«Река времён в своём стремленьи», анализ стихотворения Державина. Стихотворение "река времен в своем стремленьи" державин гавриил романович Эта тайна никогда не раскроется

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Еще стихотворения:

  1. «Река времен в своем теченьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности...
  2. Никогда Европа не была ни раньше, ни позднее так противоречива, так парадоксальна, как в четырнадцатом-шестнадцатом столетиях. Жанна д’Арк и Лукрециа Борджиа — вот два женских лика времени, словно бы исключающие...
  3. Но если есть река забвения, То есть и памяти река. И медленно до отупения Берусь за ручку черпака. Края у черпака заржавлены И носик-уточка отбит, Бока железные продавлены, — И...
  4. Опять сентябрь, как тьму времен назад, и к вечеру мужает юный холод. Я в таинствах подозреваю сад: все кажется — там кто-то есть и ходит. Мне не страшней, а только...
  5. Катилась из вечности в вечность река, покрытая временным блеском, и кто-то большой выпекал облака за дальним и временным лесом. На девушку в плавках белее, чем мел, искавшую ракушки в иле,...
  6. Христос, ты вывел нас на путь, Омыв его своею кровью! Ты бесконечною любовью Вдохнул дух жизни в нашу грудь, Христос, с тобой соединясь, Живем мы в темном мире этом, Как...
  7. За правду колкую, за истину святую, За сих врагов царей, — деспот Вельможу осудил: главу его седую Велел снести на эшафот. Но сей успел добиться Пред грозного царя предстать —...
  8. Как говорится, мгла времен… Увидев, что разломан клен или подброшена змея, шипящая под наши окна, стенала бабушка моя: – О чтоб рука его отсохла! Кто это сделал, чтоб ослеп! Чтоб...
  9. Я — река. Не большая, не бурная, А каких под Москвою полно: На поверхности — рощица бурая И песчаное, мелкое дно. Я — река. Но совсем захудалая. Да и как...
  10. Куда течет река? Что устремляет воды К изножью небосвода, В парные облака? В такую глубину Поманит радость жизни, В таких объятьях стиснет, Так повлечет ко дну! Но воды той реки,...

Вы можете прослушать аудиозапись стихотворения "Река времен в своем стремленьи…". Текст читает Заслуженный артист России Александр Дмитриевич Фёдоров.

Мы подошли к последней странице творчества Державина. Уже глубоким стариком, за несколько недель до смерти, он написал свое последнее стихотворение. Оно короткое, всего в восемь строк:

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Поэт уходил в Вечность. И смотрел в нее философски спокойно, печально и мудро. Никто не властен избежать могучего потока времени. Мы все, живущие на земле, объединены этим стремительно уносящим нас потоком. И все-таки, все-таки есть надежда, что остается нечто от каждого поколения людей, остается "чрез звуки лиры и трубы". Иначе нарушилась бы связь времен. А державинский символический образ "реки времен" не звучал бы с такой достоверной силой, не оставался бы надолго в нашей памяти.

Литература

  1. Державин Г.Р. Сочинения с объяснительными примечаниями Я.К. Грота: В 9 т. СПб., 1864-1884.
  2. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1933.
  3. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1947.
  4. Державин Г.Р. Сочинения. М., 1985.
  5. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 2.
  6. Гуковский Г.А. Русская поэзия XVIII века. Л., 1927.
  7. Западов В.А. Гаврила Романович Державин. М.; Л., 1965.
  8. Серман И.З. Русская поэзия второй половины XVIII века. Державин // История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.
  9. Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). М., 1979.
  10. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
  11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1979-1980.
  12. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Читайте также другие темы главы VI:

(Первой жене, Анне).

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.

Державин

Since now the hour is come at last,
When you must quit your anxious lover;
Since now, our dream of bliss is past,
One pang, my girl, and all is over.

This is the deepest of our woes,
For this these tears our cheeks bedew;
This is of love the final close.
Oh, God! the fondest, last adieu!

