Употребление времен в английском языке: логика использования. Определение времени в английском языке Как правильно определить время в английском языке

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск

Подразделяются на 4 группы: простые (Simple/Indefinite), продолженные (Continuous/Progressive), совершенные (Perfect) и продолженные совершенные (Perfect Continuous) времена. Что же поможет нам выбрать правильный вариант?

Слова-маркеры времени в английском языке помогают правильно определить видовременную форму, потому их рекомендуется выучить наизусть. Звёздочкой* помечены неоднозначные показатели времени, которые могут встречаться в разных случаях.

Таблица слов-спутников для всех времен английского языка

Употребляется при описании действий в настоящем, происходящих регулярно, с повторением, а не только в момент речи. Используется при описании режима, расписания, привычек и т.д.

Usually – обычно
I usually wake up at 7 o’clock. Обычно я просыпаюсь в 7 часов.
Аlways – всегда
Alice always gets good marks at school. Элис всегда получает хорошие оценки в школе.
Often – часто
Terry often drinks tea in the morning. Терри часто пьет чай с утра.
Every day / morning / week – каждый день/каждое утро/каждую неделю
Every week Rob goes to the gym. Каждую неделю Роб ходит в спортзал.
Sometimes / from time to time / occasionally – иногда
Sometimes I visit my Granny in the suberbs of Moscow. Иногда я навещаю бабушку в пригороде Москвы.
At the weekend / on weekends / on Saturdays / on Friday – На выходных / по субботам / в пятницу
We have a party on Fridays. По пятницам у нас вечеринка.
Seldom / rarely – редко
We rarely go to the swimming pool. Мы редко ходим в бассейн.
Never* / hardly ever – никогда / почти никогда
Ann never watches horror films. Энн никогда не смотрит фильмы ужасов.

2. Слова-спутники Past Simple

Употребляется при описании действий, которые произошли в прошлом.

Yesterday – вчера
Yesterday we were at home. Вчера мы были дома.
A week / a year ago – неделю/год назад
Alex moved to the USA a week ago. Алекс переехал в США неделю назад.
Last month / year – в прошлом месяце/году
Last month Fred sold his car. В прошлом месяце Фред продал свою машину.
When* – когда
I was in the kitchen, when you came. Я был на кухне, когда ты пришел.

3. Слова-спутники Future Simple

Употребляется при описании действий, которые произойдут в неопределенном будущем.

Tomorrow – завтра
Tomorrow Jared will go to London. Завтра Джаред уедет в Лондон.
Next month / year – в следующем месяце/году
Jack will finish school next year. Джек закончит школу в следующем году.
In … days / years – через … дней/лет
Ronald will arrive in 2 days. Рональд прибудет через 2 дня.

4. Слова-спутники Present Continuous

Употребляется при описании действий, происходящий в данный момент, в момент речи.

Now – сейчас
Mary is playing the guitar now. Сейчас Мэри играет на гитаре.
At the moment – в данный момент
The refrigerator isn’t working at the moment. В данный момент холодильник не работает.
Still* – все еще
John is still washing the dishes. Джон все еще моет посуду.

5. Слова-спутники Past Continuous

Употребляется при описании действий, происходивших в какой-то момент или период в прошлом.

From … till …* – с … до …
Helen was watching a movie at the cinema yesterday from 5 till 7. Хелен вчера смотрела фильм в кино с 5 до 7.
– весь день
He was working hard all day long. Он усердно работал весь день.

6. Слова-спутники Future Continuous

Используется при описании действий, которые будут происходить в конкретный момент или период в будущем.

from … till …* – с … до …
Tony will be working in the office tomorrow from 9 to 11 o’clock. Тони будет работать в офисе завтра c 9 до 11 часов.
All day long* / for the whole day* – весь день
He will be writing an article all night long. Он будет писать статью всю ночь.

7. Слова-спутники Present Perfect

Употребляется при описании действий, завершившихся к моменту речи или к настоящему в целом.

Just – только что
Harry has just made a cake. Гарри только что сделал торт.
Already – уже
I have already done my homework. Я уже сделал свое домашнее задание.
Yet – все еще
Liza hasn’t chosen the flowers yet. Лайза все еще не выбрала цветы.
Since – с
I haven’t played football since finishing the university. Я не играл в футбол с окончания университета.
Recently – недавно
Sally has recently been at the theatre. Салли недавно была в театре.
Never* / ever* – никогда / когда-нибудь
I have never been to London. Я никогда не был в Лондоне.

