Были ли экологические проблемы в древности. Значение экологической проблемы

Значение экологической проблемы


На Земле имеются районы, которые в силу ряда природных и экологических особенностей были наиболее благоприятны для развития древнейших цивилизаций - это равнины, пригодные для обработки, реки, озера и другие места. Они являются своеобразными помостами притяжения первобытных людей. Можно выделить пять таких благоприятных мест: Нил и Месопотамию с Египтом и Шумером, долины рек Ганга и Инда с цивилизациями Индии, бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и, наконец, появившиеся позже Центральную Америку с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией, при этом каждый этнос пережил периоды своей наиболее активной деятельности. Под давлением более мощных этносов малые цивилизации отходили на второй план или исчезали вовсе. Так исчезли цивилизации Центральной Африки, острова Пасхи и др. Более устойчивый путь развития сохранился только у европейской цивилизации, корнями связанной с Месопотамией, Египтом, Римом, Элладой. Европейцы долгое время воспринимали религиозно-философские учения Китая и Индии как путь к воспитанию пассивности, отрешенности, созерцательности. Однако в конце XX в. западная цивилизация стала переосмысливать духовные ориентиры своего развития. С точки зрения экологической этики иудео-христианские догмы, утверждающие право человека господствовать над природой, уступают идеям буддизма, даоизма и других восточных учений, проповедующих неразрывную связь человека с природой. История городской жизни не менее значима, чем освоение земледелия и производства тех или иных товаров. Образ жизни в городах древности мало чем отличался от современного. Однако человечество сохранило память о семи чудесах света Древнего мира: египетские пирамиды в Гизе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, Колосс Родосский, храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей и Александрийский маяк. Долины рек представляли цветущие оазисы среди окружающих пустынных ландшафтов. Человек, освоив долины рек, создал рукотворные агроландшафты, функционирование которых поддерживалось постоянной созидательной деятельностью. Тесная зависимость жизни людей от режима рек, например Нила, обеспечила более длительное существование египетского государства. Прекрасным символом этой стабильности служат величественные пирамиды и храмы. Вавилон же, бывший в течение полутора тысяч лет столицей Ближнего Востока, просуществовал с XIX по VI в. до н. э. Гибель Вавилонского царства явилась следствием неумелого хозяйствования. Египтяне, имевшие богатый опыт строительства ирригационных сооружений для орошения земель в долине Нила, предложили построить канал и увеличить площадь орошаемых земель в междуречье Тигра и Евфрата. Вода оросила земли, подстилаемые засоленными грунтами. Началось вторичное засоление почв. Вода в Евфрате, откуда ее брали в новый канал, стала течь медленнее, что вызвало отложение осадков в старой ирригационной сети. Она начала выходить из строя. Так, последствия очередной «победы над природой», писал Л.Н.Гумилев (1912-1992), «погубили великий город». К началу новой эры от него остались лишь руины. Приемы обработки и ирригации земли, селекции растений - все эти достижения древнейших цивилизаций Месопотамии и Нила были использованы последующими народами, что обеспечило их быстрое развитие. И вот что интересно. На пирамиде Хеопса было записано, как предупреждение потомкам: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Античные цивилизации Средиземноморья, как мы знаем из истории, ни один раз подвергались крупнейшим тектоническим катастрофам, которые привели к гибели сложившейся цивилизации. В первом случае в Атлантическом океане произошла подвижность земной коры по рифтовому излому, которая, возможно, уничтожила легендарную Атлантиду. Второе событие было связано с извержением санторинского вулкана, в результате чего погибла критская цивилизация, и с массовым переселением финикийцев в западную часть Средиземного моря и за его пределы. К этому периоду относится возникновение цивилизации оль-меков на берегах Мексиканского залива. Майя называли себя потомками мореплавателей, пришедших с Востока. Вполне вероятно, что грандиозные тектонические катастрофы могли привести не только к локальным, но и к глобальным миграциям народов. Надо отметить, что уже в античную эпоху великие люди обладали знанием и пониманием тех проблем, которые мы теперь называем экологическими (древнегреческие философы Платон (427- 348 до н. э.), Аристотель (384 - 322 до н. э.). Признаки экологического кризиса были свойственны цивилизации Древней Греции. Леса вытеснялись полями, садами, виноградниками. Сведение лесов вело к эрозии почв, особенно на склонах. Смыв почв с горных склонов коренным образом изменял облик действенных ландшафтов. По свидетельству древнегреческого естествоиспыталя Феоф-раста (372 - 287 до н. э.), корабельный лес рос только в горной Аркадии и за пределами Греции. В свою очередь покорение природы в Древнем Риме обернулось обострением экологических проблем. В основном пострадали леса, пашни, горные склоны. Урожаи с полей становились все меньше. В августе 1998 г. произошло катастрофическое наводнение в Китае, которое затопило северные провинции внутренней Монголии и районы китайского Приамурья, центральные части Китая в провинциях Хубей и Цзянси, погибло более 10 тыс. жителей. Наводнение затронуло почти 20% населения Китая и повлияло на национальную экономику. Трагедия поставила вопросы: что делать и кто виноват? Ученые указывают не только на природные, но и на рукотворные причины катастрофы: вырубка лесов вдоль Янцзы привела к эрозии почв, смыву грунта в реку и повышению высоты речного дна. Эпоха Возрождения с ее средневековым периодом названа в истории эпохой «великого корчевания». К началу XI в. на народы, населяющие Западную Европу, распространилось влияние римско-католической церкви: утвердился феодальный строй. В XI - XIII вв. произошла массовая вырубка лесов для земледелия. Строились замки, монастыри, города, развивалась горнодобывающая промышленность. На этом этапе экологическая ситуация в Европе сильно осложнилась. Оборонительные стены в какой-то мере еще ограничивали рост городов. Однако отсутствие канализации привело к загрязнению грунтовых и поверхностных вод. А из-за тесноты постройки пожары, которые были не редкостью, имели опустошающие последствия. Скученность населения и антисанитария способствовали распространению эпидемий. Таким образом, в середине XIV в. по разным оценкам от эпидемии чумы вымерло до 50% всего населения Европы. Арабская культура была представлена многими учеными. Прежде всего следует отметить легендарного врача Ибн Сина (Авицену) (ок. 980-1037), писавшего в главе «О вещах, которые возникают от причины, принадлежащей к общим причинам» о влиянии на организм окружающего воздуха, о временах года и явлениях природы. Ибн Сина занимался также проблемами происхождения животного мира, формирования рельефа земной поверхности. На рубеже VIII - IX вв. возникла Киевская Русь. С принятием христианства в 988 г. оживились отношения русичей с греками, а затем и с другими европейскими странами. До крещения Руси просветители Кирилл (ок. 827 - 869) и Мефодий (ок. 815 - 855), братья из Солуни создали славянскую азбуку, перевели с греческого священные писания. В XII в. была составлена самая древняя летопись «Повесть временных лет». В этой летописи упоминаются не только исторические события, но и примечательные явления природы. В век просвещения наблюдение и эксперимент начали играть важную роль в естественных науках. Совокупность знаний из области естественных наук (в объяснении природы) получила название натурфилософии - философии природы. К натурфилософам относятся: Рене Декарт (1596-1650), Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Бюффон (1707-1788), Иммануил Кант (1724-1804). Век просвещения в России (XVIII) неразрывно связан с именем М. В.Ломоносова (1711 -1765). В своих сочинениях и исследованиях «О слоях земных», где он сформулировал задачи геологии и другие задачи, Ломоносов поддерживал позиции трансформизма, распространяя идею развития не только земной коры, но и всего мира. Таким образом, М. В.Ломоносов был первым русским натурфилософом-трансформистом, прокладывавшим путь эволюционной идее. Успехи просвещения и подъем творческой мысли явились предпосылкой для обновления древней науки географии, а в ее рамках, в эпоху естествознания, для возникновения новой науки - экологии. Научные основы естествознания, а также экологии формировались в русле натурфилософии, но с некоторым противоречием: с одной стороны, утверждалась материальность и познаваемость законов окружающей среды, с другой - явно или скрыто признавался первоначальный акт творения мира Богом. Вместе с тем стало очевидным, что философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии (А.И.Герцен (1812-1870) «Письма об изучении природы»). В эпоху естествознания окружающий мир во всем своем разнообразии как живая природа приковывал к себе внимание многих представителей науки, естествоиспытателей и биологов, которые внесли огромный неоценимый вклад в основы естествознания и познания окружающей среды: Жан Батист Ламарк, Вольфганг Гёте, Александр Гумбольдт и Чарльз Дарвин. Среди российских исследователей особенно выделялся географ и геолог, почетный член Петербургской академии наук Петр Александрович Чихачев (1808-1890), который изложил проблемы взаимодействия человека и природы. Возглавляя геологическую экспедицию по Восточному Алтаю и смежным районам Сибири, он видел, как гибнет лесная растительность. П.А.