Война и мир мари болконская. Характеристика героя Марья Болконская, Война и мир, Толстой

Лев Николаевич Толстой особое внимание уделяет Марье Болконской в «Войне и мире». Это любимый автором образ милосердной девушки с добрым и искренним сердцем.

Характер

Внутренние качества Марьи Болконской описываются Л. Н. Толстым с помощью приема контраста. Хотя внешность героини не отличается привлекательностью и красотой, душевные качества делают героиню приятной в общении девушкой, которая привлекает к себе внимание окружающих.

Несмотря на то что робкая и скромная княжна Мари чуждается общества, она умеет строить отношения с другими людьми. Героиня дружественно настроена относительно всех тех, кого встречает на своем пути.

Героине свойственно милосердие и сострадание. Княжна Марья никогда не обманывает других людей, она не способна и на предательство. Важным в ее жизни является помощь знакомым и незнакомым ей людям. Марья Болконская в тайне от своего отца принимает в доме «божьих людей», которым от всей души старается помочь. К религии девушка относится очень трепетно. Для Марьи Болконской именно религия, а также семья являются главными в жизни.

Отношение к семье

Образ Марьи Болконской в «Войне и мире» во многом характеризуется ее отношением к своей семье. Героиня всю жизнь провела в деревне рядом со своим строгим отцом. Несмотря на то что он «как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее», она уважала, ценила своего отца и искренне его любила. Она не представляла жизни без него и была по-своему счастлива.

Сам отец понимал, что гнев его «беспричинный», он знал, что причиняет своей дочери очень много боли. Но это не значит, что он не любит княжну Марью. Маска строгости и жестокости скрывала настоящие чувства героя: он искренне любил свою дочь. Николай Болконский смог это показать лишь в финале своей жизни, когда прощается с Марьей.

Отец научил героиню трепетному отношению к собственной семье. Чтобы ни случилось, семейство всегда защищало друг друга. Княжна Марья смогла сохранить теплые отношения со своим братом Андреем. А когда он умирает, Марья Болконская берет на воспитание его сына - Николеньку. Для нее мальчик становится целым миром.

Любовь

Марья Болконская всю свою сознательную жизнь жила с отцом, ухаживала за ним и помогала ему. Семья для героини была всем в жизни. Поэтому она мечтала, чтобы у нее был муж, который бы ее любил, и дети, которым она бы отдавала всю себя. Внешне некрасивая, героиня не имела возможности выбирать себе жениха. И когда она встретила Анатоля Курагина, все ее мечты и желания воплотились в его образе. Он понравился ей, но, возможно, потому что она хотела кого-то полюбить.

Предательство Курагина не сломило ее характер, а, наоборот, показало всю душевную доброту героини. Она прощает и Анатоля Курагина, и мадемуазель Бурьен и даже хочет устроить их счастье вместе.

Встретившись с Николаем Ростовым, когда он фактически спас ее, она понимает, что именно в нем соединились все черты, которыми должен был владеть ее будущий муж. Еще одним сближающим фактором было то, что встреча героев произошла в трудное время для Отечества, которое играло большую роль в жизни и княжны Марьи, и Николая Ростова.

Брак с Николаем сделал княжну Марью по-настоящему счастливым человеком. Любовь между героями отличается своей чистотой и искренностью.

В эпилоге романа Л. Н. Толстого Марья предстает перед читателем как любящая жена и заботливая мать. То, о чем она мечтала, воплотилось в реальную жизнь.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Марья Болконская», рассмотрит характер героини, ее отношение к семейным ценностям.

Тест по произведению

В своем произведении Толстой отразил судьбы многих людей. Отдельного внимания в романе заслуживают женские образы. Образ и характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир» полностью соответствуют представлениям Л.Н Толстого о своей матери, которую автор совсем не помнил. Воображение нарисовало четкий образ той, которая будет одной из главных героинь романа. Дочь князя Болконского сумела преодолеть множество испытаний на своем пути, прежде чем стать счастливой женой и матерью.

Внешность

Несмотря на то, что Марья Болконская является одним из любимых персонажей автора, красивой внешностью он решил ее не награждать. Без слез на нее не взглянешь. Болезненная худоба, бледность кожных покровов, удлиненной формы лицо все в ней отталкивало.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна»

Думал про нее Курагин.

