Антиинфляционная политика: формы и методы. Формы и методы антиинфляционной политики - Финансы, денежное обращение и кредит (Мягкова Т.Л.) Формы и методы антиинфляционной

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежные реформы. Они проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодевизный, или золотодолларовый, стандарт.
После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.
Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты. Так, в Германии в результате послевоенной гиперинфляции и значительного обесценения рейхсмарки введенная в обращение в 1924 г. марка обменивалась в соотношении 1:1 трлн. старых рейхсмарок. Прежняя марка была аннулирована.
Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после первой мировой войны во время денежной реформы 1925-1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем МВФ регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы. Например, ФРГ провела в рамках Бреттон-Вудской валютной системы три ревальвации (в 1961, 1969 и 1971 гг.). Неоднократные ревальвации проводит ФРГ и в рамках Европейской валютной системы, где сохранился режим фиксированных курсов валют.
Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны - официального валютного курса к доллару США. Так, золотое содержание доллара США было снижено в декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. - на 10%. После введения плавающих валютных курсов 1973 г. девальвация проводится лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами - в Европейской валютной змее, на базе которой была создана Европейская валютная система.
Деноминация - метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен. Так, в Бразилии, где темпы ежегодного обесценения достигли 933,6%, в 1988 г. был принят «Летний план», по которому введена денежная единица «нокрузадо», эквивалентная 1000 прежних крузадо. В России также проводится деноминация рубля в 1998 г. (в 1000 раз).
Особенности денежных реформ в условиях «шоковой терапии». Методы «шоковой терапии» использовались во многих странах после второй мировой войны, причем они сопровождались таким антиинфляционным средством, как конфискационная денежная реформа. С конца 1944 г. до середины 1952 г. в Европе были проведены 24 реформы такого типа.
По методам проведения все денежные реформы делятся на три типа:
обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег (например, в ноябре 1944 г. в Греции обмен производился в соотношении 1 новая драхма на 1 млрд старых);
временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей; подобные реформы проводились во Франции (июнь 1945 г. и январь 1948 г.), в Бельгии (октябрь 1944 г.), Австрии (июль и ноябрь 1945 г.) и других странах;
сочетание первого и второго методов денежных реформ; этот метод был использован в Западной Германии в июне 1948 г. при переходе от военно-государственной к рыночной экономике и получил название «шоковой терапии».
Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной практике и в прошлом, и в настоящем при переходе от государственной к рыночной экономике. Несмотря на существенные отличия отдельных ее вариантов, все они включают три основные идеи.
Первая идея - рыночные отношения являются единственным средством избавления от всех недостатков и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость как можно более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все трудности и социально-экономические издержки.
Вторая, центральная, идея - широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики.
Третья идея - переход от государственной к рыночной экономике - неизбежно связана с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы.
Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы независимых производителей. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого становления срабатывает стимулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующее дефициты. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увеличение безработицы, проведение денежной реформы и др. Все это заметно поднимает социально-экономические издержки «шоковой терапии».
Приведем несколько конкретных примеров «шоковой терапии».
В Западной Германии денежная реформа (июнь 1948 г.) носила жестко конфискационный характер. Наличные деньги и вклады населения были обменены в соотношении 6,5 новых немецких марок на 100 старых рейхсмарок. Часть вкладов сначала была заморожена, а затем примерно 70% их аннулировано, но каждый житель получил единовременное пособие в 60 немецких марок. В результате реформы был ликвидирован государственный долг и все активы государственного сектора, межбанковские требования в рейхсмарках. Таким образом, денежная реформа устранила основные причины дисбаланса в стране, в результате был снят контроль над ценами и заработной платой, а быстро развившееся предпринимательство насытило рынок, что остановило инфляцию.
«Шоковая терапия» была успешно проведена в Японии в 1949-1950 гг. по инициативе американского посла в Японии, в связи с чем и получила название «линия Доджа». Переход на свободное ценообразование сочетался с такими жесткими антиинфляционными мерами, как ликвидация дефицита государственного бюджета, прекращение субсидий убыточным предприятиям, ужесточение условий кредитования, замораживание части вкладов и др. Важную роль в формировании рыночных структур сыграло проведение земельной реформы и разукрупнение монополистических гигантов.
В странах Восточной Европы «шоковая терапия» использовалась, например, в Югославии и Польше. В Югославии с 1952 г. был взят курс на развитие «самоуправляющейся экономики», или экономики «рыночного социализма». К концу 80-х годов в стране обострился кризис этой системы, которая была ориентирована на максимизацию заработной платы и прибыли на одного работника. Подобная направленность значительно ослабила инвестиции, в результате чего страну поразили экономический кризис, безработица, а также раздувание заработной платы коллективами, что привело к усилению инфляционных тенденций: в стране развернулась гиперинфляция, которая в 1989 г. достигла четырехзначных цифр.
Правительство А. Марковича разработало и провело реформу по излечению экономики с помощью «шоковой терапии», направленной на обуздание гиперинфляции и расширение конкурентоспособных сил. "Первоначальные результаты были положительными: гиперинфляция прекратилась, национальная валюта стабилизировалась, а динар стал первой в Восточной Европе конвертируемой валютой. Однако с размораживанием заработной платы инфляция опять усилилась, возросла безработица, заметно снизился жизненный уровень населения. Но самый страшный удар реформе нанес распад государственности.
Наиболее ярким примером «широкой терапии» служит экономическая политика, проводимая в Польше с конца 1989 г., которая была основана на допуске свободного ценообразования при временном замораживании заработной платы. В итоге за короткий период к началу 1990 г. Польша избавилась от товарного дефицита, но после восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции. Таким образом, стабилизация обошлась дорого - жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10%.
