Китайско тибетская война. Тибет в годы второй мировой войны

В боях за Поднебесную. Русский след в Китае Окороков Александр Васильевич

КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЙ КОНФЛИКТ 1950-1960-х гг.

Краткая историко-географическая справка

Тибет - горная страна в Центральной Азии. Возникла как независимое государство со столицей Лхаса в начале VII в. К VIII в. Тибетская империя простиралась от Ланьчжоу в центре Китая до Кашгара в Средней Азии и севера Индии. Некоторое время эта монархия была серьезным конкурентом китайской династии Тан. В этот период на Тибете сформировалась специфическая религиозная культура, основанная на сочетании особой формы буддизма - тхеравада, тантрического буддизма и древнего шаманизма. Вместе они дали ламаизм (тибето-монгольский буддизм), на базе которого на рубеже XIV - XV вв. была основана буддийская секта - гэлутба (желтошапочники). Глава секты с XVT в. стал носить титул Далай-ламы (в переводе - «высшее море мудрости»). В 1642 г. гэлутба утвердилась в качестве господствующей религии в Тибете, а Далай-лама стал духовным и светским главой страны. С конца XVIII в. Тибет входил в состав Китая (с 1965 г. - автономный район Китая), но к концу XIX в. стал практически независимым. В результате военной экспедиции 1903-1904 гг. Тибет был захвачен Англией, передавшей в 1906 г. управление страной представителям Китая, тем самым формально признав над ней суверенитет Пекина. Это возмутило тибетцев, и после падения в 1912 г. Цинской династии они изгнали из страны китайских чиновников и сохраняли независимость до 1950 г.

Первые попытки установить дружественные связи России с Тибетом были предприняты еще Екатериной II. Известно, в частности, что она посылала дары Далай-ламе, через калмыков, шедших в Тибет на поклонение к Живому Богу.

Начиная с конца XIX в. к Тибету проявляет колоссальный интерес Англия, которая пыталась таким образом обезопасить свои позиции в Индии - «жемчужине британской короны». Здесь, в Тибете, английским интересам реально противостоял только Китай. Англичанам удалось оттеснить своего восточного конкурента, закрепиться в Тибете и переориентировать его экономику на Индию. Такая активная политика англичан не мота не беспокоить Санкт-Петербург.

27 февраля 1893 г. на стол российского императора лег документ, озаглавленный как «Записка Бадмаева Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке». В нем излагался план колониального движения России в Азии и возможность присоединения к русским владениям Монголии, Китая и Тибета.

Автором «Записки» был надворный советник П.А. Бадмаев. Для реализации своего проекта Бадмаев предлагал устроить поселение за Байкалом, близ реки Онона, в местности, очень удобной для скотоводства и хлебопашества. Это поселение, по замыслам автора «Записок», должно было стать своего рода центром влияния России на Восток. Однако план Бадмаева так и не был реализован.

Следующая попытка «внедрения» на Тибет связана с именем ламы Агвана Доржиева (в переводе с тибетского «Доржиев» - «Раскат грома»). Будучи российским подданным, он долгие годы являлся послом Далай-ламы в Российской империи, а впоследствии - в СССР.

Известно, что Агван Доржиев родился в Сибири, где-то к востоку от Байкала. Около 1880 г. он прибыл в числе многих других монахов-послушников в тибетскую столицу Лхасу. В те дни он был известен как Чоманг Лобзанг. В Тибете молодой монах поступил в монастырь Дрепунг - один из трех наиболее значительных центров религиозной деятельности страны. Однако вскоре ему пришлось заняться политикой. В 1898 г., когда угроза со стороны Британии стала для Тибета вполне реальной, Доржиев по поручению Далай-ламы отправился в Санкт-Петербург. Благодаря помощи русского консула в Тяньцзине и оказавшегося волей обстоятельств в посольстве князя Эспера Ухтомского ему удалось добиться аудиенции у Николая П. В Петербурге Доржиев завел полезные знакомства и вернулся в Тибет с многочисленными дарами от русского императорского двора. Его отчет произвел огромное впечатление на тогдашнего Далай-ламу. Тем более что традиционный союзник Тибета, Китай, больше не обладал значительной военной мощью и практически полностью находился под контролем англичан. Россия же представляла собой реальную военную силу. Однако дальнейшие отношения между Россией и Тибетом не получили развития.

Очередная попытка наладить связь с Тибетом была сделана осенью 1918 г. уже Советской Россией. 27 сентября газета «Известия» опубликовала небольшую заметку, озаглавленную «В Индии и Тибете». В ней шла речь о борьбе, якобы начатой тибетцами, по примеру индийцев, против «иностранных поработителей»: «К северу от Индии, в сердце Азии, в священном Тибете идет такая же борьба. Пользуясь ослаблением китайской власти, эта забытая всеми страна подняла знамя восстания за самоопределение». Рассуждения публициста о зреющем среди тибетцев стихийном протесте против угнетателей-англичан были чистым вымыслом, поскольку в тот момент никаких признаков национально-освободительного движения в Тибете не наблюдалось. Появление же этой заметки объясняется тем, что в сентябре 1918 г. ЧК освободила из Бутырской тюрьмы представителя Далай-ламы в России Агвана Доржиева. Последний вместе с двумя спутниками был арестован на железнодорожной станции Урбах (недалеко от Саратова) по подозрению в попытке вывоза ценностей за пределы Советской России. На самом деле это были средства, собранные Доржиевым среди калмыков на строительство общежития при буддийском храме в Петрограде. От расстрела, почти неминуемого, Доржиева спасло лишь вмешательство НКИДа. Условием освобождения тибетского дипломата, очевидно, стало его согласие сотрудничать с советским дипломатическим ведомством - привлечь же Доржиева к такому сотрудничеству было не очень трудно, зная о его давнишней англофобии и активной посреднической деятельности с целью привести Тибет под покровительство России. Таким образом, перед руководителем НКИДа Чичериным открылась реальная перспектива - завязать через Доржиева дружеские связи с Далай-ламой и другими тибетскими теократами, благодаря чему можно было бы продвинуть революцию в страны буддийского Востока и нанести ощутимый удар по «главной цитадели британского империализма в Азии - Индии».

В рамках этого плана было принято решение об организации двух научных экспедиций; в Восточный Туркестан и Кашмир - под руководством председателя Русского комитета для исследования Средней и Восточной Азии, находившегося в ведении НКИДа, академика Ольденбурга, и в Тибет - под началом профессора Щербатского. Обе экспедиции, хотя перед ними формально ставились чисто научные задачи, в то же время должны были служить политическим целям большевиков. Так, в проекте Тибетской экспедиции говорилось, что она, «между прочим, должна собрать сведения о взаимоотношении, взаимном проникновении и влиянии монгольских племен вдоль северной границы Тибета». Однако из-за начавшейся гражданской войны, отрезавшей Москву от Восточной Сибири и Монголии, этим экспедициям не суждено было осуществиться. Более удачливой оказалась экспедиция, организованная при поддержке НКИДа уполномоченным Коминтерна на Дальнем Востоке Шумятским. Вот что Шумятский сообщал Чичерину по поводу подготовки экспедиции в письме от 25 июля 1921 г.: «Тиб. экспедиция мною спешно снаряжается, я вызвал в Иркутск начальника экспедиции Ямпилова проинструктировать его согласно вашим указаниям. Жду присылки радиоаппарата и тех вещей, на которые я оставил вам выписку. Мы выработали маршрут для экспедиции с расчетом обойти все опасные пункты. Весь путь рассчитан на 45 - 60 дней, считая остановки и возможные задержки. Начальника конвоя ищу из числа калмыков-коммунистов. На днях один из кандидатов приедет ко мне для ознакомления, 22 июля, в крайнем случае, 4 августа экспедиция выступает в путь. Ранее приобретенные прежними организаторами верблюды экспедиция не возьмет, ибо гораздо конспиративнее следовать на наемных верблюдах, как пилигримы. Сампилон мною уже вызван в Иркутск. Он сейчас с головою увяз в работу в Монголии. Пришлось его оттаскивать от работы. При приезде немного его обработаю и пошлю к Вам для полировки и для того, чтобы Вы познакомились с ним лично, окончательно решим, стоит ли его посылать или нет». Проблема подбора кандидата на роль «начальника конвоя» разрешилась быстро. Им стал калмык-коммунист Василий Хомутников (настоящее имя - Василий Кикеев), командир Калмыцкого кавалерийского полка Юго-Западного и Кавказского фронтов. После долгого и трудного путешествия 9 апреля 1922 г. экспедиция Щербатского-Хомутникова достигла Лхасы. Далай-лама встретил посланцев довольно настороженно. Аудиенция состоялась на следующий же день в зимнем дворце правителя в Потале и продолжалась около шести часов.

Наместнику Будды от лица советского правительства были поднесены подарки: сто аршин парчи, золотые часы с монограммой «РСФСР», серебряный чайный сервиз и, наконец, «чудесная машина» - небольшой радиотелеграфный аппарат. Вместе с подарками Далай-ламе было вручено официальное послание советского правительства за подписью заместителя Чичерина и письмо от Атвана Дорджиева. Каких-то особенных результатов, кроме только разведывательных, эта экспедиция не принесла. Далай-лама не спешил разрывать договоры с Великобританией, тем более что британцы поставляли Тибету оружие и военных советников для войны с Китаем. Свой отчет о путешествии Хомутников подал в НКИД 28 октября 1922 г. О том, какого рода сведения были добыты им в поездке, говорят хотя бы заголовки основных разделов этого документа: «Далай-лама и его настроение», «Министры Далай-ламы», «Тибет и Англия», «Тибет и Китай», «Тибетская армия» и так далее.