Единственным, что могло привлечь внимание мужчин к ее персоне, были глаза. Они словно лучились изнутри, окутывая собеседника теплом и мягкостью. Большие, манящие. В них можно утонуть, но слишком грустные для такой молодой особы.

« В прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…»

Марья всегда казалась печальной. Даже походка девушки была, как у мужика. Тяжелая, неуклюжая.

«Она вошла своей тяжелой походкой».

Грация и утонченность отсутствовали напрочь. Марья прекрасно понимала, что шансы выйти замуж у нее невелики, но как любая другая девушка втайне мечтала о любви и о том человеке с кем можно пройти, взявшись за руки по длинной дороге судьбы.

Семья

Марья дочь князя Николая Болконского, человека влиятельного и обеспеченного. Есть родной брат Андрей Болконский. Николай был строгим отцом и, воспитывая дочь, не делал никаких поблажек. Его жестокие методы в воспитании Марьи наложили отпечаток на ее характер. Со стороны можно было принять Болконскую за домработницу, функции которой заключались в командах: принеси, подай, убери. Оставаясь одна, она часто лила слезы в подушку от обиды и досады. Несмотря на грубое отношение отца, девушка любила его, принимая таким, какой он есть. С кем у нее сложились отношения, так это с братом. Андрей относился к сестре с любовью. Между ними установились теплые отношения, основанные на доверии и уважении. Андрей рано овдовел. После смерти жены Марья взяла на себя все заботы о любимом племяннике.

Характер

Характер у Марьи был ангельский и кроткий. Она вела замкнутый образ жизни. Не посещала балов, не сплетничала с подружками, перемывая кости близкому их обществу людей. Общение с ровесниками ей смогла заменить фанатичная вера в религию. Книги, «божьи люди», заглядывающие к ним в дом на огонек, часто становились причиной насмешек со стороны отца и брата, не понимающие, когда Марья успела стать такой религиозной.

Любовь

Анатолий, сын Василия Курагина, был непутевым и беспечным. Василий посчитал, что женитьба на Марье Болконской пойдет ему на пользу. Наивная, свято верящая в искренность чувств, Марья увидела в этом парне идеал мужчины. Девушка уже рисовала в воображении картины будущей, счастливой семьи, когда оказалось, что Курагиными двигал только расчет. Они знали, что Болконская с хорошим приданым и посчитали, что она выгодная партия для Анатоля. Анатоль не оценив старания отца, положил взгляд на компаньонку Мари, чем обрубил себе блестящее будущее.

Следующим мужчиной в жизни Марьи стал Николай Ростов. Он смог оценить в ней не внешность, а богатый внутренний мир девушки, душевную красоту. Это произошло не сразу. Николай с необыкновенным трепетом относился к Марье, еще не понимая для себя, что влюблен по-настоящему. В какие-то моменты даже боялся лишний раз подойти к ней. Такой она казалась неприступной и серьезной.

Сбылись мечты Марьи. С Николаем она почувствовала себя любимой и желанной. Предложение руки и сердца приняла без раздумий, о чем ни разу не пожалела. В браке с Ростовым у них родилось несколько детей. Она смогла стать для Николая верной, надежной и любящей женой, способной в трудную минуту стать надежной опорой. Николай оправдал все ее ожидания от брака, став заботливым мужем и прекрасным отцом.

Марья Болконская, одна из самых ярких и привлекательных героинь великого произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Внешне Мария не отличалась красотой, была худой, непримечательной особой. Но было в ее облике одна притягательная сторона – ее взгляд. Он был всегда чистым, глубоким и выразительным. В ее глазах всегда присутствовали одновременно грусть и любовь ко всему, что окружало молодую девушку.

