Деловая этика. Деловая этика общения

Страница 3 из 26

Деловая этика.

Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности. Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.

Этические принципы и нормы деловых людей

Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодо­ления “с наскока” слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчинен­ных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает “гасить” конфликтные ситуации.

Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности . Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи.

Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость , которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятель­ности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин “Техасское рукопожатие”, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринима­телей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе.

Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность или непорядочность предпринимателей.

Итак, основной постулат этики каждой уважающей себя компании может быть выражен девизом: “прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”.

Тема 7. Этика и этикет делового общения

План:

1) Сущность и значение этики делового общения;

2) Деловой (служебный) этикет и его правила.

Сущность и значение этики делового общения

В обществе существует специальная система правил, которая предписывает человеку определенное поведение и включает «жесткие» законодательные и «мягкие» этические правила. За нарушение законодательных правил накладываются предусмотренные законом санкции. В свою очередь, этические правила рекомендуют совершать или не совершать определенные поступки, поддерживаемые силой общественного мнения.

«Золотое правило» нравственности: «Не делай другим ничего такого, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны других».

В ходе осуществления деловых коммуникаций приходится учитывать вопросы этики. Этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей, выступают одним из главных регуляторов деловых отношений.

Этика (от греч. etnos – обычай, нрав) представляет собой:

1) философскую дисциплину,изучающую мораль и нравственность (их принципы, развитие, нормы, роль в обществе);

2) систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Смысл этики состоит в том, что при решении практических задач она заставляет считаться с чем-то, далеко выходящим за пределы этих задач. Хороший с точки зрения морали поступок очень часто может противоречить сиюминутной выгоде (например, зачем придерживаться норм нравственности, если другие их постоянно нарушают?). Однако отказ от нравственных требований в конечном счете пагубно сказывается на всей жизни отдельного человека и общества в целом (например, нарушение этики общения раздражает других участников, ведёт к неконструктивным спорам, провоцирует их на ответную грубость и агрессивность; время тратится на конфликты, а не на работу).


Этика делового общения, представляющая собой частный случай этики в широком смысле слова, включает в себя конкретные этические принципы, регулирующие деловые отношения. Все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.

Этические принципы делового поведения (по Л. Хосмеру):

1) Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (о сочетании своих личных интересов с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2) Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению;

3) Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, т.к. все мы работаем на одну общую цель.

4) Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.

5) Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь.

6) Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7) Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (о правах личности).

8) Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат.

9) Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.

10) Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Принципы ведения дел в России:

1) Принципы личности:

Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

Воздерживайся от насилия и от угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

2) Принципы профессионала:

Всегда веди дело сообразно средствам;

Оправдывай доверие – в нем основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер тот, который тоже выигрывает от сделки.


3) Принципы гражданина России:

Соблюдай действующие законы и подчиняйся действующей власти.

Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

4) Принципы гражданина Земли:

При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.

Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем.

Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они – просто другие.

Рассмотрим неэтичное поведение и его причины

Современное общество выработало сложную систему обязательных этических правил, позволяющих людям взаимодействовать. Однако они далеко не всегда соблюдаются в практических отношениях между деловыми партнерами.

Пример:

Люди бездумно нарушают законы и нормы поведения, особенно зная, что не будут пойманы и наказаны: мусорят на улицах или незаконно копируют компьютерные программы;

Родители и другие уважаемые вами люди любыми способами пытаются уйти от уплаты налогов, скрывая часть своих доходов;

Человек, ищущий работу, приписывает себе те качества, которые у него отсутствуют;

Студенты на экзамене пользуются шпаргалками, чтобы получить хорошую оценку;

Рефераты и курсовые работы скачиваются и списывается один-в-один из Интернета.

Подобные действия, направлены на соблюдение собственных интересов вне зависимости от законов и интересов других людей, можно продолжить. Типичность и безнаказанность такой ситуации свидетельствуют о том, что подобное поведение принимается обществом. Аморальное поведение может перерасти от присваивания денег, выданных по ошибке при расчете за покупку в магазине, до получения крупных взяток.

