Фонетические законы
1. Под ударением возможны следующие позиции для гласных: 1) в начале слова; 2) после гласных; 3) после твёрдых согласных; 4) после мягких согласных. В каждой из этих позиций различается 5 гласных звуков: [у], [о], [а], [э], [и] ([ы]): 1) [ý]тка, [ó]кна, [á]рка, [э]тот, [и]скры, 2) вы[ý]чивать, за[ó]чный, со[á]автор, по[э]ма, за[и]грывать; 3) с[у]д, к[о]т, с[а]д, ш[э]сть, с[ы]р; 4) т[у]ль (тюль ), т[’ó]тя (тетя ),м[’а]та (мята ), т[’э]нь (тень ), м[’и]р. Выбор звука [и] или [ы] обусловлен позицией, после мягких согласных, мосле гласных и в начале слова произносится звук [и], после твёрдого согласного звук [ы].
2. При сочетании предлога, оканчивающегося на твердый согласный, с начальным э следующего слона на месте э произносится гласный звук, при котором язык занимает более заднее положение, чем обычно, а согласный произносится твердо: [к э]тим (к этим ),о[т э]ха (от эха ).
3. Звук [и] заменяется звуком [ы] в положении после твердого согласного: [и]грáть (играть ) - с[ы]грáть (сыграть ), [и]ра (Ира )- с [ы]рой (с Ирой ),к [ы]ре (к Ире ).
4. Гласные после твердых согласных.
4.1. В первом предударном слоге на месте букв а, о произносится гласный [a] (точнее он обозначается как [а ъ ] - безударный звук, при произношении которого язык занимает среднее положение между [a] и [ъ]: тр[а ъ ]вá (трава ),стр[а ъ ]нá (страна ),ш[а ъ ]ги (шаги ), ц[а ъ ]ри (цари ), в[а ъ ]дá (вода ),гол[а ъ ]вá (голова ).
4.2. В других безударных слогах на месте букв а, о произносится краткий звук, средний между [ы] и [a] (в транскрипции он обозначается знаком [ъ]: с[ъ]рафáн (сарафан ),г[ъ]ловá (голова ),зáм[ъ]к (замок ),кóшк[ъ] (кошка ).
5.В начале слова и после гласного на месте букв а, о произносится звук [a] (точнее [а ъ ]: [а ъ ]ббáт (аббат ), [а ъ ]бажýр (абажур ), за[а ъ ]ркáнить (заарканить ), [а ъ ]дин (один ), [а ъ ]динóкий (одинокий ), по[а ъ ]динóчке (поодиночке ).
6. После мягких согласных во всех безударных слогах на месте букв и, е, я произносится звук [и э ] (средний между [и] и [э], но ближе к [и]: п[’и э ]рóг (пирог ),в[’и э ]снá (весна ),п[’и э ]тнó (пятно ), п[’и э ]рожóк (пирожок ),п[’и э ]тушóк (петушок ),п[’и э ]тачóк (пятачок ), вып[’и э ]ть (выпить ), тáн[’и э ]ц (танец ),выпр[’и э ]чь (выпрячь ).
Орфоэпические правила
1. В некоторых словах как русского, так и иноязычного происхождении наблюдаются колебания в выборе гласного [э] или [o] после мягких согласных и шипящих: манéвры - манёвры, желчь - жёлчь, блёклый, но блеклéе.
2.Некоторые слова допускают вариантность звукового оформления корня: ноль - нуль, строгать - стругать, тоннель - туннель, обусловливать - обуславливать.
3.1. В некоторых случаях в словах иноязычного происхождения могут нарушаться изложенные выше законы фонетической реализации гласных, при этом в безударных слогах возможно появление звуков [о], [э], [а]:
3.1.1. В некоторых заимствованных словах, в достаточной степени освоенных носителями языка, допустимо произношение звука [o] в безударном положении на месте буквы о : п[о]эт (поэт ),п[o]этический (поэтический ), р[о]яль (рояль ),ф[о]йé (фойе ).Но произношение [o] в подобных случаях не обязательно: п[о]эт и п[а]эт, п[o]этический и п[ъ]этический, р[о]яль и р[а]яль. Произношение звука [о] в тих случаях наблюдается в высоком произносительном стиле, придающем речи торжественность, приподнятость, или в ситуациях, требующих привлечения внимания к слову, его смыслового подчёркивания.