Где солнца всход и где Амур
В зелёных берегах крутится,
Желая паки(снова) возвратится,
В твою державу от манжур.

Ломоносов

(В текущем, XXI-м веке)

Говоришь не было у нас любви? Быть может...
Лодку мою в крутых волнах несло,
И опрокинуло вверх дном её! Но, всё же,
Завёл я ВИХРЬ, вставил в уключину * весло!

Да, дважды не войти в одну и ту же воду,
Амур, и то русло менял за эти годы,
Разлуки минул уж 20-ый год,
И ты, и я, и век, и свет не тот.

Измена - термин слишком уж широкий,
Оценки же бывают однобоки,
Жене яко бы, я изменил,
Что делать - за границу укатил,

В Украйну в Терлицу, нарешти в Лозоватку. **
Ты ж скромница была, однако хваткой...
Но те, кто лип к тебе, как на мёд мухи,
На закопчённой чёрной ленте, сухи.

А, мы с тобой сегодня не сухи,
Чьи это не худые две ноги,
Ритм задают мне быстрый вновь?
Давно так не кипела во мне кровь.

Да и в тебе, похоже, тоже,
Кто нам с тобой ещё поможет,
Остаток дней побыть в гармонии с природой?
Наши потомки! Ну, так скрасим годы,

На берегах Патомака и Миссисипи,
Beg them: "Брега Амура посетите!
Вечный покой нашли там наши предки,
И близкие, в сердцах оставив метки".

С тобою жизнь - цепь встреч и расставаний,
То очень, то не очень, длинных,
Печалей, радостей, желаний,
Их - всегда, очень, сильных...

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

(В минувшем, в XX-ом)

Луна освещала текущую воду,
постоянно трудящуюся
без всякого одобрения...

А. Платонов ДЖАН

С берега в азарте, помнишь прыгнул в воду?
Сорвался с крючка, но не ушёл сазан!
В шлейфе за кормою не только невзгоды,
Не только матросам "мир бездонный" дан,
Да текут пусть воды, пусть мелькают годы,
Лодка наша, снова, вышла на редан!
(get up on the plane)

Быстро рябь несётся, шелестя, под нас,
Чуть её касаясь, летим полный газ!
Солнца диск по курсу клонится к воде,
Слепит - на ночлег бы высадиться, где.

Сухим жарким летом, низкая вода,
Опасаться мелей следует тогда.
Оп! Только подумал, мотор задрожал,
Дно реки царапнул и полёт прервал!

Дросселя заслонку срочно опустил,
Красную жму кнопку, на мель наскочил,
Глубины полметра нету за бортом,
Посреди то русла, ладно, обойдём.

Левый берег низкий, илистый, пустой,
На правом, у сопок ткнулись на постой,
Ставим там палатку, над костром в уху:
Сазана, касатку, *** перчика, лучку.

Солнце село в воду и взошла луна,
Как блин круглый сыра вниз глядит она,
Окунёмся в воду тёплую и мы,
Там, где лёд был толстый полгода зимы.

Из распадка тянет свежестью грибной,
Режем хлеб и мажем красною икрой,
Почему не тяпнуть водки по сто грамм,
Гнус загнал в палатку, комары и там.

Из-за них Сергеич лето не любил,
Я с тобой в палатке ночь ту не забыл,
Жестковато ложе было наше в ней,
На пне с Пенелопой спал же Одиссей... ****

Заварили кофе крепкий, поутру,
Мимо три буксира по фарватеру,
Как утюг огромный тянут сухой док,
С новою подлодкой под Владивосток.

За тем караваном по глади реки,
Катится на берег волна метра три!
Бежим свою лодку от неё спасать,
Протащить успели её метров пять.

Сзади, достаёт нас языком волна,
Но, уже не очень нам она страшна,
На реке волненье вскоре улеглось,
Из-за сопок солнце снова поднялось.