Также следует сказать об этически сложных ситуациях. Если руководитель остановит свой выбор на действиях, дающих сиюминутный эффект, его поведение можно будет считать безнравственным и аморальным. Если же он не предпримет ни одного из таких действий, то может оказаться несостоятельным как управляющий и постоянно испытывать удручающее чувство внутреннего морального напряжения.


Примеры этически сложных ситуаций:

1) Вы работаете в табачной компании и до сих пор не были убеждены в том, что курение сигарет вызывает рак. Недавно вы познакомились с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как вы поступите?

2) Ваш научно-исследовательский отдел усовершенствовал один из выпускаемых фирмой товаров. Товар не стал по-настоящему «усовершенствованной новинкой», но вы знаете, что появление подобных утверждений на упаковке и в рекламе повысит его сбыт. Как вы поступите?

3) Вы беседуете с женщиной, которая еще совсем недавно была управляющей по товару в конкурирующей фирме, и считаете, что ее можно взять на работу. Она с удовольствием расскажет вам обо всех планах конкурента на предстоящий год. Как вы поступите?

4) У одного из ваших дилеров на важной сбытовой территории недавно начались неурядицы в семье, и показатели его продаж упали. В прошлом это был один из самых высокопроизводительных продавцов фирмы. Как скоро войдет в норму.его семейная жизнь, неясно, а пока что большое количество продаж теряется. Есть юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как вы поступите?

Причины неэтичного поведения:

1) Слишком большой акцент на прибыль – приводит к действиям по принципу «цель оправдывает средства».

2) Неправильно понимание верности интересам компании – приводит к тому, что работники думают, что их действия, хотя и имеющие сомнительный характер, идут на благо компании.

3) Чрезмерное увлечение личными амбициями, стремление к карьерному росту – часто ведет к нарушению этики, поскольку такие работники стремятся достичь успеха любой ценой.

4) Расчет на то, что тебя не поймают при совершении неэтичных поступков (что, к сожалению и происходит в большинстве случаев).

Рассчитывая на то, что никто никогда не выяснит правду, работники склонны искажать некоторые данные (например, статью расходов в командировка; использование служебного телефона в личных целях). Работники, приходящие на работу вовремя, но проводящие время в перекурах и болтовне, не сомневаются, что получат зарплату. С другой стороны, некоторые предприятия, побуждая работников действовать согласно нормам деловой этики, позволяют себе месяцами не выплачивать им зарплату, уверенные, что те «никуда не денутся».

5) Нравственный уровень высшего руководства – если высший руководитель действует, нарушая определенные этические нормы, то среднее и низшее звено руководства их тоже нарушает.

6) Нежелание занять этическую позицию – некоторые ситуации не воспринимаются как этически двусмысленные.

В таблице 1 представлены последствия неэтичного поведения (в т.ч. «двойных стандартов») в организации, связанные с возникновением этических, управленческих и экономических проблем.

Таблица 1 – Последствия неэтичного поведения в организации

Проблемы, связанные с неэтичным поведением Пример
1) Этические проблемы - Недовольство сотрудников, ощущение неравенства и несправедливости; - Наличие группировок и нездоровой конкуренции между ними; - Обман, сокрытие информации; - «Шок реальности» для новых сотрудников.
2) Управленческие проблемы - Подрыв авторитета руководства; - Неподконтрольность «избранных»; - «Торг» вместо приказов и подчинения; - Шантаж и политические «разборки»; - Стремление угодить вместо того, чтобы делать работу; - Снижение мотивации.
3) Экономические проблемы - Снижение мотивации и управляемости, следовательно – снижение эффективности; - Высокая текучесть кадров; - Ухудшение имиджа организации.

Выбор модели поведения в этически сложных ситуациях

В деловом общении необходим выбор инструментов для анализа этичности поведения в определенной ситуации.

Выделяют алгоритм этического рассмотрения деловой проблемы (при принятии решения), включающий несколько шагов.

1) Поиск этической основы – следует определить, являются ли данные действия легальными и отвечают ли они своду законов компании и требованиям договора. Необходимо сразу определить так называемую «черную сферу», т.е. решения, которые не соответствуют определенным нормам.

