Первые киевские князья и их деятельность. Основные направления деятельности первых киевских князей

В 882 г. Он совершил поход в земли кривичей и захватил Смоленск, затем взял Любеч и Киев, который сделал столицей своего государства. Позже присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. Осадил столицу Византии Константинопль и наложил на империю контрибуцию . В 911 г. Олег заключил выгодный торговый договор с Византией. Таким образом, при Олеге начинает формироваться территория раннерусского государства путем насильственного присоединения славянских союзов к Киеву.

Княжение Игоря . После смерти Олега великим князем киевским стал Игорь, правивший с 912 до 945 г. Князь Игорь считается фактическим родоначальником династии Рюриковичей. Игорь подчинил своей власти восточнославянские племенные между Днестром и Дунаем. В 941 г совершил не удачный поход на Константинопль. Поход 944 г. Был успешен, Византия предложила Игорю выкуп, между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым столкнулся с печенегами. Был убит древлянами за попытку повторно собрать с них дань.

Княгиня Ольга . После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, жестоко подавила восстание древлян. Затем она предприняла объезд некоторых земель, установив фиксированы размер повинностей для древлян и новгородцев, организовав специальные административные центры для сбора дани - становнища и погосты. Так была установлена новая форма получения дани - так называемый «повоз». Ольга значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Она посетила Константинопль, где приняла христианство. Ольга правила в период малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 98 г. Ей пришлось руководить защитой Киева от нападения печенегов. Поход Ольги на новгородцев и древлян означал начало ликвидации автономии союзов славянских племен, входивших в состав русского раннефеодального государства. Это привело к слиянию военнодружинной знати племенных союзов с военнодружинной знатью киевского князя. Так произошло образование объединения древнерусской служилой рати, возглавляемой велики князем киевским. Постепенно он становится верховным собственником всех земель русского государства.

Святослав Игоревич . В 964 г. Правление Русью вступает достигший совершеннолетия Святослав Игоревич. Он почти всю жизнь провел в походах, прежде всего был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. При нем завершился столетний период далеких походов княжеской дружины, обогативших ее. Святослав резко меняет политику государства и начинает планомерное укрепление границ Руси. В 964-966 г. Святослав освободил вятичей от власти хазар и подчинил Киеву. В 60-х г. 10 в. Разгромил Хазарский каганат и взял столицу каганата город Итиль, воевал с волжско-камским болгарами. В 967 г. Используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей, Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, Святослав вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Около 971 г. В союзе с болгарами и венграми он начал воевать с Византией, но не удачно и был вынужден заключить мир с византийским императором. Погиб в бою с печенегами. Правление Святослава было временем широкого выхода древнерусского государства на международную арену, периодом значительного расширения ее территорий.


Владимир 1 Святославич . Сын Святослава Игоревича Владимир с помощью своего дядя Добыни в 969 г. Стал князем в Новгороде. После смерти отца в 977 г. Он участвовал в усобице и одержал победу над старшим братом Ярополком. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владение Киевской Руси. Он соорудил первую в истории Руси засечную черту. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию, для этого установив в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Попытка была безуспешной. Тогда Владимир обратился к иной религиозной системе- христианству проникновение которого на Русь началось еще при Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства: усиление феодальной власти, успешных завоевательных походов, развитие культуры, земледелия и ремесел.

Ярослав Мудрый . В 1019 г. Ярослав Владимирович утвердился в качестве князя Киевского. после смерти Мстислава в 105 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы . В 1036 г. Русские войска несли крупное поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились. Огромное значение имело принятие единого для всей Руси судебного кодекса-« Русской Правды». При Ярославе Мудром произошли большие реформы в церковной организации. В 1051 г. Киевский митрополит впервые был избран в Киеве собором русских епископов. Им стал митрополит Илларион. При Ярославе была зафиксирована церковная десятина - десятая часть получаемых князем дани и оброков отдавалась на нужды церкви. При Ярославе Мудром книжность впервые выходит за пределы монастырей. В городах появляются профессиональные переписчики книг.

Владимир Мономах . Владимир Всеволодович Мономах, князь киевский в 1113- 1125 г., был сыном князя Всеволда Ярославича, внуком Ярослава Мудрого. В 1078 г. Отец Владимира стал киевским князем, а сам он получил Чернигов. С 1039 г. Владимир вел войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому вынужденно уступил Чернигов, и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшимся постоянными набегам половцев. Он был вдохновителем непосредственным руководителем военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111 г. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли. После смерти в 1113 г. Киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Вехи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, и смягчил законодательным путем положение низов общества. Так возник устав Владимира Мономаха, который не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился облегчить положение должников и закупов. Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить под своей власть до трех четвертей территорий древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы.

В статье говорится кратко о великих князьях русской Руси – теме, изучаемой по истории 10 класса. Чем же они были знамениты? Какими были их деяния и роль в истории?