В советской истории в прошлом тоже был применен свой вариант «шоковой терапии» - при переходе от командно-директивной экономики периода «военного коммунизма» к экономике в условиях проведения новой экономической политики (нэпа). Нэп, особенно на фоне послевоенной разрухи, привел к быстрому оздоровлению жизни страны, к насыщению потребительских рынков. Однако он был связан с крайне жесткими экономическими мерами, потребовавшими серьезных жертв со стороны беднейших слоев городского населения. Речь идет в первую очередь о денежной реформе 1922-1924 гг., целями которой были ликвидация дефицита государственного бюджета, прекращение инфляции и введение новой денежной единицы - червонца. К 1924 г. хозяйственные государственные расходы были резко сокращены, ограничен кредит. Дефицит госбюджета был сведен к минимуму, что позволило остановить печатный станок. Червонец стал полноценной денежной единицей на внутреннем рынке: розничные цены с 1 октября 1923 г. по 1 августа 1925 г. снизились на 20%. Однако решающим направлением реформы по сокращению государственных расходов было прекращение финансирования государственных предприятий, в результате чего в ряде отраслей закрылось до 1/3 предприятий. Это была настоящая «шоковая терапия», хотя данный термин тогда не употреблялся.
Применяемые сейчас методы «шоковой терапии» в России не могут не быть безболезненными по ряду причин.
Во-первых, с конца 20-х гг. в экономике нашей страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных рыночных структур.
Во-вторых, в итоге длительного исторического развития в бывшем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспропорциональность в экономике: с одной стороны, наблюдался бурный рост тяжелой промышленности, производящей средства производства, а с другой - крайне замедленный рост, а то и просто стагнация отраслей, производящих предметы потребления. К таким отраслям относятся в первую очередь измотанное экспериментами сельское хозяйство, пищевая, легкая и другие отрасли промышленности. Даже по данным нашей статистики, доля отраслей группы А во, всем промышленном производстве составляла в 1928 г. 39,5%, в 1940 г. - 61, в 1960 г. - 72,5%.
В-третьих, около половины национального дохода бывшего СССР шло на накопление, в то время как в ведущих развитых странах - 15-25%. Если взять за основу ВНП, то минимум половина входящей в него конечной продукции направлялась на производственные капиталовложения и вооружение (в ведущих странах Запада - максимум 25-30%).
В-четвертых, доля фонда потребления ВНП бывшего СССР составляла не более 25-30% против 60-65% в развитых странах. Доля заработной платы в СССР также была беспрецедентно низка: она составляла 1/3 национального дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах.
Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила «подавленный» характер и проявлялась в товарном дефиците. И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары - гиперинфляции. Правда, в какой-то степени проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплеталась с инфляцией издержек, поскольку в некоторых отраслях, на кооперативных предприятиях и в других коммерческих структурах имел место неконтролируемый рост цен. Это переплетение носило опасный характер и угрожало тяжелыми социальными последствиями.
Следующие данные показывают развитие инфляционных процессов в России и результаты борьбы с ней в последние годы (см. табл. 5.5).
Таблица 5.5.
Основные показатели инфляция в России с 1991 по 1996 гг. Показатели 1991 1992 1993 1994 1995 1996 ВВП, млрд руб. 1 398,5 19006,0 171 510,0 610 993,0 1 658 933,0 2 019 512,0 Денежная масса, трлн руб. 1,0 7,2 33,2 97,8 220,8 278,8 Доля денежной массы в ВВП РФ, проц. 70,0 37,9 19,4 16,0 13,3 15,3 Размер денежной эмиссии, млрд руб. 173,5 1513 10 904,8 23 169,9 45 575,9 29 600,0 Среднемесячные темпы инфляции, проц. 7,0 26,0 21,0 13,7 9,0 1,95
Рассчитано по данным: Российского статистического ежегодника, 1995 г.; Бюллетеня банковской статистики, №30, 36, 42; России в цифрах, 1995 г.; Социально-экономического положения России в 1996 г., №3 (издание Госкомстата РФ).
В борьбе с инфляцией проводятся: резкое сокращение Централизованных капиталовложений в отрасли группы А, конверсия военных отраслей промышленности, уменьшение доли военных расходов в государственном бюджете, сокращение расходов государственного аппарата управления, а также меры Центрального банка России по денежно-кредитному регулированию.
Антиинфляционная политика. Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.
Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60-х - 70-х гг. проявляло сдержанность или даже отказывалось от нее.
Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в Скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся.
Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.
Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. Сначала данный метод применялся в конце 40-х - начале 50-х гг. при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е годы в связи с развертыванием галопирующей инфляции. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добились введения в стране полной системы индексации.
Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах. Так, в ФРГ он охватывает примерно половину розничного товарооборота, включая продовольствие.
Еще большее значение этот контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения. Перевод этих товаров на свободную рыночную основу, как правило, сопровождается бурными социальными потрясениями.
В конце 70-х - начале 80-х гг. в борьбе с галопирующей инфляцией в промышленно развитых странах кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были заменены консервативными вариантами с применением дефляционных мер: более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственных и социальных; сдерживания роста бумажно-денежной массы путем проведения политики таргетирования денежного обращения, т.е. жесткого сдерживания денежной массы в пределах установленных ориентиров.
Правда, в конкретных условиях происходило некоторое отступление от жесткого сдерживания, особенно при снижении социальных расходов. В качестве примера можно привести США, где не только не была достигнута сбалансированность федерального бюджета, но и произошел невиданный ранее рост дефицита (до 200 млрд долл.). Это явилось результатом уменьшения доходной части бюджета вследствие сокращения налогов и огромного роста военных расходов. Однако администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие дефицита федерального бюджета за счет денежного рынка (т.е. сбережений предприятий и населения), а также путем взвинчивания процентных ставок и привлечения иностранного капитала.
Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).
Вместе с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль «заработная плата - цены». Например, в США администрация Рейгана отказалась от государственной поддержки таких малононкурентных отраслей, как черная металлургия, автомобилестроение, текстильная, обувная промышленность, что вызвало волну слияния крупных компаний. В результате резко возросшая конкуренция способствовала уменьшению инфляции до «ползучих» форм, а также ослаблению инфляционной спирали.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Для антиинфляционного регулирования используют два типа экономической политики:

