Когда учителям повысят зарплаты. «Увеличили оклады и свели к минимуму все остальные доплаты…» - учителя не верят Минпросвещения Прибавка зарплаты учителям

Образование не является высокооплачиваемой сферой занятости. Поэтому все меньшее число выпускников рвутся в педагогические институты, чтобы по их окончанию обучать детей. Согласно указу президента, принятом в 2012 году заработная плата учителей будет планомерно повышаться и к 2018 году достигнет своих максимальных значений. Но вот «дата икс» подходит, а кардинального увеличения оплаты труда не замечено. Значит ли это, что «подарок» от государства запланирован на конец периода, и зарплата учителей в 2018 году будет увеличена чуть ли не в двое?

От чего зависит доход педагога

Заработная плата учителя зависит от ряда факторов:

  • стажа – чем он выше, тем больше доход;
  • региона – в центральном округе и в районах с суровым климатом заработная плата будет выше;
  • классного руководства – оно также повышает сумму;
  • повышения квалификации – чем своевременнее она будет производиться, тем выше вероятность повышения оплаты труда.

В основе заработной платы учителя лежат следующие составляющие :

Исходя из приведенных выше данных заработная плата учителя должна быть высокой. Но реалии жизни таковы, что несмотря на увеличение нагрузок педагог получает ничтожно мало.

Последние новости о зарплате педагога в России

Итак, задачи закона 2012 года по увеличению оплаты труда работников образовательной сферы аж на 200% не выполнены. Всему виной кризис, начавшийся в 2014 году, повлекший дефицит бюджета и невозможность повышения заработной всем бюджетникам даже в небольшом объеме.

Поэтому о достижении уровня оплаты труда педагогов до среднего по региону остается только мечтать. Сегодня средний заработок учителя по России составляет 30 тысяч рублей. Но не нужно забывать о том, что педагоги в Москве получают гораздо больше, чем работники образовательной сферы в регионах.

Как изменится зарплата учителя с 1 января 2018 года

Можно с уверенностью сказать, что в 2018 году заработная плата учителя все-таки повысится. И произойдет это благодаря индексации. Размер повышения, правда, будет незначительным и составит примерно 6%. А это 1200 рублей при текущей зарплате в 20000 рублей. Да и ждать повышения нужно не в начале года, в ближе к осени. Возможно, это будет первое октября, когда в России отмечают день учителя.

Еще одним показателем, кроме индексации, который может оказать влияние на размер оплаты труда педагога, будет коэффициент разброса. Последний представляет собой соотношение доходов рядовых учителей и руководства школы как один к четырем. К примеру, при заработной плате молодого педагога в 15 тысяч рублей, директор будет получать на руки не более 60 тысяч рублей.
И еще на что следует обратить внимание при установлении заработной плату учителю в 2018 году – введение новых должностей и званий, что позволит молодому специалисту продвигаться по «карьерной лестнице». К таким должностям будут относиться:

1. Учитель

Учителем будет называть педагога, который только закончил педагогический институт и поступил на службу в школу. У него нет дополнительного образования и повышенной квалификации.

2. Старший учитель

Помимо обучения детей старший учитель будет заниматься написанием учебных программ и проектов коррекционной работы.

3. Ведущий учитель

В его обязанности будет входить координирование работы других педагогов и организация образовательного процесса.

Занимаемая должность будет определять оклад и дополнительные надбавки к заработной плате. Стаж работы и дополнительные аттестационные программы помогут получить должность более высокого ранга. Ходят слухи, что для подтверждения своей квалификации будут введены платные экзамены для учителей. К чему все это приведет покажет время.

Вместо заключения

Низкая оплата труда учителя делает эту профессию непривлекательной для молодежи. Многие выпускники школ поступают в педагогические институты не из-за личного рвения, а вследствие низких результатов ЕГЭ: конкурс в педагогические учебные заведения не велик. Надеемся, что запланированные нововведения с 2018 года сделают труд учителя более высокооплачиваемым, а профессию востребованной.

В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

Министерство образования и науки Российской Федерации выступило с предложением увеличить зарплаты учителям, начиная с 2019 года и далее. Соответствующее письмо было направлено представителями ведомства в Министерство труда еще 19 марта. Так на какую же ставку смогут впредь надеяться педагоги?

Курс на повышение

Заработные платы учителям планируется повысить в полтора раза, то есть на 50% Увеличение будет происходить с учетом средней зарплаты по региону, т.е. повышение окажется пропорциональным во всех субъектах РФ.

