В чем проявляется гражданская активность. Гражданская активность молодежи

Все мы живем в динамичном, постоянно развивающемся мире и вынуждены успевать за его стремительным движением вперед. То, что казалось нашим родителям, дедам и прадедам незыблемой истиной, мы, можем сегодня ставить под сомнение, осмыслять по-новому и переживать несколько иначе. Конечно, речь не идет о свержении традиционных моральных устоев и принципов нормативного поведения, однако никто не будет отрицать тот факт, что патриархальный строй общества медленно, но уверенно сдает свои позиции, а наказывать женщину за выход на улицу без головного убора и вовсе не принято. По крайней мере, в большинстве стран.

Неумолимый бег времени требует от современного человека устойчивости в материальном, физическом и моральном плане, поскольку без нее круговорот изменений, стрессов и неурядиц попросту собьет с ног и понесет по течению в сторону, которую вряд ли можно назвать привлекательной.

Внутренняя стойкость определяется целым рядом факторов, начиная с умения прощать, заканчивая таким понятием как гражданская позиция.

Сложности понимания

Безусловно, представление об этой составляющей человеческого сознания у каждого свое - кому-то это представляется чем-то сродни национализму, а для кого-то остается особым внутренним стержнем, помогающим бороться с житейскими неурядицами. Тем не менее, проанализировав определенную литературу, изучив некоторые исторические факты, можно выделить особенности данного определения.

Ни слова о насилии

Прежде всего гражданская позиция сама по себе никак не связана с жестокостью и насилием, вопреки расхожему мнению. Многие в ответ на это утверждение начнут сыпать и войн, которых в истории человечества отнюдь немало, и будут не совсем правы.

Все дело в том, что гражданская позиция - это определенные внутренние убеждения, направленные скорее на самоопределение, нежели на насаждение тех или иных идеалов. Проще говоря, это самосознание себя как личности, способность иметь собственное мнение относительно окружающего мира в целом и своей страны в частности.

Взаимоотношения со страной

Как ни странно, для многих станет откровением тот факт, что быть патриотом своей Родины и иметь определенную гражданскую позицию - вещи связанные, но не тождественные. Первое - это любовь к своей стране при всех ее недостатках и достоинствах. Это абсолютное единство с культурным и историческим наследием, готовность в любой момент показать самые привлекательные стороны своей Родины любому приезжему, поселив любовь к своей стране в его сердце.

Гражданская позиция - это несколько иное явление. Под этим следует понимать скорее некую внутреннюю автономию, способность к объективной оценке ситуации в стране. Это более отстраненный взгляд на окружающий мир, основанный на личных убеждениях, анализах и эрудированности.

Революции и нормативное поведение

Как уже говорилось ранее, гражданская позиция человека сама по себе не имеет ничего общего с государственными переворотами, дебошами или массовыми пикетами. По сути, это просто трезвый взгляд на вещи, способность к оценке и формированию собственного мнения относительно той или иной ситуации.

Гражданская позиция - это не только определенная точка зрения на экономическую, культурную или политическую ситуацию внутри государства - в большей мере это самая обыкновенная, доступная всем и каждому человеческая порядочность. Она начинается с бумажки, выброшенной в урну, или бабушки, переведенной через дорогу, и заканчивается выплатой налогов и, к примеру, предпочтением отечественного продукта импортному.

Человек и власть

Тем не менее, если отбросить сентиментальность и некоторую романтику, понимание того, что гражданская позиция - это еще и отношение к правительству страны, будет более очевидным. Как говорилось ранее, под данным определением следует понимать, прежде всего, Личные представления о том или ином аспекте, которые человек без труда может аргументировать и продемонстрировать их правомерность при необходимости.

Активная гражданская позиция порой может привести к самым непредсказуемым последствиям, примерами которых изобилует всемирная история, однако ее наличие обязательно для каждого человека, считающего себя полноценной личностью.

Степень активности

Итак, мы пришли к тому, что гражданская позиция - это прежде всего дело каждого. Безусловно, возможность для споров существует абсолютно всегда, однако чаще всего они, либо не возникают, либо приводят к своеобразному общему знаменателю. Тем не менее существуют ситуации, в которых активная гражданская позиция требует определенных действий, поскольку иных вариантов не остается.

В качестве примера можно привести противостояние северной и южной частей США в 60-х годах ХІХ века. В качестве тогда выступил рабовладельческий строй, которого продолжали придерживаться плантаторы в то время как северные штаты отказались от подобной эксплуатации людей. Несогласие населения со сложившейся ситуацией привело в итоге к гражданской войне, в которой погибло больше американцев, чем в любой другой войне с участием США.

