Великая дивеевская тайна. Эфесские отроки Пробуждение отроков или откровение Божие

Семь Отроков Эфесских.
Это было во времена гонений, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам
В городе Эфесе жили семь мальчиков. Они вместе молились и подавали милостыню. Когда император Декий повелел эфесским христианам принести жертвы богам, друзья пошли не на площадь, где стояли идолы, а в церковь
Об этом донесли Декию, и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы
– Почему вы не принесли жертву богам? – спросил разгневанный император
– У нас один Бог,– ответил ему юный Максимилиан,– а вашим идолам мы поклоняться не станем
Декий повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил – на время, пока он снова не приедет в Эфес
Мальчики решили уйти из города. Они поселились в большой пещере на горе Охлон и там молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг
Самого младшего – его звали Ямвлих – посылали за покупками. Часть денег он тратил на милостыню, а остальное на еду. Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император
И вот однажды он увидел, как Декий въезжает в Эфес. Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ – всем знатным горожанам, чиновникам и военачальникам было велено на следующий день явиться в идольский храм и принести жертвы богам. Упомянули и о семи мальчиках – император приказал им вместе со всеми участвовать в жертвоприношении
Ямвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться
Наступил вечер. Ямвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали
На следующий день император, узнав, что мальчики убежали из Эфеса, велел привести во дворец их родителей
– Мы твои верные подданные,– сказали те,– приносим жертвы богам и детей христианству никогда не учили. И денег на милостыню им не давали – они взяли сами, без спросу, и убежали на гору Охлон. Говорят, они прячутся там в большой пещере
Декий велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды
Когда стена была почти готова, императорские писцы (они были тайные христиане) написали имена юных мучеников на оловянной пластинке и вложили в ларец, а ларец спрятали в щель между камнями
Но мальчики ничего не слышали – они спали. Это был не простой сон: Господь повелел им заснуть на долгие-долгие годы… Умер Декий, после него правили такие же, как он, язычники и гонители христиан; много лет спустя на престолах воссели христианские цари – а отроки все не просыпались
В царствование благочестивого императора Феодосия Младшего в Эфесе уже не было язычников. Кругом стояли православные храмы, и от мала до велика все назывались христианами
Но не все сохранили истинную веру – появились еретики, которые отрицали воскресение мертвых. Царь Феодосий очень печалился об этом и со слезами и с постом молил Бога утвердить Православие
В то время некий человек задумал строить на горе Охлон каменную ограду для овец. В одном месте на склоне было особенно много пригодных для ограды камней. Рабочие понемногу вынимали их, пока не открылся узкий проход; но они не знали, что это вход в пещеру, и не зашли туда

