с автодорожными органами фронтов. Одновременно Гушосдору НКВД были подчинены республиканские и местные дорожные органы 359. Это способствовало концентрации усилий всех дорожных организаций страны на решении главных задач — подготовке и содержании основных дорог, необходимых для передвижения войск и воинских перевозок.

Формирование дорожных частей шло по двум линиям: по линии Наркомата обороны — отмобилизование дорожно-эксплуатационных частей и небольшого количества дорожно-строительных и мостостроительных батальонов и по линии Гушосдора НКВД — дорожно-строительные и мостостроительные батальоны, военно-дорожные управления и отряды, управления уполномоченных Гушосдора при фронтах и головные дорожные отделы (годоры) при армиях, а также головные дорожные базы.

Параллельное формирование привело к двойному управлению дорожными частями. Формирования Гушосдора в оперативном отношении подчинялись фронтам и армиям и выполняли их задания. Однако Гушосдор сохранил за собой право руководства этими частями через своих уполномоченных и годоры. Такая система руководства дорожными частями не отвечала требованиям маневренной войны. Поэтому приказом Народного Комиссара Обороны от 1 июля 1942 г. все дорожные части были включены в состав дорожных войск Советской Армии, а управления уполномоченных при фронтах и головные дорожные отделы при армиях расформированы.

Дорожное обеспечение зимней кампании 1941/42 г., и особенно в ходе наступления под Москвой, было первым крупным испытанием для дорожных войск и органов управления дорожной службы. Условия работы тыла в этот период были чрезвычайно сложными. Отступавший противник всеми способами стремился задержать наступление наших войск, разрушая мосты, применяя завалы и массовое минирование дорог. На дорогах Западного фронта фашисты разрушили до 250 мостов общей длиной более 5 км, среди них значительные по длине и сложные по конструкции мосты через реки Волга, Угра, Руза, Протва, Шоша, канал имени Москвы и другие. Восстановление дорог приходилось вести в 30-градусные морозы и метели днем и ночью. Военные дорожники работали по 12-15 часов в сутки, выполняя нормы выработки на 150 и более процентов, и отважно сражались с просочившимися группами немецко-фашистских войск. В конце осени 1941 г. дорожные войска Западного фронта содержали 1190 км фронтовых и 990 км армейских военно-автомобильных дорог. Примечательно, что в ноябре этого года фронтовые военно-автомобильные дороги находились восточнее, а армейские — западнее Москвы. Вокруг Москвы была подготовлена кольцевая военно-автомобильная дорога, соединившая все радиальные автомобильные и железнодорожные коммуникации столицы. Общее протяжение кольца превышало 125 км, из них 28,6 км дороги было построено заново. На кольцевом обходе было наведено пять наплавных мостов через р. Москва и два моста через Оку. Войска и автотранспорт, сосредоточившиеся на подходах к Москве, далее следовали по кольцевой военно-автомобильной дороге, без захода в город, что обеспечивало скрытый и быстрый маневр ими. С началом контрнаступления наших войск протяженность автомобильных дорог значительно возросла. Пришлось отказаться от использования всей дорожной сети. Фронты и армии стали назначать и оборудовать в своих полосах одну-две военно-автомобильные дороги, которые затем наращивались вслед за наступающими войсками. Впоследствии этот принцип организации дорожного обеспечения стал основным в Советской Армии.

За время битвы под Москвой военные дорожники Западного фронта построили и восстановили 264 автодорожных моста общим протяжением свыше 5 тыс. пог. м, обеспечили снегозащиту на протяжении 14,3 тыс. км дорог. За время наступления по военно-автомобильным дорогам этого фронта прошло 900 тыс. автомобилей, 850 тыс. из них были обеспечены горючим на заправочных пунктах и около 15 тыс. автомобилей получили техническую помощь.

