Истину глаголет что. Значение фразеологизма "истину глаголишь"

Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага Казакевич Александр Владимирович

«Устами младенцев глаголет истина». Какая?

Что человеку для счастья нужно? Гармонии в душе и «мира во всем мире»? Ответ неверный. Может быть, творческого, профессионального и личного успеха? Снова неточный ответ. Тогда, быть может, мудрости и просветления, обретения объективной истины, понимания себя и Бога? И снова не совсем верный ответ, поскольку вряд ли этого будет достаточно для полного счастья… Так что же человеку надо для того, чтобы душа его зажглась не коротким и случайным, а постоянным светом радости?

В 1928 году в журнале «Родной язык и литература в трудовой школе» была опубликована небольшая статья детского психолога К. Спасской. В ней, в качестве интересного примера, приводились строчки, сочиненные маленьким мальчиком Костей Баранниковым, которому объяснили, что означает слово «всегда», и попросили составить несколько предложений с этим словом. Вот что он написал:

Пусть всегда будет солнце.

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет мама.

Пусть всегда буду я.

Позже эти четыре предложения были включены Корнеем Чуковским в его знаменитую книгу «От двух до пяти». В 1961 году эти четыре необычные строчки попались на глаза художнику Николаю Чарухину, и он выпустил плакат «Пусть всегда будет солнце…». В 1962 году этот плакат на первомайской демонстрации увидел поэт Лев Ошанин. Четверостишие настолько ему понравилось, что он использовал его в своем стихотворении. В том же году композитор Аркадий Островский сочинил на это стихотворение песню, которая через год стала самой популярной песней не только в Советском Союзе, но и во всей Европе. Сегодня эту песню называют детским гимном.

Солнечный круг, небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

«Пусть всегда будет солнце.

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет мама.

Пусть всегда буду я».

Милый мой друг, добрый мой друг,

Людям так хочется мира,

И в тридцать пять сердце опять

Не устает повторять:

«Пусть всегда будет солнце.

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет мама.

Пусть всегда буду я».

Тише, солдат, слышишь, солдат -

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят:

«Пусть всегда будет солнце.

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет мама.

Пусть всегда буду я».

Против беды, против войны

Станем за наших мальчишек!

Солнце – навек! Счастье – навек!

Так повелел человек:

«Пусть всегда будет солнце.

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет мама.

Пусть всегда буду я».

Говорят, «устами младенцев глаголет истина». Современные богословы и даже ученые утверждают, что «ребенок – самое здоровое в духовном плане существо». А как узнать, чего хотят дети? Что их делает счастливыми? Российский православный священник и писатель Михаил Дымов, кажется, лучше других знает ответ на этот вопрос.

В предисловии к своей знаменитой книге «Дети пишут Богу» он пишет:

«Будучи в Израиле, в центральной газете «Вести» я прочитал отрывки из книги американского писателя Стюарта Хемпли. Это были забавные фразы из писем маленьких американцев Богу. Меня словно обожгло – вот оно. Захотелось поскорей домой. Не терпелось узнать, что же наши дети могут сказать Всевышнему. Ведь на Западе восприятие Бога впитывается с молоком матери. Да и окружающая действительность там устойчива, солидна, незыблема.

Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?» – с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания.

Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы…

Книга «Дети пишут Богу» адресована всем – взрослым и детям. Она вне возраста. Потому что она обращена к Богу, а значит – к душе человека.

Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит, есть у вас душа. И слава Богу. Ну а дети – как можно чаще обращайтесь к Господу и тем самым сохраните в себе все человеческое».

