Вальдорфская педагогика в школах. Отзывы родителей

Вальдорфская методика (педагогика) или методика Штайнера, была разработана около ста лет назад в Германии создателем «духовного течения» - антропософии. Ее автор австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штайнер.

На основе чего строится вальдорфская педагогика? На основе религиозно-мистических воззрений ее автора. Если говорить кратко, то эти воззрения как минимум не научны. Эфирным и астральным телам не место в светском образовании. На периодизацию и знания о ребенке того времени, он нанизывает свою философскую концепцию. Которая не подкрепляется научными доводами, а строиться только на абстрактных рассуждениях автора. Из такого суррогата и получается вальдорфская педагогика, со своей терминологией и метафорами. Насколько сильно в реальных классах проповедуются идеи Штайнера, зависит от каждой конкретной школы.

Чтобы не быть многословными и понять, как мыслит автор методики, приведем пример объяснения Штайнером психики и способностей ребенка:

«До 10 лет ребенок не в состоянии понять реальную связь причины и следствия. Он не понимает эти слова, потому что он ощущает свой костяк только через посредство мускульной системы. После 11 лет костная система получает способность непосредственного контакта с внешним миром. Она начинает господствовать над мускульной системой и через нее вводить в душевное и духовное существа ребенка элементы, свойственные ее собственной природе. Вследствие этого он может теперь получить подлинное и живое понятие об отношениях причинности, об отношениях силы, о механике и динамике мира. Он приобретает чувство геометрических форм, горизонтали, вертикали и так далее».

Вот так, ребенок не понимает связь причины и следствия в 10 лет, потому что не ощущает свой костяк. Но в 11 лет он приобретает чувство геометрических форм и все ему становится ясно.

Возрастная периодизация Штайнера

  1. До шести лет - фаза имитации - дети учатся через примеры, копируя других, при помощи практической деятельности.
  2. 7-14 лет (в 7 лет рождается эфирное тело) - фаза воображения - дети учатся с помощью искусства и творчества, через следование авторитету (учителю). Развивается фантазия и память.
  3. 14 лет и старше (в 14 лет рождается астральное тело) - происходит эмоциональное взросление и развитие интеллекта, у ребенка появляются абстрактные понятия, он познает основы этики и социальной ответственности.

Особенности педагогики Штайнера в школе

Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения. Учебников конечно же нет в классической версии методики, но в реальных школах ближе к ЕГЭ все обзаводятся учебниками, и как правило репетиторами. Также в школах нет цифровых устройств (компьютеров, проекторов и т.д.)

До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.

Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.

Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками. Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.

Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).

Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.

Модель построения уроков

Предметы в вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели. Содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие.

Иностранные языки (обычно два) изучают уже с первых классов. Вначале устно, потом и письменно.

Как мы уже сказали, много времени отводится под уроки творческой направленности: музыка, различные искусства (рисование, стихи и пр.) и ремесла.

Отдельно стоит отметить физические упражнения и эвритмию. Эвритмия - это звук, выраженный в движении. Дети прыгают или танцуют, стучат палками и проговаривают стихи, или поют различные звуки алфавита.

Вальдорфский детский сад

Но вернемся к дошкольникам. Чем же вальдорфский детский сад отличается от обычного государственного?

Как мы уже описывали выше, у детей до шести лет (по Штайнеру) - фаза имитации, когда они учатся через примеры, копируя других. Роль примера берут на себя взрослые, в детском саду это воспитатели. Дети всячески подражают воспитателю, который является абсолютным образцом поведения. Так воспитатель может подавать пример работы в хозяйстве, что побуждает детей помогать ему, например: вытирать пыль, накрывать на стол, работать в саду и т.п.

Вальдорфская система не ставит перед собой задачу научить ребенка знанию, которое пригодится ему в будущем. Она дает ему возможность научиться тому, что принесет пользу уже сейчас. Поэтому задача воспитателя – помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, не прибегая к внешнему навязыванию знаний. Это снимает с ребенка обязанность взрослеть и накапливать специальные умения (чтение, счет) раньше школы, что позволяет оставаться в мире фантазий и игры максимально долго.

Как и в системе Монтессори, в вальдорфском детском саду нет обязательных занятий, которые есть в государственном. Детей не усаживают в круг или за парты, не пытаются в организованной форме привить какие-либо знания. Большую часть дня дети занимаются свободными занятиями: рисованию, лепке, аппликациям, песням и стишкам, играм на свежем воздухе (в том числе игры с водой или песком), ролевым играм, действиям с природными материалами (гончарный круг, сами делают игрушки) и т.п.

