План работы по самообразованиюТема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром. Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Темы по самообразованию для воспитателей ранний возраст

Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

    информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

    знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

    осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

    изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

    качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

    работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

    плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

    обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

    сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

    периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

    каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

    определить тему, конкретизировать цели и задачи;

    распланировать работу по самообразованию;

    грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

    подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Периоды деятельности

Действия воспитателя Область компетенции старшего воспитателя/методиста
Подготовительно-
диагностический
Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
Планирование Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
Учебная деятельность Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
Практическая деятельность Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
Подведение итогов Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

Советы по организации самообразования:

    целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

    желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

    самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

    чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы

Особенности планирования работы по самообразованию

Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

Вопросы, которые могут возникнуть

Рекомендации по решению
Тяжело определить и сформулировать тему Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).
Затруднения в выборе необходимой методической литературы Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

    освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

    формирование базисного уровня профессионального мастерства;

    осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

    освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

    раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

    развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

    практика наставничества и помощи молодым специалистам;

    исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

    полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования:

    изучение азов методической работы с малышами;

    адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

    краткосрочные - проект реализуется в течение года;

    долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

Социально-коммуникативная область:

    Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

    Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

    Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

    Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

Художественно-эстетическая сфера:

    Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

    Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

    Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития:

    Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

    Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

    Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Познавательная область:

    Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

    Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития:

    Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

    Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов:

    Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

    Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

    Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

    Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
По усмотрению воспитателя.
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина - Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина - Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама - лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

    совершенствование профессиональных умений и навыков;

    изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

    практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

    подготовка конспектов и тезисов;

    проведение мастер-класса или тематического семинара;

    анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности.

Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

    Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

  2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

    Все детали должны быть изготовлены аккуратно

  3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

    Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
  6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
  7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
  10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
  11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
  12. Мне нравится изучать и познавать новое.
  13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
  14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Здравствуйте уважаемые воспитатели. На связи Татьяна Сухих. Давайте поговорим о том, что составляет обязательную часть вспомогательного педагогического развития. Вы, я думаю, догадались, что туда входит готовый план самообразования воспитателя. Такой план систематизирует педагогические действия и вырабатывает будущую коммуникацию с ребятами. В ней также содержится программа методологических работ на будущий год.

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет их сенсорного развития. Условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малюток 2 – 3 лет, поскольку это период, когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование малышей.

Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности, развития эстетического чувства, фантазии и внимания и способствует расширению запаса слов, а также влияет на совершенствование зрительной, моторной, слуховой, образной памяти. Как средства сенсорного воспитания у дошколят используются дидактические упражнения и игры, конструирование, рисование.

Детки, которые обладают культурой в области сенсорики, различают большую палитру звуков и красок, а также вкусовых ощущений. Готовый план по самообразованию воспитателей в младшей группе позволит вам дорогие педагоги самосовершенствоваться и узнать потребности деток в еще большей степени.

План работы воспитателя

Тематика

Назначение

Задачи

Воспитательный процесс: сенсорика у дошколят младшей группы Улучшение профессиональной осведомленности, квалификации педагогов

· Обучение детей различиям основных цветов;

· ознакомление деток с формой и величиной предметов;

· формирование навыков индивидуальной деятельности;

· повышение самооценки малышей и уверенности в себе;

· развитие творческих способностей, любознательности, наблюдательности;

· сплочение детского коллектива.

Сроки

· составление готового плана по самообразованию воспитателя детского сада;

· существование проекта работы по самообразованию;

· изучение литературы и приобретение материалов по данной тематике;

· обработка материалов из Интернет;

· разрабатывание анкет и консультаций для родителей;

· проведение карты наблюдения за детками с выявлением самостоятельного развития ребят на начало года;

· консультирование и анкетирование родителей на тему сенсорного развития детей в доу.

· проведение анкетирования и консультирования родителей;

· получение данных во время анкетирования по теме «Ознакомление» и выявлению знаний по сенсорному формированию и воспитанию дошкольников;

· проведение консультирования с мамами и папами на темы: «Адаптирование детей к условиям детского сада» и «Воспитание сенсорики дошколят».

