Английская набережная 68. Дворец павла александровича

Особняк Штиглица передают Музею истории города
Пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания Синтез-Петролеум, которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания. Как подтвердил вчера Игорь Метельский председатель КУГИ, в ближайшее время особняк Штиглица будет передан в безвозмездное пользование Музею истори..

Пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки.
Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города.
Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания Синтез-Петролеум , которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта.
Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга , хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания.
Как подтвердил вчера Игорь Метельский председатель КУГИ , в ближайшее время особняк Штиглица будет передан в безвозмездное пользование Музею истории Санкт-Петербурга, который базируется в и на данный момент имеет 8 филиалов, в том числе .
В пресс-службе музея это событие комментируют пока осторожно. По словам ее сотрудников, официального извещения о передаче особняка они не получали , но им известно о готовящейся сделке. По информации музея, сейчас город готовит необходимые для передачи документы. Как именно будет использоваться здание, пока неизвестно.
По одной из версий, там может разместиться новый дворец бракосочетания .


Занимает место, где в начале XVIII века находилось три отдельных участка. Первый из них принадлежал Василию Артемьевичу Волынскому, сыну кабинет-министра императрицы Анны Иоанновны. После казни отца он продал дом в казну. Следующим владельцем участка Волынского стад артиллерийский подпорутчик Пётр Иванович Ивановский. От него территория перешла во вледение к Иоганну Матвеевичу Булкелю, а затем - жене голландского купца Логина Петровича Бетлинга.

Соседний участок, расположенный ниже по течению Невы, принаджлежал строителю вышневолоцких каналов, купцу Михаилу Сердюкову. От него дом достался английскому купцу Тимофею Рексу.

Эти два дома были перестроены до 1822 года, когда здесь уже существовало единое здание придворного банкира барона Людвига Ивановича Штиглица. В 1848 году всё состояние барона досталось его сыну Александру. Несмотря на нестабильное финансовое состояние, в конце 1850-х годов Александр Людвигович решил увеличить, перестроить свой петербургский дом. Для этого он приобрёл соседний особняк статского советника А. И. Бека.

Первым владельцем участка А. И. Бека в начале XVIII века был корабельный мастер Иван Немцов. После смерти Немцова территория отошла его зятю, архитектору Савве Ивановичу Чевакинскому . Позже домом владели камергер двора С. С. Зиновьев, генерал-майор Плещеев, именитый гражданин Бланд, А. И. Бек. От последнего дом перешёл А. Л. Штиглицу.

Новый особняк Штиглица на Английской набережной строил архитектор А. И. Кракау . Проект был готов в 1859 году, возведение здания закончилось через три года. Кракау также построил комплекс зданий со стороны Галерной улицы. Там находились контора А. л. Штиглица (№71), служительский дом (№71), два доходных дома (№54 и 69).

Богатство хозяина особняка подчёркивал нарядный лицевой фасад в стиле историзма. Великолепные интерьеры сохранились на акварелях петербургских художников. Штиглиц построил для своей семьи настоящий дворец. Всё декоративно-прикладное убраство дома создавалось по рисункам Кракау. Деталями интерьера служили живописные полотна, заказываемые через художника В. Д. Сверчкова.

Анфиладу парадных помещений вдоль Невы открывал Белый зал. За ним располагалась Парадная прёмная, украшенная двумя полотнами мюнхенских пейзажистов братьев Альберта и Рихарда Циммерманов. Небольшая проходная комната вела в Голубую гостиную с камином из белого мрамора и плафоном "Амур ведёт Психею на Олимп" немецкого художника Ханса фон Маре.

Проходная гостиная соединялась со Столовой. В ней хранилась три полотна, одно из которых ("Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции" работы Ханса фон Маре) сейчас находится в Эрмитаже. Две картины для особняка Штиглица были написаны в мастерской Карла фон Пилотти. В художественном собрании банкира были работы и таких немецких живописцев как Ансельм Фейербах, Альберт Генрих Брендель. Все эти картины были не просто частью коллекции. Они специально заказывались для конкретных залов, являлись полноценными и неотъемлемыми деталями интерьера. Кроме картин в доме Штиглица хранилась коллекция гобеленов и шпалер.

Самый большой зал во дворце А. Л. Штиглица - Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами. На втором этаже были также Чёрная и Мавританская гостиные. На первом этаже находились жилые покои хозяев.

Александр Людвигович поселился в своём доме на Английской набережной сразу после окончания отделки помещений, в 1862 году. Он жил на ренту от трёхмиллионного годового дохода, занимался благотворительностью. Свой огромный капитал он хранил только в русских банках, что было редкостью для того времени (да и для нынешних дней тоже). Штиглиц финансировал строительство железных дорог, основал в Петербурге Училище технического рисования и его филиалы в других городах. Училищу Штиглицем в качестве экспонатов были переданы ряд предметов декоративно-прикладного искусства из особняка.