8. Слова-спутники Past Perfect

Используется при описании действия, которое завершилось к некоторому моменту прошлого.

Before* / after* – до / после
I had brushed my teeth before I went to bed. Я почистил зубы перед тем, как лечь спать.
By* – к
Ann had spoken with her boss by 12 o’clock yesterday. Вчера к 12 часам Энн поговорила со своим начальником.

9. Слова-спутники Future Perfect

Используется для описания действий, которые будут длиться до конкретного момента или периода в будущем.

By* – к
I will have been finished my project by the end of the month. Я закончу свой проект к концу месяца.
Before* – до
Chris will have found a job before Christmas. Крис найдет работу до Рождества.

10. Слова-маркеры времён Perfect Continuous

Как можно догадаться из названия, времена группы Perfect Continuous представляют собой смесь Perfect и Continuous. Следовательно, их функция – длительное действие, которое привело к результату в прошедшем / настоящем / будущем.

for* – в течение
I had been reading for 5 hours. Я читал уже 5 часов.
I have been reading for 5 hours. Я читаю уже 5 часов.
I will have been reading for 5 hours. Я буду читать уже 5 часов.

WARNING: слова-маркеры — это не панацея! Как мы видим, некоторые из них встречаются сразу в нескольких временах. Часто это можно объяснить вот так: возьмём фразу «from … till …» и увидим, что она является признаком длительности действия, а длительность может быть в прошедшем, настоящем и будущим временах. Тем не менее, наличие слова-спутника является очень хорошим признаком правильной видовременной формы.

Многие из тех, кто изучает английский язык, знают, что в нем содержится две группы времен.

Три основных:

  • Present;
  • Past;
  • Future.

Представленные времена, в зависимости от ситуации, складываются со второстепенными временами:

  • Simple;
  • Progressive;
  • Perfect;
  • Perfect Progressive.

Результатом сложения этих двух групп является наличие 12 времен в английском языке.

Перечисленные времена обычно выстраивают в таблицу, которая четко показывает, какую форму принимает глагол, когда находится в том или ином периоде времени.

Также в таблице можно наблюдать первые указания на то, как в английском языке.

Чтобы лучше запомнить сложный материал, необходимо изучать его играючи, для этого, помимо научной таблицы времен, мы продемонстрируем вам шуточную, которая для некоторых будет легче в изучении.

Правила определения времен

Рассмотрев, как правильно называются глагольные формы, ответим на вопрос о том, как определить время в английском языке. Для ответа рассмотрим пошаговую инструкцию.

  • Первый шаг - следует перевести предложение, над которым мы работаем, чтобы легче понять, какая информация нам дается.
  • Второй шаг - определить маркер времени. В каждом времени в рассматриваемом нами языке существует маркер - слово, которое с легкостью позволяет определить время. Подобные слова указывают на определенный момент времени либо относительный. Например, в Present Simple подобными маркерами являются такие слова, как: каждый день, часто, постоянно. Эти маркеры, как видно из примера, указывают на регулярное время, однако не только этот признак обозначает данный вид времени. Другим маркером является обычное наименование действия: мне нравится арбуз . В данном случае указывается неточно, когда он вам нравится, а вы просто говорите о своем действии, не уточняя временной промежуток.

На данном примере видно, что подобные маркеры обеспечивают легкость в узнавании и правильном определении времени в предложении. Исходя из этого простого примера мы хотим показать, что каждое время имеет свои маркеры - слова, по которым вы легко поймете, какое перед вами время. Главное - запомнить маркеры.

  • Третий шаг - вспомнить, к какому времени относится маркер.

  • Четвертый шаг - определить время.

Рассмотрев, как правильно определить время в английском языке, обратим внимание на следующий момент: как определить временную

Правила определения времени у глагола

Для решения этой задачи, как и в предыдущем случае, мы воспользуемся пошаговой инструкцией.

  • Первый шаг - подчеркнем глаголы, которые мы видим, в предложении.
  • Второй шаг - вспомним: правильный это глагол или нет, ведь, согласно справочникам по-английскому языку, у глагола имеется три свойства, по которым его легко определить:
  1. Время - одно из основных: прошедшее, будущее или настоящее.
  2. Вид времени - подвремя, определяющееся маркером.
  3. Залог- пассивный (над говорящим совершается действие) или активный (говорящим совершается действие).

Если глагол правильный, можно обратиться к словарю или лексикону, в противном случае - к таблице неправильных глаголов или опять к выученным вами глаголам этого же вида.