Многорукавый Амур, многоводный,
Плотинами необуздан, свободный,
Вдаль несёт лодку нашу, играя,
То гладь, то рябь, то волна крутая.

Керулен монгольский дал ему разбег,
В КНР, в России продолжает бег,
Нет его длиннее в СССР реки,
Оказались с Леной равновелики...

СССР уж нету на карте Земли,
Океану в Tartar воды унесли.
Да теките воды миллионы лет,
Да несите воды нам поменьше бед...

Дураки мы были, оба - я и ты,
Не любовь и правда, скорей инстинкты.
Любовь слишком хрупкий видимо предмет,
Пылкая - нередко, истинная - нет.
Жизни мы прожили далеко не так,
Как бы надо было, и хотелось как,
Расставаться с нею будет мне не жаль.
Кончится ведь с нею тоска и печаль,
По провальным планам, разбитым мечтам,
Ничего не нужно, потому что там...

Выпала такая, значит, нам судьба!
И с её раскладом, тщетная борьба.
Stonily, подняла в 5 часов утра:
"Hit the road, Петя, с моего двора".
Ладно, было лето, солнце уж взошло,
Конечно, на русском: "don"t come back no more!"
Под одною крышей жили двадцать лет,
Двух детей прижили, так устроен свет...

Итак, прощай! Теперь уж навсегда,
Но если есть там связь, то иногда,
Может хоть знак какой подай,
Прощай прощай прощай прощай...
Well! we have pass"d some happy hours,
Oh, God! the poignant last adieu...

* В пятницу, 4-ого декабря 2015 года, на шоу "Поле чудес", на вопрос Якубовича, о принадлежности на борту лодки, две женщины и один мужчина, до дури крутили барабан, прежде чем угадали семь букв из восьми: УКЛЮ ИНА. Затем, каждый из них, ещё, ТРИЖДЫ, вертел барабан, прежде чем отгадали букву Ч...
Однажды, в 1968 году, метрах в 200-х от берега, немного, ниже Экани, сделали оверкиль. Глубина, там, метров 15, скорость течения, около 7 км/час. Нас было трое: я, брат Саша и приятель, Стасик Панасекин. Вплавь, сами, кое-как, отбуксировали лодку к берегу. Мотор Вихрь на транце, бензобак и вёсла уцелели, а ключи и пожитки пошли на дно Амура.
Стасик, дважды, стукался головой о слани и сиденье, к счастью, в третий раз, вынырнул рядом с бортом. Его, приёмник Спидола утонул, а бутылка Зубровки в кармане пиджака, нет. Она, утешила, нас, немного. На берегу, дали свечной ключ, слил воду из цилиндров: двигатель завёлся.

* * Терлиця - трепалка, снарядъ для трепанiя льна, пеньки. Название села на Черкащине, Монастырищенского района, Лозоватка - в Маловисковском районе, Кировоградской области.

* * * Касатка, плеть - рыбы бассейна Амура - без чешуи, уха из них, исключительно, наваристая и вкусная. Выражение: "нем как рыба", к ним, не относится - когда, их, вытаскивают из воды, громко скрипят. До пуска в 70-х годах Амурского ЦБК, наловить рыбы на уху, за несколько минут, мог самый неопытный рыбак: касатка, плеть, сом, лещ, чебак, конёк, карась, сазан, сиг, щука, верхогляд - на блесну.
Амур у Комсомольска с ноября по май скован льдом, толщина его, такова, что вместо паромной переправы, с декабря по март, включительно, ж.д. сообщение на Сов Гавань, осуществлялось по льду, пока, в конце 70-х, не был построен мост.
В справочниках указывается длина Амура, как и Лены равными - 4440 км. В Википедии же, длина от истоков Керулена, в Монголии, через Аргунь и до устья, в Татарском проливе, указана цифра 5052 км.

