Крупнейшая подлодка второй мировой войны обнаружена у гавайских берегов. Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония) Подлодки японии во второй мировой войне

Американские военные корабли, потопленные японскими подводными лодками

Краткие сведения о результатах боевых действий подводных лодок японского флота против морских сообщений

По американским данным, за время Второй Мировой войны подводные лодки японского флота потопили 147 торговых судов союзных и нейтральных стран водоизмещением свыше 500 т и общим тоннажем 776000 бр. per. т

Французские источники приводят сведения, согласно которым японские подводные лодки потопили за время войны 170 союзных и нейтральных судов, из них в северной и нейтральной частях Тихого океана - 18, в юго-западной части Тихого океана - 33 и в Индийском океане - 119 судов

По японским данным, результаты боевых действий японских подводных лодок против морских сообщений в 1942–1943 годах выражались следующими цифрами.

Список иллюстраций

Капитан-лейтенант Мотицура Хасимото

Подводная лодка I-58 в Сасэбо

Торпедный отсек подводной лодки I-58

Японские подводные лодки в Куре: 9 лодок типа I и 2 лодки типа На

I-401 вернулась в Японию после капитуляции

I-14, подходящая к борту 1-400

I-58, переоборудованная для транспортировки кайтэн

Одна из транспортных лодок типа На

Транспортная лодка I-352 в доке во время разборки на металл

Две лодки типа На-201 в Куре

Армейская транспортная лодка «Мару-ю» № 1013

Катапульта подводной лодки

Подводная лодка I-53

Подводная лодка I-57

Подводная лодка I-19

Подводная лодка I-5

Подводная лодка I-121

Подводная лодка I-1

I-53 и I-36 в Сасэбо

Японские подводные лодки в Йокосуке

Подводные лодки Ro-58 и I-369 в Йокосуке

Подводные лодки I-400, I-401, I-14

Подводная лодка I-14 после капитуляции

Подводные лодки типа На

Подводная лодка I-52

Подводная лодка I-61

Подводная лодка I-176

Спуск подводной лодки на воду

Подводная лодка I-55 в доке

Недостроенная сверхмалая лодка «Корю» на верфи в Куре

Подводная лодка I-370 с человеко-торпедами на палубе

Подводная лодка типа STO (I-400). Водоизмещение: 5223 t/6560 t. Размеры: 122 х 12 х 7,02 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 7700 shp/2400 shp = 18,7/6,5 узл… 30000 миль @ 16 узл./ 60 миль @ 3 узл… Вооружение: 8 ТА 533 мм (нос, 20 торпед), 1 - 140/50 мм, 10–25 мм (3 х 3 + 1 х 1), 3 гидросамолета. Экипаж: 144 человека.

Подводная лодка типа А1 (I-9). Водоизмещение: 2919 t/4149 t. Размеры: 113,7 х 9,55 х 5,36 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 2400 shp/ 1100 shp = 23,5/8 узл… 16000 миль @ 16 узл./60 миль @ 3 узл… Вооружение: 6 ТА 533 мм (нос, 18 торпед), 1 - 140/40 мм, 2 - 25 мм зен., 1 гидросамолет. Экипаж: 114 человек.

Подводная лодка типа KD3a (I-153). Водоизмещение: 1800 t/2300 t. Размеры: 100,58 х 7,98 х 4,83 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 6800 shp/ 1800 shp = 20/8 узл… 10000 миль @ 10 узл./90 миль @ 3 узл… Вооружение: 8 ТА 533 мм (6 нос, 2 корма, 16 торпед), 1 - 120/45 мм. Экипаж: 64 человека.

Подводная лодка типа KS (Ro-100). Водоизмещение: 601 t/782 t. Размеры: 60,9 х 6,0 х 3,51 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 1100 shp/ 760 shp = 14,2/8 узл… 3500 миль @ 12 узл./60 миль @ 3 узл… Вооружение: 4 ТА 533 мм (нос, 8 торпед), 2 - 25 мм зен… Экипаж: 38 человек.

Подводная лодка типа Dl (1-361). Водоизмещение: 17791/2215 t. Размеры: 73,5 x 8,9 x 4,76 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 1850 shp/ 1200 shp = 13/6,5 узл… 15000 миль @ 10 узл./120 миль @ 3 узл… Вооружение: 1 - 140/40 мм, 2 - 25 мм, 2 десантные баржи (после модернизации сняты). Экипаж: 60 человек.

Подводная лодка типа Maru-yu (Yu-1). Водоизмещение: 273 t/3701. Размеры: 40,9 x 3,9 x 2,95 м. Машины: 1-вальный дизель + электромоторы 400 shp/ 75 shp = 10/5 узл… 1500 миль @ 8 узл… Вооружение: 1-37 мм. Экипаж: 13 человек. Транспортные лодки, спроектированы армией для снабжения изолированных островных гарнизонов.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге


Зарядка батарей, подкачка воздуха.

По американским данным, американский тральщик «Кондор», производивший обычное контрольное траление входа в Пирл-Харбор, донес об обнаружении перископа подводной лодки. Самолет типа «Каталина» также обнаружил сверхмалую подводную лодку, следовавшую за американским кораблем «Антарес», вероятно, надеясь пройти вслед за ним в гавань. Эскадренный миноносец «Уорд» потопил эту лодку артиллерийским огнем и глубинными бомбами. Сверхмалая лодка, которая проникла в гавань через открытый проход в противолодочном сетевом заграждении, была потоплена в гавани эскадренным миноносцем «Монагэн».

Дуглас SBD-6. - Прим. ред.

По американским данным, «1-170» была потоплена приблизительно в 200 милях северо-восточнее о. Оаху.

Одно торпедное попадание получил английский линейный корабль «Рэмиллис». Он вернулся в Дурбан с затопленным отсеком. Другая подводная лодка потопила большой танкер. (Сноска автора английского перевода. - Прим. ред. )

Американские источники сообщали, что из четырех спущенных лодок одна запуталась в противолодочных сетях при входе в гавань. 3 лодки прорвались в гавань. Одна из них выпустила торпеду, которая прошла мимо американских кораблей «Чикаго» и «Перкинс». Полагают, что «Чикаго» потопил одну из лодок перед тем, как он и «Перкинс» вышли из гавани в открытое море. Австралийский крейсер «Канберра» стоял у причала и поврежден не был. Еще одна лодка была потоплена кораблями охранения, а последняя, четвертая, погибла от взрыва собственной торпеды, произошедшего во время выстрела.

Эти данные не подтверждены союзниками.

По англо-американским данным, подводная лодка «1-52» была фактически потоплена самолетом с американского авианосца «Боуг» в узкой части Атлантического океана, в районе 15°16 с. ш. и 39°55 з. д.

Подводная лодка «1-164» в выполнении данного задания участие не принимала. Она была потоплена 17 мая у о. Кюсю.

Это был авианосец «Саратога». Выпустив 6 торпед, подводная лодка «1-26» всплыла до перископной глубины, оказавшись в 9 м от эскадренного миноносца «Макдонаф». Срочное погружение спасло лодку, несмотря на то, что, погружаясь, она попала под таран. В конце года «1-26» потопила американский крейсер «Джюно».

«Ro-34», обнаруженная противником при помощи радиолокатора на рассвете 5 апреля (лодка находилась в надводном положении), была обстреляна из 5-дюймовых орудий американским эскадренным миноносцем «Бэннон». Приблизившись к лодке, миноносец открыл по ней пулеметный огонь, а затем забросал ее глубинными бомбами. В результате лодка затонула.

Согласно данным военно-морского командования США, японская лодка «Ro-101» ночью 1 июля была захвачена врасплох в надводном положении и потоплена американским эскадренным миноносцем «Редфорд», а потому не могла участвовать в сентябрьском сражении.