Признаюсь, я очень люблю эту книгу. Она – чудесная. И я не могу отказать себе в удовольствии познакомить вас, мой читатель, хотя бы с некоторыми избранными выдержками из нее. (Орфография сохранена.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

А. Влияние общения на развитие ПА у младенцев Первая работа была выполнена нами около пятнадцати лет назад.Для опытов были отобраны 8 детей первого полугодия жизни, воспитывавшихся в доме ребенка. Они составили экспериментальную группу (ЭГ). С каждым из них было проведено

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

5. Исследования младенцев 5.1. Джозеф Д. Лихтенберг Одним из первых психоаналитиков, интересовавшихся результатами эмпирических наблюдений за младенцами в контакте с их матерями, был Джозеф Д. Лихтенберг (Lichtenberg, 1983). Прямые наблюдения за взаимодействием матери и ребенка,

Из книги Затаенная боль. Дневник психоаналитика автора Эльячефф Каролин

ГЛАВА 1. У МЛАДЕНЦЕВ СВОЙ ЯЗЫК Слово - настоящий языковой дар, а язык по природе своей материален. Жак Лакан Первые шаги жизни - все равно что первые шаги в шахматной партии. Они предопределяют развитие и стиль каждой партии. И пока вам еще не угрожают мат и окончательный

автора Витале Джо

Устами младенца Тереза Пушкар: Когда вы говорили, я подумала о детях. О подрастающем поколении, чью личность трудно назвать ярко выраженной, но мы все же пытаемся их взрастить. Есть ли какой-нибудь способ донести до них вашу идею?Джо: Думаю, здесь все как раз наоборот. Я

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Пусть Вселенная говорит вашими устами Когда меня приглашают выступить перед аудиторией, я никогда не готовлю речь заранее. Как-то раз один из моих друзей, сопровождавший меня на творческую встречу, заметил, что я немного нервничаю, и поинтересовался: «С тобой все в

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Истина Всегда носите с собой вопросы: 1. Говорю ли я сейчас правду? 2. Настоящие ли это чувства? 3. Какая у меня скрытая цель сейчас, в данной ситуации?Чтобы получать ответы на эти вопросы, нужна искренность, горение, в противном случае познание себя превратится в сплошной

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца и ее

автора Мюллер Станислав

Стрессотерапия для младенцев и детей постарше Очень хорошо эта тема раскрывается специалистами школы эйдетики. Путем проработки эйдетических образов ребенок освобождается от стрессового состояния и избавляется от негативных реакций в отношении объекта, являющегося

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Продолжение главы о работе со стрессами у младенцев Давайте рассмотрим два варианта работы с такими проявлениями их непростого прошлого опыта.Первый вариант – более сложный, но в то же время и более эффективный. Необходимо вместе с ребенком выставить голограмму памяти

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович

О страданиях младенцев Из книги С. Нилуса «Святыня под спудом»Об этом спросил преподобный Григорий блаженного Нифонта (епископа Кипрского), говоря:«Вот и еще, отец мой, вижу, что в лютых болезнях страждут младенцы: какой грех сотворили они? Как понять, за что низлагает их

автора Шпитцер Манфред

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Из книги Язык как инстинкт автора Пинкер Стивен

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Устами младенцев В XX веке, когда идеология планирования семьи, провозглашающая право людей на «безопасный секс» (т. е., на все тот же разврат, отказ от деторождения и аборты) пронизала как международное право, так и национальные законодательства многих стран, постепенно

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Есть одна избитая фраза – «устами младенца глаголет истина». Избитая, и, на первый взгляд, очень уязвимая. Какая еще истина? Ребенку легче всего забить голову ложью, в которую он будет искренне верить, ее же он и будет нам «глаголить». У него нет ни развитой логики, ни жизненного опыта, чтобы отличать ложь, и потому он действительно очень легко верит самой невероятной выдумке. Все это, конечно, верно, и это понимаешь умом. Но сердце подсказывает, что есть в этой фразе какой-то другой смысл, он то и заставляет людей повторять ее раз за разом уже десятки лет. Так о какой «истине» идет речь?