Однажды рано утром семь отроков проснулись – Господь воскресил их, как прежде Своего друга Лазаря. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь – ведь ни лица, ни одежда их совсем не изменились
Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Ямвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит
– Купи хлеба и скорей возвращайся,– сказал Максимилиан.– Мы не будем долго сидеть тут, как трусы
Готовьтесь – сегодня пойдем и умрем за веру! У входа в пещеру Ямвлих заметил груду камней и удивился – вчера вечером камней не было, откуда они взялись? Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам – на воротах был большой крест. Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Эфес. В изумлении Ямвлих пошел к другим воротам – и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. «Уж не сон ли это? – подумал мальчик.– Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел»
Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты – совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры – горожане поминали имя Божие, говоря: «Слава Богу!», «Боже сохрани!», «Господи, помилуй!» «Ясно – я заблудился»,– решил Ямвлих
– Какой это город? – спросил он у прохожего
– Эфес,– ответил тот, но Ямвлих ему не поверил
«Надо скорей купить хлеба и бежать отсюда, пока я не потерялся окончательно»,– подумал он
Но булочник, взяв серебряную монету, не спешил давать сдачу. Он позвал своего товарища, тот другого, и скоро Ямвлиха обступили со всех сторон
– Откуда у него такая старинная монета? – перешептывались люди.– Наверное, нашел клад
Мальчик, считая, что его узнали и сейчас отведут к императору, испугался и сказал:
– Пожалуйста, возьмите деньги себе, а я пойду
– Скажи-ка, кто ты такой и где нашел старинную монету? – допытывались они.– Поделись с нами, или мы тебя сейчас отведем к судье
С него сняли пояс и, обвязав шею, крепко держали. Сбежался народ; мальчик надеялся, что в толпе увидит знакомых, но если еще вчера он знал в лицо чуть ли не всех горожан, то сегодня его окружали чужие люди
Ямвлиха привели к правителю города, который в это время как раз беседовал с епископом Эфесским. Они подивились древности монеты и спросили мальчика, где он откопал клад
– Не знаю я никакого клада! – ответил тот.– Это обыкновенные деньги, я их у родителей взял
– Кто же твои родители и где они живут? Ямвлих назвал по имени своего отца, мать, деда и всех родственников, но никто и не слыхал о них
– Какие странные имена,– удивился правитель.– Да ты нам морочишь голову! Вот я тебя в тюрьму посажу – будешь сидеть, пока не признаешься, где нашел клад! – Скажите,– взмолился мальчик,– где сейчас император Декий, в Эфесе или нет, и жив ли он? – Не слышно, чтобы где-нибудь царствовал император с таким именем,– ответил епископ Стефан.– Разве что в древние времена; а сейчас нами правит благочестивый царь Феодосий
– Так пойдемте со мной,– воскликнул Ямвлих,– я покажу вам, где мы с друзьями прячемся от Декия. Вчера я видел, как он приехал в Эфес… Хотя я не уверен теперь, Эфес это был или нет
«Господь хочет открыть нам какую-то тайну через этого отрока»,– подумал епископ и сказал правителю:
– Пойдем с ним – нас ждет чудо
И все отправились на гору Охлон. Ямвлих первым вбежал в пещеру, а епископ, который шел не спеша, заметил у входа среди камней ларец с серебряными печатями. В нем лежала оловянная пластинка, а на ней была вырезана надпись: «Святые семь отроков – Максимилиан, Ямвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан и Антонин – бежали от императора Декия и скрылись в этой пещере. По повелению Декия вход в пещеру был замурован, и святые отроки мученически скончались, приняв смерть за Христа»
Правитель, епископ и все, кто был с ними, удивлялись и громко прославляли Бога. А в пещере их ждали святые отроки – радостные, с красивыми и веселыми лицами, сияющие Божией благодатью
Епископ и правитель немедленно написали обо всем в Константинополь царю Феодосию, и он очень скоро приехал в Эфес со всей свитой. Увидев святых отроков, Феодосий упал им в ноги; они поспешили поднять царя с колен, и он обнимал и целовал их со слезами, славя Бога, Который услышал его молитвы и явил такое чудо во образ будущего воскресения мертвых
Феодосий долго беседовал с отроками, а все слушали их и не могли наслушаться
Потом святые склонили головы и снова уснули. Их нетленные тела остались почивать в пещере до всеобщего воскресения, а души отошли ко Господу, Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков.

СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.

17/4 августа Церковь отмечает день памяти семи отроков Ефесских. Предлагаем вниманию читателей две главы, посвященные святому граду Ефесу и семи отрокам, из книги Александра Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Ефесская в судьбах России».

ЦЕРКОВЬ ЕФЕССКАЯ В КОНЦЕ I ВЕКА

Ефес в I веке был главным городом провинции Асии. В то же время Ефес стал и центром христианской жизни в Малой Азии. Это ясно даже из словоупотребления апостола Павла. Находясь в Ефесе (1 Кор. 16, 8), он посылает привет от «всех Церквей Асийских» (1 Кор. 19, ср. 2 Кор. 1, 8 и Деян. 19, 10). Церковь Ефесская и называется на первом месте в перечне (Апок. 1, 11), и обращения к семи Церквам (Апок. 2–3) начинаются с обращения к Церкви Ефесской (2, 1–7).

Памятниками Церкви Ефесской в каноне Нового Завета являются пять писаний, носящих имя святого апостола Иоанна: Четвертое Евангелие, три послания и Апокалипсис. Если первыми читателями Евангелия от Иоанна были ефесские христиане, мы должны признать, что их духовный уровень был чрезвычайно высок.


Усиленное внимание апостолов и их преемников к Церкви Ефесской, говорит о ее особом значении. Важность Ефесского центра подтверждается способностью ефесских христиан вместить возвышенное догматическое учение. Эта способность должна быть поставлена в связь с преизобильным излиянием Святаго Духа в первые же годы Ефесской Церкви (ср. Деян. 19, 1–20). Она подтверждается учением Послания к Ефесянам, представляющим, вершину мистического богословия апостола Павла. Возвышенная христология апостола Павла является основанием учения о Святом Духе и учения о Церкви. Это положение Ефесской общины в христианском мире таинственно: не будучи положением иерархического центра, оно, тем не менее, было настолько заметно, что не могло не содействовать росту церковного сознания первых христиан.