  • Третий шаг - найти рядом с основным глаголом составной, который относится непосредственно ко времени.

Например, для группы Past - was, did …; глагол с окончанием на -ed.

Для Present: do, does…; глагол с окончанием на -s.

Подобные примеры наиболее ярко показывают, что для любого глагола легко определить время, и отвечают на постоянно возникающий вопрос у тех, кто только начинает разбираться, как определить время глагола в английском языке.

Резюмируем

Итак, подводя итоги, хотим отметить, что мы рассмотрели главные и тяжело воспринимаемые вопросы при изучении английского языка, акцентируя внимание на первом: как определить время в английском языке, так как он является залогом правильного и быстрого изучения. Помимо ответа на главный вопрос, мы также описали, как легко выучить и понять каждое время, а также распознать его в предложении.

Напоследок хочется дать совет: уделите максимальное количество времени и внимания теме "Как определить время предложения в английском языке". Здесь главное - практика и ее регулярность. Тогда вы легко сможете ответить на вопрос о том, как определить время в английском языке. Удачи.

На самом деле, статья планируется даже немного шире: я расскажу, как точно узнать видовременную форму и залог глагола в предложении.

Любая форма глагола в английском языке описывается 3-4 словами, которые выражают время , вид и залог . Например:

Present Simple Active
Past Perfect Continuous Passive

Чтобы правильно определить форму глагола, воспользуйтесь схемой, приведенной выше. Кроме того, рекомендуется прочитать статьи: и .

В школе обычно рассказывают о 12 / 16 / 26 (нужное подчеркнуть) «временах английского языка»… Однако, на самом деле, это видовременные формы глагола. А времён в английском языке три . Как и у нас: Прошедшее (Past), Настоящее (Present) и Будущее (Future).

* Строго говоря, в английском языке два грамматических времени, но сегодняшняя статья не об этом. Если вам интересно это обсудить, пишите комментарии или загляните на .

  • Показатели времени Past : глаголы did, was, were, had или любой глагол во второй форме (V2, Ved).
  • Показатели времени Present : глаголы do, does, am, is, are, have, has или любой глагол в первой форме (V1, Vs).
  • Показатели времени Future : will.

** would, could, might относят к особой группе: .

Шаг 2: определяем вид

Тут уже немного сложнее. Условные обозначения: V1 — первая форма глагола, V2 — вторая форма глагола, V3 — третья форма глагола, Ving — глагол с окончанием -ing.

  • Simple: в предложении имеется только V1, V2 или will + V1.
  • Continuous: соответствует структуре to be + Ving.
  • Perfect: соответствует структуре to have + V3.
  • Perfect Continuous: соответствует структуре: to have + been + Ving

Вышеуказанные формы характерны для активного залога. Переходим к шагу 3, чтобы выявить страдательный залог.

Шаг 3: определяем залог

Структуры для активного залога написаны выше. Формула страдательного залога: to be + V3. Можно постараться определить залог и без формул. В случае страдательного залога над объектом производится действие, а не сам объект его производит.

  • Simple Passive: am/is/are/was/were/will be + V3
  • Continuous Passive: being + V3.
  • Perfect Passive: have/has/had/will have + been + V3.
  • Perfect Continuous Passive: не используется.

Практикуемся и разбираемся на примерах

1) I don’t eat much ice cream. Present Simple Active , т.к. содержит do + V1.
2) I was sleeping in the tent yesterday at 12 o’clock. Past Continuous Active , т.к. содержит was + Ving.
3) The shop was being visited yesterday at 12 o’clock. Past Continuous Passive , т.к. содержит was + being + V3.
4) What have you been doing? Present Perfect Continuous Active , т.к. содержит have + been + Ving.
5) The missing kids have been found. Present Perfect Passive , т.к. содержит have + been + V3.
6) They will be swimming tomorrow at 7 o’clock. Future Continuous Active , т.к. содержит will + be + Ving.

Я постарался охватить все сложные случаи. Обратите особенное внимание на примеры 4 и 5. Если что-то не вписывается в рамки этой статьи, и вы все равно не можете определить время глагола в английском языке, то либо вы что-то поняли неправильно, либо вам попалась : инфинитив, причастие или герундий.

В этой статье расскажем о самой популярной грамматической теме - английских временах. Узнаете, сколько времен в английском на самом деле, зачем их нужно учить и как в них разобраться.