1. Сокращение бюджетного дефицита, ограничение денежной и кредитной эмиссии, регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Регулирование цен и доходов, увязывающее рост заработной платы с ростом цен. Этой цели служит и индексация доходов, и установление пределов повышения или замораживания заработной платы.

Адаптационная политика

Эта политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60 - 70-х годах ХХ в. в Англии и в других странах внедрялась политика "стоп-вперед", т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий "структурной инфляции" и "экономики предложения" в своей программе предусматривают регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Краткосрочные мероприятия, призванные обуздать всплеск инфляции должны опираться на возможность проявления быстрого эффекта от данного мероприятия. К такого рода мерам можно отнести проведение денежной реформы конфискационного типа. Жесткость данной меры очевидна. Введение в обращение новых денег взамен старых по принудительному курсу, прежде всего, бьет по интересам потребителей. Так было, например, в 1947 г. в нашей стране, когда денежные знаки старого образца обменивались на новые пропорции 1:10. Однако такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспропорции.

Другой подобного рода мерой может быть импортная интервенция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко гонит цены вверх, то данная мера на короткий срок может способствовать соответствию предложения товаров растущему спросу.

Долгосрочные антиинфляционные меры

Цель антиинфляционной политики - удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Острие антиинфляционных мер должно быть направлено на обеспечение равновесия на рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться действия только косвенных регуляторов. Попытки введения государственного контроля над ценами всегда приводят к отрицательным результатам. Поэтому минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил является важным и необходимым условием реализации эффективной антиинфляционной стратегии.

Практика борьбы с инфляцией в развитых странах показывает некоторые общие направления антиинфляционной стратегии.

Фундаментом эффективной антиинфляционной политики являются меры, обеспечивающие социальное согласие в обществе. Существование правительства, которому доверяет большинство граждан - хорошая основа для проведения антиинфляционных мероприятий.

Следует выделить стратегию гашения адаптивных инфляционных ожиданий.

Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидают в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет.

Помимо теории адаптивных инфляционных ожиданий существует концепция рациональных ожиданий. Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название "новая классическая экономика". Не отрицая необходимости участия государства в экономических процессах, сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной любую экономическую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие решений экономическими агентами.

Теория рациональных ожиданий имеет весьма важное значение для экономической политики. Она предполагает, что последствия ожидаемого события существенно отличаются от последствий события неожиданного. Если принять за основу теорию рациональных ожиданий, то изменение в рамках экспансионистской политики, полностью ожидаемое фирмами и семейными хозяйствами, немедленно вызовет сдвиг совокупного предложения вверх. Экспансионистская экономическая политика, если и окажет воздействие на реальный объем производства, то лишь весьма незначительное; вместо этого она подтолкнет цены вверх - и очень быстро.

Такой вариант развития событий является крайностью, противоположным полюсом которой является тезис "Общей теории" Кейнса о том, что самопроизвольно экономическая система никогда бы не вернулась к естественному уровню реального объема производства после сжатия спроса. Если теория рациональных ожиданий адекватно описывает происходящее в экономической системе процессы, то она приводит нас к классическому представлению об экономической системе, которая в своей основе является устойчивой при естественном уровне реального объема производства.

Другой важной линией антиинфляционной стратегии являются действия по жесткому ограничению денежной массы.

В инфляционной экономике денежная политика должна играть основную роль. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам в экономике. Поэтому эти меры должны использовать с большой осторожностью.

Третья линия антиинфляционной стратегии - сокращение бюджетного дефицита. Она может достигаться как за счет роста налогов, так и за счет сокращения государственных расходов. При этом наиболее перспективным является сокращение государственных расходов. Государство должно дать понять населению, что необходимо жить по средствам. Тем самым оно постепенно будет освобождаться от централизованного финансирования целого ряда видов хозяйственной деятельности. Уменьшение вмешательства государств в инвестиционный процесс создаст основу для более правильного и эффективного расходования бюджетных средств.

Антиинфляционная стратегия

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

  • - укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
  • - существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.

При этом правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население. Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы. Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Стоит заметить, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность к сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью. Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается резким подъемом процентных ставок.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства. Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития.

Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов.

Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета. Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Конечно, дефицит бюджета уменьшится. Одновременно последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой - станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий и уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный результат - увеличение дефицита, ускорение инфляции.

Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.

Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

Антиинфляционная тактика

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции, резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

Краткосрочные резервы роста предложения:

  • - государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.
  • - поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоку информации товарны примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.
  • - разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.
  • - действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов.

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса:

  • - повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь.
  • - повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции. - для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
  • - в качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа.
Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.
Антиинфляционная стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) при помощи жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции) регулированием сальдо платежного баланса и валютного курса.
Антиинфляционная тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер.
115 I
Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и т.п.)
Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте - на устранение неравновесия рынков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если та носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псев- доантиинфляционные меры (меры государственного воздействия - тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.
Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка, и соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке.
Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать производство приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.
I 116
Расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям, и практически нет государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незначительные ее темпы - это эффект поддержания сбалансированного и устойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения, поэтому стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики, но путем применения различных методов.
Кейнсианцы видят в умеренной инфляции обеспечение стабильного экономического роста. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного перегрева экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.
В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций.
Опыт западных стран 60-х гг. XX в. свидетельствует, что целесообразно осуществлять не разрозненные меры по стабилизации денежного обращения, а планы стабилизации, основанные на координации основных методов регулирования экономики и денежного обращения, в частности с учетом специфики каждого государства.
Например, в странах СНГ инфляция существует в переходный период, когда еще не работает механизм цивилизованной рыночной экономики. При этом спад производства, политическая нестабильность, реальное отсутствие государственных и экономических границ подхлестывают инфляционные процессы.
Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К самым общим мерам сдерживания инфляции можно отнести:
  • оздоровление экономики;
  • наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования, основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора;
  • нормализацию торговли, так как повышение цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;
  • активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп1 или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в стране по повышенным ценам;
  • конверсию военного производства;
  • развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.
Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по сдерживанию инфляции и превращению ее в регулируемую, так как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:
  1. дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платеже-
1 Вид финансовых сделок, в которых покупатель (продавец) валюты, ценных бумаг в момент покупки (продажи) берет на себя обязательство через какое-то время продать (купить) эту валюту, ценные бумаги.
I 118 спобного спроса. Однако дефляционная политика применима только в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого перегрева экономики. Дефляционные меры часто вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;
  1. политика доходов, применяемая при стагфляции и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Однако это не приемлют так называемые рыночники, являющиеся сторонниками нерегулируемого рынка и не согласные с тем, что в рыночной экономике действуют два регулятора: рынок и государство. Между тем второй вариант является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.
К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:
  • ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыли предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен, поскольку мировая практика свидетельствует, что стабилизационные программы всегда осуществляются за счет трудящихся;
  • оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых и финансовых компаний и т.п. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного, например, с развитием приоритетных отраслей;
  • гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками. В частности, опыт Швейцарии свидетельствует, что джентльменское соглашение может быть сильнее законодательных актов, но
119 I
для этого нужны нормальные отношения партнеров. Деятельность банков в условиях инфляции должна быть направлена на то, чтобы при стагфляции пресечь взаимные неплатежи предприятий, поскольку это ведет к дополнительной эмиссии и утрате контроля над денежной системой;
  • совершенствование денежного обращения на основе синтеза рыночного и государственного регулирования. Это достигается совершенствованием структуры денежной массы, внедрением безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использованием нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов (например, выпуск смешанных займов с участием иностранных банков и фирм);
  • использование внешних факторов стабилизации национальной денежной единицы, в частности стабилизации торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;
  • борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.
Исходная база разработки антиинфляционной программы включает оздоровление денежного обращения - использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Не случайно ведущие экономисты говорят, что цивилизованный свободный рынок имеет границы, определяемые законодательством.
В то же время различия во взглядах между научными школами по поводу стабилизации экономики остаются. Так, монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.
Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы. При этом ортодоксальные кейнсианцы полагают, что сокращение инфляции достижимо не путем контроля за денежным спросом и заработной платой, а за счет увеличения производственного импорта, что требует экспансионистской политики центральной власти, в особенности высокого бюджетного дефицита. Они считают, что увеличение правительственных расходов, а также социальных выплат ведет к росту прибылей
I 120 предприятий, что в свою очередь увеличивает инвестиции и ускоряет выход из спада.
В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующие положения (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Основные положения компромиссной программы монетаристов и кейнсианцев
Многие экономисты считают, что стабилизировать денежное обращение можно путем повышения оптовых и розничных цен, или так называемой либерализацией цен, а также посредством расширения объемов производства продукции и платных услуг.
Однако повышение оптовых цен ведет к возникновению у предприятий «лишних» денег (в безналичной форме), которые в дальнейшем начинают воздействовать на наличный денежный оборот. В свою очередь повышение розничных цен, так же как и рост объемов производства продукции, не ведет к устранению общего дефицита, если в государстве остаются «лишние» деньги. Характерно, что в развитой рыночной экономике денежное обращение регулируется путем использования учетной ставки центрального банка, операций на открытом рынке ценных бумаг, нормативов обязатель-
121 I
ных банковских резервов, установления стандартов банковской ликвидности.