Чихачев описал, к каким средствам прибегали охотники для обнаружения и выслеживания зверя, уничтожая при этом чудные леса. На примере месторождений Змеиногорска Чихачев показал, какой ущерб наносят природе полиметаллические и серебряные рудники. Он писал: «Место обработки заваливается дровами, которые зажигаются и долго нагревают породу, после чего она обливается холодной водой и растрескивается. Это считается более дешевым способом, чем применение пороха, хотя леса от Змеиногорска уже отступили на 125 км. Вокруг выработанных рудников исчезает и человеческое жилье». Для России большое значение имели научные труды А. Гумбольдта (1769 - 1859), немецкого естествоиспытателя, иностранного почетного члена Петербургской академии наук (1818), географа и путешественника. Александр Гумбольдт получил приглашение императора Николая I приехать в Россию «в виду большой пользы, которая может от того последовать для науки и государства». Кроме Урала и Сибири А. Гумбольдт исследовал природу различных стран Европы, Центральной и Южной Америки. Он являлся одним из основателей географии растений и учения о жизненных формах. А.Гумбольдт обосновал идею вертикальной \^ зональности, заложил основы общего землеведения и климато-^ логии, подготовил главный труд «Космос», где изложены основы \^ его натурфилософского мировоззрения на природу, например, ^7 показана история мышления о единстве явлений и взаимодей-N^ ствии сил во Вселенной. Следует отметить, что труд «Космос» NN был произведением, пробудившим в широких слоях населения различных стран интерес и стремление к познанию законов природы. Произведения А. Гумбольдта оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании. Сторонником Гумбольдта, питавшим страсть к дальним странствиям и к природе родных мест, был профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858), который был не только ученым, но и популяризатором естественнонаучных знаний и эволюционных идей в России, предшественником Чарльза Дарвина. В классическом труде «Общая зоология» Рулье утверждал, что природа вечна; все ее явления взаимосвязаны и составляют единое целое. Любое живое зависит от наружных условий, т.е. от воздуха, воды, почвы, климата, растений и, наконец, от человека. Жан Батист Ламарк (1744-1829) был одним из самых крупных представителей французской науки первой трети XIX в. В 1802 г. Ламарк напечатал свой труд «Гидрогеология». В нем рассматривались природные процессы, ведущие к изменениям на поверхности земного шара. (Сейчас можно, конечно, добавить, не только естественных сил, но и антропогенных воздействий.) Ламарк в своем труде отмечал значимость живых организмов в природных процессах, подчеркивал принципиальное различие органического и неорганического мира. Ламарк впервые ввел в обиход термин «биология». Он вплотную подошел к понятию «биосфера». В 1809 г. вышло в свет классическое произведение «Философия зоологии», которое принесло Ламарку много страданий при жизни, особенно от общепризнанного авторитета в науке французского зоолога Ж.Кювье (1769-1832), и было признано только после его смерти. В чем же состоят эволюционные взгляды Ламарка? Он доказал, что индивиды одного из видов, меняя место жительства, образ жизни или привычки и подвергаясь влиянию, изменяют состав, пропорции и даже организацию, т.е. индивиды, относившиеся по происхождению к одному виду, в конце концов оказываются превращенными в новый вид, отличный от первоначального, под влиянием факторов окружающей среды. Никто до Ламарка не развивал учения о происхождении одних видов из других и об эволюции в мире животных и растений. Его взгляды были эволюционными и экологическими. Другим великим гуманистом был Вольфганг Гёте (1749-1832) из Германии. Зоология и ботаника, анатомия и физиология, геология и палеонтология, физика и минералогия - все эти науки в равной степени интересовали Гёте. Он создал науку, назвав ее «морфологией» или «наукой об образовании и преобразовании органических тел». Увлечения Гёте многообразны, но любовь к миру живой природы была для Гёте могучим стимулом в его поэтических, философских и научных изысканиях. Экологическими понятиями можно назвать его высказывания о росте и развитии растений, о видоизменении листьев под влиянием света, тепла и влаги. Гёте жил и работал в эпоху расцвета философии И. Канта, Ф. Шеллинга (1754-1854), Ф. Гегеля (1770-1831). Однако натурфилософское мировоззрение Гёте было глубоко самобытным. Ему была присуща глубокая вера в могущество естествознания, способного проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882), как и Александр Гумбольдт, был предтечей современной географии и экологии. По Дарвину, каждый организм имеет постоянные связи не только с условиями мест обитания, но и со всеми окружающими его существами. На него как бы ложится отпечаток всей окружающей среды. Из этой двоякой зависимости организмов вытекают два вида приспособления: к абиотическим условиям (характеру почвы, климату и другим факторам) и биотическим (сосуществованию с другими организмами). Учение имело глубокий эволюционный смысл, указывая на возможность происхождения организмов и растений от простейших форм. Такой подход к исследованиям Дарвина дал повод немецкому ученому Э.Геккелю (1834-1919) заявить о целесообразности выделения новой науки - экологии - науки о взаимоотношениях живых организмов и образуемых ими сообществ друг с другом и с окружающей средой. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу XX в., когда в 1901 г. датский ботаник Й. Варминг (1841 -1924) впервые использовал этот термин в современном смысле в издании «Онкологическая география растений». Среди биологов и географов России в предреволюционные годы можно назвать таких выдающихся деятелей науки, как И. П. Павлов (1849-1936), К.А.Тимирязев (1843-1920), А.Н.Северцов (1866-1936), В.Л. Комаров (1869-1945), Н. М.Книпович (1862-1939), В.Н.Сукачев (1880-1967), Л.С.Берг (1876-1950), Г.Ф.Морозов (1867-1920), Г.Н.Высоцкий (1865-1940) и др. В их числе и естествоиспытатель В.И.Вернадский (1863 - 1945), которому принадлежит особая роль в развитии учения о биосфере - оболочке Земли. По его утверждению, биосфера - планетарное явление космического характера. Вся биосфера пронизана взаимодействием не только земных, но также космических тел и явлений. И главную роль среди них играют живые организмы, «живые вещества» планеты. «Биосфера, - отмечал Вернадский, - может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в земную энергию; лучи солнца обусловливают главные черты механизма биосферы». Таким образом, определяя биосферу, Вернадский вводит понятие «живое вещество» - это совокупность всех живых организмов. В область распространения живого вещества входят нижняя часть воздушной оболочки (атмосфера), вся водная оболочка (гидросфера) и верхняя часть твердой оболочки (литосфера). Понимание идей В.И.Вернадского пришло только в 1960-е гг. Оно как бы крепло по мере осознания человечеством угрозы экологического кризиса. Поэтому решение глобальных экологических проблем невозможно без знания законов, управляющих живыми организмами в биосфере. В своих трудах В.И. Вернадский выделял главенствующую роль человеческого фактора в развитии и сохранении биосферы, что подтверждается (в последние десятилетия) возникновением ряда экологических проблем глобального масштаба. Как напоминание звучат слова основоположника учения о биосфере: «Биосфера - это среда нашей жизни, это та "природа", которая нас окружает, о которой мы говорим в разговорном языке. Человек прежде всего своим дыханием и проявлением своих функций неразрывно связан с этой "природой", хотя бы он жил в городе или в уединенном домике». Огромный вклад в совершенствование и развитие экологической проблемы в последнее десятилетие XX в. внес химик-органик академик РАН Валентин Афанасьевич Коптюг (1931 - 1997). Он был и вице-президентом Академии наук СССР с 1979 г. (затем Российской академии наук с 1991 г.), с 1980 г. председателем Сибирского отделения Академии наук. И после своей смерти оставил огромное наследие, в том числе труды по вопросам экологии. Основное внимание В. А. Коптюг сосредоточивал на сохранении уникального природного озера Байкал, участвовал в экспертизе ряда проектов, в том числе проекта строительства Катунской ГЭС на Алтае. Вспомним русского мыслителя конца XX в. - Л.М.Леонова (1899-1994), какое он имеет отношение к защите природы и окружающей среде. Леонов, известный классик русской литературы, говорил о катастрофе, угрожающей человечеству. О той катастрофе, чье приближение его давно тревожило, и его предчувствием продиктован последний роман-наваждение «Пирамида». Глубина социальной и нравственно-философской проблематики подвела Леонова к тому, что «наша нынешняя ситуация в России и других странах, вызванная претензиями бессмысленной национальной гордыни, и разгоревшейся на шестой части суши, которая буквально всегда была единой страной, - должна стать поучительной для еще благоденствующих пока отдельных народов... мнимо блистательная, но в действительности бесконечно хрупкая сегодня духовно-материальная цивилизация чересчур напоминает Валтасаров пир»1. И зловещие непонятные слова, которые предсказали в свое время гибель: «мене, текел, упарсил! уже пламенеют»; это роковое предупреждение нашему обжитому сообществу, предостережение от надвигающейся катастрофы. Л.Леонов назвал эти признаки. Научный прогноз обещает, что в 2200 г., если демографический процесс будет продолжаться так, как он идет сейчас, население на планете Земля составит 260 млрд человек, «что может быть опаснее, нежели взаимная озлобленность и взрывчатая вражда между ними». Добавим еще и неуправляемость и несоблюдение экологических законов охраны окружающей среды. Экологической проблемой в России занимаются не только ученые и специалисты соответствующих организаций (например, Научно-исследовательский центр «Экоград», Научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН, Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха РФ и др.), но также профсоюзы и региональные (городские) власти.