Согласно официальным данным союзников, подводная лодка «Ro-100» не была потоплена до ноября 1944 года. См. также «Приложение В».

15 сентября 1942 года подводная лодка «1-19» торпедировала авианосец «Уосп», из 4 выпущенных по нему торпед 3 попали в цель. Несколько позже подводная лодка «1-15» торпедировала линейный корабль «Норт Каролина».

По английским данным, линейный корабль «Норт Каролина», так же, как и авианосец «Уосп», был поражен торпедами, выпущенными с подводной лодки «1-19», которая, как полагают, произвела не 4-торпедный, а 6-торпедный залп.

По американским данным, «1–1» была атакована в 21 час 05 мин. двумя сторожевыми кораблями (корветами) «Киви» и «Моа». «Киви» трижды таранил «1–1» и продолжал стрелять в нее, пока не раскалились орудия. Затем бой продолжал «Моа» и принудил лодку выброситься на мель.

По американским данным, несмотря на эти меры предосторожности, американцам фактически удалось захватить значительную часть документов с потопленной лодки «1–1».

Согласно американским данным, 20 октября был торпедирован подводной лодкой «1-176» американский крейсер «Честер» на полпути между о-вами Эспириту-Санто и Сан-Кристобаль. При этом у крейсера было повреждено машинное отделение № 1, но корабль смог дойти до Норфолка, где его отремонтировали. Крейсер возвратился в состав Тихоокеанского флота к моменту начала действий у о-вов Гилберта.

Японская лодка «1-31» была потоплена 13 июня 1943 года в районе о. Кыска артиллерийским огнем американского эскадренного миноносца «Фрэзьер». - Прим. ам. перев.

Согласно американским данным, подводная лодка «1-24» была потоплена 27 июня у о-вов Адмиралтейства.

Согласно американским данным, охотник за подводными лодками «RC-487» обнаружил при помощи гидро- и радиолокаторов подводную лодку «1–9». На лодку было сброшено 5 глубинных бомб, которые выбросили ее на поверхность. После двукратного тарана охотника лодка затонула.

По американским данным, подводная лодка «1–7» первоначально была повреждена эскадренным миноносцем «Монагхэм» и села на мель. Снявшись с мели, она пыталась уйти, однако встретилась с тремя американскими патрульными кораблями, которые атаковали ее и вынудили снова сесть на мель, где она и погибла вместе с большей частью своего экипажа.

По американским данным, подводные лодки на о. Кыска находились в укрытии, которое просматривалось американской разведывательной авиацией.

Рисовая водка. - Прим. ред.

Морисон С.Э., История военно-морских операций флота США во Второй Мировой войне, т. 2.

United States submarine in action 1900–1952. Washington, 1952, «La Revue Maritime, Juillet, 1956, № 123, p. 891.

Как видно, число судов, потопленных японскими подводными лодками, на 23 единицы превышает цифру, приводимую в американских источниках. Не исключено, что французские данные включают суда всех размеров, в том числе и менее 500 т. В этом случае расхождение будет менее значительным.

С конца 1941 года японский Императорский флот регулярно пытался использовать в боях сверхмалые подводные лодки нескольких типов. Результаты боевой работы такой техники нельзя было назвать успешными: до конца войны подводники смогли потопить или повредить лишь несколько вражеских судов. При этом было потеряно несколько десятков субмарин, а почти все их экипажи погибли. Тем не менее, командование флота не теряло надежды. В начале 1944 года была предпринята очередная попытка создать сверхмалую лодку, способную скрытно атаковать противника. Новый проект получил обозначения тип «D», «Тэй-Гата» и «Корю».

Общие идеи


К началу 1944 года ситуация на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой серьезно изменилась. Японское командование все еще могло планировать диверсии в портах и на базах противника, но ситуация заставляла его начинать подготовку к защите собственного побережья. При сохранении существующих тенденций в обозримом будущем становился актуальным вопрос защиты берегов Японии от американских кораблей и десанта. Именно необходимость защиты побережья и прибрежных акваторий стала главной причиной появления проекта «D».

Недостроенная подлодка типа "D" на одном из заводов. Фото Ibiblio.org

Разрабатывая проект «Тэй-Гата», японские инженеры решили отказаться от подхода, использовавшегося ранее. Сверхмалые подлодки типов «А», «B» и «C» представляли собой последовательное развитие одной и той же конструкции, осуществлявшееся с использованием разных узлов и агрегатов. Несмотря на многочисленные доработки, более новые лодки сохраняли старый корпус, что далеко не всегда положительным образом сказывалось на характеристиках. В новом проекте «D» предлагалось использовать некоторые существующие идеи, но разработать подлодку заново.

Отказ от старого корпуса был связан с некоторыми новыми требованиями и с невозможностью вписать необходимые агрегаты в имеющийся объем. Увеличение габаритов лодки в разумных пределах, в свою очередь, позволяло использовать новые комплектующие с требуемыми характеристиками. Таким образом, рост размеров и веса сопровождался повышением ряда важных параметров. Так, удалось увеличить объем топливных баков и тем самым обеспечить новый прирост дальности плавания.

Конструкция

Подлодка типа «D» имела общую длину более 26 м, максимальный диаметр прочного корпуса превышал 2 м, высота конструкции (с рубкой) достигала 3 м. Рост габаритов в сравнении с предыдущими субмаринами привел к увеличению водоизмещения до 60 т в подводном положении. Ожидалось, что более крупная и тяжелая подлодка при помощи новых агрегатов силовой установки сможет сохранить требуемые характеристики.


Схема подлодки типа "D". Рисунок Ibiblio.org

По результатам испытаний и эксплуатации сверхмалых подлодок предыдущих типов было решено серьезно переработать конструкцию корпуса. Для повышения основных характеристик изменили как саму конструкцию, так и компоновку прочного корпуса. Теперь он начинался на небольшом расстоянии от носовой оконечности, а на его корме размещался гребной винт и рулевые устройства. Носовая часть прочного корпуса имела форму усеченного конуса, средняя – цилиндра. Несколько хвостовых отсеков также были выполнены в виде конусов разной высоты и диаметра. В средней части корпуса находилась рубка. Для улучшения мореходности на верхней поверхности прочного корпуса закреплялась узкая и длинная надстройка, образовывавшая характерный вертикальный нос.

В носовой стенке прочного корпуса предусматривались крупные отверстия для установки торпедных аппаратов. Два таких устройства размещались одно над другим, их задние части располагались внутри прочного корпуса. Для упрощения обслуживания техники экипаж имел доступ в носовой торпедный отсек и мог оттуда управлять работой вооружения. Позади отсека с торпедными аппаратами располагался еще один обитаемый объем, под полом которого находились аккумуляторные батареи. Под рубкой предусмотрели сравнительно крупный центральный пост. Экипаж подлодки типа «Корю» должен был состоять из пяти человек, из-за чего пришлось заметно изменить компоновку и размеры обитаемых отсеков.

Непосредственно за центральным постом находился дизельный двигатель с генератором. Позади этого отсека предусматривался свободный объем с частью аккумуляторов. Ходовой электромотор, связанный с гребным валом, находился в кормовом отсеке. Лодка типа «D» имела один гребной винт, помещенный на кормовом обтекателе корпуса. На корпусе перед винтом имелись рули направления и рули глубины.


Вид на торпедные аппараты. Фото Ww2db.com

Отсеки прочного корпуса разделялись несколькими переборками. Для перехода из отсека в отсек экипаж должен был использовать проемы-люки. Крышки люков, с целью экономии места, не предусматривались. Таким образом, затопление одного из отсеков могло привести к попаданию воды в соседние.

Внутри легкой надстройки, а также внутри прочного корпуса имелись несколько балластных цистерн, позволявших погружаться на нужную глубину и выполнять балансировку. Баллоны со сжатым воздухом для продувки цистерн были распределены по свободным объемам корпуса. К примеру, две такие емкости находились рядом с торпедными аппаратами.

