Уфа: храм Рождества Богородицы. История и возрождение святыни

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы (Уфа) - одна из красивейших действующих святынь в Республике Башкортостан. Церковь является объектом культурного наследия РФ и охраняется государством.

История

Место под возведение церкви обозначено на планах застройки города в 19 веке. Но появилась она позже и украсила город под названием Уфа. Храм Рождества Богородицы был построен в период с 1901 по 1909 годы. Основные финансовые вложения были сделаны купцом Н. М. Патокиным. Освящение храма состоялось в сентябре 1909 года.

Северный придел был назван в честь святителя Николая Чудотворца, южный - Архистратига Михаила. Архитектурный стиль церкви возвращал мирян к возрождению традиций строительства допетровской эпохи России. Жизнь всей страны и храма протекали в преддверии революции, в результате которой было утрачено много церквей, но уфимская устояла.

Революция 1917 года внесла кардинальные перемены в умы, поменяла приоритеты, перекроила каждый населенный пункт. Не стала исключением и Уфа: храм Рождества Богородицы претерпел много испытаний. С 1919 года уфимский собор стал госпиталем, но службы все еще велись. До 1922 года их правили священники-новомученики, которых постигла трагическая участь многих людей, несогласных с новой идеологией. Настоятель храма, отец Василий Лазенков, был арестован в ноябре 1937 года. Через несколько месяцев его расстреляли. Священник Алексей Кулясов (Горшунов) после ареста был приговорен к ссылке. Дальнейшая его судьба неизвестна.

С 1922 года храм Рождества Пресвятой Богородицы (Уфа) был отдан в руки обновленцам. В 1934-м церковь закрыли, а здание передали на баланс «Башкино». Вскоре здесь стали демонстрировать фильмы. Через четыре года в помещениях бывшего храма были размещены авиационные мастерские. В 1955-м здание переделывают под кинотеатр. Для этого была частично снесена колокольня, демонтированы главный купол и опорные столбы, сделаны пристройки, нарушившие гармонию архитектурного замысла.

Кинотеатр был закрыт в 1991 году. После этого православная жизнь стала возвращаться в город под названием Уфа. Храм Рождества Богородицы начал возрождение со знакового события. В городе замироточили несколько икон - "Иверская икона Божией Матери", "Взыскание погибших",

Восстановление

Храм Рождества Богородицы (Уфа) и территория вокруг него реконструировались в течение 15 лет. Активным участником всех процессов был владыка Никон. Его часто можно было увидеть на строительной площадке, рабочих планерках. В наши дни отреставрированное здание храма блистает золотыми куполами, небесно-синими стенами. Высота колокольни составляет 47 метров. Сам собор вознесся ввысь на 21 метр. По вечерам церковь подсвечивают - святыня выглядит очень красиво.

Внутреннее убранство не уступает внешнему лоску: поверхности отделаны белым мрамором, полы устелены розовым итальянским камнем, украшением стен служит искусная мозаика, собранная из гранита и серпентинита, фрески с библейскими сюжетами. Очень красиво расписан свод. Собор Рождества Богородицы в Уфе уже стал достопримечательностью всего края.

Деятельность

В кафедральном соборе ежедневно проводятся службы, куда приходит много мирян и гостей, которых принимает Уфа. Храм Рождества Богородицы является центром духовной жизни для верующих, достопримечательностью и местом, где ведется активная социальная, просветительская и воспитательная работа. В 2003 году для детей была организована воскресная школа. Ее основная цель - воспитание разносторонней личности. Она рассматривается как весомое дополнение к основному образованию.

В процессе учебы дети изучают историю церкви и христианства, получают знания о Ветхом и Новом Заветах. Преподаватели стараются научить малышей быть добрыми, справедливыми, отзываться помощью на нужды ближнего. Также при школе работают кружки общего развития, где подрастающее поколение осваивает искусство декламации, пения, работает театральная студия. Детские занятия проводятся по воскресеньям с 9:00 до 14:00. Записаться в школу может любой ребенок, местом жительства которого является Уфа.

Храм Рождества Богородицы открыт и для молодежи. Каждое воскресенье с 12:30 до 14:00 проходят встречи, на которых обсуждаются волнующие вопросы, делаются доклады, изучается Закон Божий. Участники группы ходят в походы, ведут миссионерскую деятельность и помогают пожилым людям, многодетным и малоимущим семьям. Найти единомышленников, получить знания по истории церкви и религии помогают встречи для людей взрослых, состоявшихся. Здесь приветствуют каждого. Открыты двери и для постоянных прихожан, и для тех, кто только проявляет интерес к религии.