В отдельных заимствованных словах, недостаточно освоенных носителями языка, употребление звука [o] в безударном положении может наблюдаться независимо от стиля произношения: б[o]á (боа ), б[о]лерó (болеро ), р[о]к[о]кó (рококо ),фл[’ё]рдорáнж (флёрдоранж ).
3.1.2. В недостаточно освоенных носителями языка заимствованных словах в безударном положении на месте букв э, е может произноситься звук [э] в начале слова, после гласного, после твёрдых и мягких согласных: [э]пицéнтр (эпицентр ),му[э]дзин (муэдзин ), ц[э]цé (цеце ), с[’е]квéстр (секвестр ).
В заимствованных словах, освоенных носителями языка в указанных позициях чаще произносится гласный звук, подвергшийся обычному для русских слов изменению: [и э ]тáж (этаж ), [и э ]нéргия (энергия ), по[и э ]тический (поэтический ),ат[ы э ]льé (ателье ),кат[и э ]гóрия (категория ).
3.1.3. В недостаточно освоенных носителями языка заимствованных словах в безударных слогах на месте буквы а может произноситься звук [а] в положении после твердых и мягких согласных: ж[а]люзи (жалюзи ),д[а]цзыбáо (дацзыбао ),ч[’а]йханá (чайхана ), ч[’а]кóна (чакона ).
4. В некоторых случаях в первых основах сложных и сложносокращенных слов могут нарушаться изложенные выше законы поведении гласных, при этом в безударных положениях возможно появление звуков [о], [э], [а]:
4.1. В сложных и сложносокращенных словах звук [о] в безударном положении может произноситься на месте буквы о в первой основе: в[о]донепроницáемый (водонепроницаемый ),г[о]рсáд (горсад ), г[о]сзакáз (госзаказ ), [о]ргтéхника (оргтехника ).
4.2. В сложных и сложносокращённых словах звук [э] в безударном положении может произноситься на месте буквы е в первой основе: э[нэ]ргоноситель (энергоноситель ), сб[’э]рбáнк (Сбербанк ), с[’э]льсовéт (сельсовет ).
4.3. В сложных и сложносокращенных словах звук [а] в безударном положении может произноситься на месте букв а, я в первой основе не в первом предударном слоге: п[а]росбóрник (паросборник ),д[а]чевладéлец (дачевладелец ),ч[’а]долюбие (чадолюбие ), в[’а]лотекýщий (вялотекущий ) .
5. В некоторых безударных приставках как иноязычного, так и русского происхождения могут нарушаться изложенные выше законы фонетической реализации гласных, при этом в безударном положении могут произноситься звуки [о], [э], [а]:
5.1. В некоторых заимствованных приставках на месте буквы о в безударном положении произносится звук [о]: к[о]нтрмéры (контрмеры ), п[о]стмодернизм (постмодернизм ), пр[о]ислáмский (происламский ). В приставках русского происхождения появление безударного [о] факультативно: пр[о]иллюстрировать и пр[ъ]иллюстрировать (проиллюстрировать ),п[о]кáдровый и п[а]кáдровый (покадровый ),д[о]выборы и д[а]выборы (довыборы ), с[о]редáктор и с[ъ]редáктор (соредактор ).
5.2. В некоторых заимствованных приставках на месте буквы э в безударном положении произносится звук [э]: [э]кспрезидéнт (экспрезидент ),[э]кстраординáрный (экстраординарный ).
5.3. В приставках как иноязычного, так и русского происхождения на месте буквы е в безударном положении может факультативно произноситься звук [э]: д[э]мобилизáция (демобилизация ), р[’э]организáция (реорганизация ),вн[’э]служéбный (внеслужебный ),[п’э]р[’э]ориентáция (переориентация ),пр[’э]двыборный (предвыборный ).
5 4. В некоторых случаях в приставках русского происхождения на месте буквы а может факультативно произноситься звук [а] не в нервом предударном слоге: н[а]докóнный (надоконный ), з[а]программировать (запрограммировать ).