Увеличение размеров корпуса позволило использовать дизельный двигатель мощностью 150 л.с. Следствием этого стало сокращение времени, необходимого на полную зарядку имеющихся батарей. Теперь этот процесс занимал не более 7-8 часов. За движение отвечал электрический мотор мощностью 500 л.с. По-видимому, расчеты показали, что сохранение старого 600-сильного двигателя не даст никаких особых преимуществ, хотя и скажется на размерах и весе всей конструкции.

При движении в надводном положении подлодка типа «D» могла развивать скорость не более 10-12 узлов. Максимальная скорость под водой не превышала 16-18 узлов. Таким образом, по максимальной скорости новые подлодки заметно уступали своим предшественницам. Тем не менее, японским инженерам удалось значительно повысить дальность плавания. При использовании дизельного двигателя и скорости не более 8 узлов на одной заправке топливом можно было пройти до 1000 морских миль. На 16 узлах под водой аккумуляторы обеспечивали дальность на уровне 125 миль. Прочности корпуса хватало для погружения на глубину до 100 м.

Вооружение новой подлодки было заимствовано у старых. В носовой части субмарины располагались два торпедных аппарата калибра 450 мм. Основным вооружением лодок «Корю» были торпеды «Тип 97». Такое могло развивать скорость до 45 узлов и доставлять на дальность до 5,5 км боевую часть весом 350 кг. Торпедные аппараты сверхмалой подлодки были выполнены дульнозарядными. Из-за этого боекомплект субмарины состоял всего из двух торпед. Для перезарядки перед атакой новых целей следовало возвращаться на базу.


Интерьер центрального поста. Фото Ww2db.com

По имеющимся данным, экипаж подлодки «Тэй-Гата» состоял из пяти человек. К командиру, рулевому и мотористу добавили штурмана и торпедиста. Увеличение экипажа привело к необходимости доработок обитаемых объемов, но позволило снизить нагрузку на отдельного подводника. Предполагалось, что пять человек смогут без особого труда работать в течение нескольких суток, время от времени сменяя друг друга. Предполагаемая дальность хода в сочетании с максимальным расчетным временем патрулирования заставила конструкторов обратить особое внимание на физические возможности экипажей.

Центральный пост подлодки типа «D» оснащался всем необходимым оборудованием. Подводники имели возможность следить за обстановкой над водой и в подводном положении при помощи перископа и гидрофонов. Для навигации использовался компас и ряд другого оборудования. На нескольких приборных досках имелся набор различных стрелочных приборов и указателей иных типов. Экипаж мог следить за работой всех систем как по приборам, так и визуально. К примеру, моторист имел доступ к обоим двигателям и мог выполнять все операции по их обслуживанию.

Серийное производство

Несмотря на необходимость проведения массы сложных проектных работ, проект «D» был разработан всего за несколько месяцев. В начале весны 1944 года удалось начать строительство опытной лодки нового типа. Продолжая сложившуюся «традицию», первая лодка типа «Тэй-Гата» получила собственное обозначение «Ха-101». Таким образом, серийная техника должна была получать названия от «Ха-102» и далее. Строительство прототипа продолжалось до мая, после чего его передали заказчику для проведения испытаний.


Недостроенные лодки на одном из заводов. Фото Ww2db.com

Проигрывая предшественницам в максимальной скорости на всех режимах, подлодка «Ха-101» имела ряд важнейших преимуществ. Главным плюсом посчитали значительно выросшую дальность плавания. Возможность преодолевать до 1000 морских миль на одной заправке топливом позволяла выполнять длительное патрулирование прибрежных районов. Кроме того, при правильной организации, новые лодки могли участвовать в вылазках к базам противника. Мощь вооружения в виде двух торпед «Тип 97» еще на стадии предварительных работ посчитали достаточной, из-за чего торпедные аппараты не подверглись доработке.

В силу разных причин испытания первой подлодки затянулись. По имеющимся данным, ее эксплуатация в составе флота началась только в конце мая 1945 года. Тем не менее, могла иметь место передача строевому подразделению опытной лодки, изначально не предназначавшейся для участия в боях. Иными словами, прототип, ввиду дефицита техники, могли в срочном порядке сделать боевой подлодкой.

Серийное строительство подлодок «Тэй-Гата» стартовало летом 1944 года. В программе производства новой техники были задействованы несколько предприятий, но основная масса субмарин строилась на заводе «Мицубиси» в г. Нагасаки и на арсенале в г. Куре. Привлечение нескольких предприятий было связано с объемом заказа. По подсчетам адмиралов, Императорский флот нуждался в нескольких сотнях новых сверхмалых субмарин. По этой причине в рамках заказа новой техники были заключены несколько контрактов с разными заводами.


Подлодка на стапеле. Фото Ww2db.com

До начала сентября 1945 года несколько судостроительных заводов успели изготовить и передать заказчику 115 лодок «Корю». После подписания акта о капитуляции Японии американские военные получили доступ к оборонным предприятиям, где, среди прочего, смогли оценить масштабы строительства сверхмалых подлодок. На момент капитуляции на заводах имелось 496 субмарин типа «D», находившихся на разных стадиях строительства. Таким образом, только при выполнении имеющихся заказов японский флот мог получить более шести сотен единиц новой техники.

Следует отметить, далеко не все обнаруженные на верфях подлодки могли быть достроены. На заключительном этапе войны американская авиация регулярно бомбила японские военные заводы, в том числе и относившиеся к судостроительной отрасли. Некоторое количество бомб «досталось» и сверхмалым подлодкам. Также необходимо вспомнить атомную бомбардировку г. Нагасаки, в ходе которой серьезно пострадал весь город, в том числе и завод, строивший субмарины. Тем не менее, позже на этом предприятии было найдено немалое число вполне целых и пригодных для достройки лодок.

Эксплуатация

Насколько известно, подлодкам типа «D» удалось принять участие только в боях у о. Окинава. По разным причинам Императорский флот так и не получил возможность начать полноценную эксплуатацию подобной техники с целью патрулирования заданных акваторий и атаки кораблей противника. Во время боевой работы у Окинавы подводники понесли заметные потери. В течение некоторого времени подлодки «Тэй-Гата» использовались параллельно с субмаринами типа «C».

В конце января 1945 года шесть подлодок типа «Корю», в том числе «Ха-204», «Ха-207» и «Ха-208», были отправлены на базу, располагавшуюся в гавани Унтен (западное побережье о. Окинава). Было решено отправить субмарины своим ходом, поскольку их дальность плавания позволяла добраться до новой базы. Лодки сопровождались двумя судами, которые при необходимости должны были оказать поддержку. На пути к новой базе произошло столкновение одной из подлодок (предположительно «Ха-208») с судном сопровождения. «Тэй-Гата» повредила оба торпедных аппарата и балластные цистерны. Поврежденную лодку оставили в порту Сасебо, куда флотилия должна была зайти по пути на Окинаву. В феврале ее отремонтировали и в начале марта отправили к месту службы.


Аэрофотоснимок базы в гавани Унтен. Фото Combinedfleet.com

14 марта американские разведчики, базировавшиеся в Австралии, перехватили шифровку японского флота, из которой стало известно о планах по развертыванию сверхмалых подводных лодок. До конца марта из Куре на Окинаву должно было прийти транспортное судно с четырьмя подлодками типа «D» и двумя типа «C». После этого на Окинаве должно было базироваться 18 подлодок двух типов. Еще шесть лодок типа «C» планировалось переправить на новую базу в первой половине апреля.

23 марта самолеты-разведчики с авианосца USS Essex (CV-9) сфотографировали секретную базу японских подлодок в гавани Унтен. В тот же день летчики 83-й авиагруппы атаковали базу и затопили все стоявшие там подлодки. В ходе этого налета были уничтожены только подлодки типа «C». Информация о потерях «Тэй-Гата» отсутствует.