Следующие шаги определяются вариантом ответа:

2) Если ответ положительный, то нужно определить, соответствуют ли данные действия стандартам профессионального этического кодекса (или кредо) (это письменный документ, который суммирует нормы этического поведения). Такой документ включает в себя правила управления предприятием, а также все, что связано с конфиденциальной информацией; включаются также положения об обязанности работников честно вести бизнес и быть объективными в принятии решений, о способах разрешения внутрифирменных конфликтов.

При принятии решения обращение к этическим нормам профессиональной деятельности является необходимостью.

3) Если предлагаемое решение соответствует профессиональному этическому кодексу, то нужно использовать принципы этики для того, чтобы оценить, являются ли действия этичными. Если эти действия этичны, то остановите свой выбор на данном варианте и примите меры для его выполнения.

При определении этичности поступка можно использовать следующую модель принятия решения; в соответствии с ней нужно ответить на шесть следующих вопросов:

1) Легально ли ваше решение?

2) Какие выгоды оно приносит окружающим, и какой ущерб будет им нанесен?

3) Хотите ли вы, чтобы это действие стало одним из универсальных стандартов поведения, относящихся ко всем?

4) Удовлетворяет ли ваш поступок тесту «дневного света» – будете ли вы чувствовать гордость за свой поступок, если его покажут по телевидению или о нем узнают знакомые?

5) Соответствует ли ваше решение «золотому правилу» нравственности?

6) Проходит ли ваше действие тест на обсуждение? Спросите мнение человека, не «втянутого» в ситуацию (считает ли он, что ваш вариант решения проблемы этичен)?

При отрицательных ответах на первые три вопроса необходимо выработать альтернативу.

Таким образом, в организации требуется создать программу по развитию этики , а именно:

1) создать этический кодекс, отражающий принципы данной организации, правила поведения сотрудников и санкции за их нарушение;

2) создать специальное подразделение, ответственное за проведение этической политики (его сотрудники производят оценку деятельности компании и отдельных работников с моральной точки зрения, расследуют и выносят решения по фактам нарушения этических норм);

3) создать различные коммуникативные каналы (например, телефон и Интернет), дающие возможность сотрудникам сообщать о фактах неэтичного поведения и просить совета по поводу поведения в сложных ситуациях;

4) разработать и проводить тренинговые программы, ориентированные на обучение работников навыкам анализа и поведения в этически неоднозначных ситуациях.

Каждому человеку в ходе его профессиональной деятельности всегда приходится общаться со своими коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами, подрядчиками и другими людьми. Кроме того, нередко нам приходится сталкиваться с проведением деловых встреч, переговоров или конференций. Причем от того, насколько правильно мы выстроим общение, во многом будет зависеть наша профессиональная карьера.

Поэтому самое время разобраться в том, что собой представляет деловая этика. Ведь даже сотрудники, занимающие руководящие должности, должны правильно общаться с подчиненными, чтобы заслужить их уважение и приобрести авторитет. Также важно правильно вести себя с начальством, чтобы добиваться успеха в профессиональной деятельности и уверенно шагать вверх по карьерной лестнице.

Основные типы делового общения

Для того чтобы понять, в чем заключается деловая этика, следует разобрать основные типы делового общения. Их имеется три:

  • "Сверху вниз" (начальник и подчиненный).
  • "Снизу верх" (Подчиненный и начальник).
  • "По горизонтали" (коллега с коллегой).

Но запомните важное правило. Какую бы вы должность не занимали, деловая этика, в первую очередь, предполагает уважение к любому сотруднику. Если вы начальник, то уважайте своих подчиненных, если вы подчиненный - относитесь с уважением к начальнику и коллегам. Это правило также должно распространяться и на работников других фирм, с которыми вы сотрудничаете.

Не забывайте, что деловая этика общения должна присутствовать и в коммуникации посредством телефона. Приветливо отвечайте на звонки, дружелюбно разговаривайте. Обязательно представьтесь, отвечайте на все вопросы, интересующие вашего собеседника, корректно и грамотно. Тогда и дела вашей компании, а вместе с ними и ваша карьера, пойдут вверх.

