Классный час "Как научиться жить без драки?" классный час по психологии. Психологический тренинг "как научится жить без драки" Портал готовых презентаций почему нельзя драться

Час общения с психологом «Как научиться жить без драки?»

Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи занятия:

Познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;

Ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

Применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

Развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.

Оформление доски:

МЫ

РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ

и и

в этом наше богатство в этом наша сила

Ход занятия

1.Разминка «Приветствие без слов»

Цель игры – разогрев участников, вовлечение их в активную работу.

Участникам предлагается поиграть в игру: выбрать себе пару и поприветствовать друг друга по команде ведущего различными способами: глазами, мизинцами, пятками, ушами, локтями.

2.Упражнение «Ладонь»

Цель игры: показать уникальность внутреннего мира каждого человека, стимулировать взаимооценку учащихся.

Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь, затем на каждом из пальцев написать какое-либо свое положительное качество. Ведущий собирает листы, перемешивает их, а потом зачитывает вслух. Участники должны понять и назвать того человека, кому принадлежит ладонь.

Ведущий: «Ну, вот. Мы убедились с вами, что все мы разные (обращение к высказыванию на доске). Причем видим особенности своей личности и личности другого человека по-разному. А что же нас объединяет? Назовите, пожалуйста, эти факторы (обращение к доске). Правильно, молодцы! Вот мы и подошли к теме нашей встречи. Как вы считаете, актуальна ли тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки? (ответы детей)

Драки являются следствием агрессии человека. Давайте разберемся с понятиями, что же это такое.

3. Работа с понятиями: агрессия (физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим) , агрессивное состояние (сопровождается эмоциональным состояние гнева, враждебности, ненависти и пр. ), агрессивное действие (выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.) , школьная агрессия (умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим).

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

    рукоприкладства;

    прямых оскорблений, дерганий за волосы, толкания и пр.;

    ущемляющих достоинство «дразнилок» и «обзывалок».

4. Мини-анкетирование «Что вызывает во мне агрессию».т Участникам предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях. Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1. Я терпеть не могу, когда................................................................................

2.Я не могу слышать.........................................................................................

.........................................................................................................................

3.Я очень сильно раздражаюсь, когда.............................................................

.........................................................................................................................

4.Когда я злюсь,................................................................................................

.........................................................................................................................

5.Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием...............................................................................................................

..................................................................................................................................

Дети в течение 5 минут заполняют опросник.

5. Работа по группам

Участникам в группе предлагается выработать способы:

    действия во время драки;

    управления собой, когда «чешутся» руки и хочется подраться;

    противодействия, когда тебя кто-то втягивает в драку.

Полученные результаты участники рассказывают друг другу и обсуждают.

6. «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Учащимся предлагается заполнить мини-анкету с отзывом о занятии.

Приложение 1

1.Допустите, что вы можете испытывать такие чувства, как раздражение, злость и гнев. Запрещая себе испытывать "плохие" чувства и вытесняя их из сознания, мы тем самым исключаем сознательный контроль над ними. И напротив: допуская, что мы можем испытывать негативные чувства и позволяя их себе испытывать, мы получаем больше возможностей для сознательного контроля собственных состояний и поведения.

2.Допустите, что вы испытываете негативные чувства по отношению к конкретным людям. Вы прекрасно знаете, почему так к ним относитесь. Вам будет проще контролировать собственное состояние, если вы четко представляете себе, какие качества в людях вам не нравятся.

3.Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:

Безучастная, резкая или грубая интонация;

Хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;

В речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);

Ваш юмор становится (еще) более черным;

Вас всё раздражает; вы швыряете вещи.

4.Выражайте свои состояния сразу, по мере их возникновения. Говорите об этом человеку, который их вызвал. Сильные чувства редко удается подавить полностью. Стремление подавить, вытеснить, сдержать их может привести к ухудшению физического самочувствия.

Не в силах сдерживать негативные чувства, вы, в конце концов срываетесь на того, кто позволяет это делать. К сожалению, часто "жертвами" в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя в большей безопасности, кому мы доверяем, и кто нас любит. Поэтому так важно своевременно отреагировать в адрес именно того человека, который вас расстроил или задел.

5.Чувствуя в себе нарастающие раздражительность и злость - просто предупредите об этом окружающих. Вы просто ставите в известность окружающих о своем состоянии, чтобы они не попали вам под горячую руку.

Способность своевременно и адекватно реагировать на негативные проявления других людей развивается постепенно.