Вечером 25 марта подлодки «Ха-209» и «Ха-210» уходят с базы в гавани Унтен с задачей искать и атаковать корабли противника. На базу они больше не вернулись. Точная судьба этих лодок остается неизвестной. По-видимому, их обнаружили и потопили американские корабли. На следующий день с базы ушла подлодка «Ха-208», однако вскоре ей пришлось вернуться обратно. Вскоре после выхода в море произошла поломка силовой установки, которая не позволяла продолжить выполнение задачи.

1 апреля началась битва за Окинаву, продолжавшаяся почти три месяца. В ходе этого сражения японские подводники несколько раз предпринимали попытки атаковать противника, но им не удалось достичь заметных успехов. При этом несколько рейдов завершились гибелью субмарин. По разным данным, в ходе битвы за Окинаву Императорский флот потерял не менее пяти подлодок типа «Корю». Какие-либо успехи отсутствовали.

Битва за Окинаву оказалась первым и последним крупным сражением, в котором смогли принять участие сверхмалые подлодки типа «D». Ввиду количественного и качественного превосходства сил противника, в первую очередь противолодочной обороны, японские подводники, входившие в экипажи лодок «Тэй-Гата», не смогли в полной мере использовать преимущества, связанные с техническими характеристиками новой техники.


Недостроенные подлодки, осень 1945 года. Фото Ww2db.com

В результате подлодки, которые, как ожидалось, смогут защитить побережье Японии от нападения, не смогли выполнить возложенную на них задачу. Большая часть построенных и переданных флоту субмарин так и не успела принять участие в боях. Некоторое количество этой техники было уничтожено во время бомбардировок и обстрелов баз, на которых они находились. Кроме того, почти полтысячи новых субмарин так и остались в цехах нескольких заводов в недостроенном состоянии. Остававшиеся в строю «Корю» и недостроенные лодки в итоге стали трофеями американцев. Специалисты из США проявили интерес к этой технике, но в итоге дали добро на утилизацию всех захваченных сверхмалых подлодок.

Итоги проекта

С точки зрения успешности проект «D» был весьма похож на предыдущий «C». Целью этих двух разработок было обновление конструкции и оборудования подлодки, направленное на повышение ее характеристик. Действительно, конструкторам удалось выполнить поставленную задачу. В ходе проектных работ они смогли улучшить некоторые параметры и тем самым повысить общий потенциал лодок.

Дальность плавания до 1000 морских миль делала лодки типа «Корю» уникальным типом техники, пригодным для использования в самых разных операциях. Тем не менее, обстановка на фронтах уже складывалась не самым хорошим для Японии образом, из-за чего сверхмалые субмарины приходилось использовать не по прямому назначению. Как результат, результаты боевого применения нельзя назвать выдающимися. За несколько месяцев службы подлодки типа «D» не потопили ни одного вражеского судна. Собственные потери в ходе боев при этом составили не менее 5-7 субмарин. Еще несколько лодок были потеряны в результате бомбардировок.

Нетрудно заметить, что подлодки «Тэй-Гата», появившиеся к середине 1944 года, просто опоздали на войну. Более раннее появление подобной техники в теории могло изменить ситуацию, однако практика оказалась менее приятной для японского командования. Проект сверхмалой подводной лодки «D» пополнил и без того длинный список перспективной техники, которая могла бы изменить ход войны, но не сделала этого.

По материалам сайтов:
http://combinedfleet.com/
http://ww2db.com/
http://ibiblio.org/
http://modelist-konstruktor.com/
http://arsenal-info.ru/
http://navypedia.org/

Как обещал публикую рассказ про японские сверхмалые подводные лодки, на тему которого натолкнула книга Уильяма Холмса “Победа под водой”.

Американцы оценивали усилия японцев в этом направлении следующим образом: “Японцы далеко ушли вперед и по использованию сверхмалых подводных лодок, транспортируемых на палубе крупных подводных лодок. Для переброски сверхмалых подводных лодок были приспособлены пять подводных лодок типа “I” .

Однако подготовленность к переброске сверхмалых подлодок еще не означает их эффективности в бою. Разберемся же с этим вопросом.

Перед Перл-Харбором:

Специальный ударный отряд в составе пяти подводных лодок (“I-16″, “I-18″, “I-20″, “I-22″ и “I-24″) под командованием капитана 2 ранга Сасаки имел особую задачу. Каждая из этих пяти подводных лодок несла на борту двухместную сверхмалую подводную лодку, которая была оснащена мощной аккумуляторной батареей для подводного хода, но не имела устройств для подзарядки этой батареи. Сверхмалые подводные лодки развивали феноменальную скорость под водой – 20 узлов, но, конечно, имели очень маленький радиус действия и поэтому должны были транспортироваться в район боевых действий. Каждая такая лодка имела две торпеды. Это не было оружием смертников, поскольку при успешной атаке экипаж лодки не обязательно должен был взрываться вместе с лодкой, однако признавалось всеми, что направленная в атаку сверхмалая подводная лодка имела небольшие шансы успешного возвращения, и каждая такая лодка снаряжалась зарядом взрывчатого вещества, с помощью которого в крайних случаях экипаж мог подорвать себя вместе с лодкой.

По плану операции предусматривалось отделение сверхмалых подводных лодок от лодок-носителей перед входом в гавань Пирл-Харбора до запланированного воздушного нападения. Каждая из них должна была затем проникнуть в гавань, пройдя под водой по длинному фарватеру, и начать огибать остров Форд с расчетом выйти к стоянке линейных кораблей к моменту начала воздушного нападения. В случае неудачи воздушного нападения в Японии надеялись, что каждая сверхмалая подводная лодка атакует крупный американский корабль. Выстрелив торпеды, лодки должны были затем повернуть назад, снова пройти по фарватеру и встретиться со своими носителями “.

Напомню, что речь идет не о человеко-торпедах “Kairyu” и “Kaiten”, которыми управляли смертники “официальные” (о них расскажу позже), а о сверхмалых подводных лодках, которые предполагали возарещние на базу вместе с экипажем.


Лодка класса Тип "А", НА-19, выброшенная на берег возле Оаху, после атаки на Перл-Харбор. Декабрь 1941

На фоне успеха японских авианосных сил результаты действий японских подводных лодок были весьма скромными. Пять подводных лодок со сверхмалыми подводными лодками на борту подошли к Гонолулу в запланированное время и выпустили свое грозное оружие в ночь на 7 декабря. В 03.42 7 декабря американский тральщик “Кондор”, производивший траление подходов к Пирл-Харбору, обнаружил одну из японских сверхмалых подводных лодок и оповестил об этом находившийся в ближнем дозоре эсминец “Уорд”. Подводная лодка была обнаружена в районе, закрытом для американских подводных лодок, поэтому, когда “Уорд” в 06.33 установил контакт с лодкой, он атаковал ее и потопил. Это был первый бой начавшейся здесь войны. Донесение с “Уорда” о потоплении японской лодки послужило сигналом для усиления дозорной службы и вызвало тревогу среди высшего командного состава США в Пирл-Харборе. Специфика подводной войны такова, что из зафиксированных контактов с подводными лодками значительно больше ложных, чем действительных, а за предшествующие недели в водах вокруг Гавайских островов патрули неоднократно докладывали об установлении ими контактов, которые на самом деле оказывались ложными. Поэтому в связи с донесением “Уорда” были приняты только обычные меры предосторожности. Командование американского флота было уверено в безопасности кораблей, находившихся в гавани, и поэтому боевой тревоги на них не объявили. Воздушное нападение японцев, начавшееся через час, застало американские корабли врасплох.