6. В некоторых безударных предлогах, местоимениях, союзах и частицах, примыкающих к ударному слову, могут нарушаться изложенные выше фонетические законы реализации гласных:
6.1. Некоторые предлоги, местоимения, союзы и частицы произносятся с безударным звуком [о] на месте буквы о : вд[о]ль ýлицы (вдоль улицы ),п[о]сле обéда (после обеда ),м[о]й брáт (мой брат ),т[о]т человéк (тот человек ),н[о] я (но я), чт[о] ты (что ты ),в[о]т тáк (вот так ).
6.2. Некоторые предлоги, местоимения, союзы и частицы могут произноситься с безударным звуком [э] на месте буквы е :св[’э]рх нóрмы (сверх нормы ), вн[’э] конкурéнции (вне конкуренции ),м[’э]ж ними (меж ними), вс[’э] задáчи (все задачи ), т[’э] домá (те дома ), ч[’э]м ты (чем ты ).
6.3. Некоторые предлоги, местоимения, союзы и частицы могут произноситься с безударным звуком [a] на месте букв а, я : дл[’а] нáс (для нас ),н[а]ш учáсток (наш участок ), к[а]к они (как они ),т[а]к приходи (так приходи ).
Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.
Ср.: во-да, на-у-ка.
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук.
Во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук.
Сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.
Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!
Но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Обратите внимание!
Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж
ить
[иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить
.
Деление на части из-жить
соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!
То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .
- Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
- При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].
Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.
Обратите внимание!
При сочетании нескольких согласных в середине слова:
1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
О-тт ечь, да-нн ый.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Ша-пк а, ра-вн ый.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).
Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.
Например, слово рассчитанный
делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый
(рас
- приставка, счит
- корень; а, нн
- суффиксы; ый
- окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный
.
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный
.
Правила переноса слов | Примеры |
---|---|
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. | Разъ -езд, синь -ка, мой -ка. |
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. | О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса. |
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. | От -течь, раз -лить. |
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. | По-к ропить, при-к репить. |
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. | Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а. |
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . | Разы -скать. |
1. По характеру произнесения гласных в слове мы можем говорить об ударном слоге, предударном и слабых слогах. В произношении гласная под ударением звучит более энергично и с большей длительностью. Все другие гласные в слове называются безударными. В произношении они отличаются от ударной большей краткостью и звучат по-разному в зависимости от того, в каком безударном слоге они стоят - предударном или слабом. Для обозначения произношения ударных и безударных гласных существуют определенные знаки, которые называются транскрипцией. Транскрипция ударных гласных соответствует их буквенному написанию, так как ударная гласная не изменяется в своем произношении:
и скра, студе нт, теа тр, рабо та, сту дия, мы сль, я блоко, актё р, ю ность, э хо.
Звуки А и О - а) в предударном слоге произносятся как а короткое и обозначаются знаком а : рабо та - рабо та
сове т - саве т;
б) в слабых слогах произносятся как средний звук между ы и а , в закрытом слоге ближе к ы и обозначаются знаком ъ , в открытом - ближе к а :
мастерство - мъ стерство
молоко - мъ лако
правда - правдъ ;
в) в начале слова произносятся как а :
атама н - атаман
объективность - а бъективность.
Звук Е - а) в предударном слоге произносится ближе к е , обозначается условно еи:
сестра - сеистра
весна - веисна;
б) в слабых слогах произносится как средний между е и и , обозначается знаком ь :
трепет - тре пьт;
в) после согласных ж, ш, ц в предударных и слабых слогах
произносится как средний между э
и ы
, обозначается эы:
жена - жэына
шептать - шэыптать.
Звук Я - а) в предударном слоге произносится как среднее между е и и , обозначается знаком еи:
пятак - пеитак;
б) в слабых слогах произносится как короткое и , обозначается знаком ь:
пятачок - пьтачо к.
Звуки И, У, Ю, Ы - а) в безударных слогах звучат менее энергично;
б) звук И во фразе, если он стоит в начале слова и ему предшествует слово, оканчивающееся на твердый согласный звук, или предлог, выраженный согласным звуком, при слитном произнесении звучит как ы:
Кот и повар - кот ы повър
В Индии - в ындии
С Ириной - с ыриной.