Классическая вальдорфская методика стремится привести детей ближе к природе, связать ее с реальной жизнью и практикой. Так дети могут пробовать заниматься выращиванием растений, плести корзины, что-то строить или даже печь хлеб.

Еще одна особенность данной методики - в ней нет готовых игрушек (особенно из пластмассы и с элементами электроники), и дети совместно с воспитателями должны создавать их самостоятельно. Основу игрушек составляют природные материалы, которые иногда можно собрать прямо на прогулочной площадке: различные производные от деревьев (ветки, желуди, листья и т.п.), солома и травы, натуральные ткани, краска (от цветов, растений) и т.д. Все это формирует у детей воображение и развивает творческие способности, что создает базис для будущего освоения более сложных форм мышления (логического и абстрактного).

Критика вальдорфской школы

В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.

Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное - да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.

Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.

Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.

Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера - антропософия.

Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.

Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Первое учебное учреждение, работающее по принципам Вальдорфской педагогики, было открыто в 1919 году по запросу владельца табачной мануфактуры «Вальдорф-Астория» Э. Мольта. Именно поэтому Вальдорфская методика развития детей носит такое название.

К 1928 г. Вальдорфские школы открылись в разных городах Германии, а следом в Норвегии, Голландии, Венгрии, Австрии, США и др.

Изначально открывались именно школы, обучающие детей с 7 лет (1 класса). Вальдорфская система воспитания отличалась от немецких школ того времени:

  • девочки учились вместе с мальчиками,
  • не проводился вступительный экзамен,
  • не учитывалось социальное положение ученика,
  • школа не зависела от сторонних организаций.

На данный момент открыто более 1000 школ в 64 странах мира, все они созданы по строгому образцу.

После успеха школ нового типа были открыты и детские сады, работающие по Вальдорфской системе обучения. Сейчас их количество приближается к 2 тысячам по всему свету.

Основные принципы

В теории Вальдорфской педагогики Р. Штайнера дети по мере своего взросления проходят три семилетних «спирали знания». Краткая характеристика Вальдорфской педагогики – «всему свое время». Каждый виток – особый подход к обучению ребёнка. Так, первые семь лет (0-7 лет) упор делается на подражание.

На первый план выходят такие виды деятельности как:

  • творческие игры (пение, рисование, аппликация, шитье),
  • чтение/рассказывание/постановка сказок, басен и народных мифов,
  • строительно-конструктивная деятельность (строение башен, домиков),
  • развитие устной речи.

Второй виток (7-14 лет) большее внимание уделяет детской фантазии. Интересен отказ от учебников во время обучения. На первый план выходит личность учителя, способная заинтересовать школьников интересной подачей материала. Главным умением детей становится способность слушать и запоминать учебный материал, записывая при этом важные моменты в свои рабочие тетради, украшая «конспекты» собственными иллюстрациями. Можно сказать, что школьники сами пишут свои собственные учебники.

Основами изучения становятся:

  • мифология,
  • народные сказки,
  • литература,
  • музыка,
  • танцы (эвритмия – смесь пантомимы, танца, музыки, поэзии),
  • естественные науки,
  • полезные ремесла,
  • иностранные языки,
  • искусство.

Во время третьего витка – в старших классах – сосредотачиваются на мышлении. Появляются профильные учителя, обучающие детей точным наукам, основным предметам и социальной ответственности.

Основные методы системы

Главный метод Вальдорфской педагогики — приём «душевной экономии» (обучение должно проходить без внутреннего диссонанса, гладко и легко).

Этому способствуют цели и задачи данной системы:

  • осмысленное (чувственное) развитие памяти,
  • персональный подход к каждому ребёнку,
  • поддержание интереса к процессу обучения,
  • баланс между активным и пассивным времяпровождением (цикличность активности),
  • ритмический цикличный распорядок дня (цикл: общеобразовательный предмет – творческие занятия – практическая деятельность),
  • гармонизирование социальной среды,
  • подача материала по «эпохам» (длительностью в 4 недели),
  • гармонизирование душевной жизни (мышление, чувства, воля),
  • объединенная классная деятельность,
  • высокие запросы к личности педагога.

Учитель и дети

Огромную роль в Вальдорфской системе играют учителя. Их задача – быть образцами для подражания, партнёрами в познании мира.