Введение 3

§ 1. Сущность экологических проблем в Древнем мире 6

§ 2. Экологические проблемы в Древнем Египте 14

§ 3. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Риме. Важнейшие экологические проблемы 21

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Введение

Проблема отношения между человеком и природой на протяжении веков вызывала столкновения противоположных точек зрения, одна из которых связана с представлением о господстве естественной среды над человеком, другая же - с идеей превосходства человека над природой. Для нас здесь представляет интерес выяснить, задумывались ли уже древние о своем отношении к природе и переживали ли они его конфликтным образом (и до какой степени). С древности к проблеме отношения между человеком и природной средой подходили совершенно иначе по сравнению с принципиальной нашей сегодняшней постановкой вопроса: внимание уделялось только воздействию природных условий на человека, а также устанавливалась прямая зависимость между природной средой, климатом, ресурсами - с одной стороны, и особенностями внешнего облика и поведения у разных народов - с другой. Напротив, совсем не обращали внимания на неизбежное взаимодействие и взаимообусловленность населения и его собственной экосистемы, не являлось предметом исследований и прямое антропогенное воздействие человека древнего мира на природу.

В соответствии с вышесказанным проблема взаимоотношений человека и природы в древнем мире представляется нам в достаточной степени интересной. Интерес к проблеме исследования во многом объясняется еще и тем, что в современной отечественной исторической науке экологическим проблемам, возникавшим в древнем мире, посвящено незначительное количество исследований.

Так, в последнее время данную проблематику активно разрабатывают такие отечественные исследователи как Д.Б.Прусаков, Ю.Я.Перепелкин, В.В.Клименко, Е.Н.Черных и некоторые другие. В работах указанных историков исследуются некоторые аспекты интересующей нас проблемы. В работах Е.Н. Черных ставится проблема связи антропогенных экологических катастроф и древнего горнометаллургического производства. Исследователь указывает на несомненную общемировую значимость подобных катастроф, раскрывает динамику и степень влияния человека на природу древнего мира. В работах В.В.Клименко и Д.Б. Прусакова исследуется динамика климатических условий в Древне Египте, раскрывается взаимосвязь социальных и климатических потрясений.

Намного большее развитие получила интересующая нас проблема в зарубежной исторической науке. За рубежом экологические проблемы в древнем мире получили освещение в трудах Б.Белл, Р.Салларес, П.Фидели, А.Гардинера, В.Зейта, Д.О’Коннора, К.Батзера, Р.Фэйбриджа, С.Николсона, Дж.Уайта, Дж.Фленли и многих других.

Источники по проблеме исследования многочисленны и разнообразны. Среди их числа следует отметить литературные памятники того времени. Однако здесь мы ограничены невосполнимыми потерями многих древних текстов. Тем не менее, значительная часть дошедших до нас письменных источников представляет интерес для исследования такой перспективной проблемы, как представления древнего человека о природе и его отношение к ней.

Огромное количество археологических находок являет собой бесценный материал для исторического анализа.

В связи с вышесказанным, насущной задачей историков является объединение всех типов исторических источников (литературных, документальных, археологических, естественнонаучных) для написания исчерпывающей истории экологии древнего мира.

Таким образом, тему нашего исследования мы определили следующим образом: «Экологические проблемы в Древнем мире».

Целью данной работы является характеристика сущности взаимоотношений человека и природы в Древнем Мире и экологических проблем возникающих в результате взаимодействия человека и природы.

Объектом нашего исследования являются природно-климатические условия Древнего Мира.

Предмет исследования – экологические проблемы данного периода.

Для достижения поставленной цели мы ставили и решали следующие задачи:

Охарактеризовать сущность экологических проблем возникавших в Древнем Мире;

Охарактеризовать основные экологические проблемы возникавшие в Древнем Египте;

Выявить характер взаимоотношений человека и природы в Древнем Риме.

Охарактеризовать важнейшие экологические проблемы Древнего Рима.

Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами исторического исследования: изучение и анализ всей доступной исторической литературы, посвященной данной проблеме, анализ археологических данных, изучение исторических источников и др.

Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

§ 1. Сущность экологических проблем в Древнем мире.

Понятие «экология» - сравнительно недавнее. Оно было введено в оборот Э. Геккелем, учеником Ч. Дарвина, в 1866 г. Однако, если принять к сведению греческую этимологию термина, происходящего от oikos - "домохозяйство", то можно прийти к заключению о существовании в античную эпоху родственных этому термину понятий. Многие сюжеты, попадающие в поле зрения современной экологии, служили предметом рефлексии и для античного человека. Древние люди, как и мы, чутко реагировали на сложность и многообразие природных явлений (20, с. 19).

Изменения климата - одна из глобальных проблем современной экологии. В системе античных воззрений на природу климату отводилась не меньшая роль, часто он мыслился доминантой образа жизни целых народов и причиной различий этнического поведения. Эмпедокл сформулировал теорию четырех первоэлементов. Она легла в основу учения Анаксагора и Алкмеона о противоположностях, в свою очередь повлиявшего на возникновение представлений о четырех первичных жидкостях (кровь, флегма, желтая и черная желчь). Зачатки этих представлений мы найдем у Гиппократа. Свое законченное выражение они получили в сочинениях Галена (20, с. 39).

Углубление наших знаний о климате прошлого рано или поздно позволит решить некоторые спорные вопросы древней истории. В связи с этим, необходимо сказать несколько слов о гипотезе "трех катастрофических засух". Существует мнение, что около 1200г. до н.э. на Восточное Средиземноморье обрушилась сильнейшая засуха, которая продолжалась несколько лет. Данное предположение служит аргументом, с помощью которого пытаются объяснить причины почти синхронного упадка и исчезновения в конце эпохи поздней бронзы старых политических центров Восточного Средиземноморья и Передней Азии (микенская Греция, держава хеттов, египетское Новое царство и т.д.). Сторонники данной гипотезы обычно связывают с засухой начало Великой греческой колонизации. Наконец, некоторые исследователи считают, что во второй половине IV в. до н.э. Аттика испытала еще одну сильнейшую засуху, длившуюся на протяжении нескольких десятилетий.

Малейшее изменение климата вело к тому, что худшие сельскохозяйственные территории становились совершенно непригодными для земледелия, а эксплуатация лучших земель существенно возрастала.

Изменение климатических условий не единственная экологическая проблема Древнего Мира. Так, сo второй половины III тыс. до н.э. в ряде мест Средиземноморья происходило сокращение лесных массивов. Одновременно менялся состав лесов: на смену листопадным деревьям приходила вечнозеленая растительность. Теперь уже очевидно, что отступление лесов было результатом главным образом глобальной перемены климата, хотя не следует при этом сбрасывать со счета деятельность человека. Этот процесс продолжался в последующие тысячелетия, и его дальнейшие этапы нуждаются в более детальном объяснении (8, с. 4).

Нeкoтopыe районы Южной Греции лишились лесных покровов еще в эпоху ранней бронзы, когда здесь установился неблагоприятный для круглогодичной вегетации засушливый в летние сезоны климат. Что касается северной части Греции, то в тех ее областях, которые находятся за пределами зоны типично средиземноморского климата, леса сохранялись до второй половины 1 тыс. до н.э. и даже позже. Иными словами, процесс исчезновения здесь лесов продолжался в классическую эпоху, о чем упоминают античные авторы. Так, в одном отрывке Платона говорится об исчезновении лесов в Аттике. Древние греки постоянно нуждались в большом количестве леса, который шел на строительство зданий и плавку металлов, например серебра в Аттике или меди на Кипре. В V-IV вв. до н.э. афиняне были вынуждены вывозить из отдаленных регионов корабельный лес для строительства своего флота. Не случайно их северная колония Амфиполь имела для них стратегическое значение. Потребность в лесе и классическую эпоху была столь велика, что, по оценке некоторых современных историков, именно в эту эпоху хищническое истребление лесов привело к нынешним голым пейзажам во многих местах Средиземноморья, без сомнения, древний человек в ответе за исчезновение леса в отдельных областях Средиземноморья, например в горах Ливана, снабжавших кедром Египет и другие государства на протяжении нескольких тысячелетий, или на Крите, некогда славившемся своими кипарисовыми деревьями (10, с. 72).