* * * * Основанием ложа, изготовленного, самим, Одиссеем, был корень маслины, вокруг, которого, была построена комната.

Stonily - с каменным лицом.

Hit the road Jack, and don"t come back no more... - Убирайся Джек, и больше не возвращайся. US кантри хит.

Река времен. 20 июля 2016 года исполнилось ровно 200 лет с того дня, как в вечность ушел Гавриил Романович Державин

Текст: Арсений Замостьянов
Коллаж ГодЛитературы.РФ

Гавриила Романовича Державина мы вспоминаем чаще всего благодаря не слишком почтительным, хотя, безусловно, доброжелательным строкам Пушкина о старике, который в гроб сходя, благословил. Между тем до вошедшей в историю встречи с юным гением в Лицее в 1815 году 72-летний (на тот момент) поэт и государственный муж успел снискать себе прочную славу и восхищение — как современников, так и потомков.
Об этом «Году литературы» рассказывает Арсений Замостьянов — поэт, защитивший по творчеству Державина диссертацию и написавший о нем книгу ЖЗЛ, а с прошлого года — редактор-составитель выходящего в издательском доме «Народное образование» 10-томника Державина. Трудно поверить, но это первое многотомное собрание сочинений Державина с XIX века (его неплохо издавали в советские годы, но — однотомниками). Первые пять томов уже вышли, шестой том — в типографии.

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей…
Так начинается стихотворение, которое Гавриил Романович вывел на стоящей в его спальне грифельной доске за три дня до смерти. Написав восемь строк, поэт не успел его закончить. И это символично: «река времён» Гавриила Державина течет — в вечность.

В роли реки времен — конечно, Волхов. Лучшей кандидатуры не найти. Последняя река в жизни действительного тайного советника и многих орденов кавалера, отставного юстиц-министра Гаврилы Романовича Державина. Он родился на казанской земле, интересовался булгарскими и ордынскими древностями, но полюбил Север. Полюбил край, который резонно считается колыбелью русской государственности. Он поселился на новгородской земле, лучшие дни своей отставной жизни провёл на Званке — в усадьбе на берегу Волхова. Там и умер двести лет назад. По мнению перелистных календарей — знаменательная дата.

Сразу вспоминается 1937-й, 100-летие дуэли и гибели Пушкина, обернувшееся крупнейшим многосерийным литературным фестивалем. Приходилось слышать, что здесь имел место дьявольский замысел Сталина, который так ненавидел человечество, что праздновал дату убийства Пушкина. Ну, Сталин у нас, как известно, отвечает за всё. Но в этом случае он лишь воспользовался старинной традицией. Дата рождения наших далеких предков не интересовала. Они часто не могли с точностью назвать даже год собственного рождения. И не безвестные крестьяне, а такие аристократы, как, например, Суворовы. А смерть выдающегося человека — это всегда событие всенародного значения. Это запоминается. Это — действительно веха в истории. Поэтому и двадцать пять лет со дня смерти Державина, и пятьдесят лет в литературном мире не прошли бесследно.
Смерть Державина стала . Перед нами тот редкий случай, когда последнее стихотворение поэта известно всем посвящённым, хотя Гаврила Романович не был самоубийцей и умер в преклонном возрасте, в отставке, в собственной усадьбе:

Слуга был Марса я, Фемиды,
А ныне — отставной поэт…
В званском кабинете Державина висела знаменитая в те времена карта-таблица «Река времен, или Эмблематическое изображение всемирной истории от древнейших времен по конец осьмого надесять столетия» . Составил эту карту немецкий учёный Фредерик Страсс. Он схематически изобразил историю цивилизаций в виде речных потоков. Державин вглядывался в эту новинку — и предавался раздумьям…

Отставной тайный советник и в преклонном возрасте оставался поразительным поэтом.