Есть у меня на этот счет кое-какие мысли.
Мне кажется, что дети действительно обладают способностью смотреть на окружающие их вещи так, как многие взрослые, с их логикой и жизненным опытом уже не могут. Но что это за взгляд? Для меня он маркируется двумя словами: искренность и простота. Причем простота именно та, которую имеют в виду, говоря «все гениальное просто».

Итак, сначала об этой «гениальной простоте». Дети намного легче улавливают суть вещей. Их мир полон контрастов, он нарисован широкими мазками. Такое «зрение» и позволяет детям уловить и высказать основное там, где взрослый начнет накручивать условности, частности, запутываться сам и запутывать других.

Теперь об искренности. Взрослые очень много притворяются. Наш мир заставляет нас надевать сотни масок и играть сотни ролей. И если человек слаб – он просто перестает понимать, есть ли вообще он сам, настоящий. Где тут Он, а где уже просто наслоение и череда ролей и масок? Результат этого – человек, как в стихах, перестает «быть», и начинает только «казаться». Он не живет, он играет во все вокруг, и, следовательно, ни во что до конца не верит. Любая новизна окружающего мира – лишь повод для новой роли, новой маски. А значит, и искренности нет. И истины нет, вообще никакой. Точнее есть там что-то «научно-доказанное», но того, за что бы жизнь отдал – такого нет. Повторюсь, вся эта игра начинается, только если человек слаб и теряет себя среди череды ролей. Потому что этих ролей никуда не деться. Таков наш мир.

Дети живут по-другому. Для них все эти взрослые игры начинаются позже, в юности. Детство же это, напротив, - мир истовой веры. Для них все вокруг – настоящее, нет еще толстого слоя условностей, так хорошо знакомого нам. Да и масок толком еще нет. Они не рабочие, не супруги, не подчиненные и не хозяева. Они просто дети. Даже формально играя (допустим в «войнушку») они искренне переживают, радуются и злятся, и совсем плохо умеют врать и притворяться. Не поймите меня неверно: я не хочу сказать, что детство – это «рай» подлинности, а взрослый мир – «ад» притворства. Но что-то из детства, что-то сущностное, должно остаться и облечься в сложные «взрослые» формы. К чему-то в нашей жизни, действительно, глупо относиться по-детски наивно, а во что-то нужно именно искренне верить. Как в детстве.

Что сегодня является самым мощным вызовом для нас? Конечно, это то, что происходит на Украине. По-моему глубокому убеждению, никто не может и не должен оставаться глухим к этим судьбоносным событиям. По всем причинам сразу: и рациональным и иррациональным. Не остался к ним глух и я. Если сказать вкратце, то я принимаю участие в организации сбора гуманитарных посылок на Донбасс среди российских школьников. Ребята собирают простые вещи: еду, одежду, тетради книги, - и отправляют их своим сверстникам в горящие в огне войны молодые республики. В одной из школ, помимо сбора вещей, написали письма, адресованные тем, кто будет получать посылку – детям Донбасса. Всего школьники написали больше полсотни посланий, я приведу лишь два из них. Тут, наверное, я должен умолкнуть, просто читайте детские письма. Читайте и чувствуйте.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я из города Волгограда, учусь в 8 «А» школе № 113. Я конечно же знаю, что происходит в вашем городе и стране в общем. И в первую очередь хотела поздравить Вас с прошедшим праздником Днем Победы!!!
Для нас, и для вас, я думаю, этот праздник очень важен! Ведь день победы – тот день, без которого нас бы не было. Наши победили фашистов. Добро побеждает зло. Всегда. И знайте, что в этот раз добро победит зло. Не бойтесь! Мы с вами. Мы переживаем за вас! Боимся вместе с вами. Всего вам наилучшего! Мира во всем мире!
От Инны