Где находится?

В кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы ежедневно проходят службы, также отправляются все церковные правила, проводятся крещения, венчания, исповеди, отпевания. Обратиться за духовной помощью можно ежедневно, и ее обязательно окажут и словом, и делом.

Можно без проблем найти храм Рождества Богородицы (Уфа). Адрес - улица Кирова, строение 102. Добраться до храма можно общественным транспортом - трамваем (маршруты №18, 1, 16, 21) и троллейбусом (№13, 13К, 21). Ехать нужно до остановки на ул. Кирова. Автобусом (№51, 73с) необходимо добираться до ул. Айской. После чего нужно пройти вниз по улице до следующей остановки транспорта. Также можно воспользоваться маршрутным такси.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 1950 г.


Здание бывшей церкви Рождества Богородицы находится ныне на территории стадиона «Динамо». Храм построен в 1827-1831 годах по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). Затем по проекту архитектора Богданова в 1840 была произведена перестройка, а в середине двадцатого столетия ряд проемов заложен, частично фасады приобрели новый декор. На куполе по проекту архитектора А.Е. Певцова вместо главы поставлен бельведер.

Год постройки: Между 1827 и 1831 гг.
Адрес: г.Брянск, улица Советская.

Храм расположен на территории бывшего городского кладбища, которое занимало часть бывшей Ярмарочной площади (ныне территория парка им. А.К. Толстого и стадиона "Динамо").
Построен в 1827-31 гг., по заказу местного купца Афанасия Алексеевича Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). Их гипсовые,крытые черным лаком бюсты "по высочайшему соизволению" располагались в нишах при входе в церковь (не сохранились). На Ярмарочной площади Петр I в октябре 1709 года учинил смотр войскам Брянского гарнизона и идущим к фронту войскам. Тогда же здесь биваком стоял Преображенский полк, для которого тут построили часовню. 29 ноября 1791 года Синод вынес указ, в котором запрещал хоронить умерших прихожан у церквей. После выхода указа часть площади была отведена под кладбище, а на месте часовни возвели деревянную кладбищенскую церковь. В 1798 году ее перекрыли и отремонтировали. После пребывания в Брянске императора Александра I брянский купец Афанасий Бабаев, в доме которого самодержец и остановился, на свои средства начал сооружать каменную церковь на месте деревянного храма. После 1840 года по проекту архитектора Богданова западный притвор перестроен в двухэтажную трапезную, соединившую храм с прежде отдельно стоявшей колокольней (не сохранилась). Постановлением президиума Брянского губисполкома № 39 от 28.04.1927 г. храм был закрыт с целью использовать его под морг. Последний священник Симеон Васильевич Комягинский был арестован и 3 января 1930 года приговорен к пяти годам ссылки. В 1933-34 гг. было снесено кладбище и на его месте началось строительство городского парка и стадиона. Здание храма использовалось под спортзал. В 1947 году ряд оконных проемов был заложен, а фасады частично приобрели новый декор (церковь в это время была приспособлена под спортивный зал "Динамо"); в 1955 году архитектором А.Е. Певцовым на куполе вместо главы поставлен бельведер, обрамленный пятиконечными звездами. С начала 1990-х гг. верующие добивались возвращения храма. 19 сентября 2005 года храм был возвращен Брянской Епархии администрацией области. 21 сентября 2005 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы совершил в храме первую Божественную Литургию, положившую начало возрождения еще одного городского прихода.
Архитектура памятника является чистым и выразительным примером стиля ампир в городе. Куб церкви в три стороны выступает ризалитами (более сильно алтарным) с мощными арками-нишами под двухскатными щипцами завершений. Внутри арок помещены в два яруса большие окна (в наше время верхние полукруглые окна заделаны). Купол куба раньше был завершен крестом на крупном яблоке. Мощь архитектуры усилена горизонтальными рустами пилонов-ризалитов. Колокольня была стройной и изящно делилась по высоте на три яруса, верхний увенчивался высоким шпилем на куполке. Нижний ярус окружали двенадцать трехчетвертных дорических колонн (колокольня не сохранилась). На хорах пристроенной трапезной был размещен престол во имя святого князя Александра Невского. В 1955 году по проекту архитектора А.Е. Певцова на куполе была возведена бельведерная надстройка, соответствующая стилю памятника, который и ныне украшает этот зеленый уголок города.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположен на бывш. Ярмарочной пл. (ныне территория стадиона "Динамо"), у парка им. А.К. Толстого, замыкает перспективу ул. Ромашина. Построен в 1827-31 гг. по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709) и Александра I (1823)

Рождества-Богородицкая церковь.