Почти сразу речь зашла об организации следующей экспедиции, цель которой была в закреплении успеха первой. Такая экспедиция под видом каравана паломников состоялась в 1924 г. и вошла в Лхасу 1 августа. Возглавлял ее сотрудник Восточного отдела НКИДа Сергей Степанович Борисов. На этот раз тибетцы встретили советскую делегацию приветливо и даже с некоторыми почестями - при ее встрече был выставлен почетный караул. На следующий день состоялась аудиенция в летнем дворце Далай-ламы. Началась она, по обычаю, с поднесения подарков правителю Тибета, которые включали в себя фарфоровые вазы, золотые кубки, серебряные блюда и многое другое. Вместе с подарками Борисов, фигурировавший под конспиративным именем Церендоржи, вручил ему также два официальных письма - от ЦИК (за подписью Калинина) и от правительства СССР. Подарки и письма были приняты «благосклонно».

Экспедиция Борисова пробыла в Лхасе около трех месяцев и вернулась в Москву в мае 1925 г. Переговоры с Далай-ламой не увенчались успехом, хотя их подробности во многом остаются неизвестными {283} . Летом 1920 г. в ведомстве Чичерина обсуждался еще один проект «научно-пропагандистской экспедиции» в Тибет, принадлежавший литератору и ученому Александру Барченко, о котором я рассказывал в предыдущей главе. Барченко определил официальной целью экспедиции «исследование Центральной Азии и установление связи с населяющими ее племенами», хотя в действительности намеревался отыскать центр «доисторической культуры» в Тибете - легендарную Шамбалу северных буддистов. Однако и эта экспедиция не состоялась.

В октябре 1950 г. председатель Китайской Народной Республики Мао приказал своей армии начать поход на Тибет. Части НОАК вошли туда через труднодоступный район

Чамбо и приступили к его «умиротворению». Верховный духовный лидер Тибета Далай-лама, соблюдая буддийские традиции, ответил на китайское вторжение пассивным неповиновением. Так же поступили и населявшие пустыню племена хамда и амдо. Но не прошло и нескольких лет, как «гнет китайской оккупации», как позже утверждали западные СМИ, спровоцировал племена на восстание. Причем к 1957 г. вошедшая в Тибет группировка НОАК, имевшая ранее значительное численное превосходство, уже столкнулось, правда, с плохо вооруженной, но 80-тысячной конной армией {284} . В действительности же причиной «народного выступления» стало недовольство местных феодалов потерей влияния на простое население. Симпатии тибетцев к китайской тактике «добрыми делами обретать друзей» и появление в «заповеднике Средневековья», как охарактеризовал район советский журналист Овчинников, побывавший там в 1955 и 1990 гг., врачей, ветеринаров, агрономов наносило ощутимый удар по феодально-теократическому режиму религиозных фанатиков {285} .

Развернувшаяся повстанческая борьба с коммунистическим Китаем не могла остаться без внимания США. Тем более что Тибет занимал уникальное стратегическое положение: он являлся как бы перекрестком между Советским Союзом, Индией и Китаем. Кроме того, в этих труднодоступных и пустынных районах зарождались почти все азиатские реки.

В 1957 г. администрацией американского президента Эйзенхауэра было принято решение оказать помощь тибетскому движению сопротивления. Выполнение задачи по подготовке партизан и обеспечению повстанческих отрядов оружием и другими предметами снабжения было возложено на ЦРУ. Ему предстояло решить очень сложную проблему. Дело в том, что правительство Индии, опасаясь вызвать недовольство своего северного соседа - Советского Союза, не разрешило США использовать свою территорию как базу антикоммунистических повстанцев. Единственно возможной альтернативой являлась скрытная доставка помощи воздушным путем на большую дальность. Причем с учетом высокогорных особенностей Тибета, не без основания называемого «крышей мира», где низины располагаются на высотах порядка 4267 м. Однако ЦРУ к этому времени не располагало ни летчиками необходимой классности, ни требуемой авиационной техникой. Все это удалось найти чуть позже, на Окинаве. Костяк специальной авиационной группы составили молодые офицеры, служившие во 2-м отряде 1045-й группы наблюдения, оценки и подготовки специальных операций. Возглавил «тибетскую группу» майор Адерхольт («Хейни») имевший непревзойденную репутацию мастера партизанских операций во время войны в Корее. Самым же пригодным для выполнения поставленных задач самолетом оказался четырехмоторный самолет С-118, широко использовавшийся принадлежавшей ЦРУ авиакомпании «Сиввил Эйр Трэнспорт» (CAT).

Остальное было делом техники.

Для полетов в Тибет на максимальную дальность самолет С-118 загружался на Окинаве оружием стран коммунистического блока и предметами снабжения (всего 4082 т.), которые уже были подготовлены к выброске с парашютом над опорными пунктами повстанцев в юго-восточных районах страны. Самолет обычно взлетал с Окинавы, делал промежуточную посадку на авиабазе ВВС США Кларк на Филиппинах, где дозаправлялся и брал на борт специалистов по дальней связи, а затем пролетал над Индокитаем и садился на заброшенном английском аэродроме в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш). Там экипаж ВВС менялся на экипаж авиакомпании САГ, который пилотировал самолет на последнем отрезке маршрута: на север (в Тибет) и обратно.

К началу 1959 г. ЦРУ удалось получить от ВВС США несколько дальних тактических транспортных самолетов С-130 «Геркулес», выпускавшихся фирмой «Локхид». По своим техническим характеристикам С-130 значительно превосходил использовавшийся С-118. Появившиеся возможности внесли некоторые коррективы в проведение дальнейших операций.

Аэродром в Восточном Пакистане был заменен на более удобную авиабазу Такли королевских ВВС Таиланда, расположенной на севере страны. На нем под контролем людей из подразделения Адерхольта прибывавшие С-130 проходили «стерилизацию» (удаление опознавательных знаков государственной принадлежности) и замену военных экипажей на экипажи авиакомпании «Эйр Америка», которые и летали затем к конечной точке маршрута в Тибете.

Военные экипажи, перегонявшие С-130 в Такли, немедленно возвращались на базу другим самолетом. В Такли оставался персонал 2-го отряда, ЦРУ и авиакомпании «Эйр Америка». Чтобы обезопасить себя на случай возможного появления китайских истребителей-перехватчиков, экипажи выполняли все полеты только в темное время суток, в периоды «окон полнолуния».

В типовом случае за один самолето-вылет в район цели доставлялись несколько подготовленных к сбрасыванию на парашютах поддонов с укупорками оружия и предметов снабжения, а также небольшая группа тибетцев, прошедших специальную подготовку в лагерях ЦРУ Первым лагерем, где с 1957 г. начали проходить обучение повстанцы, был специальный военный лагерь ЦРУ США на острове Сайпан в Марианском архипелаге, находившийся под юрисдикцией Соединенных Штатов. Здесь воины хамда и амдо обучались чтению карт, работе на радиостанции, владению оружием, проходили парашютную подготовку. Примерно с 1959 г. тибетские партизаны стали проходить военную подготовку в армейском учебном центре Кэмп-Хейл, находившемся рядом с шахтерским поселком Ледвиль в штате Колорадо. Этот центр был создан еще в годы Второй мировой войны и предназначался для подготовки горно-стрелковых частей. В Кэмп-Хейли тибетцы проходили интенсивную военную подготовку: изучали оружие, подрывное дело, радиосвязь, тактику партизанских действий {286} . По некоторым данным, в 1959 - 1962 гг. через Кэмп-Хейл было пропущено 170 курсантов {287} .

По окончании боевой подготовки тибетцев незамедлительно отправляли обратно в Азию и сбрасывали с парашютом с «небесных лодок», как называли повстанцы самолеты С-130, где-нибудь на высокогорном плато Тибета.

В 1959 г. в стране вспыхнуло очередное антикитайское восстание. Вооруженные столкновения начались в столице Тибета Лхасе. Поводом к ним послужила якобы попытка китайских властей захватить главу ламаистской церкви и светской власти Далай-ламу Тенцзин Чжацзо и заменить его подконтрольным Пекину Панчен-ламой {288} . На защиту Далай-ламы выступили жители Лхасы и племена, проживавшие в окрестностях столицы. В ответ на это китайцы ввели в автономный район дополнительные армейские части. В результате было убито около 30 тысяч тибетцев. Далай-лама и его несколько тысяч единомышленников вынуждены были бежать из страны. Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Жесткие методы Пекина в Тибете привели в конечном счете к ликвидации в районе феодальных отношений, освобождению от крепостной зависимости земледельцев и скотоводов. Тех, кто бежал за границу, пригрели западные спецслужбы. «Выдающийся правозащитник современности» Далай-лама и его сторонники превратились в орудие психологической борьбы с коммунистическим Китаем.

