Побудительное предложение содержащее совет. Какие бывают виды предложений по цели высказывания

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .

Предложение - это самая маленькая смысловая единица, представляющая собой ряд слов, которые связаны грамматически и по смыслу. Предложение, даже состоящее из одного слова, имеет законченный смысл, характеризуется определенной интонацией. По сути, предложение - это коммуникативная единица.

Какие бывают предложения? Это зависит от точки зрения, с которой рассматривают предложения.

Проводя синтаксический разбор, определяют такие в русском языке.

1. По цели высказывания предложения делят на:

Повествовательные, цель которых обычная (Пламя взметнулось в небо, осыпав ребят целым фейерверком золотых искр.)

Вопросительные. Их цель - сформулировать вопрос (Сколько можно повторять? Когда уже наступит лето?)

Побудительные. (Равняйсь! Смирно! Спой мне песню.) Побудительное предложение выражает приказ, просьбу, побуждение к действию.

Побудительное предложение отличается от остальных не только особой интонацией, но и способом выражения сказуемого. Оно может быть выражено

Чаще всего глаголом в побудительном наклонении. (Расскажи мне о путешествии. Спой!)

Глаголом в неопределенной (инфинитивной) форме (Спеть! Сломать эту постройку!)

Глаголами, стоящими в разных формах, но выражающими волю говорящего (Я требую немедленного подчинения!)

Без сказуемого. Такое побудительное предложение может использовать разные обороты.

Конструкцией, которая начинается союзом «чтобы» и передает категорическое приказание (Чтобы духу вашего здесь не было!)

Такое побудительное выражение обычно используют для увещевания (Тебе бы на море съездить).

Неполным предложением без сказуемого (Газету! Молчать!)

Интонационно побудительное предложение от прочих отличается более высокой тональностью.

2. Интонационно (по эмоциональной окраске) различают восклицательные и невосклицательные предложения (Я так люблю начало весны! Я люблю начало весны).

3. В зависимости от того, имеется ли и подлежащее, и сказуемое, любые виды предложений могут быть двусоставными (с или односоставными (с одним главным членом) (Примеры двусоставных: Наступило лето. Дни стали невыносимо жаркими).

Вид определяется по наличию главного члена.

    Назывные (или номинативные) предложения имеют только подлежащее (Темнота. Тишина. Романтика).

    Безличные предложения имеют только сказуемое, при котором подлежащего не может быть по смыслу (В голове звенит от высокой температуры. Смеркается. Холодает).

    Определенно личные тоже обходятся без подлежащего. Их основа - глагол 1-2 лица, выступающий в роли сказуемого. В таких предложениях понятно, к кому конкретно обращается говорящий (Замолчите! Дай мне книгу. Сейчас запою).

    Обобщенно-личные конструкции обозначают действия, которые выполняют все (Цыплят по осени считают. Сделал дело - гуляй смело).

    Неопределенно-личные, где сказуемое (глагол 3 лица, стоящий во множественном числе) указывает, что действие в данной конструкции важнее, чем его производитель (За окном громко и красиво пели о любви).

4. По количеству второстепенных членов предложения делятся на нераспространенные и распространенные (Стою. Смотрю. Небо. (нераспростр.) Я смотрю в синее небо. (распростр.)).

5. Предложения делятся на полные, неполные в зависимости от того, все ли необходимые члены присутствуют (Я внимательно читал учебник по географии (полное). Мама у меня работает в больнице. Папа - в школе. (Неполное)).

6. Наконец, предложения могут быть:

    Сложносочиненными (Я люблю жизнь, а она меня, кажется, не балует).

    Сложноподчиненными (В небе носились стрижи, которых вспугнул выстрел пушки).

    Сложными бессоюзными (Учительница вышла из класса, сразу начался гвалт).

При классификации предложений указывают все характеристики. Например: Я читаю книгу. Предложение: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, простое.

Типы предложений

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (по типу высказывания)

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения : Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

    Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например.

Вопросительные предложения делятся на

собственно вопросительные,

вопросительно-побудительные

и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными .

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения .

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные , поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи.

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например,

оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ;

оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

    Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу, например;

2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,

3) согласие, разрешение, например;

4) призыв, приглашение к совместному действию, например;

5) желание.

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого :

    Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения .

    Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами.

    В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени) .

    В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения . Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы , причем глагол может быть опущен. Такие предложения характеризуют разговорную речь.

    Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив.

    Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет.

    В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого - глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом - именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр).

    Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия : айда, марш, цыц и др.