Зикеево (Рожествено, Рождествено).

Зикеево (Рожествено, Рождествено). Село располагалось на Одоевском тракте от уездного г. Лихвина в 7 верстах на речках Речица и Черепеть. В 1859 г. в 60 дворах проживало 251 мужского и 248 женского населения.

В 1782 г. принадлежало Настасии Ивановой, Петру Тимофееву, Сергею Егоровичу Леонтьеву (Ханыкову). Земля находилась на большой Одоевской дороге. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Три деревянных господских дома на реке Терепеша. Имелась мельница о двух поставах.

Рождества-Богородицкая церковь построена в 1795 г. секунд-майором Яковым Николаевичем Ханыковым. Дата построения подтверждается сведениями офицеров Генерального штаба. Церковное здание и колокольня каменные, покрыты железом. Вокруг церкви простиралась ограда.

Престолов два. В настоящей холодной престол освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы , память 8/21 сентября. В холодном приделе во имя святителя Николая Чудотворца , память 9/22 мая и 6/19 декабря.

Земли под храмом и кладбищем 165 кв. саженей, усадебной 1,5 десятины, пашенной и сенокосной 15 десятин. Из них 5 десятин под бечевником и р. Окою. Близь села Зикеево было еще 43 десятины земли.

Расстояние от духовной консистории 45 верст, от местного благочинного 10. Ближайшие церкви: на северо-востоке Георгиевская в селе Георгиевское в 3 верстах, на востоке Николаевская в селе Березово в 7 верстах, на западе городские церкви.

Приход в 1862 г. состоял:

В селе Рождествено действительной статской советницы Елизаветы Иосифовны Ханыковой дворовых людей (1-6-10), крестьян (55-155-193), солдат (0-2-0), солдаток (0-0-14). Полковника Алексея Ивановича фон-Вернер дворовых людей (1-8-10), крестьян (18-65-73) при церкви.

В д. Кусково госпожи Е.И. Ханыковой крестьян (14-55-65) в 4 верстах.

В сельце Дорофино проживала помещица Наталия Ивановна Ханыкова, её дворовых людей (1-4-8), крестьян (15-56-60) в 4 верстах.

В д. Новая Алешня вольноотпущенных крестьян (5-19-20) в 3 верстах. Итого за 1862 г. в 110 дворах проживало 373 мужского и 453 женского населения.

В 1890 г. прихожане получили архипастырское благословение за приобретение нового колокола стоимостью 1050 руб.

В селе находилось земское училище. В 1893 г. в нем занималось 63 мальчика и 5 девочек.

Приход в 1893 г. состоял:

В селе Рожествено (Зикеево) крестьян (121-407-438) при церкви.

В сельце Дорофино крестьян (12-25-30).

В сельце Краинское крестьян (37-131-150).

В д. Кусково крестьян (40-123-135).

В д. Новая Алешня крестьян (8-21-20), дворян (1-5-2), мещан (4-10-8), военных (0-30-25).

Итого за 1893 г. в 223 дворах проживало 752 мужского и 808 женского населения.

При обследовании местности в августе 2007 г. пришлось побеседовать с Алексеем Ивановичем Харитоновым, 1926 г. рождения. Он рассказал, что церковь разрушили в 1938 г. по указанию тогдашнего председателя сельского совета Фёдора Ивановича Селезнёва. Исполнителями стали трое местных жителей Василий Васильевич Селезнёв, Сергей Васильевич Селезнёв и Иван Сергеевич Чуков. Они выбрали кирпич несущей стены по углам, обложили подножие поленьями дров и подожгли. Церковное здание рухнуло в одночасье.

Кирпичом не пришлось воспользоваться, так как известковый раствор был крепче цементного, и всё превратилось в щебёнку. Интересна судьба председателя сельсовета Фёдора Селезнёва. В наказание за упущения по работе его перевели на должность составителя поездов. На железнодорожной станции Сбродово он попал под сцепку и погиб. Трагична судьба непосредственных исполнителей разрушения церковного здания.

Один из них был ранен в ногу, и он умер от начавшейся гангрены. На месте разрушенного храма сейчас находится монумент воинам, сельчанам, которые защищали нашу Родину от фашистских захватчиков и не вернулись домой. Священник Крылов расстрелян на Тисницком полигоне НКВД. Вот на такой печальной ноте приходится заканчивать повествование о Богородицкой церкви крупного населённого места.

Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды. Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова. Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали. Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года. Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая. В 1740-1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу».