Примерно в то же время другая японская сверхмалая подводная лодка сумела проскользнуть через разведенную противоторпедную сеть у входа в гавань Пирл-Харбора и прошла незамеченной по длинному фарватеру во внутреннюю гавань. Когда японские самолеты атаковали американские линейные корабли, эта лодка находилась в бухте Ист-Лох и огибала остров Форд. Примерно в 08.30 плавучая база гидроавиации “Кертисс” обнаружила эту лодку и обстреляла ее. В непосредственной близости от них оказался эсминец “Монагхэн”, который направлялся для усиления ближнего дозора. Подводная лодка выпустила обе торпеды, но промахнулись. “Монагхэн” таранил ее и атаковал глубинными бомбами. Через несколько недель эту лодку подняли со дна гавани вместе с находившимися в ней телами членов экипажа.

Еще одна сверхмалая подводная лодка из-за неисправности компаса не смогла подойти к входу в гавань и села на мель у северного побережья острова Оаху. Командир лодки Сакамаки стал первым японским военнопленным. Четвертая сверхмалая подводная лодка была найдена южнее острова Оаху примерно двадцать лет спустя. Ее подняли на поверхность и возвратили Японии. Судьба пятой сверхмалой подводной лодки до сих пор неизвестна: она пропала без вести и, очевидно, не атаковала ни одной цели. Таким образом, действия японских сверхмалых подводных лодок были безрезультатными “.


Первая акция в войне с США и первая же неудача. Вернее полный провал, учитывая полное раздолбайство американцев.

Продолжаем боевой путь сверхмалых подлодок, и теперь у нас Мидуэй:

Силами вторжения на атолл Мидуэй командовал вице-адмирал Кондо. Они были разделены на три группы. Все три группы: вышли из разных портов и должны были соединиться в точке, расположенной в 700 милях к западу от Мидуэя.

Главными силами командовал адмирал Ямамото, находившийся на линейном корабле “Ямато” (самый мощный из когда-либо построенных линейных кораблей). Эти силы вышли из Внутреннего Японского моря на следующий день после выхода сил вторжения. В составе главных сил шли два гидроавиатранспорта:(“Чиёда” и “Нишин”), каждый из которых имел несколько сверхмалых подводных лодок с экипажем в два человека. Однако ни одна из них не была использована, так как в ходе операции стороны обменивались ударами авиации и не сближались на дистанцию ведения артиллерийского огня “.

В тот же день в атаке на корабли в гавани Диего-Суарес на острове Мадагаскар приняли участие четыре другие японские подводные лодки. Гидросамолет с “I-10″ произвел разведку гавани и обнаружил в ней линейные корабли. “I-16″ и “I-20″ выпустили две сверхмалые подводные лодки. “I-18″ не смогла сделать этого из-за технических неполадок. Торпеда одной из сверхмалых лодок попала в линкор “Рэмиллис”, в результате чего был затоплен один отсек. Другая лодка потопила танкер. “I-16″ наблюдала пламя пожаров в гавани. Обе сверхмалые подводные лодки погибли. Этот рейд сверхмалых лодок, несмотря на их гибель, считается самым успешным. Оба случая использования сверхмалых лодок находились в связи с операцией против атолла Мидуэй и имели отвлекающее значение “.


Австралия:

Пять подводных лодок типа “I” (три лодки несли на себе сверхмалые подводные лодки и две имели гидросамолеты) действовали у восточных берегов Австралии. 29 мая “I-21″ выслала для разведки порта Сидней гидросамолет, который обнаружил стоявшие на якоре в гавани линейные корабли. Вероятно, это был тяжелый крейсер “Чикаго”, который принимали за линейный корабль и до этого. 31 мая “I-22″, “I-24″ и “I-27″, находясь в семи милях восточное Сиднея, спустили на воду сверхмалые подводные лодки. Две из них проникли в гавань, наведя на всех ужас и вызвав суматоху. “Чикаго” заметил одну лодку и открыл огонь, причем снаряды рвались в населенном районе Сиднея. Пущенная лодкой торпеда прошла неподалеку от крейсера и взорвалась у пристани. От взрыва погибло несколько матросов. На следующий день со дна гавани подняли две поврежденные и затопленные лодки. Причиненный проникшими в гавань сверхмалыми лодками ущерб был небольшим, а лодки погибли “.

В этот раз повоевать не удалось, но война еще не кончилась, взглянем на Соломоновы острова:

Японские подводные лодки активно поддерживали действия своих надводных сил. 8 ноября гидросамолеты, поднятые с японских подводных лодок, обнаружили подходившее к Гуадалканалу оперативное соединение адмирала Скотта. “I-122″ передавала топливо летающим лодкам в районе рифов Индиспенсейбл. Три японские подводные лодки (“I-16″, “I-20″ и “I-24″) получили приказ войти в пролив Индиспенсейбл и выпустить сверхмалые подводные лодки для атаки стоявших на якоре у Гуадалканала американских судов. 7 ноября был атакован торпедами транспорт “Мэджэбэ”. Ему удалось выброситься на берег. Американским эсминцам удалось повредить “I-20″. Японское командование объявило о потоплении японскими подводными лодками транспорта и эсминца. Только одна сверхмалая подводная лодка вернулась на матку. 28 ноября “I-16″ снова выпустила сверхмалью подводные лодки. Они атаковали и сильно повредили грузовое судно “Алчибэ”, которое, выбросившись на берег, горело в течение четырех дней. Это был наибольший успех японских сверхмалых подводных лодок за весь период военных действий на Тихом океане.


Оценили масштабы успеха? Вот еще немного “успехов”, теперь на Филлипинах:

В свое время при нападении на Пирл-Харбор Япония использовала сверхмалые подводные лодки. Лодки этого типа имелись и на Филиппинах. В район объекта нападения их доставляли либо обычные подводные лодки, как в операции против Пирл-Харбора, либо гидроавиатранспорты, как это планировалось в операции против Мидуэя. В Японии издавались увлекательные рассказы, о подвигах этих подводных лодок, однако их действительные успехи были куда скромнее. В 1944 году надводные корабли доставили на Филиппины десять сверхмалых подводных лодок, которые должны были участвовать в обороне Филиппин, действуя с береговых баз в Давао и Замбоанга (остров Минданао) и Себу. Однако в боевых действиях участвовали только лодки, базировавшиеся на Себу (остров Себу) “.

Сверхмалые японские подводные лодки, базировавшиеся на острове Себу, продолжали вести боевые действия до тех пор, пока войска США, не высадились на этот остров. Интенсивное американское судоходство между заливами Лейте и Лингаен через пролив Суригао и море Минданао создавало почти идеальные условия для боевых действий японских сверхмалых подводных лодок. Эти аккумуляторные лодки с экипажем в два человека делали переходы в одиночку или группами по три лодки к передовой базе Думагете, расположенной вблизи южной оконечности острова Негрос. Здесь они находились в дрейфе, ожидая сообщений береговых наблюдателей о продвижении конвоев или оперативных соединений через пролив Суригао. Такая позиция сверхмалых подводных лодок позволяла им, не расходуя электроэнергию аккумуляторов на форсирование хода, располагаться в районе следования кораблей США через море Минданао.

Сверхмалые лодки периодически доносили о результатах своих действий. 3 января они доложили о потоплении эсминца и двух транспортов, а два дня спустя – об уничтожении эсминца и другого неопознанного военного корабля в море Минданао. Одна из сверхмалых лодок, которой японское командование приписывало потопление крейсера, не вернулась в базу. Действительно, 5 января сверхмалая подводная лодка атаковала крейсер “Бойз”. Это случилось в тот момент, когда “Бойз” в сопровождении эсминцев шел в море Минданао. Эсминец “Феникс” заметил идущие на крейсер торпеды и дал сигнал. “Бойз” сманеврировал, и торпеды прошли мимо. Одновременно эсминец “Тейлор” атаковал и потопил лодку. Следует заметить, что это единственный случай за весь месяц, когда японские данные о действии сверхмалой лодки совпадают с американскими.

