Что значит любовь для есенина. Тема любви в творчестве (Есенин С

Тема любви занимает важное место в лирике Есенина. Раннее творчество Есенина посвящено России, восхвалению родных краев. Стихи Есенина – отражение красоты русской природы, деревенский быт народа. Его поэзия была близка разным слоям общества, потому что он писал о том, что волнует общество. Тема любви к Родине – основа многих произведений поэта. Эти две темы слились воедино в лирике поэта.

(«О родина!» «Где ты, где ты, отчий дом...»)

Поэт восхищался природой России, ее бескрайними полями, лугами. Многие стихотворения о природе стали текстом для песен.("Край любимый! Сердцу снятся...") Он воплощал образ женщины через природные явления, наделял цветы, деревья характерными женскими обличьями. Для ранней лирики характерны фольклорные мотивы. Лирический герой наслаждается красотой, он молод и готов любить. Так, первые произведения Есенин посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Изменения в стране отразились в лирике поэта. Любовная лирика становится более откровенной, наполненной переживаниями. («Письмо к женщине»)

Цикл стихов «Любовь хулигана» посвящена Августе Миклашевской. Любовь снова становится чистым и светлым чувством. Лирический герой в произведении смог перебороть себя и заново открыть для себя любовь.

В 1924 г. музой поэта становится Шаганэ, которой он посвятил «Персидские мотивы». Поэма расширяет границы любви, для того, чтобы любить не обязательно знать язык. Поэт отделяет это чувство от материального мира, любовь – состояние души.

Поздняя лирика поэта – отражение разочарований и несбывшихся надежд поэта. Есенин больше не восхищается светлым чувством, видит в женщинах неискренность. Поэт так и не смог найти свой идеал. В конце своей жизни в 1925 году Есенин пишет стихотворение

«Листья падают, падают листья». Это произведение – разочарование в любви, в верности.

Стихотворения Есенина – отражение его личных переживаний. Любовная лирика показывает жизненный путь поэта, изменения в его мировоззрении и идеалах. Есенин - загадочная личность. Высказывание: "Вся жизнь театр, а люди в ней актеры" - раскрывает сущность характера поэта. Он был многолик, отличался особой чуткостью, поэтому его произведения такие искренние.

Любовная лирика С.А. Есенина прослеживается в нескольких циклах его творчества: городском цикле «Москва кабацкая», циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы».

Чистота, нежность, искренность - так можно охарактеризовать есенинскую любовь. Это чувство воспринимается им как возрождение, пробуждение всего прекрасного в человеке, как гибель всех отрицательных черт. Это стремление от тьмы к свету под воздействием этого волшебного чувства. Это перерождение мы видим во многих его стихах, но особенно точно, ярко выразилось это в стихотворении «Заметался пожар голубой»…

В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить…

Есенин подчеркивает, что он так сильно любит впервые, что возлюбленная ему очень дорога и нужна. Он говорит, что «отрекается скандалить», а это большой шаг для поэта, который в скандалах, кабаках пытался спрятаться от русского «шторма». Видно, Есенин понимал, что любовь сильнее всяких невзгод, что она может спасти человека, оградив его от тревог нежной, но могущей рукой. Поэт не скрывает, что «на женщин и зелие падок », но обещает возлюбленной, что бросит «пить и плясать ». Бросит, чтобы она, Айседора, была рядом с ним, чтобы жила настоящим, а не прошлым.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий,
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
… И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Любовь к Августе Миклашевской была так сильна, что Есенин обещает бросить писать стихи, а это большой шаг для поэта, он готов пожертвовать самым дорогим - литературным творчеством.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Любовь Есенина к Дункан безбрежна и так нежна, что мы даже можем уловить дуновение легких, но пьянящих духов. Легкий шлейф аромата мы ощущаем благодаря ассонансу, используемому Есениным:

Только б тонкой касаться руки…

В первой строфе мне показалось, что разбился где-то недалеко бокал. Это можно услышать благодаря явно выраженной аллитерации:

В первый раз я запел про любовь
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Слышится звон разбитого бокала, который становится олицетворением готовности поэта меняться ради любимой женщины.
Легкость, выразительность, мелодичность всему стихотворению придает перекрестная рифма.

Поступь нежная, легкий ста´н,
Если б знала ты сердцем упо´рным, Ж.
Как умеет любить хулига´н, М.
Как умеет он быть поко´рным.

Есенин, чтобы показать, что он умеет быть не только хулиганом. Но и романтиком, использует анафору.