2. Предлоги произносятся слитно со словом и произношение гласной предлога подчиняется правилу ее звучания в безударных слогах.
На пароме - нъ паромь.
3. Старорусские союзы - коль, коли, хоть, кабы - и вводные слова в старорусской речи - мол, дескать - произносятся следующим образом:
коль - къль
коли - къли
хоть - хъть
кабы - къбы
дескать - дескъть.
4. Окончания прилагательных гий, кий, хий произносятся как гъй, къй, хъй:
долгий - долгъй
широкий - широкъй
тихий - тихъй.
5. Окончания прилагательных множественного числа именительного падежа ие, ые произносятся как ии, ыи:
синие - синий
крупные - крупный.
Произношение согласных.
1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:
морковь - моркофь, морковка - моркофка,
воз - вос, глазки - гласки,
ход - хот, кадка - катка,
друг - друк.
2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:
сбор - збор, сделка - зделка,
отдых - оддых.
Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:
с молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной.
3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ:
расшумелся - рашшумелся, из шубы - ишшубы.
4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:
позже - пожьже, приезжий - приежьжий, дрожжи - дрожьжи, визжать - вижьжать, брюзжать - брюжьжать, возжи - вожьжи, дождик - дожьжик.
Если сочетание ЗЖ происходит от соединения приставки и корня, а также от соединения предлога и слова, то сочетание ЗЖ. произносится как два твердых ЖЖ:
разжечь - ражжечь, без жалости - бежжалости.
5. В сочетании с гласными звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:
жир - жыр, ширь - шырь, цинк - цынк.
6. Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:
счет - щщет, счастье - щщастье, возчик - вощщик, без чая - бищщаю.
7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное ЧЧ:
наладчик - налаччик, отчаянье - оччаянье.
8. Сочетания ДЦ и ТЦ произносятся как удвоенное Ц:
тридцать - триццать, отца - ацца.
9. Звуки Щ и Ч всегда произносятся мягко:
щука - щюка, чай -чяй, чашка - чяшка.
10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:
городской - гороцкой, советский - совецкий.
11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: как ШН и как ЧН. ШН остается в словах живого разговорного языка:
скучно - скушно, нарочно - нарошно, булочная - булошная, пустячный - пустяшный, яичница - яишница, скворечник - скворешник.
В женских отчествах сочетание ЧН произносится как ШН:
Лукинична - Лукинишна, Кузьминична - Кузьминишна, Саввична - Саввишна и т. д.
ЧН остается в словах, имеющих звук Ч в корне слова:
дачный, млечный, печной.
В производственной терминологии (станочный, поточный, съемочный, войлочный) – в произношении также остается Ч.
Часто в зависимости от контекста, в котором встречаются слова с сочетаниями ЧН, они произносятся либо как сочетание ЧН, либо как сочетание ШН, например:
сердешный друг, но сердечные капли,
водошный запах, но водочный завод.
Чем ближе текст к бытовой простой речи, тем более оснований произносить сочетание ЧН как ШН.
12. Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш:
что - што, чтобы - штобы и т. д.
13. Звук Г в следующих местоимениях и прилагательных произносится как звук В:
кого - каво, его - ево, того - таво, светлого - светлова, также в наречии сегодня - севодня.
В наречиях «тогда», «когда» произносится Г.
14. Звук Г в сочетаниях ГЧ, ГК произносится как X:
Легкий - лехкий, легче - лехче, мягкий - мяхкий.
15. В словах с сочетаниями:
СТН -ПРЕЛЕСТНЫЙ
ЗДН - ПОЗДНО
СТЛ -ПОСТЛАТЬ
НДС -ГОЛЛАНДСКИЙ
РДЦ - СЕРДЦЕ
ЛНЦ -СОЛНЦЕ
выпадают средние согласные, и эти слова звучат так: прелесный, позно, послать, серце, сонце, голланский.
16. Согласные Д, Т, С, 3, Н перед мягкими согласными смягчаются:
слезы - сьлезы, если - есьли, после - посьле, возле - возьле, торжественный - торжесьтвенный, стена - сьтена, бантик - баньтик, пенсия - пеньсия, усни - усьни, дверь - дьверь, двести - дьвести, следствие - сьледствие.
17. Непременно должны звучать двойные согласные в следующих словах:
а) в прилагательных: длинный, обнаженный, разорванный и т. д.;
б) в словах, где двойная согласная стоит в начале слова: ссора, ссорятся, вводная лекция и т. д.;
в) в середине слова, если ударение падает на предшествующий двойному согласному слог: ванна, гамма, касса и т. д.
18. Особенно внимательно актеру нужно отнестись к произнесению гласных, когда они стоят на стыке двух слов во фразе, как бы «сливаются». Пропуск одной из сливаемых гласных делает фразу иногда совершенно непонятной и уж совсем не
литературной, например: «Завидую ли я ему» при пропуске гласных может прозвучать как «Завиду ли яму»; «Вот я иду» - «Вотяду»; «Вхожу в вашу аудиторию» - «Вхожу в вашу диторию».
Произношение согласных звуков.
Важная роль отводится литературному произношению и ударению, которые изучаются в специальном разделе науки о языке – в орфоэпии. Орфоэпия – это совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия звукового оформления слов. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения. Произношение согласных звуков:
1) В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются;
2) На месте глухих согласных перед звонкими (кроме «в») произносятся соответствующие звонкие;
3) В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко;
4) Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными;
5) Двойным согласным буквам соответствует звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы.
Произношение гласных звуков.
Важная роль отводится литературному произношению и ударению, которые изучаются в специальном разделе науки о языке – в орфоэпии. Орфоэпия – это совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия звукового оформления слов. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения. Произношение гласных звуков:
Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция – это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов.
11. Произношение заимствованных слов.
Часть заимствованной лексики в составе русского языка имеет некоторые орфоэпические особенности, которые закреплены литературной нормой.
1. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: ада́ жио, боа́ , бомо́ нд, бонто́ н, кака́ о, ра́ дио, три́ о. Кроме этого, возможно стилистическое колебание в тексте высокого стиля; сохранение безударного [о] в иноязычных по происхождению словах – одно из средств привлечения к ним внимания, средств их выделения. Произношение слов ноктюрн, сонет, поэтический, поэт, поэзия, досье, вето, кредо, фойе и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные имена Морис Торез, Шопен, Вольтер, Роден, Доде, Бодлер, Флобер, Золя, Оноре де Бальзак, Сакраменто и др. также сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения.
В некоторых заимствованных словах в литературном произношении после гласных и в начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э] дуэлянт, муэдзин, поэтический, эгида, эволюция, экзальтация, экзотика, эквивалент, эклектизм, экономика, экран, экспансия, эксперт, эксперимент, экспонат, экстаз, эксцесс, элемент, элита, эмбарго, эмигрант, эмиссия, эмир, энергия, энтузиазм, энциклопедия, эпиграф, эпизод, эпилог, эпоха, эффект, эффективный и др.
2. В устной публичной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е , например, в словах темп, бассейн, музей и т.д. В большинстве таких случаев произносится мягкий согласный: академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, декламация, декларация, депеша, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, Одесса, тенор, термин, фанера, шинель; слово темп произносится с твердымт .
В других словах перед е произносится твердый согласный: адепт, аутодафе, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, дерби, де-факто, де-юре, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, интернировать, карате, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель, модерн, морзе, отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, резюме, рейтинг, реноме, супермен и другие. Некоторые из этих слов известны у нас не менее полутораста лет, но не обнаруживают тенденции к смягчению согласного.
В заимствованных словах, начинающихся с приставки де- , перед гласнымидез- , а также в первой части сложных слов, начинающихся снео- , при общей тенденции к смягчению наблюдаются колебания в произношении мягкого и твердогод кн , например: девальвация, деидеологизация, демилитаризация, деполитизация, дестабилизация, деформация, дезинформация, дезодорант, дезорганизация, неоглобализм, неоколониализм, неореализм, неофашизм.
Твердое произнесение согласных перед е рекомендуется в иноязычных собственных именах: Белла, Бизе, Вольтер: Декарт, Доде, Жорес, Кармен, Мери, Пастер, Роден, Флобер, Шопен, Аполлинер, Фернандель [дэ́ ], Картер, Ионеско, Минелли, Ванесса Редгрейв, Сталлоне и др. В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е бретелька [ретэ], ге́ незис [генэ], реле [рэле], генетика [генэ], кафетерий [фетэ], пенсне [пе;нэ], реноме [ре;мэ], секретер [се;ре;тэ], этногенез [генэ] и др.
