Линейный корабль андрей первозванный. Рафаил Михайлович Мельников Линейный корабль "Андрей Первозванный" (1906–1925)

Японцы в Цусиме потопили артиллерийским огнем три русских броненосца и сильно повредили еще два. Вывод, который сделали оба противника, был почти одинаковым: многочисленные снаряды среднего ка­либра хорошо дополняют действие крупнокалиберных «чемоданов», нанося повреждения трубам, надстрой­кам и другим небронированным объектам. Русские корабли оказались совершенно неподготовленными к подобному воздействию. Пожары и осколки не давали ни стрелять, ни бороться за живучесть, а через бреши в небронированном борту поступало много воды, со­здавая угрозу опрокидывания.

Большинство русских специалистов сошлись в од­ном вопросе: нужно создавать корабли, надежно за­щищенные хотя бы от снарядов среднего калибра. Но к тому моменту, когда отгремели залпы русско-япон­ской войны, на стапелях Санкт-Петербурга уже нахо­дились два броненосца («Император Павел I» и «Анд­рей Первозванный»), бронирование которых соответ­ствовало лишь «доцусимским» стандартам.

Их строительство приостановили, а корабли реши­ли перепроектировать. Один вариант изменений сле-

довал за другим; всего рассмотрели 17 вариантов (!) новых проектов, пока не были удовлетворены и ко­раблестроители, и военные моряки. Из каждого про­екта взяли понемногу: новую английскую систему

конструктивной защиты, американские ажурные мач­ты и систему управления огнем, новую немецкую си­стему бронирования, собственную улучшенную систе­му обеспечения непотопляемости и остойчивости, бортовые клюзы с якорями Холла без штоков.

Результат оказался плачевным: постройка «Анд­рея» и «Павла» затянулась на восемь с лишним лет. В 1912 г., когда они вступили в строй, оба броненосца оказались столь же устаревшим по отношению к со­временным требованиям, как и в момент закладки.

Это было тем более обидно, что русские проекти­ровщики создали практически идеальный корабль, но - для времен Цусимы. Особенно впечатляло бро­нирование. Едва ли можно было найти где-нибудь броненосец, у которого броня прикрывала свыше 95% площади надводного борта! Главный бортовой пояс высотой 3,06 метра в средней части, из которых 1,22 метра уходили под воду, состоял из 49 броневых плит. К нижней кромке он утончался до 152 мм, к носу -до 127 мм, к корме - до 102 мм. Верхний пояс при средней высоте 2,66 м имел толщину 127-102 мм. в оконечностях - 79 мм.

Казематы 203-мм и 120-мм орудий по бортам за­щищала 127-мм броня, по траверзам 102-мм, а пере­борки между этими орудиями имели толщину соответ­ственно 38 и 25,4 мм. Каземат промежуточной артил­лерии в диаметральной плоскости разделялся 2-дюймовой продольной переборкой, а задние стенки казе­матов 120-мм пушек имели толщину 25,4 мм. В корпусе не было ни одного иллюминатора: конструк­торы решили не ослаблять броневые плиты.

Горизонтальное бронирование состояло из ниж­ней и средней броневых, верх­ней и навесной (она же крыша казематов 203-мм орудий) па­луб. На нижнюю палубу от 34 до 90 шпангоута настилались 24-мм, а в оконечностях 22-мм броне­вые листы, что в совокупности с настилом самой палубы дава­ло общую толщину 40 и 38 мм. Средняя палуба между борто­выми коридорами собиралась из 25-мм броневых плит, а на ее 22-мм настил над бортовыми коридорами укладывались 38-31-мм плиты, образовавшие два отдельных ряда вдоль каждого борта толщиной, соответствен­но, 54 и 60 мм. Верхняя палуба в пределах каземата имела тол­щину 6,4 мм, а вне его, с учетом бронирования - 32 мм. Навес­ную палубу и крышу каземата 120-мм орудий защищали 19-мм листы. Не имел защиты лишь небольшой участок в верхней части кормы.

Башенные установки ГК бронировались плитами толщиной 203 мм - лобовая часть и боковые стенки, 254 мм - задняя стенка (она же противовес), 63,5 мм - крыша. Башни 203-мм орудий имели тол­щину передней и задней стенок 152 мм, боковых - 127 мм, крыши - 50,8 мм.

Для вертикального бронирования использовалась преимущественно крупповская цементированая бро­ня, для горизонтального - хромоникелевая броне­вая сталь. Общая масса брони составляла 33% от полного водоизмещения.

Непотопляемость корабля обеспечивали семнадцать главных поперечных водонепроницаемых пере­борок. доходившие до средней палубы, а также вто­рое дно и продольная противоминная переборка, от­стоявшая от наружной обшивки на 2,6 метра. Надст­ройки постарались свести к минимуму, насколько поз­волял исходный проект.

Очень важные изменения произошли в артилле­рии. Хотя 12-дюймовые пушки остались прежними, их удалось снабдить новыми затворами, сократившими

интервал между выстрелами с двух минут до 45 се­кунд. По опыту войны стало ясно, что шестидюймовые орудия все же слабы для того, чтобы наносить обшир­ные повреждения в мощной конструкции корпусов броненосцев. Поэтому средний калибр составили 8-дюймовки с длиной ствола 50 калибров (10,1 м). разработанные фирмой «Виккерс». Их скорострель­ность достигала 3 выстрелов в минуту. Эти пушки предназначались для поражения больших кораблей, а отражение минных атак должны были взять на себя 120-мм орудия Канэ со скорострельностью 10 выстр/мин, расположенные в верхнем каземате. Ко­рабельный комплект снарядов на ствол составлял: 305-мм - 70, 203-MM - 110, 120-мм - 200 штук.

Энергетическая установка состояла из двух паро­вых четырехцилиндровых машин тройного расшире­ния по 8816 л.с, приводивших во вращение два трех­лопастных гребных винта диаметром 5,6 м.