Исключительно тяжелой была задача военных дорожников на Ленинградском фронте, когда транспортная связь с Ленинградом оказалась возможной только через Ладожское озеро. Построенная по решению ГКО и Военного совета Ленинградского фронта шестиполосная ладожская ледовая военно-автомобильная дорога протяженностью около 30 км стала знаменитой Дорогой жизни. Ее начальником был назначен генерал-майор интендантской службы А. М. Шилов. Дорога работала днем и ночью. Сплошным потоком по ней шли тысячи и тысячи машин. В отдельные дни интенсивность движения достигала 10 тыс. автомобилей в сутки. Лед выдерживал не более 10-14 суток такого движения, а затем его переключали на свежие полосы. В течение зимы строилось до 60 таких полос-дорог. Их общая протяженность составляла 1770 км, из которых 1650 подвергались снегоочистке 360. На трассе были развернуты два пункта технической помощи, шесть обогревательных, два заправочных. Посты регулирования устанавливались в среднем через каждый километр трассы, обозначенной, кроме того, большим количеством сигнальных фонарей-мигалок, а также дорожных знаков и указателей. На всем протяжении дороги была обеспечена телефонная связь, позволявшая центру регулирования управлять движением на трассе. Все эти работы проводились под огнем врага, в ледяную стужу. За пять зимних месяцев по Дороге жизни проследовало в Ленинград и обратно более 150 тыс. автомобилей, 10 тыс. подвод, около 500 тракторов, бронеавтомобилей и танков 361.

Успешно функционировала ледовая дорога и зимой 1942/43 г. На вновь подготовленной и обслуживавшейся 37-м и 64-м отдельными дорожно-эксплуатационными, 135-м и 138-м отдельными дорожно-строительными батальонами трассе было установлено около 12 тыс. дорожных знаков и указателей, 150 фонарей, 35 ацетиленовых маяков, построено 540 мостиков через разводья и трещины во льду. Трасса 62 раза полностью расчищалась от снежных заносов. Из 357 автомобилей, провалившихся под лед, 327 было поднято и отбуксировано на берег. Советское правительство достойно отметило лучших людей ледовой дороги, наградив более 300 человек орденами и медалями.

Разветвленную сеть военно-автомобильных дорог и переправы на них создали дорожные войска в битве под Сталинградом. Протяженность ВАД Донского фронта составляла 1390 км, Сталинградского — 1081 км, а к концу оборонительного сражения протяженность ВАД этого фронта увеличилась в два раза 362.

Исключительно важное значение для сосредоточения войск и материальных средств в Сталинградской битве имели автодорожные мосты и переправы через Волгу и ее притоки. Только при подготовке контрнаступления дорожные войска совместно с инженерными частями навели на участке Саратов — Астрахань 5 наплавных мостов с низководными эстакадами на подходах и 49 паромных переправ с длиной хода от 1 до 7 км. На окраине Сталинграда (у Тракторного завода) мост через Волгу длиной более 1250 м был построен всего за десять суток, а в районе Дубовка — Политотдельское (длиной около 3 тыс. м) — за двадцать суток 363. Устройство и эксплуатация мостов и переправ под обстрелом артиллерии противника и в условиях постоянных налетов его авиации были поистине героическим подвигом военных дорожников.

Особенно отличился на Сталинградском фронте (начальник управления автомобильных дорог фронта полковник Н. Н. Степанов) личный состав 156-го отдельного мостостроительного и 165-го дорожно-строительного батальонов. Когда с наступлением морозов создалась угроза прекращения перевозок через Волгу (построенные ранее мосты были уничтожены ледоходом), батальоны работали непрерывно днем и ночью под вражеским обстрелом, выполняя производственные нормы на 200 и более процентов. Они раньше заданного срока построили настильную переправу по льду и организовали по ней двустороннее движение автомашин и гужевого транспорта, движение воинских подразделений. За этот подвиг 73 воина-дорожника были награждены орденами и медалями 364.

В ходе наступательных операций второго периода войны выявилась необходимость дальнейшего совершенствования организации дорожного обеспечения. Первостепенное значение для решения этого вопроса имело создание в июне 1943 г. самостоятельной дорожной службы Советской Армии, начиная с центра и кончая армиями. Это значительно облегчило решение ряда вопросов руководства службой и способствовало более гибкому управлению частями дорожных войск, которые утвердились как новый специальный род войск.