Другим примером проявления активной гражданской позиции, нашедшей поддержку в массах, можно назвать знаменитую в ходе которой населению удалось свергнуть режим полицейской диктатуры и избрать лидера, уважаемого народом.

Откуда взять то, чего изначально нет

Никто из нас не рождается с твердыми представлениями об устройстве страны и мира, однако с опытом приходит понимание определенных ценностей, осознание необходимости тех или иных действий. Формирование гражданской позиции происходит на разных уровнях. Оно начинается в кругу семьи и заканчивается собственными поисками интересующей информации.

Чем большим объемом знаний человек будет обладать, чем шире будет его кругозор, тем проще будет ему сформировать свою собственную точку зрения на те или иные аспекты жизни.

Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что формирование активной гражданской позиции человека непосредственно связано с политическим режимом, действующим в стране. Каждому, кто застал СССР, знакома традиционная благодарность за счастливое детство товарищу Сталину, а для любого жителя Нью-Гэмпшира будет непоколебимой истиной фраза: «Живи свободно или умри».

Другие способы влияния на личность

Несмотря на то что гражданская позиция - это личный выбор каждого человека, в современной действительности сделать его достаточно сложно. И хотя в большинстве стран эпохи жесткой диктатуры давно прошли, навязывание чужого мнения сохранило актуальность и по сей день. Причина этого кроется в непрерывном информационном шуме, которым окружен человек - средства массовой информации, интернет-ресурсы, пропагандирующие определенное мнение, литература и телевидение - все это давит на человека, формируя тем самым его точку зрения.

Время жестокого насаждения определенного видения давно прошло - на смену ему пришла эра ложных идеалов и соблазнительных картинок светлого будущего, которыми прикрыты насущные проблемы. Сила сменилась хитростью, а правда - удобной версией. Именно поэтому каждому человеку, считающему себя по-настоящему личностью, приходится рано или поздно заглядывать за край информационной изгороди и искать факты для формирования самого себя.

Основные принципы и алгоритм гражданской активности

Скажите мне, ну почему
В стране убогой я живу?..

Читайте не в газетах,
Смотрите в зеркалах:
Разруха – не в клозетах,
Разруха – в головах.

Для начала давайте дадим определение гражданской активности . Для меня это – любая законная активность гражданина страны (в данном случае – России, но вообще любой, да и то не обязательно гражданина юридически , вполне достаточно по духу), направленная на формирование гражданского общества в частности и более комфортной среды обитания в общем.

Тут также следует упомянуть понятие комфорта, точнее, зоны комфорта . Для меня этот термин впервые встретился в одноимённой статье Артемия Лебедева , и стал очень важным для объяснения всего того, чем я занимаюсь. Потому что беда нашей страны в том, что зона комфорта у большинства людей – очень маленькая, от границ квартиры и меньше (у некоторых ведь и дома вечный бардак и грязища, и в автомобиле накурено). :-(А моя зона комфорта – это не только моя квартира, это ещё и мой подъезд, мой двор, улица, город, область, да вся страна!.. Это если не впадать совсем уж в космополитизм и не заявлять, что моя зона комфорта – это весь мир, вся планета Земля. :-)

То есть это статья о моём опыте улучшения среды обитания, расширения зоны комфорта, которая на самом деле должна быть нашей общей зоной, общей для всех сограждан. Потому что можно сколько угодно бороться за честные выборы (что, впрочем, тоже является необходимым видом гражданской активности), но выбранные дяди либо изначально могут оказаться плохими (к сожалению, во власть лезут в большинстве своём именно недостойные люди), либо облениться или иным образом испортиться в процессе своей законотворческой или исполнительной деятельности. Да и вообще статья об активности не только по отношению к органам государственной власти, но и к другим субъектам отношений с гражданами, в том числе коммерческим организациям. Впрочем, государственный аппарат – это тоже коммерческая организация, которая должна быть эффективной и радовать нас – налогоплательщиков и тем самым её клиентов.