· продолжение изучение литературы по данной теме: работы М. Монтессори по развитию ребят из разных источников Интернета;

· подготовка и проведение открытого просмотра образовательной деятельности «Как искали щенка»;

· формирование картотеки поучительных игрищ, которые направлены на развитие сенсорики малышей;

· поучительные игры в картотеке, материалы к этим забавам;

· консультирование с родителями по теме: «Чем заняться в выходной день с детьми?»

· проведение консультирования с родителями по теме: «Какие игровые материалы и игрушки нужны деткам?»;

· формирование картотеки поучительных игр, которые направлены на развитие сенсорики малышей;

· изготовление игровых материалов;

· поучительные игры в картотеке, материалы к этим играм;

· составление передвижной папки для родителей по теме: «Игры по сенсорике для малюток».

5. Январь :

· консультирование с родителями по теме: «Первые уроки морали для дошколят раннего возраста»;

· составление материалов для игрищ, существование поучительных игр в картотеке;

· упражнения и забавы на развитие обоняния;

· формирование развивающего центра «Территория запахов» и проведение игрищ и упражнений;

· продолжение изучения литературы по данной теме.

· подготовка и проведение открытого просмотра «Гостим у зайчонка»;

· участие в педсовете и анализ просмотра;

· опыты с водой: «прозрачность воды», «разноцветная вода»;

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Формирование способностей сенсорики ребят раннего возраста».

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Развивающие игры и их роль для малышей»;

· создание картотеки поучительных игр, которые направлены на закрепление и усвоение такого понятия, как форма: «Поищи предмет данной формы», «Какая из этих фигур лишняя?».

· дидактические игры в картотеке, а также материалы к ним;

· продолжение изучения литературы по данной теме;

· продолжение составления передвижной папки для родителей по теме: «Сенсорные игрища для малышей».

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Капризы детей и их упрямство»;

· продолжение изучения литературы по данной теме;

· составление картотеки поучительных игр, которые направлены на закрепление цвета: «Какие цвета вы видите здесь?», «Какой цвет имеет этот предмет?», «Давайте уточним этот цвет»;

· существование в картотеке поучительных игр и материалы к ним;

· составление буклетов для родителей по теме: «Сенсорное усовершенствование малышей дошколят».

9. Май (итоговый)

· подготовка и проведение открытого просмотра «Бабочки»;

· участие и анализ просмотра в педсовете;

· анкетирование родителей, которое позволит понять, насколько они оценивают работу в доу;

· создание картотеки поучительных игр и материалы к ним;

· консультирование родителей

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Малыши - крепыши» Чулымский детский сад»Тополек» Лысак Татьяны Андреевны на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» на 2016--2017 учебный год

Актуальность выбранной темы

для работы по самообразованию педагога

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития;

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Развивает наблюдательность;

Готовит к реальной жизни;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Развивает внимание;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.

План работы по самообразованию

Воспитатель Лысак Татьяна Андреевна детский сад «Тополек».

Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

Научить детей различать основные цвета;

Познакомить детей с величиной и формой предметов;

Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

Сплотить детский коллектив.

Сентябрь

Подготовительный

    Составление плана работы по самообразованию

Наличие плана работы по самообразованию

    Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

Литература для изучения:

    Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014

    Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.

    Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.

Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников.

Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями.

    Интернет ресурсы на тему: ««Концептуальные основы введения ФГОС ДО»

Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО, написание итогового проекта

    Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр

Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года

    Анкетирование и консультирование родителей

Получение данных в ходе проведения анкетирования родителей по темам: «Знакомство», «Социально-демографическая анкета» и «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

Проведение консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и « Сенсорное воспитание детей раннего возраста ».

Октябрь

Ноябрь

Основной

Литература для изучения:

    Журнал «Домашняя школа Монтессори», 2001.

    Журнал «Для самых маленьких», 2001.

    Работы Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников.