Реформы, касающиеся обеспечения педагогов, научных работников, преподавателей вузов и др., начались еще в 2012 году, – тогда на повестке так же, как и сейчас, стоял вопрос об увеличении начислений для бюджетников. В.В. Путин подписал 11 указов, направленных на планомерные и поступательные изменения. Задача заключалась в выравнивании доходов учителей, профессоров, работников культуры, медсестер, врачей и соцработников и доведении их как минимум до 100%-200% от средних трудовых поступлений по региону. Сегодня, когда предыдущая цель уже достигнута, правительство решило взять курс на укрепление социальных статусов этих служащих, сделав их и, в частности, российских педагогов, более защищенными в финансовом плане.

В Министерстве образования отмечают, что заработная плата вырастет не только у учителей начальных и средних классов, но также и у тех, кто будет оказывать услуги дошкольного или дополнительного образования.

Рассматриваемые варианты

Сегодня ведомства рассматривают 2 основных пути, благодаря которым задумка может быть воплощена в жизнь. Первый – это увеличение заработных плат всем работникам общего образования вообще, включая не только учителей, но и социальных работников, психологов, библиотекарей и пр. В таком случае власти применят метод индексирования – суммы будут становиться больше на 10% каждый год вплоть до 2024 года. Этот путь долог, однако, если говорить в цифрах, он приведет:

  • к улучшению качества жизни 1 250 000 людей, занятых в российской образовательной системе среднего звена;
  • к росту средней заработной платы педагогического работника – с 37 800 рублей в 2018 году до 76 500 рублей в 2024 году.

Однако для этого государству понадобится найти большое количество дополнительных средств. Если сегодня фонд оплаты труда учителей составляет почти 568 млрд. рублей, то уже через 5-6 лет он должен будет увеличиться до 1,332 трлн. рублей, иначе планируемые расходы просто не получится покрыть! Пока неясно, как власти собираются восполнить такую существенную недостачу, ведь в условиях экономического кризиса эта задача окажется не из легких.

Другой вариант, который представляется более «щадящим» по отношению к сложившейся экономической ситуации, заключается в увеличении заработных плат только учителям, причем – сразу же. Это означает, что уже в следующем году трудовые начисления для 1 000 500 педагогов могут вырасти на 150%, или в среднем до 59 000 рублей и больше. Для этого в 2019 году Фонд оплаты труда понадобится пополнить на 255,2 млрд. рублей, а в 2020 году – на 273,1 млрд. рублей. В результате бюджет Фонда оплаты труда педагогов увеличится с 475,9 млрд. рублей в текущем году до 819 млрд. рублей в 2020 году.

Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, а также представители Минфина и Минтруда пока воздерживаются от комментариев, связанных с тем, каким же способом будет производиться повышение зарплат российским учителям, начиная с 2019 года.

Согласно последним новостям, повышение заработной платы учителям может произойти не раньше октября 2019 года. Размер индексации может составить 6%. При этом в 2020 году размер могут повысить на 5,4%, а в 2021 — на 6,6%.

Как рассчитывается заработная плата

Зарплата преподавателей и педагогов складывается сразу из нескольких составляющих, одни из которых являются фиксированными, а другие – полагающимися за хорошую работу, опыт и пр. Речь идет про:

  1. Оклад. Именно этот показатель имеет для представителей образовательной сферы особую важность, т.к. он исчисляется в соответствии с фактически отработанными часами. Отталкиваясь от суммы оклада учителя, как правило, формируют свой бюджет, планируют расходы и пр.
  2. Премиальные выплаты.
  3. Доплаты (например, за работу сверхурочно, подготовку внеклассных мероприятий с детьми и пр.).
  4. Надбавка за квалификацию рабочий стаж. Для опытных и компетентных педагогов предусматривается возможность получения процентной надбавки, которая исчисляется в зависимости от ряда факторов – собственно квалификации и стажа, а также региона, должности, достижений, загруженности и пр.

Хорошая новость заключается в том, что учителя увидят увеличение как окладов, так и премий. Это означает, что, с одной стороны, улучшится общий уровень жизни бюджетников вообще, а, с другой, они окажутся заинтересованы в максимально возможной отдачей с целью получения премии – впредь более высокой.

Мнение экспертов

Около 60% педагогов были недовольны значениями своих заработных плат в 2017 году. За целый год (с 2016 по 2017 года) их трудовые доходы оставались практически на неизменном уровне примерно в 34 000 рублей, а в 4 российских регионах они даже снизились, пусть и незначительно. Это все еще меньше, чем получают работники институтов и университетов (около 36 000 рублей ежемесячно).