В 1960 г. администрация Эйзенхауэра приняла решение прекратить специальные операции по снабжению с воздуха тибетских повстанцев. Однако борьба тибетских партизан на этом не только не закончилась, но и продолжала периодически усиливаться. Значительную роль в этом сыграла помощь, оказываемая Советским Союзом. По иронии эры «холодной войны», именно СССР стал своего рода преемником США в поддержке тибетских повстанцев. Это стало следствием советско-китайского кризиса, обострившего отношения между двумя государствами на многие годы.

Из книги Чужие войны автора Барабанов Михаил Сергеевич

Конфликт 1995 года Напомним, что основной причиной двусторонней напряженности между Перу и Эквадором после 1950 г. был отказ Эквадора признать рекомендованную международной комиссией по демаркации линию границы по вершинам горного хребта Кондор, в результате чего

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

Конфликт за остров Чжэньбаодао Название острова Чжэньбаодао, что на реке Уссури, вряд ли о чем-то говорит большинству живущих ныне в СНГ людей, разве только то, что находится он где-то в Китае. Немногим о чем-то скажет и второе его название - Даманский. Но может быть,

Из книги Радиоэлектронный шпионаж автора Анин Борис Юрьевич

Конфликт на озере Хасан «В июле 1938 года японское командование сосредоточило на советской границе 3 пехотные дивизии, механизированную бригаду, кавалерийский полк, 3 пулеметных батальона и около 70 самолетов… 29 июля японские войска внезапно вторглись на территорию СССР у

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Конфликт на реке Халхин-Гол Вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол, которой разгорелся в мае 1939 года между Японией и Монгольской Народной Республикой, а фактически между Японией и СССР, довольно подробно освещен в советской исторической литературе и публицистике.

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Партизан: от долины смерти до горы Сион, 1939–1948 автора Арад Ицхак

Средневосточный конфликт Пока бушевала война на Индокитайском полуострове, разгорелся новый крупный конфликт между Израилем и окружающими арабскими государствами. Поводом к войне послужила блокада египтянами пролива Тиран, израильского выхода в Красное море,

Из книги Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР автора

Сронцзангамбо Тибетский Вождь народа гор Тибета, создавший государство буддистов на «крыше мира» Сронцзангамбо Тибетский и его женыКолыбель буддизма Тибет и в далекой древности оставался огромнейшей территорией высокогорья, отрезанного от всего мира. Поэтому

Из книги Радиошпионаж автора Анин Борис Юрьевич

Конфликт с Литвой - В 2007 году, когда вам было 81, на вас было заведено дело литовской прокуратурой. Вас обвиняли в грабежах, поджогах, в том, что вы стали сотрудником НКВД, участвовали в убийствах литовцев. Потом дело было закрыто.- Я историк. Когда Литва получила

Из книги Реактивный прорыв Сталина автора Подрепный Евгений Ильич

Грузино-абхазский конфликт Абхазские земли с древнейших времен до 1917 года Абхазский народ (самоназвание - апсуа) является одним из древнейших автохтонных обитателей Восточного Причерноморья. Особенно тесные культурно-генетические связи с глубокой древности

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

1960-й Начало 60-х годов можно охарактеризовать как период, в который противостояние двух сверхдержав - СССР и США - достигло наибольшей остроты. Обе страны оказались вовлеченными в конфликт. Борьба велась средствами из пропагандистского и шпионского арсеналов, но грозила

Из книги Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны автора Блум Уильям

4.1. Оборонная политика советского руководства в условиях гонки авиационно-ядерных вооружений в середине 1950-х – начале 1960-х годов В середине пятидесятых годов Соединенные Штаты Америки быстрыми темпами наращивали численность своей стратегической авиации, решительно

Из книги Рождение советской штурмовой авиации [История создания «летающих танков», 1926–1941] автора Жирохов Михаил Александрович

1960 Khrushchev N. S. Khrushchev Remembers. P. 93.

Из книги Филипп Бобков и пятое Управление КГБ: след в истории автора Макаревич Эдуард Федорович

15. Западная Европа, 1950-1960-е ШИРМЫ ЗА ШИРМАМИ В 1960 году на собрании лейбористской партии ее глава Хью Гайтскел (Hugh Gaitskell) назвал Майкла Фута (Michael Foot), будущего лидера партии и члена левого крыла, «попутчиком», что означало сочувствие коммунистам. Фут ответил, имея ввиду

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

Конфликт на КВЖД В середине 1929 года начался вооруженный конфликт на советско-китайской границе, связанный с захватом китайскими войсками Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии и с конца XIX века находившейся в совместном

Из книги автора

Конфликт людей и мировоззрений Партия как огня боялась открытой дискуссии с оппонентами реального социализма, в первую очередь с так называемыми «диссидентами» – представителями инакомыслящей интеллигенции. В 70–80-е годы Бобков не раз готовил записки в ЦК КПСС, где

Из книги автора

1960 РГВА. Ф. 504. Оп. 2. Д. 6. Л. 6 - 6об.; Там же. Ф. 1363. Оп. 1. Д. 82. Л.

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
Краткое описание: В Китайской Народной Республике особое место в межэтнических отношениях занимает тибетская проблема. При этом она осмысляется в нескольких парадигмах, в зависимости от чего ее трактовка может меняться кардинальным образом. В китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской – проблемой исторического и политического статуса Тибета. В основе главных парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно – в борьбе за право представительства, или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю.
История конфликта: Прежде чем перейти к контексту самого конфликта, необходимо изложить его историю.
Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное государство. Для наиболее многочисленных национальностей Китая созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском автономном районе, остальные же – в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции КНР. Так произошло потому, что около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР.
На протяжении многовековой истории статус Тибета менялся. С VII по IX век н.э. это было крупное независимое государство, управлявшееся местными правителями, затем наступил период раздробленности. В XIII–XIV веках Тибет вместе с Китаем вошел в состав Монгольской империи.
В дальнейшем Тибет находился в различной степени зависимости от китайских династий. Чаще всего он платил Китаю дань, то есть входил в уникальную систему китайского миропорядка как данническое образование. Дань эта имела не материальное, но символическое, ритуальное значение
В период династии Цин (1644–1911) зависимость Тибета от Китая усилилась, значительное влияние получили два цинских чиновника, постоянно находившихся в Лхасе. После китайской революции 1911 года в условиях смуты и раздробленности Тибет практически был самостоятельным, хотя находившееся у власти в Китае правительство партии Гоминьдан всегда считало его частью Китая.
К тому времени в Тибете сложилась уникальная система управления. Духовным и светским лидером в одном лице стал далай-лама, глава наиболее многочисленной буддистской школы «гелугпа. Вторым по значению лидером в тибетской иерархии стал панчен-лама, живший в городе Шигадзе, – перерождение самого Будды Амитабы. Два главных ламы Китая находятся в сложных религиозно-политических отношениях между собой – они подтверждают истинность перерождения друг друга, то есть играют ключевую роль в сложной системе передачи власти.
Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. В 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику.
В 1959 году в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина. Сам далай-лама и многие его сторонники бежали горными тропами в Индию, где образовали тибетское правительство в изгнании. В отличие от Далай-ламы XIV, Панчен-лама X не отправился в изгнание, но пытался сотрудничать с Пекином. Вскоре он умер от сердечного приступа. Нового панчен-ламу, согласно традиции, как и любого другого «живого Будду», нужно было найти среди тибетских детей.
В 1995 году далай-лама объявил в Индии о том, что кандидат найден. Это был шестилетний мальчик по имени Гедхуна Чокьи Ньима. Китайское правительство отреагировало немедленно и «выбрало» своего панчен-ламу, мальчика Гьяйлцэну Норбу, а Гедхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Тибетская оппозиция называет его «самым молодым в мире политическим заключенным».
Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года.
Последние события, связанные с поднятием восстания против китайских властей, имели место в 2008 году и были приурочены к началу летних Олимпийских Игр в Китае. Тибетское правительство в изгнании настаивает, что это была мирная демонстрация, однако Пекин говорит о том, что демонстрация практически сразу переросла в погром, в ходе которого целенаправленно убивали этнических китайцев и уничтожали их имущество. Бунт был подавлен в очень жесткой форме. Регион немедленно был закрыт для любых иностранных граждан на несколько месяцев.