Однако первые выходы в море подтвердили опа­сения за мореходные качества кораблей. К примеру, «Андрей Первозванный» 14 июля 1910 г. хотя и шел спокойно против сильного ветра, но при этом прини­мал много воды на полубак. На бак «Императора Павла I», по отзыву командира, в хорошую погоду при скорости 17-18 узлов попадала «масса воды в виде сплошного непрерывного дождя брызг, заливавших не только верхнюю палубу, но и 12- и 8-дюймовые баш­ни, нижний мостик, боевую рубку и попадавших даже на палубу 120-мм казематов, не говоря уже о навес­ной палубе, на которой стояла сплошная вода».

Другим серьезным недостатком оказалась плохая обитаемость из-за неудачной конструкции вентиля­ции. Особенно остро этот вопрос встал после увели­чения численности команды с 750 до 950 человек. Ре­шетчатые мачты на ходу сильно вибрировали, а от близкого расположения к трубам их верхние части настолько нагревались, что преграждали доступ к на­блюдательным постам.

25 февраля 1911 г. «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» зачислили в действующий флот в сформированную тогда же бригаду линейных кораблей, вместе с линкорами «Слава» и «Цесаре­вич». Но еще в течение полутора лет на кораблях продолжалась сдача заказчику отдельных вспомога­тельных механизмов, систем, оборудования, а также устранение выявленных на испытаниях недостатков.

Ясно, что невозможно улучшить абсолютно все ха­рактеристики, не жертвуя ничем. В результате боль­шой площади бронирования пострадала его толщина. Даже главный пояс «Андрея» и «Павла» плохо защи­щал от 12-дюймовых снарядов на большинстве бое­вых дистанций.

Появление дредноутов сделало столь долго проек­тировавшиеся и строившиеся русские броненосцы «второсортными». Еще через пару лет были созданы орудия калибра 343, 356 и 381 мм, которые могли про­бить броню «Андрея» практически с любой дистанции. А пушки среднего калибра, против которых было при­нято столько мер, вообще перестали угрожать боль­шим кораблям из-за сильно возросших дистанций боя.

«Андрей Первозванный» и «Император Павел I» фактически вступили в кампанию в составе бригады в мае 1912 г. и приступили к отработке задач боевой подготовки. 21 июля 1914 г. в связи с предстоящим вступлением в строй линейных кораблей типа «Гангут», она получила наименование 1-й бригады линейных кораблей, а 5 апреля следующего года ее пе­реименовали во 2-ю бригаду (существовавшую до марта 1919 г.).

В Первую мировую войну оба броненосца совер­шили всего лишь несколько боевых выходов и ни разу не имели соприкосновения с противником. В самом начале войны с них срезали ажурные решетчатые мачты «американского» образца (как демаскирую­щие эти броненосцы), заменив их на простые безран­гоутные «палки». В январе 1916 г. поступило распоря­жение о сдаче за ненадобностью торпед со всеми принадлежностями. Осенью того же года установили по четыре 76,2-мм зенитных орудия.

В течение всей войны корабли отстаивались в ба­зах, эпизодически совершая переходы из одной в дру­гую, что на фоне ухудшавшегося политического поло­жения в стране отрицательно сказывалось на настро­ении команд. В ходе вспыхнувшей Февральской рево­люции 1917 г. жертвами матросов стали многие офи­церы Балтийского флота, причем личный состав 2-й бригады линкоров в деле убийства своих офицеров отличился наибольшей активностью.

Далее последовали октябрьские события, Брест­ский мир, потеря Россией всех прибалтийских воен­но-морских баз. Во избежания захвата германской армией, 5-10 апреля 1918 г. «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» (с 16 апреля 1917 г. - «Рес­публика») совершили знаменитый переход из Гель­сингфорса в Кронштадт в составе судов сводного от­ряда. С 16 мая оба линкора вместе с четырьмя дред­ноутами включили в состав Морских сил Кронштадта, а 9 сентября «Республику» сдали в порт на хранение.

Почти на год дольше находился в составе Действу­ющего отряда «Андрей Первозванный».

В июне 1919 г. ему довелось произвести единст­венную в своей карьере боевую стрельбу - по вос­ставшим против большевиков соотечественникам на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь». Всего линкор выпустил по «врагам революции» и «классово чуждым элементам» сто семьдесят 305-мм и четыре­ста восемь 203-мм снарядов. 18 августа того же года «Андрей» получил в левый борт торпеду от прорвав­шегося на Кронштадский рейд английского торпедно­го катера. Корабль поставили на восстановительный ремонт в Балтийский завод, который так и не был за­кончен.

Царившая после гражданской войны разруха, раз­вал промышленности, отсутствие средств, опытных инженеров и квалифицированных рабочих, подавших­ся в поисках пропитания кто за границу, кто в дерев­ню, при общей запущенности обоих линкоров, делало их возвращение в строй невозможным даже в качест­ве плавбатарей. К тому же товарищ Ленин вообще не любил флот, считал его ненужным, а после Кронштадского восстания 1921 г. и вовсе разочаровался в «ма­тросиках». Вскоре последние русские броненосцы по­шли на слом.

Проект Корабли (2) (16) (1) (5)

Заказаны в рамках судостроительной программы на 1903-1920гг. Начаты постройкой на кредиты, выделенные для поддержания деятельности "частных судостроительных заводов и казенных верфей". Достраивались по программе "Распределение ассигнований на судостроение" на 1907- 1911гг.

Заложены как улучшенные броненосцы типа Бородино с увеличенным (до 203мм) калибром средней артиллерии, усиленными бронированием и противоминной защитой. По опыту Русско-Японской войны проект был переработан. Число орудий увеличили до 14; ввели единый противоминный калибр и усилили противоминную защиту, при отсутствии каких либо отверстий в броне ниже верхней палубы.

Из-за многочисленных переработок достройка затянулась и к моменту вступления в строй морально устарели. Последние из построенных русских броненосцев.

Андрей Первозванный1912 /1923

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие набеговых действий легких сил флота) и Февральской революции; в числе первых восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. 5-10 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление мятежа на форту "Красная Горка" 13-15 июля 1919 года); входил в состав ДОТ (действующий отряд кораблей).

