Женские образы в произведениях некрасова. Образ русской женщины в творчестве Н

Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе -житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

-Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!»

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд- все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..» - говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

Лирика Н.А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он «лиру посвятил народу своему». Некрасов описывал народную жизнь, полную лишений, унижений, бесправия. И, в то же время, прославлял русский народный характер, позволяющий простому человеку сохранять чувство собственного достоинства, оптимизм, веру в будущее.

Среди простых героев Некрасова немало и женских образов - теме горькой доли русской крестьянки посвящено множество стихотворений поэта. Героини Некрасова совершенно разные, но их объединят прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба.

Так, героиня стихотворения «В дороге» по барской прихоти была приобщена к культуре, воспитана вместе с детьми помещика. А затем, опять же по барской прихоти, была выдана замуж за простого мужика. Жизнь в замужестве стала для этой героини кошмарным сном – ведь она не была приучена ни к крестьянскому труду, ни к полуголодному существованию. Но истинная трагедия этой женщины заключается в том, что, почувствовав себя человеком, она в один миг оказалась в положении бесправного животного.

Историю этой женщины рассказывает ее муж. И он, и мы прекрасно понимаем, что героиня погибнет – от тоски, от нравственных мучений, от невозможности что-либо изменить: «Погубили ее господа...»

Примером типичной судьбы крестьянской женщины является жизнь Матрены Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Этой героине пришлось немало пережить в своей жизни - смерть детей, побои, голод, одиночество, ощущение полного бесправия. Она убеждена, что простая женщина не может быть счастливой: «Не дело между бабами счастливого искать». Однако, несмотря на все тяготы, эта героиня сумела сохранить внешнюю стать и красоту, сумела сохранить свое достоинство, оптимизм, сердечную доброту и чувство юмора. Недаром она пользуется большим авторитетом среди односельчан.

Но героини Некрасова – это не только крестьянки. Поэт описывает горькую долю женщины вообще, независимо от ее происхождения. Так, например, жизнь героини стихотворения «Еду ли ночью по улице темной» - одна большая мука. Эта женщина ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».

Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, - только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.

Все героини Некрасова поистине прекрасны. Они, несмотря на «грязь жизни», сумели сохранить в себе человека. Именно женщины являются поддержкой и опорой для сильной половины человечества, а иногда стоят наравне с мужчинами в идейной, политической борьбе. В 1855 году Некрасов пишет поэму «Саша», в которой рассказывает историю о том, как девушка Саша, дочь мелкопоместных дворян, выросшая среди природы и знающая о тяготах народной жизни, решила посвятить свою жизнь служению народу:

Чем неутешнее дитятко ваше,

Тем встрепенется светлее и краше:

В добрую почву упало зерно -

Пышным плодом отродится оно!

Поэма Некрасова «Русские женщины» посвящена женам декабристов, не побоявшихся поехать за своими мужьями в Сибирь и обречь себя на ссыльную жизнь. Эти благородные, красивые женщины, изнеженные и избалованные, нашли в себе силы бросить привычное им существование ради любимых мужей и той благородной цели, за которую пострадали декабристы («И тихого ангела бог ниспослал В подземные копи…»).

Однако есть в творчестве Некрасова и любовная лирика – так называемый «панаевский цикл», посвященный жене поэта А.А. Панаевой. Облик героини здесь противоречив. С одной стороны, он желанен, любим, боготворим, потому что жена – самый родной человек для поэта. А с другой стороны, герой не в состоянии добиться полной гармонии, полного слияния со своей любимой, именно поэтому в «панаевском цикле» так значим мотив ссоры, разлуки.

Кроме того, «женский образ» присутствует в стихотворениях Некрасова, посвященных теме поэта и поэзии. В этой лирике художник постоянно подчеркивает, что его муза – это сестра крестьянских женщин. Именно поэтому она «бледная, в крови, кнутом иссечена» («О Муза! Я у двери гроба!»)

Подтверждает это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Оно представляет собой описание молодой крестьянской женщины, которую секли на площади:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Такое сопоставление позволяет нам сделать несколько выводов и о качествах музы Некрасова: она сурова, мужественна, сильна и стойка. Муза, как и молодая крестьянка, прекрасна своей, простой и неброской, но настоящей красотой, которую смогут оценить достойные люди.

Таким образом, женские образы в творчестве Н.А. Некрасова играют большую роль. Героини поэта очень разные – по своему возрасту, социальному положению, взглядам на жизнь. Однако всех их объединяет горькая судьба (по мнению Некрасова, женская доля – это всегда тяжелая доля), а также лучшие «женские» качества, позволяющие героиням оставаться прекрасными в любых условиях, быть опорой для своих любимых мужчин и для всех окружающих.

Редкое художественное произведение обходится без женских персонажей. Матери, сестры, дочери и любимые чаще не просто дополняют характеристику мужчин. Они являются показателем настоящих, истинных чувств людей.

Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» помогают понять, как жили русские крестьянки описываемой эпохи. Эпиграфом к описанию женщин можно взять слова одной из основных героинь поэмы Матрены: «…Не дело между бабами счастливого искать...».

Глава «Сельская ярмонка»

Странники ищут счастливых на ярмарке. Некрасов описывает женщин, пришедших на торговую площадь себя показать и купить то, что нужно в хозяйстве. Красные, яркие по цвету платья, косы с атласными лентами. Особая походка русских красавиц –

«лебедками плывут».