Контекст конфликта:
После тибетского восстания в 1959 г. в Тибете была уничтожена политическая, экономическая и социальная система тибетского общества и построена новая – социалистическая. Много лет прошло с тех пор, как Тибет встал на путь социалистического строительства в рамках унитарного китайского государства, но по-прежнему актуальным остается вопрос: оказалось ли возможным «великое созидание» на обломках «великого разрушения»?
Китайская Народная Республика является унитарным многонациональным государством, в котором, согласно конституции КНР, «сложились и продолжают укрепляться социалистические национальные отношения равенства, единства и взаимопомощи». В районах компактного проживания национальных меньшинств создана система районной национальной автономии. В этническом Тибете, территория которого составляет практически четверть территории КНР, созданы Тибетский автономный район и 10 автономных округов в составе четырех китайских провинций. Во главу угла национальной политики в отношении национальных меньшинств Китая центральное правительство поставило двуединую задачу – развитие экономики и обеспечение стабильности в регионе. В настоящее время Тибет является национальным регионом Китая с одним из самых высоких показателей ВВП. В то же время Тибет продолжает оставаться одним из наиболее нестабильных регионов КНР с очень высоким уровнем бедности, огромной степенью неравенства в доходах городского и сельского населения и самыми слабыми показателями в области образования.
«Культурная революция» (1966 – 1976) была воспринята тибетцами как уничтожение тибетского образа жизни и этнической идентичности тибетцев и своими последствиями имела болезненный, трудноразрешимый конфликт на этнической и религиозной почве. В период реформ, начавшихся в 1980 г. и продолжающихся по настоящее время, значительно повысился жизненный уровень тибетцев, произошла модернизация экономической и социальной жизни народа, были восстановлены культура и религия. Вместе с тем дилемма «стабильность-развитие», лежащая в основе стратегического курса Пекина, по-прежнему не разрешена в Тибете. Несмотря на модернизацию Тибета, ее экономика целиком зависит от центральных дотаций. Либеральная политика в сфере религии и культуры привела к спонтанному возрождению всех форм функционирования религии, и вместе с тем к таким нежелательным для Пекина последствиям, как антикитайские протесты, катализатором которых выступили буддийские монахи.
Широкомасштабные волнения в Тибете весной 2008 г. стали свидетельством очередного кризиса в китайско-тибетском конфликте. Не оправдались надежды на то, что тибетский вопрос будет разрешен после окончания Олимпийских игр. Давление на КНР со стороны мировой общественности не остается без внимания в Пекине. Такое давление может подрывать позиции сторонников этнически направленной политики и идти на пользу приверженцам жесткой линии.
Перечисленные факты могут свидетельствовать о незавершенности процесса национального строительства в КНР. Далай-лама предложил «срединный путь», по которому Тибет остается в составе Китая и использует демократическую систему, обеспечивающую полнозначную автономию Тибета. План Далай-ламы не устраивает Китай, который считает, что предложенная им система является завуалированной формой независимости.
Стороны Конфликта:
- первичные стороны: В роли первичных сторон конфликта выступают Китай и район Центральной Азии Тибет, который входит в его состав.
Для Китая - фундаментальный национальный интерес в удержании Тибета, заключается в том, что Тибет выполняет функцию своеобразного якоря Китая в Гималаях. Если эта территория будет открыта, и если Синьцзян станет независимым, широкий буфер между Китаем и остальной Евразией будет пробит. Китай не может предвидеть эволюцию сил – Индии, ислама или Российской мощи, в изменяющихся условиях нашего мира. И, как гарантию, они хотят удержать обе эти провинции, и в частности Тибет.
Тибет в свою очередь считает, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году. Далай-Лама считает Тибет скорее автономией, чем независимой территорией, и готов в любое время обсудить создавшуюся ситуацию с правительством Китая.
- вторичные, третичные стороны: Китай принял во внимание тот факт, что Далай-лама находится в Индии со времени китайского вторжения в Тибет. И Китай рассматривает его как индийскую марионетку. Они видят, что последние беспорядки в Тибете были спровоцированы индийским правительством, которое используют Далай-ламу для дестабилизации китайского Тибета и открытия двери для индийской экспансии. Однако Индийское правительство очень не хотело бы раздражать Пекин каким-либо неосмотрительным словом или действием, оглядываясь на собственную уязвимость Индии в контексте обстановки в штате Джамму и Кашмир и нерешаемой кашмирской проблемы.
Следует к этому добавить, что Китай видит и влияние Америки на Тибетскую проблему. Китай видит, что США в основном сосредоточились на исламском мире – и поощрили Индию и Далай-ламу «проверить» Китай, цель - частью затруднить проведение Олимпийских Игр, и частью усилить давление на центральное правительство. Центральное правительство для обеспечения безопасности Олимпийских Игр сосредоточило свои силы на безопасности при приближении Игр. Пекин также заметил схожесть того, что произошло в Тибете с «цветными» революциями, поддерживаемыми Соединенными Штатами в бывшем Советском Союзе.
Любая угроза либо проблема может прийти с запада и поэтому Китай считает Тибет фундаментальной составляющей национальной безопасности, и они рассматривают про-тибетскую агитацию на Западе, как попытку нанести удар в сердце китайской национальной безопасности.
Китай является и стратегическим партнером РФ, чем и обусловливается специфическое отношение правительства Российской Федерации к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе. Подобная позиция правительства вызывает недовольство со стороны российских буддистов (бурят, калмыков, тувинцев и др.), которые считают Далай-ламу иерархом своей буддийской традиции (Гэлукпа), тем более что буддизм официально признается в качестве одной из традиционных религий Российской Федерации. Наличие отмеченных факторов делает тибетскую проблему весьма актуальной для внешней политики России, благодаря существующим контактам российских буддистов с Далай-ламой и другими представителями тибетской диаспоры в Индии.
Генеральная ассамблея ООН, в свою очередь, неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.
Ситуация в Тибете остается не вполне ясной, но понятно, что вряд ли КНР снизойдет к требованиям тибетцев или прессингу международного сообщества.

«Тысячи людей из Кхама и Амдо бежали в Лхасу и разбивали свои лагеря в долине за городом.
Они рассказывали такие ужасающие истории, что я не мог поверить им долгие годы.
Я полностью поверил тому, что слышал только в 1959 году, когда прочитал отчет
Международной комиссии юристов: обычным делом были распятие, вспарывание
живота и отсечение конечностей. Использовались также обезглавливание, эакапывание
живьем, сжигание и забивание до смерти. Людей привязывали к лошадиным хвостам,
вешали вниз головой и бросали в ледяную воду со связанными руками и ногами.
А чтобы они не кричали: «Да здравствует Далай-лама!» на пути к казни, им протыкали
языки мясницкими крюками…»

10 марта 2009 г. – своего рода юбилей: 50-летие крупнейшего восстания тибетцев против китайской власти. Почему оно произошло? Как его подавили? Как сделали частью Китая страну, никогда ранее в него не входившую? На китайских Интернет-сайтах, посвященных истории Тибета, здесь некоторый пробел. Постараюсь восполнить его.

2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа сообщило, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) освободит всю территорию Китая, включая Тибет. А ведь он никогда не был частью Китая (1)… 1 октября 1949 г. была провозглашена КНР. И сразу началась подготовка к военному вторжению (2). Его наметили на весну 1950 г. Собственно, "освобождать" предстояло не всю страну. Почти половина (области Кам и Амдо) была аннексирована задолго до этого. Теперь отсюда двинулись главные китайские силы. Они имели подавляющее превосходство над тибетской армией в живой силе и вооружении. Тибетские войска отступали и сдавались. 19 октября 1950 г. китайцы заняли г. Чамдо.

К северу от него развернулись бои. Тибетцы были разбиты. 25 октября появилось заявление, что частям НОАК приказано продвигаться вглубь Тибета, чтобы освободить его от империалистического гнета и укрепить оборону границ Китая (3). В ответ руководители Тибета издали манифест. В нем говорилось, что это захват и оккупация страны свободных людей под предлогом освобождения. 7 ноября Тибет послал в ООН обращение, призывая остановить агрессию. Но обсуждение отложили. Далай-ламе пришлось направить в КНР делегацию для переговоров. Их итогом стало Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета, известное как Соглашение из 17 пунктов (4). Оно было подписано 23 мая 1951 г. в Пекине. И вот при каких обстоятельствах.

На тибетских делегатов оказывалось давление, они не имели с собой правительственных печатей, необходимых для заключения договора Тибетом (5). У них были личные печати, но перед китайцами они отрицали это, чтобы выразить свое несогласие. Тогда печати с их именами смастерили в Пекине и они их приложили к документу (6). В Соглашении не были указаны границы территории, на которое оно распространялось. Тибетцы под ней понимали все свои земли, в том числе Кам и Амдо, а китайцы – только то, что не было включено в их провинции. Тибетцев обязали помочь движению НОАК по их территории. По инструкциям, тибетские делегаты должны были по всем важным вопросам консультироваться с Тибетским правительством и Далай-ламой (7). Им такой возможности не дали, фактически, предъявив ультиматум. Оставался лишь один выбор: подписать Соглашение или отвечать за немедленное начало военной операции против Лхасы. Тибетцы предупредили, что они подписывают документ лишь от собственного имени, не имея на это полномочий от Далай-ламы или правительства.

9 сентября 1951 г. в Лхасу вошли передовые части НОАК. На подходе были главные силы. Чтобы избежать худшего, тибетцам оставалось лишь надеяться на выполнение Соглашения. 24 октября китайский представитель генерал Чжан Цзиньу от имени Далай-ламы послал телеграмму Мао Цзэдуну с поддержкой Соглашения (8). Этот документ есть в Интернете (9). Он не заверен печатью Далай-ламы – а ведь в те времена в Тибете ни один документ, даже в захолустье, не обходился без печати! Эту телеграмму нельзя считать актом ратификации. Позже Далай-лама, имея возможность свободно выразить свою волю, не признал Соглашение из 17 пунктов.

В Лхасе китайские войска заняли много места, требовали продовольствия и снаряжения (2). Поначалу платили, потом стали требовать в долг. Запасы иссякали, цены взлетели, началась инфляция. С 1956 г. китайцы стали формировать Подготовительный комитет по образованию ТАР. На местах появились его структуры. Комитет стал фасадом представительства тибетцев при фактической власти китайцев. Все это нарушало Соглашение из 17 пунктов. Но демократическую реформу здесь пока отложили.