История русской поэзии богата - три с половиной века бьёт родник. Но кто из шестидесятилетних и семидесятилетних поэтов сравнится с Державиным? А уж последнее его стихотворение - незавершённое, быть может, черновое - невозможно вычеркнуть из любой русской антологии.

Я стар — юн духом по грехам…

Река времён… Загадочное восьмистишие — возможно, начало задуманной Державиным пространной оды «На тленность». Хотя не всегда первые написанные строки становятся началом стихотворения. В поэзии Державина рассыпано немало оптимистических оценок собственной посмертной судьбы: «А я пиит — и не умру». Не без основания надеялся он остаться на земле и службой на благо правосудия. А тут вдруг впал в грусть, едва не доходящую до чёрного уныния. Легче всего предположить, что в следующих строфах поэт сформулировал бы антитезу унынию, обратился бы ко Всевышнему и утешился в молитве. Но ода называется «На тленность» — и одному Богу известно, куда завела бы Державина эта тема. Под старость он снова обратился к духовной лирике — и даже во дни войны с иноземными захватчиками работал над пространной одой «Христос». Русские полки воевали во Франции, загнанный Наполеон сражался из последних сил, бросая в бой мальчишек. Потом победители — монархи и дипломаты — решали будущее человечества в австрийской столице. Казалось бы, Державин должен был углубиться в плетения политических расчётов, а он писал:

Кто Ты? И как изобразить
Твоё величье и ничтожность,
Нетленье с тленьем согласить,
Слить с невозможностью возможность?
Ты Бог - но Ты страдал от мук!
Ты человек - но чужд был мести!
Ты смертен - но истнил скиптр смерти!
Ты вечен, - но Твой издше дух!
Получилась огромная богословская ода о Христе, взволнованное размышление о богочеловеке, написанное на пределе уходящих сил. И вот - река времен в своём стремленьи…
Этот поток пожирает всё - и дурное, и доброе. И Наполеона, и Суворова. Батыев и Маратов - и великомучеников. Вечная мельница - вроде тех, что можно встретить и в Званке, и в аракчеевском Грýзине.

Всё проходит, «всё вечности жерлом пожрётся» , но разве наши старания напрасны? Оптимисты и жизнелюбы под старость лет нередко впадают в мизантропию. Неужто и Державин?

Недописанный этюд — или всё-таки отточенная фреска? Державин скептически оценивал свои возможности в малой стихотворной форме. Эпиграммы, надписи — как силён был в этих лаконических жанрах Сумароков! Пожалуй, Державин недооценивал себя: «На птичку», надписи к портрету Ломоносова и на характер императора Павла — разве это не победы поэта?
И восемь строк ненаписанной оды «На тленность» составили загадочное, но законченное стихотворение. По большому счёту, продолжение не потребовалось. А утешительная антитеза пускай подразумевается, остаётся в подтексте.
Восемь строк — и ни одного случайного или сомнительного слова. «Звуки лиры и трубы» — неужто можно чётче и яснее определить поэзию Державина, вообще поэзию XVIII века? Труба — это гомеровская линия, героика. Лира — анакреонтика Державина и его философские размышления в стихах. Само понятие «Река времён» связано, как это часто бывало у Державина, со зримым предметом. В 1816 году эти восемь строк вышли в журнале «Сын Отечества». Первая публикация! Там появилось и краткое примечание: «За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту “Река времен”, начал он стихотворение “На тленность” и успел написать первый куплет».
По какому маршруту старый стихотворец намеревался повести корабль философской оды?

Эта тайна никогда не раскроется. Поэт умер.

На грифельной доске осталось восемь строк — ни больше, ни меньше. И никакого утешения. «Всё вечности жерлом пожрётся» . И это — жизнелюбивый, полнокровный Державин. Даже не тёплый, а горячий в любом стихотворении, в любой реплике. Наверное, это к лучшему — стихотворение стало горше, крепче, в нём нет ни одного лишнего, случайного слова. Мы знаем эти восемь строк наизусть. А жизнеутверждающих строк у мурзы (Державин любил самого себя величать этим татарским титулом) и без того немало…
Может сложиться обманчивое впечатление: а что, если Державин на закате дней разочаровался, впал в уныние, столь несвойственное ему в зрелые годы? Так бывает с сильными людьми: теряя здоровье, они предаются панике, скисают. Но это не про Державина!

