Интерактивные методы обучения немецкому языку. Эффективные методы и приемы обучения немецкому языку

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в русле личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.

В центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.

У каждого школьника свой темп продвижения в учебном процессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя создавать мотивы учения, содействовать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.

Последняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.

Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самостоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:

Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль общения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;

В обучении школьников немецкому языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;

Особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и понимание прочитанного.

Сейчас это большая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).

Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.

Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.

Существует 3 способа познания и, следовательно, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».

Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».

Краткая характеристика:

«Зритель» имеет словарный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные работы. Мотивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.

«Слушатель» имеет большой словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит общаться по телефону, посещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны.

«Деятель» косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.

Исходя из сказанного выше, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому я использую в работе следующие методы:

- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;

- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)

- что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам; 5 класс – нарисовать своего любимца (домашнего животного), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.

- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев. Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.

Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:

Описание картинки, используя опорные слова;

(11 класс Тема: «ИЗО»)

Рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;

Высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;

Рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;

Ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;

Игра в мяч на закрепление грамматических форм

Поиск ключевых слов;

Поиск главной мысли в тексте;

Деление на смысловые части;

Составление плана пересказа;

Коллективный пересказ;

Постановка вопросов и ответы;

Сделай по образцу

Вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)

Повторы, обращая внимание на:

а) – произношение

б) - на интонацию

Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:

Взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.

Щадящий опрос другу; в парах, группах)

Показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)

Отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. на обдумывание

Опрос по цепочке

Диктант

Тест

Карточки

Параллельный опрос

Совместными усилиями (вместе со школьным психологом) более детально изучаю обучающихся в нашей школе с точки зрения способов познания с тем, чтобы в дальнейшем руководствоваться этим в работе, подбирая оптимальное сочетание методов и приёмов для улучшения качества знаний учащихся, а также помочь им в обучении, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработать программу помощи детям, требующим специального внимания как со стороны педагогов и родителей, а также других специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в русле личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.

В центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.

У каждого школьника свой темп продвижения в учебном процессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя создавать мотивы учения, содействовать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.

Последняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.

Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самостоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:

Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль общения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;

В обучении школьников немецкому языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;

Особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и понимание прочитанного.

Сейчас это большая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).

Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.

Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.

Существует 3 способа познания и, следовательно, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».

Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».

Краткая характеристика:

«Зритель» имеет словарный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные работы. Мотивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.

«Слушатель» имеет большой словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит общаться по телефону, посещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны.

«Деятель» косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.

Исходя из сказанного выше, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому я использую в работе следующие методы:

- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;

- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)

- элементы частично – поискового метода, что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам; 5 класс – нарисовать своего любимца (домашнего животного), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.

- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев. Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.

Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:

Чтение про себя;

Описание картинки, используя опорные слова;

(11 класс Тема: «ИЗО»)

Рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;

Высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;

Рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;

(10 класс Тема: «Нация. Какой он, типичный немец / русский?»)

Ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;

(5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде»)

Игра в мяч на закрепление грамматических форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)

Поиск ключевых слов;

Поиск главной мысли в тексте;

Деление на смысловые части;

Составление плана пересказа;

Коллективный пересказ;

Постановка вопросов и ответы;

Сделай по образцу (например, составить диалог по образцу)

Вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)

Повторы, обращая внимание на:

а) – произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)

б) - на интонацию (в сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)

Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:

Взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.

Щадящий опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)

Показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)

Отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание

Опрос по цепочке (пересказ текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)

Диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)

Тест (лексико-грамматический 10 – 11 кл.)

Карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)

Параллельный опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики зачитывают составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)

Совместными усилиями (вместе со школьным психологом) более детально изучаю обучающихся в нашей школе с точки зрения способов познания с тем, чтобы в дальнейшем руководствоваться этим в работе, подбирая оптимальное сочетание методов и приёмов для улучшения качества знаний учащихся, а также помочь им в обучении, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработать программу помощи детям, требующим специального внимания как со стороны педагогов и родителей, а также других специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.


Слово "интерактивный" происходит от слова "интеракция" - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.), В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группа) с целью совместного решения коммуникативных задач. Конечно, для опытных педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как:

диалогическая, парная;

политологическая;

групповая;

Это традиционные формы обучения. Однако хочется остановиться подробнее на технологии обучения в сотрудничестве и вариантах метода такого обучения. Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам 20 в., но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 70-е годы.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве:

"АЖУРНАЯ ПИЛА, МАШИННАЯ НОЖОВКА"

Этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

"УЧИМСЯ ВМЕСТЕ"

Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987 году.