Еще по теме Антиинфляционная политика: формы и методы:

  1. 11.3. Кредитно-денежная система\r\nи кредитно-денежная политика
  2. Антиинфляционная политика. Методы стабилизации денежного оборота
  3. Инфляция, ее социально-экономические последствия и антиинфляционная политика в условиях российской экономики.
  4. 13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.
  5. 10. Денежные реформы и антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Основными формами стабилизации денежного обращения, завися­щими от состояния инфляционных процессов, являются денежные ре­формы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы проводились в условиях металлического де­нежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а так­же после второй мировой войны, когда действовал золотодевизный или золотодолларовый стандарт.

По окончании войн и революций стабилизация денежного обра­щения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась с помощью:

Нуллификации;

Реставрации (ревальвации);

Девальвации;

Деноминации.

Нуллификация - объявление об аннулировании сильно обесценен­ной денежной единицы и введение новой валюты.

Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.

Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы.

Деноминация -- метод "зачеркивания нулей", т. е. укрупнение масштаба цен.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. ; В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной поли­тики: дефляционная политика (или регулирование спроса) и полити­ка доходов.

Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спро­са через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т. д. Осо­бенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над цена­ми и зарплатой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляци­онной политики применяется редко, поскольку, во-первых, замедле­ние роста цен вызывает дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживается лишь на определенное время, а с отменой ограни­чений снова ускоряется.

Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимос­ти от приоритетов. Если ставится цель сдержать экономический рост, то проводится дефляционная политика, если же предполагается сти­мулирование экономического роста, то предпочтение отдается по­литике доходов. Если ставится цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно используются оба метода антиинфляционной политики.

Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. Сначала данный метод применялся в конце 40-х - начале 50-х годов при инфляции, вызванной перехо­дом от военной экономики к нормальным рыночным условиям.

Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в замораживании цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный конт­роль сохранился во всех ведущих развитых странах.

Еще большее значение этот контроль имеет для развивающихся
стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские
товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспе­чивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизнинаселения.

Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулирова­нию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Тема. Экономическая сущность кредитной системы

Понятие кредитной системы.

2. Виды кредитных учреждений.

Понятие кредитной системы.

Неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы является

кредитная система. Кредитная система, так же как и финансовая система в отношении финансов, развивает и конкретизирует понятие кредита. Кредит представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспеченности, целевого характера и дифференцированного подхода.

Основой возникновения кредита является совокупность товарно-денежных отношений. Соответственно кредит может выступать в товарной и денежной форме. Кредит подразделяется на банковский, коммерческий, потребительский, лизинговый, ипотечный, международный и государственный. Отнесение государственного кредита к кредитным отношениям вызывает сомнение у многих финансистов, которые рассматривают государственный кредит как часть финансовой системы. С одной стороны, государственный кредит представляет собой классические кредитные отношения между кредитором и заемщиком на основе указанных принципов, когда одной из сторон выступает государство. С другой стороны, государство использует ссудный фонд для формирования и распределения централизованных фондов, выполняя свои функции, что является финансовыми отношениями. Таким образом, государственный кредит, стоящий на стыке финансовых и кредитных отношений, подтверждает связь между кредитом и финансами, которая также вытекает из сходства функции распределения, присущей этим двум экономическим категориям.

Государственные органы используют следующие методы монетарного регулирования.

«Учетное окно». Механизм учета представляет собой важный инструмент монетарного регулирования, при котором органы монетарного регулирования могут оказывать воздействие на количество резервных денег и обменный курс путем изменения суммы и условий предоставления своих кредитов. Так, повышение учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, тем самым увеличивая массу иностранной валюты и повышая курс национальной денежной единицы. Например, установленный администрацией США в начале 1980-х гг. более высокий уровень процентной ставки, чем в странах Западной Европы и Японии, сделал доллар более привлекательной валютой для инвесторов из других стран, благодаря чему в Соединенных Штатах были созданы дополнительные рабочие места и в конечном итоге предпосылки для увеличения темпов экономического роста. Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут действовать на обменный курс путем изменения величины обязательных резервов, которые коммерческие банки должны у них держать. Например, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество резервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повы­сится. Однако в последние годы была отмечена тенденция снижения норм обязательных резервов или их полной отмены. Это, связано с потерей конкурентоспособности банков. Из-за того, что центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы ссужали эти деньги.

Таргетирование денежной массы (monetary targeting). Среди стран,
которые регулированием денежных агрегатов пытались
оптимизировать уровень инфляции, - США, Канада, Великобритания.
На протяжении двадцати лет (с 1974 г.) этот режим применяли
Германия и Швейцария;

Таргетирование уровня инфляции (inflation targeting). Первым
государством, которое стало реализовывать эту политику, была Новая
Зеландия (1990), за ней последовали Канада (1991), Великобритания
(1992), Швеция и Финляндия (1993), Австралия и Испания (1994).
Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя
несколько элементов: 1) среднесрочную декларацию достижения
конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров
инфляции в долгосрочную концепцию развития государства; 3)
снижение роли промежуточных показателей, например роста
денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня
инфляции; 4) достижение прозрач­ности долгосрочной монетарной политики путем придания
гласности текущих задач и планов; 5) увеличение подотчет­ности центрального банка для достижения целевых уровней инфляции.

Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и дости-жения желаемого уровня международных резервов. Для повы­шения курса национальной валюты проводится продажа, а для снижения - покупка иностранной валюты. Имеются различные приемы проведения валютной интервенции.

Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем развитых зарубежных стран - стирание различий между отдельными видами банков, между банками и небанковскими кредитными организациями. Глобальная тенденция к универсализации деятельности крупных банков успешно сочетается с сохранением специализации целого ряда кредитных ин­ститутов на отдельных видах банковских операций.