18 августа 1919 года был поврежден в Кронштадте торпедой, выпущенной английским торпедным катером, после чего был поставлен на восстановительный ремонт. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

С 1 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, 15 декабря 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1924 года исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря. Впоследствии 203-мм башни корабля были установлены на фортах "Краснофлотский" и "Первомайский", а дальномеры и приборы управления артиллерийской стрельбой - на мониторах Амурской флотилии.

Император Павел I1912 /1923

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие набеговых действий легких сил флота) и Февральской революции; первым на флоте восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в гражданской войне (Ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт 5-10 апреля 1918 года, оборона форта Ино в апреле 1918 года).

С 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

22 ноября 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

65 Kb
76 Kb

80 Kb
85 Kb
86 Kb
90 Kb
91 Kb
93 Kb


93 Kb
97 Kb
107 Kb
111 Kb
112 Kb
137 Kb
138 Kb
229 Kb

Заказаны в рамках судостроительной программы на 1903-1920гг. Начаты постройкой на кредиты, выделенные для поддержания деятельности "частных судостроительных заводов и казенных верфей". Достраивались по программе "Распределение ассигнований на судостроение" на 1907- 1911гг.

Заложены как улучшенные броненосцы типа Бородино с увеличенным (до 203мм) калибром средней артиллерии, усиленными бронированием и противоминной защитой. По опыту Русско-Японской войны проект был переработан. Число орудий увеличили до 14; ввели единый противоминный калибр и усилили противоминную защиту, при отсутствии каких либо отверстий в броне ниже верхней палубы.

Из-за многочисленных переработок достройка затянулась и к моменту вступления в строй морально устарели. Последние из построенных русских броненосцев.

Андрей Первозванный1912/1923

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие набеговых действий легких сил флота) и Февральской революции; в числе первых восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. 5-10 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление мятежа на форту "Красная Горка" 13-15 июля 1919 года); входил в состав ДОТ (действующий отряд кораблей).

18 августа 1919 года был поврежден в Кронштадте торпедой, выпущенной английским торпедным катером, после чего был поставлен на восстановительный ремонт. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

С 1 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, 15 декабря 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1924 года исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря. Впоследствии 203-мм башни корабля были установлены на фортах "Краснофлотский" и "Первомайский", а дальномеры и приборы управления артиллерийской стрельбой - на мониторах Амурской флотилии.

Император Павел I1912/1923

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие набеговых действий легких сил флота) и Февральской революции; первым на флоте восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в гражданской войне (Ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт 5-10 апреля 1918 года, оборона форта Ино в апреле 1918 года).

С 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

22 ноября 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Приложение № 2 "Андрей Первозванный" и "Дредноут"

(Из брошюры "Общества ревнителей военных знаний", изданной в г. С.-Петербурге в 1908 г.)

Линейные корабли "Андрей Первозванный" и "Император Павел I "

I . Тактические элементы

Водоизмещение - около 18 000 т.

Длина (наибольшая) - 460 ф, ширина - 79 ф.

Углубление - 27 ф.

Артиллерия (черт. № 1)

4 орудия - 12 дм. в 40 калибров длины.

14 орудий- 8 дм. в 50 калибров длины.

12 орудий - 120 мм. 8 пулеметов.

Минное вооружение (черт. № 2)

3 подводных минных аппарата: один из них носовой, два бортовых.

Корабль снабжен тараном.

Броня (черт. № 3)

1-й броневой пояс по ватерлинии от носа до кормы - 8-8 1/2 дм. (к корме этот пояс утончается до 4 дм., а к носу до 5 дм.).

11-й броневой пояс над первым из носа до кормы - 5 дм. (к корме и к носу этот пояс утончается до 3 1/2 дм.).

111-й броневой пояс прикрывает каземат 8-дм. орудий - 5 дм. (внутри каземата орудия отделены друг от друга траверсами).

IV -й броневой пояс прикрывает каземат 120-мм орудий – 3 1/2 дм.

Башни 12-дм. орудии прикрыты броней в 10 дм., подачные к ним трубы 5 дм.

Башни 8-дм. орудий прикрыты броней 7 дм., подачные к ним трубы-4 дм.

Боевая рубка 9 дм. Дальномерная рубка 6 дм.

Палуба над казематом 120-мм орудий (черт. № 3) 3/4 дм., палуба над казематом 8-дм. орудий 1 дм., верхняя палуба (черт. № 4) 1 дм., верхняя броневая палуба (черт. № 4) 1 1/4 дм., нижняя палуба (черт. №№ 3 и 4) - 3/4 дм-1 1/4 дм.-IV , дм.

Крыши башен - 2 дм.

Машин две - тройного расширения; 25 котлов систе­мы Бельвиля.

Индикаторных сил (по проекту) - 1 7 600.

Скорость хода -18 узлов.

Запас угля (нормальный) - 1500 тонн.

Запас угля (полный) - 3000 тонн.

Район действия экономическим ходом - 6500 миль (при­близительно).

Прожекторов - 2.

Мачт легких - 2.

Судовой состав: офицеров, механиков и врачей 29; кондукторов 22; команды 900 человек.

Башни приводятся в действие при помощи электриче­ства. Подача ко всем орудиям при помощи электрических элеваторов, а в случае порчи вручную.

Непотопляемость корабля достигается разделением его на большое количество водонепроницаемых отсеков, из коих вода выкачивается в случае получения пробоины, при помощи одиннадцати 500-тонных электрических турбин. Таким образом, водоотливные средства позволяют в течение часа выкачать из судна 5500 тонн воды. Выравнивание крена дос­тигается путем соединения противолежащих отсеков толсты­ми трубами, автоматически перепускающими воду из повреж­денного отсека в другой, ему противолежащий.