С помощью употребленных в стихотворении изобразительно-выразительных средств - тропов Есенин увеличивает эстетическое воздействие на читателя, подчеркивает великолепие языка. Эпитеты (пожар голубой, запущенный сад, злато-карий омут, сердце упорное, покорный хулиган, чужие дали ) в лирике Есенина существует не сами по себе, ради формы, а для того, чтобы полнее и глубже раскрыть мысль, показать, что вообще значит для него Айседора. По-моему, у Есенина был один самый любимый троп - олицетворение, с помощью которого он оживляет весь мир, наделяя его душой. В стихотворении «Заметался пожар голубой» олицетворение «заметался пожар» в образе пожара Есенин показывает свое неугомонное сердце, которое не находит себе покоя.

Используя трехсложный размер стиха, анапест, Есенин передает в стихотворении сложные, но сильные чувства.

Заметался пожар голубой
_ _ / _ _ / _ _ /
Позабылись родимые дали.
_ _ / _ _ / _ _ / _

Любовь, способная изменить мир, не победила тягу Есенина к женщинам, вину. Совместная жизнь с Айседорой стала гранью, переступив которую, Есенин начал гулять еще сильней. Он не сдержал данное обещание. При этом он понимал, что любовь для него уже не то сильное чувство, она утратила свою силу и стала лишь «чувственной дрожью».

В стихотворении, датированном 13 декабря 1925, «Может, поздно, может, слишком рано…» Есенин сам признается читателю, что стал похож на Дон-Жуана и бросает ему вызов:

Что случилось? Что со мною сталось?
Каждый день я у других колен…
…Принимай же вызов, Дон-Жуан.

Есенин презирает с каждым днем себя все сильнее и сильнее за свою разгульную жизнь.

Каждый день к себе теряю жалость,
Не смиряясь с горечью измен…
…Удержи меня, мое презренье,
Я всегда отмечен был тобой…

Но, в то же время презирал себя, он ясно осознавал, что сгубила его любовь. Он считал, что она лишала его песенной отваги, говорил, что пел бы «нежнее и чудесней» , если бы не «руки милой - пара лебедей» .
Есенин познал столько настоящих чувств за свои недолгие 30 лет, сколько не могут прочувствовать за более длительный срок. Поэтому к концу жизни его сердце, так много познавшее горя и счастья, стало «глыбой золотой»

Если душу вылюбить до дна
Сердце станет глыбой золотою…

Любовная лирика Есенина - это маленькая частичка его богатого литературного наследия. При этом стоит отметить, что даже сам Есенин отмечал, что любовь к женщинам не была главной темой его творчества. Есенин видел своей главной темой любовь, но любовь к Родине и родной земле.

18 февраля 2015

Есенин раскрывается в своих стихах. Он дает возможность каждому, кто читает поэмы, заглянуть прямо в душу одному из самых гениальных людей России того времени.

Биография поэта

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) в 1895 году в Рязанской губернии, селе Константиново, а умер 28 декабря в 1925 г. в Ленинграде. Всю жизнь он страстно любил свою родину, что, безусловно, прослеживается во многих его стихах. Страна вдохновляла его на лирику.

Жители России становились героями в поэмах. Зачастую он описывал простую крестьянскую жизнь.

В отличие от того же Некрасова, Сергей Александрович знал о крестьянских проблемах не понаслышке, поскольку и сам был в том же положении.

Судьба была к нему благосклонна, и в 1904 году мальчик отправился постигать основы наук в земское училище Константинова. Затем продолжил обучение в церковноприходской школе. Закончив ее, Есенин собрал вещи и переехал в Москву. Там он поначалу работал в лавке у мясника, потом в типографии. При этом не забывал про обучение. Был вольнослушателем в Народном университете им. Шанявского, где посещал курсы истории и философии.

Начало поэтической жизни

Работа в типографии позволяла знакомиться с писателями и поэтами, которые приходили издаваться. Его первые стихотворения опубликовал журнал “Мирок” в 1914 году. Его не смутило то, что пришлось писать на детскую тематику. Любовь в лирике Есенина проявилась позже.

В 1915 году его впервые услышали Городецкий и Блок. А годом позже его забрали в армию. Шла война, на которой он стал санитаром. В то же время вышел первый сборник стихов «Радуница», принесший ему популярность.

Есенина любила императрица Александра Федоровна и ее дети. Он выступал перед ними в Царском Селе.

Новая эра

В начале 20-х годов молодой Сергей Александрович открывает для себя имажинизм и становится его представителем.

После поездки по Средней Азии увлекся восточными мотивами, песнями, стихами.