Призванные варяги

В 862 году северо-западные племена восточных славян решили прекратить войны между собой и пригласить независимого правителя, чтобы он справедливо правил над ними. Славянин Гостомысл из племени ильменцев возглавил поход к варягам и вернулся оттуда с Рюриком и его дружиной. Вместе с Рюриком пришли и два его брата - Сиенус и Трувор. Рюрик сел княжить в Ладоге, а через два года, согласно Ипатьевской летописи, построил Новгород. У Рюрика был сын Игорь, который должен был стать князем после его смерти. Наследственность правления стало основанием правящей династии.

Рис. 1. Карта Киевской Руси в 10 веке.

В 879 году Рюрик скончался, а Игорь был еще слишком мал. Регентом выступил Олег - то ли шурин Рюрика, то ли его воевода. Уже в 882 году он захватил Киев, куда перенес из Новгорода столицу Древней Руси. Захватив Киев, Олег установил полный контроль над торговым путем «Из варяг в греки». Олегу удалось заключить выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле, что является большим достижением для русской экономики того времени.

В 912 году Олег скончался и Игорь стал Киевским князем. В 914 году Игорь повторно завоевал древлян, установив дань больше Олеговой. В 945 году Игорь, собирая дань с древлян, посчитал, что собрал недостаточно. Вернувшись с малым отрядом для повторного сбора, он был убит в городе Искоростень за свою жадность.

И Рюрик, и Олег, и Игорь сводили свою внутриполитическую деятельность к подчинению окружающих Русь славянских племен и обложением их данью. Их деятельность была в большей степени направлена на проведение военных походов для завоевания авторитета внутри Руси и на международной арене.

Правление Ольги и Святослава

В 945 году Ольга подавила мятеж древлян и отомстила за Игоря, разрушив Искоростень. Ольга оставила внешнюю и начала заниматься внутренней политикой. Она провела первую на Руси реформу, создав систему уроков и погостов - количества дани и мест и времени ее сбора. В 955 году Ольга отправляется в Константинополь и принимает христианство.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Сожжение Искоростня.

Точно не известно, когда к власти пришел Святослав. «Повесть временных лет» говорит о его первом военном походе в 964 году. Святослав был большой поклонник войны и битв, поэтому он продолжил политику своего отца и деда и всю жизнь провел в сражениях, а Ольга от его имени продолжала управлять Русью вплоть до самой смерти. Покорив Болгарию, он перенес столицу в Переяславец-на-Дунае и планировал оттуда управлять молодым государством. Но эти земли находились в сфере интересов Византии, которые в течении года заставили Святослава вернуться на Русь.

Рис. 3. Святослав и Иоанн Цимисхий.

Святослав ненадолго пережил мать. Он погиб недалеко от Днепровских порогов от ятагана печенегов, устроивших ему засаду, когда он возвращался из Болгарии в Киев в 972 году.

Внешняя политика Руси в 9-10 веках

Основным направлением походов первых русских князей оставалась Византия, хотя периодически военные походы осуществлялись и в другие страны. Для освещения этого вопроса составим таблицу Первые русские князья и их деятельность во внешней политике.

Князь

Поход

Год

Итог

Захват Киева и перенос туда столицы

На Константинополь

Заключен выгодный Руси торговый договор

На Константинополь

Флот русов сожжен греческим огнем

На Константинополь

Заключен новый военно-торговый договор

На Бердаа

Награблена и привезена на Русь богатая добыча

Святослав

На Хазарию

Уничтожение Хазарского Каганата

В Болгарию

Завоевал Болгарию и сел там княжить

Война с Византией

Святослав оставил Болгарию и отправился в Киев

Следует отметить, что первые русские князья также занимались обороной южных границ от постоянных набегов кочевых племен хазар и печенегов.

Что мы узнали?

В целом, внешняя политика первых русских князей доминировала над внутренней. Это было обусловлено желанием объединить под одной властью все восточнославянские племена и оградить их от внешней военной агрессии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1257.

Устройство Древнерусского государства чрезвычайно трудно определить с точки зрения современных политологических понятий. С одной стороны в то время господствовало обычное право, сохранявшее много первобытных обычаев. В частности продолжали функционировать народные собрания (веча), на которых обсуждались наиболее важные вопросы жизнедеятельности сначала племенных союзов, а затем нарождающихся земель, группирующихся вокруг городов. Здесь на лицо объединение не на этнической, а территориальной основе, скрепляющей отдельные города географической и экономической близостью интересов. С другой стороны, вместе с пришлыми варяжскими князьями стало распространяться новое право. Оно заключалось в праве каждого князя Рюриковича на участие в управлении, суде, военном предводительстве, распределении налогов, законотворчестве.