***
Привет меня зовут Руслан и мне 12 лет. Я со школы № 113. Я занимаюсь спортивной гимнастикой. Я видел все новости про вас, и ваших близких, я не пропустил не одной новости про вас. Я видел как люди просили о помощи потому что у них не было ни воды ни еды ни убежища. Я видел как взрываются, сгорают дома. Главное помните что вся Россия скорбит о происходящем. Мы сильны но не значит что вы слабые. Сталинград город-герой и мы разделим с вами кусок хлеба, воду, убежище. Главное помните, что я с вами мысленно. Вам тяжко у вас душа рвется ввысь. Вы хотите приехать на свою родину и защищать. ВОЙНЫ БОЛЬШЕ НЕТ. Я знаю что не щадят ни детей ни невинных людей. Мне тяжко смотреть на вас.
От Руслана

PS. Вот и все. А ведь похоже и правда, «устами младенца глаголит истина», верно?

В народе существует поговорка, что устами ребенка глаголет истина. Это связано с тем, что сознание малыша не отягощено житейскими проблемами и условностями, поэтому он, не задумываясь, говорит правду там, где взрослый может промолчать или солгать. Слово «глаголет» пошло от устаревшего «глаголать», говорить, повествовать. Существует две версии происхождения этой поговорки. Одна из них носит библейский характер - Иисус Христос сказал, что мало ведающие в Писании дети провозгласили истину, сердцем признав господа Бога. Вторая версия гласит, что поговорка является переводом латинского сказания "Из уст - истина".

Младенец - воплощение чистоты и искренности

У детей очень хорошо развита интуиция, порой, даже не научившись говорить, они пытаются выразить свои мысли и эмоции. Часто бывает, что ребенок тянется к незнакомым людям, доверяет им, в то время как некоторых категорически избегает. Это происходит потому, что малыш неосознанно чувствует исходящее от человека добро или опасность, что неподвластно взрослому. Кроха не подвергнут стереотипам, однако он может четко разграничить для себя добро и зло.
Древнеримский философ Цицерон утверждал, что человек может быть искренним лишь в пяти случаях – обезумев, по неосторожности, будучи пьяным, во время сна и в детстве.

Ребенок и взрослый мир

Очень часто бывает, что взрослым приходится краснеть за своих детей. К примеру, ребенок на людях может сказать что-то некорректное или выдать какую-нибудь семейную тайну. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно объяснять крохе, что можно говорить при посторонних, а что нельзя. Бывает и так, что взрослые радостно восклицают: "Устами младенца... ", с облегчением вздыхая, что не им пришлось сказать правду, ведь посторонние люди не вправе обидеться на невинного малыша. Это принципиально неправильный подход, ведь ребенок выражает свои мысли искренне, чего требует и от своих родителей.
Ребенок интуитивно чувствует, кому можно доверять, а кому нельзя. Чтобы войти к нему в доверие, взрослый должен преследовать исключительно благие цели.

Другая сторона медали

Устами ребенка глаголет истина, однако это не значит, что взрослые должны всегда и во всем слепо доверять своему чаду. Не следует забывать, что чем старше становится ребенок, тем большим количеством людей он каждый день окружен. Они могут иметь определенное влияние на него, навязывать свои мысли и идеи. Важно, чтобы между малышом и родителями установилась внутренняя связь, которая станет гарантом доверительных отношений.

«Устами младенца глаголет истина» – эту пословицу слышали мы все… да, это именно пословица, принявшая такой вид уже в разговорной речи, источник же её – в Евангелии от Матфея, и там изречение выглядит следующим образом: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?». Есть и другой подобный момент в Евангелии, где детская душа представляется как образец чистоты: «блаженны те, кто приходит ко Мне с детской верой».

С Богом, разумеется, не спорят – и христианская цивилизация приняла такую идеализацию детства (вспомните, как в «Грозе» А.Островского Катерина сравнивает «деток» с ангелами… примечательно, что детей у этой героини нет): ребёнок – существо, не знакомое ещё с пороками, которыми одержимы взрослые… те, кому такое представление кажется «красивым», пусть вспомнят детский Крестовый поход, к которому оно в конечном итоге привело.