Историческая справка

"Андрей Первозванный" был заложен в сентябре меся­це 1903 года на Галерном островке. Первоначальный чер­теж значительно отличался от настоящего его вида - про­должительность его постройки тем и объясняется, что в те­чение работ чертежи неоднократно изменялись в зависи­мости от получения опыта русско-японской войны. В осо­бенности значительные изменения, согласно боевого опы­та, претерпела система броневого прикрытия, кото­рая из далеко не полной, каковою она была на первона­чальном чертеже, ныне дошла до предела - еще нигде не достигнутого, прикрывая собой весь корпус корабля без единого в нем (сбоку) отверстия и прикрывая все его палу­бы. Чтобы достигнуть этого, пришлось, например, умень­шить толщину нижней броневой палубы, взамен чего поло­жить тонкую броню на верхнюю и среднюю палубы (черт. № 4). Легко себе представить, сколько времени отняла та­кая работа. Но эта потеря времени возмещена тем, что в результате мы получаем корабль в значительной мере со­гласованный с требованиями опыта минувшей войны и ус­тупающий, сравнительно с первоначальным его чертежом, лишь новейшим кораблям его типа "Dreadnought ".

Водоизмещение "Андрея Первозванного" не дало воз­можности, однако, достигнуть установки исключительно две­надцатидюймовых орудий и увеличить ход до 20-21 узла, к чему главным образом и сводится опыт воины. Удалось лишь прибавить две 8-дм. пушки. Во всяком случае на "Андрея Пер­возванного" надо смотреть, как на переходную ступень от кораблей, построенных до войны, к кораблям, на которых опыт войны использован целиком.

Выше было сказано, что "Андрей Первозванный" уступа­ет лишь "Dreadnought "y ", но следует заметить, что в настоя­щее время уже "Dreadnought " не является последним словом военного корабля. Уже существуют корабли значительно совершеннее "Dreadnought "a ".

Боеспособность "Андрея Первозванного"

Боеспособность корабля слагается из его средств на­ступления и обороны.

а) Средства наступления

Артиллерия, мина и таран -те средства, коими корабль может наносить вред своему противнику; но для использо­вания в полной мере того или иного из этих средств ему необходимо прийти на различные дистанции: например, для тарана на дистанции, равные нулю; для мины 10-20 кабель­товых; для артиллерии - на средние дистанции от 30 до 50 и на большие от 50 до 95 кабельтовых. Прийти на выгодную дистанцию возможно при условии преимущества в скорости хода. Выражаясь языком тактики, элемент скорости дает ко­мандование дистанцией, т. е. возможность сохранять выгод­ную для себя дистанцию, не позволяя противнику выбрать для себя такую же.

В настоящее время средние дистанции боя колеблются между 30-50 кабельтовыми, а потому использование в бою мины и тарана линейным кораблем будет носить лишь слу­чайный характер и участь боя будет решаться, главным обра­зом, силой артиллерийского огня.

Сила артиллерийского огня измеряется количеством взрывчатого вещества, вводимого внутрь корабля противни­ка в единицу времени на средних дистанциях.

Следовательно, чтобы судить о силе артиллерии "Андрея Первозванного", необходимо определить то количество взрывчатого вещества, каковое им может быть введено внутрь неприятельского корабля через препятствия (броневая за­щита) разной толщины, с дистанции 30 кабельтовых, в едини­цу времени.

За единицу времени примем, для простоты, 100 минут.

Процент попадания, (боевой) выведенный из опыта, мож­но принять равным 3%.

На "Андрее Первозванном"

на один борт стреляют:

4 орудия 12 дм, скорость стрельбы 1 выстрел в 1 минуту.

7 орудий 8 дм. скорость стрельбы 2 выстрела в 1 минуту.

Следовательно, в 100 минут попадут в цель:

12-дм. снарядов - 12 штук.

8-дм. снарядов - 42 штуки.

Количество взрывчатого вещества в снарядах

12-лм бронебойный снаряд содержит в себе приблизи­тельно! 6 фунтов.

12-дм полубронебойный снаряд содержит в себе при­близительно 49 фунтов.

12-дм фугасный снаряд содержит в себе приблизитель­но! 00 фунтов.

8-дм бронебойный снаряд содержит в себе приблизи­тельно 5 фунтов.

8-дм полубронебойный снаряд содержит в себе прибли­зительно 15 фунтов.

8-дм фугасный снаряд содержит в себе приблизительно 30 фунтов.

Препятствия, встречающиеся на пути снаряда, мы раз­делим на три категории:

Небронированные части борта, трубы, мостики и т.д. для указанных снарядов (кроме фугасных) препятствий не составляют.

Следующие данные указывают, для таких снарядов, какие доступны категории препятствий с расстояния 30 кабельтовых:

12-дм. бронебойные пробивают - I , II , III .

12-дм. полубронебойные пробивают- II , III .

12-дм. фугасные пробивают - только легкий борт.

8-дм. бронебойные пробивают- II , III .

8-дм. полубронебойные пробивают- III .

8-дм. фугасные пробивают - только легкий борт.

Следовательно, в неприятельский корабль мо­жет быть введено (взрывчатого вещества) в бою, на расстоянии 30 кабельтовых, в 100 минут:

Через препятствие l -ой категории, от 12 снарядов бро­небойных 12-дм калибра, т.е. 192 фунта.

Через препятствие 11-ой категории, от полубронебойных снарядов: 12-дм.- 588 фунтов + от 8-дм. 210 фунтов - 798 фунта.

Через препятствие lll -ой категории, от полубронебой­ных снарядов: 12-дм.- 588 ф. + от 8-дм. 630 фунтов -1218 фунтов

Через легкий борт от 12-дм. фугасных 1200 фунтов + от 8-дм. фугасных - 1260 фунтов - 2460 фунтов

Если же определять пробиваемость тех же снарядов на другом пределе средних дистанций, т. е. на 50 ка­бельтовых, то получится, что

12-дм бронебойный пробивает - II и III категории;

12-дм полубронебойный пробивает- III категорию;

8-дм бронебойный пробивает- III категории.

Фугасные же снаряды пробивают - легкий борт.

Таким образом, на расстоянии 50 кабельто­вых можно ввести взрывчатого вещества в 100 минут:

Через II категории 12-дм. снаряды бронебойные - 192 фунта.

Через III категории 12-дм. снаряды полубронебойные - 588 фунта + 8-дм. снаряды бронебойные - 210 фунтов - 798 фунтов.

Через легкий борт - 2460 фунтов.