Таким образом, кредитная система, представляющая собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения, включает в себя три уровня: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Функционирование кредитной системы тесно связано не только с финансовой системой (в сумме они образуют финансово-кредитную систему), но и с денежной и валютной системами. Взаимосвязь очевидна, так как деньги (валюта) являются объектом кредита, а денежные отношения - необходимым условием возникновения кредитных и финансовых отношений. Поскольку финансовые отношения, как, впрочем, и кредитные, являются частью денежных отношений, то соответственно финансово-кредитная система может быть отнесена к определенной части, денежной системы.

Во всех странах монетарная политика центрального банка дополняется банковским регулированием и надзором за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. Используя лицензирование банковской деятельности, установление обязательных нормативов, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, центральные банки стремятся поддерживать ста­бильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.

2. Виды кредитных учреждений

По признаку собственности центральные банки подразде­ляются на государственные, акционерные и смешанные. Го­сударственными центральными банками являются Немецкий федеральный банк, Банк Англии, Банк Франции. Ярким пред­ставителем акционерных центральных банков является Феде­ральная резервная система США. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор (Банк Японии).

На втором уровне кредитной системы государства находятся коммерческие банки. Наиболее крупные из них являются институтами универсального профиля, выполняющими обширный круг операций и предоставляющими клиентам полное финансовое обслуживание.

Основные функции коммерческих банков можно объединить в три группы:

* банки играют ключевую роль в коммерческом обороте товаров и услуг.
Они предоставляют участникам хозяйственной деятельности возможность
осуществлять расчеты по заключаемым контрактам и договорам,
используя инфраструктуру банковской системы и платежные инструменты;

* банки являются финансовыми посредниками, обеспечивающими в
экономике процесс «сбережение - инвестиции», т.е., с одной стороны,

они являются местом, где хранится основная масса временно свободных средств предприятий и населения, а с другой - служат источником средств для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования и граждан;

* коммерческие банки являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на постоянной, непрерывной основе. Без эффективной банковской системы возможности стабильного функционирования на­циональной экономики крайне ограничены. Ресурсы банка складываются из собственных средств банка, т.е. его капитала, и привлеченных, т.е. заемных, средств, представляющих собой обязательства банка перед другими кредит­ными организациями, предприятиями и гражданами, разместившими свои средства в банке в качестве остатков на корреспондентских, расчетных и текущих счетах, депозитов, вложений в долговые ценные бумаги банка. Операции, связанные с пополнением или расходованием капитала банка, т.е. по привлечению и возврату средств, принято называть пассивными. Это объясняется тем, что в балансе собственные средства и обязательства банка отражаются в пассиве (правой части баланса). Собственные вложения банка отражаются в активе баланса и соответственно называются активами, операции с активами - активными операциями.

Третий уровень кредитной системы представляют специализированные кредитно-финансовые учреждения. К специализированным кредитно-финансовым институтам (в Великобритании их еще называют околобанковскими институтами) относятся инвестиционные банки и компании, доверительные компании, ипотечные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финансированию продаж товаров в рассрочку, факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании и т.д. Исторически некоторые из перечисленных учреждений возникали там, где образовывались ниши в удовлетворении спроса на отдельные виды финансового обслуживания.

Инфляция проявляется в непрерывном обшем повышении цен, падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на счетах. Рост цен неумолимо сокращает мае- су товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.

При инфляции прежде всего снижается реальный доход получателей фиксированного номинального дохода, т.е. работников бюджетных организаций, пенсионеров. Она также снижает сбережения населения. Инфляция перераспределяет доходы между кредиторами и дебиторами, среди которых выигрывает должник.

Инфляция сказывается на жизненном уровне каждого человека, всех слоев населения и всех сфер рынка. Есть частная инфляция (на определенный вид товара) и общая инфляция, которая является для экономики опасной.

Главный показатель инфляции, когда доход человека растет медленнее, чем цены на товары.

В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей. Падает уровень жизни, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции не могут поспеть за динамикой цен.

Губительно действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения, что вызывает социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое несправедливо.

С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.

К методам проведения денежной реформы относятся следующие:

  • нулификация — объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;
  • девальвация — снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;
  • деноминация (метод зачеркивания нулей) — укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.

Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:

Дефляционная политика - это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.

Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Основными инструментами регулирования российской инфляции являлась кредитно-денежная политика, с помощью которой Правительство РФ в 90-е гг. пыталось воздействовать на денежную массу. Однако в результате таких мер произошли следующие последствия:

В стране в огромном объеме появились неплатежи (невыплаты заработной платы, задолженности перед поставщиками и со стороны клиентов, задолженность перед бюджетом и т.д.). Увеличение денежной массы в данных условиях могло привести к гиперинфляции.

Погашение государственных расходов при дефиците бюджета требует от Правительства РФ прибегать к заимствованиям на внутреннем рынке и увеличению налогового бремени на предприятия, у которых не хватает оборотных средств на хозяйственные нужды. Другой способ — это внешние заимствования, а соответственно внешний долг и проценты по нему.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения .

Классические методы борьбы с инфляцией

Чтобы успешно преодолеть , необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос , вследствие чего, учитывая , увеличится . Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту и , что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы : правительство должно повысить и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить . Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления , поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в и открыта для притока иностранных капиталов.