В двадцать первом году происходит событие, которое меняет его жизнь. Он влюбляется в Айседору Дункан, танцовщицу, на которой через полгода женится. После свадьбы они уехали за границу и там провели медовый месяц. В Америке пара задержалась на четыре месяца.

Вскоре по возвращении брак распался.

Есенин посвятил себя издательскому делу и небольшому книжному магазинчику. До самой смерти много путешествовал.

Последние годы

В последние годы на него заводили несколько уголовных дел за драки, пьянство, неприличное поведение.

Советское правительство старалось поддерживать Есенина, считая его гением того времени. Раковский советовал Дзержинскому отправить поэта в санаторий, где того вылечат от пьянства.

В 1925 году Сергея Александровича удалось заставить лечь в больницу. Но в декабре того же года он выписался, взял все деньги из своих сбережений и уехал в Ленинград. Там он встречался с видными писателями и литераторами, жил в дорогой гостинице.

Есенин страдал от депрессии. И в той же гостинице, написав пару строчек нового стихотворения, он повесился.

Тема любви в лирике Есенина

Сергей Александрович был не просто поэтом, он был художником и даже музыкантом. Такая чувственная натура артиста страдала от одиночества. Он был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья.

Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой.

Тема любви в лирике Есенина не была похожа на те же переживания у других. Автор сделал ее актуальной и очень интимной.

Эта тема начала звучать с самого начала в его поэмах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев.

Юная любовь в творчестве Есенина

Первые произведения он посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру, Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны.

Книга Есенина «Стихи о любви» тоже пропитана целомудренными чувствами. Она не получила должного внимания и не была опубликована. А затем тема любви в стихотворениях Есенина начала преображаться. Она видоизменилась.

Есенин на перекрестке

Меняется его настроение в «Москве кабацкой». Мало того что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится.

В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче. С тех пор Есенин не мог себе отказать.

Опьянелый от вина, он утратил свою невинность взглядов. Поэт пишет «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий.

Тема любви в творчестве Есенина превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого.

Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения.

Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд.

Новая любовь

У него появляется новая муза - Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство.

Ярким примером этого периода жизни можно назвать стих «Заметался пожар голубой». Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили.

Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью.

А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей лирик посвятил множество стихов. Для нее создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств.

Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Тема любви в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому.

В нем сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину.

Финальные аккорды лирики

Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми.

До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал. В стихотворении «Листья падают, падают листья» звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта.

Лирика Есенина передает читателям полную и подлинную гамму его чувств. В ней нет лжи. Она целиком соответствует биографии поэта. Все его эмоции были выплеснуты на бумагу. Казалось, что Есенин ничего не утаивал от других. Он жил, словно открытая рана.

Возможно, именно поэтому его поэзия до сих пор остается такой актуальной. Она всегда будет популярной, любимой многими. Ведь он говорил для людей и о человеческих чувствах.

Поэт понимал это. Тема любви в лирике Есенина доступна и понятна каждому. Все ее переживают. Большинство страдает от каких-то проблем.

Любовь к России

Виды любовной лирики бывают разными. Она может быть адресована к родным, к близким, а может относиться и к целому государству.

Есенин был любимым поэтом для императорской семьи, а позже стал народным достоянием при советском обществе. Как так могло произойти?

Все дело в том, что он говорил общим языком с народом. Тема любви в произведениях Есенина была наполнена признательностью к своей стране. Он не один раз пожертвовал личным счастьем ради нее.

Чаще всего Родина отвечала ему взаимностью.

Сергей Александрович как-то подметил, что вся лирика его живет только благодаря любви к России. В его поэзии это название встречается, возможно, чаще, чем все остальные.

Есенин не уставал делать признания в своих чувствах к Руси. Эта любовь легла в основу всех его жизненных деяний. Она оказалась сильнее, чем сам поэт.

Все, что ощущал Есенин, что окружало его, и было Родиной. Ему сложно давалось отделить одну тему от другой. Любовь к своему государству вплеталось в другие сюжеты. Очень часто она соединялась с женскими образами и становилась еще более личной.

К примеру, в его строках про осень описывается девушка, «выпитая» другими, с усталостью в глазах.

Природа России всегда была для Есенина чем-то живым, с душой и сердцем. Животные и деревья, времена года становятся такими же важными, как и образы женщин.

Быть может, только эта красота, нежность окружающей среды удерживала долгое время депрессию, которую испытывал Сергей Есенин. Тема любви к природе стала его отдушиной.

Поэт и политика

В своей любви он не был слеп. Сергей Александрович видел порочность труда крестьян, их нелегкую жизнь. Февральская революция стала для него небывалым достижением, прогрессом. Он надеялся на изменения.