Внутри княжеского рода отношения между князьями строились по принципу старшинства, сначала родового, затем фиктивного, в зависимости от силы, успеха, авторитета того или иного князя, а также от междукняжеских договоров. Так во главе князей Рюриковичей, а стало быть, государства находился Великий князь Киевский, власть которого передавалась по принципу родового старейшинства («лествичным» порядком наследования). Он означал переход власти не к старшему сыну, а от брата к брату, т.е. к старшему в роде. Однако были и другие способы престолонаследия, князь мог быть избран на вече, захватить престол силой или сесть на него по договору с другими князьями.

Первоначально управление страной киевский князь осуществлял во время полюдья – объезда с дружиной подвластных земель для сбора дани и суда. Затем для управления отдельными княжествами киевский князь стал отправлять в качестве наместников своих сыновей, братьев, дружинников.

Великий князь Киевский опирался на дружину. Она делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины («мужи»), они являлись советниками князя и именовались «боярами». Младшую дружину составляли рядовые войны, которых называли «гриди», «мечники», «детские», «отроки». Они осуществляли сбор дани, участвовали в военных походах.

Правление киевских князей вкратце можно охарактеризовать следующим образом. Олег включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. При нем в 907 г. и 911 г. были совершены два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По договору русские купцы имели право беспошлинно торговать и месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия.

После Олега в Киеве княжил сын Рюрика Игорь (912-945). Он отразил нашествие печенегов и совершил два неудачных похода на Константинополь (941 и 944 гг.). В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. В 945 г. он был убит древлянами за то, что попытался повторно собрать с них дань. Само взимание дани еще не было упорядочено.

Жена Игоря Ольга (945-957) жестоко отомстила за смерть мужа. Столица древлян Искоростень была сожжена. Тем не менее, Ольга была вынуждена упорядочить сбор дани. Она установила «уроки » – размеры дани и «погосты » – места сбора дани. Таким образом, было положено начало формирования налоговой системы. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство. Причем крещение состоялось в Константинополе (957 г.).

Сын Ольги и Игоря Святослав (957-972) прославился полководческой деятельностью. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Булгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат. Воевал с Византией за господство на Дунае. Возвращаясь после поражения в Дунайской Болгарии, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав был убит.

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (980-1015), прозванный народом Красное Солнышко. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось традиционным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства (см. далее).

Расцвет древнерусского государства связан с именем Ярослава Мудрого (1019-1054). Когда в 1015 г. Владимир умер, на киевском престоле оказался его сын Святополк (1015-1019), но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса и Глеба. Святополк приказал их убить. Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. Святополк получил прозвище Окаянный. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшей точки развития. Он покровительствовал образованию, живописи, строительству. При нем появились первые государственные школы. Появился первый свод законов – «Русская правда» . При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский. Династические браки сыновей и дочерей Ярослава с многими европейскими династиями правителей подняли международный авторитет Руси.

Таким образом, в политике киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией. В результате деятельности киевских князей было укреплено государство, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.

Княжеский род традиционно считается по прямой мужской линии, поэтому для первых русских князей генеалогическое древо будет выглядеть так:

Деятельность первых русских князей: внутренняя и внешняя политика.

Рюрик.

Первый из русских князей, положивший начало династии. Пришел на Русь по призыву новгородских старейшин вместе с братьями, Трувором и Синеусом, а после их гибели правил всеми землями вокруг Новгорода. К сожалению, о свершениях Рюрика почти ничего не известно - летописей того времени не сохранилось.

Олег.

После смерти Рюрика в 879 году княжение перешло к одному из его военачальников - Олегу, поскольку сын Рюрика был еще слишком мал. Князь Олег внес большой вклад в создание русского государства: при нем в 882 году был присоединен Киев, затем Смоленск, открыт путь «из варяг в греки», присоединены древлянские и некоторые другие племена.

Занимался Олег и развитием экономических отношений - его поход на Царьград, или Константинополь, закончился подписание мирного торгового договора. За мудрость и проницательность князя Олега прозвали «вещим».

Игорь.

Сын Рюрика, вступивший в княжение в 912 году после смерти Олега. Наиболее известна история его гибели - попытавшись собрать дань с древлян во второй раз, Игорь поплатился за жадность и был убит. Однако к годам правления этого князя относятся также новые походы на Византию - в 941 и 944 годах - еще один мирный договор с этой державой, присоединение племен угличей, успешная оборона границ от печенежских набегов.

Ольга.

Вдова князя Игоря стала первой женщиной-княгиней на Руси. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, она тем не менее установила четкий размер дани и места для ее сбора. Первой попыталась привести христианство на Русь, однако Святослав и его дружина воспротивились новой вере. Христианство было принято только при князе Владимире - внуке Ольги.

Святослав.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав, вошел в историю, как правитель-воин, правитель-солдат. Все его правление состояло из непрерывных военных походов - на вятичей, на хазар, на Византию, на печенегов. Военная мощь Руси при нем окрепла, и тогда Византия, объединившись с печенегами, атаковала войско князя на Днепре, когда Святослав возвращался домой из очередного похода. Князь был убит, а из его черепа предводитель печенегов сделал чашу.