В старости, несмотря на недуги, он написал едва ли не лучшие стихи — да хотя бы эти последние восемь строк…

Он всегда жил новыми стихами, счастливыми минутами, когда ощущаешь власть над словом, когда дух захватывает от полёта — и вдохновение (назовём это так) не оставило его до конца.
После взятия Парижа Державин задумал написать похвальное слово императору Александру. Летом 1814-го он попросил племянницу — Прасковью Николаевну Львову вслух читать ему панегирики разным историческим деятелям. От некоторых его клонило в сон, а вот похвальное слово Марку Аврелию Антуана Тома понравилось старику. Но в конце концов Державин прервал чтения: «Я на своём веку написал много, теперь состарился. Моё литературное поприще закончено, теперь пускай молодые поют!» . Сохранилась в его архиве и такая запись:

«Тебе в наследие, Жуковской! Я ветху лиру отдаю; А я над бездной гроба скользкой Уж преклоня чело стою».

И всё-таки он писал даже в последнее лето — и как писал! А жизнь званская тянулась медлительно. Только бездетные старики так влюбляются в собачек, как Державин в свою Тайку. Всегда он носил её за пазухой, поглаживал… О тех днях мы знаем по запискам Прасковьи Львовой.

Уж преклоняя чело стою…

Однажды сырым вечером, за пасьянсом, ему стало дурно, он скрючился, принялся тереть себе грудь. Позвали доктора. Державин постанывал, даже кричал от боли. Но всё же уснул в кабинете, на диване. Проснувшись, повеселел. Его уговаривали ехать в Петербург, к докторам - старик только посмеивался. Снова начались шутки, карты, чтения Вольтера… Через несколько дней, 8 июля, за завтраком он объявил: «Слава Богу, мне стало легче». По комнате летали ручные птицы, забавлявшие его. От обеда пришлось отказаться: врачи рекомендовали воздержание в пище. Но на ужин он заказал уху - и съел три тарелки. Тут-то ему и сделалось дурно. Доктор прописал шалфею, Львова советовала напиться чаю с ромом. «Ох, тяжело! Ох, тошно. Господи, помоги мне, грешному… Не знал, что будет так тяжело. Так надо. Так надо. Господи, помоги…»
Поздним вечером боль притупилась. Он попросил у всех прощения за беспокойство: «Без меня бы спали давно». И дал слово Дарье на следующее утро отправиться в Петербург. И вдруг он немного приподнялся, глубоко вздохнул - и всё стихло. Доктор сконфуженно поглядел на Львову. Комната наполнилась женскими рыданиями. 8 июля — это по новому стилю как раз и есть 20-е.

На аспидной доске остались написанные мелом восемь строк - тех самых.
Тело его покрыли простой кисеёй - от мух. Сосед - Тырков - всё тараторил: «Нужно сказать государю. Государь так его любил, он непременно захочет проститься». Император и впрямь находился поблизости - в Грузине у Аракчеева, это соседнее поместье. Но нет… У гроба стояли сыновья Капниста и Львова, а внук Фелицы отсутствовал, да и не узнал он вовремя о смерти Державина. Прислуга в те дни перепилась - надо думать, от скорбных мыслей. 11 июля настало время последней службы. Вокруг гроба собрались священники. «Какое в нём было нетерпение делать добро!», - произнесла Прасковья Львова. Под погребальное пение гроб перенесли на лодку, и траурная процессия направилась к Хутынскому монастырю.