Примечательно, что в ту же эпоху Средневековья существовало и другое – прямо противоположное отношение к детям, идущее от трудов Аврелия Августина: ребёнок – существо несовершенное, от рождения до крещения отмеченное первородным грехом, а в дальнейшем постоянно досаждающее родителям, мешая вести благочестивую жизнь (удивительно, что на эти богословские труды не ссылаются «чайлдфри»). Такая точка зрения родилась во времена, когда христиане ждали Второго пришествия прямо-таки «со дня на день» – и в деторождении попросту не видели смысла (более того – в преддверии конца света оно могло отвлечь от более важных дел), так что со временем – когда всё более становится ясным, что Второго пришествия ждать придётся долго и нет смысла отказываться от обычной человеческой жизни – она всё больше «сдаёт позиции», уступая место идеализации ребёнка.

Разумеется, обе эти точки зрения – крайние, и мы в наш просвещённый век вполне способны разглядеть «золотую середину». Действительно ли дети никогда не лгут? Ни один человек, имеющий детей, с этим не согласится. И это не удивительно: дети живут среди взрослых – и впитывают «взрослые» пороки намного легче и быстрее, чем нравственные принципы (почему-то зло всегда оказывается более «прилипчивым», чем добро).

В то же время, дети могут иногда демонстрировать прямо-таки «патологическую» правдивость, создающую взрослым немало проблем. Объясняется это тем, что ребёнок пока не может разобраться во всех хитросплетениях «взрослых» взаимоотношений – и в некоторых случаях попросту не понимает, почему надо лгать (так, ребёнок из сказки Х.К.Андерсена не понимает, почему надо восхищаться платьем короля, когда король голый – он же не знает, что значит «потерять своё место»). Действительно, в 5 лет трудно понять, зачем нужно мило улыбаться тёте, по поводу визита которой пять минут назад злобно шипели «Не было печали – черти накачали», и потому ребёнок с обезоруживающей искренностью спросит: «Тётя Маша, тебя черти накачали?»

Но там, где выгода лжи очевидна, дети могут демонстрировать такое коварство, которому – по выражению К.Чуковского – «позавидовал бы любой иезуит». Никогда не забуду, как мне позвонили из детского сада: мой 4-х-летний ребёнок истошно кричит, жалуется, что болит животик. Детсадовский медработник не смог сказать ничего определённого, мы с мужем – тем более полные профаны в медицине… делать нечего: вызвали «Скорую». Врач «Скорой», осмотрев ребёнка, посоветовал отвезти его в больницу – и только там хирург смог его «разоблачить»: ребёнок совершенно здоров! И тут я вспомнила то, на что поначалу не обратила внимания (поскольку испугалась): всю дорогу от детского сада до дома ребёнок твердил: «Я болею, мне нельзя в садик, мне надо сидеть дома – смотреть мультики»… вот где собака зарыта! Но каков «артист» – всех ввёл в заблуждение, даже врачей «Скорой помощи»!

Что делать с такой ложью? Прежде всего, постараться, чтобы она не достигала своей цели – так, я моего «артиста» тут же отвела обратно в садик, а мультиков он в тот день не получил вообще. Заодно мы объяснили ему, что может произойти, если он будет врать: «Когда ты по-настоящему заболеешь – мы подумаем, что ты опять притворяешься, и не будем тебя лечить, и тебе будет совсем плохо».