«Я попросил консультации у государственного оракула. К моему удивлению,
он воскликнул: «Уходи! Сегодня вечером!» Медиум, продолжая находиться в трансе,
пошатываясь, прошел вперед и, схватив бумагу и ручку, записал довольно ясно и четко
тот путь, которым я должен идти из Норбулинки до последнего тибетского города
на индийской границе. Направление было неожиданным. Сделав это, молодой монах
по имени Лобсанг Джигме потерял сознание, что было знаком ухода божества
Джордже Дракдена из его тела. Оглядываясь на это событие по прошествии лет,
я испытываю уверенность: Дордже Дракден всегда знал, что я должен покинуть
Лхасу 17 числа, но не говорил этого, чтобы предсказание не стало известно другим».

Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы

Зато в Каме и Амдо ее запустили полным ходом. Основа этой реформы – в словах известного персонажа: "Взять все, и поделить". Реформа не встречала сочувствия народа – ни "верхов", ни "низов". Началось принуждение, в ответ – сопротивление. Большинство тибетцев остались верными своим традициям. Тогда стали собирать митинги, где людей делили на "крепостников" и "рабовладельцев", с одной стороны, "крепостных" и "рабов" – с другой (10). Последних пытались заставить "бороться" с первыми. Это не выходило, тогда китайцы сами проводили реформу, репрессии и казни. Большие поместья конфисковали, богатых крестьян выгоняли из домов, землю перераспределяли, вводили новые налоги, религиозные организации разгоняли, монастыри закрывали, монахов заставляли жениться, кочевой образ жизни объявили варварством и т.д. Марксисты ошибаются, что "у сопротивления была очень узкая опора в Тибете" (11). В действительности, "узкая опора" была у маоистов.

В августе 1954 г. восстали тибетцы в южном Каме. Восстание расширялось. Начались ожесточенные бои. Китайцы приступили к артобстрелам и воздушным бомбардировкам населенных пунктов и монастырей, массовым репрессиям. Например, в 1956 г. во время празднования тибетского Нового года в Батанге с воздуха разбомбили крупный монастырь. Погибло более 2 тыс. монахов и паломников (12). В августе 1956 г. восстание распространилось и среди тибетцев Амдо. НОАК добивалась успехов, но не сразу. В "освобожденных" районах вождей и лам арестовывали, пытали и убивали, потом проводили реформу. Китайцы сгоняли жителей смотреть на расправы над их земляками, причем самыми уважаемыми. Между тем, маоистская пропаганда врала миру о всеобщей любви тибетцев к Центральному правительству КНР, об их требованиях провести реформу и т.п. Это до сих пор находит поддержку некоторых левых авторов (11). А ведь тогда, видя провал реформы в Каме и Амдо, китайские руководители сами заявляли, что в центральном Тибете не надо спешить с ее проведением…

Между тем, повстанцы создали базу в южном Тибете. К лету 1958 г. уже несколько десятков тысяч партизан объединились и стали действовать все ближе к Лхасе (5). В основном они были вооружены легким оружием. Кое-что захватили у китайцев, кое-что – в результате налета на склад Тибетского правительства. Немного устаревшего оружия получили от ЦРУ. В лагере ЦРУ тренировали партизан. Целью было давление на КНР: Америка не собиралась делать Тибет независимым. Тибетцы принимали эту помощь не потому, что поддерживали планы США, а потому, что больше никто не помогал. Не стоит забывать, что и КПК пришла к власти благодаря иностранной (советской) помощи.

В центральном Тибете появлялось все больше беженцев. Далай-лама и его правительство оказались в трудном положении: они сочувствовали повстанцам, но вынуждены были советовать сложить оружие и вернуться, в связи с явным превосходством НОАК. Повстанцы пользовались помощью земляков в Лхасе. Китайские власти потребовали от Правительства Тибета подавить восстание военной силой. Но оно не выполнило это требование, да и не смогло бы. К концу 1958 г. армия повстанцев в 80 тыс. чел. контролировала уже все округа южного Тибета и часть восточного. А к марту 1959 г. ее численность, возможно, достигла 100–200 тыс. чел. (10).


«Я не боюсь смерти, и мне было не страшно стать одной из жертв китайского нападения.
Не счесть, сколько рождений и смертей мы переживаем в этом океане самсары.
Упуская, из-за омрачений ума, это высокое понимание и веря в исключительность смерти,
незрелые люди переживают трагедию, когда возникает потребность отдать жизнь
ради родины – это небуддийское отношение. Однако я понимал, что ни народ,
ни чиновники не могут разделить моих чувств. Для них личность Далай-ламы была
высшей ценностью. Далай-лама символизировал Тибет, тибетский образ жизни,
самое дорогое для них. Они были убеждены, что если это тело прекратит существование
в руках китайцев, жизнь Тибета оборвется».

Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы

В Лхасе к марту 1959 г. скопилось до 100 тыс. беженцев и паломников. Распространился слух (вероятно, небеспочвенный), что китайцы хотят задержать Далай-ламу во время театрального представления, на которое его пригласили в китайский штаб. 9 марта вокруг летнего дворца Далай-ламы стала скапливаться толпа. Далай-лама и министры пытались мирно разрешить конфликт, вели переговоры с китайским командованием и восставшими. Безуспешно. Собравшиеся 10 марта выбрали Комитет свободы, который объявил недействительным Соглашение из 17 пунктов. Китайцы между тем стянули к городу большие силы, в том числе танки и артиллерию. Готовился штурм. Далай-лама и его приближенные в ночь на 17 марта 1959 г. тайно покинули Лхасу и направились в Индию.

Между тем, восставшие призвали к борьбе за свободу: "Поскольку Компартия хочет уничтожить нашу религию и нацию, все люди нашего снежного края, которые едят цампу и начитывают мани (т.е. тибетцы – авт.), должны объединиться, взяться за оружие и бороться за независимость" (13). Они мобилизовали мужчин 18–60 лет. В ночь на 19 марта восставшие напали на штаб и другие китайские органы. А в ночь на 20 марта НОАК начала артобстрел столицы. К 22 марта китайцы взяли под контроль всю Лхасу. Погибло 10–15 тыс. тибетцев. 28 марта вышел приказ Госсовета КНР в связи с восстанием в Тибете (14). Тибетское правительство распустили, на него необоснованно возложили вину за случившееся, а власть передали Подготовительному комитету по созданию ТАР. Китайская сторона разорвала Соглашение из 17 пунктов.

Подавляя восстание, китайцы применяли разные виды казни, причем не только к партизанам. Тибетцев обезглавливали, избивали до смерти, отрубали конечности, распинали на кресте, топили, жгли, резали на куски, закапывали, вешали, варили и т.д. (5). За пытками и казнями заставляли наблюдать членов семьи, детей заставляли стрелять в родителей. Монахов убивали особыми способами, перед пытками старались унизить. Таких масштабов пыток и казней не было при феодальном строе. Согласно секретному докладу НОАК, захваченному партизанами, только с марта по октябрь 1959 г. в Лхасе и окрестностях было уничтожено 87 тыс. тибетцев (15). Еще 25 тыс. было арестовано (5). Заключенных стало во много раз больше, чем при феодализме. Их избыток вызвал трудности в содержании (16). Еще бы: в тюрьмы и концлагеря попало 10–15% населения Тибета (17). Там большинство умерло от голода и лишений.

Одновременно маоисты уничтожали феодально-теократический строй, религию, перераспределяли землю, разрушали саму цивилизацию тибетцев. Партруководство, наконец, добилось своего: в тибетском обществе удалось организовать раскол и создать прослойку активистов из самых темных слоев населения. С 1960 г. началась ударная коллективизация крестьянства. Естественно, она привела к развалу сельского хозяйства. В 1961–1964 гг. невиданный голод охватил Тибет. А ведь при феодалах голода там никогда не было. Коллективизацию пришлось приостановить.

В 2009 г. в КНР поднялся шум из-за двух антикварных предметов, которые были выставлены на аукцион во Франции (18). Эти предметы были украдены европейцами в XIX в. из дворца в Пекине. А вот что делали маоисты в ХХ в.

По китайским данным, в начале 1960-х гг. в будущем ТАР было 2469 монастырей со 110 тыс. монахов и послушников (19). Всего же в Большом Тибете было свыше 6 тыс. монастырей. После демократической реформы осталось около 70 монастырей примерно с 7 тыс. монахов. Всего за несколько лет! Уничтожение религиозных построек проводилось по следующей схеме (20). Приезжали специальные команды китайских минералогов, чтобы определить и изъять драгоценные камни. Потом являлись металлурги с той же целью, затем все ценное вывозилось грузовиками. Стены взрывали, деревянные балки и опоры забирали. Глиняные скульптуры разрушали в надежде найти драгоценные камни. Сотни тонн ценных статуй, икон-тханка, изделий из металла и других сокровищ вывезли в Китай. Туда шли целые караваны военных грузовиков с металлическими статуями (21).

Это мародерство называлось перераспределением богатства в период демократической реформы. Наиболее ценные предметы были переданы в китайские музеи, проданы на международных аукционах, разворованы китайскими чиновниками. Такие предметы время от времени всплывают на аукционах и сейчас. Для иностранцев власти дают разрешения на вывоз (21). Но большинство произведений искусства было уничтожено. Тханки сожгли, металлические изделия переплавили. Лишь одна литейня около Пекина закупила ок. 600 тонн тибетского металла "в виде ремесленных работ". А всего таких литейных было не менее пяти… С тех пор старые произведения тибетского искусства – редкость на своей родине.