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. Основные принципы - награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально - психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль учителя - контроль.

"ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ"

Шломо Шаран, Университет Телль - Авина, 1976 год.

Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.

Основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдается во всех случаях.

РАБОТА С НОВОЙ ЛЕКСИКОЙ

Класс (группа) обычно состоит из двенадцати человек, которых можно объединить в три подгруппы по четыре человека, т.е. по две пары.

Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах. В каждой группе учащиеся получают карточки с заданием перевести словосочетания. В карточке обязательно дается ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают парами. Сначала один из партнеров дает задания и проверяет по ключу свои карточки. Затем учащиеся меняются ролями. После этого пары объединяются в четверки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово (словосочетание) несколько раз до запоминания.

Затем группе дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется "по цепочке" (один начинает, остальные продолжают друг за другом).

РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

При изучении грамматики часто используется либо вариант "Учимся вместе", либо "Ажурная пила, машинная ножовка".

Например, при изучении темы Futurum l und 2 классу предлагается заполнить таблицу с графами: "Случаи употребления", "Указатели" и "Схемы". Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.

Вариант "Учимся вместе": каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой, пододранные так. чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени - описало действия; вторая нашла указатели, слова - помощники; третья составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике. В варианте "Ажурная пила машинная ножовка" все группы заполняют таблицы целиком. В каждой команде есть эксперты по "случаям употребления", "указателям", "схемам". Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме. Обычно после такой работы дается тест каждому индивидуально. Результаты суммируются и выставляется оценка группе.

РАБОТА В ГРУППАХ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Для работы в группах обычно готовятся карточки задания:

найти в тексте;

найти ошибки и устранить их.

В работе также используются различные памятки (см. Приложения 1,2).

Из опыта работы И.И. Матюшиной, учителя немецкого языка МОУ СОШ №3 г. Облучье В данном сборнике предложен опыт использования ролевых игр на уроках немецкого языка с целью повышения мотивации к изучению предмета. Учитель предлагает ряд заданий для проверки усвоения учащимися языкового материала. Сборник может быть рекомендован для учителей немецкого языка.

Слово об учителе

Ирина Ивановна Матюшина работает учителем средней общеобразовательной школы №3 города Облучье в течение 20 лет. Немецкий язык преподает в 5-х-11-х классах по федеральным программам с использованием базовых учебников. Профессиональная культура педагога проявляется в сформированности у него таких умений, как-то:

  • Организационные (умение организовать любой вид работы);

  • Проектировочные (умение планировать работу);

  • адаптационные (умение действовать по плану в конкретных учебных условиях);
  • мотивационные (умение эффективно стимулировать познавательную деятельность учащихся);
  • коммуникативные (умение общаться с обучаемыми на уроке и вне его);
  • познавательные (интерес к исследовательской деятельности);
  • умение контроля и самоконтроля.
Педагог имеет высокий уровень языковой компетенции: демонстрирует свободное владение немецким языком, грамотно использует лексико-грамматический и фонетический материал в рамках обсуждаемых тем и проблем. Не испытывает трудностей социолингвистического и социокультурного характера.
И.И. Матюшина в числе первых включилась в эксперимент по раннему обучению школьников немецкому языку.
Для привития интереса к предмету «Немецкий язык» учитель использует технические средства обучения: аудио-, видео- и компьютерные технологии. На своих уроках учитель уделяет внимание нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, развивает их мышление, обучает навыкам общения и прививаем им черты цивилизованной личности. В целях развития мотивации к изучению предмета Ирина Ивановна использует и свой личный опыт пребывания в Германии, знакомя учащихся со страноведческими реалиями страны изучаемого языка на уроках и во внеурочной работе.
Наряду с традиционными педагог использует инновационные технологии обучения, например, информационно-коммуникативные. Так, данную технологию учитель применяет в интегрированном уроке по теме «Музыка».
Педагог ведет целенаправленную работу с одаренными детьми. Учащиеся 9-х-11-х классов на протяжении ряда лет становятся призерами предметных олимпиад по немецкому языку.
Ирина Ивановна дает своим учащимся также возможность проявить себя и на всероссийском уровне. Это участие ее учеников во Всероссийском конкурсе «Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Не отстает от своих учеников и сам педагог, принимая участие в областных конкурсах (в 2005 году - в конкурсе информационных технологий в номинации «Уроки с использованием информационных технологий», в 2006 году - в конкурсе программ факультативных и элективных курсов).
Стремление к повышению профессионального уровня, желание делиться с коллегами собственным опытом обучения школьников делает И.И. Матюшину активной участницей различных мероприятий, организуемых в регионе. Например, в 2001 году она принимала участие в семинаре «Немецкий язык: литература, страноведение, дидактика» (г. Хабаровск), в 2006 году - в муниципальной методической конференции «Использование информационных технологий как средство повышения качества образования» и в этом же году (т.ж. в Хабаровске) - в международной научно-практической конференции «Языковая политика и языковое образование в условиях межкультурного общения».
Тема самообразования учителя Ирины Ивановны Матюшиной - «Эффективные методы и приемы обучения иностранным языкам».