Не имея своих детей, Александр Людвигович удочерил девочку, вероятно внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, - Надежду Михайловну Июневу. Она вышла замуж за члена Государственного Совета А. А. Половоцова. Подарком на свадьбу от Штиглица стал миллион рублей и особняк на Большой Морской улице (дом №). После смерти отца в 1884 году Надежда унаследовала особняк на Английской набережной, а спустя три года продала его великому князю Павлу Александровичу.

Впервые великий князь увидел дом Штиглица 5 ноября 1886 года, когда посетил его с братом Сергеем. Торги великий князь и А. А. Половцов вели через вице-адмирала Дмитрий Сергеевича Арсеньева. Хозяева желали получить за дворец хотя бы два миллиона, тогда как Павел Александрович расчитывал потратить максимум полтора. В итоге они сошлись на цене в 1 600 000 рублей золотом.

Покупца дворца великим князем состоялась перед его первой женитьбой - на великой княгине Александре Георгиевне. Она скончалась после вторых родов. В Европе Павел Александрович тайно обвенчался с Ольгой Валериановной Пистолькорс. Морганатический бран семья не приняла, великому князю Николаем II какое-то время было запрещено возвращаться в Россию. Но после смерти великого князя Сергея Александровичу разрешение на брак было дано. Супруга великого князя получила титул и фамилию графини Гогенфельзен, а в 1915 году - титул и фамилию Палей. Дворец на Английской набережной поддерживался в хорошем состоянии даже во время долгого пребывания его хозяев за границей.

Продавая дом, Половцов советовал Павлу Александровичу пожить здесь без переделок интерьеров хоть какое-то время, привыкнуть в дому. Совет принят не был. Для работы Над новыми интерьерами особняка сразу же был приглашён архитектор М. Е. Месмахер . Он заново отделал жилые комнаты в восточной части первого этажа. До недавнего времени там сохранялся Кабинет с резным дубовым потолком и камином. Несколько позже архитектором Н. В. Султановым во втором этаже дворового флигеля была оборудована церковь. Она не сохранилась.

В 1898-1899 годах личные комнаты великого князя в западной части первого этажа переделывала английская фирма "Майп и К". Были переоформлены Кабинет, Библиотека и Бильярдная. В Концертном зале и Приёмной фирма Ф. Мельцера обновила паркеты.

После 1917 года картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение "Антиквариат". За небольшим исключением их судьба неизвестна.

В 1918 году Павел Александрович был расстрелян. Княгиня Палей с детьми уехала в Париж. Дворец был национализирован. Долгое время в нём размещались различные учреждения. В 1968 году он был взят под охрану государства.

В 1988 году была начата реставрация здания. Предполагалось использовать его в музейных целях. Но революционные события 1990-х годов помешали этим планам. Дворец вновь перешёл в частные руки, долгое время пустовал. Интерьеры пришли в упадок и нуждаются в срочной реставрации. В 2011 году дом А. Л. Штиглица был передан Санкт-Петербургскому Государственному Университету.

Пять красивейших и заброшенных зданий Петербурга

Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.


Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.

Особняк Штиглица находится на Английской набережной, 68. Постройка 1862 года аритектора А.И.Кракау.

До наших дней дошли акварели петербургских художников которые запечатлели великолепные интерьеры особняка того времени.


Белый зал. Акварель
Белый зал в наши дни

Самый большой зал во дворце А. Л. Штиглица — Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами.


Танцевальный зал. Акварель 19-го века
Потолок танцевального зала. Наши дни

После смерти Александра Штиглица особняк унаследовала его приемная дочь, которая в дальнейшем продала его великому князю Павлу Александровичу (дядя Николая II). При Павле Александровиче интерьеры немного видоизменились, была пристроена церковь, но к сожалению до наших дней она не дожила.


Музыкальный зал. Акварель. 19й век
Музыкальный зал. Наши дни
В таком состоянии дошли до нас барельефы танцевального зала

После 1917 года особняк был национализирован. Некоторые картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение «Антиквариат» и с тех пор о них ничего не слышно. До 1968 года в этом здании чередой сменялись различные учреждения.


Гостиная. Акварель
Потолочная лепнина. Гостиная. Наши дни
Гостиная. Наши дни

А уже в 1968 здание было взято под охрану государства с перспективой использования в музейных целях и только 1988 году началась реставрация, которой к сожалению не суждено было осуществиться из-за революционных событий начала 90-х годов. Особняк вновь перешел в частные руки и пребывал в заброшенности и запустении более 20 лет. Интерьеры пришли в упадок и нуждаются в срочной реставрации.


Библиотека. Акварель
Библиотека дошедшая до наших дней.
Библиотечные двери. Наши дни

В 2011 году особняк наконец обрел своего хозяина — был передан Санкт-Петербургскому Государственному университету. На данный момент, вроде как, в особняке идет неспешная реставрация с целью открытия здесь одного из факультетов. По некоторым данным факультета изобразительных искусств. Судя по тому что здание до сих пор находится в обветшалом состоянии — не скоро здесь появятся студенты.

Особняк Бракгаузен.

Особняк на набережной Лейтенанта Шмидта, 3 был возведен в первой четверти ХVIII века архитектором Ж.-Б. Леблон.