«Жалкое зрелище, должно быть, открылось группе индийских пограничников, которые
встретили нас на границе: восемьдесят путников, прошедших тяжелое испытание и
измученных телом и душой. … Никто из нас не имел представления о том, что сведения
о нашем побеге были на первых полосах газет по всему миру, и что в далекой Европе
и Америке люди с интересом ожидали, и, я надеюсь, с сочувствием, когда станет
известно, спасся ли я».

Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы

Цепляясь за власть, Мао Цзэдун начал в 1966 г. Великую пролетарскую культурную революцию. Целью была ликвидация старых парткадров, а реальным содержанием – уничтожение культурного наследия, традиций, создание конфликта поколений. В Тибете это должно было увековечить китайское господство. Армия и чиновники должны были обеспечивать успех хунвэйбинам (красным охранникам) и цзаофаням (бунтарям). В мае 1966 г. из Пекина в Лхасу доставили первую группу хунвэйбинов. Началось зомбирование молодежи. Хунвэйбины объявили войну "четырем старым": идеям, культуре, привычкам и обычаям (10). Составили программу из 20 пунктов по уничтожению религии – запретили практически все, даже перебирать четки. Тибетцев заставляли менять национальную одежду на "маоцзэдуновки" полутюремного фасона, запретили носить косы, кланяться, использовать традиционные приветствия и т.д. Фактически, все тибетское подлежало уничтожению. Учебные заведения не работали: учащихся приобщали к "бунту".

Банды хунвэйбинов и цзаофаней терроризировали население, врывались в дома, ломали все, в чем усматривали местные традиции. Бывших аристократов, лам и всех, кого подозревали в нелояльности, подвергали сеансам "тамцинга" – "критики". Она состояла в принародном избиении человека, сопровождаемом издевательствами. Сеансы "критики" могли быть ежедневными или более редкими, на сцене или на улице. Их регулярно повторяли, иногда много месяцев подряд. Жертвы часто становились калеками или умирали.

В период Культурной революции были разрушены почти все оставшиеся монастыри. В итоге в Большом Тибете осталось то ли 7, то ли 13 монастырей (23). Разрушать старались руками местных: кто отказывался участвовать, подвергался "критике". Среди разрушенных оказались величайшие святыни и памятники мировой культуры: первый тибетский монастырь – Самье (VII в. н.э.), главные монастыри конфессий Тибета: Ганден (главный монастырь школы Гэлуг), Сакья (школы Сакья), Цурпху (школы Кагью), Миндролинг (школы Ньингма), Менри (религии бон) и т.д. Подвергся разгрому главный храм Тибета – Джокханг. Находившиеся там святыни, шедевры религиозного искусства были в основном разломаны. В храме сделали "штаб" хунвэйбинов и свинарник. Были осквернены и уничтожены святыни местных мусульман. К нашему времени в Тибете восстановлена лишь половина разрушенного... Но современные "леваки" превозносят Культурную революцию и оправдывают ее преступления (24).

Уничтожая религию и культуру, "бунтари" не забывали о ликвидации старых парткадров. Но те дали отпор: организовали собственные банды цзаофаней (10). Пошли стычки, перешедшие в многодневные бои с применением оружия. В них гибли тысячи людей. В 1968 г. в Пекине признали, что события в Тибете равнозначны гражданской войне. Власть передали армии, стали повсеместно создавать ревкомы. Взять "бунтарей" под контроль удалось не сразу, погибло еще много народу.

И вот коммунисты вернулись к своей извечной мечте – коллективизации сельского хозяйства. Массовая кампания по созданию коммун развернулась в 1968–1969 гг. (10). Коллективизировали все вплоть до чайников, люди обязаны были питаться в общей столовой и т.п. Главной функцией коммун было обслуживание и прокорм войск. "Освобожденный от крепостников" труд мог длиться день и ночь. "Помощь" военных в сборе урожая часто сводилась к его конфискации, и крестьяне вынуждены были питаться тем, что давала скудная природа высокогорья – например, дикими кореньями. В 1968–1973 гг. Тибет поразил новый голод от замены традиционных зерновых озимой пшеницей (непригодной в данных условиях), реквизиций продовольствия для НОАК, перевода кочевников в оседлость и коллективизации.


«После того, как я оставил страну, около 60 тысяч беженцев последовали за мной в изгнание,
несмотря на трудности, которые ожидали их при пересечении Гималаев, и опасность попасть
в руки китайской охраны. Многие из них уходили маршрутами, гораздо более трудными
и опасными, чем мой. Среди них были ламы, очень известные в нашей стране, ученые-эрудиты,
около пяти тысяч монахов, правительственные чиновники, купцы, солдаты и великое множество
простых крестьян, кочевников и ремесленников. Некоторые привели с собой свои семьи, дети
иных умерли при пересечении гор. Эти беженцы разбросаны теперь по поселениям в Индии,
Бутане, Сиккиме и Непале».

Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы

Отстранив тибетцев от управления их страной, маоисты преображали ее по своему усмотрению: развивали промышленность, вели партстроительство, проводили милитаризацию и т.д. Но "освобожденный" народ продолжал бороться. Тибетцы были разобщены и плохо вооружены. И все-таки до 1960 г. они удерживали часть Амдо и западного Тибета, затем переместились в центральный и южный. В 1962–1976 гг. там было 44 открытых восстания (7). ЦРУ помогало партизанам, но большинство групп действовало независимо. Координация отсутствовала. Перед Культурной революцией между р. Цангпо и непальской границей действовало 30–40 тыс. тибетских партизан, а после коллективизации борьба усилилась. Далеко не все группы формировались и снабжались из-за рубежа. Образовывались самостоятельные отряды в тысячи человек. Они препятствовали коллективизации, нападали на китайских солдат, представителей власти, разрушали коммуникации, военные объекты и т.д. Были убиты и ранены более тысячи солдат и кадровых работников. В ответ шли рейды, показательные суды и расстрелы. США перестали помогать тибетским партизанам после того, как наладили связи с КНР. Мао, обвинявший СССР в "ревизионизме" за улучшение отношений с США и разрядку напряженности, теперь сам наладил контакты с "оплотом империализма". Партизанская война в Тибете сошла на нет. Больше ничто не угрожало власти КНР.

Период правления Мао – это целенаправленное уничтожение тибетской религии, культуры и уклада жизни, истребление или "перевоспитание" их носителей, насильственная китаизация народа. По разным оценкам, в Большом Тибете погибло от 5 до 30% тибетцев, свыше 100 тыс. стали беженцами. Это подпадает под действие Конвенции о предупреждении геноцида, принятой ООН (25). Такую оценку дал Комитет по соблюдению законности Международной комиссии юристов, ассоциированной с ООН (20). Но необходимо подчеркнуть: вину за эти эксцессы нельзя возлагать на какой-либо народ в целом, в том числе китайский. Как говорил И.В. Сталин, "Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается".

Итак, в 1950-х гг. Тибет впервые в своей истории стал частью Китая. Но вопрос о законности этого не закрыт. Соглашение о "мирном освобождении" Тибета было подписано под угрозой силы, члены делегации не имели надлежащих полномочий, печати были подделаны, китайская сторона сначала нарушала Соглашение, а потом вообще разорвала его. Потому Мао и говорил: "Они дали мне предлог для развязывания войны… Чем мощнее мятеж, тем лучше" (26). Наконец, само Соглашение не было официально ратифицировано тибетской стороной, а документов, заменяющих его, так и не появилось. По мнению экспертов по международному праву, это Соглашение с самого начала было нелегитимным, военное вторжение КНР противоречило Уставу ООН и ряду других международных документов, а последующее владение территорией не легитимировало захват (7). Следовательно, Тибет – оккупированная страна.


Семен Китаев


Подробности

(1)
(2) Goldstein M.C. 2007. A history of modern Tibet. Vol. 2. The calm before the storm: 1951-1955. Berkeley – Los Angeles: Univ. of California Press.
(3) Шакабпа В.Д. 2003. Тибет: политическая история. СПб: Нартанг.
(4) Текст
(5) Далай-лама. 1992. Свобода в изгнании. СПб: Нартанг; Далай-лама. 2000. Моя земля и мой народ. СПб: Нартанг – Corvus.
(6) Promises and lies: "The 17-point Agreement". The full story as revealed by the Tibetans and Chinese who were involved. 2001. – Tibetan Bulletin, March–June, p.24-30.
(7) Van Walt van Praag M.C. 1987. The status of Tibet: History, rights, and prospects in international law. Boulder, Colorado; Westview Press.
(8) Promises and lies…
(9) news.xinhuanet.com ..
(10) Богословский В.А. 1978. Тибетский район КНР (1949–1976). М.: Наука.
(11) М. Паренти .
(12) blackrotbook.narod.ru .
(13)www.asiafinest.com
(14) Текст см.: О тибетском вопросе. 1959. Пекин: изд. лит. на иностр. яз., с.1-3.
(15) Тибет под властью коммунистического Китая: 50 лет. 2001. Дхарамсала: Деп. информ. и междунар. отн.
(16) www.asiafinest.com
(17) www.friends-of-tibet.org.nz .
(18) www.russian.xinhuanet.com .
(19) Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Вост. лит.
(20) .
(21) http://www.rfa.org/english/commentaries/cambodia_cullumoped-04042008160706.html/tibet_smith-04042008160846.html.
.html
(23) Tsering B.K. 1985. Religion in Tibet today. – Tibetan Bulletin, v. 16, no. 1, p. 14-15.
(24) Например, rwor.org .
(25) http://www.un.org/russian/documen/convents/genocide.htm.
(26) Юн Чжан, Холлидей Дж. 2007. Неизвестный Мао. М.: Центрполиграф, с.481.