МБОУ Петровская СОШ

Учителя немецкого языка I категории

Величко Любови Петровны.

Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых

важных составляющих моментов современного, успешного человека. Социально- политические и экономические преобразования во всех

сферах нашего общества привели к существенным изменениям и в области образования. Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для их изучения. В настоящее время, когда контакты с другими странами становятся всё теснее, знания иностранных языков играет важную роль. Современный человек должен хорошо знать, по меньшей мере, один иностранный язык потому, что взаимопонимание между народами имеет большое значение для мирного сотрудничества. Без знаний иностранных языков это сотрудничество почти невозможно. Сейчас развиваются различные формы международного общения: международные встречи, выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес. Обмен школьниками и студентами тоже сюда относится. Это хорошие предпосылки для изучения иностранных языков. Нелегко в совершенстве овладеть иностранным языком, нужно усердно работать. Но кто хочет, тот добьётся. Люди изучают языки по разным причинам. Одним они нужны в работе, другим для путешествий за границу, третьи делают это из интереса. Знания языков делают возможным чтение иностранной литературы, общение с представителями других стран, знакомство с их культурой, экономикой, наукой и техникой. Иностранные языки расширяют наш мир, делают нас богаче.

Иоганн Вольфганг Гёте сказал однажды: „Человек столько раз человек, сколько иностранных языков он знает”. В новом XXI веке, провозглашённом Юнеско веком полиглотов, весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков.

Важным становится воспитать личность, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Основой бытия и мышления нового XXI века является диалог различных культур. У иностранного языка, как учебного предмета, есть весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины, способствующей

приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры.

Учить иностранные языки трудно, но приятно осознавать цель и возможности, которые перед вами откроются.

Главное понимать, что роль иностранных языков в нашем мире велика, и нужно стремиться выучить их как можно лучше, чтобы не испытывать

трудностей в общении.

Знание иностранных языков – это залог полноценной жизни в мире людей, населяющих нашу планету.

Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала.

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашей педагогической деятельности является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей.

Несомненно, что каждый наш урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся, развивать их способности не только к репродуктивному, но и творческому мышлению, побуждать в них радость познания.

Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении обеспечивает не только следованием, заложенным в учебно-методическом комплексе

методическим системам, но и в творческом подходе к их реализации, позволяющим сформировать у учащихся потребность учиться, умение рационально работать, развивать мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельность в решении поставленных задач.

Считаю главным в своей педагогической деятельности пробудить у ребенка интерес к изучению иностранного языка, сделать процесс обучения посильным и радостным.

У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур.

Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной

коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий

коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации,

используя все необходимые для э того задания и приемы, является

отличительной особенностью урока иностранного языка.

Каждому из нас свойственна неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же прием длительное время невозможно, т.к. от него устают и дети, и учитель. А новая установка позволяет активизировать каждого. Поэтому я в своей работе практикую нестандартные уроки. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру: уроки – беседы, уроки – заочные путешествия, уроки – консультации, уроки – исследования, уроки – игры, устный журнал, экскурсия, читательская конференция, КВН, викторины, конкурсы, урок защиты профессии, уроки-зачеты, уроки-диалоги, защита проектов, диспут. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Использование регионального материала в системе школьного обучения иностранному языку.

Региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю Использование регионального компонента, создает специальную речевую среду, которая помогает учащимся сблизиться с историей родного края, а также с его политическим и географическим положением, а эти познания помогают учащимся усвоить не только страноведческий, но и исторический материал изучаемого иностранного языка.

Использую на уроках региональный компонент. Цель использования регионального компонента заключается в создании условий для расширения кругозора учащихся, развития их познавательного интереса, приобщения к творческой деятельности. Региональный компонент использую в тех классах, где он логически связан с темой. Например, при изучении темы «Лицо города- визитная карточка страны» 7 класс наряду со знакомством с городами Германии,знакомимся и с городами Ростовской области и их достопримечательностями.

Роль наглядности на уроке иностранного языка.

При обучении иностранным языкам большую роль играет использование различных наглядных средств: рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий и т. д., что вносит разнообразие в учебный процесс, делает его более интересным для учащихся. Опорные схемы, которые я использую на уроке, призваны облегчить учащимся процесс овладения немецким языком, снять различного рода сложности, обеспечить преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся, сконцентрировать внимание на новом изученном материале, сформировать прочные навыки и умения.

Так, с помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала. Предметные картинки использую в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся.

На начальном этапе обучения картинки часто использую для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.

Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседы по содержанию изобразительного материала.

Тематические картины чаще всего использую для обучения устной иноязычной речи – аудированию и говорению.

При обучении аудированию картина может служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух. Во время рассказа по той или иной теме обращаю внимание учащихся на детали картины, о которых говорится в тексте. Картины могут стимулировать учащихся к монологическим высказываниям на заданную тему, помогать шире использовать знакомый лексико-грамматический материал, а также вспомнить ранее изученные слова и словосочетания.

Большую помощь оказывает иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода.

Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В таблицах по иностранным языкам языковой материал сочетается с изобразительным.

Внедрение новых информационных технологий в процесс

изучения иностранных языков.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, уроки в форме презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Формы работы в среде Power Point на уроках иностранного языка

включают:

Изучение лексики;

Отработку произношения;

Обучение диалогической и монологической речи;

Обучение письму;

Обучение чтению;

Отработку грамматических явлений.

На уроках немецкого языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. Научная новизна использования ИТ состоит в том, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний учащихся. С помощью компьютерной техники успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся при изучении немецкого языка. В своей работе по преподаванию немецкого языка для решения вышеперечисленных задач я использовала возможности ПК в среде Power Point на уроках в 8 и 9 классах Такие занятия особенно познавательны, когда тема недостаточно глубоко раскрыта в учебнике и методических пособиях, а овладение учащимися данной информацией просто необходимо. Так, в ходе эксперимента был проведён урок с учащимися 9-го класса по теме «Вредные привычки» в рамках параграфа «Проблемы молодёжи». (Приложение 1).

На протяжении нескольких лет я использую проектную методику. Принимала участие в обсуждении на районном метод.объединении учителей иностранного языка и выступала с докладом «Метод проектов на уроках иностранного языка». Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Применительно к предмету «иностранный язык», проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что учащиеся учатся приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

С помощью проектной методики можно достичь сразу несколько целей - расширить словарный запас, закрепить изученный лексико-грамматический материал, совершить путешествие, создать на уроке атмосферу праздника и Заниматься проектной деятельностью украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
я начинаю на уроках в начальных классах и продолжаю ее в среднем и старшем звене. Мы вместе создаем:
2-4 классы: мини – проекты «Буквы – непоседы», «Я и моя семья»,

5-6 классы: «Мой день», «Школьное здание», «Я учу немецкий»;

7 класс «Лицо города - визитная карточка страны», «Моя деревня

8-9классы «Путешествие по Германии» “ Выбор профессии ”.