Приложение 2

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЁСКИВАНИЯ) ГНЕВА:

Громко спеть песню;

Попрыгать на скакалке;

Полить цветы;

Пробежать несколько кругов вокруг дома;

Стучать карандашом по парте;

Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками:

    Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

    Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

    Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

    Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то можно:

    Снять напряжение с помощью: счета до 10 или умывания рук;

    Направить агрессию на неодушевленный предмет:

Эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;

Боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале:

Пойти к психологу;

Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

1. Переведите конфликт в шутку;

2. Отойдите в сторону;

3. Зайдите в класс;

4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

1. «Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой»

2. «Я возмущен твоим поведением»

3. «Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать»

4. «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?»




Что происходит с нашими детьми, и каковы причины необузданной агрессии и ненависти к окружающим? На самом деле не так все просто как может показаться на первый взгляд. Естественно, каждый из нас в школьные дрался в кругу своих сверстников, но это были совершенно другие стычки и несли немного другой характер, чем драки современных детей....




Психологи утверждают, что самые жестокие по отношению к окружающим – это дети. Дети очень четко знают грань, за которую запрещено переступать в отношениях к другими людьми, но все же делают это. Особенно это касается других детей, которые слабее, младше либо с какими-то дефектами здоровья либо речи....


Подростки считают, что для решения какой либо проблемы самым эффективным способом решения является драка. Это быстро, удобно и, по их мнению «круто» выяснять отношения через кулаки. Таким образом, они могут показать, кто сильнее и кого следует считать главным среди всех остальных. Жестокость, страх и обиды стали частью их жизни, без которых они просто не способны ничего решать....




Что надо делать? Для того чтобы предотвратить подобные стычки необходимо соответствующее воспитание и постоянный присмотр за ребенком. Если чадо уже выросло и постоянно лезет в драки заниматься его воспитание уже поздно. Его личность почти сформирована, а постоянные кадры из телевизора и компьютерных игр только подталкивают на то, чтобы все конфликты разрешались с помощью кулаков....


К сожалению, в современном обществе очень мало примеров, на которые могла бы ровняться наша молодежь. Даже среди взрослых все конфликты в основном решаются с помощью криков и кулаков, а, как известно дети копируют поведение взрослых, а в особенности своих родителей....


Каковы же причины подростковых драк?... Психологи попытались выяснить это и пришли к следующим выводам, что, во-первых большинство действий, которые попадают под уголовный кодекс, на самом деле являются нестандартными ситуациями, своего рода приключениями для самих детей...




Для детей это своего рода игра, тем более что современные дети очень много времени уделяют компьютерным играм, и не каким-нибудь «бродилкам», а скорее «стрелялкам» и «убивалкам» с монстрами и демонами. Порой они просто не видят границы между реальной жизнью и виртуальной, продолжая свою игру....










Решение о том, что все проблемы решаются драками ребенок принимает не самостоятельно. Все это он наблюдает вокруг себя. В телевизоре постоянные фильмы с драками и убийствами, интернет переполнен жестокостью драк, а о видеоиграх и говорить просто не чего, и все это легкодоступно для просмотров наших детей. Жизненные ценности людей терпят крах и постепенно меняются....


Сейчас в приоритете сила, жестокость и умение подавлять себе людей, а если все эти качества есть у подростка – то это гремучая смесь, которая впоследствии может привести к уголовной ответственности. Ученые выяснили, что количество сцен насилия на телеканалах к вечеру значительно увеличивается, а именно в вечернее время дети усаживаются перед телевизорами....




Под воздействием спиртного детский организм практически теряет контроль над разумом и в такие моменты чаще всего, и происходят жестокие избиения сверстников. По опросу среди подростков 61% детей признались в том, что употребляют алкоголь хотя бы раз в неделю и учувствуют в драках при каждой «попойке»....


К чему же могут привести такие драки? На этот вопрос точно ответить не может никто. В то время как один из участников драки показывает свое превосходство, избивая и унижая своего соперника второй, получает помимо физических травм еще и психологические....


Детская психика может быть непредсказуемой и после таких унижений ребенок может не выдержать позора и в лучшем случае «отделятся легким испугом», а в худшем покончить с жизнью. Но психологический стресс происходит не только с тем, кого избивают, но и с тем, кто бьет.




Советы взрослым Взрослым необходимо помнить что для того чтобы предотвратить драки школьников необходимо не оставаться равнодушным к детям. С ними необходимо разговаривать, объяснять, как можно поступать, а как нет, и каким образом можно договориться мирно, не прибегая к кулачным боям....











В зависимости от степени тяжести побоев будет назначена уголовная ответственность. Уже с 14 лет учащиеся школ несут криминальную ответственность за содеянное. Помимо уголовной ответственности подросток может понести еще и гражданско-правовое наказание....