Восклицательные предложения

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например,

повествовательно-восклицательные : Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.) ;

вопросительно-восклицательные : Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.) ;

побудительно-восклицательные : - О, пощади его!.. постой! - воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например.

2) междометия , например: Ах, увы, Ух, Ахти, Тьфу;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.

Распространенные и нераспространенные предложения

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов - подлежащего и сказуемого.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными .

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект.

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.

Простые и сложные предложения

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу.

Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н.С. Поспелова.

Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так иногда и называются), они не могут существовать вне сложного предложения , т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно четко обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложении Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы (Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения. Как аналоги простых предложений части сложного, объединяясь, могут претерпевать структурные изменения, т.е. они могут обрести такую форму, которая простому предложению не свойственна, хотя вместе с тем эти части обладают своей собственной предикативностью.

Части сложного предложения могут объединяться

как равноправные , грамматически независимые , например: Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.) ;

и как зависимые , например: С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.) .

Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение - единица монопредикативная, сложное - полипредикативная .

В русском языке существует множество различных синтаксических единиц, самой часто используемой из которых является предложение. Но знали ли вы о том, что они могут очень сильно отличаться друг от друга? В этой статье подробно расскажем о том, какие существуют виды предложений по цели высказывания, чем они отличаются.

Вконтакте

Предложением называется основная синтаксическая единица, в которой имеется некая информация о чем-либо, вопрос или побуждение к действию. Предложение отличается от наличием грамматической основы, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Главной функцией этой конструкции является осуществление коммуникации.

Важно! Фраза всегда должна быть закончена как по смыслу, так и интонационно!

Для того чтобы речь была грамотной, необходимо разобраться для начала в типах и . Так будет проще понять смысл сказанного или написанного, расставить нужные знаки препинания.

Для начала нужно определить, что такое цель высказывания? Может быть, вы хотите узнать о чем-то у собеседника или, наоборот, передать ему некоторую информацию? Или же вам нужно, чтобы человек что-то сделал? Тот результат, которого вы хотите добиться от собеседника, использовав фразы определенного вида, и будет считаться целью.

Предложения различаются по типам высказывания и по интонации. Очень разнообразный предлагает их различные классификации, одной из которых является разделение этих синтаксических единиц по цели высказывания. Итак, какие же виды фраз существуют?

Конструкции по цели высказывания бывают:

  • повествовательные;
  • побудительные;
  • вопросительные.

Кроме того, они различаются по интонации и могут быть:

  • восклицательными;
  • невосклицательными

Восклицательные нужны для того, чтобы придать выражению особую эмоциональную окраску . На письме их выделяют с помощью восклицательного знака, а в устной речи произносят со специальной интонацией. Очень часто восклицание добавляется к побудительным конструкциям. Если необходимо добавить больше эмоциональности, то в конце можно поставить три восклицательных знака: «Смотри, лось бежит!!!». Такая фраза отлично украсит текст.

Невосклицательные используются для сообщения обыденной информации, фактов. Они не подразумевают наличия эмоциональной окраски и на письме выделяются просто точкой. Однако если вам хочется добавить в высказывание немного загадочности или эффекта незаконченности, то уместнее в таком случае будет использование многоточия: «Знаешь, я очень давно хотела тебе сказать…».

Виды предложений

Повествовательные конструкции

Этот вид высказываний является весьма распространенным. Они необходимы для сообщения каких-либо фактов, при этом доносимая информация может быть как утверждаемой, так и отрицаемой.

Важно! Повествовательное предложение – это всегда законченная мысль.

При произношении повествовательного высказывания главное слово необходимо выделить голосом, а к концу фразы понизить тон, сделать его более спокойным. Примеров повествовательных конструкций достаточно много: «Я сегодня ел курицу на ужин», «Весной часто можно увидеть косяки перелетных птиц».

Повествовательное можно произнести как с восклицательной интонацией, к примеру: «Сергей – отличник!», так и без восклицания, например: «Мне нравится есть мороженое». На письме восклицательные повествовательные предложения оформляются восклицательным знаком, а в конце невосклицательных высказываний ставится точка.

Побудительные конструкции

Итак, что такое побудительное предложение? Эти высказывания нужны для того, чтобы сподвигнуть человека к каким-либо действиям. При этом используются различные фразы:

  • мольба: «Умоляю тебя, не надо!»;
  • просьба: «Прошу тебя, перестань жевать!»;
  • пожелание: «Пожалуйста, побыстрее поправься».