Современная система бронирования по катего­риям, указанным выше, распределяется по поверхности ко­рабля, согласно нижеследующему:

Легкий небронированный борт, трапы и мостики - 10%.

Основываясь на исчислениях, указанных выше, заключа­ем, что для "Андрея Первозванного" выгодны дистанции в 30-35 кабельтовых, ибо с этих дистанций его 12-дм и 8-дм снаряды, не теряя своей меткости, могут вводить в корабль противника взрывчатое вещество через препятствие II и III категорий, составляющих 75% всей поверхности цели, а счи­тая легкий борт - 85% цели.

Дистанции же в 50 кабельтовых будут для него невыгод­ными по той причине, что, во-первых, на этих дистанциях меткость 8-дм. пушки значительно понижается по сравне­нию с 12-дм. пушкой, а во-вторых, 8-дм. бронебойным сна­рядам, несущим ограниченное количество взрывчатого вещества, доступны на дистанции в 50 кабельтовых только пре­пятствия III категории, составляющие на дистанциях 35-45% всей цели. Между тем 8-дм. пушки составляют главный кон­тингент артиллерии "Андрея Первозванного".

Эти данные приводят к мысли, что в будущих войнах фугасные снаряды не будут иметь большого значения по той причине, что объект их действия обозначился более чем скромными 10%-ми всей плошали цели.

В частности же, по отношению к "Андрею Первозванно­му", можно сказать, что для него будет невыгодным избрать объектом своих действий броню l -ой категории, так как она составляет только 15% площади цели, а вместе с тем доступ­на лишь его четырем 12-дм. пушкам и совершенно не доступ­на его 8-дм орудиям.

Располагаясь на дистанции в 30-45 кабельтовых и стре­ляя снарядами полубронебойными, "Андрей Первозванный" имеет возможность ввести в своего противника, заброниро­ванного по новейшей системе, от 20 до 25 пудов взрывчато­го вещества в течение 100 минут.

б) Оборонительные средства

Что же касается зашиты "Андрея Первозванного" от ар­тиллерийского огня, то она почти ничего не оставляет же­лать лучшего, и во всяком случае из всех систем зашиты плавающих ныне судов является наилучшей.

Система бронирования рассчитана таким образом, что куда бы ни попал снаряд, он везде встретит броню, которая может быть его и не задержит, но во всяком случае заставит, пройдя первую броню, разорваться; следующая же броневая палуба задержит осколки разорвавшегося снаряда и не по­зволит им проникать в жизненные части корабля.

Проследим попадания некоторых намеченных сна­рядов.

Если снаряд а (черт. № 3), попадая в 5-дм. броню казема­та, ее пробьет, то после этого препятствия он несомненно разорвется, осколки будут задержаны 1 1/4-дм. (средней) бро­невой палубой и не проникнут в жизненные части корабля.

Если снаряд а’ (черт. 4) попадает на 1-дм. (верхнюю) палубу в той ее части, где нет казематов (8-дм. и 120-мм орудий), то палуба будет пробита в том лишь случае, если угол паде­ния снаряда достаточно велик, т. е. 20°-25°. Следовательно, снаряд должен быть выпушен сравнительно с большого рас­стояния, чтобы дать из прицельной пушки такой угол паде­ния. Если же расстояние, с которого выпушен снаряд велико, то пробивная его способность невелика, и поэтому можно с уверенностью сказать, что если этот снаряд даже пробьет среднюю броневую палубу, то за нею, наверное, разорвется, и осколки будут задержаны нижней броневой палубой; та­ким образом, жизненные части корабля не пострадают. Что же касается до того помещения, где снаряд разорвется, то, конечно, он там произведет разрушения, но это не будет уг­рожать жизни корабля, ибо в помещениях между броневы­ми палубами нет важных механизмов.

Проследим далее, как могут снаряды - бб(черт. № 3) проникнуть в жизненные части корабля. Если 12-дм. снаряд ударит в плиту 5-дм. брони по нормали и будет даже выпу­щен с расстояния 10 кабельтовых, то он пройдет 5-дм. плиты обоих бортов, следовательно, пробьет судно насквозь и вы­летит вон, оставив в бортах лишь дыры, несколько большие диаметра снаряда, т. е., в сущности, никакого вреда кораблю не причинит. Чтобы причинить вред кораблю, снаряд дол­жен ударить 5-дм. плиту под некоторым углом падения (черт. № 3 - верхнее 6), т. е. быть выпушенным с расстояния 30-40 кабельтовых. На таком расстоянии 12-дм. снаряд пробьет эту плиту и за ней разорвется, а осколки его встретят сред­нюю броневую палубу и в ней, конечно, будут задержаны.

Снаряд в(черт. № 3) может пробить 8"/2-Дм, плиту, если он будет 12-дюймового калибра и выпушен с расстояния не более 30 кабельтовых, но, пробив эту плиту, если он даже и не разорвется, то встретит еще нижнюю броневую палубу, в которой и застрянет. Чтобы этот снаряд мог пробить 8-дм. и 1 1/2-дм. брони 12, он должен быть выпушен с расстоянии не больше 10-15 кабельтовых.

Итак, мы видим, что система бронирования рассчитана таким образом, чтобы снаряд, стремясь проникнуть в жиз­ненные части корабля, встречал на своем пути в некотором расстоянии друг от друга две преграды, из которых первая заставляет его рваться, а вторая задерживает его осколки.

Применение на "Андрее Первозванном" этой системы делает его неуязвимым для бронебойных и не бронебойных снарядов всех калибров, на расстояниях не меньше 15 ка­бельтовых и не больше 80 кабельтовых, когда снаряд падает под большим углом. Если же мы примем во внимание, что дистанции современного боя не будут меньше 15 кабельто­вых, ибо на этих дистанциях уже можно действовать миной, то окажется, что "Андрей Первозванный" может быть уязвим с расстояний больше 80 кабельтовых; но на этих дистанциях едва ли будут вестись современные бои, вследствие недоста­точной силы на такие расстояния современной артиллерии. В расчете на будущее увеличение силы артиллерии, на новых проектах предположено увеличить толщину брони верхней палубы до 2-х дюймов. Что же касается до фугасных снаря­дов, то на "Андрее Первозванном" они не будут производить большего эффекта, ибо, как показала война, они разрывают­ся, ударяясь о дюймовую плиту, но ее не пробивают.