Но эти же апостольские писания свидетельствуют о распространении еретических заблуждений в Ефесе. Ереси были неизбежным следствием центрального положения Ефеса в жизни общекультурной и в жизни церковной. Есть и особая опасность высоты. Чем больше духовный успех человека, тем большим опасностям тонкого обольщения он подвергается. Этих опасностей не избежали и Ефесские христиане. Как и возвышенная христология, Ефесские ереси говорят о том же исключительном значении Ефесского центра.

В Откровении Иоанна Богослова (2, 1-11) Церковь Ефесская похваляется за свои первые дела,– за труды, терпение и противление ложным учителям. Но вместе с тем содержится грозное вразумление Ангелу (предстоятелю) Церкви Ефесской за ее холодность и за то, что она оставила первую любовь свою, и что ее светильник будет сдвинут со своего места, если она не покается.

Это предсказание, по свидетельству многих путешественников, исполнилось с совершенной точностью: от прежнего величия Ефеса и Церкви Ефесской в настоящее время не осталось ни малейших следов. После разрушения города готами в 262 году слова предупреждения в Апокалипсисе исполнились буквально; во всех окрестностях близ обширных развалин не встретишь ни одного христианина, а на месте бывшего храма св. Иоанна Богослова ныне стоит мечеть. Великий светильник начала христианства угас безвозвратно. Однако память о нем хранится в Русской Православной Церкви прежде всего через чудотворный образ Ефесской Божией Матери.

В V–VI веках Ефес был важнейшим городом Византийской империи после Константинополя. При императоре Константине I Великом город был в значительной степени перестроен. К IV веку большинство ефессян стали христианами, и в 401 году храм Артемиды был окончательно разрушен. Камень, из которого он был построен, пошел на строительство других зданий, в том числе собора Святой Софии.

СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ


История распространения христианства оставила в Ефесе еще одно замечательное свидетельство. Это пещера-памятник христианским мученикам, который называют «Семь спящих отроков».

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, все они состояли на военной службе и были христианами. Когда император Декий (Деций Траян) (249–251 гг.) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смерть.


По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, они исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд.

Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере – император приказал заложить вход в нее камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с двумя оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450 гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась гора Охлон, начал строительство, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант – чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны.


Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест – время гонения на христиан уже давно прошло. Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефecский епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена святых отроков и причину их нахождения в пещере. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами. После этого святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.


Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых – чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.


Об отроках упоминает в своем «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века). Посетив Ефес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, идеже лежат телеса семи отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася». (Сообразуясь с хронологией правления императоров, срок сна подчас сокращают до 193 или 187 лет.)

Изображение семи спящих отроков в России достаточно распространены. В народе они почитались как целители животворящим сном. Их образы были особенно распространены в мелкой пластике, на небольших образках и змеевиках, которые использовались как амулеты от бессоницы. В них встречается особая иконография – семь спящих отроков располагаются вокруг образа Спасителя или свт. Николая. Зачастую Спаситель изображается в небесах, а отроки, лежащие по кругу, внизу. Изображение отроков иногда совмещается и с образом Богоматери.


Считается, что повествование «Пещера» 18-й суры Корана есть не что иное, как вариант христианского предания о семи спящих отроках, спасенных Господом от преследований за веру. Благодаря восточному происхождению история спящих отроков популярна и в мусульманском мире – ее использует Мухаммед в Коране.

На территории Древней Руси и современной России было 6 храмов, посвященных святым отрокам Ефесским, два из них не сохранились.

Тропарь святым семи отрокам, иже во Ефесе, глас 4:

Велия веры чудесе, в пещере яко в чертозе царском святии седмь отроцы пребыша, и умроша без тли, и по мнозех временных восташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Ин тропарь, глас 8:

Благочестия проповедники и воскресения умерших изобразители, Церкви столпи седмочисленныя, отроки всеблаженныя песньми восхвалим: тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше, всем возвестиша яве мертвых востание.

Кондак, глас 4:

Мира сущая тленная презревая и нетленныя дары приемше, умерше кроме тления пребыша: темже востают по многих летех, все погребше лютех неверие: яже во хвалении днесь вернии восхваляюще, Христа воспоим.

Ин кондак, глас 4:

Прославивый на земли святыя Твоя, прежде Втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе, преславным востанием отроков показал еси Воскресение неведящим е, нетленна одеяния и телеса явив, и царя уверил еси вопити: воистинну есть мертвых востание.