Очень часто в высказываниях побудительного вида фигурируют такие частицы, как «пусть», «давай», «умоляю», «прошу» и так далее. В устной речи они выделяются при помощи интонации , очень часто их произносят с восклицанием, а на письме выделяют восклицательным знаком.

Существуют и невосклицательные побудительные предложения. Они, как и обычные предложения, на письме заканчиваются точкой.

Важно! Именно в конструкциях побудительного вида можно встретить (неопределенную форму глагола), глагол в повелительном или обращение к лицу, которому адресовано выражение. Такое предложение не имеет подлежащего и может состоять лишь из одного сказуемого!

Побудительные предложения

Вопросительные конструкции

Они необходимы для передачи вопросов разного вида. Каждое вопросительное предложение может иметь свое назначение, поэтому существует несколько разных групп таких выражений.

Группы вопросительных предложений

  • Общие вопросы. На них можно ответить лишь «Да» или «Нет». Примеры: «Разводите ли вы аквариумных рыбок?», «Есть ли у вас собака?».
  • Частные вопросы. Используются, если необходимо узнать побольше о каком-либо человеке, обстоятельстве или объекте. Пример: «Кто сегодня пойдет в театр?», «Когда будет открытие нового торгового центра?».

Отличаются вопросительные конструкции еще и по характеру. Учитывать характер вопроса очень важно, так как именно от него будет зависеть ответ, который вы получите от своего собеседника .

Вопросительные предложения

Классификация по характеру вопроса

  • Собственно-вопросительные. Нужны для получения неизвестной информации, от собеседника обязательно нужен ответ. Например: «Как пройти в библиотеку?»
  • Вопросительно-утвердительное высказывание необходимо использовать в том случае, если у вас уже имеется какая-то информация, и вам нужно ее подтвердить. К примеру: «Неужели он этого не знал?»
  • С помощью вопросительно-отрицательных можно выразить отрицание утверждения, которое было изначально вложено в вопрос. К примеру: «Ну и зачем я это делал?!»
  • В вопросительно-побудительных содержится требование или просьба выполнить некоторое действие: «Может быть, поедем кататься на пароме?»
  • На вопросительно-риторические высказывания не нужно давать ответ, так как уже сама фраза содержит в себе ответ на вопрос. Обычно эти предложения служат настоящим украшением речи, например: «Кому же не нравится слушать пение соловьев теплыми летними вечерами?».

Вопросительные конструкции в устной речи необходимо выделять особой интонацией. Можно также использовать специальные слова-сигналы (кто, куда, откуда и прочие), а также в вопросах можно изменить порядок слов. Например: «Он ест рыбу?», «Кто ест рыбу?», «Что он ест?». В письменной речи в конце любого вопросительного выражения ставится знак вопроса, но если вы хотите добавить фразе более эмоциональную окраску, уместнее будет использовать вместе вопросительный и восклицательный знаки, как в примере: «Неужели тебе так сложно смириться с этим?!». В этом случае восклицательный знак ставится после вопросительного.

Какие бывают предложения по цели высказывания

Роль предложения в языке. Виды предложений по цели высказывания

Вывод

В русском языке существует множество различных фраз и выражений. Они различаются по цели высказывания и по интонации. От цели высказывания зависит, каким именно будет предложение: побудительным, повествовательным или вопросительным. Также необходимо соблюдать интонацию, с которой должны произноситься фразы: так текст станет более эмоциональным. Интонационно предложения делятся на восклицательные или невосклицательные. Если вы хотите научиться грамотно излагать свои мысли как устно, так и на бумаге, стоит учитывать эти различия.

Учитель начальных классов Казачкова Елена Александровна. 3-а класс. МОУ «СОШ № 86» г. Саратов

Тема урока Побудительные предложения.

Цель: создание условий дляосвоения знаний о побудительных предложениях; их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.).

Задачи:

Обучающие: формировать умения определять и строить побудительные предложения .

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету .

Планируемые образовательные результаты
Предметные :

научатся: находить побудительные предложения;

получат возможность научиться: строить побудительные предложения на основе знаний об их особенностях .

Метапредметные :
познавательные использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Тип урока: « открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, п роблемный, к реативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite Board , учебная презентация, учебник «Русский язык. 3 класс, 1 часть» авт. Желтовская Л. Я., Калинина О. Б., рабочая тетрадь № 1.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I .Самоопределение к деятельности

- Послушайте и отгадайте загадку.

Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится.
(Слайд 2)

Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок!

Включение в деловой ритм.

Эмоциональная настройка.