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону. Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий состоял у Рождества Богородицы только два года. В 1866-1872 годах в Пятницкой церкви служил Дмитрий Иванович Самбикин. Позже он стал ректором духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского.

В 1884-1886 годах архимандрит Димитрий издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей края. Без этого труда практически были бы невозможны современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась. По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю.И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась по середине двух-этажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности. Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811-1819 годах Мариннокой кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких. Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы были на Пятницкой церкви, а в 1790 году прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда. Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта. На жалованье ему шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб. В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени. О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет.

Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны колокольня и храмовая часть были разрушены, а двухэтажное основание звонницы сохранилось. Мало кто знает, что часть церкви цела, она находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположились ОВИР и архив ЗАГС. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А.М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.

http://vrnchurch.narod.ru/cer2.html



Церковь Рождества Богородицы, или Пятницкая находится близ Митрофанова монастыря, за время своего существования подвергалась многим достройкам и перестройкам, однако, все-таки сохранились данные, позволяющие установить, какие именно масти сооружения относятся к рассматриваемой нами эпохе.

История Пятницкой церкви такова: «каменная церковь построена вместо деревянной в 1738 г., она сгорела в 1748 г., потом обновлена и освящена в 1761 г. В 1826 г. в церкви были произведены капитальные перестройки: увеличены окна, уничтожены оконные ставни и, наконец, пристроена новая паперть.

К эпохе 1738-1760 гг. принадлежит колокольня храма. Эта колокольня стоит отдельно от храма и возвышается по середине двухэтажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни аналогичной конструкции представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Интересный мотив, но исполненный грубовато и тяжело. Несколько позднее тот же мотив разрабатывался учениками Растрелли в Введенской церкви и более красиво, более легко.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол и увенчанной барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов.

Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирки в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного итого же зодчего того и другого сооружения. Отделка церкви и трапезной, устройство паперти относятся к 1825 г., чем и объясняется ее стиль. Колокольня Пятницкой церкви является образцом барокко Анненского стиля в Воронеже.

Ю.И. Успенский «Старый Воронеж». Профтехшкола, 1922 г.



Церковь, более известная под названием Пятницкой, существует в Воронеже с 1628 г., но был ли в ней престол главный или придельный в честь Рождества Пресвятой Богородицы - неизвестно.

Существующая каменная Рождество-Богородицкая церковь, начатая постройкою не позже 1740 г. владельцем суконной фабрики Феодосием Миновичем Пустоваловым, освящена 26 ноября 1761 г. В ней устроен придел в честь Параскевы Пятницы. В 1765 г. церковь эта, как видно из описи ее, имела алтарь в длину 7 арш. и ширину 9 арш.; в настоящей церкви ныне в длину 12 арш. трапеза и в ширину 10 арш. Разделялась она на холодную, где был главный престол, и теплую, где был сначала один придел на правой стороне в честь св. муч. Параскевы, а 1771 г. был устроен другой на левой стороне придел сначала св. муч. Никиты, а затем в честь Знамения Божией Матери, освященный 2 сентября 1772 г.

В 1825 г. в церкви были произведены капитальные постройки: окна были распространены, ставни к ним уничтожены; внутренняя стена, разделявшая холодную от теплой церкви, уничтожена; чугунные полы заменены деревянными; пристроена была новая паперть. В 1864 г. на средства прихожан Канканщикова, Кряжова и др. настоящая церковь была разделена под мрамор, и вся церковь сделана теплою; в 1867 г. под мрамор была отделана и трапезная, возобновлены придельные иконостасы.

Иконостас из 6 ярусов, в нижнем ярусе все иконы в серебряных позлащенных ризах, по нескольку таковых икон и в придельных иконостасах. Из икон замечательны: свято чтимая и почитаемая за чудотворную икона Божией Матери Всех скорбящих; икона Казанской Богоматери, весьма древняя, обе в серебряных позлащенных ризах; икона Владимирской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, перенесенная из упраздненных круглых торговых рядов; Покрова Божией Матери, Знамения Богоматери, Воскресения Христова, Владимирской Божией Матери и пр. Кассиана, все они в серебряных позлащенных ризах.

Ризница этой церкви весьма богата множеством церковных облачений; в былое время из нее брали для архиерейского служения в собор. При церкви довольно значительная библиотека; при ней в 1866-72 гг. существовала благочинническая для городского духовенства библиотека. Земли подцерковной 29 дес. Есть церковные для причта каменные дома. Церковный причт получает % с капитала в 1620 руб. Прихожан более 400 душ, все в г. Воронеже.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.