Большой объем работ по дорожному обеспечению войск был выполнен в битве под Курском. В подготовительный период (апрель — июнь 1943 г.) дорожные войска Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов содержали 7 тыс. км военно-автомобильных дорог, на которых было построено, восстановлено и усилено 1700 автодорожных мостов общим протяжением до 22 тыс. пог. м 365. При этом пришлось заново построить 325 км дорог с каменными покрытиями, улучшить и отремонтировать около 3 тыс. км. Кроме дорожных частей на восстановление разрушенных автомобильных дорог широко привлекалось местное население. В районе Курска около 30-35 процентов дорожно-мостовых работ выполнялось в этот период с привлечением сил и средств местного населения.

В ходе наступления советских войск под Курском дорожные части Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов восстановили, построили, усилили и отремонтировали около 18,6 тыс. пог. м мостов и обеспечили движение на дорожной сети общим протяжением 9250 км. Дорожно-мостовые работы зачастую велись непосредственно на переднем крае, при постоянной угрозе наземного и воздушного нападения противника. Например, строительство моста через Сев. Донец в районе Белгорода, у Масловой Пристани, началось в тот момент, когда противоположный берег был еще занят фашистами. 156-й отдельный мостостроительный батальон уже завершал работы, когда в ночь на 5 августа 1943 г. враг обрушил на него мощный артиллерийский огонь. Мост был разрушен, батальон понес значительные потери в людях и технике. Несмотря на это, на вторые сутки батальон выполнил поставленную задачу 366.

Большую роль в дорожном обеспечении Курской битвы сыграли военно-автомобильные дороги Ставки Верховного Главнокомандования, развернутые на направлениях: Москва, Тула, Чернь и Тула, Воронеж, Россошь. Войска и транспортные колонны по этим дорогам передвигались с интенсивностью 5-6 тыс. машин в сутки.

Во втором периоде войны задачи по дорожному обеспечению войск возросли и усложнились. На каждом километре подготавливавшейся военно-автомобильной дороги выполнялся значительно больший объем работ, чем в первом периоде. Если в 1941 г. в среднем на километр дороги строилось 1,4 пог. м моста, то в 1943 г. — 2,3 пог. м. Соответственно увеличились объемы восстановления земляного полотна и дорожных покрытий, а также расход строительных материалов.

Особое значение приобрели фронтовые и армейские военно-автомобильные дороги, наращиваемые непосредственно за наступающими войсками. В ходе наступательных операций огромного размаха обычным делом стало быстрое восстановление мостов через такие крупные реки, как Дон, Ока, Десна, Березина, Днепр и другие. Только через Днепр было построено 45 мостов общей длиной 17 тыс. пог. м 367, в том числе мосты у Киева, Кременчуга и Днепропетровска — длиной около километра каждый. Наряду с сооружением низководных и наплавных мостов дорожные войска строили на военно-автомобильных дорогах центра и высоководные мосты, рассчитанные на многолетнюю эксплуатацию.

Увеличился и объем работы дорожно-комендантской службы. На дорожно-комендантские участки (так назывались подразделения, обслуживающие ВАД), рассчитанные на обслуживание дороги протяжением 50 км, нередко возлагалась ответственность за обеспечение 60-90 км дороги. Управления военно-автомобильных дорог вместо 300 км содержали 400 и даже 500 км дорог. Круглые сутки действовали на военно-автомобильных дорогах посты регулирования и контрольно-пропускные, продовольственно-питательные, медицинские и заправочные пункты, пункты технической помощи, отдыха и обогрева.

В третьем периоде войны в связи с наступлением наших войск все более высокими темпами объем дорожно-мостовых работ продолжал неуклонно возрастать. Чтобы не допустить отставания темпов подготовки военно-автомобильных дорог от темпов продвижения войск, потребовалось наращивать силы и средства дорожной службы оперативных объединений. За 1944 год было сформировано 6 дорожно-эксплуатационных, 5 дорожно-строительных и 20 мостостроительных батальонов, 6 управлений ВАД и 40 дорожно-эксплуатационных участков, 30 военно-дорожных отрядов. Численность личного состава дорожных войск увеличилась на 27,5 тыс. человек, значительно возросла укомплектованность их дорожно-строительной техникой 368.