На самом деле, стоит так удивляться подобному поведению подростков, вед они копируют поведение взрослых и обращаются друг с другом, так как это делают взрослые люди, которые их окружают. Для того чтобы ребенок не становился агрессивным и не пытался всех вокруг втянуть в драку, необходима самая малость, уделять ему немного времени и говорить с ним....





Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.

ОТ ЧЕГО НАКАПЛИВАЕТСЯ АГРЕССИЯ В ТЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ДНЯ? От утреннего настроения. От того, как тебя приветствовали с утра (и было ли это вообще?). От того, как отнеслись к твоим возможным ошибкам. От того, как развита твоя нервная система (закаляешь ли ты ее).

Я НЕ МОГУ СЛЫШАТЬ… О том, что сплетничают, смеются, шепчутся за моей спиной. О драках, ссорах. О моей любви. Когда обо мне плохо говорят. О своих ошибках.

Я ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ, КОГДА… Кто – то дерется. Обсуждает мнение других. Надоедает мне. Шутят надо мной. Кричат на меня. Обзывают меня. Запрещают мне что – то делать. Друзья обижаются из – за пустяков. Издеваются надо мной, пристают. Просят о том, что я не могу сделать. Кто – то выпендривается и считает себя крутым.

КОГДА Я ЗЛЮСЬ… Я теряю над собой контроль. Пытаюсь успокоиться. Стараюсь успокоиться, если не получается, то лезу в драку. Начинаю кричать. Стараюсь упокоиться, если не получается, то лезу в драку. Пытаюсь разобраться. Плачу. Я начинаю чувствовать себя правой. Я должен побыть один. Я нервничаю. Начинаю царапать обидчика. Стараюсь объяснить тому человеку, на которого злюсь, выслушать его, и только если это не помогает, пускаю в ход кулаки.

Я ПРОСТО ПСИХУЮ, КОГДА… Меня ставят в неловкое положение. Меня кто – то достает. Лезут в драку без причины. Ребята настроены против меня. Врут прямо в глаза. Нужно что – то быстро найти, а не получается. Надо мной шутят, обзываются и издеваются. Получаю плохие отметки. Когда родители заставляют чувствовать меня виноватой. Кричат на меня. У меня что – то не получается. Болею. Смотрю по телевизору романтические сериалы.

ЕСЛИ ТЕБЯ РАССЕРДИЛИ ДЕЙСТВИЯ ОДНОКЛАССНИКА, И ТЕБЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕГО УДАРИТЬ, ТО МЫ ПРЕДЛАГАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ: Снять напряжение с помощью: счета до 10; Умывания или обмывания рук; Направления агрессии на неодушевленный предмет: эспандер, шарики, подушку (если дома), боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале; Пойти к психологу; Закалять психику и тело: обливания, контрастный душ; Осознать последствия и постараться не допускать, чтобы они стали реальными.

ЕСЛИ ТЕБЯ ВТЯГИВАЮТ В ДРАКУ, МЫ ХОТИМ ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ: Отойти от человека в сторону, зайти в класс. Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент: - Я зол, но отказываюсь драться с тобой. - Я возмущен твоим поведением. - Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать. - Я вижу, ты хочешь втянуть меня в драку, я прав? Не нападать первым. Перевести конфликт в шутку.

ЕСЛИ ТЫ СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ДРАКИ МЕЖДУ ОДНОКЛАССНИКАМИ, НАДО: Предложить драчунам продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помириться, также за это время можно сказать учителю или психологу, они окажут им помощь в применении). Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить, что это не причина для драки, рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы). Если вышеназначенные способы не помогают, позвать учителя.

Классный час «Как научиться жить без драки?»

Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи занятия:

Познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;

Ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

Применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

Развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.

Оформление доски:

МЫ

РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ

и и

в этом наше богатство в этом наша сила

Ход занятия

1.Разминка «Приветствие без слов»

Цель игры – разогрев участников, вовлечение их в активную работу.

Участникам предлагается поиграть в игру: выбрать себе пару и поприветствовать друг друга по команде ведущего различными способами: глазами, мизинцами, пятками, ушами, локтями.

2.Упражнение «Ладонь»

Цель игры: показать уникальность внутреннего мира каждого человека, стимулировать взаимооценку учащихся.

Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь, затем на каждом из пальцев написать какое-либо свое положительное качество. Ведущий собирает листы, перемешивает их, а потом зачитывает вслух. Участники должны понять и назвать того человека, кому принадлежит ладонь.