В общем, кто ещё будет заботиться о нашем комфорте, если не мы?.. Пусть я идеалист, но мне хочется верить, что не всё так плохо с моими согражданами, как показала из-под снега весна , и если после прочтения данной статьи активных граждан станет немного больше, наш мир станет немного лучше немного быстрее. :-)

Основные принципы гражданской активности

  1. Использовать только законные методы достижения поставленных целей (благо законов у нас много, и много хороших). Для чего
  2. Постоянно повышать свою юридическую грамотность и делиться накопленным опытом с согражданами.
  3. Рассматривать решение любой проблемы, даже потенциально конфликтной, как «обращение по гарантийному случаю», вести себя спокойно и дружелюбно. Но при этом
  4. Неуклонно требовать исполнения всех требований законов и других нормативных актов государства, региона и муниципального образования, а также договорных обязательств (например, ТСЖ или управляющей компании).
  5. Начинать все обращения и попытки решить проблему с самого «низа» (с соседа, с ТСЖ и т. п.) и переходить на уровень выше (в администрацию района и т. д.) только при невозможности решить проблему ниже. Если же не помогает, то
  6. В разумных пределах использовать принцип «снежного кома» и «столкновения интересов» – распараллеливать обращения и попытки решить проблемы по разным организациям и ведомствам, занимающимся смежной деятельностью и/или надзорной по отношению друг к другу, а также привлекать СМИ – с целью эскалации проблемы.
  7. Не бояться предоставлять личные данные там, где анонимные обращения недопустимы. При необходимости ссылаться на федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.06.2006 .
  8. Максимально использовать современные средства связи : электронную почту (вести основную переписку по ней), мобильный телефон (при необходимости не бояться сообщать свой номер для выполнения, например, совместных инспекций). В случае их явной неэффективности – использовать обычные заказные письма с уведомлением (тогда не отвертятся:-).
  9. Налаживать эффективные способы взаимодействия и дружелюбные личные контакты.
  10. И ещё раз: делиться накопленным опытом с согражданами , как положительным, так и отрицательным.

Пример алгоритма гражданской активности

Хотя ниже алгоритм гражданской активности приводится для частного случая, думаю, при использовании изложенных выше основных принципов каждый может понять, каким будет алгоритм в другом частном случае. Итак, частная ситуация: ваш сосед по подъезду регулярно мусорит (курит, гадит и т. п.). Алгоритм:

  1. Сделать ему устное замечание с просьбой больше так не делать («мы же соседи»).
  2. Если это не возымело действия и/или привело к неадекватной агрессивной реакции, то изучить нормативно-правовую базу (КоАП, соответствующие федеральные законы, СанПИН, решения общих собраний жильцов дома и т. п.).
  3. Позвонить участковому, объяснить ситуацию (со ссылкой на нормативные акты) и попросить провести с гражданином разъяснительную беседу.
  4. Если это не возымело действия, то позвонить участковому ещё раз, чтобы уточнить, проводил ли он беседу, и/или сообщить ему о безрезультатности.
  5. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя участкового и отправляешь его ему заказным письмом с уведомлением .
  6. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя его начальника , в котором в том числе описываешь все предыдущие действия и безрезультатность участкового, и также отправляешь заказным письмом с уведомлением.
  7. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя начальника начальника участкового, и так вплоть до прокуратуры (а то и сразу туда), с описанием бездеятельности и безрезультатности органов внутренних дел.
  8. Параллельно можно привлечь санэпидстанцию, «Роспотребнадзор» и др. ведомства, могущие иметь отношения к данной ситуации.

Как-то так. Можете свои улучшения данного алгоритма, а ещё лучше делиться собственным фактическим опытом успешного решения любых проблем. А пока – несколько моих личных примеров (статей):

  • «Система управления изменениями для органов государственной власти »;

Примеры неправильного поведения гражданина

Примеров неправильного поведения гражданина, или, другими словами, ложной гражданской активности наверняка можно привести очень много (просто потому, что делать неправильно и впустую всегда проще, чем правильно и результативно), но сходу я вспомнил только пару типовых:

  • «брюзжание пенсионеров » – обсуждение на лавочке и в подобном формате «несправедливости» нашей жизни без знания законов и/или принятия активных действий;
  • обращения не по адресу или в пустоту – например, в рубрику «SMS-жалобы» газеты «Про город Владимир » или фотографии неубираемого мусора в «Одноклассниках» с ехидными комментариями – вместо прямого обращения в управляющую компанию или другие соответствующие организации и далее по алгоритму.

Если что ещё вспомню – дополню. А пока не забывайте, что главное – не шумиха сама по себе, а результат .

Результаты, хорошие и разные

Как говорится, для настоящего учёного даже отрицательный результат является результатом. :-) Да, если внимательно прочесть перечисленные выше мои статьи и немного общаться со мной, то можно заметить, что далеко не всегда мне удаётся добиться хороших результатов:

  • хорошие результаты – по ремонту дорог (инциденты №№ , и ), эвакуации автохлама со двора , отремонтированной придомовой дороге и автостоянке, плодородной земле под окном, отремонтированному подъезду, интеграции телебанка с получателями коммунальных платежей и возврату денег «МТС»ом за одностроннюю смену условий тарифа;
  • условно или временно хорошие результаты – по борьбе с автопарковкой на газонах и тротуарах , борьбе с курильщиками и развешиванием рекламных картонок на столбах и деревьях;
  • плохие или отсутствующие результаты – по организации во дворе дополнительных парковочных мест и автоматизации государственных и муниципальных услуг .

