Что такое изложение? И как научиться его писать? Обучающее изложение по русскому языку (3 класс) Учимся писать изложение.

Русский язык

Тема

Обучающее изложение

Педагогическая цель

способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Тип урока

Конструирование способа действий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая,

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она сложна, но без неё –

Плохое было бы житьё!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    Постановка учебной задачи

Работа
по учебнику,
с. 20–21,

Сегодня урок по развитию речи.

На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.

ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52).

Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Что было не ясно при чтении памятки?

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

    Работа по теме урока.

Работа над текстом изложения.

Чтение текста про себя.

Внимательно прочитайте текст про себя.

Какую картину вы представили, читая текст? (Высказывания учащихся.)

Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста?

Определение темы и главной мысли текста.

О чем текст? (О ёлочке.)

Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.) – Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)

Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.)

Найдите элементы описания.

Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана.

а) Чтение первой части, определение темы.

Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.)

Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.)

Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.)

Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.)

Чему она удивилась?

Читают текст, отвечают на вопросы.

Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)

Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)

б) Чтение второго абзаца, определение темы.

С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.

Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)

Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)

в) Чтение третьего абзаца, определение темы.

Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)

Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)

Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)

Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)

Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)

Структура текста.

Сколько частей в тексте? (Три части.)

О чем вы напишете в первой части?

О чем напишете во второй части?

Как вы закончите свой рассказ?

Пересказ текста.

Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

(Два предложения.)

А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)

Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

Соответствует ли содержание рассказа теме?

Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.

Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.

Письменное изложение текста.

Закройте учебники. Запишите текст.

Самопроверка.

Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.

Чтение записанного текста.

Рефлексия.

Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

Что писали? (Изложение текста.)

Как готовились к написанию изложения?

Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы

Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Обучающее изложение.
Тип урока: урок развития речи.
Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей. Задачи урока:
Предметные задачи урока:
-учить воспринимать (понимать) общий смысл текста и содержание, выражать собственное мнение, обосновывать его;
-учить воссоздавать исходный текст согласно плану, грамотно строя предложения;
Метапредметные задачи урока:
- формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке (личностные);
- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные);
- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации (познавательные);
-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, воспитывать интерес к новому, чувство коллективизма (коммуникативные).
Ход урока.
1. Организация класса к уроку.
Встаньте ровно, все готово?
Начинаем наш урок.
С изложением разбираться
Продолжаем точно в срок.
2. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня на уроке мы будем писать изложение по вопросам.
- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)
-Ребята, для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы узнать что-то новое, научиться передавать содержание прочитанного, учимся употреблять слова и выражения.)
3. Вступительная беседа.
-В лесу можно встретить разнообразных животных: волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня на уроке, вы ответите сами, отгадав загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
Лося называют лесным великаном. Давайте рассмотри слайд с изображением лося. Лось – самое большое животное, которое можно встретить в наших лесах. Обратите внимание на необычную форму рогов. Они похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Интересно, что каждой зимой лоси сбрасывают рога, а летом вырастают новые рога, причем число ответвлений увеличивается на один отросток. По количеству отростков можно определить возраст лося.
4. Работа над изложением.
- Ребята, какие типы текстов вы знаете?
(Текст - повествование, текст-описание)
- Постарайтесь определить вид текста, который вы услышите.
1) Знакомство с текстом изложения. (Читает учитель)