Педагог придумывает и проводит коллективные занятия, в которых новый материал не просто объясняется, но сочетается с творчеством и направлен на воспитание духовности.

Основная обязанность Вальдорфского учителя – создание гармоничной обстановки и дружелюбного микроклимата в классе. Он заботится и об окружающем убранстве: мебель и рабочие материалы должны быть выполнены из естественных материалов в лаконичном, но при этом уютном дизайне. Игрушки должны быть многофункциональными и направленными на развитие воображения.

Также педагоги стараются стимулировать любознательность, тягу к прекрасному, доброту.

Оценивание успехов

Экзамены, тестирование и прочие традиционные методы не применяются для оценки полученных «вальдорфцами» знаний. Ведь нет общего критерия оценки – каждый ребёнок развивается в собственном ритме. Вместо этого учителя рассказывают заинтересованным родителям, как прошёл день в классе, что было изучено, какие было сделаны поделки, демонстрируют «Древо Познаний». Периодически проводятся выступления и отчетные мероприятия.

Перспективы развития

Несмотря на ведущиеся споры вокруг Вальдорфской методики и обвинения в оккультной направленности, Вальдорфская система образования признается многими государствами, где применяются инновационные подходы к развитию детей, а школы получают государственные аккредитации. Исследования показали, что выпускники Вальдорфских школ успешно поступают в вузы и социально адаптируются в любых коллективах.

Огромным плюсом становится возможность выпускников не только воспроизводить готовые знания, но и творчески их применять и перерабатывать. Это имеет большое значение в век интернет-технологий, когда просто получить какое-либо знание не доставляет особых проблем.

Некоторые имена успешных выпускников школ гремят на весь мир: Йенс Столтенберг (занимает высшую руководящую должность в НАТО), писатель, автор знаменитой «Бесконечной истории» Михаель Энде, актрисы: обладательница «Оскара» Сандра Буллок и не менее знаменитая Дженнифер Энистон, нобелевский лауреат по физиологии и медицине Томас Зюдхоф и мн.др.

Единственный минус, который не даёт развиться Вальдорфскому движению в РФ в полной мере, — наличие ЕГЭ. И желание учительского состава не научить детей, а «натаскать» на сдачу теста. Но ничто не мешает современным родителям использовать методы Вальдорфской педагогики дома, чтобы вырастить всесторонне развитого ребёнка.

Детство – это самое важное время в жизни человека. Научно доказано, что дети, не имевшие возможности адекватной социальной адаптации в первые годы жизни, в дальнейшем испытывают серьезные трудности в процессе общения и восприятия окружающего мира.

Современные методики образования акцентируют внимание на воспроизведении знаний, совершенно не уделяя внимание эмоциональному развитию. Это приводит к тому, что со временем дети начинают испытывать страх перед неудачей в учебе, школа не признает особенностей их мышления, не дает возможности проявлять чувства, таланты. Система образования вальдорфских школ позволяет максимально комфортную среду взросления, где он сможет ощутить свою индивидуальность и почувствовать заботу. В ней к каждому ребенку используется индивидуальный подход, позволяющий развивать не только его интеллектуальные способности, но и эмоциональное восприятие мира.

Вальдорфская система образования

В основу вальдорфских школ легло антропософское представление, согласно которому в человеке одновременно сочетаются дух, тело и душа: мысли (разума, интеллекта), чувства и воли. Согласно этой системе образования, развитие не должно иметь однобокий характер: нельзя насильно прививать приобретение знаний или навыков, малыш должен самостоятельно, путем развития психики, моторики, образного восприятия познавать окружающий мир.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется эмоциональному состоянию детей. В школах создается максимально комфортная обстановка, где нет давления и необходимости следовать строгой программе – каждый малыш растет в своем собственном ритме. Педагоги не форсируют процесс обучения, напротив, они используют исключительно индивидуальный подход.

История возникновения системы образования

Основоположником этой системы воспитания детей стал легендарный мистик и философ 20 века, Рудольф Штейнер. В 1907 году он опубликовал свой труд «Образование ребенка», в котором нашла отражение ранее разработанная им концепция антропософии. Книга стала прорывом педагогики, и уже в 1919 году в Штутгарте была открыта первая вальдорфская школа. На сегодняшний день во всем мире действует более 1000 таких школ.

Спустя два десятилетия после открытия первой школы, основываясь на ее достижениях, во многих странах мира были открыты аналогичные заведения: в США, Голландии, Норвегии, Австрии, Украине и пр.