В последнее время, впрочем, появились исследования, авторы которых пересматривают тезис о губительном воздействии человека на средиземноморские леса. О. Рэкхэм, наиболее известный представитель данного направления, считает, что в ряде мест Средиземноморья, таких, как Аттика, где мощные известняковые пласты не задерживают влагу, леса изначально были обречены на вымирание. По мнению исследователя, описания пейзажей у древнегреческих авторов соответствовали современной им действительности. Правда, под "лесом" древнегреческих текстов мы должны понимать кустарники и прочую мелкую растительность, поскольку авторы этих текстов никогда не видели настоящего леса с деревьями-великанами наподобие северных лесов. Сложность "лесной проблемы" возрастает, если принять во внимание то обстоятельство, что многие средиземноморские леса вторичны, поскольку появились на месте прежних пустошей. Типичный пример - алеппская сосна. Это дерево сегодня в Греции встречается повсюду, тогда как в эпохи неолита и бронзы оно было редким на Балканах. Сосна распространилась здесь в более позднее время главным образом по той причине, что ее семена хорошо всходят на местах пустошей и пожарищ (8, с. 5).

Историю экологических проблем Древнего Мира нельзя замыкать лишь рамками долгосрочных процессов. Зачастую эпизодические события имеют далекие экологические последствия. К числу таких событий относятся извержения вулканов. До сих пор вызывает споры вопрос о том, как повлияло на мировой климат извержение вулкана на острове Фера в XVII в. до н.э. Вероятно, последствия этой катастрофы были значительными и по своим масштабам не меньшими, чем последствия недавнего извержения вулкана Пинатубо на Филиппинах. Сицилийский вулкан Этна известен сегодня как источник колоссального количества углекислого и сернистого газов, выбросы которых в атмосферу влияют на современный климат.

Не исключено, что извержение этого вулкана в 44 - 42 гг. до н.э. существенно повлияло на климат Средиземноморья в римскую эпоху. Не меньшие экологические последствия могут иметь различные катаклизмы биосферы. Здесь уместно вспомнить наблюдавшиеся в древности вспышки эпидемий заразных болезней: "моровой язвы" в Афинах в 430 г. до н.э., "чумы" (скорее, это была оспа), обрушившейся на Римскую империю при Антонинах, или настоящей чумы, поразившей Константинополь в VI в. Истоки этих заразных эпидемий следует искать в эпохе бронзы и раннего железа, когда плотность населения в отдельных местах достигала уровня, достаточного для быстрого распространения таких болезней, как оспа, тиф, грипп и корь. Особое место в этом ряду занимала малярия - источник высокой смертности населения Средиземноморья в античности и более поздние эпохи. Отдельные исследователи заходят слишком далеко, приписывая малярии причины исчезновения этрусской цивилизации или упадка эллинистической Греции. В то же время никто до сих пор не может сказать с уверенностью, когда эта болезнь появилась в Средиземноморье: в доисторический период, в V-1V вв. до н.э. или в эпоху эллинизма (8, с. 8).

Еще одна экологическая проблема Древнего Мира – перенаселенность очагов той или иной цивилизации. Среди последствий давления "избыточной человеческой массы" на природу следует помимо сокращения лесов отметить первые в истории случаи загрязнения окружающей среды. Исследования гренландских ледников и озерных отложений в Швеции показали резкое повышение содержания в них свинца начиная примерно с VI в. до н.э. Возрастание содержания свинца в атмосфере было следствием горного дела и металлургии в греко-римскую эпоху. Спор о характере античной экономики все продолжается, несмотря на суровый приговор М. Финли, утверждавшего, что древние греки и римляне не имели представления об экономике как таковой и что организация их экономической деятельности была примитивной, не выходящей за рамки кустарного производства. Однако масштабы этого производства были способны вызвать загрязнение атмосферы над Швецией и Гренландией. От историков мы знаем, что за счет Лаврионских серебряных рудников содержался афинский флот - залог морского могущества Афинской империи. Однако историки не упоминают один малоприятный факт - аврионские рудники, чьим побочным продуктом был свинец, являлись мощным источником загрязнения окружающей среды. Средиземное море сегодня - одно из самых грязных морей на нашей планете, оно срочно нуждается в очищении. Но было бы неверно полагать, что таким оно стало в наш век - еще в доиндустриальную эпоху грязный отпечаток человеческой деятельности наложился на Средиземноморье.

Уже со времени Древнего Египта происходило дальнейшее усиление воздействия человека на биосферу. В одних случаях это приводило к расширению популяционных ареалов различных видов животных, в других - к их сокращению. Прежде всего расширялся ареал домашних животных. В ходе греческой колонизации по всему Средиземноморью распространилась высокопродуктивная шерстистая порода овец. Не исключено, что греки первыми научились разводить тонкорунных овец. Начиная с поздней античности тягловая лонгхорнская порода коров, существовавшая в Европе еще с эпохи неолита, постепенно вытесняется молочной шортгорнской породой. Впрочем, это не привело к увеличению потребления молочных продуктов (за исключением сыра) в странах Средиземноморья, где коза продолжала оставаться основным молочным животным. В ходе длительного селекционного отбора грекам и римлянам удалось вывести более крупные породы домашних скота и птицы. В римскую эпоху они распространились в ряде провинций, например в Галлии и Подунавье. Наряду с повышением урожайности в земледелии за период античности возросла продуктивность животноводства.

В античное время в Южную Европу из Северной Африки попали дикобразы, хорьки, мангусты и цесарки. Проникновение в Европу из Египта домашней кошки также происходило в I тыс. до н.э. Благодаря римлянам население провинций узнало о кролике, родиной которого являлась Испания.

Древним грекам и римлянам были хорошо знакомы некоторые крупные животные, ныне практически исчезнувшие в бассейне Средиземноморья по причине враждебного к ним отношения со стороны античного человека. В древности в Северной Африке и Передней Азии водились львы. Находки львиных скелетов на неолитических стоянках Украины позволяют говорить, что эти животные сумели выжить и в послеледниковой Европе. Скелет льва, вероятно выступавшего в цирке, был найден в Ольвии. Недавно в Дельфах были обнаружены останки льва, датируемые серединой VI в. до н.э. О существовании в Греции в IV в. до н.э. ручных львов сообщает Исократ. К более ранним сведениям о львах в Греции относятся данные раскопок микенского дворца в Тиринфе, где археологи нашли кости льва, вероятно, не столь уж редкого зверя в Эгеиде в эпоху бронзы. Не случайно его облик запечатлен в таких памятниках искусства, как кинжал и стелы со сценами львиной охоты из шахтной гробницы IV в Микенах. Г. Милонас выдвинул предположение, что пара львов, оформляющая колонну, которая венчает микенские Львиные ворота, являлась гербом династии микенских правителей XIII в. до н.э., т.е., возможно, самого Агамемнона. Сенсационное открытие в Вергине гробницы Филиппа II Македонского с изображениями сцены охоты на львов подтверждает слова Геродота и Аристотеля, что в их время львы водились на севере Греции (12, с. 100).

Царь зверей стал самой заметной жертвой наступления древнего человека на природу. Разновидность льва, о которой было известно в древности жителям Эллады, сегодня в диком виде крайне редко встречается в Индии. Намного меньше возможностей имели они для знакомства с восточноафриканской породой льва, частого обитателя современных зоопарков. Карфагеняне и римляне, вероятно, знали североафриканского льва, бесследно исчезнувшего сегодня. Что касается еще одной истребленной человеком разновидности этого животного - южноафриканского льва, то едва ли о его существовании подозревали древние жители Средиземноморья.

Сегодня в Греции медведи водятся в одном-двух глухих местах на севере страны. В античное время они встречались гораздо чаще. Павсаний сообщает о медведях, живущих на горе Парнас в Аттике, на склонах Тайгетского хребта в Лаконии, а также в Аркадии и во Фракии. На медведей охотились с древнейших времен, в результате чего их численность в Средиземноморье резко сократилась.