Весной 1944 г., когда все четыре Украинских фронта вели наступательные действия по освобождению Правобережной Украины, дорожным войскам пришлось круглосуточно вести борьбу с распутицей. Чтобы обеспечить работу автомобильного транспорта, был применен своеобразный способ подготовки дорог. Грейдеры снимали разжиженный верхний слой грунта, добирались до твердого слоя и по нему пропускали машины. После того как этот участок пути становился непригодным для движения автотранспорта, его оставляли и таким же способом прокладывали дорогу на новом месте 369. На 4-м Украинском фронте, где грунтовые дороги стали совершенно непроезжими, выход из положения был найден в прокладке дорожными частями узкоколейных железнодорожных линий от станции Ново-Алексеевская к линии фронта.

Начиная от Днепра сеть автомобильных дорог с твердым покрытием была более густая. Но, стремясь задержать продвижение наших армий, гитлеровцы предприняли их массовые разрушения. Только на дорогах Белоруссии враг при отступлении оставил 1500 взорванных мостов и труб, разрушенные дамбы и насыпи, перепаханные вдоль и поперек шоссе. В Белорусской операции дорожные войска подготовили и обслужили 37 083 км военно-автомобильных дорог, проложили 400 км дорог с деревянным покрытием, построили и восстановили 3598 мостов 370.

В этот период выработалась наиболее рациональная последовательность выполнения дорожно-восстановительных работ. Для обеспечения соединений первого эшелона армий впереди шли подвижные головные дорожные части и вели краткосрочное восстановление дорог и мостов в армейском тылу. За ними следовали части фронтового подчинения (второй эшелон дорожных войск), которые завершали временное восстановление искусственных сооружений и организовывали военно-автомобильные дороги в границах тылового района фронта. Третий эшелон дорожных войск составляли части, подчиненные Главному дорожному управлению Советской Армии. Они осуществляли капитальные строительно-восстановительные работы.

В соответствии с этим принципом организации дорожного обеспечения во фронтах потребовалось частично пересмотреть организационную структуру и техническое оснащение дорожных частей. В результате проведения этого мероприятия дорожные части фронтов стали более мобильными и высокопроизводительными. В этот период во многом изменились и условия дорожного обеспечения, особенно на зарубежной территории. Трудность восстановления мостов через крупные водные преграды здесь во многом состояла в том, что советские военные дорожники не располагали необходимыми данными о режиме рек, их поведении зимой и весной, о местных карьерах гравия, камня, песка и других восстановительных материалов. Трудности в известной мере были связаны также с незнанием личным составом дорожных частей языка местного населения. Особенно тяжело пришлось частям при устройстве в крайне ограниченные сроки переправ через Вислу, Одер (Одра) и Дунай во время сильного весеннего паводка. Отступая, враг полностью увел или уничтожил все наплавные средства на этих и других реках. Решено было строить деревянные низководные мосты с перекрытием глубоководной части наплавными конструкциями на баржах, понтонах и плотах из бревен.

Дорожные войска сыграли большую роль в закреплении плацдармов, захваченных на Висле, и подготовке их в дорожном отношении для развертывания последующих наступательных операций. На трех плацдармах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов южнее Варшавы было построено 24 низководных моста через Вислу и 241 км дорог с деревянными и каменными покрытиями. Всего же на Висле в полосах 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов дорожными войсками было построено 32 низководных моста, 6 паромных переправ, 6 высоководных мостов и один наплавной. На Одере военные дорожники в непосредственной близости от врага построили 34 моста. Общая длина их составила 17 тыс. пог. м. Но это лишь объем работ, вошедший в сводки. Некоторые мосты возводились, уничтожались вражеской авиацией и вновь сооружались по 12 раз 371.