Итоги правления первых князей.

Всех первых правителей Руси объединяет одно - так или иначе они занимались расширением и укреплением молодого государства. Менялись границы, заключались экономические союзы, князья старались навести порядок внутри страны, устанавливая первые законы.

Российского носит на себе печать полу легендарности. Причина здесь видится не столько в его деяниях, сколько в крайней скудности письменных источников о нем.

До наших дней сохранились только две летописи, рассказывающие скупыми строками о деятельности Олега, - «Повесть временных лет» и Новгородская летопись младшего извода, поскольку начало летописи старшего извода не уцелело. Есть еще документы, происходящие из Византии, мусульманских стран, Хазарии. Но и в последних источниках сведения малы и отрывочны.

В 879 году на Новгородской Руси произошло знаменательное для истории событие. В Новгороде умирал правивший здесь варяжский князь Рюрик. Согласно «Повести временных лет», он передал правление своему родственнику Олегу за малолетством сына Игоря. По некоторым летописным сведениям, Олег приходился Рюрику племянником, а наследнику-сыну было всего два года.

Н. М. Карамзин скажет по этому поводу в своей «Истории государства Российского», в первом из ее двенадцати томов: «Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважности, победами, благоразумием, любовию подданных». Такой лестный отзыв о первом правителе навеян летописными «похвальными» словами «Повесть Временных лет».

Три года по летописям ничего не было слышно в Киеве про нового новгородского правителя. Как показали дальнейшие события, князь Олег, скорее всего, потратил это время на деятельную подготовку военного похода с целью захвата города Киева и взятие под контроль всей сухопутной части торгового пути «из варяг в греки». Готовилось большое по тому времени военно-политическое предприятие.

В 882 году князь Олег, собрав большую рать из варягов, новгородцев, кривичей, чуди от Изборска, веси от Белоозера и мери от Ростова, пошел походом по Днепру на Киев. Войско плыло на ладьях, конных воинов в северных землях было немного. Славянские однодеревки с нашитыми бортами можно было быстро разобрать и вновь собрать. Такие суда легко перетаскивались по суше из одной реки в другую.

Основу княжеской составляли викинги-варяги, выходцы из Скандинавии. Дружинники были в кольчугах или железных чешуйчатых рубашках, в железных же шлемах, с секирами, мечами, копьями и дротиками (короткими метательными копьями). Дружина состояла из профессиональных воинов, которые жили за счет своей доли в собираемой дани и военной добычи.

Отличительной чертой русских воинов в древности был красный-червленый-цвет щитов. Большие размерами, деревянные, окованные железом, они выкрашивались в красный цвет. В бою дружинники могли выстроиться плотными рядами, прикрывшись от врага высокими щитами, которые хорошо укрывали воинов от стрел и дротиков.

Простые же ратные люди, ополченцы славянских - «вой» - одевались и вооружались гораздо проще. На брань они в своей массе шли в одних портах, кольчуг почти не имели. Вооружены они были копьями, топорами, луками и стрелами, мечами и ножами. Конных среди «воев» почти не имелось.

Свое войско князь Олег, с которым находился и маленький Игорь, вел по знаменитому не в одном веке пути «из варяг в греки». По нему скандинавские викинги, которые одновременно были и весьма предприимчивыми купцами, «хаживали» в южные европейские моря через Варяжское (Балтийское) море, Финский залив, вверх по Неве, по Ладожскому озеру, вверх по Волхову, по озеру Ильмень, вверх по Ловати, затем по волоку и по Днепру. Дальше варяги плыли по Понт-морю (Черному) в Царьград-Константинополь.

А оттуда они попадали в Средиземноморье.

По пути на Киев князь Олег занял город Смоленск, стольный град племени славян-кривичей. Дальше Олегово войско вступило в земли славянского племени северян и заняло укрепленный город Любеч. И там Олег оставил своего посадника - «мужа». Таким образом, он завладел днепровским путем до самого Киева.

Для того чтобы завладеть Киевом, которым правили варяги Аскольд и Дир, его соплеменники, князь Олег действовал вероломно. Или, говоря иначе, проявил военную хитрость, которой всегда отличались скандинавские викинги.

Подойдя к Киеву, Олег укрыл почти всех воинов в засадах и ладьях за высокими бортами. Он послал к киевлянам вестника сказать, что варяжские купцы вместе с маленьким новгородским князем держат путь в Грецию и желают повидаться со своими земляками-варягами. Варяжские предводители Аскольд и Дир, заподозрив обмана, вышли на берег Днепра без личной охраны, хотя и имели немалую варяжскую дружину, с помощью которой управляли киевскими землями.