От базировавшихся на Себу сверхмалых подводных лодок поступили донесения о потоплении ими в феврале эсминца и крейсера, а в марте – трех транспортов. Однако ни одно из этих донесений не подтвердилось. 26 марта сухопутные войска США высадились на остров Себу. Находившиеся здесь пять сверхмалых подводных лодок японцы затопили. Во время высадки на Себу эсминцы “Конингхэм”, “Флассер”, “Ньюмэн” и малый корабль ПЛО имели контакты со сверхмалыми подводными лодками. В частности, “Ньюмэн” донес о потоплении одной такой лодки артиллерийским огнем. На этом боевая деятельность японских сверхмалых подводных лодок у Филиппин закончилась. Базировавшиеся на Себу сверхмалые подводные лодки не потопили ни одного американского корабля “.

Был еще эпизод с малыми лодками, которые базировались в Японии для ее защиты в финальной стадии войны, но результаты были точно такими же.

Результаты, как видим весьма впечатляющие, и вывод очевиден: использование сверхмалых подовдных лодок (в том числе, кстати, и со смертниками) как минимум неэффективно. Что, собственно и было признано американцами, а вот мнение японцев было бы очень интересно послушать…

Related Posts:


В декабре прошлого года ученые Гавайского университета (США) сообщили об интересной находке. В конце лета, проводя исследования морского дна, гавайские ученые обнаружили затопленную в 1945 году японскую подлодку проекта Sen Toku (иногда для обозначения проекта применяется индекс головной подлодки – I-400). Субмарина лежит на глубине около 700 метров недалеко от острова Оаху. Факт затопления японской подводной лодки после окончания Второй мировой войны не являлся секретом, но точное место, где это произошло, по ряду причин оставалось неизвестным. В годы Второй мировой войны в составе японского военного флота служило большое количество подводных лодок различных типов. Однако наибольший интерес представляют субмарины проекта «Сентоку», отличавшиеся от других своим предназначением.


С начала тридцатых годов японские судостроители занимались созданием подводных лодок, способных нести легкие самолеты. Предполагалось, что перевозимый лодкой самолет будет выполнять разведывательные функции. В дальнейшем не исключалась и ударная роль самолета, однако ряд особенностей авианесущих субмарин и самолетов для них налагали определенные ограничения на боевую нагрузку. Тем не менее, и разведывательные самолеты были в достаточной мере полезными для подлодок. В частности, после нападения на Перл-Харбор фото- и киносъемку результатов налета провел самолет-разведчик, доставленный к гавайским берегам подлодкой I-9 проекта A1.

В начале 1942 года по инициативе адмирала И. Ямамото началось создание проекта новой подводной лодки, способной нести сразу несколько самолетов-бомбардировщиков. Одновременно с этим стартовала разработка специализированного гидросамолета, пригодного для перевозки на перспективной субмарине и способного нести бомбовое вооружение. Предполагалось, что новые подводные лодки смогут скрытно доставлять ударные самолеты к береговым объектам или корабельным группам противника. Скрытный подход и внезапная атака, как ожидалось, должны были обеспечить высокую боевую эффективность новых субмарин и их самолетов. К перспективной подводной лодке предъявлялись высокие требования. Она должна была перевозить четыре самолета и иметь дальность плавания на уровне 65-70 тыс километров. Дальность подводного хода должна была превышать 100 км. Результатом подобных требований стали габариты и водоизмещение перспективной подводной лодки. Подводное водоизмещение, по расчетам, должно было превысить 6,5 тыс тонн.

Специфическое предназначение перспективной подлодки определило ее архитектуру. Подлодки «Сентоку» предлагалось сделать двухкорпусными, с прочным корпусом сложной формы. Для перевозки достаточного количества топлива, а также для приемлемого размещения герметичного ангара пришлось разработать оригинальный прочный корпус переменного сечения. В носовой части он состоял из двух крупных «труб» и в сечении напоминал восьмерку. К средней части форма прочного корпуса плавно менялась и становилась похожей на знак бесконечности. Это было обусловлено размещением цилиндрического ангара. Кормовую часть прочного корпуса выполнили в форме цифры 8 и тоже плавно сопрягли с центральной. Прочный корпус предлагалось закрыть обтекаемым легким.

Над средней частью корпуса, похожей на знак «∞», поместили цилиндрический (диаметр около 3,5 метра) ангар для перевозки самолетов. Подлодки проекта «Сентоку» должны были нести три гидросамолета Aichi M6A Seiran с запасом топлива и . Большие габариты подводной лодки позволили в некоторой мере упростить процедуру взлета. После всплытия подводники должны были открыть передний люк ангара, выкатить на палубу самолет и подготовить его к вылету. Далее гидросамолет M6A нужно было установить на катапульту, обеспечивавшую взлет. Посадку предлагалось производить, как и ранее, на воду с последующим подъемом самолета на борт при помощи крана.

Наиболее заметным последствием высоких требований, предъявлявшихся к проекту «Сентоку», стали большие габариты подлодки. При подводном водоизмещении 6560 тонн (надводное – не более 5200 т) новые субмарины должны были иметь общую длину 122 метра и максимальную ширину корпуса 12 м. Средняя осадка составляла 7 метров. Таким образом, японские подводные лодки серии I-400 стали самыми крупными представителями своего класса времен Второй мировой войны. Более того, их рекорд по размерам и водоизмещению продержался до появления атомных субмарин. Другой рекорд крупнейших японских подлодок касался дальности плавания. Расчетное значение этого параметра превысило 69 тыс километров. Это означало, что лодка проекта «Сентоку» сможет добраться до любой точки планеты, не нуждаясь в дозаправке топливом.

Для приведения столь крупной подлодки в движение пришлось создать силовую установку соответствующей мощности. В надводном положении субмарины «Сентоку» должны были перемещаться при помощи четырех дизельных двигателей мощностью по 2250 л.с. каждый. Для передвижения под водой лодки предполагалось оснащать двумя электродвигателями мощностью по 2100 л.с. С такой силовой установкой перспективные авианесущие подводные лодки в надводном положении могли бы развивать скорость не менее 18 узлов, в подводном – около 12 узлов. Характеристики прочного корпуса и ангара позволяли погружаться на глубину до 100 метров.

Экипаж подлодок проекта «Сентоку», по разным данным, состоял из 144 человек (21 офицер) или более. Запас продовольствия и пресной воды был рассчитан на плавание продолжительностью до 90 суток.

Как и другие подводные лодки того времени, «Сентоку» предлагалось оснащать торпедным и артиллерийским вооружением. В носовом отсеке подлодок предусмотрели восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм. Возимый боекомплект состоял из 20 торпед. Кроме того, подлодки должны были нести мощное зенитное вооружение. Оно состояло из трех трехствольных артиллерийских установок на базе автоматической пушки «Тип 96» калибра 25 мм, а также одной такой пушки, смонтированной отдельно. 140-мм орудие «Тип 11», установленное за ангаром, предназначалось для атаки как воздушных, так и надводных целей.

Несмотря на наличие мощного торпедного и артиллерийского вооружения, основным средством ведения боя для лодок «Сентоку» были самолеты-бомбардировщики Aichi M6A Seiran. Три таких самолета перевозились в крупном и длинном ангаре подлодки. Конструкторы фирмы «Айти» под руководством Н. Одзаки сумели создать сравнительно компактный самолет, пригодный для перевозки в ангаре ограниченных размеров, а также способный нести бомбовое вооружение. Бомбардировщик «Сейран» имел размах крыла 12,26 метра, общую длину – 11,64 м и оснащался двигателем жидкостного охлаждения Aichi Atsuta 32 мощностью 1200 л.с. Нормальный взлетный вес равнялся 4050 кг, максимальный достигал 4450 кг.