В дорожном обеспечении войск и тыла в Берлинской операции, проведенной тремя фронтами, приняли участие 121 дорожный батальон, 12 управлений военно-автомобильных дорог с комендатурами, 4 военно-дорожных управления и другие части дорожных войск. В ходе этой операции ими было построено и восстановлено около 80 крупных мостов, 180 км дорог с твердым покрытием, разобрано много завалов на дорогах и городских улицах 372. Эти работы обеспечили наиболее высокую за все время войны интенсивность движения войск и автотранспорта на военно-автомобильных дорогах. Так, на военно-автомобильной дороге Кюстрин (Костшин) — Берлин интенсивность движения превышала 20 тыс. автомобилей в сутки.

Серьезное внимание в этот период обращалось на охрану военно-автомобильных дорог. В тылу наступающих советских войск оставались довольно крупные группы противника, которые нередко прерывали движение на автодорожных коммуникациях и вынуждали личный состав дорожных войск вести боевые действия. Только дорожными частями 1-го Украинского фронта в 1945 г. было пленено более 15 тыс. вражеских солдат и . Для предупреждения диверсионных действий противника дорожные части выделяли значительные силы на организацию наземной охраны и обороны важных дорожных сооружений, мест расположения частей, их штабов и транспортных колонн. На всех средних и крупных мостах выставлялись посты охраны, создавались запретные зоны, на контрольно-пропускных пунктах и постах регулирования отрывались окопы полного профиля для круговой обороны, одиночные машины собирались в колонны. Для патрулирования дорог в составе дорожных войск были сформированы отдельные зенитно-пулеметные роты на автомобилях.

Находясь за рубежом нашей Родины, личный состав дорожных войск, выполняя свой интернациональный долг, оказывал всемерную помощь народам Европы, освобожденным Советской Армией, в ликвидации тяжелых последствий фашистской оккупации и восстановлении нормальных условий жизни. Сооруженные советскими военными мостостроительными частями автодорожные мосты и переправы, а также все построенные и отремонтированные автомобильные дороги по миновании в них надобности передавались местным органам власти. В Югославии дорожными частями 3-го Украинского фронта были восстановлены: большой автодорожный мост через р. Нишва у г. Ниш и мост через р. Морава у г. Парачин, а также несколько других автодорожных мостов взамен временных переправ. Во время боев за Будапешт все автодорожные мосты через Дунай в черте города были взорваны. Сразу после освобождения столицы Венгрии от немецко-фашистских захватчиков на помощь жителям пришли наши части. В первую очередь был восстановлен мост Франца Иосифа (ныне мост Свободы), затем мост имени Шандора Петефи и другие. В память о той огромной помощи, которую оказали венгерской столице в восстановлении мостов и города советские военные дорожники и автомобилисты, магистратом Будапешта была изготовлена медаль, которой награждены наиболее отличившиеся офицеры и солдаты частей 3-го Украинского фронта. Такую же помощь оказывали советские дорожные части и в других странах Центральной и Восточной Европы.

Помимо задач дорожного обеспечения дорожные войска в ходе войны выполнили большой объем работ по постройке узкоколейных железных дорог, подвесных канатных дорог и других объектов. Так, дорожные войска 4-го Украинского фронта в тяжелых условиях осенней распутицы 1944 г. построили в районах Мелитополя, Ново-Алексеевки и Перекопа сеть узкоколейных железных дорог для перевозки грузов от станций снабжения к дивизионным складам. Аналогичные работы выполняли дорожные части 1-й ударной армии Северо-Западного фронта. Нередко дорожники привлекались и к восстановлению железных дорог. Так, силами 6-го ВДУ было построено земляное полотно незаконченных участков Черноморской железной дороги в оползневых районах. На плацдарме Керченского полуострова в 1943 г. дорожные войска Отдельной Приморской армии, в условиях шторма и артиллерийского обстрела, построили подвесную канатную дорогу через Керченский пролив длиной 4,5 км. В подобных условиях канатные дороги ранее никогда не строились. Дорожными частями 3-го Украинского фронта во время весеннего паводка и ледохода была построена подвесная канатная дорога через Дунай в районе Будапешта. Большую роль в репатриации советских граждан сыграли развернутые на военно-автомобильных дорогах пункты обслуживания и специальные сборно-пересыльные пункты. Они обеспечивали сбор репатриантов, питание и перевозку их попутным транспортом. Только на военно-автомобильных дорогах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов за 1944 год и два месяца 1945-го было обслужено 223 тыс. репатриируемых советских граждан.