Когда Аскольд и Дир вышли на речной берег к приставшим ладьям, из них и засад выскочили Олеговы дружинники и окружили их. Олег сказал киевским правителям: «Вы владеете Киевом, но вы не князья и не княжеского рода; я есть княжеский род, а это сын Рюрика». С этими словами Олег поднял из ладьи маленького княжича Игоря. Эти слова прозвучали смертным приговором Аскольду и Диру. Под ударами мечей они пали мертвыми к ногам варяга Олега. Он, избавившись, таким образом, от киевских правителей, уже без всякого труда завладел городом. Ни киевская варяжская дружина, ни горожане сопротивления не оказали. Они признали новых правителей.

Тела Аскольда и Дира были похоронены на горе близ города. Впоследствии на могиле Аскольда была поставлена церковь Святого Николы. Близ могилы Дира-храм Святой Ирины. Аскольдова могила сохранилась до сих пор.

Князя Олега, как и остальных первых русских князей, не особо интересовала внутренняя политика. Олег стремился всеми правдами и не правдами расширить земельные владения молодого русского государства. Князь Олег совершил удачный поход на Константинополь, наведя ужас на греков и не пролив ни капли русской крови, Олег получил богатые дары и выгодные торговые условия для русских купцов. За сей князя Олега стали именовать Вещим.

Олег совершил два похода на Византию - в 907 и 911 гг. Когда в 911 году греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить ладьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора известно, что в походе участвовало 2000 ладей, «а в корабле по 40 мужь «Повесть Временных лет».

Оба похода закончились для русских удачно, были заключены договоры. Договор 907 и 911 устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и , создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.

Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И еще допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

Таким образом, в результате деятельности князя Олега образовалось Киевская Русь, сложилась единая территория, было объединено большинство восточнославянских племен.

Деятельность Игоря (912 - 945)

Большинство современных историков лишь констатируют действия Игоря Рюриковича, но не дают им объяснения. «После Олега стал княжить Игорь. И снова, как от времен Олега, имеем его трактат с Византией и разные иностранные известия о последних годах его княжения - о неудачном походе на Цареград и счастливой экспедиции в каспийские земли. Очевидно, это стало обычаем: первые годы княжения проходили в укреплении положения нового князя и государственной системы, усмирении непокорных князей и наместников, непокорных волостей и племен, а затем, усмирив их и имея в распоряжении значительные военные силы, киевские князья отправлялись походом на далекие богатые страны, ища в них добычи и славы».

Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всех киевских князей: вступил на престол-утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними-уличи.

Несколько лет ему и его дружине пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега-дальние полуторговые-полупиратские экспедиции. В 40-е гг. осложнились отношения с Византией. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941 г. утратил силу, и Игорь организовал новые военные экспедиции против могущественного южного соседа. В 941 г. Игорь попытался повторить поход Олега и направил свои ладьи на Константинополь. Они были встречены византийским флотом, на вооружении которого был «греческий огонь» - горючая смесь, которая сожгла русские ладьи. Потерпев неудачу, Игорь принужден был отказаться от похода на столицу. Неудачей закончились военные действия в Малой Азии. Уцелевшим судам пришлось возвратиться ни с чем.

Более благоприятно закончился поход 944 г., который привел к заключению взаимовыгодного мира. Стороны вступили в военный союз, направленный, в частности, против хазар. Это, конечно, отвечало интересам Древнерусского государства. Правда, искусные в дипломатии греки едва ли собирались всерьез помогать киевским князьям в борьбе с хазарами - они более пеклись о взаимном ослаблении своих противников. С другой стороны, русский князь должен был направлять военные отряды в Византию, которой приходилось вести тяжелую борьбу с другими противниками империи.

Примечательно, что при заключении договора русские и византийцы клялись, что не нарушат его. Игорь и его окружение, как язычники, присягали на оружии перед изображением Перуна. Но часть русских послов направилась в церковь святой Софии. Они уже были христианами.

Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец, добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всей своей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать все сначала: взбунтовались древляне.

Восстание древлян в 945 году, во время которого князь Игорь погиб, - это первое народное возмущение, описанное в летописи. Причиной восстания было, по-видимому, недовольство властью киевского князя, стремление родоплеменной знати, освободиться от обременительной опеки Киева. Поводом же послужила жадность Игоря, который, собрав дань в землях древлян и отправив обозы в Киев, вернулся с «малой дружиной» для вторичного сбора дани (полюдья) Карамзин Н.М. История государства Российского. При Игоре дань, взимаемая с подвластных племен стала приобретать все большее значение. Она шла на содержание киевского князя и его окружения - бояр и дружинников, обменивалась на товары в соседних странах. Дань выступала как главный способ содержания правящего слоя Древнерусского государства. Собиралась она архаично, что, в свою очередь, отражало архаичный характер самого государства.

Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, и перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Со смертью Игоря закончился первый этап в развитии государственности на Руси. Игорь не допустил распада государства, хотя далеко не все его военные предприятия оканчивались удачей. Ему удалось отразить набеги и наладить на время отношения с кочевниками-печенегами, обитавшими в южнорусских степях. При нем продолжалось расширение границ на юг, к Черному морю, в результате чего русские поселения появились на Таманском полуострове. Удалось Игорю подчинить себе уличан, до того успешно сопротивлявшихся правителям Киева.