Несмотря на то, что планируемая реформа должна частично разрешить существующие проблемы и смягчить негативные общественные настроения, далеко не все смотрят на грядущие изменения позитивно. Например, последние новости о повышении зарплат педагогам с настороженностью воспринял сопредседатель профессионального союза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Он заявил, что с 2019 года регионы почувствуют на себе небывалую финансовую нагрузку, ведь все расходы, вероятнее всего, понесут именно они. В итоге реформы могут привести к сокращениям, хотя официально этого и не планируется. Однако чтобы не платить много и сразу всем, придется уволить библиотекарей, психологов и часть учителей, в то время как другая часть погрязнет в переработках.

Аналогичного взгляда на ситуацию придерживается и старший специалист Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства Александр Шураков. По его подсчетам, после вступления изменений в силу регионам придется тратить больше – примерно на 500-600 млрд. рублей в год. Федеральной власти понадобится поддерживать субъекты в финансировании реформы, однако все это способно привести разве что к росту региональных долгов, необходимости реструктуризации бюджетных кредитов и пр.

Действительно ли зарплата учителей такая высокая: видео

С января 2018 года повышение зарплаты учителя в Москве составило 22% – до 105 000 рублей. Рост был обеспечен стимулирующими городскими выплатами и надбавками, если учитель участвовал в развитии проекта «Московская электронная школа» (МЭШ).

По словам Александра Муратова, начальника московского управления экономического анализа Департамента образования, по итогам первых девяти месяцев увеличение учительских зарплат оказалось существенным. Если в минувшем году размер их составлял 85 900 рублей, то в этом году – 105 000 рублей.

Зарплаты учителей растут и на фоне увеличения нагрузки

Александр Муратов заметил: на размере зарплаты учителя в Москве отразились стимулирующие выплаты. С последнего месяца лета классным руководителям выплачивают каждый месяц вознаграждение в 12 500 рублей, исходя из класса с 25 учениками. Также они получают установленные школами выплаты за классное руководство, надбавки за участие в «Московской электронной школе». С начала 2018-2019 учебного года московским учителям, которые во время уроков используют МЭШ, выплачивают дополнительное вознаграждение.

Тем временем Татьяна Потяева, московский омбудсмен, сообщила: чаще всего повышение зарплат учителей происходит вследствие большой нагрузки.

— Зачастую повышение заработной платы достигается за счет значительного увеличения нагрузки у учителя, и когда мы показываем среднемесячную зарплату по региону – это учитель, который работает на две ставки, на 1,5 ставки, а мы этим гордимся. Это неправильно, — говорит она.

Татьяну Потяеву возмутил существенный разрыв по минимальным зарплатам учителей разных российских регионов. Так, например, в среднем в I квартале 2018 года учитель зарабатывал:

  1. 22 809 рублей – Костромская область;
  2. 118 545 рублей – ЯНАО;
  3. 83 000 рублей – Москва.

А вот Всеволод Луховицкий, профсоюзный лидер, и вовсе назвал статистические данные чиновников Москвы об учительских зарплатах лукавыми. По его словам, в статистику заработных плат включают параметры, которые не считаются окладом в полном понимании этого слова.

— Это правда, как любая статистика, а любая статистика зависит от того, какие параметры вы в неё заложите, - сказал Луховицкий и призвал обратить внимание на четыре очень важных момента. - Момент первый: не учитывается заработная плата людей, которые имеют меньше 18 часов в неделю. Моя зарплата учитывается, так как у меня 19 часов. А зарплата моей коллеги, у которой 12 часов, она вообще не учитывается этой статистикой. Момент второй - считается вся зарплата. Не за ставку часов. А вся сумма, которую получает работник - за классное руководство, дополнительные занятия, какие-нибудь кружки и так далее.

Всеволод Луховицкий указал, что размер официальной зарплаты состоит и из всех премий, что также не правильно.

— Но премия - это не зарплата, - сказал профсоюзный лидер. - Вопиющий случай, когда в конце августа всех учителей Москвы обманули. Было распоряжение Собянина всем учителям Москвы выдать премии от 50 тыс. до 80 тыс. рублей. Учителя об этом услышали и обрадовались. Но чуть ли не в половине школ этой премии не было. Не потому что директора злодеи, а потому что Собянин распорядился выплачивать эту премию из Фонда оплаты труда школы. То есть он не дал дополнительных денег на это. Это привело к тому, что те школы, которые выплатили сейчас, в октябре-ноябре премии выплачивать не будут. Более того, сюда включают деньги, которые учителя получают из внебюджетных фондов - то есть деньги родителей. И не учитывается интенсивность труда. Сейчас очень мало классов, в которых меньше 25 детей. Нагрузка на учителей растёт. И зарплата растёт. У нас подушевое финансирование. Большая школа - значит, начинают идти большие деньги. Дополнительно в этом году многие учителя получают специальные деньги за так называемую московскую электронную школу. По 10 тыс. в месяц. Это не постоянная зарплата. В этом году им так платят. Никто не скажет, что это будет продолжаться дальше. Это спекуляция на том, что сейчас заплатили и говорят о том, что повысилась зарплата. Это временная перемена, которая всегда может измениться.