Большую часть прошлого столетия отношения США с Тибетом характеризовались американским подобострастием перед Китаем и неискренними, но добрыми пожеланиями Далай-ламе. Еще в 1908 году американский дипломат Уильям Рокхилл (William Rockhill) заявил Далай-ламе XIII: "Тесные и дружеские отношения с Китаем абсолютно необходимы, ибо Тибет входит и должен входить в состав Цинской (Маньчжурской) империи ради собственного блага". Спустя сто лет при Далай-ламе XIV изменилось немногое. После встречи в 2011 году с президентом Обамой в Картографической комнате Белого дома (Овальный кабинет показался слишком официальным) Далай-ламу вывели через заднюю дверь и повели мимо мусорных баков. Конечно, все это было сделано ради того, чтобы избежать обвинений со стороны Пекина, который расценивает как "вмешательство" даже самую мягкую критику по поводу его политики в отношении Тибета.

Однако это было важнейшее и очень драматичное отступление от минималистского подхода. Почти двадцать лет после 1950 года, когда китайцы захватили Тибет, ЦРУ проводило тайную операцию с целью подготовки тибетских повстанцев и сбора разведывательной информации о Китае в рамках своих попыток сдержать распространение коммунизма по миру. Об этом сегодня мало известно, но программа ЦРУ привела, как минимум, к одному яркому и эффектному успеху разведки, а также обеспечила поддержку Далай-ламе. Накануне исторической встречи Ричарда Никсона с Мао в 1972 году эта программа была неожиданно отменена, и США вернулись к своей традиционной политике в отношении Тибета, держа его на расстоянии. Но это не помогло покончить с мощной атмосферой недоверия, которая продолжает отравлять американо-китайские отношения. Китайское правительство не только хорошо знало о программе ЦРУ, но и опубликовало в 1992 году официальный документ на эту тему. В нем была информация о деятельности управления, полученная из надежных западных источников, однако вина возлагалась в основном на "клику Далай-ламы". Эту фразу Пекин использует по сей день.

Повстанческое движение началось после того, как Народно-освободительная армия Китая вторглась в Тибет после разгрома националистов, и когда Пекин вынудил правительство Далай-ламы признать власть Китая над этим регионом. В 1955 году группа местных тибетских лидеров тайно подготовила заговор с целью проведения вооруженного восстания, и год спустя начались волнения. Повстанцы брали в осаду местные органы государственной власти, сотнями убивая государственных служащих и китайцев хань. В мае 1957 года были созданы повстанческая организация и боевые силы повстанцев, которые начали убивать коммунистических руководителей, дезорганизовывать работу связи, нападать на различные учреждения и на китайские армейские подразделения, дислоцировавшиеся в этом регионе.

К тому времени восстание получило американскую поддержку. В начале 1950-х годов ЦРУ начало искать возможности и способы для оказания помощи тибетцам в рамках своей расширявшейся кампании по сдерживанию коммунистического Китая. Ко второй половине десятилетия был запущен проект "Цирк": боевиков тибетского сопротивления начали возить за границу на обучение, а на территории Тибета в стратегически важных местах американцы стали сбрасывать на парашютах оружие и боеприпасы. В 1959 году управление открыло секретный учебный центр по подготовке тибетского пополнения в Кемп-Хейле, штат Колорадо. Место было выбрано неслучайно, поскольку база находилась на высоте 3 километров над уровнем моря, а окружающая местность напоминала Гималаи. По словам одного источника, через лагерь в Колорадо прошли примерно 170 "партизан Камба".

Усилия ЦРУ так и не привели к массовому восстанию против китайских захватчиков, но они стали одним из важнейших успехов разведки во времена холодной войны, поскольку в 1961 году тибетские боевики захватили и передали ЦРУ огромное количество китайских военных документов. Из них удалось узнать о падении морального духа у китайских солдат, которые узнали о массовом голоде, поразившем Китай во время Большого скачка. Но в следующем десятилетии в Вашингтоне возникли серьезные разногласия относительно деятельности ЦРУ в Тибете, и в 1971 году, когда Генри Киссинджер готовил встречу Никсона с Мао, программу свернули.

"Хотя вопрос Тибета не стоял на повестке во время переговоров в Пекине, эпоха официальной американской поддержки тибетцам подошла к концу, - вспоминал в своей вышедшей в 1999 году книге "Orphans of the Cold War: America and the Tibetan Struggle for Survival" (Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание) ветеран ЦРУ Джон Кеннет Кнаус (John Kenneth Knaus), проработавший там 40 лет. - В новом уравнении Киссинджера места Тибету не нашлось". К 1975 году президент Джеральд Форд уже смог сказать скептически настроенному будущему лидеру Китая Дэн Сяопину: "Позвольте заверить вас, господин вице-премьер, что мы выступаем против любых правительственных действий [США] в отношении Тибета, и не проводим их".

Многие друзья Тибета и почитатели Далай-ламы, которые всегда выступали против насилия, считают, что сам он ничего не знал о программе ЦРУ. Однако один из братьев Далай-ламы Гьяло Тондуп (Gyalo Thondup) был тесно связан с операцией ЦРУ, а принимавший в ней участие Кнаус пишет: "Гьяло Тондуп информировал своего брата Далай-ламу об общих условиях поддержки ЦРУ". По словам Кнауса, с конца 1950-х годов управление платило Далай-ламе по 15000 долларов в месяц. В 1974 году выплаты были прекращены.,

В 1999 году я спросил Далай-ламу, не нанесла ли вред Тибету операция ЦРУ. "Да, это так", - ответил он. Вмешательство оказалось пагубным, потому что оно было направлено главным образом на обслуживание американских интересов, а не на оказание длительной помощи тибетцам, добавил Далай-лама. "Когда американская политика в отношении Китая изменилась, они прекратили оказывать помощь, - заявил он мне. - В противном случае мы могли бы продолжать эту борьбу. Многие тибетцы возлагали большие надежды на оружие, которое ЦРУ сбрасывало с самолетов, но потом пришла китайская армия и уничтожила их. У американцев были другие планы, отличавшиеся от планов тибетцев".

Абсолютно верно, и эти разные планы в 2010 году подробно изложила владеющая тибетским языком антрополог Кэрол Макгранахан (Carole McGranahan), которая написала книгу "Arrested Histories: Tibet, the CIA, and Memories of a Forgotten War" (Остановленная история: Тибет, ЦРУ и воспоминания о забытых войнах). Иногда автор чрезмерно запутывает свое повествование сложной антропологической терминологией, однако она великолепно показывает то, насколько разительно отличаются мнения тибетских ветеранов об операции ЦРУ от воспоминаний их американских партнеров. Поражает пример с захватом военных документов, которые тибетские партизаны смогли получить, устроив засаду на одного высокопоставленного китайского офицера. Эта сцена показана во всех ее страшных деталях на огромной картине, которая хранится в музее ЦРУ в Вашингтоне. В документах говорится не только о низком моральном духе китайских солдат. Там раскрываются масштабы насилия и зверств китайцев в Тибете. "Эта информация стала для тибетского правительства в изгнании единственным документальным доказательством, свидетельствующим о китайских злодеяниях, и поэтому она была бесценна", - отмечает Макгранахан. Тем не менее, тема документов и их захвата редко всплывала во время ее длительных бесед с ветеранами. "Почему это достижение, которое столь высоко оценили правительства США и Тибета, не стало таким же знаменательным и памятным для партизан?"

Одна из причин заключается в том, что тибетским партизанам ничего не сказали о ценности этих документов, прочитать которые они не могли. Один из ветеранов рассказал Макгранахан:

"Наши солдаты напали на китайские грузовики и захватили какие-то документы китайского правительства. После этого американцы подняли нам денежное довольствие. Никто не знал, что было в этих документах. В то время вопросов не задавали. Если ты задавал много вопросов, остальные начинали относиться к тебе с подозрением".

Командир группы, организовавшей засаду, рассказал антропологу: "В качестве награды ЦРУ дало мне часы Omega". Но и он тоже очень мало знал о важности захваченных документов. Как подробно пишет Макгранахан, ветераны прежде всего были преданы Далай-ламе и хотели, чтобы он снова стал верховным лидером независимого Тибета.

Когда миссия ЦРУ закончилась, Тибет в китайской политике Вашингтона начал отходить на задний план. Об этом откровенно пишет Кнаус в своей второй книге "Beyond Shangri-la: America and Tibet’s Move into the Twenty-First Century" (По ту сторону Шангри-Ла: Америка и вхождение Тибета в 21-й век). Реальность такова, что американским президентам сейчас приходится иметь дело с мировой державой, какой является Китай. В весьма запутанных оруэлловских выражениях, оправдывающих невнимание Америки к Тибету, бывший заместитель госсекретаря по Восточной Азии Маршалл Грин (Marshall Green) рассказывает Кнаусу: "Мы ничем не могли помочь тибетцам, кроме улучшения отношений с китайскими коммунистами, потому что при таком раскладе у нас появлялась возможность оказывать на них давление, дабы они проводили более умеренную политику по отношению к Тибету". Грин признал, что это было "оправдание для отказа тибетцам".