«Сейран» был выполнен по аэродинамической схеме «низкоплан». Характерной его чертой стали два крупных поплавка, предназначенные для посадки на воду. Эти элементы конструкции серьезно ограничивали летные характеристики бомбардировщик, что могло сказаться его на боевых возможностях. Тем не менее, специфические требования заказчика вынудили авиаконструкторов искать компромиссы, жертвуя теми или иными характеристиками. Поэтому максимальная скорость самолета M6A (на высоте 5000 метров) равнялась 475 км/ч, а крейсерская не превышала 300 км/ч. Экипаж бомбардировщика, состоявший из пилота и стрелка, мог обороняться от истребителей противника при помощи пулемета «Тип 2» калибра 13 мм, расположенного в задней кабине. В зависимости от поставленной задачи самолет «Сейран» мог нести две бомбы калибра 250 кг или одну калибра 800 кг. Кроме того, предусматривалась возможность подвески одной торпеды весом не более 850 кг.

Для размещения в небольшом ангаре подлодки на бомбардировщиках M6A Seiran были предусмотрены узлы складывания крыла и хвостового оперения. Поплавки демонтировались. После подготовки для перевозки в ангаре поперечные габариты самолета определялись диаметром воздушного винта. Размеры ангара позволяли перевозить три самолета в сложенном виде, запас топлива и боеприпасов. Кроме того, в оставшемся объеме можно было поместить еще один бомбардировщик в разобранном виде. На его сборку пришлось бы потратить гораздо больше времени, чем на подготовку к полету других.

Согласно первоначальным планам, судостроительная промышленность Японии должна была передать военному флоту 18 подводных лодок типа Sen Toku. Однако промышленность была занята выполнением других заказов, что сказалось на количестве построенных подлодок-авианосцев. Головная субмарина проекта I-400 вошла в состав японского флота в самом конце 1944 года. Через несколько дней военно-морскому флоту передали вторую подлодку I-401, а в последних числах июля 1945 года моряки приняли третий подводный корабль. До конца боевых действий на Тихом океане Япония успела начать строительство шести подлодок «Сентоку». Кроме того, ввиду трудного экономического положения требуемую серию субмарин сократили с планировавшихся изначально 18 единиц до 12. Однако и эти планы остались на бумаге.

В начале 1945 года первые две подлодки типа «Сентоку» опробовали свое основное вооружение в условиях полигона, после чего началась их служба. Возможность нанесения бомбовых ударов по целям, а также высочайшая дальность плавания определили первую боевую задачу новых субмарин. Их целью стали шлюзы Панамского канала. Японское командование посчитало, что разрушение или повреждение этих объектов серьезно ударит по снабжению американских войск на Тихом океане. Подлодки I-400 и I-401 отправились к берегам Центральной Америки, однако вскоре получили приказ возвращаться. Командование поняло бессмысленность такой атаки и связанные с ней риски, из-за чего приказало подводникам вернуться на базу. В первых числах августа начался второй поход подлодок «Сентоку», который тоже окончился неудачей. Две подводные лодки должны были отправиться к атоллу Улити и атаковать американские корабли. Через несколько дней после выхода в море на субмарине I-400 произошел пожар, она была вынуждена вернуться на базу для ремонта. I-401, в свою очередь, не могла самостоятельно выполнить боевую задачу и тоже вернулась домой.

Второй поход к атоллу Улити сначала планировался на 17 августа, но позже его перенесли на 25-е. Однако субмарины «Сентоку» так и не добрались до своей цели. Война на Тихом океане подходила к концу, и 20 августа экипажи подлодок-авианосцев получили приказ, в соответствии с которым они должны были уничтожить все оружие и самолеты. Бомбардировщики с боекомплектом были сброшены за борт, а торпеды выпущены в море. Понимая свое бессилие в критический момент войны, командир подлодки I-401 Аридзуми застрелился.

После окончания Второй мировой войны все три построенные подлодки типа Sen Toku были переведены в Перл-Харбор, где американские специалисты тщательно их изучили. Весной 1946 года Советский Союз решил воспользоваться своими правами, ранее оговоренными с союзниками, и потребовал предоставить доступ к трофейным японским кораблям. Опасаясь возможных последствий, американская сторона в короткие сроки избавилась от трофеев. 1 апреля подводная лодка I-402 была расстреляна торпедами, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401. Точное место, где находится затопленная лодка I-401, было определено в 2005 году. Головная субмарина проекта была обнаружена позже, в августе 2013-го.

Авианесущие подводные лодки «Сентоку» появились слишком поздно и не смогли оказать никакого влияния на ход Второй мировой войны. Возможно, уникальные корабли были в силах повлиять на ход морских сражений, однако есть основания сомневаться в их высокой боевой эффективности. Дело в том, что в случае использования торпед в подводном положении подлодки «Сентоку» не имели почти никаких преимуществ перед субмаринами иных проектов. Что касается бомбардировщиков Aichi M6A Seiran, то их возможности смотрятся неоднозначно. Малая скорость полета в сочетании со сравнительно низкой маневренностью и слабым оборонительным вооружением могли нивелировать все преимущества, связанные со скрытой перевозкой на борту подводной лодки. Таким образом, в условиях реального боя подлодка I-400 или ее «систершипы» в короткий срок могли остаться без авиагруппы.

Несмотря сомнительные боевые качества и короткий боевой путь, пройденный без каких-либо успехов, проект авианесущих подводных лодок Sen Toku представляет определенный интерес. Японским конструкторам удалось решить задачу, которую ставили перед собой их коллеги из множества стран. Кроме того, Япония наглядно показала реальные возможности комплексов «авианесущая подлодка-самолет», что, вероятно, сказалось на дальнейшем развитии подобной военной техники. Субмарины «Сентоку» оказались последними представителями своего класса, строившимися серийно. В дальнейшем авианесущие субмарины не выходили из стадии проекта.

По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://combinedfleet.com/
http://militaryhistoryonline.com/
http://korabley.net/

Ходит очень много рассуждений и споров относительно боевой мощи Морских сил самообороны Японии, а также относительно степени их влияния на геополитическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И действительно, ВМС Японии на нынешнем этапе находятся в состоянии рассвета.

Их надводная компонента продолжает удерживаться на 6 эсминцах УРО проектов «Атаго» (2 корабля) и «Конго» (4 корабля), они оснащаются американской БИУС «Иджис BMD 3.6.1» и современной модификацией ЗРК «Standard Missile-3 Block IA» с дальнобойной ЗУР-перехватчиком RIM-161A/B. Данные корабли способны осуществлять противоракетную и противовоздушную оборону на морском ТВД протяжённостью более 3000 км, также они обладают неплохими противолодочными и противокорабельными возможностями и могут наносить массированные удары по наземным целям КР BGM-109 «Tomahawk» любых модификаций.

Также, в качестве кораблей оперативной поддержки боевых операций выступают 2 эсминца-вертолётоносца типа «Хюга», оснащённые мощными БИУС OYQ-10, которые управляют корабельным ЗРК RIM-162 «ESSM», ЗАК «Фаланкс», а также системами ПЛО OQQ-21 и РЭБ NOLQ-3C. В ангаре и на палубе может размещаться до 11 вертолётов SH-60K. Данные корабли выступают в качестве очень многофункциональной боевой платформы на морском ТВД.

Но какими бы мощными и продвинутыми они ни были, в случае регионального конфликта с КНР или РФ, весь надводный флот японских ВМС будет уничтожен ударами ПКР и другого ВТО. 6 эсминцев «Конго/Атаго» смогут какое-то время продержаться, отражая удары своими «Иджисами», но вечно длиться это не будет. У Японии, при любом раскладе, остаётся её развитой подводный флот, представленный современнейшими тихоходными дизель-стирлинг-электрическими(анаэробными) и дизель-электрическими модификациями ПЛ класса «Сорю» и «Оясио».