Величание

Величаем вас, святии седмь отроцы, иже во Ефесе, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

МОЛИТВА СВЯТЫМ СЕМИ ОТРОКАМ ВО ЕФЕСЕ

О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ИНАЯ

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, молитв ради святых седми отроков Ефесских, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

ЕФЕС. ПЕЩЕРА СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧАСОВНЯ

ИМПЕРАТОР ДЕЦИЙ. МРАМОРНЫЙ БЮСТ 2-й ПОЛОВИНЫ III в. РИМ

МОНЕТА ИМПЕРАТОРА ДЕЦИЯ

ПОРТРЕТ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ДИОКЛЕТИАНА. МРАМОР. III в.РИМ

Вконтакте

Житие

Мученичество

Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами.

Император Декий (Деций Траян) (249-251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия - воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Семь спящих отроков эфесских. Крестьянские письма. XIX в. дерево, левкас, темпера. 31,1×26,5×1,2 неизвестен , Public Domain

Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион, Пион - встречаются различные варианты, Симеон Лехаци отождествляет её с Кешиш-Дагом), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд.

F. Eveleens , GNU 1.2

Их приговорили принять смерть в своей пещере - император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода.

Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Чудесное пробуждение

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия.

Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.


Cmx~commonswiki , GNU 1.2

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios ), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант - чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху (в католической традиции он носит имя Диомед ) ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест - время гонения на христиан уже давно прошло.


неизвестен , Public Domain

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых - чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

Богословское толкование

Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени торжества его.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Иоанн Колов в житии Паисия Великого приводит эфесских отроков как пример того, что «по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, наподобие бесплотных, преуспели в вышеестественной жизни, - тем зиждительная сила в изобилии подает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищею, сколько духовною ».

Фотогалерея

Полезная информация

Семь отроков Эфесских
Семь спящих отроков
Семь святых отроков, иже во Ефесе
Семь отроков, во Эфесе спящих

Почитание

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1 сентября.

Эта дата утвердилась не сразу: так, одно время память Семи Эфесских отроков по Уставу Великой церкви праздновалась 2 августа, по Студийскому - 7 августа, а по Иерусалимскому - 4 августа.

Один из немногих православных храмов, названных в честь Семи отроков Ефесских, находится на территории старого «Завального» кладбища в городе Тобольске (Тюменская область).

Имена отроков

Православная традиция (идёт от Симеона Метафраста)

  1. Максимилиан - сын градоначальника
  2. Иамвлих - самый младший
  3. Мартиниан
  4. Иоанн
  5. Дионисий
  6. Ексакустодиан (Константин)
  7. Антонин

Пещера отроков и их мощи

Об отроках упоминает в своём «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века). Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася» (12, 28).

Местонахождение пещеры точно не определено, выделяют 2 основных кандидата: собственно грот в Эфесе (Турция) и пещера в Аммане (Иордания), с которым связывается мусульманское повествование.

С отроками эфесскими связывают также различные пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании (южная Андалузия), но приоритет (помимо собственно эфесского грота) остается за пещерой на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб, называемой арабским именем Ахль Аль-Кахаф (Пещера спящих). Как место их упокоения она почиталась уже V-VI веках.

Храм в амманской пещере - в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа - другие четыре.. Вероятней всего, древний храм относился к раннехристианскому типу построек - мартириуму.

Одна из гробниц справа застеклена: мощи, считающиеся мощами отроков, покоятся сейчас как раз в ней. «В 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта. Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие».

Католическая традиция, тем не менее, считает, что мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе, куда они были перенесены во время Крестовых походов, когда была обнаружена пещера с останками около Эфеса. Эфесские пещеры раскапывались австрийскими археологами XIX века.

Иконография

Изображение Семи спящих отроков в России достаточно распространены. В народе они почитались как целители животворящим сном. Их образы были особенно распространены в мелкой пластике, на небольших образках и змеевиках, которые использовались как амулеты от бессонницы. В них встречается особая иконография - семь спящих отроков располагаются вокруг образа Спасителя или свт. Николая. Зачастую Спаситель изображается в небесах, а отроки, лежащие по кругу, внизу. Изображение отроков иногда совмещается и с образом Богоматери.

Одной из наиболее известных фресок является изображение отроков в Успенском соборе Московского Кремля. Знаменита также белокаменная резная композиция на фасаде Георгиевского собора Юрьева-Польского. Икона «Святой Иоанн, Святой Евдокия, семь отроков Эфесских», в серебряном окладе с тремя накладными серебряными позолоченными венчиками входит в число произведений, похищенных из Эрмитажа.

Молитвы

Тропарь семи отроков Ефесских

Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Ин тропарь семи отроков Ефесских

Благочестия проповедники и Воскресения умерших изобразители,/ Церкви столпы седмочисленныя,/ отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/ тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,/ всем возвестиша яве мертвых востание.