С детской ложью не следует путать фантазию. Разницу между тем и другим блестяще показал Н.Носов в рассказе «Фантазёры»: мальчики безобидно фантазируют – для развлечения, для забавы – в то время как Игорь лжёт матери, перекладывая вину за свой проступок на младшую сестру… да, ложь всегда выгодна, всегда преследует конкретную цель (получение каких-то благ, избегание наказания) – фантазия же никакой практической пользы не даёт. Она может компенсировать то, чего ребёнку недостаёт в действительности (например, я была единственным ребёнком в семье – и придумала себе брата, а в придачу – целую страну, в которой мы с ним жили), или просто – сделать жизнь интереснее, «поиграть с миром». Бояться таких фантазий не стоит – тем более, бороться с ними «жёсткими» методами: «если ты это видишь – значит, ты психически больная, и тебя надо вести к врачу» – далее шло весьма «красочное» описание «сумасшедшего дома», куда меня поместят… К психиатру меня всё-таки отвели – но помещать меня в «дурдом» он не стал, а объяснил моим родителям, что ничего страшного в бурной детской фантазии нет, что это может быть признаком творческой личности…

Бороться с детской ложью можно и нужно – но ни в коем случае не нужно бороться с фантазией, чтобы не удивляться потом: почему он ничего не может ни придумать, ни решить самостоятельно!

«Истину глаголишь» - каково значение этого выражения? Как правило, в современной речи его употребляют с определенной долей иронии. Но всегда ли это было так? Каков источник данного фразеологизма? Подробно об этом, а также о близком к нему, устоявшемся словосочетании «уста младенца глаголят истину» будет рассказано в статье.

Два варианта употребления

Чтобы разобраться, что значит «истину глаголишь», сначала следует рассмотреть значение второго из составляющих его слов.

В словаре сказано, что существует две его формы.

  • Одна из них книжная, которая сегодня употребляется редко, это - «глаголать».
  • Вторая - это «глаголить». Она снабжена пометками - «устаревшее», «высокий стиль», «иногда - ироничное».

При этом лексическое значение у обоих слов одинаковое - говорить вообще или же что-нибудь высказывать.

Правописание

Нередко возникает вопрос: какое написание будет правильным - истину «глаголешь» или «глаголишь»? Оказывается, здесь все зависит от того, какой из указанных глаголов употребляется.

Если употребляется первый вариант, то, в соответствии со II типом спряжения глаголов, нужно писать:

  • глаголешь;
  • глаголет;
  • глаголем;
  • глаголете;
  • глаголют.

Если же присутствует второй вариант, то пишется:

  • глаголишь;
  • глаголит;
  • глаголим;
  • глаголите;
  • глаголят.

Это объясняется тем, что здесь I тип спряжения.

Таким образом, получается, что оба варианта имеют право на существование. Но некоторые исследователи считают, что употребление слова «глаголать» - литературное, а «глаголить» - просторечное. Однако, представляется, что для слуха современного человека второй вариант более привычен.

Этимология

По мнению лингвистов, слово образовано от существительного «глагол». С одной стороны, «глагол» обозначает часть речи, выражающую действие. А с другой, в высокопарном или устаревшем варианте, - «речь», «слово». Оно, в свою очередь, происходит от праславянского golgol. От него, в числе других, берут свое начало:

  • старославянское - «глаголъ»;
  • греческое - ῥῆμα;
  • русское - «глагол» (заимствовано из церковнославянского, вместо исконно русского «гологол»);
  • чешск0е - hlahol - «гомон, звон», hlaholit - «звучать».

Является родственным:

  • русскому - «голос»;
  • среднеирландскому - gall - «слава»;
  • кимрскому - galw - «звать»;
  • древнеисландскому - kalla - «петь», «звать»;
  • средневерхненемецкому - kelzen, kalzen, - «хвастать», «болтать».

«Истину глаголишь»

По поводу этого выражения в словаре можно найти следующее толкование. При его употреблении хотят подчеркнуть правоту собеседника. Нередко это имеет легкий иронический оттенок. Здесь наблюдается стилизация фразы под речь представителя церкви. Это как бы дает право изъясняться в назидательном тоне.