Самое большое наземное животное тоже пострадало от человека еще в античную эпоху. Индийские слоны попали в Переднюю Азию в IV-III вв. до н.э. В то время в Северной Африке водилась местная, не столь крупная по сравнению с азиатской, порода слонов, ныне окончательно исчезнувшая. Североафриканских слонов ловили и пытались приручить, чтобы использовать на войне, правда, без особого успеха. Пик спроса на эти "танки" древности совпал с III в. до н.э., в связи с чем нельзя не вспомнить битву при Рафии в 217 г. до н.э. между Птолемеями и Селевкидами. Подобно львам североафриканские слоны были истреблены жителями Карфагена и подчинившими его римлянами. В начале нашей эры об этих животных уже никто не помнил. Страбон писал, что пастухи и земледельцы Нумидии должны быть благодарны римлянам, которые, истребив диких зверей, обезопасили труд на полях. Это замечание хорошо иллюстрирует отношение античных людей к диким животным. Если своей деятельностью древний человек способствовал росту популяций домашних животных и мелких вредителей, то крупные дикие животные неизбежно проигрывали от контактов с ним.

Другой не менее знаменитый пример - египетский папирус. Растение так широко использовалось в древнем мире, что это привело его на грань исчезновения в долине Нила еще в далеком прошлом. К началу распространения в Египте современных ирригационных систем, оказывающих губительное воздействие на папирус, он уже принадлежал к числу редких растений. Сегодня известно единственное место в Нильской долине Египта, где сохранилось несколько десятков экземпляров этого растения. К счастью, папирус все еще часто встречается в Центральной Африке. Таким образом, масштабы вмешательства древнего человека в природную среду были достаточно значительными, чтобы приводить к изменениям в ее биологическом универсуме. Нет нужды напоминать об актуальности данной проблемы для современной экологии.

Разрушая среду обитания, древние народы обрекали себя на вымирание. Один из наиболее убедительных примеров - остров Пасхи. Анализ цветочной пыльцы показал, что полинезийские колонисты уничтожили все деревья на этом острове, некогда изобиловавшем растительностью. В результате усилилась эрозия почв, повлекшая за собой деградацию земледелия и упадок культуры, оставившей загадочные мегалитические статуи. Затерянный в просторах Тихого океана остров оказался ловушкой для его обитателей, обреченных на вымирание в ставших непригодными для жизни экологических условиях. Нa континенте выходом из экологического кризиса становилась миграция - идет ли речь о неоднократных всплесках греческой колонизации или о переселениях народов Евразии.

§ 2. Экологические проблемы в Древнем Египте.

Анализ истории Древнего Египта позволил некоторым отечественным исследователям выдвинуть рабочую гипотезу, согласно которой его историческая эволюция характеризовалась тремя социально-экологическими кризисами - крупнейшими переломными эпохами в жизни общества. Наиболее сильным был второй кризис. Он охватил 1-й Переходный период и Среднее царство (ХХIII - XVIII вв. до н.э.). Сейчас уже не вызывает сомнений, что его важнейшими естественными условиями стали значительное снижение уровня разливов Нила и сильная засуха, по-видимому затронувшая на исходе III тыс. до н.э. не только Египет, но и ряд других стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Иными словами, огромную роль в истории древнего Египта на указанном этапе сыграли изменения климата. Однако до сих пор сохраняется изрядная неопределенность относительно характера, хронологии и причин интересующих нас климатических колебаний.

О засухе и низких разливах Нила как непосредственных естественных причинах краха VI династии и Старого царства в целом подробно писала Б. Белл, опиравшаяся на имевшиеся в ее распоряжении палеоклиматические данные с привлечением (в переводе) большого корпуса письменных источников 1-го Переходного периода и Среднего царства. При этом исследователь вовсе не отрицал значение социально-политических факторов крушения староегипетского централизованного государства, настаивая лишь на том, что в истории могут иметь место экологически обусловленные хозяйственные кризисы, которые не в силах преодолеть ни одна общественная система. Выводы Б. Белл легли в основу впоследствии довольно широко утвердившегося представления, что гибель Старого царства была прямо связана с резким ухудшением природных условий в Северо-Восточной Африке (8, с. 6).

Социоестественный анализ наводит на мысль, что ухудшение экологической обстановки на берегах Нила на исходе Старого царства не просто повлекло за собой усложнение условий жизни людей, способствовавшее ослаблению государства при VI династии и его последующему распаду, но в известной мере предопределило всю дальнейшую качественную технологическую, административно-хозяйственную и социально-политическую реорганизацию в древнем Египте на эпохальном историческом переходе к Новому царству.

Среди значимых общественных предпосылок Второго социально-экологического кризиса, вероятно, следует выделить демографический рост и усиление номовых администраций в ущерб столичной знати, должно быть ставшее причиной конфронтации сторон. Постепенное ухудшение экологических условий, несомненно, обостряло политическую ситуацию в Египте, способствуя необратимости центробежного процесса упадка Старого царства. В свою очередь, крах централизованного государства и наступление периода социальной смуты и междоусобных войн вызвали разрушение или раздел единой ирригационной системы! - основы земледельческого производства в стране. Тексты 1-го Переходного периода практически на всем его протяжении информируют о хлебных недородах, приводивших к голоду порой настолько жестокому, что он даже толкал население отдельных регионов Египта к каннибализму.

Нужно отметить, что причиной засухи конца III тыс. до н.э. прежде считалось увеличение солнечной активности в соответствии с ее 1800-1900-летним циклом, однако новейшие исследования опровергли его существование. Тем не менее благодаря этим же исследованиям оказалось возможным дать иное естественнонаучное объяснение повышенной засушливости климата долины Нила в течение 1-го Переходного периода и на начальном этапе Среднего царства. Дело в том, что конец III тысячелетия до н.э. характеризовался пиком сильного глобального похолодания, начавшегося, по-видимому, не позднее XXIV в. до н.э.

Результаты исследований подтверждают, что в XIX веке до н.э. произошло не просто значительное, а беспрецедентное за все историческое время возрастание стока Нила до величины в 160 млн. куб. м./год, что почти вдвое превышает уровень XXII в. до н.э. Такое увеличение стока могло быть обеспечено лишь за счет еще более значительного возрастания количества осадков (8, с. 9).

Вслед за непродолжительным климатическим оптимумом второй половины XIX в. до н.э. пришла новая волна похолодания, причем чрезвычайно быстрого. Чтобы представить себе масштаб этого похолодания, отметим, что он точно соответствует величине и скорости современного потепления, которое, безусловно, относится к числу наиболее значительных в мировой истории и вызывает серьезное беспокойство мировой общественности в связи с наблюдаемыми и потенциальными экологическими последствиями.

Причина похолодания в эпоху Среднего царства, на наш взгляд, заключается в неблагоприятном совпадении снижавшейся солнечной активности с низким содержанием углекислого газа в атмосфере и одним из самых мощных за последние 5000 лет эксплозивных извержений вулканов в начале XVII в. до н.э. По оценкам исследователей, в результате этого колоссального вулканического взрыва среднеглобальная температура должна была понизиться более чем на 0,5°С в течение двух-трех лет после извержения.

Это должно было привести к одной или нескольким катастрофическим засухам и неурожаям, таким, которые не наблюдались в Египте в течение по крайней мере предшествовавших 400 лет. Подтверждением тому могут послужить результаты изучения состава донных отложений Меридова озера в Фаюмской депрессии, где в слоях, датируемых примерно 1920 - 1560 гг. до н.э., резко увеличивается содержание песка, что указывает на активизацию песчаных дюн и эолового переноса, сопутствующих засушливым периодам. Таким образом, быстрое похолодание, достигшее своего минимума уже в начале XVII в. до н.э., несомненно, должно было самым серьезным образом уменьшить величину речного стока и внести значительные трудности в эксплуатацию новых оросительных сооружений, созданных в эпоху избыточного увлажнения. Вряд ли можно считать случайным соответствие этого похолодания появлению свидетельств о деградации египетской ирригационной системы и возвращении голодных времен после заката XII династии, окончательному краху Среднего царства и завоеванию Нижнего Египта азиатскими племенами гиксосов.

Египетские источники 1-го Переходного периода (XXII-XXI вв. до н.э.) сообщают о чрезвычайной мелководности Нила: местами реку, средняя ширина которой в долинном Египте до постройки высотной Асуанской плотины составляла ок. 1,22 км, якобы переходили вброд. В пользу такого рода древних свидетельств говорит информация о происходившем тогда же резком, составившем в итоге несколько десятков метров, опускании зеркала Меридова озера в Фаюмском оазисе, питавшегося нильской водой. Похоже, падение уровня Нила во время междуцарствия достигло катастрофической степени, что нашло отражение в документах той эпохи.