Ведущий: «Ну, вот. Мы убедились с вами, что все мы разные (обращение к высказыванию на доске). Причем видим особенности своей личности и личности другого человека по-разному. А что же нас объединяет? Назовите, пожалуйста, эти факторы (обращение к доске). Правильно, молодцы! Вот мы и подошли к теме нашей встречи. Как вы считаете, актуальна ли тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки? (ответы детей)

Драки являются следствием агрессии человека. Давайте разберемся с понятиями, что же это такое.

3. Работа с понятиями: агрессия (физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим) , агрессивное состояние (сопровождается эмоциональным состояние гнева, враждебности, ненависти и пр. ), агрессивное действие (выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.) , школьная агрессия (умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим).

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

    рукоприкладства;

    прямых оскорблений, дерганий за волосы, толкания и пр.;

    ущемляющих достоинство «дразнилок» и «обзывалок».

4. Мини-анкетирование «Что вызывает во мне агрессию».т Участникам предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях. Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1. Я терпеть не могу, когда................................................................................

2.Я не могу слышать.........................................................................................

.........................................................................................................................

3.Я очень сильно раздражаюсь, когда.............................................................

.........................................................................................................................

4.Когда я злюсь,................................................................................................

.........................................................................................................................

5.Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием...............................................................................................................

..................................................................................................................................

Дети в течение 5 минут заполняют опросник.

5. Работа по группам

Участникам в группе предлагается выработать способы:

    действия во время драки;

    управления собой, когда «чешутся» руки и хочется подраться;

    противодействия, когда тебя кто-то втягивает в драку.

Полученные результаты участники рассказывают друг другу и обсуждают.

6. «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Учащимся предлагается заполнить мини-анкету с отзывом о занятии.

Приложение 1

1.Допустите, что вы можете испытывать такие чувства, как раздражение, злость и гнев. Запрещая себе испытывать "плохие" чувства и вытесняя их из сознания, мы тем самым исключаем сознательный контроль над ними. И напротив: допуская, что мы можем испытывать негативные чувства и позволяя их себе испытывать, мы получаем больше возможностей для сознательного контроля собственных состояний и поведения.

2.Допустите, что вы испытываете негативные чувства по отношению к конкретным людям. Вы прекрасно знаете, почему так к ним относитесь. Вам будет проще контролировать собственное состояние, если вы четко представляете себе, какие качества в людях вам не нравятся.

3.Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:

Безучастная, резкая или грубая интонация;

Хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;

В речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);

Ваш юмор становится (еще) более черным;

Вас всё раздражает; вы швыряете вещи.

4.Выражайте свои состояния сразу, по мере их возникновения. Говорите об этом человеку, который их вызвал. Сильные чувства редко удается подавить полностью. Стремление подавить, вытеснить, сдержать их может привести к ухудшению физического самочувствия.

Не в силах сдерживать негативные чувства, вы, в конце концов срываетесь на того, кто позволяет это делать. К сожалению, часто "жертвами" в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя в большей безопасности, кому мы доверяем, и кто нас любит. Поэтому так важно своевременно отреагировать в адрес именно того человека, который вас расстроил или задел.

5.Чувствуя в себе нарастающие раздражительность и злость - просто предупредите об этом окружающих. Вы просто ставите в известность окружающих о своем состоянии, чтобы они не попали вам под горячую руку.

Способность своевременно и адекватно реагировать на негативные проявления других людей развивается постепенно.

Приложение 2

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЁСКИВАНИЯ) ГНЕВА:

Громко спеть песню;

Попрыгать на скакалке;

Полить цветы;

Пробежать несколько кругов вокруг дома;

Стучать карандашом по парте;

Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками:

    Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

    Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

    Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

    Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то можно:

    Снять напряжение с помощью: счета до 10 или умывания рук;

    Направить агрессию на неодушевленный предмет:

Эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;

Боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале:

Пойти к психологу;

Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

1. Переведите конфликт в шутку;

2. Отойдите в сторону;

3. Зайдите в класс;

4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

1. «Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой»

2. «Я возмущен твоим поведением»

3. «Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать»

4. «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?»

КАК НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ БЕЗ ДРАКИ

ЧАС ОБЩЕНИЯ (7 КЛАСС)

Составила: педагог-психолог

МБОУ СОШ № 48 г.Орла

Асташкина Т.М.

Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи занятия:

    познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;

    ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

    применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

    развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.

Оформление доски:

РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ

в этом наше богатство в этом наша сила

Ход занятия:

1.Разминка «Приветствие без слов».

Цель игры – разогрев участников, вовлечение их в активную работу.