Княгиня Ольга (912 - 957)

Княгиня Ольга - одна из немногочисленных правителей женщин в истории России. Её роль в укрепление мощи древнерусского государства недооценить невозможно. Княгиня Ольга - это образ русской героини, мудрой, умной и в тоже время хитрой женщины, которая как настоящая воительница смогла отомстить за смерть своего мужа Игоря Старого.

Об Ольге, как и о других правителей древнерусского государства, немного фактов, в истории её личности есть спорные моменты, на счет которых историки дискутируют, и по сей день. Много споров о её происхождении, одни считают, что Ольга была крестьянкой из Пскова, другие считают княгиню родом из знатного новгородского рода, а третьи вообще считают, что она из варягов.

Ольга была достойной женой киевского князя, имел в своем владении Вышгород, что под Киевом, села Будутино, Ольжичи и другие русские земли. Пока Игорь Старый был в походах, Ольга занималась внутренней политикой русского государства. У Ольги была даже своя дружина, и свой посол, который был третьим в списке лиц, участвовавших в переговорах с Византией, после удачного похода Игоря.

В 945 году от рук древлян погибает муж Ольги Игорь Старый. Их сын Святослав был еще мал, и поэтому вся тяжесть управления ложится на плечи княгини. Первым делом Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Месть - эта почти мифическая, но рассказ о ней по истине впечатляет. Именно это время ярче всего проявилась мудрость княгини Ольги, и её хитрость.

Древляне хотели, что бы Ольга вышла замуж, за их князя Мала. Древляне прислали свое посольство в ладье. Они говорили: «Ни едем на конях, ни пешие не идем, но понесите нас в ладье». Ольга согласилась. Она приказала выкопать большую яму и послать людей за древлянами. Понесли Киевляне их в ладье, и скину в большую яму, и заживо закопали. Потом княгиня Ольга отправила древлянам гонца с послание - «Если и вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевсеи люди». Древляне, услышав это, отправили к Ольге лучших мужей. Княгиня приказала растопить им баню, и пока те мылись, им заперли двери и подожгли баню. После этого Ольга опять отправляет гонца к древлянам - «Вот уже иду к Вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну». Ольга взяла с собой небольшую дружину и двинулась на легке в древлянские земли. Оплакав мужа на его могиле, Ольга приказала насыпать великую могилу и начать тризну. Затем начался пир. Древляне подвыпили. Ольга отошла в сторону и велела рубить древлян, и полегло их пять тысяч. Ольга вернулась в Киев и стала готовиться к взятию древлянской столицы - Искоростень. Долго длилась осада Искоростени. Тут Ольга опять проявила хитрость. Поняв, что город еще долго может обороняться, Ольга отправила послов в город, и те заключили мир, обязали древлян заплатить дань в размере… трех голубей и воробье со двора. Древляне обрадовались, собрали дань и выдали Ольге. Княгиня обещала уйти уже на следующий день. Когда стемнело, княгиня Ольга приказала своим дружинникам привязать к каждому голубю и воробью трут (тлеющий материал) и отпустить птиц. Птицы полетели в свои гнезда, которые находились в сараях, и на сеновалах. Город Искоростень запылал. Люди побежали из города. Дружина хватала защитников и простых мирных. Людей обращали в рабство, убивали, а кого-то оставили в живых, и заставили платить большую дань. Вот так изящно и коварно отомстила Ольга за смерть своего мужа Игоря Старого. «Повесть Временных лет».

Ольга впервые в истории Русского государства прибегла к мероприятий, предусматривающие ликвидацию местных княжеств: она отменила правления Древлянской князя Мала, подчинив Деревскую землю непосредственно Киевую.

Как свидетельствует летопись, Ольга, обуздав древлян, принялась организовывать сбор дани - чтобы предотвратить в будущем вспышки недовольства, подобным тем, в результате которых и погиб ее муж.

Княжий властями было предусмотрено различные размеры и виды дани: в летописи они названы уставами, уроками, оброками.

Вблизи больших городов Ольга заложило погосты - административно-хозяйственные ячейки, где представители княжеской власти регулярно собирали установленную дань, чинили суд и т.д. Поэтому Ольга, согласно этому толкованию, заменила сезонное полюдье регулярным сбором дани в погостах. Именно этим она укрепила княжескую власть.

Важнейшим внешнеполитическим партнером Русского государства во времена Ольги оставалась Византия.

Более-менее устоявшейся датой относительно путешествия Ольги в Константинополь есть 957 г., хотя летописец называет другую. Установили ее на основании показаний византийского императора, участника события, Константина Багрянородного, который оставил воспоминания о двух императорские пира русской княгини, указывая не только дать каждой, но и дни недели, на которые те выпали.