Тем не менее, «врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»:-), и благодаря этому и активности других моих сограждан в нашем городе уже есть несколько хороших и комфортных мест .

1

Необходимость создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти, делает актуальной проблему гражданской активности в политической и социальной жизни общества. В статье рассматриваются отдельные аспекты активной гражданской позиции общества и человека в частности. Дается определение социальной и политической активности граждан. Проанализированы проблемы и перспективы развития гражданской активности в России. Выявлена и обоснована позиция того, что слабая формализация на уровне гражданской активности несет в себе опасность не только увеличения раскола между общественными организациями и гражданами, но и препятствует сближению гражданского общества и государства, усиливает дефицит демократии в стране.

активное гражданское общество.

правовое государство

Конституция

1. Затонский В.А. Эффективная государственность. – М.: Юристъ, 2006. – 286 с.

3. Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о праве и государстве: Учебное пособие КГФЭИ. – Казань, 1997. – 223 с.

4. Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 59-63.

5. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 652 с.

Исследование проблем и перспектив развития гражданской активности в России на сегодняшний день обусловлено важностью и значимостью процессов совершенствования институтов гражданского общества. Активное гражданское общество - это одно из жизненно значимых условий для становления демократического правового государства. При этом в данном процессе важнейшей составляющей является активное, социально полезное поведение человека в частности и общества в целом. В данном случае речь может идти о появлении качественно новых типов личности, которые выступают как носители новых политических и правовых ценностей и норм, в результате чего образуется правовая культура и правовое сознание, что является важным критерием оценки личности с позиции активного гражданина и человека. Таким образом, одним из важнейших критериев характеристики личности как активного индивида должен стать уровень ее правосознания и правовой культуры.

По нашему мнению, проблематика гражданской ответственности обусловлена политическими и правовыми реформами, проводимыми в России в XXI веке, которые предполагают всеобъемлющую правовую информированность общества, открытость власти и прозрачность механизмов деятельности государства.

Следовательно, гражданская активность - это форма активности общества, которая направлена на реализацию социальных интересов, присуща индивиду, а также различным общественным объединениям граждан. Она зависит от политических, духовных, культурных ценностей общества и человека в частности.

Гражданская активность нацелена на привлечение наибольшего внимания общества, средств массовой информации (СМИ), структур власти к различным общественным проблемам. Целесообразно выделить наиболее социально значимые, в частности ветеранские, женские, молодежные, проблемы профсоюзов; вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, образования, культуры, медицины, с состоянием экологии, экономики и т.п.

Процесс формирования активности граждан, как правило, протекает стихийно, независимо от деятельности различных социальных институтов, путем дискуссий, обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения. Но зачастую гражданская активность - это результат действий государственных учреждений, политических организаций, масс-медиа. Формами коллективной самоорганизации граждан являются общественные комитеты, союзы, движения; инициативные группы гражданского давления, экспертные общественные комиссии, советы и другие. Диапазон действий достаточно широк - начиная от сбора подписей, подачи петиций и кончая уличными манифестациями и актами гражданского неповиновения.

В большинстве случаев акции неповиновения - это результат массовых эмоций активного гражданского населения. Они могут проявляться в виде пикетов, митингов, распространения печатной продукции (листовок, газет), в иных формах. Такая гражданская активность, как правило, давит на органы власти как на местах, так и на уровне Федерации, в целях принятия политических решений, угодных протестующим. В этом случае есть вероятность того, что за мирными и социально значимыми лозунгами может скрываться и иная цель, например, захват власти или изменение политической ситуации в корыстных целях отдельных граждан. В результате необходимо говорить о том, что гражданская активность основана на принципах полной добровольности и свободы участия. Углубление непримиримости с представителями власти может усилить политический характер гражданской активности, может привести к политическому кризису на локальном, региональном или национальном уровнях. Данное обстоятельство обусловливает необходимость оперативного анализа и учета общественного мнения в процессе принятия политических решений.