В своей книге Штейнер говорил о том, что любовь к ребенку должна служить главной движущей силой в его развитии. Причем речь шла не только о любви родителей: дети – это самые искренние и бескорыстные существа, они крайне чувствительны к мимике взрослых, их эмоциональному состоянию. При этом в первые годы жизни они очень зависимы от окружения. Он еще не в состоянии дистанцироваться, выделить собственное я, а потому именно окружающие его люди создают фон для развития его физического и психического здоровья.

Направления работы

Работа вальдорфских школ основывается на том, что ключевым этапом становления личности человека является детство. Педагоги не стремятся искусственно привить детям знания, не проводят различные интеллектуальные тренинги, они позволяют детям в естественном темпе развивать то, что было заложено в них природой. Чтобы этот процесс воспитания был успешным, в школе создаются благоприятные условия: нет оценок и понятия «неуспеваемость», практически не используются учебники.

К основным направлениям работы вальдорфских школ можно отнести:

  • создание комфортной среды;
  • отсутствие оценивания поведения;
  • воспитание с помощью личного примера;
  • многофункциональные игры;
  • организация дневного ритма;
  • использование основ культуры в работе в детьми.

Все эти способы работы с детьми гармонично сочетаются между собой, создавая внутри школы ощущение семьи, где детям комфортно и спокойно. В таких условиях проявляются их лучшие качества, развиваются таланты, воображение, они начинают полноценно ощущать свою индивидуальность.

Создание благоприятной атмосферы

Главный принцип работы вальдорфских школ – создание атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно, «как дома». В таких условиях малыш начинает проявлять инициативу, принимать активное участие в играх по собственному желанию, процесс обучения вызывает у него неподдельный интерес, что приводит к успехам.

Главная роль в создании такой атмосферы отводится учителю. Он не должен быть нейтральным равнодушным наблюдателем, напротив, учитель в вальдорфской школе – это яркая, творческая личность, пример для подражания для детей. Он должен уметь найти подход к каждому в группе, наладить с ним доверительные дружеские отношения, чувствовать любые изменения в настроении детей.

Методы преподавания

В основе всех методов работы с детьми и воспитания в вальдорфских школах лежит апелляция к чувствам, а не к интеллекту. На каждой стадии обучения происходит развитие той деятельности, которая действительно интересна, не вызывает у него отторжения или любых других негативных чувств. Педагоги вальдорфских школ обязательно учитывают различные темпераменты детей, дают им возможность развиваться в собственном ритме.

  • Развитие памяти

В основе этой педагогики лежит отказ от традиционного наглядного обучения, когда дети должны видеть предмет и запоминать его. Обучение проходит иначе: он не просто запоминает, в его сознании память работает совместно с эмоциональным восприятием того или иного предмета, чувства становятся опорой для памяти. Эмоциональная память считается одной из самых долгосрочных, поэтому заучивание стихов, таблицы умножения в сочетании с эмоциональными движениями будет более эффективным.

  • Развитие интереса

Главное преимущество вальдорфских школ и их педагогики заключается в том, что они прививают детям интерес к учебе и образованию. Система обучения задействует мобилизацию интереса для тесного переплетения с образовательным процессом: поскольку дети до 9 лет предпочитают активные игры, им тяжело усидеть на месте, они хотят много двигаться, играть, то именно в такой форме обучение будет наиболее эффективным.

В дальнейшем, когда дети начинают познавать себя, отделять себя от окружающих, осознавать свое место в жизни, в программу обучения вводятся зоология, география – те предметы, которые позволят расширить его кругозор, представление о строении мира.

  • Гармонизация душевной жизни и социальной среды

Еще одна принципиальная особенность педагогики и воспитания – отсутствие подавления индивидуальности. Вокруг малыша создается комфортная благоприятная среда, где окружающие принимают его таким, какой он есть.

Педагоги при этом поддерживают равновесие воли, чувств и мышления. Такая гармония душевного состояния позволяет полноценно развиваться физическому здоровью.

  • Ритмический распорядок дня

Вальдорфская система образования невозможна без ритмического распорядка. Этот аспект работы с детьми был заложен еще основоположником школ и имеет принципиальное значение. Для каждого дня, проведенного в школе, существует определенный ритм. Как правило, день начинается с основного урока, требующего максимальной концентрации – математики, ботаники и пр. Затем дети занимаются уроками, предусматривающими использование ритмических движений – хлопков, прыжков, при этом они могут читать стихи или учить таблицу умножения.