Оригинал публикации.

В годы Второй мировой войны Тибет сохранял контакты с Центральным правительством Китая, но практически территория {254}Тибета не была вовлечена в военные действия. В начале 1941 г. Джампэл Еше был вынужден оставить пост регента и вернуться в монастырь Радэн.

К власти пришла группировка тибетской столичной аристократии во главе с новым регентом Нгаван Сунрабом, настоятелем небольшого монастыря Тактра недалеко от Лхасы.

После начала войны на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии (декабрь 1941 г.) в монастырях Тибета прошли молебны, но не за победу какой-либо из воюющих сторон, а за восстановление мира [Богословский, Москалев, 1984, с. 246]. После захвата японцами Бирмы Чунцин предложил построить дорогу через Тибет для транспортировки военных грузов из Индии на фронты антияпонской войны. Регент Тактра отклонил это предложение. Англичане смогли добиться лишь согласия Лхасы на перевозку через территорию Тибета невоенных грузов, но без строительства какой-либо новой дороги.

В конце 1942 г. в Лхасе побывала официальная миссия США в составе сотрудников Бюро стратегических служб (разведки) подполковника Ильи Толстого и капитана Доллана Брука. Состоялся обмен письмами между президентом США Ф. Рузвельтом и Далай-ламой XIV. Американцы также пытались договориться о транспортировке военной помощи Китаю из Индии через Тибет, но не добились успеха.

До 1940 г. в Лхасе имелось только постоянное представительство Непала. Кашаг вел с ним дела через Управление по делам гуркхов. Затем появились постоянные представители Центрального китайского правительства (начальник тибетского отделения Комитета по делам Монголии и Тибета и др.) и правительства Британской Индии. Во второй половине 1942 г. в Лхасе было «восстановлено» Управление по делам всех государств21 [Уа Наnhzang, 1993, р. 410]. Управление возглавили чиновники 3-го ранга: аристократ-мирянин Суркан-дзаса и монах Йонтэн-дзаса Кончок Джунне. Китайский представитель в Лхасе Чэнь Си-чжан отказался признать новое Управление и вести с ним дела. Управление существовало до мая 1951 г., но практически через него вели дела с Кашагом только англичане. {255}

Тибет в первые послевоенные годы

Летом 1944 г. в Лхасу прибыл посланец Центрального правительства Китая, советник Чан Кай-ши Шэнь Цзун-лянь. В результате переговоров с ним власти Лхасы согласились направить в Нанкин «миссию доброй воли». Миссия ехала через Индию, и по прибытии ее в Нанкин в конце 1946 г. правительство Китая объявило членов миссии делегатами Тибета в Национальном собрании Китайской Республики. Тибетцы действительно присутствовали на заседаниях Национального собрания, но, как они впоследствии утверждали, лишь в качестве наблюдателей, а не участников. В новой Конституции Китайской Республики, принятой Национальным собранием в 1946 г., записано, что «Тибету гарантируется автономия» [Миньго чжи цзан синчжэн фалюй, 1999, с.

Между тем в самом Тибете в эти годы обстановка была нестабильной. Представители духовенства выражали недовольство политикой регента Тактра (сбор недоимок с монастырских крестьян, открытие весной 1945 г. в Лхасе светской школы с обучением, в частности, английскому языку и т.д.). Центром оппозиции являлись монастырь Радэн и его настоятель Джампэл Еше, а также дацан Дже (2,5 тыс. монахов) монастыря Сэра.

В ноябре 1946 г. было совершено покушение на цзэпёна Лхалу, сына Луншара22. Неизвестные обстреляли его, но он не пострадал. В начале 1947 г. регент получил из Кама посылку, в которую оказалась вложена ручная граната. Регент также не пострадал. Власти решили действовать. 14 апреля 1947 г. солдаты окружили монастырь Радэн и арестовали Джампэл Еше. Восстания монахов этого монастыря, а также дацана Дже монастыря Сэра были подавлены, погибло более 200 монахов. Следственная комиссия обвинила Джампэл Еше в заговоре с целью убить регента и в попытке получить помощь со стороны китайцев. Обвинение использовало, в частности, телеграмму от тибетских представителей в Нанкине, в которой сообщалось о письме Джампэл Еше к Чан Кай-ши с просьбой о помощи . 8 мая, еще до вынесения приговора, Джампэл Еше умер в тюрьме. Один из видных сторонников экс-регента Ньунэ-лама покончил жизнь самоубийством. Ближайший сподвижник и главный секретарь экс-регента получили по 250-260 ударов плетьми и были посажены в особую тюрьму в Норбулинке. 30 монахов и один мирянин {256} (мелкий чиновник) были наказаны плетьми, закованы в кандалы и переданы для работы в имения лхасских аристократов.

Следственная комиссия объявила невиновными и освободила бывшего калона Пункана и некоторых других арестованных аристократов и высших чиновников [Богословский, 2002, с. 114-116]. Более 200 человек - сторонников Джампэл Еше бежали на территорию, находившуюся под контролем войск Гоминьдана. Гоминь-дановское правительство не имело возможности как-либо повлиять на развитие событий в Тибете. В Китае в эти годы (1946-1949) шла гражданская война между КПК и Гоминьданом, и перевес все более переходил к вооруженным силам КПК. Обе стороны, разумеется, считали Тибет неотъемлемой частью Китая. В Лхасе после событий весны 1947 г. укрепились позиции регента Тактра, вокруг которого объединились сторонники независимого курса. Делались попытки заявить о независимости Тибета.

Весной 1947г. партия Индийский национальный конгресс организовала в Дели Азиатскую конференцию, и тибетские власти направили туда свою делегацию. На церемонии открытия конференции 23 марта 1947 г. был поднят тибетский государственный флаг, а на карте Азии, вывешенной в зале заседаний, Тибет был выделен как независимое государство. Лишь после протеста МИДа Китая тибетский флаг был снят, а Тибет на карте включен в состав Китайской Республики [Богословский, Москалев, 1984, с. 215].

После провозглашения независимости Индии на правах доминиона (15 августа 1947 г.) британская миссия в Лхасе, английские торговые агентства в Гьянцэ, Ятуне и Гартоке стали индийскими. К Индии перешли все права и обязанности по договорам и соглашениям с Тибетом.

Власти Лхасы первоначально поставили перед правительством Индии вопрос о «возвращении всех тибетских территорий», включая Ладак, Сикким и Дарджилинг, но потом согласились отложить решение этого вопроса на будущее. В октябре 1947 г. Тибет направил в Индию, Китай, Англию и США официальную делегацию, которую возглавил цзэпён Шакабпа [Уа Наnzhang, 1993, р. 329-332]. Делегации поручалось добиться выплаты правительством Индии сумм за тибетский экспорт в долларах или фунтах стерлингов, а не в рупиях, как прежде, а также приобрести слитки серебра для чеканки тибетских монет. Но главная цель поездки состояла в установлении официальных отношений между «независимым Тибетом», как заявлял Шакабпа, и перечисленными странами. Этой цели, разумеется, достичь не удалось, хотя делегация была принята {257}в Дели - М.К. Ганди и Дж. Неру, в Нанкине - Чан Кай-ши, в Вашингтоне - госсекретарем США Дж. Маршаллом, а в Англии - премьер-министром Эттли и министром финансов. МИД Китая направил официальный протест в госдепартамент США по поводу приема тибетской делегации, а китайский посол в Индии также сделал соответствующее представление индийским властям. Госдепартамент США разъяснил, что США считают Тибет частью территории Китая [Гуревич, 1958, с. 89]. Тибетской делегации удалось добиться успеха лишь в переговорах о торговле. Так, правительство Индии согласилось платить в долларах и фунтах за товары, принадлежащие тибетскому правительству, но за товары частных торговцев - в рупиях. Индия также согласилась не взимать пошлин с товаров, следующих транзитом в Тибет.

В Китае полная победа КПК в гражданской войне определилась уже совершенно ясно. В июле 1949 г. тибетское правительство объявило о немедленной высылке из Тибета членов гоминьданов-ской миссии во главе с Чэнь Си-чжаном и всех проживающих в Тибете китайцев. Тибетские власти закрыли китайскую школу, радиостанцию и метеостанцию. Высылка китайцев была осуществлена. Она должна была символизировать полный разрыв отношений между Тибетом и правительством Гоминьдана [Уа Наnzhang, 1993, р. 333-334].

С 27 августа до начала октября 1949 г. в Лхасе находился американский «радиокомментатор» Лоуэлл Томас. Он вел переговоры с руководителем Тибета о военной помощи тибетской армии со стороны США [Наrrеr, 1956, р. 187; Уа Наnzhang, 1993, р. 419].

2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа заявило: «Китайская Народно-освободительная армия освободит всю территорию Китая, включая Тибет, Сикан, острова Хайнань и Тайвань. Она не позволит ни одной пяди китайской земли остаться вне власти Китайской Народной Республики» (цит. по [Гуревич, 1958, с. 93]). {258}