Правовое государство на современном этапе - это демократическое государство, права и свободы в котором выступают в качестве гарантии со стороны государства, и, следовательно, обеспечивается участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает наличие высокого уровня правовой и политической культуры, развитого гражданского общества. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит выражение в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы и т.п. В.А. Затонский считает, что «среди наиболее важных признаков правового государства необходимо выделить такие, как:

  1. Верховенство закона.
  2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Ответственность человека и государства.
  4. Политический и идеологический плюрализм» .

Вместе с тем правовое государство, как и любое другое государство, имеет общие характерные признаки, которые проявляются в следующем:

  1. Посредством государственной власти происходит внутренняя и внешняя политика.
  2. Государства базируют свою деятельность на социально-экономической основе общества в целом.
  3. Государства осуществляют свою деятельность посредством специальных государственных механизмов.
  4. Любое государство - это обособленная административно-территориальная организация.
  5. Без налогов и сборов не может существовать ни одно государство.
  6. И, наконец, государство обладает суверенитетом.

В этой связи необходимо обратить внимание на позицию Ф.Н. Фатхуллина, который отмечает, что: «имеются отличительные признаки механизмов жизнедеятельности правового государства, все базисные элементы правового государства осуществляют свою деятельность на основе механизмов разделения властей. Данная структура правого государства позволяет осуществлять свою деятельность строго в соответствии с целями назначения. Наделяя каждую ветвь власти властными полномочиями, общество осуществляет свою волю в полном объеме. Должностные лица, выбранные или назначенные главой государства, несут личную ответственность за посягательства на права и свободы человека и гражданина, которые гарантированы конституцией и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение конституции. Более того, в правовом государстве органы государства обеспечивают права и свободы граждан в пределах своих компетенций, а в совокупности все органы власти обеспечивают полный комплекс прав и свобод человека и гражданина»
.

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. По мнению И.С. Шушпановой, «правовое государство есть не что иное, как концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации» .

Развитие и становление гражданского общества - это в первую очередь процесс самоорганизации, объединения людей для защиты своих интересов сегодня, сейчас и на длительное время. На самоорганизацию и самосознание, являющимися составными частями социальной активности граждан, можно и необходимо влиять, и такое влияние не должно ограничиваться одной лишь пропагандой. Данную проблему можно решать с двух основных позиций: посредством влияния извне (управление); посредством стимулирования саморазвития и самоорганизации граждан (создание условий для саморазвития и самостоятельной активности граждан).

Правовая активность личности - одна из важнейших составных частей (форм) социальной активности, включающая в себя все многообразие ее проявлений, играющая важнейшую роль в процессе становления российского государства как правового.

Правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Правовая активность характеризуется рядом признаков:

во-первых, правовая активность личности всегда проявляется в действиях, так как сущность активности заключается именно в действии, в активном поведении человека;

во-вторых, действия совершаются свободными индивидами. Свобода в данном случае рассматривается как «гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное»;

в-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер. Противоправное поведение - это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей;

в-пятых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить от надлежащих ей субъектов.

Раскрыть сущность правовой активности невозможно вне связи с такими категориями, как «правовая жизнь» и «правовая политика», что позволяет выявить весьма значимые аспекты исследуемого понятия.

По мнению А.В. Малько, «правовая жизнь общества - это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов» .

Одним из важнейших элементов правовой жизни является активное поведение людей как членов гражданского общества, основанное на их сознании. Именно они выступают показателем состояния и хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех сферах общественно-правовой жизни.

Правовая активность личности может выполнять роль критерия правовой жизни, «двигателя» общественного развития только на основе «объективного знания права», которое является теоретическим и жизненным основанием, для того чтобы спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, противодействовать, защищать, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой «мнимый долг», протестовать против нарушения своих имущественных прав, избирать представителей власти и прочее.

При этом правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель ее качественного состояния. Оттого, насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) правовой жизни.

Таким образом, правовая активность личности в отношении к правовой жизни является:

  • необходимым элементом правовой жизни;
  • способом ее функционирования;
  • показателем, нормативом ее качественного состояния.

Правовая активность выступает не только одним из основных способов правовой жизни, но и является объектом, критерием эффективности проводимой правовой политики.

Итак, правовая активность личности как важнейшая составная часть правовой жизни выступает критерием ее качественного состояния.

В зависимости от масштабов гражданская активность проявляет себя в рамках отдельной производственной административной единицы, в пределах региона, на общенациональном уровне. Она оказывает воздействие на развитие политических отношений в обществе, может способствовать их сохранению и укреплению либо воздействовать на изменение сложившегося статус-кво в отношениях между субъектами политики. Гражданская активность неразрывно связана с гражданским долгом. Это означает, что любой гражданин должен честно исполнять свои обязанности, испытывать чувство нравственной ответственности за свою деятельность перед окружающими людьми и обществом, знать о последствиях неправомерного поведения.