Мария была дочерью пожилого князя Николая Болконского, бывшего военного. У нее был старший брат – Андрей Болконский. Он был женат, но во время родов его супруга трагически погибла. Ребенка, которого удалось спасти, воспитывает Мария. Она с особым трепетом относиться к мальчику, ей нравиться с ним проводить время. Девушка была воспитана, умна, имела прекрасное образование. Но больше всего ей нравились науки, особенно математика. Ее воспитывал отец, деспотичный и угрюмый человек. Несмотря на отсутствие внешней красоты, Мария привлекала других своим глубоким духовным миром, особенно выражавшимся в ее глазах. Девушка открыта, не умела обманывать и всегда во всем помогала другим. Для молодой княжны важен не внешний облик, а внутренний мир человека. Именно поэтому она способна найти общий язык с любым собеседником. Мария любит все вокруг, она верующий человек. Именно вера помогает Марии найти ответы, чтобы разрешить ту или иную ситуацию.

С Андреем Болконским, своим братом, она была очень близка. Несмотря на всю строгость в воспитании, Мария всегда жалела и искренне любила своего отца. Она была счастлива от той жизни, в которой живет, хотя Андрей думал наоборот и жалел ее. Часто, тайком от своего отца Мария ходит помогать бедным и нуждающимся людям.

Мария Болконская, благодаря своему статусу в обществе могла бы часто ездить на балы и многие другие аристократические встречи. Но девушке, выросшей в деревне, было это неинтересно. Конечно, ей тоже хотелось выйти замуж и иметь детей. Но Мария понимала, что внешне она некрасива, и вряд ли вызвала бы большой интерес у мужчин, посещавших такие мероприятия. Ведь большинство из них интересовала внешность, а не моральный облик женщины.

Еще одним близким человеком не только по духу, но и внешности была подруга Жюли Курагина. Они постоянно общались и в любых ситуациях поддерживали друг друга. Еще одной женщиной, с которой общалась Мари, была компаньонка, работавшая в доме князя Болконского – мадмуазель Бурьен. Но если Мари испытывала к ней дружеские чувства, то Бурьен, наоборот, преследовала только корыстные цели.

Единственным способом вырваться из-под опеки и гнета своего деспотичного отца – выйти замуж. И когда к ней приехал свататься князь Курагин со своим сыном Анатолем, Мари с замиранием сердца ждала, что скажет князь Болконский. Но отец сразу понял, Анатоль не испытывает никаких чувств к его дочери, но выбор оставил за Марией. Мария застает Анатоля обнимающимся со своей служанкой и отказывает ему в замужестве.

По-настоящему счастливой женщиной становится Мария с появлением в своей жизни супруга – Николая Ростова. Она раскрылась не только с духовной и моральной стороны, но и сбылась ее заветная мечта – стать мамой. Ее настолько захватывает материнство, что она начинает вести дневник об особенности развития детей. Мария приучила своего мужа более лояльно и справедливо вести себя с крепостными.

Мария Болконская – это эталон добропорядочности и благородства. Несмотря ни на что, она следует своим принципам доброты, честности и открытости. В каждом человеке Мария видит только хорошее. Она старается доказать окружающим, что проявление грубости и жестокости – это негативные и низкие чувства, присущие человеку.

Вариант 2

В романе Л.Н. Толстого одну из центральных ролей занимает персонаж искренний, нравственно чистый и душевно привлекательный - княжна Мария Болконская.

Мария Болконская дочь Николая Болконского. Их дворянский род берет свои истоки. Их предком был князь Рюрик. Ее жизнь отлична от других героинь романа. Отец Николай Болконский занимался правильным воспитанием своей дочери, она практически всегда чем-то занята. Следствием этого ее увлечение точными науками.

Одной из самых сложных героинь романа является княжна Мария. В список ее качеств входят религиозность, духовность, доброта, самопожертвенность.

Княгиня не отличается особой внешней привлекательностью: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо», так ее описывает писатель. Но глаза княгини - глубокие и лучистые, освещают ее лицо духовным, ярким светом, что становиться более «привлекательнее внешнее привлекательности ». В ее глазах скрыто все богатство внутреннего мира, они олицетворяют всю ее духовность.

Марья в романе наделена удивительной, интересной судьбой. Зачитываясь романом, напрашивается вывод что Л. Н. Толстой влюблен в Марью Николаевну. В конце он щедро одарит ее семьей, о которой были все ее мечты. В жизни героиня приходиться пережить измену и потерю близких, ее вызволяет от врагов храбрый гусар Николай Ростов, в дальнейшем они свяжут себя узами. Но влюбленных ждали - взаимной любви долгое томление, страстные ухаживания и в конце конечно же громкая свадьба и счастливая семья. В образе княжны в отличии от других ролей романа Толстого, больше трепета, чувственной ее души и тонкой человеческой привлекательности и менее литературной типичности.