Посольство княгини состояло из 100 самых уважаемых лиц, среди которых - Ольгин племянник, русские княгини и боярыни, священник, послы и переводчики, купцы. Вместе с прислугой, воинами и моряками свита Ольги составил почти полторы тысячи человек.

Цель поездки княгини Ольги в Константинополь истолковывается неоднозначно. Летописец и житийная литература причины визита видели в стремлении Ольги креститься.

В летописи рассказывалось, что, прибыв в Константинополь, княгиня стала христианкой и что ее крестным отцом был сам император. Правда, Константин Багрянородный о крещении Ольги в своих воспоминаниях не упомянул ни слова.

Так что, отправляясь в Царьград, княгиня Ольга стремилась восстановить мирную межгосударственное соглашение между Русью и Византией - ведь по обычаям тех времен соглашение действовало, пока живы были властители, что ее заключили. Смерть князя Игоря и побудила Ольгу отправиться в Константинополь по новому тексту договора. Правда, заключены новые условия не были. И отношения Руси и Византии, естественно, стали прохладными.

Некоторое послабление отношений с Византией заставило Ольгу искать другого сильного союзника.

В западноевропейских источниках сохранилось свидетельство о посольстве княгини Ольги, посланное года 959 к германскому императору Оттона I .

Русские послы были уполномочены просить германского обладателя отправить в Киев высших священников для распространения христианства, а также ходатайствовать об установлении отношений «мира и дружбы».

Оттон удовлетворил просьбу княгини и в 961 г. послал в Киев нескольких священников во главе с епископом Адальбертом, однако развернуть деятельность в русских землях они не смогли конце жизни Ольги княжеская власть ослабла. Свидетельством этого стало полное изменение государственной политики в княжении ее сына Святослава в 964 г.

Анализируя деятельность княгини Ольги, историческая наука признает, что Ольга - это первой государственный деятель, который стремился укрепить Древнерусское государство не только на международной арене, но и укрепить княжескую администрацию внутри государства.

Внутренняя и внешняя политика Святослава (962 - 972)

Наибольшая военная активность в первый период существования Древнерусского государства приходится на правление великого князя Святослава, который был прозван князем - воителем. В изображении современников Святослав предстает не столько правителем крупной державы, сколько предводителем дружины, конунгом.

В начале боевой деятельности Святослава стоит разгром хазар, которые были основными торговыми конкурентами Киева. Святослав нанес решительное поражение хазарам - взял крепость Белую Вежу (Саркел) на реке Дон, победил ясов и касогов (что привело к захвату Тмутаракани). Ближайшим последствием этого был набег, в результате которого были захвачены в 969 г. Булгар, Итиль и Семендер, чем Хазарскому каганату был нанесен смертельный удар. Разгром Хазарии имел и свои отрицательные стороны. В причерноморские степи начинают беспрепятственно вторгаться различные кочевые народы. В 986 г. печенеги впервые напали на Киев, превратившись со временем в серьезную угрозу Руси.

С князем Святославом связано самое крупное военное столкновение с Византией. В середине X в. империя испытывала серьезные внешне и внутриполитические потрясения. Нарушение кочевниками торговых путей, давление арабов, мятежи полководцев делали для правителей империи необходимым привлечение сторонней боевой силы (руссов, печенегов).

В 70-е годы серьезной проблемой для Византии стала Болгария. Император решил использовать против болгар воинов киевского князя. Византийский хронист Лев Диакон сообщает о посылке к Святославу херсонесца Калокира с 1500 фунтами золота, чтобы склонить его к походу на Болгарию. Святослав соблазнился идеей сосредоточить в своих руках всю придунайскую торговлю. Вторгнувшись в 968 г. с большим войском (60 000) в Болгарию, Святослав начал войну. В большой битве под Доростолом (Силистрия) Святослав разбил болгар и захватил восточную часть Болгарии. Ставка была расположена в Переяславце. Неожиданная смерть болгарского царя Петра Симеоновича открыла широкие перспективы перед киевским князем. Святослав закрепился в Болгарии, что вызвало разрыв отношений с греками. Император Никифор Фока с помощью золота побудил печенегов напасть на Киев, надеясь таким способом увести руссов из Болгарии. Однако Святослав, отогнав печенегов от стольного города и заключив с ними мир, возвратился на Дунай.

За время его отсутствия меняется ситуация в империи. В 969 г. Иоанн Цимисхий, убив Никифора Фоку, занял византийский престол. Святослав поспешил укрепить свои позиции на Балканах и стал опустошать с помощью угров и печенегов Фракию. Византия не могла сразу в полной мере использовать против Святослава войска, так как они были заняты подавлением мятежа племянника свергнутого императора Варды Фоки. Только захватив Фоку, Цимисхий в начале 971 г. смог сам повести дела в Болгарии. Император обрушился на врага, использовав оплошность Святослава, оставившего незанятыми балканские перевалы. Цимисхий взял Преслав и болгары при первых успехах перешли на его сторону. После трехмесячной осады Доростола, где заперся Святослав с дружиной, был заключен мирный договор, по которому руссы уходили домой с оружием (получив провиант на дорогу).