10-11 классы: «Немецкий язык и моя будущая профессия», «Вдоль по Рейну», «Ученые Германии». (Приложение 3) При оценке проектных работ следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важна также степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. К подготовке проектов учащимися среднего звена можно привлекать старшеклассников. Одно из достоинств проектной деятельности - это создание особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. При использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка следует учитывать специфику данного предмета, а также ступень, на которой изучается язык, и тип урока. С применением компьютерной программы эффективнее используется время на уроке для закрепления умения и навыков знаний учащихся. При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере. Таким образом, среди всех технических средств обучения иностранному языку, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер оказывает самое значительное воздействие на ход обучения. Но самыми интересными и для учеников и для учителя становятся уроки по развитию речевого умения с использованием ИКТ, которые создаются в сотрудничестве педагога и учащихся. Такие уроки – это личностно-ориентированные уроки, носящие деятельностный характер, учитывающие возрастные интересы детей, а также их умение пользоваться компьютером и Интернетом. А вот как я использую компьютер на уроках, цель которых – развитие речевого умения. Речевое умение и компьютер?! Подобное сочетание может вызвать удивление. Компьютер – это машина, и она не может быть речевым партнером! Но, используя возможности компьютера, можно побудить учащихся к говорению. В начальной школе, когда дети еще не умеют в достаточной мере пользоваться компьютером, основным пользователем является учитель, который с помощью ИКТ помогает учащимся расширить кругозор, узнать больше о стране изучаемого языка, вносит удивительные, волшебные моменты в контекст урока, опираясь на изученный материал. И младшие школьники стараются на таких уроках показать все, что они умеют и знают. Ведь это так типично для детей младшего возраста.

Так, например, урок в 4 классе по теме «Weihnachten» («Рождество») благодаря компьютеру можно превратить в настоящую сказку. Учащиеся могут «совершить путешествие» в Германию, рассказать о традициях и обычаях, связанных с этим праздником, о которых они узнали на уроках, получить письмо от Деда Мороза.

В заключение урока ребята могут написать на немецком языке поздравительные открытки своим родителям, друзьям.

WEIHNACHTEN IN EINER ALTEN DEUTSCHEN STADT WEIHNACHTSMARKT WEIHNACHTEN IN DEUTSCHLAND

Liebe Kinder ! Ich wünsche euch frohe Weihnachten und ein glückliches Neujahr

Например, на уроке в 10 классе «Umweltschutz» («Охрана окружающей среды») учащихся можно разделить на группы, каждая из которых выбирает одну из проблем, связанных с темой урока: «Загрязнение воды», «Загрязнение воздуха», «Загрязнение лесов», «Кислотные дожди». В подготовке проектов должны принимать участие все члены группы: кто-то подбирает материалы в Интернете, кто-то готовит слайд-шоу, кто-то пишет к нему текст. Результатом урока должны стать доклады по выбранным проблемам, сопровождающиеся мультимедийными презентациями. На таком уроке у многих учащихся возникает потребность узнать новые лексические единицы и речевые образцы, чтобы подготовить доклад, задать вопрос или ответить на заданный вопрос.

Unser Planet ist in Gefahr !

WASSERVERSCHMUTZUNG SAUER REGEN M ü l l

Wenn viele kleine Leute an vielen kleinen Orten viele kleine Dinge tun, kann man das Gesicht der Welt verändern!

Перед уроком с использованием ИКТ в 11 классе «Die Welt im Spiegel der Kunst» («Мир в зеркале искусства») ребята могут провести социологический опрос учащихся 9-11 классов, чтобы выяснить, какие виды искусства особенно популярны у их сверстников. Результаты опроса оформляются в виде диаграмм. О результатах своей работы ребята должны рассказать в самом начале урока.

Представленные учениками материалы позволят обсудить различные вопросы: «Почему тот или иной вид искусства предпочитают школьники?», «Почему литература на последнем месте?» и другие.

Обучение иностранному языку с помощью компьютера имеет много преимуществ. Прежде всего, это достоинства с психологической точки зрения. Помимо повышения мотивационного потенциала ученика, компьютер гарантирует конфиденциальность.

В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Компьютер является бесспорным помощником для преподавателя в разработке урока немецкого языка. На него переносятся те виды работы, которые вызывают наибольшие сложности при изучении иностранного языка. Так на начальном этапе, хорошо известно, как много времени требуется для освоения трансформации повествовательных предложений в вопросительные и отрицательные. Одна из причин, затрудняющая усвоение грамматического материала на этом этапе, заключается в том, чтобы у детей 7-8 лет еще не развито абстрактное мышление. Использование мною в своей педагогической деятельности конкретных визуальных элементов способствует снятию таких сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал. Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного значения.

Я стараюсь использовать различные приемы на уроках немецкого языка, которые обеспечат гибкость формируемых грамматических механизмов.

Сейчас всё чаще в школах стали использовать компьютер и Интернет при обучении иностранному языку. Этот способ я считаю наиболее эффективным.