Объясниться с англоговорящими людьми иногда можно хоть жестами: когда окажетесь в отпуске за границей, они рукой покажут вам дорогу к сувенирной лавке, и вы купите заветные подарки. Если английский вам нужен для работы, сдачи международного экзамена или просмотра сериалов на английском, без серьезных познаний не обойтись.

Некоторые люди считают, что носители используют только времена группы Simple, а все остальное придумали коварные учителя английского. Но доказать обратное легко - в фильмах, книгах и рекламе примеров предостаточно. Посмотрите на отрывок из «Игры престолов»:

The first time I saw Winterfell, it looked like something that had been (Past Perfect) here for thousands of years and would be here for thousands of year after I was dead. - Когда я впервые увидел Винтерфелл, он выглядел, как что-то, что было здесь тысячи лет и будет еще тысячу после моей смерти.

А теперь пример из фильма «Авиатор»:

By that time, Pan Am will have bought TWA and painted (Future Perfect) all those magnificent Connies blue and white. - К этому времени Pan Am уже купит TWA и раскрасит все эти величественные самолеты Connie в синий и белый цвета.

Посмотрим еще два отрывка из фильма «Волшебник страны Оз» и сериала «Настоящий гений»:

What have you learned (Present Perfect), Dorothy? - Что ты узнала , Дороти?

My husband and I have been trying (Present Perfect Continuous) for six years. - Мы с мужем пытаемся уже шесть лет.

Свободное владение временами английского языка облегчает общение с иностранцами: вы можете четко и правильно донести свою мысль. Если освоите систему времен, вам будет легче понять, по какому принципу носители языка строят свои фразы.

Почему изучение английских времен вызывает трудности

1. Слишком много английских времен

Как вы думаете, сколько времен в английском языке? 3, 5, 16, 28?

Методисты нашей школы придерживаются цифры 12. Но она не будет столь пугающая, если все разобрать по порядку.

Есть временные промежутки - точно такие же, как и в русском языке: Present (настоящее), Past (прошедшее) и Future (будущее). А есть так называемые аспекты языка, которые добавляют контекст в эти самые промежутки:

  • Simple (простое) - разовое или регулярное действие.
  • Continuous (длительное) - процесс, который происходит прямо сейчас или в течение какого-то периода времени.
  • Perfect (совершенное) - результат, опыт.
  • Perfect Continuous (длительное совершенное) - процесс может закончиться или продолжаться.

Осталось всего лишь соединить одно с другим - получится 3 временных группы:

Давайте посмотрим короткий ролик от TedEd, чтобы понять, как это работает:

Лексика из видео

Слово/Словосочетание Перевод
explicitly детально, подробно, прямо
to modify видоизменить
to specify конкретизировать, уточнять
to occur происходить, случаться
obvious очевидный
to divide делить, разделяться
further дальше, больше
the time of reference момент упоминания
to describe описывать
discrete прерывистый

Имейте в виду, что понятие tense (грамматическое время) - это не то же самое, что и time (время, временной интервал).Например:

The plane arrives at 10 a.m. tomorrow. - Самолет прилетит завтра в 10 утра. (говорим о будущем, но используем простое настоящее время - Present Simple)
I"m seeing Ann next week. - Я увижусь с Энн на следующей неделе. (говорим о будущем, но используем длительное настоящее время - Present Continuous)

2. Сложные определения английских времен

Определения английских времен из советских учебников, а также со случайных страниц в интернете способны вводить в шок. Давайте посмотрим пример:

Употребляется для выражения действия, уже совершившегося в предшествующий период до момента речи, но имеющего непосредственную связь с настоящим моментом.

Речь идет о Present Perfect. Это время определяет действие, которое случилось в прошлом, но его результат имеет значение сейчас.

Употребляется для выражения действия, которое началось в прошлом, продолжалось какой-то период и закончилось как раз к моменту речи о нем или все еще продолжалось при наступлении другого действия в прошлом

Это Past Perfect Continuous. Оно определяет действие, которое длилось и завершилось к моменту в прошлом.

Чтобы не разбираться в замудренных определениях, рекомендуем читать англоязычные учебники, написанные носителями языка. В них информацию подают коротко и ясно - даже с начальным уровнем английского многое можно понять.

3. Вы знаете правила, но на практике их не применяете

Вы прилежно выучили все правила, выполняете упражнения на использование английских времен, но так и не можете применять их в речи. Синдромом отличника страдают многие: так бывает и с теми, кто на уроках зубрит ПДД, но на дороге не может вспомнить, что обозначает тот или иной знак.