У каждого дня недели имеется своя функциональная нагрузка – например, по пятницам во многих школах проходят генеральные уборки с участием детей. Малыши, выполняя простые движения, оказываются вовлечены во взрослую жизнь. Благодаря такой системе у детей вырабатывается собственный ритм жизни, они привыкают к выполнению определенных задач в разные дни недели. Систематичность также способствует лучшему усвоению материала.

Игры и игрушки в вальдорфской школе

Вальдорфская система в детских садах позволяет особое внимание уделять играм детей. Содержание игр бывает разным: это и свободные, и ролевые игры. Как минимум два часа в день дети играют самостоятельно, так, как подсказывает им их фантазия. Это позволяет развивать их образное мышление, они выпускают наружу свою индивидуальность. Как правило, такие игры устраиваются в первой половине дня. Любимыми играми становятся интерактивные игры-розыгрыши определенного сценария. В таких спектаклях дети импровизируют, основываясь на знакомых сюжетах.

Игрушки – это отдельный аспект воспитания. В вальдорфских школах нельзя встретить неестественных кукл, роботов, монстров, чудищ и других персонажей, любимых детьми. Главное условие для игрушек – они должны быть реалистичны. Дети с интересом увлеченно играют с поленьями, шишками, желудями, веточками, спилами, каштанами, кусочками коры и другими «игрушками» из леса. Естественные формы и материалы позволяют активнее включать воображение, представлять и воспринимать окружающий мир целостным и логичным.

Плюсы и минусы

У вальдорфских школ немало поклонников по всему миру, преимущества такой системы обучения детей неоспоримы:

  • она ориентирована не на воспроизведение знаний или на механическое запоминание, а на всестороннее развитие ребенка;
  • она учитывает возрастные потребности и способности ребенка;
  • она учит ребенка ориентироваться на себя и свои достижения, а не на внешнюю оценку;
  • материал изучается всеми возможными способами, то есть малыш полностью погружается в изучаемый объект;
  • обучение строится не на принуждении, а на добровольном желании.

Вместе с тем, вальдорфские школы имеют и ряд противников. Связано это с тем, что основоположником школы являлся Рудольф Штейнер, фигура весьма противоречивая и спорная. В связи с этим школы обвиняют в оккультизме и сектанстве. Внутри школ действительно действует своя идеология, общение получается довольно закрытым, а дети буквально боготворят учителя.

Другой аспект критики связан со сложностями адаптации воспитанников в современном мире. Дети учатся сначала в садиках, затем в школах по этой системе, однако, после выпуска, им приходится поступать в университет, где правит совсем иная система обучения. Дети привыкли к тому, что их индивидуальность ценится больше всего, а процесс обучения строится на интересе, что довольно часто расходится с современными реалиями.

Вальдорфская методика подкупает своим бережным отношением к личности ребенка, своей неспешностью обучения, тем, что делает садики и школы очень уютными. Как и многие нетрадиционные системы обучения, эта методика также либо подвергается острой критике, либо удостаивается восторженных отзывов.

Немного истории

Вальдорфская методика обучения относится к альтернативным педагогическим системам. Была основана Рудольфом Штайнером (1861–1925), а первая школа была открыта в 1919 году по инициативе Эмиля Мольта, директора сигаретной фабрики “Вальдорф-Астория”. В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Вскоре при школе был открыт детский сад, работающий по тем же принципам, что и школа. Новое воспитание вскоре стало приносить свои положительные результаты и на волне успеха стали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. Сегодня насчитывается около 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру.

В основе вальдорфской методики лежат философские взгляды Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Например, согласно этому учению, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании детей следует не забывать о духовном развитии ребенка. Само учение довольно интересное, в нем поиск человеком смысла жизни тесно переплетается с возможностью стать богоподобной личностью. Но многие нападки, особенно со стороны традиционных религий, связаны именно с этим учением, где мистика смешивается с религией. В школах и садах антропософия никак не преподается детям, но так или иначе стоит во главе угла вальдорфской педагогики.

Особенности вальдорфской педагогики

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается “эпохами”, которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

В детских садах группы разновозрастные, акцент также делается на творческое развитие ребенка, не поощряются магазинные игрушки, телевизор и компьютер. Дети много рисуют, лепят, выращивают овощи на участке возле детского сада, слушают сказки, смотрят спектакли и сами принимают в них участие.