    Подготовка к проведению открытого просмотра НОД «Прогулка в осенний лес»

Проведение открытого просмотра НОД «Прогулка в осенний лес»

    Участие в педсовете

Проведение консультации для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребенком».

Декабрь

    Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения: Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.

    Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Какие игрушки необходимы детям».

    Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

    Создание развивающего оборудования «Тактильная дорожка», обучение детей работе с ним

Наличие оборудования

    Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

Наличие папки-передвижки

Январь

    Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Первые уроки нравственности для детей раннего дошкольного возраста».

    Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

    Упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов обоняния. Создание развивающего центра «Территория запахов»

Проведение упражнений и игр

    Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.

Февраль

    Подготовка к проведению открытого просмотра НОД «Зайка»

Проведение открытого просмотра НОД «Зайка»

    Участие в семинаре

Участие в работе семинара, анализ проведенного открытого просмотра

    Экспериментирование с водой.

Опыт «Разноцветная вода». Опыт «Прозрачность воды».

    Формирование картотеки дидактических игр, направленных на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару».

Наличие дидактических игр в картотеке

    Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Март

    Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Роль развивающих игр для детей».

    Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы: «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит…?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?».

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

    Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983

    Продолжение оформления папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

Наличие папки-передвижки

Апрель

    Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Детские капризы и упрямство».

    Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указаения – М.: Просвещение, 1969.

    Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду» «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет».

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

    Оформление буклетов для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

Наличие буклетов

Май

Итоговый

    Подготовка к проведению открытого просмотра НОД «Бабочки»

Проведение открытого просмотра НОД «Бабочки»

    Участие в педсовете

Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию

    Анкетирование родителей

Анкетирование, позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

    Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

    Закрепление пройденного с детьми. Оценка уровня сенсорного развития детей.

Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на конец учебного года

Индивидуальный план самообразования

ФИО : Черкасова Юлия Львовна

Должность : Воспитатель

Тема : « Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»

Цель : Повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:

- Составить план работы по данной теме;
- научить детей различать основные цвета;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

-подготовить картотеку дидактических игр.

Начало работы по теме : ноябрь 2015 года

Предполагаемый срок окончания работы : май 2017 года

Основные вопросы для изучения:

    Влияние диддактических игр на развитие сенсорных качеств ребенка.

    Влияние дтдактических игр на развитие самостоятельной деятельности.

    Являются ли дидактические игры эффективными в развитии творческих способностей, любознательности, наблюдательности.

Список изучаемой литературы:

    А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.
    2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г.

    4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г.

    5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

    6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2008г.

    7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М.: Линка-пресс, 2002.

    Услуги Интернет.

    Изучение статей в журналах:

    «Воспитатель в ДОУ»

    «Дошкольное воспитание»

    «Ребенок в детском саду»

    «Обруч»

Этап

Срок проведения

Изучение специальной литературы.

Ноябрь-декабрь 2015 года

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Ноябрь 2015

Разработка перспективного плана работы по теме

Декабрь 2015

Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста»

Проект на свою тему: « Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

Март 2016 года

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета.

Ноябрь 2015года- май 2017 г.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону

Май 2015

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка» .

Сентябрь 2016 года

Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию,
в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна.

Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости)

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

Ноябрь 2016

Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д.

Декабрь 2016

Тематическое родительское собрание. «Игра – спутник детства»

Декабрь 2016

Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).

В течении года

Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. (в течение года)
Оформление выставки «Дидактические игры для детей».

Март 2017г

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игровой деятельности).

Май 2017 г

Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»

Май 2017 г.

Ожидаемые результаты:

    Подобрана и изучена литература;

    Создана развивающая предметно- пространственная среда

    Разработан перспективный план использования дидактических игр

    Изготовлены дидактические игры.

    Использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями.

Игровые технологии в ДОУ

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа "Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: "Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек "такой же”, как у него. Или игра "Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа "Магазин”, "Запомни узор” и "Нарисуй, как было” и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более "пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Значение дидактической игры для развития дошкольника .
За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:

- игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные) ;

- игры, возникающие по инициативе взрослого и старших

детей,

- организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);

- игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные игры.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное на-чало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чужда и непонятна детям. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли в основном по указанию взрослого.