В заключение можно сказать, что сильная сторона "Ан­дрея Первозванного" - это его бронирование, с кото­рым справиться самому сильному современному кораблю будет чрезвычайно трудно.

Зашита же его от мин оставляет желать многого, но во всяком случае не уступает таковой же на существующих но­вейших кораблях. Опыт войны использован еще и в том смыс­ле, что на "Андрее Первозванном" удален всякий горючий материал и всякие легкие надстройки и мостики, о которые могли бы рваться фугасные снаряды, выводя экипаж кораб­ля из строя своими многочисленными осколками, а также и осколками разрушаемых надстроек.

Сравнение "Андрея Первозванного" с броне­носцем английского флота "Dreadnought "

Чтобы составить себе полное впечатление о боеспособ­ности "Андрея Первозванного", противопоставим ему силь­нейший из современных броненосцев - "Dreadnought ".

Водоизмещение 17900 т.

Алина (наибольшая) 520 ф.

Ширина 82 ф.

Углубление 31 ф.

Машины -турбинный двигатель.

Индикаторных сил 23000.

Скорость хода 21 узел.

Запас угля (нормальный) - 900 тонн.

Запас угля (полный) - 2000 тонн.

Район действия экономическим ходом - 5800 миль (при­близительно).

Экипаж - около 800 человек.

"Dreadnought " вооружен десятью 12-дм. орудиями в 45 калибров длиной, расположенными в 5 башнях (черт. № 5); из десяти пушек восемь могут действовать на один борт. Минное вооружение: 5 минных аппаратов (один носовой, четыре бортовых).

12-дм. пушки по своей силе почти одинаковы с таковыми же на "Андрее Первозванном". Следовательно, четырем 12-дм. и семи 8-дм. пушкам "Андрея Первозванного", "Dreadnought " противопоставляет восемь 12-дм. своих пу­шек. Иными словами, четыре 12-дм. пушки "Dreadnought "a " уравновешиваются семью 8-дм. пушками "Андрея Первозван­ного". Если же мы сравним силу 8-дм. с 1 2-дм. на расстоянии 50 кабельтовых, то окажется, что семь 8-дм. пушек на рассто­янии пробивают своими бронебойными снарядами толь­ко броню III категории, т. е. могут ввести внутрь судна через броню III категории в единицу времени (100 минут) 42 снаря­да бронебойных, по 5 фунтов взрывчатых веществ в каждом -т.е. 210 фунтов взрывчатых веществ.

Четыре же 12-дм. пушки на этих расстояниях пробивают своими полубронебойными снарядами ту же броню, то есть могут ввести через броню III категории в единицу време­ни 12 полубронебойных снарядов, по 54 фунта, т.е. 648 фун­тов взрывчатых веществ, не говоря уже о том, что бронебой­ные снаряды 12-дм. пушек на этих дистанциях способны про­бить броню II категории.

Значит, если "Dreadnought ", сражаясь с "Андреем Пер­возванным", расположится от него на дистанциях 55-50 ка­бельтовых, то он почти совсем исключит по себе действие бронебойных и полубронебойных 8-дм. снарядов "Андрея Первозванного", которые будут не в состоянии пробить его толстую и среднюю брони. Между тем, на том же расстоянии 12-дм. пушки "Dreadnought "a " будут свободно пробивать среднюю и даже толстую брони "Андрея Первозванного". (12-дм. пушка 45 калибров пробивает 8"/2-дм. броню с рас­стояния 45-48 кабельтовых бронебойным снарядом). Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что превосходство в скоро­сти "Dreadnought "a " на три узла (21 узел) над "Андреем Пер­возванным" дает возможность "Dreadnought "y " располагать­ся во время боя на выгодных для себя дистанциях. Но однако следует заметить, что рассматриваемые типы броненосцев разнятся в системах бронирования, причем брониро­вание "Dreadnought "a " значительно уступает в силе "Андрею Первозванному", что несколько изменяет обстановку в борь­бе этих двух судов, сравнительно с тем положением, когда. системы бронирования одинаковы.

Из рассмотрения на черт. № 6 и 7 бронирования "Dreadnought "a " мы видим, что по разрезу N "-N " (черт. № 6 и № 8) с расстояния 45-50 кабельтовых 8-дм. бронебойные снаряды действительно не могут проникнуть в жизненные части корабля. Но по разрезу N "-N " (черт. № 7 и № 8), карти­на получается совсем другая: на расстоянии, даже большем 50 кабельтовых 8-дм. бронебойные снаряды, вследствие зна­чительных углов падения на таких расстояниях, могут совер­шенно свободно пробить 1 дм. палубу и следующую за ней 3/ 4-дм. и разорваться непосредственно в машине. Нечего уже и говорить, что фугасные 8-дм. снаряды имеют огромное поле деятельности по "Dreadnought "y "/ ибо почти 40% его повер­хности не бронировано. (См. продольный вид "Dreadnought "a " - черт. №5 и №6).

Таким образом, принимая во внимание далеко не совер­шенное бронирование "Dreadnought "a ", можно с увереннос­тью сказать, что на дистанциях, выгодных этому последнему (45-50 кабельтовых) 8-дм. пушки будут с успехом с ним бо­роться, действуя своими бронебойными снарядами по его кормовым палубам и фугасными снарядами коверкая его не­защищенные борта и надстройки, что чрезвычайно неблагоп­риятно влияет на моральное состояние экипажа корабля.

Следовательно, приходя к заключительным выводам, можно сказать, что в то время как жизненные части "Анд­рея Первозванного" на всей его длине будут неуязвимы для снарядов "Dreadnought "a " и борта, будучи сплошь защищены броней, сохранят свой первоначальный вид, между тем на "Dreadnought "e " кормовые жизненные час­ти: машины, валы и рулевые приводы будут под ударами 12-дм. и 8-дм. бронебойных снарядов, а борта легко мо­гут быть исковерканы фугасными снарядами. Таким об­разом, в единоборстве описываемых двух кораблей по­беда останется за тем, кто раньше одержит моральную победу над противником, убьет его дух и тем самым по­низит меткость его огня.