Вальдорфские школы и садики очень гордятся своей душевной атмосферой, уважением к личности ребенка и к самому детству, тесным общением с родителями, отсутствием между детьми соревнований на звание “кто лучше”.

westhostsite.com

Претензии к вальдорфской педагогике

У вальдорфских школ за плечами огромный опыт и большие наработки, также в их пользу говорит то, что садики и школы до сих пор пользуются популярностью. Однако их очень часто обвинят в недостаточной умственной нагрузке для детей, их неподготовленности к суровым реалиям жизни, где все не так сказочно и душевно.

Что можно взять из вальдорфской педагогики родителям

Если вникнуть более детально в изучение вальдорфской педагогики, вы обязательно найдете информацию,как подтверждающую, что эта система – большая ошибка, так и утверждающую, что вальдорфский подход к воспитанию – один из самых гуманных и эффективных. Все будет зависеть от ваших взглядов и убеждений, а также личного взаимодействия с вальдорфским методом.

  1. Не перегружать ребенка обучением, кружками и дополнительными занятиями. Детство – особый период в жизни человека, когда у него есть большие возможности раскрыть свой творческий потенциал.
  2. Ограничение на телевизор и компьютер. Никто не спорит об их вредном влиянии, но мало кто придерживается этого правила дома. А ведь ученые доказали, что информационный шум, создаваемый телевизором, и чрезмерная зависимость от гаджетов негативно влияют на умственное и эмоциональное развитие ребенка.
  3. Игрушки, сделанные своими руками или из природных материалов. Например, несравненные вальдорфские куклы многие психологи и педагоги рекомендуют использовать в играх с ребенка с самого раннего возраста. Покупайте или делайте игрушки из дерева, натуральных тканей или глины. Это положительно скажется на общем развитии ребенка.
  4. Больше внимания к ручному труду: лепка из глины, резьба по дереву, шитье, поделки – на все это в обычных школах и садах часто нет времени. Тем не менее, работа руками – это развитие творческого мышления, снятие стресса и возможность проявить себя.
  5. Свободное рисование. В вальдорфским садах не принято рисовать под копирку, детям даются кисточки, три основных цвета и возможность творить, как хочется.
  6. Хорошая идея – садить небольшой огород или выращивать цветы. Ребенок трудится, заботится о растениях, собирает урожай. Разве это не подготовка к реальной жизни? По крайней мере будет знать, что морковка не растет на деревьях.
  7. Инсценировки, спектакли. Такая деятельность полезна абсолютно для всех детей. Здесь и развите речи, и общение, и расширение кругозора.
  8. В вальдорфских школах очень много праздников. Отмечаются все религиозные даты (причем всех религий), придумываются свои. Все проходит очень красиво и торжественно. Дети чувствуют себя включенными в коллектив, чувствуют себя частью чего-то большего, приобщаются к традициям. Чем не повод дома придумать свой семейный праздник, его историю и оформление? Так и формируется детская привязанность и теплые воспоминания о доме.
  9. Меньше оценивайте, сравнивайте и критикуйте ребенка. Главный акцент – на развитие индивидуальности вашего ребенка, обучение должно соответствовать его собственному ритму.
  10. Экологичное воспитание. Это и бережное отношение ко всему живому, к человеку, к человеческому труду и наследию, это и развитие сочувствия, доброты, и целостное видение мира, где все его обитатели взаимосвязаны.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

"Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку поскольку мы свободны"

Рудольф Штайнер

"Философия свободы"

Отцом всей дошкольной педагогики считаю Фридриха Фребеля.

Но рассмотрим более подробно второй большой дар Германии мировой педагогической науке – вальдорфская педагогика Штайнера.

Вальдорфская педагогика - система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Вальдорфская педагогика наиболее сложная по сравнению с другими педагогиками, например с педагогикой М. Монтессори. Прежде всего, потому, что здесь не берется за основу какой-то один принцип, который затем проводится через всю систему, и из которого мы можем дедуктивно вывести вообще все. Например, Монтессори - педагогика построена на идее, что ребенок развивается сам. Это альтернатива тому, что взрослый извне, своими действиями направляет, навязывает ребенку, как и с какой скоростью ему развиваться. «Помоги ребенку сделать это самому» - девиз педагогики. Дидактический материал выстраивается таким образом, чтобы ребенок, самостоятельно занимаясь с ним, развивался в самодвижении. Конечно, идея саморазвития - это важная идея, но она должна присутствовать в любой педагогике, но здесь она проводится начиная с дошкольников через всю систему как основной принцип.