Вывод

Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Инфляция и антиинфляционная политика в России

Инфляционные явления сложились в отечественной экономике еше в период административно-командной системы — в 80-е годы XX столетия. Особенность этих процессов заключалась в преобладании неденежных факторов инфляции, включающих:

  • диспропорциональность структуры экономики — устойчивые темпы роста тяжелой промышленности, производящей средства производства при стагнации отраслей, производящих потребительские товары, и отрасли сферы услуг. Так, в 1989 г. на 1 руб. денежной массы, находящейся в обращении, приходилось 18 коп. потребительских товаров в сфере розничной торговли;
  • фондовое распределение средств производства между предприятиями-товаропроизводителями через систему органов государственного снабжения, искусственно создававших их дефицит;
  • плановая централизованная система ценообразования, основанная на занижении цен на природные ресурсы (политика «дешевых ресурсов»), что обусловило высокую степень материалоемкости продукции, производимой предприятиями;
  • низкий уровень внутренних цен на ресурсы, предопределивший ресурсную ориентированность экспорта, поскольку доходы от экспорта дешевых по себестоимости ресурсов значительно превышали доходы от экспорта готовой продукции;
  • чрезмерность производственных капитальных вложений в оборонную отрасль — до 50% ВВП;
  • формирование монополий крупного производства: высокая степень управляемости крупных производственных комплексов, а также требования рационального использования ограниченных ресурсов. Результатом стал высокий уровень монополизма в форме предметной специализации предприятий — около 94% продукции производилось на предприятиях, владеющих более 50% рынка;
  • усиление инфляционных процессов после экономической реформы 1987 г., обусловленное превышением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Инфляция первой половины 90-х годов формировалась, с одной стороны, в результате «инфляционного напряжения», сложившегося в период административно-командной системы экономики, а с другой — под воздействием факторов рыночной трансформации экономики.

Первичными (прямыми) факторами стали:

  • либерализация цен и хозяйственных связей;
  • включение российской экономики в мировое хозяйство;
  • переход к рыночному механизму формирования курса рубля и его внутренней конвертируемости;
  • введение новых косвенных налогов;
  • опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на транспортные перевозки;
  • ориентация отраслей на экспорт, приводящая к высокой степени взаимодействия внутренних и мировых цен;
  • значительное число посредников реализации продукции конечному потребителю;
  • заниженный характер цен в период командно-административной экономики;
  • высокое влияние импортируемой инфляции.

Сложность и многофакторность инфляции в России обусловили формирование воспроизводственного подхода к теоретическому обоснованию ее причин и совокупности механизмов управления инфляционными процессами.

Воспроизводственный подход к понятию инфляции как многофакторного социально-экономического процесса включает следующие взаимосвязанные элементы:

  • главные причины - диспропорции в процессе воспроизводства (включая производство, распределение, обмен, потребление), а также ошибочная экономическая политика;
  • следствие - избыток денег в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах;
  • сущность (основная форма проявления инфляции) — устойчивый общий рост цен и обесценение денег по отношению к товарам и иностранным валютам;
  • социально-экономические последствия - перераспределение национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства, теневой экономики за счет снижения реальной заработной штаты, пенсий и других фиксированных доходов населения; усиление имущественной дифференциации общества; подрыв движущих сил экономического развития.

Воспроизводственный подход к оценке инфляции как многофакторного процесса направлен на выработку комплексной программы снижения ее темпов, включающей регулирование как монетарных, так и немонетарных факторов.

Регулирование денежных факторов инфляции в современной России связано с рядом проблем:

1. преобладанием валютного компонента в формировании денежного предложения Банка России из-за однобокого развития российской экономики и повышения мировых цен на экспортную продукцию топливно-энергетического комплекса. Главный недостаток эмиссии денег в России — слабая связь с формированием денежного предложения путем кредитования экономики, следовательно, актуально увеличение кредитного компонента денежного предложения с учетом условий процесса воспроизводства, трсбо- ваний внутреннего хозяйственного оборота. В России связь сохраняется, хотя и однобоко, с денежным спросом доминирующей в экономике экспортно-ориентированной тоиливно-сырьевой отрасли, которая стимулирует развитие смежных отраслей и выступает одним из крупнейших инвесторов. Таким образом, деньги, эмитируемые Банком России путем покупки валютной выручки экспортеров, обмениваются на часть национального дохода страны;

2. слабым воздействием классических инструментов денежно- кредитного регулирования (ставки рефинансирования, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке) на формирование и перераспределение финансовых ресурсов в экономике;

3. направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии только центральных денег. Эмиссия частных денег, выпускаемых кредитно-финансовыми учреждениями, по существу осуществляется бесконтрольно. В связи с этим важно совершенствовать структуру денежной массы за счет сокращения использования в хозяйственном обороте денежных суррогатов и иностранных валют. Исследование соотношения между официальными, частными деньгами и иностранными валютами, используемыми в хозяйственном обороте России, важно для регулирования коэффициента монетизации экономики (отношение среднегодовой денежной массы к номинальному ВВП). Этот коэффициент в России постепенно растет, но пока в 2-3 раза ниже, чем в ряде других стран (в США — 53%, Японии — 125%, Китае — 204%). Увеличение монетизации экономики за счет эмиссии частных денег может напрямую спровоцировать инфляцию. Предложения повысить монетизацию экономики за счет использования государственных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда не учитывают инфляционные последствия таких мер. Для избежания этих последствий необходима программа использования стабилизационного фонда для осуществления быстроокупаемых инвестиционных проектов.