Колоннада на входе. Здание обтянуто строительной сеткой

За всю свою жизнь особняк сменил множество хозяев.

Сначала дом принадлежал сыну учителя Петра I — К.Н. Зотову.
В 1823 году под руководством архитектора В.И. Беретти здание было перестроено под классицизм для купчихи А. Бракгаузен, именно её именем до сих пор называют этот особняк.


Лестница в Особняке Бракгаузена

В 1832 году в особняк переехал американский посол Дж. Бьюкенен.

В 1872 году владельцем здания стал коммерсант Л.К. Эстеррейх. Для него архитектор Р.А. Гедике перестроил здание в «стиле Людовика XVI». Остатки оформления архитектора Гедике дошли да наших дней.


Шикарнейший поталок и современное уличное искусство

С 1890-х годов в доме жил отставной министр путей сообщения и член Государственного Совета А. К. Кривошеин.
В Советское время особняк был конторой пароходства, затем дом стал жилым.


Позже в нем располагался банк и 16-й отдел милиции. Но в начале 2000-х жители особняка были расселены и практически десять лет здание простояла в полном запустении.


Запустение, но не потерянное былое величие

Только в 2012 году особняк был выставлен на торги. Приобрел его кто то или нет — неизвестно, что будет со старым особняком тоже не ясно. Данных про нынешнее состояние особняка Бракгаузен у меня нет.

Над проектом дворца трудилось несколько именитых архитекторов, просто их одного за другим отстраняли от проекта.


Дворец великого князя Михаила Николаевича

Начал строительство архитектор Штакеншнейдер в 1850 году. Он успел возвести две оранжереи и домик садовника, после него к строительству усадьбы приложили руки архитектор Шарлемань и зодчий Боссе.


Дворец в наши дни

Именно Боссе и удалось закончить постройку усадьбы в стиле модерн к 1862 году. Усадьба получилась очень красивой: с галереями, эркерами, балконами, парадный вход охраняли два мраморных льва, во внутреннем дворе расположился бассейн с фонтаном.


Оторванная Голова льва
Потерянная лапа льва

Заговорив о фонтане, стоит отметить, что в Михайловке отсутствовал источник воды, поэтому инженерам пришлось построить шестикилометровый деревянный водопровод от Самсониевского канала.

После революции во дворце обосновалась детская трудовая колония “Красные зори”. В это время здесь появилась пасека, сад и огород, а в пруду стали разводить карпов и форель.

Некогда красивые двери

В годы Великой Отечественной Войны здание сильно пострадало, но несмотря на это после войны на его большой территории была расположена птицефабрика. А в 1950 добавился и детский дом.

Спустя 17 лет, к 1967 году здании было передано Кировскому заводу и только в 1970 началась реставрация, после чего на территории усадьбы заработал пансионат для работников Кировского завода.

На сегодняшний день здание давно пустует и изрядно обветшало, намечается глобальная реставрация.

Про другое здание принадлежащее нашим царям и являющееся тоже эталоном русской красоты

Дом князя Вяземского


Парадная лестница в доме Вяземского

Здание находится на Английской набережной, 66. Не знаю почему дом назван в честь князя Вяземского, но на самом деле он был далеко не первым и не последним хозяином этого особняка.

Первой владелицей дома была жена генерала Матюшкина, именно она и построила этот особняк в начале XVIII века, получив в наследство после смерти мужа участок земли. Затем хозяева особнячка менялись со скоростью света.

При князе Вяземском дом был перестроен и приобрел ту форму которая дошла до наших дней.

После революции дом был национализирован, все комнаты были поделены на коммуналки.


Коммунальная квартира
Кусок потолка

До наших дней из убранства богатых покоев дошли золоченная лепка на втором этаже, забеленные плафоны и массивные двери.

Сейчас здание пустует и выставлено на продажу, ждет своего нового хозяина и реставрацию.


Лютеранская церковь Святой Анны.

Лютеранская церковь была построена на Кирочной улице в 1775-79 годах архитектором Фельтен для немцев-лютеран служивших на Литейном дворе.

Выходящая на Фурштатскую улицу апсида окружена ионической колоннадой и увенчана небольшим куполом. Храм украшали две фрески “Вознесение Хритса” и “Тайная Вечеря”, в 1850 году в храме появился орган немецкой фирмы Валкер.

В 1935 году храм был закрыт, а в 1939 в нем открыли кинотеатр “Спартак”.

Только в 1992 году в церкви возобновились воскресные богослужения, не смотря на то, что в остальные дни продолжали показывать кино вплоть до второй половины 2001 года.

К этому времени здание церкви перешло в частные руки фирмы “Эрато”, которая собиралась открыть здесь ночной клуб. Но в 2002 году городское правительство решило вернуть здание церкви и подало судебный иск против фирмы “эрато” об освобождении здания церкви.

18 ноября 2002 года иск был удовлетворен и фирме пришлось освободить здание. А 6 декабря 2002 года, спустя две недели после того как последние владельцы потеряли на церковь все права, в ней произошел пожар, в результате которого она полностью выгорела.

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.