Рецензенты:

Багаутдинов Ф.Н., д.ю.н., судья Конституционного суда Республики Татарстан, профессор кафедры уголовного права и процесса Академии социального образования РТ, г. Казань.

Рудольф К.В., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Библиографическая ссылка

Волкова Н.В., Волкова Н.В., Гусева Л.А. ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ЗЕРКАЛО ПОЛИТИЧЕСКИХ, ДУХОВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Выходные данные сборника:

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О СЛАВЕ КАК СВОЙСТВЕ СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Калинина Ирина Анатольевна

канд. психол. наук, доцент кафедры Теории менеджмента и бизнес-технологий
РЭУ им. Г.В. Плеханова,
РФ, г. Москва

E - mail : kalinina 309@ yandex . ru

UNDERSTANDING THE NATURE OF CIVIL ACTIVITY OF THE PERSONALITY AND ITS MANIFESTATION OF THE NOTIONS OF GLORY AS THE PROPERTY OF CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR OF THE INDIVIDUAL

Kalinina Irina

candidate of Science, assistant professor of the Department of management Theory and business technologies,
Plekhanov Russian University of Economics (PRUE),
Russia, Moscow

Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Проект №15-26-01008

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию «гражданской позиции» и основные его составляющие, а также взаимодействие комплекса предпосылок, способствующих проявлению социальной активности, в том числе и переживания ощущения славы. Определены основные составляющие, входящие в состав понятия «гражданская позиция», что позволило рассматривать данное явление как приобретенное и формируемое со стороны общества качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Гражданская позиция может изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

ABSTRACT

The article discusses various approaches to understanding "citizenship" and its major components, and the interaction of the complex preconditions conducive to the manifestation of social activity, including experiences feelings of glory. The main components included in the concept of "citizenship", which allowed considering this phenomenon as acquired and generated by the company"s quality, which is developed and improved throughout the life of the person. Civil position may change depending on the conditions in which gets a person.

Ключевые слова: гражданская позиция; активность личности; гражданин; ценности личности; общество; ощущение славы.

Keywords: citizenship; the individual"s activity; citizen; values; personality; society.

Для понимания мотивов проявления гражданской активности личности необходимо разобраться с понятием «гражданская позиция», т. к. в толковом словаре Даля «позиция» рассматривается как некое начало движения в определенном направлении и является некой отправной точкой проявления разнообразных форм поведения.

Так, в работах классического периода описание личности происходит с точки зрения ее внутренней позиции, где отправной точкой являются мысли, чувства и преставления об обществе.

Следует отметить, что внутренняя позиция человека не всегда будет соответствовать его поведению в обществе. Индивид может иметь определенное мнение на проблему и собственные путь решения, но по ряду причин поступать совершенно иным образом, либо проявить индифферентность и вообще не приступать к решению проблемы.

Изучения относительно позиции личности проведены со стороны различных наук, таких как социология, философия, педагогика и психология, но интересно, что представления о содержании этого понятия схожи.

Так, например, в философском словаре «позиция» трактуется относительно наличия точки зрения или принципа, которые заложены в формы поведения и демонстрируются в поведенческих действиях, т. е. речь идет о внутренней позиции, которая находит свое отражение во внешнем, через отношение личности мы можем размышлять о мотивах его поведения или готовности к действиям.

Психологический словарь подтверждает такой поход, рассматривая индивида в системе отношений с обществом через поведенческие реакции, при этом положение человека может выступать обобщенной характеристикой индивида и задавать свойственную ему статусно-ролевую структуру.

Доказательством именно такого содержания понятия «позиция» могут быть многочисленные исследования.

Так, Ананьев Б.Г. рассматривая позицию личности, в первую очередь, уточняет ее через систему общественных функций, и речь в этом случае может идти как об экономической направленности, так о правовой.

Такие представления полностью коррелируют с социальными науками, где «позиция» в первую очередь понимается как наличие прав и обязанностей человека перед обществом.

В этой связи близкими для интерпретации становятся понятия «социальная роль», «ролевые предписания», которые рассматриваются независимо от индивидуальных свойств, но привязаны с культурной составляющей.

Кон И.С. и Ануфриева Е.А., подтверждая такой подход, конкретизируют, что содержание общественных функций в большой степени привязано к исторической эпохе или к стереотипным преставлениям общества, в котором находиться индивид .