Самоотверженный труд военных дорожников в годы Великой Отечественной войны являлся неотъемлемой составной частью героического ратного труда всех советских воинов по разгрому врага. О масштабе работы, проделанной дорожными войсками в годы войны, можно судить по следующим данным. Общее протяжение военно-автомобильных дорог, обслуживавшихся ими, составило около 360 тыс. км. Воины-дорожники построили, восстановили, усилили и отремонтировали свыше 100 тыс. км дорог и более 1 млн. пог. м автодорожных мостов. На пунктах обслуживания, развернутых на военно-автомобильных дорогах Ставки Верховного Главнокомандования, фронтов и армий, было обеспечено питанием 32,8 млн. военнослужащих и оказана медицинская помощь более 1,1 миллиона раненых и больных. Через пункты технической помощи и пункты заправки горючим прошло 2 млн. автомобилей. А всего по военным дорогам в годы войны проследовало 127 млн. автомобилей.

Одновременно с этим дорожные войска Советской Армии по заданиям Советского правительства выполняли в больших масштабах строительство и реконструкцию автомобильных дорог и мостов в глубоком тылу. При реконструкции северо-иранских и закавказских автомобильных дорог, по которым осуществлялись поставки по ленд-лизу, было устроено 1019 км твердых покрытий усовершенствованного типа, построено и усилено 4750 пог. м автодорожных мостов. На реках Западная Двина, Березина, Днепр, Днестр были возведены высоководные деревянные мосты, которые эксплуатировались многие годы после войны.

Самоотверженная деятельность военных дорожников неоднократно отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего. Их героический труд за годы войны получил высокую оценку Коммунистической партии и Советского правительства. Более 21 тыс. солдат, сержантов, и генералов дорожных войск были награждены орденами и медалями; 25 дорожным частям присвоены почетные наименования Днепровских, Борисовских, Неманских, Виленских, Карпатских, Ковельских, Кенигсбергских и других; 55 дорожных частей награждены орденами Советского Союза. Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на Параде Победы на Красной площади в Москве.

Опыт дорожного обеспечения в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. показал его возросшую роль, позволил сделать важный вывод о необходимости заблаговременной подготовки дорожных войск и всего дорожного хозяйства страны. Эти выводы полностью сохраняют свою актуальность и в современных условиях.

* * *

Великая Отечественная война показала, что с развитием военного искусства, увеличением пространственного размаха вооруженной борьбы, численности и технической оснащенности вооруженных сил роль транспорта в войне все более возрастает. При этом задачи по своевременному осуществлению воинских перевозок могут быть успешно решены лишь при комплексном использовании всех видов транспорта, по единому плану и под единым руководством. В ходе войны потребовалось сосредоточить руководство работой военно-транспортных служб в руках начальников тыла, а для координации работы транспорта в масштабах страны создать при ГКО Транспортный комитет.

В ходе всей войны темпы восстановления железных дорог отставали от темпов наступления войск. Это, а также повышение маневренности боевых действий обусловило увеличение в оперативном и частично в стратегическом звеньях тыла роли более мобильных видов транспорта — автомобильного, воздушного и трубопроводного.

Война дала немало примеров новых, более совершенных методов организации воинских перевозок, их планирования и обеспечения. Широкое распространение получили комбинированные перевозки с использованием различных видов транспорта, временное увеличение пропускной способности железнодорожных участков для обеспечения срочного пропуска потока войск и грузов в требуемом направлении и т.д. В ряде случаев успешно применялась маскировка воинских перевозок в сочетании с организацией ложных перевозок. Многие из этих методов и приемов не потеряли своего значения и в настоящее время.

Снабжение вооружением и боеприпасами в годы Великой Отечественной войны