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. Самостоятельная творческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром (растениями и животными), с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придается играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмосферу» того или иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбираются эпизоды из сказок, религиозные истории. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод

Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866-1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Е. И. Тихеева рекомендовала развивать и все виды.

Свободные игры детей в детском саду Е. И. Тихеевой протекали в комнатах, где были оборудованы разнообразные трудовые уголки (столярный, швейный, кухня, прачечная).

Это создавало своеобразную форму игры (игру-труд). Предоставляя детям максимум самостоятельности в свободных играх, педагог, по мнению Е. И. Тихеевой, должен отвлекать их от игр с нежелательным содержанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обогащать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре.
Е. И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость руководить играми детей с разнообразными строительными материалами, песком.

Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее мнению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их нужно тщательно подбирать в соответствии с возрастными возможностями детей.

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Теоретическое же обоснование использования игры как средства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникновению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не биологического порядка.

Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Так, Д. Б. Эльконин писал: «...игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе» .

Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения»

Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством формирования ценностных ориентации, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения,развитие творческих сил, воображения, эстетических чувств. Ученые утверждают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

Игра имеет значение для развития личности ребенка - дошкольника в целом. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания».

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В этой связи целесообразно вспомнить еще одну мысль С. Л. Рубинштейна: «...в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности...» .

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Анализ литературы в ходе изучения дидактической игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изучение дидактической игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении.

Данный анализ позволяет констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.

Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей. В немногих исследованиях изучаются вопросы воспитательного значения дидактических игр: показана их роль во всестороннем развитии личности, в формировании способностей ребенка, воспитании социальной активности, развитии воли и произвольности дошкольника, усвоении правил поведения, создании условий для появления сознательной оценки своих возможностей и умений, обеспечении эмоционального характера деятельности, выявлена возможность их использования с целью коррекции поведения.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» .

А. Н. Леонтьев дал аксиологический анализ значения дидактических игр для развития основных черт личности ребенка. Ученый указывает на два момента, определяющих роль этого вида игровой деятельности. Первый заключается в том, что игры создают условия, в которых впервые появляется «самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей, умений» Второй относится к содержащимся в играх с двойной задачей (дидактической и воспитательной) моральным моментам. «И здесь... важно то, что этот моральный момент выступает в деятельности самого ребенка, т. е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции». Отмеченное А. Н. Леонтьевым значение дидактических игр открывает возможность для использования их с целью воспитания дошкольников.

В исследовании Г. Н. Толкачевой показано, что при использовании дидактических игр можно достичь положительных результатов в формировании потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста. Возможность применения этих игр как средства формирования данной потребности обусловлена тем, что дидактические игры, как подчеркивает автор, «...создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (ситуации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей»

Н. Толкачевой была выявлена возможность использования игр для коррекции поведения дошкольников. Эта задача решалась в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Как видим, существуют различные взгляды на дидактическую игру, ее основные функции и педагогический потенциал. В последние годы резко возросло внимание ученых к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данного вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей обучения и воспитания дошкольников, введением игровых приемов в практику обучения младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д.

Структура и характеристика компонентов дидактической игры

Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети, загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде.

Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.
В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.

Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три... десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева - семь и девять». В этой игре игровое действие - подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание. Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу.

В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные с правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели долго не могли отгадать) - один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним - второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его посылают «по... дорожке на одной ножке» - это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную активность детей.

Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с. правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Виды дидактических игр, их характеристика.

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);

- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);

- речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

- музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);

Природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
-для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

-игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;

-настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

-словесные.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:

-игры-путешествия;

-игры-предположения;

-игры-поручения;

-игры-загадки;

-игры-беседы.

В основу классификации дидактических игр, предложенной Н. И. Бумаженко, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

-интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);
-эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы);

-регулятивные (игры с прятанием и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи);

-творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты);

-социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия).
Вывод:
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.

Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.