Уменьшение высоты разливов Нила было одной из наиболее опасных экологических катастроф в древнем Египте, т.к. влекло за собой сокращение площади самых плодородных заливных земель, что уже во второй половине Старого царства, до разобщения и упадка ирригационной сети, должно было обернуться падением урожаев зерновых. Кроме того, обмеление Нила, скорее всего, сопровождалось снижением уровня грунтовых вод в аллювиальной долине реки, чреватым бедствием для тех садово-огородных хозяйств простонародья, которые использовали воду колодцев. Положение усугубляло то, что примерно в XXIV в. до н.э. началось наступление песков на пойму Нила с запада, обусловленное образованием пустынь и усилением эоловой активности. Наиболее опасным было вторжение песчаных дюн в Средний Египет, где оно поглотило заметную часть поймы и, возможно, привело к ухудшению качества аллювиальных почв.

Анализ содержания источников второй половины Старого царства с учетом экологических данных наводит на мысль, что в Египте в этот период углублялся хозяйственный кризис. Показательны, например, отмечавшиеся египтологами массовое обнищание населения страны, развитие долгового рабства, широкое распространение телесных наказаний, в том числе крупных чиновников, управлявших производством в поместьях вельмож. В целом можно заключить, что при VI династии уже сложились предпосылки Второго социально-экологического кризиса древнеегипетской цивилизации.

Второй социально-экологический кризис ознаменовался коренной административной и технологической реорганизацией земледельческого хозяйства в древнем Египте. Неспециализированные "рабочие отряды", преобладавшие на полях в староегипетскую эпоху, к началу Среднего царства были вытеснены профессиональными землепашцами, обязанными выполнять индивидуальную трудовую норму, осваивая стандартные наделы. Прообраз этих наделов можно увидеть уже в источниках VI династии, причем есть основания полагать, что такие участки возникали не повсеместно, а в заливной пойме Нила по мере отступления границы половодий во второй половине III тыс. до н.э. Таким образом, уменьшение разливов, по-видимому, явилось одной из непосредственных предпосылок реформирования староегипетской системы землепользования и налогообложения, сокращение площади самых продуктивных, естественно орошаемых земель, должно быть, поставило общество в лице сановной верхушки перед необходимостью повышения качества их обработки и более строгого фискального учета, что повлекло за собой государственное стандартное нормирование в первую очередь зернового производства, характерное также и для Нового царства. "Индивидуализация" труда земледельцев, очевидно, находилась в тесной связи с зарождением традиции проведения регулярных смотров рабочей силы с целью ее распределения по социально-профессиональным разрядам и ликвидацией крупных вельможеских хозяйств, завершившейся в среднеегипетскую эпоху (12, с. 101).

Прямым следствием падения разливов Нила мы считаем появление в 1-й Переходный период больших каналов, которые предназначались для обводнения так называемых "высоких полей", лежавших за пределами заливной поймы. По-видимому, с помощью таких искусственных русел областные правители стремились скомпенсировать потери естественно орошаемых земель - практика, утвердившаяся затем в Египте на тысячелетия. Подобно тому как в эпоху Первого социально-экологического кризиса на основе локальных бассейновых систем была создана единая ирригационная сеть, по сути ознаменовавшая собой революцию в развитии оросительного хозяйства в долине Нила, в условиях Второго кризиса произошел очередной качественный переворот в ирригационном строительстве.

Каналы для подачи воды на "высокие поля" стали надежным средством преодоления отдельными регионами продовольственного и социального кризиса и роста их экономического, военного могущества, причем естественно предположить, что номы, находившиеся выше по течению реки, имели преимущества при заборе воды из обмелевшего Нила, в то время как хозяйство низовых областей, напротив, в результате ирригационной деятельности южан несло дополнительный ущерб. Не исключено, что все это служило лишним поводом для междоусобиц и в какой-то мере предопределило победу Фив в войнах против Гераклеополя в 1-й Переходный период и гегемонию в эпоху Среднего царства правителей - выходцев из Верхнего Египта.

После образования среднеегипетского государства ирригационные инновации достигли грандиозного размаха. При XII династии в Фаюмском оазисе был сооружен крупный гидроузел, позволивший искусственно регулировать водный баланс созданного здесь же обширного земледельческого района: в Меридовом озере накапливалась нильская вода, которая поступала в него из рукава Бахр-Юсуф и затем через особую систему каналов по необходимости подавалась на обрабатываемые поля, Это выдающееся гидротехническое достижение вполне согласуется с реалиями Второго социально-экологического кризиса, вероятно будучи непосредственно обусловлено ими: засуха и низкие разливы Нила, по-видимому, подтолкнули население Египта к осознанию необходимости радикальных действий, которые бы резко снизили его зависимость от состояния, и в первую очередь от катастрофических изменений внешней среды. В таком случае, явившись порождением социально-экологического кризиса, новая организация ирригационного хозяйства, значительно повысившая эффективность земледелия в целом, одновременно стала для древнеегипетской цивилизации важным условием выхода из него. Сооружение Фаюмского комплекса прервало череду хозяйственных кризисов, сотрясавших Египет с конца Старого царства, и создало основу для относительной социально-политической стабилизации среднеегипетского государства (8, с. 14).

Обретение египтянами навыков создания по всей стране отводных каналов, позволявших по мере надобности искусственно расширять площадь орошаемых Нилом угодий, и сооружение Фаюмского гидроузла мы расцениваем как эпохальный переворот в развитии земледельческих технологий в нильской долине. Бассейновая оросительная система, доставшаяся Старому царству в наследство от раннединастической эпохи, была элементарным образом приспособлена к прежнему режиму реки. Менее засушливый климат и высокие разливы делали вмещающий ландшафт в докризисную эпоху сравнительно комфортным для людей, что избавляло их от надобности его существенно видоизменять. С началом же Второго социально-экологического кризиса население Египта в целях самосохранения было вынуждено приступить к активному преобразованию своего жизненного пространства. При этом кажется достаточно правдоподобным допущение, что возникшая необходимость адаптации к качественно новым условиям существования, вплоть до осмысленного вмешательства в естественный - "богодарованный" облик окружающего мира, должна была способствовать перевороту в мировоззрении и, как следствие, в идеологии древних египтян.

Слово "экология" чаще всего используют не в строгом значении, а в более узком, обозначая им взаимосвязи человека с окружающей средой, те изменения которые происходят благодаря антропогенному давлению в биосфере, равно как и проблемы людей, имеющие своим источником силы природы. Люди часто склонны идеализировать "светлое прошлое", и наоборот, испытывать апокалепсические настроения по отношению к "туманному будущему".

К счастью или нет, но показывает нам, что " что ни век, то век железный", и если мы говорим об экологии, то экологические бедствия в региональных, по крайней мере, масштабах, имели место еще до Рождества Христова. С древнейших времен человек только и делал, что менял, преобразовывал природу вокруг себя, и с древнейших времен плоды его деятельности возвращались к нему бумерангом. Обычно антропогенные изменения в природе накладывались на собственно природные ритмы, усиливая неблагоприятные тенденции и препятствуя развитию благоприятных. Из-за этого часто трудно разграничить, где негативные влияния цивилизации, а где собственно природные явления. Даже сегодня не прекращаются споры, например, по поводу того, являются озоновые дыры и глобальное потепление следствием естественных процессов или нет, но негативность человеческой деятельности не подвергаются сомнению, спор может идти только о степени влияния.

Возможно (хотя этот факт не доказан абсолютно достоверно) человек внес большой вклад в возникновение самой большой на планете пустыни Сахара. Фрески и наскальные рисунки, находимые там и датируемые 6-4 тысячелетием до нашей эры показывают нам богатый животный мир Африки. На фресках изображены буйволы, антилопы, бегемоты. Как показывают исследования опустынивание саванны на территории современной Сахары началось около 500 000 лет назад, но обвальный характер процесс принял с 3 т. до н. э. Характер жизни кочевых племен Юга Сахары, образ жизни, которых не слишком сильно изменился с тех самых пор. А также данные о хозяйстве древних жителей Севера континента, позволяют предположить, что подсечно-огневое земледелие, вырубка деревьев, способствовали осушению рек на территории будущей Сахары. А неумеренный выпас скота привел к выбиванию копытами плодородных почв, итогом этого явилось резкое усиление эрозии почвы и опустынивание земель.

Те же процессы уничтожили несколько крупных оазисов в Сахаре и полосу плодородных земель к северу от пустыни после прихода туда арабов кочевников. Наступление Сахары на юг в наши дни также связанно с хозяйственной деятельностью коренных народов. "Козлы съели Грецию" - эта поговорка известна с античных времен. Козловодство уничтожило древесную растительность в Греции, копыта коз вытоптали почву. Процесс эррозии почв в Средизимноморье в античное время был в 10 раз выше в окультуренных областях. Вблизи античных городов существовали огромные свалки. В частности около Рима один из холмов свалки был высотой в 35 метров, а диаметром в 850 метров. Грызуны и нищие кормившиеся там разносили болезни. Сливы отбросов на улицы городов, сбросы сточных городских вод в водоемы, откуда потом брали воду те же жители. В том же Риме проживало около 1 миллиона человек, можно представить, сколько они производили мусора.