Так ярко и досконально Толстой описывает ее судьбу, что читая мы непосредственно принимаем участие в ее жизни. Искреннее удовольствие зачитываться повествованием княжны семейного, уютного счастья, между любимым мужем, детьми, родными и близкими.

В персонаже княжны Марьи Толстой представляется нам дуэт духовного и чувственного, с точным перевесом духовного. Этот персонаж увлекает нас искреннем благородством, чистотой своей души и богатым внутреннем миром. Образ княгини очень жизненный в отличии от других героев романа.

Прослеживать события ее судьбы интригующе завораживает, страдания которые вызывают уважение к княгини, ее поступки ясны и справедливы. Достижением и высшей ценностью ее судьбы становятся семья и любовь.

Сочинение Характеристика и образ княжны Марьи Болконской

В произведении Льва Толстого «Война и мир» значительное место занимает образ девушки Марии Болконской. Писатель не рисует ее образ столь детально и тщательно, как Наташи Ростовой, но, тем не менее, он описывает ее, как девушку, значительно отличающуюся от других, со своим видением мира и отношением к жизни.

Детство у девушки было весьма неблагополучным. Ее мать рано умерла, поэтому все детство она провела с отцом. Несмотря на то, что ей не досталось в свое время материнской любви, она выросла очень воспитанной и мудрой девушкой. В детстве она прилежно училась, а отец регулярно контролировал этот процесс. Конечно, у нее не было возможности заниматься тем, чем хотелось бы, т.к. на нее было возложено много обязательств, связанных с ведением хозяйства. Периодически отец мог беспричинно обидеть молодую девушку, незаслуженно наказать, но несмотря на все это, она глубоко и преданно любила его. Она никогда не сетовала на судьбу, а верила в то, что нужно стойко и смиренно переносить все тяжбы.

Когда автор описывает внешность девушки, он не сильно вдается в детали. Она не отличалась, по замыслу автора, красотой. Она была излишне худа, лишь выразительные глаза в первую очередь обращали на себя внимание. Она была не слишком разговорчива, редко ее можно было застать за какой-то живой беседой. Она легко меняла настроение, всегда подстраивалась под окружающих. Даже в тех людях, которые совершали какие-то отрицательные поступки, она находила что-то светлое. Она верила в то, что в каждом человеке есть что-то хорошее и не бывает абсолютного зла. Помимо этого, она всегда была уверена в существовании Бога, который, по ее мнению, справедливо распоряжается людскими судьбами. Некоторые поступки отличались большой жертвенностью, она была готова идти на любой риск, чтобы помочь тому, кто нуждается в ее помощи. Она помогала бездомным, обиженным, несмотря на то, что у нее самой была тоже нелегкая судьба.

Мечтала эта девушка о чистой и искренней любви. В этом она видела свое предназначение и суть. Большую симпатию у нее вызывал Анатоль Курагин.

Княжна Мария является великолепным примером жертвенности, веры в людей, бесконечной преданной любви ко всему.

Вариант 4

В книге «Война и мир» автор описал несколько женских личностей. Одним из сложнейших личностей является Марья Болконская. Марье Болконской присущи душевность, благочестие, способность жертвовать всем ради любви, также самоотречение.

Внешне княжна не выделяется красотой. Автор описал Марью как худощавую и слабую девушку. Впрочем, героиня обладала лучезарными и большими глазами, которые делали ее привлекательнее. Ее глаза отражали широту внутренней души. Княжна жила в Лысых Горах в поместье Болконских. Семью Болконских все уважали и почитали. Род Болконских ценил фамильные традиции и моральные ценности и устои.

Жизнь в поместье протекала по ранее установленным порядкам. Отец княжны Николай Болконский был суровым и требовательным человеком. Чувство власти и эгоизма иногда вызывали нетерпимость у самой княжны. В таких строгих и суровых условиях развился характер молодой девушки. Княжна получила в наследство неуклонность и гордость. По характеру она была похожа на отца и брата. Тем не менее, она была девушкой с открытой душой. Она обладала милосердием, снисходительностью, терпимостью и чувством доброты по отношению к другим людям.