Если мы теперь подсчитаем, сколько снарядов без разли­чия калибров в 100 минут времени попадет в каждый ко­рабль, то окажется (принято для обеих сторон 3% попада­ний), что в "Андрей Первозванный" попадет - 24 снаряда, а в "Dreadnought " - 54 снаряда.

Из этого сравнения очевидно, что "Андрею Первозван­ному", дающему большее количество попаданий, легче, не­жели "Dreadnought "y ", убить дух противника.

Следовательно, из них тот победит, у кого процент попа­дания будет больше, вследствие лучшей организации, лучше­го обучения, и тот, у которого дух будет крепок и стоек, ибо и на море, как и на суше, сражаются не корабли, не пушки, а люди, и следовательно, к морскому бою вполне применимо изречение Наполеона: "Три четверти успеха зависит от мо­рального состояния".

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Разговор двух дураков и что из этого получилось

Когда-то, не так впрочем давно, один мой знакомый пристал ко мне с вопросом: «А можно ли было из «Андрея Первозванного» и «Павла Первого», сделать один дредноут?». В общем-то ответ понятен. И примерно так я и ответил, но знакомый не сдавался и продолжал допытываться, какие же допущения надо сделать, чтобы сию помесь бульдога с носорогом получить. По результату родилось вот это.

«Когда не помирать, всё одно день терять» (с) Народное.

Во-первых, сразу хочу извиниться за качество рисунка. Как говорили английские пираты – «кому быть повешенным, тот не утонет»; моя очередная попытка «утопиться», нарисовав что-либо, ожидаемо закончилась неудачей.

Во-вторых, хочу предупредить, что альтернатива начинается гораздо раньше описываемых событий, ибо без этого не сросталось.

В-третьих, опять таки хочу предупредить: «Внимание, попаданец!» (ибо без него исходное условие опять-таки не выполнялось).

Конечный вариант линкора (отдельная благодарность коллегам NF, Андрею, Ansar02 и сверхособая благодарность коллеге boroda )

Программа усиленного кораблестроения, принятая в 1895 г., более или менее успешно выпол­ня­лась уже 7 лет и подходила к своему логическому завершению, когда в 1902 г., сразу после спуска на воду всех 4-х ЭБР типа «Бородино», была начата модернизация производственных мощностей Балтий­ского завода и Нового Адмиралтейства. Согласно «программе», на этих заводах до 1905 г. планиро­валось построить ещё 2 ЭБР по «улучшенному проекту «Бородино», и в связи с этим на смежных предприятиях ещё в конце 1902 г. были заказаны агрегаты, механизмы, броневой прокат и воору­жение для двух новых броненосцев. Стоило предполагать, что, имея такой задел, отечественные кораблестроители успели бы сдать недостающие корабли в срок, определённый программой, и оба корабля флот получил бы в середине 1905 г. Однако в сентябре 1903 г. в судьбу ещё даже не заложенных на стапелях кораблей вмешалось разведуправление флота и лично Его Императорское Величество.

13 сентября 1903 г. в здании МТК состоялось первое совещание «особой комиссии перспек­тив­ного кораблестроения» во главе с самим императором Николаем II. В состав комиссии также вошли начальник МТК Ф. В. Дубасов, контр-адмирал С. О. Макаров, капитан 2-го ранга В. А. Смирнов, директор Балтийского завода К. К. Ратник, заведующий опытовым бассейном А. Н. Крылов, инженер И. Г. Бубнов и ряд других инженеров Балтийского завода. Присутствующим членам комиссии были представлены данные о начале работ по эскадренному броненосцу нового типа в Великобритании, и о возможных сроках его закладки и ввода в строй.

Было предложено выработать ТТЗ на проектирование аналогичного линкора, для сохранения текущего соотношения сил и недопущения катастрофического ослабления русского флота. Поскольку Е.И.В. с самого своего восшествия на престол уделял изрядное внимание флотским делам, то составление ТТЗ проходило при его непосредственном участии, и по дошедшим до нас мемуарам участников этих событий, с одной стороны обстановка совещаний комиссии была весьма демократична , а с другой стороны, порой дебаты становились весьма напряжённы. Однако, к чести участников комиссии, никакие их разногласия, проявившиеся в ходе работы, не оказали никакого влияния на дальнейшие взаимо­отношения между ними.

Одним из сложнейших вопросов, вызвавших разногласия, был вопрос выбора силовой уста­новки нового линкора. Е.И.В. и инженер Бубнов настаивали на паротурбинной силовой установке, указывая на её большую удельную мощность и перспективность таких СУ и ссылаясь на данные разведки, что именно такую СУ англичане собираются ставить на свой броненосец. Им возражали К. К. Ратник, С. О. Макаров и В. Ф. Дубасов, вполне резонно отмечая отсутствие в России турбин­ного произ­вод­ства, неопробованность турбин в реальной эксплуатации, их высокую стоимость и следующие из этого возможные задержки строительства корабля.

В конечном итоге им удалось убедить Императора и Бубнова в том, что на первом российском корабле такого типа надо использовать обычные паровые машины тройного расширения, хорошо освоенные русской промышленностью в производстве. Не менее бурными (в основном за счёт темперамента участников, и так разогретых предыдущей дискуссией) стало обсуждение бронирования нового корабля. Здесь главным зачинщиком стал С. О. Макаров, в очередной раз выдвинувший идею скоростного безбронного корабля. Однако против этой идеи высказались все остальные участ­ники совещания, и уровень бронезащиты был уста­нов­лен как «не ниже уровня современных броненосцев Российской империи и иностранных держав» .

Благодаря личному участию императора в разработке ТТЗ, оно было готово уже к концу ноября 1903 г. Кроме того, согласно личному распоряжению императора, в проект было изначально заложено использование техни­ческого задела по строительству ЭБР типа «Улучшенное Бородино» (в РИ «Андрей Перво­званный»).