Общение начальника с подчиненными

Какая деловая этика и деловой этикет необходимы в этом случае? Начальник или директор - это личность, которая руководит деятельностью компании. Существует несколько форм осуществления руководства: приказ, просьба, вопрос. Вне зависимости от того, какой именно формой пользуетесь вы, главное в руководстве - это справедливое и лояльное отношение ко всем своим подчиненным. За хорошую работу - награда, за промах - адекватное наказание. Только не переусердствуйте! Не заводите себе любимчиков, если не хотите стать свидетелем различных интриг и косых взглядов.

Общение подчиненного с начальником

Деловая этика служащего или работника по отношению к его шефу тоже имеет свои нюансы. Главный принцип здесь заключается в так называемом разумном подчинении. Не стоит пытаться управлять своим начальником, также воздержитесь от постоянных споров с руководством. Вы, разумеется, можете высказывать свое мнение и свою точку зрения, но в очень корректной форме. Деловая этика и деловой этикет должны соблюдаться абсолютно всеми подчиненными. Тогда вы заслужите уважение вашего руководителя и, возможно, в скором будущем вас будет ожидать хорошее повышение. И запомните: никогда не лгите! Ложь - это высшая форма проявления неуважения и халатности.

Общение коллег между собой

Этика и этикет делового общения должны соблюдаться служащими и в общении между собой. Главным принципом такого взаимодействия является уважение. Помните, что каждый занимается своим делом, а любая работа достойна уважения. Не стоить спорить, лучше в корректной форме выскажите свое мнение. Это пойдет вам только на пользу: и нервы сохраните, и заслужите уважение коллег.

Во время встреч, конференций и презентаций не перебивайте выступающих. Дайте им высказать свою точку зрения, после чего выражайте свою.

Правильно поставленная цель - путь к успеху

Для того чтобы та или иная деятельность была успешной, необходимо поставить цель, которой нужно достичь на финише. Очень хорошо, если в коллективе имеется модель делового общения, тогда каждый сотрудник будет понимать, к чему он идет. Таким образом, можно избежать многих споров и ссор, а работа коллектива станет продуктивной и слаженной. Результат превзойдет все ваши ожидания. Каждый человек хочет знать, что он получит на финише, а поставленная цель - это самый прямой путь к успеху!

Принципы этики делового общения

Деловая этика, принципы которой очень грамотно сформулировал американский социолог Л. Хосмер, - это основа любого взаимодействия в коллективе. Рассмотрим, соблюдение каких пунктов она предполагает:

Если человек знает, как следует себя вести на работе, на переговорах, деловых встречах, конференциях и презентациях, он обязательно добьется успеха. Но не стоит забывать о том, что вы - личность. Главное ваше оружие в профессиональной деятельности - это ваша индивидуальность. Не секрет, что сотрудников в компаниях очень много, а вот самодостаточных личностей всегда не хватает. Так почему бы не занять эту нишу?

Этика и этикет делового общения имеют свои специальные принципы, которые должен знать любой уважающий себя человек:

  • Честность и порядочность.
  • Ответственность и коллегиальность.
  • Надежность.
  • Профессионализм и компетентность.
  • Справедливость.
  • Уважение к себе и коллегам.
  • Бесконфликтность.
  • Собственное мнение.

В заключение

Большую часть своей жизни человек проводит на работе, поэтому крайне важно создать там здоровую атмосферу. Работники должны знать о том, какая деловая этика общения будет уместна внутри трудового коллектива. Ведь только эти простые принципы и правила призваны регулировать отношения между людьми. Этические нормы оказывают немалое влияние на эффективность всего трудового процесса.

Каждый человек может воспитать эти качества в себе и применять их в жизненных ситуациях. Главное - упорство и усердие. Не бойтесь работы, выполняйте задачи с удовольствием и чтите нормы делового этикета. Существует основное правило, которое подразумевает деловая этика: темы бесед должны быть нейтральными, и ни в коем случае нельзя лгать. Будьте честны с окружающими, а самое главное - с самим собой.