Кондак семи отроков Ефесских

Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Ин кондак семи отроков Ефесских

Прославивый на земли святыя Твоя/ прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/ преславным востанием отроков/ показал еси Воскресение неведящим е,/ нетленна одеяния и телеса явив,/ и царя уверил еси вопити:/ воистинну есть мертвых востание.

Православная иконография насчитывает множество образов святых. Среди них можно выделить икону семи отроков Эфесских, которые своим примером подтверждают Божественное Провидение.

Православные мученики Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин почитаются в церкви как мужественные воины, не испугавшиеся кары за свое отступничество перед императором. На их примере христиане утверждаются в вере, мужественно переносят невзгоды и уповают на Божью помощь, которая незамедлительно приходит тем, кто всем сердцем верует.

История иконы семи отроков Эфесских

Юноши жили в третьем веке, и один из них, Максимилиан, был сыном ефесского градоначальника. Остальные были детьми знатных граждан, и все они состояли на военной службе у императора. Прибыв в Ефес, император приказал всем гражданам города присутствовать при богопротивном жертвоприношении языческим богам. Всем непокорным сулили казнь как отступникам. Юноши явились к императору и рассказали ему о своей вере в Господа. За это Декий лишил их воинских званий, сняв пояса воинов, и повелел отречься от веры. Он надеялся, что за время его отсутствия юноши передумают и вновь примкнут к его верным подданным. Однако отроки удалились в пещеру, где продолжали усердно молиться. Их жизни теперь были во власти жестокого язычника. Вернувшись из похода, император Декий повелел замуровать отроков в пещере, тем самым обрекая их на смерть от голода и жажды. Однако Господь погрузил своих детей в сон, который продлился без малого два столетия. Тайные христиане, которые были среди тех, кто обрекал юношей на смерть, оставили в камнях сообщение о произошедшем. Через 200 лет пещеру разобрали, и отроки пробудились ото сна. В подтверждение их невероятных слов православные обнаружили записку, которая рассказывала о Божественном промысле. Так Господь через семерых юношей показал всему миру свое могущество. Юноши вновь погрузились в сон, на этот раз окончательный.

Описание иконы отроков Эфесских

Икона отроков довольно распространена в России. Их образы получили широкое распространение сначала на небольших пластинах, а затем с них были сделаны полноценные списки. Изображения разнятся, и на одних образах отроки спят вокруг иконы Господа или святого Николая, а на других Господь изображен парящим над спящими мучениками.

Где находится икона семи отроков Эфесских

Самой известной является фреска, расположенная в Успенском соборе Москвы. Известные иконы находятся в Юрьев-Польском, Ярославле, Санкт-Петербурге, Тобольске и других населенных пунктах России. Паломники ежегодно путешествуют в Эфес, к месту, где располагался храм Артемиды Эфесской, чтобы прикоснуться к святыне и попросить у отроков исцеления от недугов и укрепления веры.

В чем помогает образ семи отроков Эфесских

К помощи иконы обращаются все, кому нужно исцеление от телесных и душевных недугов . Считается, что через целебный сон каждый обратившийся возвращает себе здоровье. Молящиеся просят у отроков наставлений, указания верного пути по жизни, защиты от зла, покровительства и помощи. Молитвенные слова нередко помогали праведникам обрести силу для борьбы с неверием, вселить в души окружающих свет веры, проповедовать Слово Божье.

Дата празднования

В церкви дважды поминают отроков Эфесских. Первый раз 4 августа , когда они погрузились в спасительный сон, а второй раз 22 октября , когда мученики пробудились. Это даты юлианского календаря. Упоминание о мучениках в церкви происходит и первого сентября , в день церковного новолетия .

Молитва перед образом

«Отроки Эфесские, к вам обращаемся со смиренной молитвой. Ниспошлите на нас сон благодатный и исцеляющий, дарующий победу тела над недугами. Пошлите, великомученики, рабам Божьим благодать свою, помогающую с трудностями справляться. Даруйте силы бороться с нечестивцами и распространять Слово Божие, зажигая искры веры в душах людей повсеместно. Да будем славить вас и подвиг ваш в веках. Аминь».

Православная вера помогает справляться со всеми житейскими трудностями , дает силы противостоять любому негативу и защищаться от недоброжелателей. Истинная вера в душе поможет каждому, а искренние молитвы Господу будут для вас спасением в сложные минуты, когда необходима Божественная поддержка. Среди православных икон есть множество ликов, которые способны изменить наши жизни, послать нам покровительство и исцелить от всевозможных болезней. Это подтверждают слова многочисленных паломников, которые исцелились в месте погребения отроков Эфесских. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

21.12.2017 05:20

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный...

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1 сентября).