Г. Скребицкий 2)Вопросы по прослушанному тексту:
-Вы прослушали текст. Какого вида этот текст? (Повествовательный)
-Почему вы так думаете? (В тексте рассказывается о лосе; всё, изображённое в рассказе, можно изобразить на нескольких снимках.)
-На сколько частей можно разделить текст? (На 4 части)
-Что вы можете сказать о частях текста? (Все части текста связаны общей темой.)
-Какова тема нашего изложения и как его можно озаглавить? (Лось)
-Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)
-В какое время происходят события? (Весной лось сбрасывает свой головной убор.)
-От чьего имени ведётся рассказ? (От имени автора)
-Какова основная мысль рассказа? (Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор)
Поговорим более подробно о каждой части.
3)Чтение, языковый разбор и составление плана. 1.Чтение и разбор вступления.
На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки.
-Ребята, как начинается текст? (Дети читают первое предложение).
- Нам ясно из первого предложения, о чём идёт речь?(Да. На лесную поляну вышел лось)-Обратите внимание на то, каким был лось? (Огромным)
-Это важно? (Да, ведь у него были большие рога)
-О чём мы узнаём из второго предложения? (Он постоял и чутко прислушался.)
-Зачем он прислушивался? (Ему важно знать – нет ли опасности. Он действовал с осторожностью.)-Ребята, а как связаны первые два предложения в первом абзаце? Цепной связью; лось - он)- Прочитайте третье предложение. Что сделал лось? (Зашагал по краю полянки)
-Давайте озаглавим первую часть. («Огромный лось» или «Огромный лось в лесу»)
2.Чтение и разбор второй части текста.
Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.
-Как начинается вторая часть? (Впереди росли толстые берёзы.)
-На что хотел обратить автор в этом предложении? (Перед нами старая берёзовая роща)
-Что сделал лось? (Он зашагал к ним)-Обратите внимание, что он не просто пошёл, а «зашагал».
-Почему автор употребил это слово? (Может быть, лось осознавал важность своего поступка)
-Прочитайте третье предложение. Как шел лось? (Странно поматывая головой)
-Что значит странно? Подберите синоним. (Необычно)
-Прочитайте вторую часть этого предложения и скажите, что мог сбросить лось с головы? (Рога)
-Что необычного вы узнали из четвёртого предложения? (Великан полез между стволами берёз)
-Как автор называет нашего героя? (Великан)
-Как связаны второе, третье, четвёртое предложение этой части? (Лось, он, великан- цепной связью.)
-Что же происходит дальше? Как развиваются события в рассказе?(Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.)
-Что самое главное в этой части? Как её можно озаглавить? («Потеря рога»)
3.Чтение и разбор третьей части текста.
Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросит и второй рог.
-Как поступил лось? (Из березняка лось вышел только с одним рогом.)
-Что произошло дальше? (Он медленно пошёл в чащу)
-Обратите внимание, что лось шёл медленно, видно, что ему жалко расставаться с рогами.
-Для чего великан пойдёт в чащу? (Чтобы оставить там свой второй рог)
-Можно ли назвать эту часть кульминацией? (Да. Это ответственный момент в рассказе, когда животное расстаётся со своей гордостью, защитой и красотой.)-Как можно озаглавить эту часть? («Странное решение»)
4.Чтение и разбор четвёртой части текста.
Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.
-О чём мы узнаём из последней части рассказа? (Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор)
-Как автор называет рога лося? (Тяжёлый головной убор.)
-Прочитайте, последнее предложение. (Лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.)-Как вы понимаете его смысл? (Рога - это шапка. Лось приветствует весну, когда теряет рога.)
-Как озаглавим эту часть? («Тяжёлый головной убор»)
-Есть ли здесь развязка? («Да. Лось готов к приходу весны») -Ребята, можно ли изобразить, увиденное в рассказе, на одном снимке? (Нет)
5.Составление плана
-Какие вопросы можно задать к каждой части?
1.Огромный лось в лесу (О ком текст?) 2.Потеря рога (Куда и зачем шёл лось?) 3.Странное решение(Зачем лось шёл к берёзам и в чащу?) 4. С весной здоровается. (Почему и когда лось сбрасывает рога?)
-Какой вопрос можно задать к первой части? (О ком текст?)
-Какой вопрос можно задать ко второй части? (Куда и зачем шёл лось?)
-Какой вопрос можно задать к третьей части? (Зачем лось шёл к берёзам и в чащу?)
-Какой вопрос можно задать к четвёртой части? (Почему и когда лось сбрасывает головной убор?)
6. Словарно-орфографическая работа
(Обучающиеся работают с карточками в парах сменного состава, подбирают к предложенным в карточках словам проверочные.)
Слова для карточек:
Л…сную(лес,) пост…ял (стоя,) заш…гал (шаг), р…сли (рос), г…ловой(головы), х…тел (хочет), т…жёлый (тяжесть), ств…лами (ствол), г…ворят(говор), в…твях (ветви), л…мает (лом), в…сной (вёсны), зд…ровается (здорово).
(Далее учитель обращает внимание детей на слова с трудным написанием.)
- Ребята, посмотрите на доску, на ней записаны слова с трудным написанием. Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова.
Слова на доске: огромный, прислушался, полянки, сбросить, недаром
7.Лексическая работа
-Ребята, как можно назвать лося, чтобы не было повторов? (Он, великан)
- Давайте выделим опорные слова- глаголы, которые помогут нам написать изложение:
1.Вышел, зашагал, прислушался, постоял.
2.Росли, зашагал, поматывал, хотел, сбросить, не обошёл, полез, застрял, отвалился. 3.Вышел, сбросит, пошёл.
4.Сбрасывает, говорят, ломает, здоровается.
8.Физкультминутка
9.Продолжение работы по теме урока
Чтение текста детьми (лучше про себя)
Пересказ текста. По опорным словам. (Самостоятельно, работа в парах)
10. Самостоятельная работа (запись текста в тетрадях)
-Как пишем каждую часть текста?
-Как пишем предложения?
-Помним, что в предложении говорится о чем-то об одном.
11. Итог урока. Рефлексия.
-Что мы сегодня писали на уроке? Встаньте, кому было легко написать
изложение. Поднимите руки, кто испытал трудности.
-Понравился ли вам текст с которым мы работали?

Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Тип урока: решение частных задач.

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник

2. Толковый словарь.

3. Интернет- ресурсы: для создания презентации использованы:

http://sitesovety.ru osennie-listya-kartinki.html

moi-detki.ru›detyam/detskie_zagadki…zagadki_pro…

Вокабула.рф› словари/толковый-словарь- ушакова/ель

http://imgtrix.ru/img/wallpaper/full/304985-img-full фоны

http://www.instapics.ru/tags/%CE%D1%C5%CD%DC/page/104 осень

Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, план, записанные на доске; листья (гербарные экземпляры, иллюстрации) осины, клена, ивы.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.

3. Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.

1)Чтение текста.

2)Структурный анализ текста.

3)Составление плана.

4. Физкультминутка.

5. Пересказ текста.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание изложения.

8. Самопроверка.

9. Рефлексия. Итоги урока.

10. Домашнее задание.

Виды деятельности на уроке:

Самостоятельная работа;

Работа в парах;

Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

Подготовка к творческим заданиям.

Сценарий урока

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Речевая разминка . (Слайд 2)

Давайте вместе прочитаем стихотворение.

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

О чём эта загадка?

Как догадались?

Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

(Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)

Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?

Кто из вас весело прочитает стихотворение?

Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

3. Подготовка к изложению.

1. Чтение текста учащимися вслух. (Слайд 3)

Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.

2. Структурный анализ текста. (Слайд 4)

Определите тему текста.

Какова главная мысль текста?

(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.)

Определите стиль речи.

(Художественный)

Какой заголовок соответствует содержанию текста?

Осенний наряд деревьев.

Осенняя ёлочка.

Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?

Сколько частей в тексте?

Кому захотелось запомнить текст? Почему?

Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.

Постановка учебной цели. (Слайд 5)

Итак, какова цель нашего урока?

(Ответы учащихся)

Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.

3.Составление плана. (Слайды 6, 7)

Назовите основные части текста.

(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)

Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

а) - Прочитайте первую часть текста. (Чтение вслух)

Когда появилась на свет ёлочка?

Как можно сказать об этом по- другому? (Родилась)

Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

(Раздвинула листья…)

Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?

(Олицетворение)

О чём первая часть? Скажите кратко.

Как озаглавим первую часть?

(Рождение ёлочки)

Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста. (Чтение шёпотом)

С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.

Каких цветов были листья?

На что похожи листья осинки?

(На фонарики)

Чем листья осинки похожи на фонарики?

(Формой…)

Как в тексте названы листья клёна? Почему?

Чем одаривала ёлочку ива? Почему?

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)

(Скрытое сравнение – метафору)

В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

(Чтобы не было повторов)

Озаглавьте вторую часть текста.

(Деревья дарят подарки.)

Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста – на слайде.

Перескажите эту часть друг другу.

Прочитайте третью часть текста. (Чтение про себя)

Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

Как вы догадались?

- (И стоит ёлочка счастливая.)

Отчего ёлочка счастлива?

(У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)

Почему наряд ёлочки разноцветный?

Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

Озаглавьте третью часть.

(Счастливая и нарядная ёлочка.)

Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова:счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

План.

1. Рождение ёлочки.

2. Деревья дарят подарки.

3.Счастливая и нарядная ёлочка.

Какого типа этот текст?

(Текст - повествование с элементами описания)

К какому стилю речи относится текст?

(К художественному стилю)

Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?

(Эпитеты, олицетворение, метафора.)

Перескажите текст по плану.

4. Физкультминутка. (Слайд 8)

Ёлка в блёстках ледяных, (Повороты туловища влево – вправо.)

В тёплых слёзках смоляных, (Наклоны туловища влево – вправо.)

Свежая, зелёная, (Поднимемся на носочки.)

Солнцем озарённая. (Поднимемся на носочки.)

Приходит к нам с подарками, (Руки - к плечам.)

Блестит огнями яркими, (Руки –вверх. Три хлопка над головой.)

Нарядная, забавная (Руки – вниз.)

И в Новый год там главная. (Три хлопка внизу.)

5.Орфографическая подготовка.(Слайд 9)

1. Определите орфограмму.

д…ревья - ________________________

ос…нь - __________________________

тр…винки - _________________________

з…мля - ___________________________

р…ждение - ________________________

2. Найдите слово с парной согласной буквой в корне. Подберите проверочное слово.

(Ры…ки – рыба)

3. Объясните, как написать слова с предлогами и приставками.

(На)свет,(по)явилась, (раз)двинула,(вы)сунулась, (о)смотрелась, (из)земли, (в)день.

4.Обратите внимание на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Составим схемы этих предложений.

6. Повторное чтение текста учащимися.

7. Самостоятельное написание изложения .

8. Самопроверка текста изложения.

9. Подведение итогов и рефлексия деятельности. (Слайд 10)

Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».

Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.

10. Домашнее задание. (Слайд 11)

Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Обучающее изложение. Цели: 1. Учить передавать содержание услышанного рассказа, излагать свои мысли на письме, составлять план; 2. Развивать речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию; 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, аккуратность, дисциплинированность. Оборудование: иллюстрации, опорные слова, текст, доска, тетради. Тип: проверка и оценка знаний. Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный. Формы : фронтальная, индивидуальная, коллективная. Приемы: беседа, показ, рассказ.

Ход.

    Орг.момент. Прозвенел звонок, начинается урок. Сообщение темы и целей.
Сегодня мы будем писать изложение. О ком? Чуть позже узнаете. Сейчас запишите число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Первое декабря. Изложение. Следите за осанкой. Тетрадь должна лежать правильно. Работа над темой урока.
    1. Вступительная беседа. Ребята отгадайте загадку: Летом по лесу гуляет Зимой в берлоге отдыхает. Медведь
2. Словарная работа: - Прочитайте слова – медведь, медведица, медвежонок. - Какие это слова? Назовите корень. Слово медведь – состоит из 2 корней - мёд ведает, т.е. находит. Обратите внимание на правописание безударной гласной первое е в корне слова: медведь. В слове медвежонок – онок. 3. Беседа о медведях: - Что вы можете рассказать о медведях?(Рассказ учащихся о медведях) Бурый медведь занесен в «Красную книгу Казахстана», поэтому нужно охранять их и беречь их. - А знаете, что еще медведи любят делать? Посмотрите на картинку. Кого видите? Что они делают? (показ иллюстрации). Вывод: медведи любят купаться. У них плотный мех им очень жарко. В знойные дни медведица старается освежить медвежат, купает в прохладной воде. Но медвежата полюбят воду не сразу. Послушайте рассказ охотника. 4. Чтение учителем текста. 5. Проверка восприятия: - Где шел охотник? – Что он услышал? – Почему влез на дерево? – Кто вышел из чащи? Чаща – густой лес. Сочетание ча, ща пишется с буквой а. – Кто бежал рядом с медведицей? – Что сделала медведица? – Что сделал второй медвежонок? – Как мать поступила с ним? – Как отнеслись медвежата к купанию? – Какой был день? Почему понравилось купание? 6.Составление плана. - Как можно озаглавить текст? – Какой текст по виду? – На сколько частей можно разделить? Давайте запишем название изложения. Составим план.

Купание медвежат. Купание

План.

- О чем говорится в I 1. Встреча с медведями. Сочетание ча пиши с а, предлоги пишутся раздельно. - О чем говорится во II части? – Как можно озаглавить?2. Купание медвежат. - О чем говорится в III части? – Как можно ее озаглавить?3. Медвежата довольны купанием. - Скажите, как будем писать каждую часть изложения в тетради? – Давайте повторим как проверить безударную гласную в корне, написание сочетания ЧК(речку), сучьев – раздел. мягкий знак, ванна – двойная нн, охотник, шёл. 7. – Обратите внимание на слова. Они помогут вам при написании изложения. (опорные слова напечатаны) Услышал окунать отшлёпала остались довольны лохматых знойный V . Пересказ учащимися по частям. а) – Ребята, давайте перескажем по частям, по плану. б) – Кто может пересказать весь текст. в) Чтение текста учителем. VI . Самостоятельное написание изложения. VII . Итог: сдача тетрадей

Сборник сочинений и изложений в помощь учителю начальных классов

Сочинение № 1

« Как я провёл летние каникулы »

Цель: формировать умение свободно высказываться; прежде всего, на основе собственных

наблюдений и впечатлений.

1. Сообщение цели урока:

— Вы были на летних каникулах. Что вам особенно запомнилось? Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

— Запишите тему сочинения « Летние каникулы »

— Расскажите, как отдыхали летом.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале сочинения? (Например, о том куда выехали)

— О чём вы будете писать в основной части? (Надо описать интересный случай)

— Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение)

4. Словарная работа. Орфографическая подготовка

1) Куда выехали.

2) Интересный случай.

3) Моё отношение.

6. Написание сочинений.

7. Проверка.

Сочинение № 2

Сочинение по материалам экскурсии в парк

Цель: развивать умение обобщать материалы наблюдений, составлять текст.

1. Сообщение цели урока:

— Вчера мы были в парке на экскурсии. Что вам особенно запомнилось? Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

— Запишите тему сочинения: « В парке поселилась осень».

2. Обсуждение содержания сочинения.

— На основе, каких признаков можно так озаглавить сочинение? Вспомните, как изменились деревья в парке. Расскажите о цветах, траве. Кто и чем привлёк ваше внимание? Что слышно в осеннем парке?

3. обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале сочинения? (Например, о том, что осень мы не ждём, она приходит незаметно.)

— О чём вы будете писать в основной части? (Надо описать деревья, осенние листья, траву, можно сказать о шелесте листьев, негромких голосах птиц.)

— Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к тому, что видели.)

4. Словарная работа. Орфографическая подготовка.

5. Составление и запись плана

1) Экскурсия в парк.

2) Как украсила осень деревья.

3) Мне понравилось в парке.

6. Запись текста.

7. Проверка.

Сочинение № 3

Сочинение – описание по картине « Золотая осень» И. И. Левитана.

Цель: формировать умение описывать картину; строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль сочинения. Развивать речь. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

1. Сообщение цели урока:

— Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана.

— Он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье природы.

2. Знакомство с содержанием картины.

— Рассмотрите внимательно картину.

— Что изобразил художник? (свободные высказывания)

— Каков, по – вашему, замысел художника?

— О чём эта картина?

3. Определите структуру рассказа.

— Как лучше начать свой текст?

— О чём пойдёт речь в основной части?

— Как можно закончить текст? (выразить своё отношение к иллюстрации)

5. Составление и запись плана.

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

6. Написание сочинений.

Изложение № 1

« Осень»

Цель: развивать умение определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

а) Чтение текста для изложения (№ 88)

б) ответы на вопросы учебника. Выборочное чтение.

в) выяснение темы текста.

— О чём говорится в тексте? Какова его тема?

3. Обсуждение структуры текста.

— Сколько частей в тексте? О чём говорится в вводной части? Как вводная часть связана с

основной?

— О чём сообщается в основной части? Какой момент вам показался самым интересным?

4. Составление плана текста.

1) Подготовка к зиме.

2) Заняты бурундуки.

3) Скоро зима.

В трещинах, зарывают, кедровые орешки, за обе щёки, кувыркаются.

7. Повторное чтение текста (про себя). Затем учащиеся пишут изложение, проверяют

по учебнику.

Изложение № 2

« Прощальная песенка»

Цель: развитие умения определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и

последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста. (Текст читает учитель)

Прощальная песенка.

Наступила осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голом стволе

скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец

сел на веточку и тихонько запел. Песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Птицы прощались с домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора

в далёкий путь.

(По В. Бианки)

3. Работа над структурой текста.

— Сколько частей в тексте?

— Какой смысл имеет заключительная часть?

4. Составление плана.

1) Одинокий скворечник.

2) Скворцы.

3) В далёкий путь.

5. Пересказ. Словарная работа.

Подбор опорных слови словосочетаний, выяснение их лексического значения: осень, поредела листва, качается, прилетела, скользнула, веточку, кончилась, прощались, теперь.

6. Орфографическая подготовка.

7. Повторное чтение текста.

8. Запись текста по частям. Проверка.

Изложение № 3

« Казахские девушки»

Цель: развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 196)

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами.

3. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

На какие три части разделён рассказ?

План

1) Казахские девушки.

2) Страна знает их имена.

3) Народ чтит их память.

5. Орфографическая работа.

6. Запись текста.

7. Проверка.

Изложение № 4

« Львица»

Цель: развивать умение передавать содержание рассказа, включающего элемент рассуждения, точно употреблять глаголы в тексте.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста. (Текст записан на доске)

Львица.

Львица в зоопарке отказалась кормить своих детёнышей. Два львёнка жалобно пищали.

Они могли умереть с голоду. Служители пытались осторожно пододвинуть львят к матери,

но разъярённая львица цеплялась когтями за клетку, грозно рычала. С большим трудом

удалось вытащить львят. Один сотрудник забрал их к себе домой. Его сын заботливо ухаживал

за малышами: кормил их из соски, чистил, укрывал тёплым одеялом. Львята выросли, окрепли,

им очень понравился новый дом.

3. Анализ содержания рассказа.

— На какие части разделён рассказ? Озаглавьте их.

Примерный план.

1) Что случилось в зоопарке?

2) Какая беда грозила львятам?

3) Как вела себя львица?

4) Как удалось спасти малышей?

4. Пересказ текста.

5. Орфографическая работа.

Выписать слова на доске: кормить, пищали, разъярённая, цеплялась, вытащить.

6. Запись текста. Проверка.

Сочинение № 1

« Мой друг »

Цель: формировать умение связно описывать; раскрыть тему сочинения и основную мысль сочинения.

1. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение « Мой друг».

2. Обсуждение содержания сочинения.

— Расскажите, кого мы можем назвать другом. (Рассказы учащихся)

3. Обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале

сочинения? (Например, о том, что у вас есть друг.) О чём вы будете писать в основной

части? (Надо описать друга.) Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение.)

4. Словарная работа.

Постарайтесь использовать слова устойчивые словосочетания: « быть не робкого десятка»,

« звёзд с неба не хватает», « задирает (не задирает) нос».

5. Составление плана:

1) Рост. 2) Лицо. 3) Глаза. 4) Причёска. 5) Походка. 6) говорит. 7) Привычки. 8) Характер.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание сочинений.

Сочинение № 2

Описание животного

Цель: развивать умение составлять текст – описание, точно употреблять имена прилагательные

в речи.

1. Подготовка к написанию сочинения.

— Какое животное вы хотели бы описать?

— Мы опишем только внешний вид животного и некоторые его повадки. Что вы будете доказывать своим описанием, какова будет основная мысль нашего текста?

2. Обсуждение построения (структуры) урока.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале? О чём вы будете писать в основной части? Как закончить сочинение?

3. Словарная работа.

4. Составление плана.

Примерный план

1) Кличка животного, порода.

2) Внешний вид.

— голова, морда (глаза, уши, нос)

— туловище (размер, шерсть, движение)

— лапы, хвост

— повадки, поведение животного

3) Моё отношение к животному.

5. Написание сочинений.

Сочинение № 3

По картинке « Зимние забавы детей»

Цель: развивать умения воспринимать картинку, определять её тему, озаглавливать, передавать её содержание; совершенствование умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными и безударными гласными в корне.

1. Знакомство с содержанием картинки; определение её темы, основной мысли; озаглавливание.

— Рассмотрите внимательно картинку. Что изобразил художник? (Свободные высказывания детей.)

— Какова тема картинки? Как её лучше озаглавить? (Например: « Зимние забавы детей», «Зимой на улице».)

— Выясним основную мысль картинки. Что хотел художник передать своим рисунком? Каково его отношение к тому, что он изобразил? (Основная мысль можно сформировать так: « Весело зимой ребятам на улице!»

2. Определите структуру рассказа.

— Как лучше начать свой текст? (Можно начать с предложения, в котором выражена основная мысль. Это позволит все остальные предложения подчинить раскрытию основной мысли.)

— О чём пойдёт речь в основной части? (Нужно описать занятия детей.)

— Как можно закончить текст? (Выразить своё отношение к иллюстрации. Например: Мне нравится этот рисунок. Радостно смотреть на ребят.)

3. Орфографическая подготовка.

4. Написание сочинения. Проверка.

Изложение № 1

« Гости»

Цель: развивать умения определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста и его структурой.

* Чтение текста для изложения.

Гости.

Надумал однажды ёжик соседей в гости позвать. Пригласил Черепаху, Крота, Кузнечика и Сороконожку. Ждал их, ждал, да так и не дождался.

Черепаха и сейчас ещё идёт где- то. Ведь все знают, какая она «быстрая».

Крот под землёй в гости пошёл. Копался, копался, да и сбился с дороги – мимо дома прополз.

Кузнечик задумал свои сапожки подковать, прежде чем к Ёжику идти. Звенел, звенел молоточком, — а тут и ночь подошла. А ночью кто же в гости ходит?

Только Сороконожка приползла к дому Ёжика. Да по пути ноги запачкала. Стала их вытирать — одну, другую, пятую, десятую…

Пока все вытерла, Ёжик лёг спать.

В. Хомченко.

* Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

1) Дождался ли Ёжик своих гостей?

2) Почему не пришла черепаха?

3) Как пошёл в гости Крот?

4) Что задумал сделать Кузнечик?

5) Что сделала Сороконожка?

* Выяснение темы текста.

О чём говорится в тексте? Какова его тема?

* Обсуждение структуры текста.

— Сколько частей в тексте? О чём говорится в вводной части?

— О чём сообщается в основной части?

— О чём говорится в заключительной части?

3. Составление плана текста.

4. Пересказ. Словарная работа.

5. Орфографическая работа.

6. Повторное чтение текста (про себя). Затем учащиеся пишут изложение. Проверка.

Изложение № 2

« Куланы»

1. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 527)

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами и задают друг другу вопросы по содержанию; читают вопросы по учебнику.

— Что вам показалось в рассказе наиболее интересным?

3. Лексико-синтаксическая работа.

4. Орфографическая подготовка.

— Учитель уточняет написание окончаний некоторых слов.

5. Повторное чтение текста.

6. Запись текста.

Изложение №3

« Друзья»

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Знакомство с содержанием рассказа для изложения.

Друзья.

Стояли сильные морозы. Голодно и холодно было в лесу. Однажды Коля увидел в лесу олениху. Она с трудом передвигалась по снегу. Коля осторожно стал подходить к животному. Скоро олениха взяла из рук мальчика овёс. Утром Коля принёс ей угощение. Она стала лизать соль. Олениха привыкла к мальчику. На зов она выходила из березняка.

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами и задают друг другу вопросы по содержанию; читают вопросы.

— Кого увидел Коля? Что он стал делать? Привыкла ли олениха к Коле?

2. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

— На какие три части разделён рассказ?

Примерный план.

1) Трудное время.

2) Встреча.

3) Помощь друга.

3. Словарная работа.

олениха, увидел, однажды, овёс, угощение.

4. Орфографическая подготовка.

Учитель заранее подготавливает карточки, и на которых написаны слова и словосочетания.

5. Чтение текста.

6. Написание изложение.

7. Проверка.