В работах Асмолова А.Г. позиция личности также рассмотрена через систему общественных связей, в которых человек реализует свои качества, как врожденные, например, темперамент, так и приобретенные, например, знания, умения, особенности мышления. Индивидуальные особенности в системе общественных связей являются основой выбора объективных возможностей удовлетворения потребностей человека.

Радионова Н.Ф. в системе общественных связей видит объективно-субъективный характер. Объективный характер данной системы детерминирован обществом, а субъективность заложена в отражении общественных преставлений в сознании индивида.

Если в приведенных ранее исследованиях «позиция» воспринимается как система отношений, то Григорьева А.И., Исаев Е.И, Слободчиков В.И. рассматривают ее как интегративную характеристику всего образа жизни. Только в таком понимании можно размышлять о человеке как субъекте собственной жизнедеятельности, определяющим способы реализации базовых потребностей, и речь в этом случае идет о единстве сознания и деятельности.

Итак, рассматривая «позицию» с точки зрения деятельностного подхода можно утверждать, что ее формирование - это не одномоментное действие, а непрерывный процесс, осуществляемый в деятельности.

Выбирая предметом изучения позицию, можно по сути представить «пространство движения индивида», в котором он существует объективно, но с другой стороны, субъективно, т. к. это движение соответствует его личным преставлениям.

Безусловно, позиция - это непрерывный процесс, но у нее тоже могут быть свои временные характеристики, т. к. жизненные события конечны.

Временная завершенность событий и есть эти точки объективирования и субъективирования, которые позволяют задавать новые векторы движения.

Анализируя результаты аналитических размышлений представленных авторов, позицию человека можно представить в виде направленного вектора движения (рис. 1):

Рисунок 1. Понимание «позиции» в социуме

Итак, понимание «позиция» включает в себя систему отношений, которая представлена как совокупность:

· субъективного и объективного,

· психологического компонента и социального статуса

· актуального состояния и потенциального движения.

Однако понимание содержания «позиция» все же не определяет вектор направления, он в этом случае может иметь направленность, как в сторону общества, так и отрицательный характер, поэтому не менее важно содержание понятия «гражданин».

Если говорить о европейских представлениях, то «гражданин» является лицом, которое обладает гражданскими правами и обязанностями и может быть, как партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции .

Философским представлениям относительно статуса «гражданина» близка направленность сознательного сочетания личных и общественных интересов, через совокупность нравственных качеств, в этом случае «гражданин» - цивилизованный член государства и общества. Т. е. в этом случае особых противоречий между личностью и обществом не возникает. Возможно ли внутриличностная бесконфликтность в современном обществе?

Стоит отметить в этой связи и противоположные позиции. Так, например, известный политик В. Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане» . С ее точки зрения, граждане, это как раз те, кто выступает против власти, против режима, потому что они, по ее словам, не «стадо». Следуя такой логике, права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу и независимость получают права и привилегии, в том числе и политические.

Надо сказать, что понятие «гражданин» остается актуальным в области публикаций из юридической сферы. Юридические публикации определяют роль гражданина перечнем особых общественных функций, к числу которых относят «права и обязанности, предусмотренные конституцией», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «знание прав и свобод».

Как термин, понятие «гражданин» (лат. “civilis”) впервые начали применяться в системе римского права, а в настоящее время в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова оно имеет четыре основных значения :

Первое, это юридическое толкование, которое описывает сферу имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами.

Второе, военное толкование, предполагает описание невоенной жизнь людей.

Третье, церковное толкование, предполагает описание поведения не церковного содержания и совершаемое вне церковных обрядов.

Четвертое, общественное толкование, которое сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина.

Сочетание «гражданская позиция» вообще не имеет в науке единого определения, и следуя проведенному аналитическому обзору предложенных подходов является достаточно дискуссионным.

Вероятно, это связано с тем, что исследователи разных наук знания сосредоточены на различных аспектах изучения гражданской позиции, так, исследование основных индикаторах гражданской позиции личности, рассмотрено в трудах классиков социологической мысли: Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Б. Скиннера, Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Ч.Х. Кули, а выделение основных компонентов гражданской позиции представлены в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Элиасберга и других .

Вместе с тем, большинство ученых выделяют три основные составляющие, входящие в состав понятия «гражданская позиция»: патриотизм, гражданственность и социально-политическая активность (Рис. 2).

Рисунок 2. Компоненты, входящие в состав понятия «гражданская позиция»

Первый компонент - патриотизм.

Основными его индикаторами могут выступать: гордость за Родину, гордость за достижения, желание сохранять культурные особенности, идентификация себя со страной, готовность подчинить свои интересы интересам страны - некое социальное чувство.