Но всё-таки, как будет протекать учебный процесс, как будет происходить

усвоение нового материала, зависит в значительной степени от состояния учащихся, от их заинтересованности, от их готовности (установки) к самостоятельной работе. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи,статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. За этим стоит будущее. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Мирошниченко Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель немецкого и французского языков
Учебное заведение: Филиал ГБПОУ РО "ДПК" в г.Азове
Населённый пункт: Азов
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения в системе среднего профессионального образования при изучении иностранного языка"
Дата публикации: 10.06.2018
Раздел: среднее профессиональное

Мирошниченко Ольга Валентиновна,

преподаватель французского и немецкого языков

Азовского филиала ГБПОУ РО

Донского педагогического колледжа

«Активные методы обучения в системе среднего профессионального

образования при изучении иностранного языка».

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал

представить

интересным,

современными

говорить

современном языке? Безусловно, каждый решает эту проблему по-своему.

Опыт работы преподавателей показывает, что моделирование уроков в

различных

технологиях

требование

Применение

педагогических

технологий

позволяет

рассматривать

практику

обучения

интеллектуального,

творческого, нравственного развития обучающихся.

Современные

образовательные

технологии

возможность

повысить

качество

образования,

эффективно

использовать

время и снизить долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет

снижения времени, отведенного на выполнение домашних заданий.

Основные требования педагогической технологии:

концептуальность – опора на определённую научную концепцию;

системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью;

управляемость

возможность

диагностического

целеполагания,

планирования,

поэтапной

диагностики,

варьирование

методов с целью коррекции результатов;

эффективность – современные образовательные технологии должны

эффективными

результатам

оптимальным

затратам,

гарантировать достижение определенного стандарта обучения;

воспроизводимость

технология

педагогический

инструмент

должна быть эффективна в руках любого педагога.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

технологии исследовательской деятельности;

технология проектной деятельности;

информационно-коммуникативные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология;

технология портфолио;

здоровьесберегающие технологии;

технология проблемного обучения и многие другие.

Остановлюсь на применении современных педагогических технологий

в образовательной деятельности преподавателей иностранного языка нашего

колледжа.

Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы создать

практического

овладения

обучающегося,

выбрать такие методы обучения, которые позволяют каждому проявить свою

активность, свое творчество.

На уроках иностранного языка нами используются:

технология

сотрудничества

выполнении

заданий грамматического характера, при работе над проектом, при обучении

диалогической речи и т.д.);

технология,

полноценного

умственного

развития

(игры-диалоги

художественных

произведений, ролевые игры, игры-соревнования, игры-путешествия и т.д.);

групповой метод, который позволяет вступать в коммуникацию с

формировать

способствовать

развитию

сотрудничества.

Групповое

обучение

формирования лексических, грамматических навыков, при работе с текстом,

при обучении диалогической речи;

проблемный

способствует

эффективному развитию самостоятельной работы студентов, приобретения

навыков и умений самостоятельного высказывания на иностранном языке.

Этот метод формирует творческие умения вести дискуссию, отстаивать свою

точку зрения, находить не один, а много вариантов решения проблемы.

проблемного

обучения

используются

Проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования: «От

образования на всю жизнь – к образования через всю жизнь»;

Проектная технология – проект дает студентам возможность выразить

собственные

творчески

продуманной

Проектная методика является одной из актуальных технологий, позволяющих

студентам применять накопленные знания по иностранному языку, развивает

языковые, интеллектуальные способности, потребность в самообразовании.

проектов

используется

программного

материала

практически по любой теме. (Проблемы «отцов» и «детей», «Экологические

проблемы», «Путешествия по странам изучаемого языка», «Современные

проблемы молодежи», «Карьера или семья» и многие другие);

здоровьесберегающие технологии. На уроках иностранного языка

приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать, поэтому

преподаватель

внимание

здоровьесберегающим

технологиям.

способствует

развитию

мыслительных

операций,

одновременно

студентов.

хороший вид релаксации, позволяющий студентам не только отдохнуть, но и

формирования

фонетических,

лексических,

грамматических

утомляемость

эмоционального

Рифмовки помогают преодолеть психическое напряжение, то есть справиться

утомляемостью.

Фонетическая

помогает

переключиться

иностранный язык, обеспечивает настройку слухового и речевого аппарата

студентов.