Сотрудники вне зависимости от занимаемой позиции не должны бояться проявлять инициативу, высказывать свое мнение и свою точку зрения. Именно такие работники нужны любому руководителю. Будьте сильными и уверенными в себе, покажите весь свой потенциал, выполняйте работу качественно и поразите всех своей активностью и настойчивостью. Ведь только такие люди добиваются успеха и могут смело заявить о себе на весь мир. Помните, что идти к цели нужно своими силами. Поэтому не используйте других людей в своих интересах, не самоутверждайтесь за их счет, не унижайте их, а уважайте окружающих и себя.

Эффективность предпринимательства в немалой степени обуславливается отношением человека к труду, уровнем его профессиональной подготовки, пониманием личной ответственности, умением держать слово. Этический аспект этой деятельности включает в себя оценку конечного продукта, результата этой деятельности, се нравственную ценность для всего общества и конкретной личности. Имеет большое значение также этическая оценка самой деловой активности, се сущности, содержания, целей, задач, средств и способов достижения целей с точки зрения их соответствия общечеловеческим нормам морали.

Этика как теория морали

Этическая регламентация экономической сферы жизни в целом и предпринимательства в частности крайне необходима для стабильного развития всего общества. Сказанное не только определяет особую значимость соблюдения этических норм деловыми людьми, но и порождает необходимость их специальной этической подготовки посредством изучения дисциплины "Деловая этика".

Цель дисциплины - подготовить теоретически и методически в этическом отношении делового человека к выполнению профессионального долга.

Задача дисциплины состоит в следующем:

  • а) дать необходимый минимум общетеоретических знаний об этике и морали;
  • б) раскрыть специфику нравственных проблем и нравственных отношений в экономике и бизнесе;
  • в) проанализировать этические аспекты деятельности делового человека;
  • г) сформировать нравственную мотивацию и способствовать выработке высоких моральных качеств у будущих профессионалов.

Предмет дисциплины - это система знаний о профессиональной этике, включающей в себя этические нормы, принципы, ценностные ориентации, с позиций которых осуществляется предпринимательство в современном российском обществе.

Изучение дисциплины следует начинать с рассмотрения исходных понятий "этика" и "мораль", их сущности, содержания, особенностей, соотношения и функций.

Именно этика определяет сущность таких понятий, как честь, достоинство, справедливость, порядочность, обязательность, а также определяет то, что связано с внутренней жизнью личности: чувство стыда за скверный поступок, осознание вины, раскаяние. Вместе с тем она выявляет и негативные моральные качества личности, такие как алчность, корыстолюбие, стремление к наживе любой ценой, разгильдяйство и расхлябанность, легкомыслие и беспечность, лень и нежелание жить своим трудом.

Сегодня мораль и нравственность выступают мощным ресурсом развития российского общества, в том числе и его экономики. По словам известного российского ученого, академика О. Т. Богомолова: "Как бы совершенны ни были законы и государственные институты, устанавливающие рыночные правила и следящие за их соблюдением, нужны еще и нравственные устои и принципы, которых придерживаются участники рынка. Только тогда можно надеяться, что он станет цивилизованным и будет способствовать процветанию страны" .

Этика является важнейшим элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, воспитывает благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности. Именно этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека. Ведь каждый человек задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, что есть добро и зло, где честь и бесчестье, что такое справедливость, в чем смысл жизни. Может возникнуть вопрос: какое это имеет отношение к деловому общению? Ответ очевиден: деловое общение является сердцевиной экономической, финансовой и бизнес-деятельности предприятия, отрасли и страны в целом. Но чего стоит деловое общение без ее главного действующего лица - человека, который только и способен создавать морально окрашенные материальные и духовные ценности.

Этика (от др.-греч. - изначально "гнездо", позже "обычай") -философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы и роль в обществе.

Аристотель образовал прилагательное "этический" для обозначения человеческих качеств характера, назвав их этическими добродетелями (добро, честность, щедрость), а науку, изучающую их, - этикой. Греческому слову "этос" соответствовало латинское mos, от которого Цицерон образовал прилагательное moralis (относящееся к нравам), а затем возникло и слово moralitas - мораль. Таким образом, изначально термины "этика" и "мораль" в смысловом значении совпадали.