Таким образом, именно в патриотизме заложено уважение к предкам, любовь и проявление терпимости, а высший проявлением патриотизма является благожелательность ко всем гражданам государства через почитание традиций и культуры общества, а также готовность к развитию и защите интересов своей страны и ее граждан.

Второй компонент - гражданственность.

Сущность гражданственности в сопричастности личности к общим делам государства, психологическое ощущение себя гражданином и полноправным членом общества, отсюда активная и сознательная включенность субъекта в дела и проблемы общества при наличии определенных убеждений.

Итак, чувство гражданственности возникает вследствие осознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Таким образом, «гражданственность» тесно переплетается с «патриотизмом» и, на взгляд автора, должны использоваться в едином социальном контексте.

Третий компонент - социально-политическая активность - задает вектор движения .

Активность направлена на преобразование окружающей действительности и решение общественных задач. Социальная активность в большей степени зависит от уровня культуры общественных отношений и характера человека. общественных начал.

Иванишенко Н.Н. считает, что проявление активности зависит от принадлежности человека к 4 типам личности :

· индивидуалистически ориентированный;

· идеологически ориентированный;

· нормативно-правопослушный;

· общественно-политический.

Для индивидуалистически ориентированных типов присуще повышенное стремление рассматривать взаимодействие с обществом и свою гражданскую активность сквозь призму реализации труда.

Идеологически ориентированным типам характерно демонстрировать повышенную активность участия в сохранении культурно-исторического наследия страны.

Нормативно правопослушный тип заявляет о своей готовности полностью выполнять законодательно закрепленные обязанности граждан Российской Федерации.

Характерными чертами группы общественно-политического типа являются: активное желание участвовать в жизни страны. Причем, это участие понимается широко - от обсуждения до реальных как конструктивных, так и деструктивных шагов. Для представителей этой группы свойственно становиться членами различных общественных и политических организаций.

Таким образом, компоненты гражданской позиции могут быть представлены следующим образом (рис. 3).

Рисунок 3. Взаимодействие компонентов гражданской позиции

Анализ научных работ позволил нам прийти к следующим выводам:

·Гражданская позиция представляет комплекс субъективных качеств личности.

·Гражданская позиция выражает твердые убеждения и ответственность граждан

·Гражданская позиция порождает социальную ответственность и проявляется в целесообразной социально-культурной деятельности людей.

·Процесс формирования гражданской позиции длительный, его эффективность зависит от состояния гражданского общества и правового государства.

Таким образом, гражданская позиция формируется под воздействием комплекса предпосылок и способствует проявлению социальной активности, где фундаментом проявления активности является патриотизм.

Однако по словам Шнейдер Л.Б., патриотизм - это формируемое качество, которое возникает в силу переживания славы за страну, славы за свой народ . Эти стороны общественной жизни в современных исследованиях не рассмотрены даже отчасти.

На сегодняшний день данное направление имеет тенденцию к возрождению. Например, недавняя акция «Бессмертный полк» в честь Дня Победы, в которой через переживание славы за своих близких, а по сути, и за свою Родину, напрямую происходит формирование патриотических мотивов своего поведения.

Однако формирование патриотических мотивов и их трансформация в активную гражданскую позицию, как например, участие в акции «Бессмертный полк» возможна благодаря прохождению личностью ранее нескольких стадий (рис. 4.):

Первый этап - осознание своего «Я», саморефлексия относительно формирования своего собственного образа «Я»

Второй этап - становления качеств личности и готовность к поведенческому выбору.

Третий этап - готовность к проявлению качеств, свойственных собственному «Я».

Четвертый этап - использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап находит свое отражение в социальных проектах.


Рисунок 4. Этапы становления качеств личности

Таким образом, активная гражданская позиция - это приобретенное и формируемое со стороны общества качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Гражданская позиция может изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Положительный вектор проявления гражданской позиции может быть лишь в случае наличия патриотических мотивов , которые возникают в силу переживаний чувства славы за близких, за Родину, а отнюдь, не как следствие переживания комплекса неполноценности.

На изучение данных вопросов направлено исследование «Кросс-культурный анализ представлений о славе как сущностном свойстве сознания и поведения личности», в котором ключевое внимание уделяется изучению гражданских, семейных и персональных представлений о славе у молодых россиян, так как решение проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня во многом будет определяться гражданским самосознанием и социальным поведением молодежи.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

Первый этап – осознание своего «Я».

Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.

Третий этап – готовность к проявлению «Я».

Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.