Вальдорфская педагогика отличается тем, что считается с глубокими метаморфозами развития ребенка в разных возрастах и на разных ступенях. В зависимости от этого подходы кардинально меняются. Вальдорфский детский сад - это одна ситуация, младшая и средняя школа- это две абсолютно другие ситуации, а старшая школа - еще и третья ситуация.

Вальдорфскую педагогику никак не отнесешь к направлению раннего интеллектуального развития. Она привлекает тех, кто ищет не схем и методик, но душевной, творческой атмосферы. Однако за любым творческим педагогическим методом стоит, как правило, некое мировоззрение, своя духовная реальность. В основе вальдорфской педагогики лежит антропософия - оккультно-мистическое учение немецкого философа-мистика Рудольфа Штайнера. Философ ставил целью воспитания раскрытие "тайных" способностей человека с помощью специальной системы.

Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики.

1.Возникновение вальдорфской педагогики, идеи, лежащие в ее основе.

Рудольф Штайнер(1861-1925гг.) без сомнения является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений того времени. Он редактор и издатель естественно-научных трудов Гете; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения- эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений - прежде всего, детских садов и школ - работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

В течение многих столетий в европейской педагогике бытовало мнение, что ребенок - это "недоделанный взрослый". Методом кнута и пряника надо его усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе.

Штайнер одним из первых в Европе заговорил о том, что малыш обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться, скорее, сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста.

В 1919 году Рудольф Штайнер пишет " Воззвание к немецкому народу и культурному миру", где он впервые публично формирует свой план переустройства общества в соответствии с требованиями современности. Под этим воззванием поставило подпись огромное количество людей, среди которых были многие видные деятели общественной жизни Германии того времени, как например, профессор права Вильгельм фон Блюме, создатель новой вюртембергской конституции и пользовавшийся огромным авторитетом, Томас Манн и другие. Штайнер выступает с лекциями, посвященными социальному вопросу, перед образованной публикой, а также перед рабочими. В одном из таких выступлений он ярко обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, "подлинно человеческое", живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого "человека толпы", послушного колесика в государственной машине, должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного "профессора", должен был сменить активный, способный на создание нового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии.

Поразительно, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сей день. Создается впечатление, что Штайнер лишь терпеливо ждал подходящего момента, чтобы осуществить, годами вынашиваемые им педагогические идеи.

Девиз вальдорфской педагогики: нет раннему развитию. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд малышу, и не следует вводить его туда преждевременно. Если предоставить возможность духу и воле ребенка окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть интеллектуальной сферы, необходимой современной цивилизации.

Еще одна важная особенность вальдорфской дошкольной педагогики заключается в ограничении на всякую оценку крохи. Оценка - как отрицательная, так и положительная - является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу.

Однако отсутствие оценок вовсе не означает общего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви является основой и главным принципом вальдорфской педагогики. Только любовь к малышу, принятие его индивидуальности, позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждения и позволить реализоваться его собственным силам и способностям.

2. Вальдорфский детский сад.

Основной принцип жизни вальдорфского детского сада - ритм. Циклы концентрации в течение дня чередуются с циклами расслабления. Свободная игра, которой придают колоссальное значение, сменяются групповыми занятиями, за уборкой следует прогулка, за которой эвритмия. Считается, что ребенок чувствует себя гораздо комфортнее, когда знает, что он будет делать в каждый момент дня и недели: по понедельникам делаем салат, по вторникам рисуем акварелью, по средам лепим из воска… Ритм дня представляет собой чередование «выдоха и вдоха», т.е. самостоятельной деятельности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох) и занятий с воспитателем, когда ребенок что-то вбирает в себя (вдох).

Считается, что ребенок руководствуется своим Высшим Я, развивается в соответствии с индивидуальным планом своей души, поэтому все инициативы ребенка поддерживаются, кроме опасных. Педагог не может вполне судить о целесообразности тех или иных действий ребенка, ведь он находится в той или иной степени закрытости, в зависимости от этапа развития личности, тогда как ребенок открыт. Следует беречь и поддерживать любую инициативу маленького ученика и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-либо делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

Если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

Если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене);

Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет. При этом запрет должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений.