Учителя и врачи, проверив счет на своей зарплатной карте, с удивлением обнаружили, что им подняли зарплату. С чем это связано - с «майскими указами» или с увеличением нагрузки?

Повышение зарплат бюджетникам. Некоторые сотрудники рассказали об окладах в три и даже в пять раз выше обычного. Министр труда Максим Топилин объяснил это выполнением «майских указов».

Удивление, наверное, мягкое слово для того, что на днях испытали бюджетники. Как выяснил РБК , например, в МГУ зарплата у преподавателей выросла в два с половиной — три раза. А по другим данным, в пять раз. Причем руководство ничего не объяснило, и выглядело это, как чудо или подарок к выборам. Одна из преподавателей МГУ, которая просила не называть ее имени, подтвердила Business FM, что жалованье выросло, но не только оно:

«Действительно, зарплата стала выше, но я, честно говоря, в бухгалтерии не спрашивала, с чем это было связано. Но та зарплата, которая приходит, я даже удивилась. Но у меня, в принципе, нагрузка выросла, то есть мне так сложно сказать, что, может, это было и с нагрузкой связано».

Позже министр труда Максим Топилин объяснил: это «майские указы». За последние шесть лет было много сообщений, что они не выполняются в полном объеме. И Путин не раз подгонял чиновников. В итоге по большей части указы выполнены, зарплаты врачей, учителей и ученых повысили. Не всем успели к 2018 году, как обычно, запаздывали перечисления из бюджета. Но зато успели как раз к марту.

Это снимает главный вопрос, который наверняка задали себе удивленные бюджетники, проверив счет зарплатной карты: один раз или так будет всегда? Впрочем, повысили не всем.

Светлана учительница литературы из Москвы «Никаких особых надбавок зарплаты и повышений в нашей школе, у нас по крайней мере, я не заметила, и не было. На 8 Марта премию мы получили все, одинаково нас поздравили. Ну и все то же самое, та же самая зарплата. Ничего особого я не заметила, правда».

Владимир Путин, когда давал «майские указы», не объяснил, на что их выполнять. Из центра, конечно, шли дотации, но основная тяжесть легла на плечи местных бюджетов. И тут старался кто как мог. Главврач 64-й московской горбольницы Ольга Шарапова объясняет, что с этого года в Москве повысились тарифы ОМС. Соответственно, в больницы пришло больше денег, и врачам подняли зарплаты.

Ольга Шарапова главврач 64-й московской горбольницы «Увеличивают стоимость услуги. Это по высоким технологиям произошло увеличение значительное, по высокотехнологическим видам оказания медицинской помощи и по специализированной медицинской помощи, тоже увеличены тарифы на обязательное медицинское ПО, обязательное медицинское страхование. Это дает возможность каждому главному врачу увеличивать оплату труда».

Вместе с ростом жалованья бюджетники познали еще и все прелести бюрократии. Многих повышение познакомило с модным словом KPI, от которого теперь зависят доходы. И, чтобы доказать эффективность, приходится постоянно писать отчеты о проделанной работе. Подмосковный фельдшер и председатель независимого профсоюза работников скорой помощи Дмитрий Беляков рассказывает, что в его Железнодорожном зарплату подняли еще осенью. В Москве у врачей скорой тоже подняли, но не совсем.

Дмитрий Беляков фельдшер, председатель независимого профсоюза работников скорой помощи «Ну, у нас зарплата повысилась чуток. Нормально. Более-менее. Было хуже. Раньше получал где-то 33, сейчас — где-то 40. А в Москве пересчитали зарплату — там было повышение окладов, но вместе с тем снизили доплаты за работу по одному человеку, снизили доплату за ночные. В общем, за одно повысили, за другое понизили».

Об этом говорят многие бюджетники: зарплата осталась прежней, но появились надбавки. А пока длились шесть лет, прибавилась выслуга или повысилась квалификация. Так что «майские указы» выполнились не только за счет простого «дали денег», но и старой доброй «усушки и утряски». Что же касается этих удивительных мартовских дней, то еще не все успели получить зарплату. Фельдшер Дмитрий Беляков ждет ее 14 марта. До чуда или отсутствия такового осталось совсем чуть-чуть.