В сравнительно немногих иноязычных по происхождению словах наблюдаются колебания в произношении согласного перед е , например: при нормативном произношении твердого согласного переде в словах бизнесмен [нэ;мэ], аннексия [нэ] допустимо произношение с мягким согласным; в словах декан, претензия нормой является мягкое произношение, но допускается и твердое [дэ] и [тэ]; в слове сессия варианты твердого и мягкого произношения равноправны. Ненормативным является смягчение согласных переде в профессиональной речи представителей технической интеллигенции в словах лазер, компьютер, а также в просторечном произношении слов бизнес, бутерброд, интенсивный, интервал.
Стилистические колебания в произношении твердого и мягкого согласного перед е наблюдаются также в некоторых иноязычных именах собственных: Берта, «Декамерон», Рейган. Мейджор, Крамер, Грегори Пек и др.
3. Твердый [ш] произносится в словах парашют, брошюра. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж’]. Так же произносятся имена Жюльен, Жюль.
Глава 3
Дикция и произношение
...Ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум...
(А.Пушкин)
Верь в звук слов; Смысл тайн в них.
(В.Брюсов)
Семь звуков спектра пробует язык.
(Б.Ахмадулина) Русский литературный язык - величайшее достижение речевой культуры народа.
(Е-Язовицкий)
Культура и нормы современного литературного произношения
Правильное литературное произношение является одним из основных элементов культуры речи. В отличие от местных говоров литературное произношение ориентировано на нормы общенародного языка. Совокупность правил, устанавливающих единообразие литературного произношения, называется орфоэпией.
Орфоэпия - слово греческое (орфос - прямой, эпос - речь), 3 переводе на русский язык оно означает: правильная речь или образцовое литературное произношение.
Произношение гласных звуков
1. Гласные в ударном слоге произносятся так, как пишутся. Ударный слог - более долгий.
2. А и О неударные в начале слова и в предударном слоге произносятся как А.
Пишется Произносится
абрикос абрикос
ананас ананас
аромат арамат
облака аблака
обгореть абгареть
3. А и О заударные, а также перед предударным слогом произносятся как средний звук между А и Ы (условно обозна - чается знаком ъ).
Пишется Произносится
линейка линейкъ
смекалка смекалкъ
победа победъ
тихо тихъ
сено сенъ
водопровод въдъправод лаборатория лъбъратория
4. Звук И при слитном произношении двух слов произносится как Ы, если
а) одно из них оканчивается на твердый согласный звук, а другое начинается со звука И;
б) союз И находится между двумя твердыми согласными звуками.
Пишется Произносится
Иван Иванович ИванЫванович Из Испании ИзЫспании В Италию ВЫталию
Кот и Повар КотЫповар Осел и Соловей ОселЫсоловей
5. Е и Я неударные произносятся как средний звук между Е и И (условно обозначется Е"). Если Е и Я стоят в начале слова, то звучат еще короче, ближе к И.
Пишется Произносится
бегемот бе ж ге"мот
впереди впе"ре"ди
декада де"када
ячейка е"чейка
заявление зъе Е вление
янтарь е"нтарь
уяснить уе и снить
6. Окончания прилагательных во множественном числе - ЫЕ, - ИЕ произносятся как - ЫИ, - ИИ.
Пишется Произносится
частые частый
скорые скорый
родные родныи
синие синии
майские майскии
В именах прилагательных, оканчивающихся на -КИЙ, - ГИЙ, - ХИЙ, произносится звук, средний между А и Ы (обозначается условно Ъ).
Пишется Произносится
гибкий гибкъй
шаткий шаткъй
долгий долгьй
убогий убогъй
тихий тихъй
лопоухий лапоухъй
Для отработки правил по произношению гласных звуков следует подбирать слова на каждый из них, а также для тренировки использовать пословицы, поговорки, короткие стихи.
Следует отметить, что диалектность речи, если она выражена в основном через гласные звуки, трудно поддается исправлению, поэтому требует особого внимания в изучении правил и их тренировке.