Общий принцип природосообразности развития и воспитания конкретизируется в следующих положениях:

  • Воспитание через подражание и пример.
  • Культивирование разнообразных форм игровой деятельности, прежде всего свободной игры, ритмических игр, традиционных народных игр.
  • Ритм и повторение
  • Общий художественно-эстетический фон

Главное содержание работы в детском саду – освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Однако главной и самой важной деятельностью детей является игра. Все поведение воспитателя и оборудование детского сада должно способствовать свободной игре.

Вальдрфская группа - разновозрастная, и маленькие дети учатся, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежду, а время от времени присоединяется к ребятам: поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле.

Огромное внимание уделяют здесь ручному труду: все дети учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и ткацком станке. Соприкосновение с живыми, теплыми материалами, шерстью и шелком, деревом, воском и глиной здесь придают особое значение: считается, что это способствует правильному духовному развитию и интеллектуальному созреванию.

Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитательный шаблон. Причем красок дается всего три: красная, желтая и синяя. Дети должны сами составить дополнительные цвета из основных.

Ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая ребятам сказку, воспитательница сопровождает ее игрой на каком-то музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

Хотелось бы отметить, что игрушки в вальдорфских садах особенные. На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные "игрушки": поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный "строительный материал" – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры.

В играх "принимает участие" и "обычная" мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней.

Главным позитивным методом воспитания и основной педагогической установкой является подражание воспитателю. Вся жизнь ребенка до 7 лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит вокруг. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. Поэтому нужно строго следить за тем, чтобы в окружении малыша не происходило ничего, чему он не должен был бы подражать. Воспитание примером. В дошкольном возрасте нравственные чувства ребенка, его доброта и отзывчивость проявляются главным образом в сфере отношений со сверстниками.

Подводя итоги краткому описанию дошкольного образования в Германии, можно отметить с одной стороны эклектичность его теоретической основы, а с другой – единство ценностных установок воспитания.

Эклектичность научных оснований заключается в том, что в работе одного дошкольного учреждения соединяются методы работы разных педагогических систем. Прежде всего, это выбор занятия, материала и вида деятельности.

Своеобразный культ игры и разнообразной художественной деятельности, привлечение детей к разным видам совместного творчества, отсутствие единой программы сближает данную систему с Вальдорфским детским садом.

Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, активная вовлечённостью родителей. Элементы традиционной народной культуры, а так же праздники которые «проводят» детей через кругооборот года – органично вливаются в педагогическую деятельность.

Казалось бы, такой детский сад – идеальная среда для развития ребенка. И все же не все так просто. Проанализировав вальдорфскую педагогическую систему можно выявить как плюсы, так и её минусы:

Плюсы детского сада по вальдорфской методике:

Отсутствие принуждения, оценки, уважение к личности ребенка и его свободному выбору.

Воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия. Обучение новым навыкам так происходит естественно и просто.

Организация здорового ритма жизни группы. Замечено, что многие психологические проблемы и проблемы, связанные со здоровьем могут быть решены при создании удобного, естественного ритма.

Формирование разновозрастных групп.

Создание пространства, способствующего развитию свободной игры, многообразная творческая активность детей.

Эстетическое и эмоциональное развитие детей. Вальдорфская методика, одна из немногих, не только декларирует, но и кропотливо и постоянно проводит работу по формированию эстетического взгляда на мир, развитию творческого начала в ребенке. Много внимания уделяется эмоциональному комфорту воспитанников. Ненавязчиво в труде воспитываются волевые качества личности.

Минусы детского сада по вальдорфской методике:

К какой бы религиозной конфессии вы ни принадлежали, нельзя забывать, что антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, мягко говоря, не одобряет ни одна из традиционных церквей. Хотя педагоги в саду никакого мировоззрения не навязывают.

В вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. Не имея подготовки, ребенку может быть трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу.

В вальдорфских детских садах особенные игрушки: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Готовая фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги- вальдорфцы. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) общества, или, что более вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, будет обречен вести двойную жизнь.

Круг чтения в вальдорфском детском саду ограничен. К литературной авторской сказке (вроде «Мойдодыра»), рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится скорее негативно. Кстати, истории детям не читают, а рассказывают, и чтение детям книг дома, а не их пересказывание, не слишком одобряется.

Специфический режим пребывания в саду (неполный день) подойдет далеко не всем родителям, которые хотят выйти на работу.

В общем и целом, вальдорфская педагогика говорит о том, что нравственное развитие детей во многом определяется не только общественными установками, влиянием семьи и врожденными задатками, но прежде всего условиями жизни и воспитания ребенка.