Участникам предлагается поиграть в игру: выбрать себе пару и поприветствовать друг друга по команде ведущего различными способами: глазами, мизинцами, пятками, ушами, локтями.

2.Упражнение «Ладонь».

Цель игры: показать уникальность внутреннего мира каждого человека, стимулировать взаимооценку учащихся.

Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь, затем на каждом из пальцев написать какое-либо свое положительное качество. Ведущий собирает листы, перемешивает их, а потом зачитывает вслух. Участники должны понять и назвать того человека, кому принадлежит ладонь.

Ведущий: «Ну, вот. Мы убедились с вами, что все мы разные (обращение к высказыванию на доске). Причем видим особенности своей личности и личности другого человека по-разному. А что же нас объединяет? Назовите, пожалуйста, эти факторы (обращение к доске). Правильно, молодцы! Вот мы и подошли к теме нашей встречи. Как вы считаете, актуальна ли тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки? (ответы детей)

Драки являются следствием агрессии человека. Давайте разберемся с понятиями, что же это такое.

3. Работа с понятиями: агрессия (физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим) , агрессивное состояние (сопровождается эмоциональным состояние гнева, враждебности, ненависти и пр. ), агрессивное действие (выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.) , школьная агрессия (умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим).

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

    рукоприкладства;

    прямых оскорблений, дерганий за волосы, толкания и пр.;

    ущемляющих достоинство «дразнилок» и «обзывалок».

4. Мини-анкетирование. Что вызывает во мне агрессию.

Участникам предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях. Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1. Я терпеть не могу, когда................................................................................

2.Я не могу слышать.........................................................................................

.........................................................................................................................

3.Я очень сильно раздражаюсь, когда.............................................................

.........................................................................................................................

4.Когда я злюсь,................................................................................................

.........................................................................................................................

5.Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием...............................................................................................................

..................................................................................................................................

Дети в течение 5 минут заполняют опросник.

5. Работа по группам.

Участникам в группе предлагается выработать способы:

    действия во время драки;

    управления собой, когда «чешутся» руки и хочется подраться;

    противодействия, когда тебя кто-то втягивает в драку.

Полученные результаты участники рассказывают друг другу и обсуждают.

6. «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить мини-анкету с отзывом о занятии.

1.Допустите, что вы можете испытывать такие чувства, как раздражение, злость и гнев. Запрещая себе испытывать "плохие" чувства и вытесняя их из сознания, мы тем самым исключаем сознательный контроль над ними. И напротив: допуская, что мы можем испытывать негативные чувства и позволяя их себе испытывать, мы получаем больше возможностей для сознательного контроля собственных состояний и поведения.

2.Допустите, что вы испытываете негативные чувства по отношению к конкретным людям. Вы прекрасно знаете, почему так к ним относитесь. Вам будет проще контролировать собственное состояние, если вы четко представляете себе, какие качества в людях вам не нравятся.

3.Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:

Безучастная, резкая или грубая интонация;

Хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;

В речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);

Ваш юмор становится (еще) более черным;

Вас всё раздражает; вы швыряете вещи.

4.Выражайте свои состояния сразу, по мере их возникновения. Говорите об этом человеку, который их вызвал. Сильные чувства редко удается подавить полностью. Стремление подавить, вытеснить, сдержать их может привести к ухудшению физического самочувствия.

Не в силах сдерживать негативные чувства, вы, в конце концов срываетесь на того, кто позволяет это делать. К сожалению, часто "жертвами" в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя в большей безопасности, кому мы доверяем, и кто нас любит. Поэтому так важно своевременно отреагировать в адрес именно того человека, который вас расстроил или задел.

5.Чувствуя в себе нарастающие раздражительность и злость - просто предупредите об этом окружающих. Вы просто ставите в известность окружающих о своем состоянии, чтобы они не попали вам под горячую руку.

Способность своевременно и адекватно реагировать на негативные проявления других людей развивается постепенно.

Приложение 2

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЁСКИВАНИЯ) ГНЕВА:

Громко спеть песню;

Попрыгать на скакалке;

Полить цветы;

Пробежать несколько кругов вокруг дома;

Стучать карандашом по парте;

Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками:

    Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

    Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

    Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

    Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника

и хотите его ударить, то можно:

    Снять напряжение с помощью: счета до 10 или умывания рук;

    Направить агрессию на неодушевленный предмет:

Эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;

Боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале:

Пойти к психологу;

Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

    Переведите конфликт в шутку;

    Отойдите в сторону;

    Зайдите в класс;

    Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

    «Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой»

    «Я возмущен твоим поведением»

    «Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать»

    «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?»