А я – пиит, и не умру…

Те буквы на аспидной доске давно стерлись — их, конечно, успели переписать, потому и появилось в наших хрестоматиях «последнее стихотворение Державина». Ведь наша поэтическая хрестоматия начинается вовсе не с Пушкина. В XVIII веке создана целая антология, которую поэты пушкинского Золотого века читали внимательно и неравнодушно.
Слабость поэзии XVIII века — в том, что, следуя установкам классицизма (да и сентиментализма!) поэты становятся предсказуемыми. Но Державин разбивал все каноны. Он — поэт, на редкость «неправильный» и пристрастный. Недаром Державин пресекал все попытки друзей отредактировать его могучее, но диковатое дарование. И державинская ода — это всегда смешение панегирика и сатиры, реальности и фантастики, восторга и самоиронии. Между прочим, именно за это его полюбила Екатерина. Ведь «Фелица» — никакая не торжественная ода, это просто умный и остроумный разговор на уровне поэтических образов. И это показалось императрице забавным — в отличие от поднадоевших высокопарных од Василия Петрова.
Потому и оказывался он необходимым то Баратынскому, то Случевскому, то Цветаевой, то Мандельштаму, то Бродскому. И этот список можно продолжать долго. Поэты всегда находили в грудах державинского косноязычия золотые самородки. И, когда пушкинская гармония поднадоедала, обращались к державинскому хаосу.
Хотя между Пушкиным и Державиным родственного гораздо больше, чем разобщающего. Без «Фелицы» с ее «забавным русским слогом», в котором ирония легко переплеталась с патетикой, вряд ли состоялся бы «Евгений Онегин».

Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь - хозяйка,
Мои желания - покой,
Да щей горшок, да сам большой. —

Это из «Онегина». И это явно подслушано у Державина. И на здоровье! А в «Полтаве» Пушкин не обошелся без ритмов и скрежета державинских батальных од — таких, как «На взятие Измаила».
В «Фелице» найден тот раскрепощённый тон, в котором ирония и самоирония становится важнее сатиры. При этом, например,

в жанре духовной лирики Державин остаётся непревзойдённым. Ведь он еще и на удивление разнообразен. Когда его бросало в религиозный жар — создавал чудесные формулы «Бога», гневно проповедовал во «Властителям и судиям».

При этом — владел «забавным русским слогом» и не гнушался низкими темами. Причем не держал их в чулане поэтической кухни. Порой высказывал главные мысли в самых «потешных» стихах!

А сколько крылатых выражений подарил он нам ещё до Крылова и Грибоедова. «Учиться никогда не поздно», «Отечества и дым нам сладок и приятен», «Где стол был яств, там гроб стоит», «Осёл останется ослом, хотя осыпь его звездами», «Умеренность есть лучший пир», «Чрезмерна похвала — насмешка!» или — вслушаемся! — «Жизнь есть небес мгновенный дар»…

Ну, и самое главное и всеми признанное — Державин первым в оставил психологический автопортрет. Подробно, весело, без потаенных комнат, показал свой быт. Не прятал собственных слабостей и пороков. И нашел в такой приземленной откровенности поэтическое очарование: «Тут кофе два глотка; схрапну минут пяток» Ну, а подробные и роскошные державинские гастрономические описания памятны многим. Иногда их цитируют, не называя автора. Такую поэзию хочется сравнивать с живописью — и с отменной:

Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В крафинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
С курильниц благовоньи льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая;
Хозяйка статная, младая
Готова руку протянуть.

Не выдохся вкус этих обедов. Пожалуй, первым из русских поэтов он стал просто приятным и пользительным собеседником — острым, эмоциональным, к которому прислушиваешься, потому что он не кричит и не встает на ходули. Не случайно успех пришел к нему после публикации «Фелицы» в журнале «Собеседник».

Впрочем, и покричать, и поворожить Державин мог за милую душу. Но отличился от современников все-таки человечностью. Земное обаяние! Жизнелюбивая поэзия:

Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.