Согласно ТТЗ, новый линкор должен был иметь водоизмещение в пределах 22 тыс. т. Воору­жение из 8-12 двенадцатидюймовых орудий в башнях и 12 шестидюймовок в башнях или казематах. Максимальная скорость была определена не менее чем 21 узел, а дальность плавания в 3000 миль экономичным ходом.

В январе 1904 г. на МТК были представлены два проекта нового линкора. Первый из них, разрабо­тан­ный при участии С. О. Макарова, представлял собой проект быстроходного (23-24 узла) линкора со слабым бронированием (толщина ГП до 180 мм), а второй более полно соответствовал требо­ваниям, выдвинутым комиссией. В результате он и был принят к постройке. В марте 1904 г. состоялась официальная закладка линкора, получившего имя «Андрей Первозванный», причем в официальных документах он назывался «эскадренный броненосец типа «Улучшенное Бородино» .

Вообще стоит отметить высокую степень секретности, окружавшую строительство этого корабля, её можно было назвать беспрецедентно высокой по отношению к российскому кораблестроению: достаточно сказать, что истинную природу корабля англичане смогли понять только к тому моменту, как у достроечной стенки Балтийского завода началась установка орудийных башен корабля. Надо заметить, что и само строительство и сроки его ведения оказались для британского адмиралтейства шокирующими. И лишь год спустя, узнав о том, что фактически производство механизмов, вооружения и брони (а также, возможно, ряда корпусных деталей) началось ещё в 1902 г., они несколько успокоились. Но выход 10 октября 1906 г. линейного корабля «Андрей Первозванный» на испытания произвёл фурор как в иностранной, так и российской прессе.

К завершению навигации 1906 г. на новом линкоре успели провести только испытания машин на полную мощность, которая вполне соответствовала проектным данным и позволила развить расчётную скорость в 21 узел. К сожалению, также эти испытания показали, что использование машин, рассчитанных на куда более лёгкие корабли, оказалось не самой удачной идеей. Увели­чение давления пара в котлах и паропроводах привело к постоянным поломкам в машинной части, регулярно приводящих к падению полного хода с 21 до 18 или даже 17 узлов. За время зимнего простоя в машины корабля был внесён ряд изменений, призванных увеличить их надёжность, но, как показала практика, в этом отношении мало что изменилось.

Весной 1907 г. испытания продолжились. Были проведены стрельбы главным и вспомогатель­ными калибрами, проверены маневренные элементы корабля, проверена дальность хода, проведены испытания систем борьбы за живучесть. Уже к лету испытания были окончены, и корабль был принят в казну. Несмотря на необычность самой концепции и проблемы с машинами, это событие было принято моряками и офицерами РИФ с нескрываемой радостью. Так, участ­вовавший в обес­печении испытаний линкора командующий 3-м дивизионом миноносцев, капитан 3-го ранга А. В. Колчак, писал начальнику испытаний к-а Щенсновичу:

«Как жаль, что этот корабль был построен столь поздно: если бы мы успели построить его до нападения на Порт-Артур, то никакой войны бы и не было. А ведь такие шансы у нас были, только сейчас я узнал, что Владимир Алексеевич Степанов ещё в 1884 году предлагал проект подобного корабля. Удивительно ли, что и теперь он принял самое живое участие в проектировании и построй­ке этого красавца?».

По окончании испытаний линкор направился в своё первое зарубежное плавание, заходя в порты Германии, Дании и Франции с официальными визитами; закончил он его в августе 1907 г. в Портс­муте, приняв участие в традиционном королевском смотре флота на Спитхедском рейде. Помимо «Андрея Первозванного» в торжественном мероприятии от лица Российского Импера­тор­ского Флота приняла участие эскадра к-а Витгефта в составе броненосца «Ретвизан» и крейсеров «Аскольд» и «Аврора». По окончании смотра, включенный в состав этой эскадры линкор ушел вместе с ней обратно в Санкт-Петербург.

Кампанию 1908 г. «Андрей Первозванный» провёл в составе средиземноморской эскадры, поуча­ст­вовав вместе с ней в ликвидации последствий землетрясения в Мессине. Позднее он неоднократно совершал дипломатические визиты в различные государства. Неоднократно бывал в портах Франции и Англии. Участвовал в спасательных и поисковых операциях в Балтийском и Северном морях.

После начала в июле 1912 г Первой мировой войны линкор оставался на Балтике, вплоть до марта 1916 г., когда в связи со сложной внешнеполитической обстановкой было принято решение усилить флотилию Северного Ледовитого океана линейными кораблями (собственно решение-то было принято гораздо раньше, но до 1916 г. у России не было возмож­ности обеспечить базирование на севере крупных боевых кораблей). В результате этого решения, 4-я бригада линейных кораб­лей Балтфлота в составе линкоров «Андрей Первозванный», «Ретви­зан» и «Слава» (последние двое - ЭБР, участники РЯВ, пусть и прошедшие модернизацию), в сопровождении 14-го дивизиона эсминцев, 2-го отряда СКР, а также танкеров «Онеж», «Ладога», угольщика «Двина», ледокола «Эдуард Толль» и 4-х транспортов отправилась в дальний поход. Балтийское море и датские проливы были пройдены без проблем, и отряд под общим коман­до­ванием контр-адмирала А. М. Лазарева направился на Север. До вступления Российской Империи в Первую Мировую Войну оставалось несколько дней.

Конструкция корабля

Линкор «Андрей Первозванный» имел гладкопалубный корпус с малой высотой надводного борта с классическим таранным форштевнем. Небольшие кормовая и носовая надстройки также были призваны уменьшить силуэт линкора. Корпус был разделён на 14 водонепроницаемых отсеков. В носовой части корпус получил усиление по ватерлинии для безопасного плавания в сложной ледовой обстановке.

Из-за высокого соотношения длины к ширине (7,42), корабль получил скуловые кили. Также корабль получил решётчатые мачты т.н. «американской конструкции», разработанные инженером Шуховым. Орудийные башни были размещены линейно-монотонно, но не равномерно. Носовые башни располагались перед носовой надстройкой и за грот-мачтой, а пара кормовых разместилась за кормовой надстройкой.