Умеют крестьянки одеться как в столицах. Они вставляют вниз тканей (подолы) обручи и расширяют свои юбки. Посмеивается над одеждами

Но в то же время радуется за них. Они выглядят красивее злющих старообрядок.

Глава «Пьяная ночь»

Ходоки идут прочь от сельской ярмарки. И здесь им встречаются женщины:

  • Оленушка . Наелась на возу пряников и, как блоха проворная, спрыгнула и исчезла, не дав мужику себя погладить.
  • Парашенька . Женщина мечтает попасть в Питер в услужение к чиновникам. Мужики предупреждают, что работать придется днем кухаркою, ночью – сударкою.
  • Дарьюшка . Старая баба мечтает о любви и ласке. Она становится худой от непосильного труда. Женщина вертится как веретено. Но что ждет ее – только пузо, хмель и слезы.
  • Безымянная баба . Она ссорится с подругой, которая отправляет ее домой. Тошно женщине просто от этой мысли. Что ее так тревожит? Дома у нее хуже, чем на каторге: старший зять бьет так, что сломал ребро, средний украл полтинник, спрятанный в клубок. Страшнее всех обещания младшего зятя. Он пугает ножом и смертью.
  • Жена Якима . Во время пожара спасает иконы.
  • Молодушка . Слушая веселую песню, женщина плачет. Она живет как день без солнца, ночь без месяца. Жизнь свою сравнивает с конем, привязанным к столбу, с ласточкой, потерявшей крылья. Ревнивый старый муж даже пьяный и сонный сторожит молодушку. Попыталась она спрыгнуть с телеги, да муж схватил ее за девичью косу.

Глава «Счастливые»

Странники решили искать счастливого, «кликнув клич», чтобы шли к ним люди и доказывали свою волю за чарку водки. Среди охотников отведать вина есть и женские персонажи. «Старая старуха» увидела счастье в урожае. У нее на маленькой грядке уродилась репа, как в сказке вкусная и крупная. Не дали странники водки за такое счастье.

Глава «Крестьянка»

Автор вводит рассказ о судьбе русской женщины отдельной главой. Он понимает, отдельные персонажи не дадут обобщенного понимания, не позволят читателю увидеть судьбу женщины. Матрена Корчагина – красивая русская крестьянка. Описание близко к сказкам: большие выразительные глаза, богатейшие ресницы, смуглая кожа и суровый характер. Кажется, что это «богатырша» или жена богатыря. На самом деле, читатель понимает, в поэме просто женщина, такая, каких множество на Руси. Автор представляет ее судьбу подробно. Но, если внимательно посмотреть сюжет, подробностей больше о начале жизни, затем однообразие убирает из памяти целые годы. Из чего состоит жизнь женщины: труд, рождение детей, снова труд. Матери страдают, терпят и молчат. Их обижают в семьях мужей, унижают богатые хозяева. Когда женщина бывает счастливой? По мнению Матрены, в доме добрых родителей, рядом с детьми. Судьба крестьянок настолько тяжела, что в ней нет места счастью. Обобщение судьбы пугает: голод, болезни, похороны детей, обиды и унижения. Но в чем же сила характера русской женщины? Она выдерживает все тяготы, не ропщет, не теряет стремления к воле. Вокруг все считают ее счастливой, потому что сами потеряли то, что сохранила Матрена. Они сломались, сдались и просто ждут очередных ударов. Корчагина сопротивляется, храбро борется за детей и мужа. Страдает за близких, не боится тяжелой работы.

Притча о женском счастье

Удивителен подход автора к женской теме. Если многие другие темы Некрасов вводит, как рассказы в поэме, лирические отступления, то здесь появляется притча. Религиозность темы поражает. Женское счастье не зависит даже от Бога. Сложно найти то, что потерял сам Всевышний. Много веков ищут ключи от женского счастья, но поиски не приводят к успеху. Автор перечисляет тех, кто ищет:

«...отцы-пустынножители, их жены непорочные, книжники-начетчики..., господни ратники...».

Счастье искали по всему божьему миру, в подземельях и горах, но нашлись другие ключи - от рабства. Сглотнула рыбина и ушла в неизвестное море, гуляет себе там и не думает делиться добычей.

Доля русской женщины самая тяжелая . Именно поэтому Некрасов так много строк посвятил ей. Автор верит, крестьянка сохранит свою внешнюю красоту и внутреннюю силу. Она найдет выход из сложных ситуаций, поможет своим детям и станет для России опорой и крепостью.

Образ русской женщины, ее судьба занимают осо-бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос-новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия. В поэме «Кому на Руси жить хоро-шо» осмыслению женской доли отведена самая боль-шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти-мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен-щин, связанных одной судьбой. Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.

Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, на-верное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зре-лую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает под-ведение жизненных итогов, переосмысление прожи-тых лет — своеобразный сбор урожая.

Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Именно ей — рассудительной и сильной поэт дове-рил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть по-эмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, кото-рый привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет. Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причи-тания. Слышим народные песни и личная судьба ге-роини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна. Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», по-пав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосиль-ная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена. Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Мат-рена Тимофеевна, не стала солдаткой:

Спасибо губернаторше

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей», «ославили счастливи-цей».

Ращу детей... Не радость ли?

Недоумевают мужики: разве такого счастья они ис-кали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеев-на не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда не-доволен своей судьбой.

Некрасов один из немногих писателей восхищает-ся в женщине не ее «милой» слабостью, женственно-стью, а силой характера русской женщины, ее жизне-стойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судь-бу самой России.

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.