Примеры употребления:

  1. Люблю я этого паренька, как собственного сына, истину глаголю.
  2. «Полностью согласен с тобой сударь», - отвечал Петру старик. Затем он подтвердил: «Ты истину глаголишь».
  3. Еще Иисус говорил о ближних, которые могут враждебны к своим родственникам. Он сказал: «Истинно глаголю вам, что домашние его - враги человеку».

Происхождение выражения

Как и множество других часто употребляемых фразеологизмов, выражение «истину глаголить», связано с библейскими событиями. Оно встречаются, например, в Евангелии от Иоанна Златоуста.

Там есть слова, которые говорил Иисус Христос, обращаясь к иудеям: «Кто из вас обличает меня в неправде? Если же я истину глаголю, то почему вы мне не верите? Тот, кто от Бога, слушает слова Божьи. Вы же не от Бога, поэтому вы меня и не слушаете». На это иудеи отвечали, что Иисус самарянин, и что в нем бес. На что Спаситель сказал: «Беса во мне нет, но я чту Отца своего, вы же бесчестите меня. Хотя славы я не ищу, так ка существует Ищущий и Судящий».

Среди толкований этих слов Иисуса Христа, приведенных Иоанном Златоустом, есть, например, следующее. Иисус строго осудил иудеев. При этом он ссылался на то, что, обвиняя его, они не могли уличить его в грехе или неправде. Пытаясь обвинять Христа, евреи не могли привести никаких доказательств ни до этого, ни после. Почему они не доверяли Иисусу? Причина здесь не в нем, а в них самих. А именно в том, что они не являются чадами Божьими.

Альтернативная версия

Существует и еще один вариант рассматриваемого выражения, касающийся младенца. Его устами «глаголит истина». В чем смысл этой фразы? Он связан с тем, что восприятие детьми окружающей действительности намного отличается от того, которое присутствует у взрослого человека.

Здесь отсутствие логики и жизненного опыта компенсируется простотой и искренностью. При этом простота такая, которая имеется в виду в выражении «все гениальное просто». Зачастую дети улавливают суть гораздо быстрее и легче. Их мир наполнен контрастами и «нарисован» широкими мазками. Такой тип восприятия дает детям возможность уловить самое главное там, где взрослому могут помешать разного рода частности и условности.

Что касается искренности, то для маленького человека мир вокруг подлинный, настоящий, без притворства, без масок, они наивны и бескорыстны. Даже играя, они испытывают настоящие чувства и переживания. Они открыто радуются, переживают, злятся. Таим образом, эти два слагаемых: простота (быстрое схватывание сути) и искренность (неумение лгать) и раскрывают смысл фразы «устами младенца глаголет истина» - ребенок не обманывает.

Другой оттенок значения - это непосредственный, бесхитростный, необдуманный ответ, когда человек не задумывается о последствиях. О непосредственности ребенка говорит пример, взятый из сказки «Новое платье короля», написанной Андерсеном. Ведь именно ребенок во всеуслышание сказал о том, что король голый.

Тоже из Библии

Эта пословица также имеет библейские корни. В Евангелии от Матфея присутствует эпизод, в котором Иисус Христос приходит в храм и, застав там торговцев, в гневе изгоняет их оттуда. Об этом рассказывается следующим образом.

  • Пришел Иисус в храм Божий, откуда выгнал он всех, кто продавал и покупал, опрокинув столы менял и скамьи продававших голубей.
  • И сказал он, что храм - это дом его для молитвы, они же превратили его в вертеп для разбойников.
  • Тогда подошли к нему хромые и слепые, и он их исцелил.

  • Увидев эти чудеса и услышав восклицание детей: «Осанна Сыну Давидову!» (радость о спасении), книжники и первосвященники вознегодовали.
  • Они сказали Иисусу: «Слышишь ли ты, что они говорят?». Он отвечал: «Да, а разве вы не читали: «из уст младенцев и грудных детей ты совершил хвалу?».

От этой строчки в Евангелии от Матфея и образовалась пословица.