Комплексные антиинфляционные меры среднесрочной перспективы предусматривают проведение консервативной денежно- кредитной политики, регулирующей денежные предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП. Сделан акцент на замедление скорости обращения денег до 2,8-3 оборотов в 2009 г. Обоснована необходимость регулирования денежного предложения в качественном аспекте — сокращение валютного компонента эмиссии и расширение денежного предложения за счет рефинансирования банковской системы. Планируется расширение применения таких инструментов рефинансирования, как переучет векселей, операции своп, операции на открытом рынке.

Регулирование немонетарных факторов инфляции - это прежде всего рост цен, возникающий независимо от денежных факторов. К немонетарным факторам роста цен в России можно отнести:

  • изменение курса рубля к доллару и евро;
  • рост издержек производства и тарифов на услуги естественных монополий;
  • повышение бюджетной заработной платы, пенсий;
  • бегство от обесценивающихся денег к товарам;
  • рост мировых цен на топливо;
  • наценки многочисленных торговых посредников;
  • «отложенную инфляцию» и инфляционные ожидания;
  • отсутствие в России рыночной конкуренции, влияющей на снижение цены.

В этой связи России необходима разработка ценовой политики, основанной наряде принципов, обеспечивающих снижение немонетарного ценового компонента инфляции. Эти принципы должны включать:

  • демонополизацию экономики;
  • контроль за установленными лимитами роста тарифов на услуги естественных монополий;
  • стимулирование рыночной конкуренции;
  • уменьшение количества торговых посредников;
  • правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги;
  • эффективное регулирование таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары.

В утвержденном Правительством РФ комплексе антиинфляционных мер ведущую роль занимают именно механизмы воздействия на ценообразование. К ним относятся:

  • ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;
  • снижение темпа роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной отрасли;
  • замедление роста цен на продовольственные товары на фоне стимулирования предложения этих товаров и совершенствования регулирования их импорта.

Важной составляющей управления немонетарными факторами инфляции выступает регулирование заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда. Тенденция повышения заработной платы в России стала глобальной за счет таких явлений, как повышение оплаты труда госслужащих и депутатского корпуса, теневая заработная плата, повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Во избежание инфляционных последствий важно координировать повышение заработной платы с учетом динамики производительности труда и регулировать чрезмерный рост денежных доходов налоговыми методами.

Весомую роль в снижении темпа инфляции в России играет оздоровление федерального бюджета на основе улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, превращения бюджета в бюджет развития, реформирования бюджетного процесса, внедрения в государственном секторе экономики бюджетирования, ориентированного на результат.

Для обеспечения экономического роста без усиления инфляции необходима модернизация банковской системы и снижение инфляционной составляющей в ее деятельности. Решающими шагами в этом направлении должны стать:

  • увеличение капитализации банков, привлечение среднесрочных и долгосрочных ресурсов в их оборот;
  • совершенствование системы рефинансирования банков для поддержания их ликвидности и текущей деятельности;
  • снижение стоимости кредитных услуг;
  • обеспечение устойчивости банковской деятельности за счет развития макроинструментов снижения рисков;
  • повышение конкурентоспособности российской банковской системы;
  • совершенствование банковского контроля и надзора.

Дополнительную остроту проблемам высокой инфляции в России может придать вступление нашей страны в ВТО, поскольку это приведет к сближению внутренних и мировых цен на энергоресурсы, может привести к снижению эффективности сырьевого экспорта. В условиях открытости российской экономики и отмены валютных ограничений (с 1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних факторов на экономический рост и инфляцию. Состояние федерального бюджета значительно зависит от поступлений налогов и пошлин от экспорта энергоносителей.

Возрастает риск импортируемой инфляции. Для ограничения ее действия целесообразно уделять больше внимания импортозамешению, поскольку около половины потребительского рынка составляют иностранные товары, в том числе дорогостоящие. Необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров по ценам, а главное, по качеству. Отсюда вытекает потребность в инвестициях и банковских кредитах для возрождения российского производства товаров народного потребления на основе инноваций с учетом спроса потребителей. Прогнозируемое увеличение производства продовольствия и других потребительских товаров повысит товарное обеспечение рубля.

При нейтрализации внешних факторов важна роль валютной политики. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» она обычно ограничена курсовой политикой. Банк России традиционно стремится противодействовать чрезмерному как снижению, так и повышению курса рубля, учитывая соотношение позитивного и негативного влияния курсовой политики на экономический рост и инфляцию. Валютная политика должна включать и такие ориентиры, как регулирование структуры платежного баланса, валютного рынка, оптимального уровня золотовалютных резервов, обеспечение перехода от формальной к реальной свободной конвертируемости рубля. Приоритетной задачей является постепенное расширение использования рубля в международных экономических, в том числе валютно-кредитных отношениях.

В настоящее время проблема инфляции в России актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста. В этой связи макроэкономическими условиями сдерживания инфляции выступают:

  • пропорциональный, сбалансированный экономический рост;
  • возрождение национального производства, структурная перестройка экономики и ее инновационная модернизация;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, развитие инфраструктуры;
  • концентрация инвестиций на приоритетных и быстрооку- паемых проектах в несырьевых отраслях;
  • активное противостояние теневой экономике;
  • эффективная государственная программа сдерживания «бегства» капитала за рубеж;
  • повышение эффективности интеграции России в мировое хозяйство с учетом приоритетов формирования национальной инновационной системы.