Помимо "морали" часто употребляется слово "нравственность". Как они соотносятся? Одни авторы рассматривают их как синонимы, выражающие одно и то же понятие. Другие истолковывают мораль как сугубо духовное явление: как форму общественного сознания или как субъективные переживания, оценки, замыслы совершаемых человеком поступков.

Под нравственностью следует понимать практические действия, поступки и их последствия с точки зрения их духовной и моральной оценки.

Мораль (нравственность) включает в себя три компонента: моральное сознание, моральные отношения, моральную деятельность.

Моральное (нравственное) сознание - форма общественного и индивидуального сознания, включающая совокупность моральных норм, принципов, ценностей, знаний, убеждений, идеалов, чувств, эмоций людей с точки зрения их представлений о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости, долге и т.д.

Моральные нормы (правила) характеризуют какую-то одну сторону поведения людей (уважать старших, заботиться о детях). Моральные принципы характеризуют линию поведения людей (честность, справедливость, патриотизм).

Нравственный идеал - это совокупность положительных нравственных качеств. Он может быть персонифицирован в определенной личности, а может носить собирательный характер. Идеал выступает как цель, образец поведения человека.

Моральные (нравственные) отношения - это вид общественных отношений, выражающий характер связи между личностью и обществом, коллективом, другим человеком па основе существующих моральных норм и понятий.

Они складываются независимо от воли и желания людей и в этом смысле объективны, но характер их определяется нравственной позицией человека, и в этом смысле они субъективны. Нравственные отношения включают в себя моральные оценки, ориентации, установки, в том числе и самооценки (рефлексии).

Моральная (нравственная) деятельность (практика) - сфера морали, в которой реализуется моральное сознание и отношение, воплощаясь в конкретные дела.

В чистом виде нравственной деятельности не существует, она "растворена" в экономической, правовой, политической, религиозной и других видах деятельности и выступает неотъемлемой стороной, аспектом этих видов деятельности. Следует различать нравственный поступок и нравственное поведение. Последнее выражает последовательность и постоянство поведения личности, что важно для более точной оценки ее нравственного облика. Нравственная деятельность, помимо этого, включает в себя моральный выбор, конфликт, компромисс, воздаяние.

В реальной жизни все компоненты находятся во взаимопроникновении и взаимодействии. Наиболее предметно мораль человека проявляется в его поведении, поступках, где конкретно реализуются моральное сознание и отношения. Кроме того, нравственная деятельность не существует в чистом виде, она неотъемлемая сторона экономической, политической, правовой и других видов человеческой деятельности.

Из такого понимания морали следует два важных вывода.

Первый вывод - при оценке нравственных качеств человека важен учет не только его морального сознания, представления о добре, зле, долге и т.д., но и его реального поведения, конкретных поступков.

Второй вывод в том, что формировать высокие моральные качества людей не только можно, но и нужно, используя все виды человеческих отношений, всю совокупность видов и форм деятельности, в том числе и деловую.

К специфическим чертам морали как общественного явления можно отнести следующее.

Во-первых, поскольку мораль охватывает все виды умственной и физической деятельности людей, то сфера ее влияния гораздо шире сферы влияния экономических, политических, правовых, религиозных и других видов воздействия на людей.

Во-вторых, в отличие от правовых норм, устанавливаемых и поддерживаемых в обществе силой, а иногда и с помощью организованного государственного насилия, моральные нормы возникают стихийно и поддерживаются в основном общественным мнением.

В-третьих, вследствие этого у морали нет четко оформленной системы институтов. Конечно, существуют организации, которые берут и должны брать на себя функцию нравственного воспитания людей, и для общества плохо, когда такие организации распадаются, а государство оказывается в стороне от решения моральных проблем. Сегодня в российском обществе церковь в значительной мере стремится взять на себя функцию лидера нравственного воспитания па основе религиозной идеологии. Но все же она не является специальным нравственным институтом, а служит в основном для удовлетворения религиозных потребностей людей.

Мораль не является совокупностью раз и навсегда сформировавшихся норм, принципов, ценностей, идеалов, традиций и т.д. Как любое общественное явление, она изменчива и отражает всю совокупность социальных преобразований в ходе исторического развития общества. Поэтому попытки создать нравственность, приемлемую для всех времен и всех народов, неизменно терпели неудачу.