Византийский хронист сообщает о возобновлении прежних торговых договоров. По договору Святослав обязался не нападать на Византию и не насылать печенегов на их владения. На обратном пути Святослав с небольшой дружиной подвергся нападению отряда печенежского князя Кури и был убит.

Многие историки считают, что Святослава нельзя назвать дальновидным политическим деятелем. Эта точка зрения основана на том, что Святослав, уходя в многочисленные походы, часто оставлял Киев без защиты. Кроме этого, историки считают, что став формально великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 отца, великого князя Игоря, Святослав самостоятельно правил примерно с 960 года.

При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать-княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах.

Но с данной точкой зрения нельзя согласится полностью.

Во - первых, потому, что Святослав, разгромив Хазарский каганат, уничтожил угрозу нападения хазар, постоянно нападавших на Киевскую Русь.

Во - вторых, Святослав, своими военными походами подчинил непокорное племя вятичей - последний восточнославянский племенной союз, непокоренный киевским князьям.

В- третьих, уходя в военные походы, Святослав рассаживал своих сыновей в городах и землях, чтобы они управляли ими в его отсутствие, чтобы не было никаких распрей.

Владимир Святой (980 - 1015)

По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Киевский князь Ярополк убил брата своего, древлянского князя Олега. Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнеда, которой руки просил Владимир, отказала ему такими словами: "не хочу разуть (разуть жениха - свадебный обряд; разуть - вместо выйти замуж) сына рабы", попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслед за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка. Летописец наш изображает вообще Владимира жестоким, кровожадным и женолюбивым; но мы не можем доверить такому изображению, так как по всему видно, что летописец с намерением хочет наложить на Владимира-язычника как можно более черных красок, чтобы тем ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представить того же князя в самом светлом виде после принятия христианства.

С большею достоверностью можно принять вообще известие о том, что Владимир, будучи еще язычником, был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений, так и об укреплении своей власти над ними. Таким образом он повелевал новгородскою землею - берегами рек: Волхова, Невы, Меты, Луги, - землею белозерскою, землею ростовскою, землею смоленскою в верховьях Днепра и Волги, землею полоцкою на Двине, землею северскою по Десне и Семи, землею полян или киевскою, землею древлянскою (восточною частью Волыни) и вероятно, также западною Волынью. Радимичи, жившие на Сожи и вятичи, жители берегов Оки и ее притоков, хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдаленных ятвягов, полудикий народ, живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно, однако, думать, чтобы это обладание имело характер государственный: оно ограничивалось собиранием дани, где можно было собирать ее, и такое собирание имело вид грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью чужеземцев-скандинавов, называемых у нас варягами, и роздал им города, откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

Но, несмотря на то, что князь Владимир, укрепился на киевском престоле в результате братоубийственной войны, несмотря на то, что он практически был убийцей своего брата Ярополка, в Русской Православной церкви он назван Святым, как и его бабка, Ольга, и возведен к лику святых.

Придя к власти, все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия.

Владимир начал также чеканку монеты-золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.

По монетам известен и княжеский знак Владимира-знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями-Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, - а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Но основное событие, которое произошло в результате деятельности Владимира Святославовича - это крещение Руси в 988 году.

Необходимость крещения Руси объяснялась рядом исторических причин. Интересы развивающегося государства диктовали отказ от многобожия с его племенными богами и введение монотеистической религии. Требовались единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Весь европейский мир уже перешел к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной. с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение к человеку, укрепляло семью как ячейку общества. Приобщение к христианству способствовало развитию культуры, письменности, духовной жизни. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не давало объяснения появлению на Руси новых общественных отношений и неравенства людей, деления на богатых и бедных, на верхушку и низы общества. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога, примиряло людей с действительностью. Главным в нем было требование совершенствования души и свершения добра. Тем самым христианство обещало вечное спасение и блаженство в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то ощущал себя духовно выше любого богача, нажившего добро неправедным путем. Христианство допускало отпущение грехов, очищение души кающегося.

Владимир принял христианство по византийскому православному образцу по двум объективным предпосылкам :

Во - первых, его бабка Ольга в 957 году приняла личное крещение во время так называемого великого посольства в Византию. Тем самым она познакомила княжескую администрацию с этой религией. Кроме того, многие дружинники, сопровождавшие княгиню, приняли вслед за ней крещение. Этот шаг Ольги открыл границы для миссионеров, которые начали свою проповедническую деятельность на территории Киевской Руси.

Во - вторых, все международные связи первых русских князей, начиная с Олега, сквладывались именно с Византией - походы на Царьград князя Олега в 907 и 911 годах, Походы Игоря в 941 и 944 года, русско - византийская война Святослава 971-972 гг.

Именно эти события в дальнейшем предопределили выбор князя Владимира.