Сведение лесов по берегам рек превратило некогда судоходные водные потоки в обмелевшие и пересыхающие. Нерациональная мелиорация приводила к засолению почв, применение плуга переворачивало пласты почв (он активно применялся с начала нашей эры), вырубка леса приводила к массовой деградации почв, и по мнению многих исследователей привело к упадку античного сельского хозяйства, экономики в целом и крушению всей древней культуры.

Подобные явления были и на Востоке. Один из крупнейших и древнейших городов Харрапской цивилизации (II - III тысячелетия до нашей эры) Монхефно-Даро несколько раз, более 5, затапливался водой, и каждый раз более, чем на 100 лет. Как полагают, наводнения вызывались заиливанием водных протоков из-за неумелой мелиорации. Если в Индии несовершенство ирригационных систем приводило к наводнением, то в Месопотамии к засолению почв.

Создание мощных ирригационных систем приводило к возникновению обширных солончаков вследствие нарушения водно-солевого баланса. Наконец, из-за экологических катастроф, вызванных деятельностью человека, несколько высокоразвитых культур просто погибли. Такая судьба постигла, например, цивилизацию майя в Центральной Америки и культуру острова Пасхи. Индейцы майя построившие множество каменных городов, пользовавшиеся иероглификой, знавшие математику и астрономию лучше своих европейских современников (первое тысячелетие нашей эры), подвергли почву такой эксплуатации, что истощившаяся земля вокруг городов уже не могла прокормить население. Существует гипотеза, что это вызвало миграцию населения с места на место, и привело к деградации культуры.

На острове Пасха (Рапануи) в Тихом океане загадочно возникла и умерла одна из интереснейших культур древнего мира. Богатый растительным и животным миром остров смог стать домом высокоразвитой культуры. Жители Пасхи умели писать, совершали многодневные плавания. Но в какой-то момент (вероятно около 1000 г.н.э.) на острове началось массовое производство огромных каменных истуканов, возможно олицетворявших племенных вождей. В ходе строительства статуй и доставки их на место стоянки (готовых всего около 80 статуй,весом до 85 тонн) леса острова были сведены на нет. Отсутствие древесины препятствовало строительству фигур и производству орудий труда. Резко сократились связи острова Рапануи с другими островами Тихого океана, население обнищало, общество деградировало.

И последнее, Экоцид - слово, вошедшее в наш оборот сравнительно недавно, но примеры экоцида мы можем найти еще в древности. Так, воины Чингизхана, вторгшиеся в Туркестан и Переднюю Азию разрушили там ирригационные сооружения, что в частности вызвало засоление и опустынивание земель в районе древнего Харезма, даже Амударья из-за этого повернула на запад, что вызвало упадок среднеазиатского оазиса цивилизации. Но гораздо чаще экологические проблемы возникают из-за экономической деятельности людей.

Список литературы

Юрий Дорохов. Экологические катастрофы древности.

Сегодня на Земле существует примерно 15 млн человеческих поселений. Все они находятся в сложном взаимодействии с природой. Сила и направленность такого взаимодействия в различные исторические эпохи менялась в зависимости от развития тех или иных форм расселения, темпов роста городов, их технической оснащенности и многих других факторов. Остановимся подробнее на наиболее важных для урбоэкологии вопросах развития городов и городских систем.

Города эпохи древнего мира и средневековья

Первые поселения возникли на Земле вероятно 10-12 тыс. Лет назад, когда земледелие постепенно стало превращаться в один из важнейших занятий человека. Эти поселения насчитывали 100-150 человек и были достаточно удалены друг от друга. Примерно в радиусе 3-4 км природный ландшафт испытывал сильного изменения - естественный покров постепенно превращался в агроценозы (поля обрабатываются, огороды и др.). Площадь обрабатываемых участков была невелика; ближайшее окружение поселка представляло собой мозаику из преобразованных и тех, которые не подверглись обработке, участков ландшафта, имеет высокий экологический потенциал. В радиусе 10-15 км ландшафт был еще почти нетронутый человеком, который использовала его как охотничьи угодья и естественную кладовую. В общем человек неолита вследствие своей малочисленности и невысокого давления на природу хорошо вписывалась в биотический круговорот.

Города возникали в VI-V тыс. До н.э. как результат все более сильного территориального разделения труда, вытеснение с земледелия и торговли ремесленничества. Расцвет рабовладельческого строя стал одновременно и временем расцвета городов древнего мира. Так, например, Вавилон (Ассирия), Мемфис (Египет) насчитывали по 80 тыс. Жителей, Афины в период правления Перикла - 300 тыс., Карфаген - 600 тыс., А Рим эпохи Августа Октавиана - 1 млн жителей. Древние города за небольшим исключением отличались скученностью населения, низким благоустройством, большой плотностью застройки, превышала уровни плотности населения в современных городах.

Города были тесно связаны с сельским хозяйством, в них проживало много крестьян. Давление на природу вокруг города рос. Ландшафты превращались из мозаичных в монокультурные; эрозия почв стала обычным явлением. Древние города как средоточие культурной, социальной, торговой и других сфер жизни становились также экологическими вредителями окружающей местности. Они потребляли водные, пищевые и другие ресурсы со значительной территории, не отдавая ничего взамен.

Уровень транспортного обслуживания и санитарного благоустройства в городах древнего мира был чрезвычайно низким. Например, ширина улиц в Риме не превышала 4 м, в Вавилоне - 3 м. По Юлия Цезаря был одобрен специальный закон, лимитировал время для передвижения различных видов экипажей по улицам города. Из-за скученности сооружений (плохие условия для изменения застойных воздушных потоков над сырыми низинами) нередкими были вспышки эпидемий. Первая эпидемия чумы в VI тыс. До н. е. в Восточной Римской империи, охватила многие страны мира и унесла 100 млн человеческих жизней, примерно 1/3 всего населения Земли.

Уже в те древние времена во многих философов и ученых возникают сомнения относительно целесообразности общественного и функционального устройства современных им городов.

Еще в древнем эпосе о Гильгамеше в описании М. В рука (ПИ тыс. До н.э.) приводится соотношение застроенных и незастроенных площадей в городских стенах. Позже многие греческие мыслители - Платон, Аристотель, Гиппократ, Витрувий и другие выступали с трактатами, в которых рассматривались вопросы оптимального размера поселений, общественной оценки гигиены, планирования городов и другие проблемы строительного искусства и архитектуры.

Концепцию греческого градостроительства можно представить по описаниям Платона (V-IV тыс. До н.э.), который считал, что в идеальном случае город должен быть распланирована таким образом, чтобы каждый его участок имел кратчайший выход за город, а все жители должны дома как в городе, так и вне его. Гиппократом (V в. Н.э.) были обоснованы принципы выбора места строительства города с учетом господствующих ветров и их влияния на микроклимат и здоровье горожан.

Византийское градостроительное законодательство, принятое в виде «Закона градского" в составе "Мерила праведного" конца X в. и вожди книг ("Кормчих книг") XII в., определяло пространственную структуру города с учетом его взаимосвязей с окружающей местностью.

В средние века, вместе с феодализмом, пришедший на смену рабовладельческому строю, зародился новый тип города - город-крепость, окруженная мощными оборонительными сооружениями. Средневековые города уступали по размерам поселением древнего мира и редко насчитывали более нескольких десятков тысяч человек. Численность наиболее крупных из них - Лондона и Парижа, достигала в XIV в. 100 и 30 тыс. Жителей соответственно.

Вместе с тем, гигиенические проблемы у них были не менее острыми, и главной угрозой для жителей оставались эпидемии. Вторая пандемия чумы, вспыхнувшей в XIV в., Унесла примерно треть населения Европы.

Процесс формирования городов можно разделить на три стадии.

I стадия продолжалась до XVI-XVII вв. Использовались в основном местные источники питания и воды, энергия ветряных и водяных мельниц, лошадей и других домашних животных, в производстве преобладал ручной труд. Отходы, которые поступали в окружающую среду, были в основном продуктами жизнедеятельности людей и домашних животных. Экологические проблемы древних городов были связаны с загрязнением этими отходами источников водоснабжения и, как следствие, периодическими вспышками инфекционных заболеваний.

II стадия совпала с развитием сухопутного и водного транспорта, дорог, открытием возможностей использования тепловой энергии для транспортных и производственных целей.

И II стадия (началась в XIX в.) Связывается с промышленной революцией, ознаменовалась резким повышением воздействия на природную среду.

К 1400 году. Первой урбанизированной страной в современном понимании была Великобритания.