Но в то же время в содержании морали есть устойчивые непреходящие нормы, нс утрачивающие со временем ценность. Это общественные нормы нравственности, к которым относятся забота о тех, кто часто не имеет возможности обеспечить себя: детях, стариках, больных; отказ от посягательства на человеческую жизнь; неприменение насилия в отношении женщин и детей и др. Так, в Библии (да и в Коране, Трипитаке и других духовных книгах различных религий) этим и другим нормам придана форма религиозных заповедей, но они являются общечеловеческими именно потому, что отражают основные условия самосохранения человечества.

Поскольку общество дифференцированно в профессиональном, национально-этническом, социально-классовом и других отношениях, то с полным основанием различают сословную, классовую, профессиональную, коллективную, групповую мораль, мораль, отражающую этнонациональные особенности людей, их конфессиональную принадлежность или принадлежность к определенным институтам или видам деятельности (например, к деловой).

Социальная роль морали выражается в выполняемых функциях. К их числу относятся:

  • мировоззренческая (нравственные знания, нормы, принципы, убеждения являются важнейшими элементами взглядов человека на мир и понимание своего места и поведения в нем);
  • регулятивная (выражается в том, что ее нормы и принципы определяют характер взаимоотношений между людьми, а также их отношения к выполняемому долгу, профессии, семье, коллективу);
  • аксиологическая, или ценностная (заключается в том, что сами моральные нормы не только относятся к разряду духовных ценностей, но и являются отправными точками, критериями построения ценностных систем во многих сферах человеческой деятельности);
  • коммуникативная (выражается в сплачивающей, объединяющей способности морали).

Мораль - духовно-практическая сторона общественной жизни, сложная ценностно-нормативная система, определяющая отношения и деятельность людей с позиций исторически меняющихся представлений людей о добре, зле, справедливости, долге на основе добровольного и осознанного выбора.

Если мораль возникла на заре становления человеческого общества, то этика возникает значительно позже, в период разложения родоплеменного и образования классового общества. В основе возникновения этики лежит ряд причин.

Во-первых, человеческая рефлексия, т.е. развивающаяся способность к самоанализу и самооценке: справедливо я поступаю или нет, творю я добро или зло?

Во-вторых, потребность проанализировать стихийно сложившиеся нравственные нормы, выразить их в форме понятий, суждений и сформулировать в качестве критериев праведной или неправедной жизни.

В-третьих, это потребность осмыслить причины противоречия между должным и сущим, т.е. между идеалом, нормой и действительностью в сознании и поведении людей.

Наконец, в-четвертых, возникает потребность нравственно обосновать справедливость существующего экономического уклада, социального неравенства и эксплуатации людей. Таким образом, возникновение этики обусловлено причинами как гносеологического (познавательного), так и социального порядка.

Назвав этику теорией морали, мы в основном определили се суть и объект познания. Но изучением различных сторон морали занимаются и другие науки: педагогика, психология, социология и т.д. Поэтому необходимо выделить специфику именно этического знания о морали, иными словами, определить предмет этики. Можно сказать, что этика - это система научных знаний о сущности, законах развития морали как общественного явления и формирование нравственной личности. Этика обращена к обществу в целом, видам социальных общностей и каждому человеку.

В развернутом виде предмет этики включает в себя:

  • выяснение сущности, структуры и содержания морали как духовно-практического явления;
  • изучение закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования морали с учетом конкретных исторических условий;
  • анализ и обоснование моральных норм, принципов, ценностей общества;
  • изучение и разработку путей и методов нравственного воспитания и разрешения нравственных проблем общества;
  • изучение исторических этапов и особенностей развития морали и этических учений;
  • анализ основных тенденций нравственного развития современного общества и возможностей воздействия на них;
  • анализ взаимодействия морали с другими сферами общественной жизни и этики с другими областями знания;
  • изучение специфики профессиональной морали и этики.

При определении этики как пауки, ее предмета и круга решаемых задач приобретают важность ответы на вопросы:

  • 1. Является ли она самостоятельной наукой или разделом философии?
  • 2. Как она соотносится с практикой, в том числе и с деловой?
  • 3. Каков характер ее связи с другими отраслями знания?