Есенин разочарован тем, что к власти приходят не эсеры, а большевики, и культурой перестают интересоваться.

Со временем поэт предпринимал попытки смириться и полюбить новую власть. У него практически получилось это после поездки в Америку. Но поздние стихи свидетельствуют о том, что он прекрасно помнит те времена, когда власть принадлежала монархии, и ему тяжело угнаться за прогрессом.

Когда речь заходит о любовной поэзии, то в первую очередь вспоминаются нежные, романтичные и легкие произведения Сергея Есенина, который вошел в историю русской литературы как выдающийся лирик.

Особое внимание привлекает биография поэта. Сергей пользовался популярностью у женщин, да и сам автор был невероятно влюбчивым и эмоциональным. Всеми своими переживаниями и секретами любовных историй он делился с листом бумаги, на котором появлялись строки, не оставляющие равнодушным ни одного читателя.

Всю глубину и красоту любви поэт прочувствовал в последние годы жизни, об этом нам рассказывает сборник произведений «Персидские мотивы», написанный в 1924-1925 годах. Настоящим шедевром в данном цикле стихов является признание в любви восточной девушке в произведении «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В данном стихе Есенину удалось тонко и ненавязчиво воспеть красоту родного края, поделится с прекрасной незнакомкой мыслями о родной земле и девушке, которая ждет его там. Стих читается на одном дыхании, написан легко и просто, но в то же время оставляет яркое послевкусие.

Еще одним важным стихотворением в любовной лирике Есенина является произведение «Письмо к женщине». Эта работа также относится к лирике последних лет поэта, в ней просматривается невероятное уважение к женщине и глубокое понимание совершенных в молодости ошибок. В письме автор просит прощение у женщины, которую когда-то любил. Шальная и разгульная жизнь стала главной причиной, по которой отношения не сложились и теперь поэт, с высоты прожитых лет, просит прощения и сожалеет о том, что потерял любимую.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
(А. Толстой)
Лирику Есенина нельзя не любить. Все, о чем бы ни писал поэт: о родине,о природе, о любви, переломных моментах истории, - во всем ясно слышится искренность и теплота. Может, именно таким был и сам поэт. Он никогда не скрывал своих мыслей, чувств, тревог и надежд.
Без стихов о любви невозможно представить себе поэзию С.Есенина. Его любовную лирику отличает нетрадиционное, неклассическое выражение "вечного" чувства. Действительно, стихотворения Есенина о любви не переносят нас в мир возвышенных и изящных представлений - любовь в его творчестве зачастую представляет стихией, которая безудержна в своем проявлении.
В ранних стихах Есенина присутствуют мотивы русских народных песен о неразделенной любви и смерти, об утраченной юности. Юношеская любовь лирического героя возникает внезапно, что изображается в виде конкретной картины, предшествующей появлению чувства:
Ты поила коней из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Любовь лирического героя заканчивается трагически, в духе переосмысленных молодым поэтом народных сюжетов:
В пряже солнечных дней время выткало нить:
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
Таким образом, ранняя любовная лирика Есенина носит чувственно-созерцательный, мечтательный характер. Но в ней нашла отражение и стихийная сила чувства, имеющего земную природу и временами даже грубого в своем проявлении. Любовь в есенинских стихах этого периода конкретна и мимолетна. В более поздней лирике возникает собирательный образ любимой, которому поэт придает чувственные, но в то же время идеальные черты.
ПО мере того как в творчество поэта все более ощутимо стали звучать мотивы разочарованности в жизни, претерпел изменения и его женский идеал: с ним теперь, в первую очередь, связываются не надежда на понимание и вдохновение, не душевные порывы, а представления о чувственных радостях жизни: "Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом..."
Этот период есенинского творчества отмечен максимализмом в проявлении чувств. Стихийная грубость в выражении эмоций сменяется столь же стихийным раскаянием. Такие особенности характерны, например, для цикла стихов "Москва кабацкая". Однако они не свидетельствуют о том, что идеал любви в поэзии Есенина был к этому времени окончательно утрачен. Мне кажется, что представления об этом идеале были связаны у поэта исключительно с юностью, когда даже безответная любовь наполняет душу светом. Об этом Есенин упоминает в своей поздней поэме "Анна Снегина".
Именно своей мимолетностью и неповторимостью ценно для Есенина юношеское чувство. Воспоминание о нем он перенес через свою короткую, но полную бурных событий жизнь. И сегодня стихи поэта о первой любви греют нас отраженным светом его чувства.