Отгадывание

доставляет

удовольствие,

приближаясь к игре. Одно из самых важных здоровьесберегающих действий

– это создание у студентов положительной эмоциональной настроенности на

Положительные

способны

полностью

последствия

отрицательных воздействий на организм студента.

Использование

новых информационных технологий в преподавании

иностранного

помогает

подобрать

преподавателю

методические

средства

позволяют

разнообразить

сделать уроки интересными.

практической

деятельности

иностранные

применяются

различных этапах урока в зависимости от поставленных задач, целей, то есть

на этапах ознакомления, закрепления, повторения нового лексического и

грамматического материала, работы над аудированием, чтением говорением,

а также на этапе контроля знаний студентов по теме.

При подготовке к урокам преподаватели используют материалы сети

Интернет.

Глобальная

Интернет

получения

необходимой

информации:

страноведческой,

аутентичной,

наглядный

материал,

аудиоматериалы,

справочники,

Студенты

выполняют задания, находя нужную информацию в Интернете. Практически

иностранного

используются

презентации.

включают наглядный материал, тексты, таблицы, видео.

Мультимедийные презентации помогают:

Активизировать внимание студентов;

Экономить учебное время;

Наглядно представлять лексический, грамматический материал.

В колледж подчас поступают подростки с низким уровнем базовой

подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности,

отрицательной мотивацией к изучению немецкого, французского языков. И

мультимедийные технологии в этом плане в значительной степени помогают

преподавателю изменить отношение студентов к данной дисциплине.

Основными

характеристиками

применения

с о в р е м е н н ы х

информационных

технологий

является

возможность

дифференциации

индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной

творческой активности обучающихся.

Интерактивное обучение с использованием компьютерных технологий

расширяет

кругозор,

повышает

мотивация

познавательную

активность,

способствует

формированию

коммуникативной

компетенции,

позволяет

применить

личностно-ориентированную

технология

о бу ч е н и я.

Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные

виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают

сформировать

лингвистические

способности,

создавать

коммуникативные

ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

На сегодняшний день необходимо в каждом учебном кабинете иметь

компьютеры, преподаватель не должен стоять в очереди к компьютерному

классу на проведение урока, все современные средства должны быть собраны

в кабинетах. И совсем необязательно студентам все 45 минут смотреть в

монитор и разговаривать с компьютером, но компьютер должен находиться

под рукой студента и преподавателя в режиме ожидания, как ручка или

карандаш.

Сегодня во многих учебных заведениях России ноутбуки уже заменили

бумажные учебники. Хорошо это или плохо – покажет время, но то, что

овладение

знаниями

невозможно

применения

компьютера - это очевидно. От мела, как инструмента преподавателя, жизнь

заставит

отказаться.

качество

обучения

зависеть

оснащенности наших учебных заведений техническими средствами.

Иногда может сложиться впечатление, что внедрение и использование

информационных технологий оправдано всегда и везде. Но это совсем не так,

и бездумное внедрение приносит только вред.

Компьютеру пока еще далеко до человеческого интеллекта. Поэтому

учебный диалог обучающихся и компьютера весьма ограничен по своей

логике. Общение с компьютером сокращает живое общение преподавателя и

студента. Орган объективизации мышления человека – речь – оказывается

выключенным. Студент не получает достаточной практики диалогического

формирования

профессиональном

преподавателю нужно обратить на это внимание.

В каждой технологии можно найти и достоинства и недостатки, но

результативность их очевидна.

Использование

современных

педагогических

технологий

позволяет

от обучения как функции запоминания к обучению как процессу

умственного развития;

о р и е н т а ц и и

у с р е д н ё н н о г о

о б у ч а е м о г о

дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

мотивации

обучения

внутренней

нравственно

волевой регуляции.

Хотелось бы вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет

любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь

к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочёл все

книги, но не имеет любви ни к делу, ни к детям. Если учитель соединяет в

себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Именно такой педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованием.

Создание

технологии

невозможно

творчества.

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов!

Литература

Аркусова И.В.Современные педагогические технологии при обучении

иностранному языку; НОУ ВПО МПСИ - Москва, 2012.

Китайгородская

Интенсивное

обучение

иностранным

Теория и практика; Высшая школа - Москва, 2014.

А.Н.Обучение

иностранным

практика;

Филоматис - Москва, 2014.

Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения

иностранным языкам; Филоматис - Москва, 2013.