Некоторые также думают, что сначала они выучат все английские времена назубок, а уже потом начнут говорить. Но так не бывает. Схожий пример из жизни: как только похудею/подкачаюсь, буду носить красивые вещи, а пока можно и в старом поношенном свитере походить. Улавливаете аналогию?

Не нужно бояться говорить на английском и чего-то ждать. Нужно учить английские времена и сразу же отрабатывать их в разговоре.

4. Тяжело выбрать нужное время

Отличать английские времена можно, запомнив:

  • ситуации, характерные для каждого времени;
  • слова-маркеры, которые обычно сопровождают то или иное время.

Но главное - не переживать из-за того, что вы используете не то время. Ведь часто бывает так, что в одной ситуации можно употребить одно иди другое время без потери смысла, например:

В первом примере у обеих временных форм (Past Simple и Present Perfect) одинаковый смысл - человек поел. Больше никакого контекста нет, поэтому можем выбрать любое из двух времен. Во втором предложении нам и так понятна очередность событий, поэтому можно использовать Past Simple. Однако ошибки не будет, если вы употребите Past Perfect.

Как изучать времена в английском языке

1. Разобрать формулу образования английских времен

Надеемся, вы уже получили общее представление о 12 английских временах. Теперь давайте изучим таблицу образования английских времен.

Обратите внимание, что V - это основная форма глагола без частицы to, а V2 и V3 - вторая и третья формы соответственно. Плюсом мы обозначаем утвердительное предложение, минусом - отрицательное, а вопросительным знаком - вопросительное.

Время Past
Simple Вспом. глагол: do /does
Окончание: , -s
Формула: V (+s )

I work
+ He writes

– I do not work
– He does not write

Do I work?
? Does he write?

Вспом. глагол: did
Окончание: , -ed
Формула: V2

I worked
+ He wrote

– I did not work
– He did not write

Did I work?
? Did he write?

Вспом. глагол: will
Окончание:
Формула: will + V

I will work
+ He will write

– I won"t work
– He won"t write

Will I work?
? Will he write?

Continuous Вспом. глагол: be (am /is /are )
Окончание: -ing
Формула: am /is /are + Ving

I am working
+ He is writing

– I am not working
– He is not writing

Am I working?
? Is he writing?

Вспом. глагол: be (was /were )
Окончание: -ing
Формула: was /were + Ving

I was working
+ He was writing

– I was not working
– He was not writing

Was I working?
? Was he writing?

Вспом. глагол: will be
Окончание: -ing
Формула: will be + Ving

I will be working
+ He will be writing

– I won"t be working
– He won"t be writing

Will I be working?
? Will he be writing?

Perfect Вспом. глагол: have /has
Окончание: -ed
Формула: have /has + V3

I have worked
+ He has written

– I have not worked
– He has not written

Have I worked?
? Has he written?

Вспом. глагол: had
Окончание: -ed
Формула: had + V3

I had worked
+ He had written

– I had not worked
– He had not written

Had I worked?
? Had he written?

Вспом. глагол: will have
Окончание: -ed
Формула: will have + V3

I will have worked
+ He will have written

– I won"t have worked
– He won"t have written

Will I have worked?
? Will he have written?

Perfect Continuous Вспом. глагол: have /has been
Окончание: -ing
Формула: have /has been + Ving

I have been working
+ He has been writing

– I have not been working
– He has not been writing

Have I been working?
? Has he been writing?

Вспом. глагол: had been
Окончание: -ing
Формула: had been + Ving

I had been working
+ He had been writing

– I had not been working
– He had not been writing

Had I been working?
? Had he been writing?

Вспом. глагол: will have been
Окончание: -ing
Формула: will have been + Ving

I will have been working
+ He will have been writing

– I won"t have been working
– He won"t have been writing

Will I have been working?
? Will he have been writing?

Обращайтесь к этой таблице каждый раз, когда у вас будут возникать сложности.

Довести употребление английских времен до автоматизма можно с одним из наших преподавателей - записывайтесь на !

2. Изучить ситуации употребления времен в английском

У каждого из 12 английских времен есть множество функций, но одна из них ключевая. Сейчас мы с вами их разберем:

  1. Present Simple - регулярное или разовое действие в настоящем.

  2. - законченное действие в прошлом.

  3. - неопределенное действие в будущем.

  4. - действие, которое длится какое-то время в настоящем.

  5. - действие, которое длилось в какой-то момент в прошлом.

  6. - действие, которое будет длиться в какой-то определенный момент в будущем.