Личностные: самоопределение,

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1. Запишем в тетрадях дату. (Запись на доске)

Чистописание

У у ул уч Ульяна улыбка участник

У осы не усы, не усищи, а усики.

Подчеркните и объясните орфограммы в словах 1-й строчки.

Найдите родственные слова в чистоговорке на 2-й строчке. Выделите корень.

2. Повторение знаний о предложении.

Вспомните, пожалуйста, что такое предложение. А для этого закончите высказывания (слайд 3).

Предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов).

Предложение выражает законченную мысль.

Назовите, какие бывают предложения по цели высказывания? (Слайд 4)

Какие предложения называются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?

Где у вас возникло затруднение?

Прилагательное «побудительное» происходит от глагола «побудить» . Как вы понимаете значение этого слова?

Побудить – склонить к чему-либо, заставить, упросить, подтолкнуть, вызвать желание сделать что-нибудь.

Пишут букву У у, сочетания, слова, чистоговорку.

Объясняют орфограммы.

Находят родственные слова, выделяют корень.

Для проверки два ученика выполняют задания на доске.

Вспоминают и называют признаки предложения.

Называют предложения по цели высказывания.

Дают характеристику повествовательному и вопросительному предложениям.

Затруднение возникает при характеристике побудительного предложения.

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

Познавательные:

логические - анализ

объектов с целью

выделения признаков

III . Постановка учебной задачи

Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Мы познакомимся с побудительными предложениями; их речевыми задачами.

(Слайд 5)

Формулируют цель урока.

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные :

постановка вопросов;

Познавательные:

общеучебные - самостоятельное

выделение - формулирование познавательной цели; логические -

формулирование проблемы

IV . Построение проекта выхода из затруднения («открытие»)

1.Запишите предложения, расставив в конце знаки. Какие это предложения по цели высказывания? (Слайд 6):

    Наш класс был в музее занимательных наук Эйнштейна

    А вы были в этом музее

    Обязательно посетите его

Объясните свой выбор.

А что содержится в побудительном предложении?

Мы должны определить, какие речевые задачи реализуются в побудительных предложениях.

Дети записывают предложения, ставят знаки; определяют тип предложения по цели высказывания.

Дети объясняют свой выбор и высказывают предположение.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Познавательные:

моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные :

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Чтобы разобраться с речевыми задачами побудительных предложений, прочитайте данные предложения и постарайтесь объяснить, что они выражают (слайд 7) :

    Сходи, пожалуйста, в магазин.

    Не играй со спичками!

    Прочитай задачу ещё раз внимательнее.

    Пойдём в кино!

Назовите глаголы в этих предложениях. Помогают ли они понять роль этих предложений?

В побудительных предложениях используется особая повелительная форма глаголов.

- Если хотите, запомните, как их называют ученые: глаголы повелительного наклонения .

Какие же предложения называются побудительными? Попробуйте сформулировать определение.

Проверим ваши выводы! (Слайд 8)

Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными . В них могут содержаться совет, приказ, просьба, призыв, пожелание, запрещение, мольба.

Читают предложения, рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Высказывают предположения, свою точку зрения.

Рассуждают, прогнозируют, делают выводы.

Проверяют свои предположения.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные :

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра

ФИЗМИНУТКА (слайды 9 – 25)

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Самостоятельная работа (учебник с.69, упр. 93).

(Слайд 26)

Собери пословицы. Запишите, подчеркните повелительные формы глаголов.

Самопроверка.

Выполняют самостоятельную работу и самопроверку.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

VII . Включение в систему знаний и повторение

1. Работа в парах (РТ, с.31 упр.1).

Определи, каким является каждое предложение по цели высказывания. Соедини с табличкой. Поставь нужные знаки.

Проверка.

2.Работа по учебнику – с. 69 упр. 95 (устно). Можно использовать электронный учебник.

Выполняют задание в парах.

Образуют от глаголов «повелительные» глаголы.

Коммуникативные :

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Познавательные: выбор наиболее эффективных

способов решения задач.

Личностные: интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию.

VIII . Рефлексия

Целью нашего урока было узнать о признаках побудительных предложений. Достигли ли мы этих целей?

О каких признаках побудительных предложений мы узнали? (Слайд 28)

Приведите примеры побудительных предложений.

знаю …

Я умею …

могу …

Домашнее задание: с. 69, упр. 96, выучить правило.

Спасибо за урок! (Слайд 30 )

Ответы детей.

Самооценка.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

рефлексия;

Личностные:

смыслообразование

Использованный материал: