Что даст вам профессиональный рост педагога. Современные проблемы науки и образования

Профессиональный рост педагога – педагогическое явление, стадии: самоопределение, саморазвитие, самореализация и самосовершенствование, блоки: целевой, процессуально-функциональный, результативный – взаимосвязаны.

Целевой – приоритетные направления государственной политики – повышение качества образования, который зависит от качества преподавания: непрерывный проф. рост педагога: первая стадия – проф. самоопределение; вторая – проф. саморазвитие; третья – проф.самореализация; четвертая – проф.самосовершенствование. Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в осваиваемой трудовой деятельности. Проф.самоопределение включает адаптацию и социализацию педагога. Каждый этап проф.самоопределения сопровождается рефлексией. Цель проф.саморазвития педагога в построении стратегии собственной проф.деятельности, ее воплощение, ориентируясь на личность ребенка и цели образовательной организации, согласованные с приоритетами государственной образовательной политики. Межаттестационный период использует для реального повышения квалификации. Профессиональная самореализации личности – это реализация существующего потенциала, знаний, умений и способностей в деятельности. Самореализованный педагог – это мастер, способный делиться пед.опытом. Под профессиональным самосовершенствованием педагога понимается совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях. Пропедевтический этап: дигностика способностей, профпросвещение, профконсультация, включение в деятельность (вожатство, волонтёрство). В колледже можно получить среднее специальное педагогическое образование, в вузе-высшее. Вузовский:у чебный процесс в вузе осуществляется таким образом, что студентам предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педобразования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; готов к видам профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно-исследовательской; организационно-воспитательной; коррекционно-развивающей; преподавательской; культурно-просветительной;консультативной. Бакалавриат, магистратура, аспирантура (по новому Закону) Послевузовский: повышение квалификации, самообразование.Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности.«Компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе». Педагогическая культура - характеристика личности и деятельности педагога, система педагогических ценностей, особенности деятельности и профессионального поведений учителя, компоненты: гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества; профессиональные знания (методологические; теоретические; методические; технологические; психолого-педагогические; общие) и культура педагогического мышления; проф.умения (информационные; постановка цели; организаторские; коммуникативные; анализ и самооценка; педагогическая техника; прикладные; планирование УД; морально-волевая саморегуляция) и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляция личности и культура проф.поведения. Высший уровень пед.деятельности: пед. мастерство (высокая степень совершенства – Макаренко) и новаторство (кардинальное изменение образовательного процесса – педагоги-новаторы: Амонашвили – в школу с 6 лет).

Внутришкольный контроль – взаимосвязь профессионального роста учителя и успешности работы школы

Когда начала работу наша школа, 13 лет назад, средний возраст ее педагогов составлял 30 лет, и вместе со школой растут и ее учителя. В слово «рост» я вкладываю не только временные (возрастные) рамки, но в первую очередь имею ввиду профессиональный рост учителей. У нас в школе, да я думаю, что и у вас также, вопрос профессионального развития учителя не выделяется в отдельный контроль, а складывается из результатов всей образовательной деятельности педагога, это контроль за успеваемостью учеников и за качеством их знаний, контроль за уровнем преподавания предмета, за объемом выполнения учебных программ, за подготовкой к государственной итоговой аттестации, за ведением документации, это вопросы тематических проверок. В школьном Положении о ВШК одной из целью контроля заявлено - …. В общем, весь внутришкольный контроль по большому счету – это контроль за образованием в школе, а значит он направлен на профессиональное совершенствование педагогов.

Изучение любого вопроса в рамках внутришкольного контроля позволяет выявить сильные и слабые звенья в работе того или иного учителя, найти причины возникающих в педагогической деятельности проблем, продумать систему мер по их устранению, ликвидировать недочеты. Контроль проводится как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи. План внутришкольного контроля корректируется по мере необходимости. Контроль проводится с соблюдением его основных принципов: научности, гласности, объективности, цикличности, плановости. Итоги контроля обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений, в беседах с учителями, с некоторыми результатами проверок мы знаком родителей на классных собраниях, по результатам контроля составляются справки, издаются приказы.

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда в школе созданы определенные условия, которые способствуют формированию атмосферы взаимной поддержки, уважения, психологической комфортности.

У нас в школе вся работа по формированию и совершенствованию необходимых компетенций учителя строится в рамках методической темы - «Повышение качества образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов». Для работы в этом направлении в рамках внутришкольного контроля были определены следующие задачи:

  1. Изучение педагогических потребностей посредством диагностики и мониторинга. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности, выработка путей решения педагогических проблем и затруднений.
  2. Развитие механизмов включения педагогов в деятельность инновационного уровня.
  3. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.
  4. Оказание методического сопровождения учителю в самообразовательной деятельности. Обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов школы в ходе работы учителей по темам самообразования.

Внутришкольный контроль и профессиональный рост учителя отражаются в таких направлениях и показателях, как использование современных образовательных технологий. На контроле находится курсовая система повышения квалификации, в том числе и внутришкольная система повышения квалификации через теоретические и практико–ориентированные семинары, открытые уроки, мастер – классы. ВШК также тесно связан с педагогической аттестацией

Активизирует работу учителей по творческому саморазвитию участие в заседаниях педагогического совета по таким проблемам как «Современный урок: традиции и инновации», «Профессиональная компетентность учителя». В форме круглого стола на педсовете мы обсуждали вопросы: «Культура и воспитанность учителя», «Имидж современного педагога», «Пути выхода из конфликтных ситуаций».

Одним из направлений ВШК является использование современных педагогических технологий, методов и форм организации образовательного процесса. Этот вопрос контролируется при организации и проведении ежегодных методических недель, которые проводятся по единой теме, например, в прошлом году были проведены методические недели:

-«Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства школы»,

- «Использование национально-регионального компонента, краеведческого материала на уроках»

- «Активизация мыслительной деятельности младших школьников»;

- «Применение сингапурских структур в преподавании русского языка и литературы»

– «Современные подходы в преподавании: Обучение для 21 века

- «Стратегия образования в развитии национального образования» (в рамках этой недели прошел регион-ый семинар учителей тат. яз. и литературы)

– «Инновации в преподавании предметов естественно- математического цикла».

По результатам методических недель были оформлены папки-альбомы с планом проведения недели, разработками уроков, занятий, семинаров, а также небольшой фотоотчет о работе.

О том, что учителя совершенствуют свое мастерство можно говорить по тем качественным изменениям в работах учеников, которые представлены на традиционной школьной научно – практической конференции учеников. В рамках проведения конференции осуществляется внутришкольный контроль за состоянием работы по приобщению обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Ежегодный анализ проведения мероприятия показывает, что уровень подготовки учеников растет и позволяет представлять им свои проекты на научно-практические конференции не только в школе, но и в районе и в республике. Так за прошедший учебный год педагоги школы подготовили:

7 победителей и призеров республиканских НПК, руководители работ – (педагоги – Ф.И.О...)

9 победителей и призеров районных НПК, руководители работ – (педагоги – Ф.И.О ….)

На сегодняшний день в нашей школе сложилась определенная система в развитии профессиональной компетентности педагогов и система внутришкольного контроля за профессиональным ростом учителя.

Каждый учитель конкретизировал общую методическую тему школы с учетом своей деятельности и сформулировал свою методическую тему, разработал план самообразования по удобной для него схеме (форме). Главное условие - чтобы работа не носила формальный характер. На совещаниях при директоре, заседаниях ШМО, семинарах в школе и районе учителя делятся с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали, проводят самоанализ своей деятельности.

Так, только за прошлый учебный год:

Обобщали свой опыт работы в форме выступлений на уровне школы 20 учителей, на уровне района – 10 учителей, на уровне республики – 3 учителя (педагоги – Ф.И.О ….)

Разместили свои методические разработки в открытых профессиональных сообществах в сети Интернет 18 учителей; опубликовали методические материалы в печатных изданиях 3 учителя (педагоги – Ф.И.О ….)

Все учителя принимали участие в работе семинаров, конференций районного уровня, республиканского уровня – 10 учителей, российского уровня (в режиме видеоконференции) – 3 учителя

Результаты работы учителей за конкретный учебный год по его окончанию оформляются в форме отчета в табличном виде, единая форма позволяет быстро обобщить результаты работы учителей по школе в целом. Информационная справка о работе учителя (Приложение). Учителям также удобна эта форма отчета, т.к. в свою очередь помогает быстро без лишней траты времени дополнить Портфолио. Свое Портфолио создали все учителя школы и оформлены они в соответствие с Положением о Портфолио, которое мы разработали для своей школы. Эта работа ведется в течение уже 4-х лет. Также учителя школы создали электронные Портфолио, эта форма также очень удобна для учителя, когда нужно быстро представить материалы о себе либо для аттестации, либо для участия в конкурсах – шаблон уже готов. Кроме того, что учитель оформил свое Портфолио, мы стали проводить еще школьный конкурс Портфолио педагога и подведение результатов проводим накануне 8 марта, т.к. коллектив у нас в основном женский и приятно получить признание коллег накануне праздника. Подобный конкурс является своего рода стимулом в работе учителя. Вообще стимулы профессионального развития педагога мы выделили по следующим группам:

Мотивы самореализации : когда учитель имеет возможность дать мастер-класс для педагогов школы, города или района, имеет возможность работать по интересующей программе, использовать образовательные технологии; разработать собственную авторскую программу и т.д.

Мотив личного развития: сюда мы относим стажировки, престижные курсы, предоставление времени на методическую работу, дополнительные дни к отпуску,

Мотив самоутверждения: т. е. достижение социального успеха – это участие в работе конференций, семинаров различных уровней, обобщение и трансляция опыта, подготовка собственных публикаций, представительство от школы на ответственных мероприятиях , привлечение к руководству методическими объединениями педагогов, педагогическая аттестация на 1 и высшую квалификационные категории.

Потребность быть в коллективе: здесь имеется ввиду включение в состав различных органов, групп, решающих важные проблемы жизни школы, делегирование полномочий.

Мотив состязательности: участие в профессиональных конкурсах, а также рейтинговая система оценивания деятельности учителя (в начале уч. года работает комиссия по оцениванию работы за прошедший год и подсчитываются баллы за качество НСОТ и тут также срабатывает финансовый мотив)

К результатам по стимулированию и мотивации педагогов к профессиональному росту можно отнести такие факты:

2 учителя нашей школы прошли зарубежную стажировку – в Америке и Сингапуре;

2 учителя являются тренерами по сингапурской системе образования и участвуют в обучении учителей района;

3 учителя школы являются руководителями районных методических объединений

(уроки 2-х из них вы сегодня видели). Библиотекарь школы и зам. директора по ВР также руководят соответствующими районными объединениями библиотекарей и классных руководителей школ района

В школе 9 учителей имеют высшую кв. категорию, 17 первую категорию;

Педагоги школы принимают активное участие в различных профессиональных конкурсах. Среди них есть победители конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, ежегодно несколько учителей становятся победителями республиканского конкурса – гранта «Наш лучший учитель» (4-6). Только за прошлый уч. год 14 учителей участвовали в различных профессиональных конкурсах.

О профессиональном росте педагогов школы можно также судить по результатам во внеурочной деятельности детей. Так за прошлый учебный год педагоги школы подготовили победителей, призеров и лауреатов различных конкурсов, олимпиад:

- 37 международного уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 91 всероссийского уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 15 республиканского уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 36 районного уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

Но, конечно же, наряду с хорошими результатами в работе по профессиональному развитию учителей есть и ряд проблем. И в первую очередь это не очень хорошие результаты ЕГЭ прошлого учебного года. Эту проблему мы обсуждали и на ШМО и на педагогическом совете, выявили проблемные зоны, поставили задачи на этот учебный год, сейчас над ними работаем, стараемся, но что из этого получится, будет ясно только после экзаменов. Понятно, что нам есть над чем работать и вопросы профессионального развития будут актуальны во внутришкольном контроле всегда!


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ «Иркутский государственный университет»

Педагогический институт

Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества профессионального образования

Сентемов Андрей Владимирович

В исследовании представлен теоретический анализ проблемы профессионального роста педагога. Профессиональный рост педагога рассматривается как необходимое условие обеспечения качества образования. Проанализирована взаимосвязь профессионального роста педагогов профессионального образования с социально - профессиональным статусом и успешностью в реализации своей педагогической деятельности.

Современная образовательная система характеризуется повсеместными масштабными изменениями и всесторонним реформированием. Особенно значимо это проявляется в последнее время -- эпоху смены образовательной парадигмы, перехода к системе непрерывного образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образовательной политики современности становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального развития педагогов. Новые целевые установки, в основу которых заложен приоритет личности, заставляют акцентировать внимание на повышении уровня общей и профессионально-педагогической культуры педагога, на формировании у него потребностей в постоянном профессиональном развитии. Только высокая компетентность педагога, умение самостоятельно формулировать и решать профессиональные задачи, сформированность мотивации к самообучению и саморазвитию, способность к самоанализу и овладение новейшими информационными технологиями позволит ему высокоэффективно работать в постоянно меняющихся современных условиях.

Организация образовательной деятельности должна осуществляться на основе тех современных требований к качеству образовательных услуг, которые ставятся перед нами в новых и обновленных нормативно-правовых документах, регулирующих работу образовательных организаций.

Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на профессиональный стандарт профессионального образования требуют постоянного профессионального роста педагогов, что определило цель статьи - выявить основные пути обеспечения этого роста как необходимого условия повышения качества образования. Педагогический аспект определяет качество профессионального образования в соответствии с реализацией принципа вариативности в образовании, а также личностно -ориентированное взаимодействие педагога с обучающимися.

Для преподавателей качество образования характеризуется следующим образом:

1. Положительная оценка их педагогической деятельности;

2. Оптимальный подбор методов, приемов и форм взаимодействия.

3. Успешное развитие обучающихся в соответствии с требованиями профессионального стандарта и целевыми ориентирами;

4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, как одно из приоритетных направлений работы с учащимися;

5. Рациональное использование рабочего времени;

6. Обеспеченность образовательного процесса всем необходимым оборудованием, пособиями, дидактическими материалами ит.д.

Для руководителя профессионального образования - это:

Достойная оценка деятельности педагогов, повышение престижа учреждения;

Полное усвоение выбранных программ.

В связи с этим можно сделать вывод, что качество образования - это и есть и процесс, и его результат.

Профессионализм как совокупность личностно - деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, рассматривали Н.В. Бордовская, С.Г. Вершиловский, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, И.А. Зязюн, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан, Л.М. Митина, А.А. Реан, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, В.Д. Шадриков и др. Под профессиональным ростом в литературе понимается приобретение профессионального мастерства, повышения уровня компетентности в педагогической деятельности. (А.А. Деркач, А.К. Маркова, М.М. Поташник и др.). М.М. Поташник отмечает, что профессиональный рост педагога связан с приобретением способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации, сохранения здоровья детей. Профессиональному становлению педагога посвящены научные исследования К.Б. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др.

Для выявления уровня профессионализма педагогов было проведено выборочное исследование на базе ВС УЦПК ОАО РЖД» Всего было охвачено 5 преподавателей, 2 мастера 3 специалиста. Исследование было репрезентативным как с количественной, так и с качественной стороны, что дает возможность учесть полученные результаты в работе с педагогическими кадрами и внести коррективы в систему профессиональной подготовки и переподготовки педагогов. В процессе исследования использовались аналитические, статистические и социологические методы.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что 40% педагогов включая, специалистов не планируют свой профессиональный рост в будущем. Основной причиной они называют невозможность занять более высокую должность в системе профессионального образования. Интересен тот факт, что 38% педагогов считают, что они уже достигли определенного профессионального уровня, 22% - что им не позволяет возраст, а 10% не видят возможности занять более высокую должность в своем учреждении. При этом большая часть испытуемых понимает профессиональный рост скорее как профессиональное развитие, а не как профессиональную и должностную карьеру. В числе других причин (12,5%) указали отсутствие перспектив для улучшения состояния профессионального образования. На вопрос, что следует изменить в целях повышения качества профессионального образования: 15% педагогов (все со стажем более 15 лет) заявили, что на их взгляд, перемен уже достаточно.

Свой профессиональный рост в будущем планируют только 28% испытуемых, в том числе 18% специалистов и 10% воспитателей. Из числа педагогов со средним педагогическим и высшим непрофильным образованием чаще планируют свой профессиональный рост специалисты- 46% , значительно реже других воспитатели- 29%. Но при этом 33% специалистов и 40% воспитателей планируют свой профессиональный рост лично для себя и не имеют составленного и подписанного руководителем плана профессионального роста. При этом большая часть испытуемых считают, что педагогическому работнику необходимо планировать свой профессиональный рост.

В числе видов планирования своего профессионального роста педагоги указали: повышение знаний и практических навыков, чтение педагогической литературы, выступления на заседаниях методического объединения, семинарах и конференциях, участие в проектах, получение квалификационной категории, курсы повышения квалификации, обучение в вузе, поступление в магистратуру.

В ходе исследования было выяснено, что только 31% от общего числа респондентов занимаются самообразованием регулярно, что сказывается на формировании профессионально важных качеств личности. Профессиональной компетентности и характеризует профессиональный рост педагога. Слабая мотивация профессионального роста часто сопровождается недостаточной подготовкой, что затрудняет вхождение в профессию.

В ходе исследования респондентами были выделены следующие условия успешного профессионального роста педагогов: изменение их позиции на самостоятельную и активную деятельность, обеспечение психологического сопровождения, всестороннее использование интерактивных методов в процессе повышения квалификации, обеспечение равноправия субъектов образовательного процесса.

педагог профессионализм качество образование

На основе проведенного исследования можно выделить следующие основные пути активизации профессионального роста педагогов как условия повышения качества профессионального образования:

1. Личностно - ориентированное взаимодействие руководителей и педагогов с научными центрами, методическими службами, учреждениями дополнительного профессионального образования;

2. Интеграция ценностных приоритетов профессионального образования;

3. Общность интересов педагогов и руководителей на основе взаимопонимания, доверия, уважения достоинства личности, диалога;

4. Психолого-педагогическое сопровождение и оперативная методическая поддержка потенциальных возможностей педагогов.

Таким образом, качество профессионального образования непосредственно зависит от профессионального роста педагогов, от их стремления к успешной педагогической деятельности, суть которой детерминирована умением проектировать и реализовывать в педагогическом процессе профессионального учреждения условия, необходимые для формирования тех или иных качеств в развитии человека.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и цели создания профессионального стандарта современного педагога: повышение качества образования, измеритель квалификации педагога, средство отбора кадров, основа для формирования трудового договора. Значение дополнительного образования.

    презентация , добавлен 05.02.2014

    Педагогическая деятельность педагога профессионального образования. Профессиональные качества педагога профессионального обучения по направлению "Технологическое оборудование". Анализ содержания подготовки педагога для формирования значимых качеств.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Социальная компетентность и ее виды. Исследование социальной компетентности социальных педагогов. Метод исследования и его этапы. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность "социальная педагогика").

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Творческий потенциал личности как определяющий фактор успешности педагога дополнительного образования. Развитие субъектности и развитие интеллекта педагога как актуальные проблемы психологии образования. Характеристика модели профессионального развития.

    реферат , добавлен 16.03.2016

    Специфика формирования творческих умений у будущих педагогов профессионального образования, используемые в данном процессе методы и приемы. Опытно-поисковая работа по определению уровня творческих умений у будущих педагогов профессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Принципы, формы и методы и специфические особенности социально-педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования. Социально–профессиональная компетенция как критерий определения качества начального профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Система Российского образования на современном этапе развития общества. Профессиональная деятельность педагога. Стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основные методы профессионального взаимодействия педагога и учащихся.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Роль и место среднего профессионального образования в системе профессионального образования РФ. Структура государственного финансирования учреждений образования. Бизнес-процесс подготовки приема и отправки группы образовательного тура в колледже.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2013

    История развития начального профессионального образования. Профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат. План развития начального профессионального образования в национальном проекте "Образование". Задачи инновационных образовательных программ.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения, контингент учащихся, организация социально–педагогической деятельности с подростками из неблагополучной семьи. Методы и формы работы социального педагога профессионального училища.

1

Проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей вопросы профессионального самосовершенствования педагога. Рассмотрены основные направления, представляющие основные элементы психического содержания динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели автора к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Проблема профессионально-личностного становления рассмотрена с позиции того, что основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя. Развитие позитивного отношения к себе рассматривается в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.

профессиональный рост педагога

профессионально-личностное развитие

профессиональное самосовершенствование

личностный рост

1. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.

2. Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина // Педагогическое образование в России. – 2011. - №4.

3. Ежак, Е.В. Личностный ресурс педагога в контексте профессиональной успешности / Е.В. Ежак // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. - № 4.

4. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 101-102.

5. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М., 1976.

В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, компетентных.

Одним из важнейших направлений психологического исследования профессионального развития человека - его становления как профессионала является анализ динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Методолог практической психологии, психологии труда и профориентации Е.А. Климов выделяет в профессиональном развитии индивидуума (развитии субъекта труда) пять основных направлений, фактически представляющих все основные элементы психического содержания этого развития. Рассмотрим их:

1) «приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной)»;

2) «формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности)»;

3) «усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности»;

4) «формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности... (способности)»;

5) «развитие... знания о себе» .

Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т.п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост - стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.

Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост молодого специалиста, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности.

Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности. Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, а поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельности в ней.

Анализируя исследования в этой области, мы обнаруживаем, что профессиональное саморазвитие - это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития.

Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Установление уровня, достигнутого человеком как субъектом деятельности, традиционно, оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности.

Для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации. Профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, выступая, таким образом, фактором личностного саморазвития.

Анализ исследований позволяет нам в качестве вывода выделить наиболее существенную характеристику саморазвития: основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя, саморазвитие личности связано со становлением субъектности. Субъектность выступает качественным показателем саморазвития личности. Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества.

Личный результат профессионального развития человека, несомненно, значительно шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта - знаний, умений, навыков.

В профессиональной деятельности практически невозможно отделить личностное начало от профессионального. В связи с этим смысл профессиональной деятельности в максимальной степени совпадает с реализацией главной потребности человека - быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореализации .

Технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в нормативных документах и законодательстве результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными. В некоторых профессиях, к которым относится и педагогическая деятельность, данное положение еще не предоставляется всем бесспорным и очевидным, хотя реальное положение вещей говорит об обратном.

Системе современного образования присущи инертность, приверженность традициям, сопротивляемость переменам. Любые существенные нововведения воспринимаются средой достаточно болезненно. При этом традиционная система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников высшей школы не в состоянии обеспечить в полной мере непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан самостоятельно поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие .

Национальная доктрина образования в РФ в числе приоритетных задач, стоящих перед отечественной системой образования, выделяет обеспечение организации учебного процесса с учетом современных достижений науки; систематического обновления всех аспектов образования; непрерывности образования в течение всей жизни человека; создания программ, реализующих информационные технологии в образовании; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. В этой связи происходящая в России модернизация системы образования предъявляет особые требования к уровню квалификации педагогических кадров, реализующих образовательные программы нового поколения, в частности, к их непрерывному профессионально-личностному саморазвитию.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, по мнению Вершловского, когда педагог «останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа» . В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности - непременное условие успешной деятельности педагога. Самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Таким образом, личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании. Если педагог стремится к саморазвитию и личностному росту, нацелен на углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть следующим образом:

Рис. 1. Стадии личностно-профессионального роста педагога

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт коллег. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства.

В ракурсе современных исследований педагога как субъекта профессиональной деятельности большое значение придается личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», позволяющей созидать продуктивные условия реализации педагогической деятельности в достаточно энтропийной среде. Личностный потенциал рассматривается как интегральное образование, включающее высокий уровень осмысленности жизни и временной перспективы; продуктивную самореализацию и самодетерминацию.

Таким образом, развитие позитивного отношения к себе может рассматриваться в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения позитивного отношения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.

Возможность непрерывного профессионально-личностного роста подразумевает развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, способности делать самостоятельный выбор в ситуациях неопределенности и нести ответственность за результаты активности. Именно профессиональная ответственность способствует последовательному достижению цели, воплощению индивидуального проекта развития. Необходимо учитывать тот факт, что во многом ответственность связана с выраженностью личностного смысла и удовлетворенностью педагога своей деятельностью .

Подводя итоги, выделим основные направления профессионально-личностного саморазвития педагога, способствующие его профессиональному росту.

Изучение профессиональной литературы. Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в сфере образования, например, в методике преподавания. Чтение специальной литературы в других областях позволяет извлекать информацию, так необходимую для пополнения знаний в сфере смежных наук. Помимо получения новых знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Свежий взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенных задач. Зачастую в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию обучающихся.

Налаживание профессионального общения. Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей страде проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя — за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.

Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, презентаций. В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие вузы имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.

Получение дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании. Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

Таким образом, первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, - личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт — опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Преподаватель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом .

Психологическое благополучие педагога, удовлетворенность своей жизнедеятельностью, восходящее личностное саморазвитие, способность к позитивному функционированию проецируются в пространство педагогического взаимодействия, создавая условия для успешного формирования у учащихся базовых личностных умений. В позитивном функционировании педагога в профессии большое значение имеет адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения, а также направленности личности. В направленности личности педагога интегрируются социальные и личные ценности, задавая определенный вектор и стратегию профессионально-личностного саморазвития, использования собственных ресурсов и построения профессионального поведения. По существу, направленность является мощной движущей силой профессионально-личностного развития субъекта.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии профессионально-личностное саморазвитие - непременное условие достижения профессионализма.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ВГАФК, г. Волгоград;

Коломок О.И., д.п.н., профессор, директор Волгоградского филиала АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Сергеева Н.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18933 (дата обращения: 21.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Профессиональное самовоспитание направлено на реализацию педагогом себя как личности. Стремление к самосовершенствованию, самообразование являются важными факторами профессионального роста учителя, обеспечивающих расширит ения его творческих возможностей, познавательных интересов и формирование творческой индивидуальностиі.

Важное значение для профессионального роста учителя имеют:

1. Овладение передовым педагогическим опытом, поисковой исследовательской работой результате ознакомления с деятельностью лучших педагогов и ее анализа учитель глубже осмысливает закономерности учебно-воспитательного процесса, учится педагогически правильно воспринимать каждый поступок ребенка, находить причины конфликтов и способы их решенияня.

2. Систематическое изучение философской и психолого-педагогической литературы, законодательных актов государства об образовании, воспитания и обучения, встречи с новаторами, участие в работе методических объединений, это еминарив, конференций, педагогических чтений тощо.

3. Знакомство с педагогической прессой, радио, телевидением,. Интернетом. Они быстро реагируют на все изменения, происходящие в системе педагогического образования и учебно-воспитательном процессе, знакомят с д опытом педагогов-новаторов, научно-педагогическими новинками, материалами разнообразных встреч, конференций и т.п.. Популярными среди учителей есть газеты"Образование","Шкильнийсвит", журналы"Родная школа","Путь образования"и другие, а также зарубежные периодические психолого-педагогических изданияхні періодичні психолого-педагогічні видання.

4. Знакомство с национальной системой воспитания, олицетворяющий воспитательную мудрость украинского народа, его лучших ученых, прогрессивные традиции украинской в??семейном воспитании, воспитательное значение украински их народных обычаев, традиций, праздников, обрядев.

В процессе профессионального самовоспитания учитель должен почувствовать свободу самовыражения. Учительскую деятельность нельзя регламентировать и втиснуть в рамки инструкций. Только за утверждение профессиональной свободы возм лива эффективная организация процесса профессионального роста учителя, что является своеобразным поиском своего пути, обретения собственного"голоса", собственного"почерка"Педагог, обладающий свободой самовыражения, умеет к еруваты собственным развитием, может направить свои творческие силы на поиск новых путей обучения и воспитания ученикичання і виховання учнів.

Учителю необходимо знать свои сильные и слабые стороны, постоянно формировать в себе внутренний стержень личностного роста, которое является непременным условием достижения профессионализма (рис 41)

Становление педагога как профессионала и субъекта продуктивной деятельности - это процесс приближения к идеалам культуры, вершин профессионализма, творческой самореализации. Ученые подчеркивают неравномерности этапов и ступеней профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста, профессиональной карьеру.

. Профессиональная карьера - последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека, ее продвижение ступенями (службе) производственной, социальной, административной или иной иерархии

Существуют два вида профессиональной карьеры: личностно карьера - восхождение человека к высотам профессионализма, качества результатов труда, самореализация в профессиональной деятельности и получения на этой основе признания ния людьми; должностное карьера - продвижение по службе

Каждый педагог выстраивает свою карьеру, исходя из личностных особенностей, ценностных установок, умений. Успешность карьеры во многом зависит от того, насколько правильно сделан профессиональный выбо ир, насколько удачным было профессиональное самоопределениея.

Американский специалист по управлению. Майкл. Драйвер выделяет следующие виды карьеры:

1. Линейная карьера. Человек с самого начала трудовой деятельности выбирает определенную отрасль и настойчиво, шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается иерархической лестнице (например, учитель - еривник методического объединения - директор школы - инспектор районо и т до і т. д.).

2 стабильных карьера. Педагог, для которого характерна стабильная конфигурация карьеры, еще в молодости выбирает сферу своей деятельности и до конца трудовой жизни остается в ней. Он повышает свою майстернис во, но не стремится продвижения иерархической лестниценою.

3. Спиральная карьера. Такая карьера характерна для людей, которые с энтузиазмом работают 5-7 лет, а затем теряют интерес к педагогической работе, переходят на другую и все начинают сначала

4. Кратковременная карьера. Человек часто меняет одну работу на другую. Случайно и временно достигает незначительных повышений. Как правило, это неквалифицированные, часто недисциплинированные работники

5. Платообразные карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, считается достойной повышения. Однако после нескольких повышений она достигает уровня, что является пределом ее компетентности. На этом ров вни она остается до выхода на пенсиинсію.

6. Карьера, что снижается (нисходящая). Человек успешно начинает свою профессиональную деятельность и несколько раз уходит на повышение. Однако из-за непредвиденных обстоятельств (болезнь, злоупотребление алкоголем и др.) снижает уеться качественный уровень ее работоспособности, вызывает возврат до самого низкого уровня карьерєри.

Профессиональная личностная карьера является составной жизненной стратегии педагога. Она заслуженная, если основывается на личностном росте, предметном и успешному самосовершенствовании, связана с упорным трудом, достижением реальных результатов, отношением педагога к ней как к жизненного призвания. Хорошо, если она сопровождается и должностным карьерой. Однако не все педагоги стремятся должностного повышенной ния. Некоторые считают, что повышение приводит к административной занятости, вытеснение профессионального содержания деятельности, поэтому занимаются одним и тем же 25 - 40 лет их карьера тоже успешная, ибо содержание вна, наполнена духовностью, сопровождается ростом общественного признания, уважением, наградами, любовью воспитанникианців.

Итак, профессиональная карьера - это прежде всего движение. А движение не может быть без цели, направления на достижение жизненного и профессионального успеха, привлекательной личностной профессиональной перспективы

Профессиональная деятельность непременно сопровождается изменениями в структуре личности педагога: происходит усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешному осуществлению деятельности, а также п подавляются и даже разрушаются структуры, не участвующих в этом процессе. Положительное влияние профессии на личность учителя проявляется в формировании профессионального самосознания, педагогической спрям ованости, педагогического мышления, в развитии профессионально важных качеств, овладении педагогическим опытом и т.д.. Однако влияние профессии на личность может иметь некоторые негативные проявления, например резкое за гострення нежелательных личностных качеств,"огрубление"и вынесения наружу стереотипов поведения, мышления, общения. Все это влечет осложнения во взаимодействии с другими людьми и делает поведение таких людей неадекватной ситуации. Речь идет о профессиональной деформации личностиії особистості.

. Профессиональные деформации (лат de forma - искажают, искажаю) - деструктивные изменения личности в процессе профессиональной деятельности

Итак, профессиональное развитие - это не только рост и совершенствование, но и разрушение и профессиональные деструкции, которые характеризуются как изменения психологической структуры личности в процессе педагогической деятельности.

Профессиональные деформации имеют следующие признаки: - авторитарность (франц autoritaire - властный), которая проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, использовании обучающего стиля общения;; доминантность, консерватизм, догматизм;

Эмоциональная индифферентность (лат indifferens - безразличный), которая характеризуется эмоциональной сухостью и безразличием к ученикам;

Экспансионизм (лат expansio - расширение), что проявляется в преувеличении значения дисциплины;

Поведенческий трансфер (лат transfero - переношу, перемещает), который реализуется в проявлении признаков ролевого поведения, характерной для учащихся;

Самоуверенность, прямолинейность, низкая критичность мышления;

Отсутствие коммуникативной гибкости;

Ориентация на социальное одобрение и др.. Профессиональные деформации мешают учителю в работе

с учениками. Особенно чувствительны к ним трудновоспитуемые ученики. Именно они преимущественно попадают под"горячую руку"педагога и выслушивают бесконечные нотации. Они стремятся к самостоятельности, а педагогу кажется, что лучше их предостерегать от плохого поступка, соблазнов. Так увеличивается пропасть непонимания, неприятия позиций друг друга, назревает конфликтахріває конфлікт.

сенситивный (благоприятным) периодом для возникновения профессиональных деформаций является профессиональный кризис

. Профессиональная кризис - глубокая неудовлетворенность от своей деятельности, н результатов, чувство собственной несостоятельности, неспособности к самореализации, несоответствие замыслов, возможностей полученным результата а.

Изменения поведения во время профессионального кризиса является ответом на сложность задач, решение которых вызывает поведенческие реакции, которые закрепляются, превращаются в стереотипы, обостряют определенные особист тесные каче.

В педагогической деятельности учителя выделяют такие типы профессиональных кризисов:

1) кризис адаптации к профессии, которую переживает каждый четвертый учитель в начале профессионального пути (24 - 25 лет);

2) кризис рутины работы, задевает учителей, работающих в школе 10-15 лет (32-33 года);

3) кризис учителя с высоким опытом работы (42 - 43 года)

Кризисы наступают чаще при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Оние закономерным явлением и предстают как резкие изменения вектора профессионального развития личности педагога: или приводят к личностной и профессиональной дезадаптации, или обусловливают переход на более высокий уровень о офесионализм.

Конструктивный вариант решения кризисной ситуации предполагает выработку учителем новой стратегии жизни, профессиональной деятельности, переосмысления, ревизию и коррекцию им своей личностно-профессиональной позиции, принятия действительности такой, какая она есть, открытие в себе новых возможностей для самореализации, повышения профессиональной квалификации.

распространенным средством профилактики этого явления является непрерывное психолого-педагогическое образование учителя, повышение его квалификации. Знания, полученные во время обучения, быстро устаревают. В зарубежной лите ератури фигурирует даже единица устарелости знаний специалиста - т н период полураспада компетентности. В этом случае этот термин, заимствованный из ядерной физики, означает продолжительность времени после окончания высшего го учебного заведения, когда вследствие устарелости приобретенных знаний компетентность специалиста снижается на 50а 50%.

Самообразование способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности, помогает в осмыслении педагогического опыта и собственной самостоятельной работы, является средством самопознания и самосовершенствования, путем м педагогического развития.

Одним из современных методов профессионального самосовершенствования является метод «портфолио» - описание работы с анализом ее эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих работ учащихся и т.д.. Он может мес стить также документы, которые фиксируют профессиональное развитие (дипломы, грамоты, благодарности, характеристики и др.), научные, творческие работы, собственные статьи, статьи известных ученых, освещающих особенности той проблемы, над которой работает владелец портфолио, психологические исследования, конспекты уроков, воспитательных мероприятий. Метод"портфолио"помогает учителю не только систематизировать педагогический опыт, накоп ные знания, но и дать объективную оценку собственной профессиональному уровню. Материалы портфолио можно упорядочить по направлениям педагогической деятельности, интересами, избранной научной проблемой, годами работы т ощо. Основой работы над портфолио отображения профессионального пути, взглядов и планов учителейпоглядів і планів учителя.

Для того чтобы приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием. Прежде всего это означает умение взять на себя ответственность за собственную жизнь и профессиональную деятельность, избирательный строить такую??профессиональную образовательную стратегию, которая бы учитывала индивидуальные особенности, возможности, запросы, удовлетворяла потребность в образовании, повышении квалификации в выбранной сфере, интеллектуальном, ф изичному, духовному развитию. А это все предполагает овладение навыками самоорганизации и саморегуляции. В самоорганизации оказывается психологическая готовность к педагогической деятельности, в саморегуляции - сознательное управление своим поведением, психикой, энергетическим потенциалом, контроль над эмоциями, сохранение способности критически мыслить и решать сложные проблемеми.

Итак, основными путями профессионального развития является профессиональное обучение, развитие карьеры и самообразование педагога. Профессиональное развитие ведет к принципиально нового способа жизнедеятельности учителя - творческой сам мореализации в профессии, которая дает возможность проявить свои индивидуальные и профессиональные возможности короткая формула профессиональной деятельности педагога - постоянный труд, творчество, гармония знаний, чувств и эт единкки.

Сокровищница мыслей

Высшее добро, которое может осуществить человек - это усовершенствовать свои возможности, чтобы быть способной служить человечеству

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд

В. Сухомлинский

Педагог должен быть сам воспитанным и образованным человеком. Поэтому подготовка педагога начинается с его собственного воспитания и образования

П. Блонский

Не надо ценить себя выше своих способностей и не надо себя принижать

И. В. Гете

Жизнь ничего не дарит без тяжелого труда и волнений

Безумный тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими

Публий. Сир

Моя личность - не готова реальность, я творю свою личность, творю ее тогда, когда узнаю себя

М. Бердяев

первое и самое важное в жизни - это попытка овладеть самим собой