Церемония спуска на воду 7-й МПЛ класса «Сорю» — «Дзинрю»(SS-507 «Милосердный дракон») 8.10.2014

На сегодняшний день в Морских силах самообороны Японии 11 МПЛ класса «Оясио» (6 с ВНЭУ и 5 обычных ДЭПЛ) и 6 ДСЭПЛ класса «Сорю» (всего 17 подлодок). 12 из 17 подлодок оснащены анаэробной ВНЭУ Стирлинга, а поэтому японский подводный флот можно считать современной самостоятельной боевой единицей, способной противостоять даже против такой сверхдержавы как Китай.

9 марта 6-ю подводную лодку класса «Сорю» — SS-506 «Кокурю» «Чёрный Дракон» приняли в Морские силы самообороны страны. В строительстве принимала участие верфь Kawasaki Heavy Industries в г. Кобэ. ВМС Японии планируют ввести в состав 10 субмарин этого класса.

За счёт воздухонезависимой ЭУ, такие субмарины способны в течении 20-30 дней без всплытия скрытно нести подводное дежурство в зоне эскалации конфликта, оставаясь практически незаметными для надводных кораблей противника. Такая способность очень важна в условиях, когда противник превосходит количественно и не уступает в технологическом плане, что наблюдается у Японии с КНР. Даже простые ДЭПЛ класса «Варшавянка» часто называют «чёрными дырами» за их тихоходность и скрытность, а здесь ещё и возможности месячного нахождения под водой.

Начнём с обзора характеристик многоцелевой ПЛ класса «Оясио» . Субмарина имеет длину — 81,7 м, ширину корпуса — 8,9 м, среднюю осадку — 7,4 м и подводное водоизмещение – более 3000 т. Надводная скорость подлодки 12 узлов и подводная 20 узлов обеспечивается одновальной дизель-электрической ЭУ, состоящей из 2 дизельных двигателей «Кавасаки» мощностью 5520 л.с., 2 генераторов «Кавасаки» мощностью 3700 кВт и 2 электродвигателей «Тошиба» 7750 л.с. (до субмарины №595 «Нарусио», с этой подлодки устанавливаются воздухонезависимые двигатели Стирлинга). Экипаж сверхтихой подводной лодки составляет 70 человек.

Проект данного класса лодок изначально предусматривал более сложную, смешанную (многокорпусную) конструкцию корпуса, это значительно снизило аварийность подводной лодки и увеличило безопасность экипажа: в центральной части подлодки конструкция однокорпусная, а в носовой и кормовой – двухкорпусная (там расположены цистерны главного балласта).

Однокорпусный центр субмарин класса «Оясио» представляет собой цилиндр диаметром 8900 мм, что позволило добиться большей прочности и достаточной глубины погружения, поэтому лодка имеет красивую сигарообразную форму.

Многоцелевая ПЛ класса «Оясио»

Для минимизации заметности на индикаторах авиационных и корабельных детекторов магнитной аномалии, корпус изготавливается из нержавеющих немагнитных сталей. Известно о стали марки NS-110. Верхняя поверхность рубки выполнена абсолютно плоской для облегчения перемещения экипажа во время швартовки и лёгкого контакта с дружественными судами, например, в момент пополнения запасов провизии.

Ещё одной важной особенностью является максимальное уменьшение шумности и радиолокационной/гидроакустической заметности подлодки: все механизмы ЭУ закреплены на специальных амортизаторах, препятствующих передаче звука от оборудования на корпус, плоскости надводной части корпуса и рубки имеют наклон и покрываются специальным звукопоглощающим слоем. На крейсерском ходу данные субмарины будут едва заметны даже с 10-15-километровой дистанции, а поэтому вычислить координаты 17 таких подлодок – дело очень сложное, требующее много времени и уйму оборудования.

В ту же очередь, подлодки «Оясио», имеющие запас хода свыше 5000 миль, несут на своём борту самый разнообразный арсенал разведывательного радиоэлектронного, оптического и гидроакустического оборудования. Маленькая ПЛ использует полноценную БИУС AN/ZYQ-3, которая занимается обработкой и соединением в общую картину всей тактической информации, полученной от ГАК AN/ZQO-5B, станции РЭР AN/ZLR-7, РЛС AN/ZPS-6, оптических каналов перископов, средств обнаружения торпедной атаки, и, естественно, от внешних источников: кораблей, морской авиации, других ПЛ и т.д.

ГАК представлен активно-пассивной антенной сферического типа, работающей на средних и низких частотах, а также пассивной конформной антенной, буксируемой AN/ZQR-1 и комплексом гидроакустической разведки. РЛС AN/ZPS-6 работает на частоте работает Х-диапазоне см-волн и предназначена для точного определения координат низколетящих воздушных целей (при модернизации может быть использована в качестве РЛС целеуказания для перспективных ЗРК-ПЛ).

Комплекс РЭР AN/ZLR-7 работает на частотах 50МГц – 18 ГГц и может обнаруживать и классифицировать режимы работы радиоэлектронных средств противника, относящихся к противокорабельным и противолодочным комплексам.

В общем, лодка почти такая же «ушастая», как американская «Си Вульф», с той разницей, что неатомная и со значительно меньшим водоизмещением. Набор вооружения не очень внушительный, но способен нанести серьёзный урон КУГ противника: лодки «Оясио» имеют в носовой части 6 х 533-мм торпедных аппарата и специальные отсеки на 20 торпед или столько же ПКР «Sub-Harpoon», которые могут быть взяты в любом соотношении, в зависимости от задачи, поставленной перед экипажем.

Если возложена противокорабельная задача, то всего 5 лодок класса «Оясио» способны взять на борт 100 ПКР UGM-84 «Гарпун», которые могут быть запущены по противнику с дистанции около 20-35 км, таким образом шансов отразить атаку может просто не быть. Поэтому, как для ВМФ России, так и для ВМС Китая первоочередная задача – защитить корабельный ордер от таких рисков, в каждой КУГ должны иметься фрегаты или корветы ПВО типа пр.22350 «Адмирал Горшков» в количестве 2-3-х кораблей.



Макет подлодки класса «Сорю»

Более новые ДСЭПЛ класса «Сорю» , которые за их водоизмещение были названы подлодками «2900-тонного типа» и «улучшенного типа Оясио», имеют подводное водоизмещение 4200 тонн, длину 84 м, ширину 9,1 м, осадку 8,5 м. ЭУ представлена 2 дизель-электрическими установками 12V25/25SB «Кавасаки» на 3900 л.с., а также более мощной установкой из 4-х анаэробных двигателей Стирлинга Kockums V4-275R «Кавасаки», их мощность – 8000 л.с., система также одновальна.

Поскольку размеры корпуса новой подлодки увеличились, количество вооружения также удалось довести до 30 торпед «Тип89», либо противокорабельных ракет UGM-84, о составе радиоэлектронного оборудования пока информации нет, «начинка» держится в строжайшем секрете. Предположительно, её состав аналогичен МПЛ «Оясио», может с небольшими доработками.

Дальность хода этой подлодки 6100 миль, экипаж уменьшен до 65 человек, а глубина погружения 275-300 метров. Японцы утверждают, что лодки класса «Сорю» ещё более автономны, чем «Оясио». Двигатель Стирлинга разрабатывался при поддержке США.

Самыми заметными конструктивными особенностями подлодок класса «Сорю» является плавно скошенная вниз каплевидная носовая часть корпуса, а также Х-образный хвостовой блок рулей и стабилизаторов, который также способствует сходу и рассеиванию гидроакустических волн. Данные подлодки сейчас находятся на пике военно-морских технологий и по-прежнему обеспечивают японскому флоту удержание равных позиций с соседними флотами.

/Евгений Даманцев /