С одной стороны, этика является относительно самостоятельной наукой, поскольку у нее есть предмет, система закономерностей функционирования и развития, категориальный аппарат, а также основной вопрос -соотношение должного и сущего в нравственном поведении людей.

С другой стороны, этике присущ остро философский характер.

Во-первых, потому, что нравственные отношения носят всеобщий универсальный характер, поскольку затрагивают все стороны человеческих отношений, все сферы человеческой жизни. Экономические, политические, религиозные, юридические и другие виды деятельности содержат в себе нравственный аспект и подвержены этической оценке. Следовательно, философский статус этики вытекает из всеобщности морали.

Во-вторых, нравственные проблемы относятся к разряду вечных проблем, что также придает им философский характер. Перед каждым новым поколением и отдельным человеком в различные исторические эпохи и в разных цивилизациях встают одни и те же вопросы: что есть добро и зло, справедливость и несправедливость? А своеобразие исторического времени, социальных условий и индивидуальной судьбы определяет и своеобразие ответов на эти вопросы в системе этического знания.

В-третьих, вопрос о соотношении должного и сущего в нравственном поведении людей есть одна из форм проявления более общего вопроса о соотношении духовного и практического, материального в содержании человеческой деятельности.

В-четвертых, философский характер этики выражается в том, что она покоится на определенном философском мировоззрении и философской методологии, является их своеобразным приложением к рассмотрению проблем морали. Не случайно И. Кант называл этику "моральной философией".

Что же касается характера связи этики с другими областями знания, то она прежде всего выражается в регулятивном воздействии этических принципов и норм на деятельность ученых любой области знания и в использовании данных различных паук для этических обобщений и выводов. Кроме того, эта взаимосвязь выражается в возникновении пограничных областей исследований в виде педагогической, медицинской, биологической, юридической и других видов этики.

  • 1. Общую теорию морали или метаэтику, занятую анализом методологических, гносеологических, мировоззренческих и других проблем этики и морали.
  • 2. Историю этики и морали, исследующую их возникновение, развитие, специфику на каждом этапе, особенности школ и учений, а также проблемы нравственного прогресса.
  • 3. Содержание и взаимосвязь основных этических норм и принципов, анализ категориального аппарата этики.
  • 4. Теорию управления нравственными процессами, нравственного воспитания и разрешения нравственных конфликтов.
  • 5. Нравственные аспекты важнейших сфер жизнедеятельности и наиболее актуальных социальных проблем (экология, демография, общество потребления и др.).
  • 6. Виды профессиональной этики.

Социальная роль этики находит выражение прежде всего в выполняемых ею функциях. К ним относятся:

  • а) мировоззренческая функция состоит в том, что этика является важным элементом системы научного мировоззрения, формируя взгляд человека на роль и место морали в жизни людей, на содержание нравственных отношений, на осознанную приверженность к определенным нравственным ценностям и принципам;
  • б) методологическая функция заключается в способности человека, обладающего этическими знаниями, осознанно применять их к анализу нравственного состояния общества, воздействию па нравственные процессы, разрешению нравственных коллизий на индивидуальном и групповом уровнях, а также в умении анализировать иные этические теории;
  • в) регулятивная функция - люди посредством знаний о нормах, принципах, нравственных идеалах и ценностях регулируют отношения между собой, причем знания выступают в качестве мотивов конкретных практических действий;
  • г) гносеологическая (познавательная) функция состоит не только в отрешенности этики от исторического прошлого, но и в более глубоком проникновении в сущность практических нравственных процессов и порождающих их причин;
  • д) воспитательная и прогностическая функции этики состоят в стремлении предвидеть с большей или меньшей степенью вероятности возможные тенденции в изменении общественной морали.

Таковы наиболее общие и существенные положения, характеризующие этическую теорию и мораль как важную сторону духовно-практической жизни общества. Усвоение их является необходимой исходной теоретической базой для рассмотрения последующих вопросов деловой этики.

  • Богомолов О. Т. Экономика и общественная среда // Экономика, финансы, безопасность. 2005. № 2. С. 9.