Эпоха Возрождения ознаменовалась значительным развитием градостроительных идей, появлением прежде всего градостроительных утопий "идеальных городов" И. Кампанеллы, Т. Мора, Филарета и других авторов. Предложенный схематизм этих городов, их подчеркнутая геометричность - своеобразный протест против хаотично неупорядоченных городов средневековья.

Ускоренный темп урбанизации на современном этапе связан с дальнейшим расширением энергетических потребностей общества, появлением и развитием новых типов транспорта, увеличением системы коммунальных услуг, высоким уровнем комфорта жизни, интеллектуального общения.


Экологическая проблема - это изменение природной среды в результате деятельности человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Это проблема антропогенного характера. Иначе говоря, она возникает вследствие негативного воздействия человека на природу.

Экологические проблемы могут быть локальными (затрагивается определенная местность), региональными (конкретный регион) и глобальными (воздействие оказывается на всю биосферу планеты).

Можете ли Вы привести пример локальной экологической проблемы Вашего региона?

Региональные проблемы охватывают территории больших регионов, и их влияние сказывается на значительной части населения . Например, загрязнение Волги - это региональная проблема всего Поволжья.

Осушение болот Полесья вызвало негативные изменения в Беларуси и на Украине. Изменение уровня вод Аральского моря - проблема всего Среднеазиатского региона.

К глобальным экологическим проблемам относятся проблемы, которые создают угрозу всему человечеству.

Какие из глобальных экологических проблем, с Вашей точки зрения, вызывают наибольшее беспокойство? Почему?

Давайте кратко рассмотрим, как менялись экологические проблемы на протяжении истории развития человечества.

Вообще-то, в некотором смысле, вся история развития человечества - это история усиливающегося воздействия на биосферу. Фактически человечество в своем поступательном развитии шло от одного экологического кризиса к другому. Но кризисы в древности носили локальных характер, а экологические изменения были, как правило, обратимыми, или не грозящими людям тотальной гибелью.

Первобытный человек, занимавшийся собирательством и охотой, невольно повсеместно нарушал экологическое равновесие в биосфере, стихийно наносил вред природе. Считается, что первый антропогенный кризис (10-50 тыс. лет назад) был связан с развитием охоты и перепромыслом диких животных, когда с лица земли исчезли мамонт, пещерные лев и медведь, на которых были направлены охотничьи усилия кроманьонцев. Особенно много вреда принесло использование первобытными людьми огня - они выжигали леса. Это вело к снижению уровня рек и грунтовых вод. Перевыпас скота на пастбищах, возможно, имел экологическим результатом возникновение пустыни Сахары.

Далее, около 2 тыс. лет назад, последовал кризис, связанный с использованием поливного земледелия. Он привел к развитию большого количества глинистых и солончаковых пустынь. Но учтем, что в те времена население Земли было немногочисленным, и, как правило, люди имели возможность переселяться в другие места, которые были более пригодными для жизни (что невозможно сделать сейчас).

В эпоху Великих географических открытий воздействие на биосферу возросло. Это связано с освоением новых земель, которое сопровождалось истреблением многих видов животных (вспомним, например, судьбу американских бизонов) и преобразованием огромных территорий в поля и пастбища. Однако глобальные масштабы воздействие человека на биосферу приобрело уже после промышленной революции XVII-XVIII вв. В это время существенно увеличился масштаб деятельности человека, в результате чего стали преобразовываться протекающие в биосфере геохимические процессы (1). Параллельно с ходом научно-технического прогресса резко увеличилась численность людей (с 500 млн. в 1650 г., условного начала промышленной революции - до нынешних 7 млрд.), и, соответственно, увеличилась потребность в продовольствии и промышленных товарах, во все большем количестве топлива, металла, машин. Это привело к стремительному росту нагрузки на экологические системы, и уровень этой нагрузки в середине XX в. - начале XXI в. достиг критического значения.

Как Вы понимаете в этом контексте противоречивость результатов технического прогресса для людей?

Человечество вступило в эпохуглобального экологического кризиса. Его основные слагаемые:

  • исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты
  • парниковый эффект,
  • истощение озонового слоя,
  • деградация почв,
  • радиационная опасность,
  • трансграничный перенос загрязнений и др.

Движение человечества к экологической катастрофе общепланетарного характера подтверждается многочисленными фактами, Люди непрерывно накапливают число не утилизируемых природой соединений, развивают опасные технологии, хранят и перевозят множество ядохимикатов и взрывчатых веществ, загрязняют атмосферу, гидросферу и почвы. К тому же постоянно наращивается энергетический потенциал, стимулируется парниковый эффект и т. д.

Налицо угроза потери стабильности биосферы (нарушение извечного хода событий) и ее перехода в новое состояние, исключающее саму возможность существования человека. Часто говорят, что одной из причин экологического кризиса, в состоянии которого находится наша планета, является кризис сознания людей. Что Вы об этом думаете?

Но пока еще человечество в состоянии решать экологические проблемы!

Какие условия необходимы для этого?

  • Единство доброй воли всех жителей планеты в проблеме выживания.
  • Установление мира на Земле, прекращение войн.
  • Прекращение разрушительного действия современного производства на биосферу (потребление ресурсов, загрязнение среды, уничтожение природных экосистем и биоразнообразия).
  • Разработка глобальных моделей восстановления природы и научно обоснованного природопользования.

Некоторые пункты, перечисленные выше, кажутся невыполнимыми, или нет? Как Вы полагаете?

Бесспорно, осознание человеком опасности экологических проблем связано с серьезными трудностями. Одна из них вызвана неочевидностью для современного человека его природной основы, психологическим отчуждением от природы. Отсюда пренебрежительное отношение к соблюдению экологически целесообразной деятельности, а, говоря проще, отсутствие элементарной культуры отношения к природе в различных масштабах.

Для решения экологических проблем необходимо развитие у всех людей нового мышления, преодоления стереотипов технократического мышления, представлений о неисчерпаемости природных ресурсов и непонимания нашей абсолютной зависимости от природы. Безусловным условием дальнейшего существования человечества является соблюдение экологического императива как основы экологически безопасного поведения во всех сферах. Необходимо преодоление отчуждения от природы, осознание и реализация личной ответственности за то, как мы относимся к природе (за сбережение земли, воды, энергии, за охрану природы). Видео 5.

Есть такая фраза «мысли глобально - действуй локально». Как Вы это понимаете?

Существует немало удачных публикаций, передач, посвященных экологическим проблемам и возможностям их решения. В последнее десятилетие снимается довольно много экологически ориентированных фильмов, стали проводиться регулярные фестивали экологического кино. Одним из наиболее выдающихся фильмов является эколого-просветительский фильм HOME (Дом. История путешествия), который был впервые представлен 5 июня 2009 года во Всемирный день охраны окружающей среды выдающимся фотографом Янном Артюс-Бертраном и знаменитым режиссером и продюсером Люком Бессонном. Этот фильм рассказывает об истории жизни планеты Земля, красоте природы, экологических проблемах, вызванных разрушительным воздействием человеческой деятельности на окружающую среду, грозящим гибелью нашему общему дому.

Надо сказать, что премьера HOME стала беспрецедентным событием в кино: впервые фильм демонстрировался одновременно в крупнейших городах десятков стран, в том числе в Москве, Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке, в формате открытого показа, причем бесплатно. Телезрители увидели полуторачасовой фильм на больших экранах, установленных на открытых площадках, в кинозалах, по 60 телеканалам (не считая кабельных сетей), в интернете. HOME был показан в 53 странах. При этом в некоторых странах, например в Китае и Саудовской Аравии, режиссеру было отказано в проведении воздушной съемки. В Индии половина отснятых материалов была попросту конфискована, а в Аргентине Артюс-Бертрану и его помощникам пришлось провести неделю в тюрьме. Во многих странах фильм о красоте Земли и ее экологических проблемах, демонстрация которого, по словам режиссера «граничит с политическим призывом», был запрещен к показу.

Ян Артю?с-Бертра?н (фр. Yann Arthus-Bertrand, родился 13 марта 1946 года в Париже) - французский фотограф, фотожурналист, кавалер ордена Почётного легиона и обладатель множества других наград

Рассказом о фильме Я. Артюс-Бертрана мы заканчиваем беседу об экологических проблемах. Посмотрите этот фильм. Он лучше слов поможет Вам задуматься над тем, что ожидает в недалеком будущем Землю и человечество; понять, что все в мире взаимосвязано, что наша задача сейчас - общая и каждого из нас - попытаться, насколько возможно, восстановить нарушенный нами экологический баланс планеты, без которого невозможно существование жизни на Земле.

В Видео 6 приве ден отрывок из фильма Home. Весь фильм можно посмотреть - http://www.cinemaplayer.ru/29761-_dom_istoriya_puteshestviya___Home.html .