Николай Болконский ранее был влиятельным вельможей и был сослан с семейством в Лысые Горы. Суровый князь превратил жизнь молодой дочери в кошмар и сделал из нее служанку. За любую провинность князь наказывал ее и доводил до слез. Только перед смертью Николай признал свою ошибку и свое несправедливое отношение к Марье.

Невзирая на повиновение и деспотичность девушка жила в предвкушении настоящей любви и мечтала создать семью. Княжна переживала из – за собственной внешности. Она терпела уничижения и не смогла забыть про позорное обручение с Курагиным. Невзирая на свою судьбу, девушка мечтала о семейном счастье. Воспитанная по христианским правилам, Марья считала, что любовь является дьявольским искушением.

Полная зависимость от старшего князя, мысли о его кончине, и душевные муки заставили девушку окунуться в религию. Она терпела все слова и унижения отца, ссылаясь на то, что ухаживает за немощным и пожилым человеком. Княжна начала совершать добрые дела и помогала бедным. Добрые дела раскрыли скрытые черты характера. Покинутость и мучения развили в Марье ум. В книге она изображена как здравомыслящая женщина дворянского происхождения. К концу романа она познакомилась с гусаром Николенька Ростовым, который спас ее от врагов. Гусар полюбил княжну и долго за ней ухаживал. Вскоре состоялась свадьба. За все страдания и мучения княжна Марья была вознаграждена обретением счастья и семьи.

Сочинение 5

В величайшем романе Л.Н. Толстого мастерски созданы и показаны женские образы. Так одним из них является образ княжны Марьи Болконской.

Княжна Марья родилась и живет в старейшем имении Лысые Горы, живет вместе со своим отцом, который был влиятельным и уважаемым вельможей при Екатерине. Отец княжны человек строгих правил, он очень прямолинеен, резок, взбалмошен. Он часто очень груб со своей дочерью, придирается к ней, ругает ее.

Внешность у Марьи Болконской самая непримечательная, она худая, бледная и слабая, придают ей внешней привлекательности только ее глаза, Толстой применяет к ним эпитет «лучистые». Ее глаза отражают ее душу, ее глубину.

Марья Болконская изображается в романе как человек, обладающий исключительной индивидуальностью, княжна совершенно цельный нравственный человек. По Толстому княжна Марья живет в ожидании любви и семейного счастья. Ведь для каждой женщины так важно создать свою семью, свить свое гнездышко и обрести женское счастье. Душа княжны Болконской действительно очень чистая, добрая и нежная. И именно этим и искрятся ее глаза.

Марья Болконская очень начитанная, умная и романтичная девушка, также она очень религиозна. Марья бесконечно любит своего отца, именно это и позволяет ей так покорно сносить его поведение, издевки и грубое обращение.

Можно сказать, что образ княжны совершенно нетипичен, он не наигран, он не фальшив. Именно в ее образе гораздо больше души и простой человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей в романе. Более того Марья – это один из сложнейших образов романа «Война и Мир», именно она способна к высокой любви, к жертвенности и самоотречению.

Автор гениально описывает атмосферу, в которой выросла княжна, в которой становился ее характер. Она представительница старого и очень известного рода, у которого есть свои ценности, жизненные установки и устои. Следующими ключевыми словами можно охарактеризовать эту «породу»: честность, честь, гордость, порядок.

Лысые горы живут по четко заведенному порядку, по расписанию. Хозяин имения не терпит праздности, глупости, пустоты. Он постоянно чем-то занят, то что-то пишет, то что-то строгает. Князь признают только 2 следующие людские добродетели: «деятельность и ум». В соответствии с этим он и воспитывает свою дочь, князь не хочет, чтобы его дочь, представительница древнейшего рода ничего не смыслила в математике, именно поэтому в ее жизни так много разных праведных занятий.

Именно в атмосфере порядка и царства ума и разума и формировался характер княжны. Княжна Марья похожа на своего отца и брата тем, что она также имеет непоколебимую силу воли и твердость духа, а также фамильную гордость. Но в ее жизни нет четкой упорядоченности, она нисколько не чопорна, она по-настоящему открыта людям, она очень терпима и милосердна. Она лишена хоть какого-то кокетства, хитрости, в ней нет ничего от светских избалованных барышень. Не может не поражать то, как княжна Марья стойко переносит все жизненные испытания на своем пути.

  • Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3, 4, 5 класс (описание)

    Невозможно не восхититься картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера.

  • Чичиков беда или надежда России? сочинение рассуждение кратко

    Николай Васильевич Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» затронул немало проблем, которые актуальны и на сегодняшний день. Одним из главных героев его произведения является Чичиков

  • Герои произведения Живи и помни сочинение

    Андрей Гуськов. Молодой человек, супруг Настёны. До кровопролития они были вместе 4 года, малышей у них не было. Он, как и все, воевал на фронте, не был дезертиром.

  • II. Концепция Л. Н. Толстого относительно семьи и брака

    III. Основная часть

    1. Какая же она - Марья Болконская?

    IV. Динамика образа Марьи в соответствии с концепцией семьи и брака Л.Н. Толстого:

    Б) Из княжны Марьи Болконской - в графиню Марью Ростову (воплощение в семье Ростовых важнейших идей “семейной” концепции Толстого)

    V. В заключение

    VI. Источники

    Введение

    Произведения Л.Н. Толстого неслучайно проникнуты глубоким психологизмом, неслучайно автор прибегает к методу “диалектики души”, как его назвал Н. Г. Чернышевский. У Толстого, как у любого большого классика, характеры в произведениях обладают именно теми качествами, коими должны обладать. Они, характеры, подчинены не только идейному содержанию конкретного произведения, но творчества писателя в целом. По мере становления Л.Н. Толстого как писателя у него сформировалась система взглядов на проблемы своего века и человека, живущего в нем. Возможно, одним из самых громких аспектов данной системы является религиозный вопрос, выросший в особую религию “толстовства” и приведший к отлучению писателя от церкви Святейшим Правительствующим Синодом 20 февраля 1901 года. Этот вопрос вызывает полемику и по сей день, но нам не менее важным для глубокого понимания толстовских произведений представляется вопрос семьи и брака в понимании автора. Этот вопрос частично находит свое отражение в религиозной и иных концепциях писателя, но ведь это и понятно: семейная жизнь человека, по Толстому - “ядро” его жизни вообще, главная ее часть, в семье человек проводит более всего времени.

    Итак, наиболее значительной для исследования является “мысль семейная” . И, хотя Толстой утверждал, что “в “Войне и мире” более всего любил “мысль народную”, “мысль семейная” занимает не менее важное место для постижения романа-эпопеи. Семья - главная ячейка общества, важнейший институт воспитания и формирования личности. Семья - это место, где человек становится человеком.

    Взгляды писателя по вопросам семьи и брака отражены не только в интервью, взятых у писателя, не только в беседах и воспоминаниях других людей, близких Толстому, но и в его творчестве - главном наследии, оставленном классиком следующим поколениям. Несмотря на то, что “мысль семейная” является главной мыслью романа “Анна Каренина”, а в “Войне и мире” таковой является мысль народная, мы попробуем проследить толстовскую “семейную” концепцию в преломлении образа одной из героинь именно “Войны и мира”, и наш выбор закономерен и оправдан.

    “Мысль семейная” в разветвленном повествовании Толстого разделилась на эпизоды и сцены, множество идей и выводов, тесно между собой связанных человеческих судеб. Однако среди многообразия героев романа-эпопеи и даже в прочных семейных гнездах, где члены семьи нередко обобществляются, наделяясь сходными характеристиками, существуют ключевые фигуры, необходимые для глубинного постижения толстовской “мысли семейной”. Одной из таких фигур является Марья Болконская. Своей работой имеем целью показать это и доказать, что Марья не только заслуживает семейного счастья, но и создана, предназначена для него.

    Несмотря на программность и известность рассматриваемого вопроса, целостного анализа в русском толстововедении мы не нашли. Работы Долининой Н. “По страницам “Войны и мира”, Потапова И. “Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, монографии Бочарова С. и труды некоторых других авторов (полный список использованной литературы представлен после текста курсовой работы) стали опорными при изучении творчества русского писателя. Что касается образа Марьи Болконской, то во всех монографиях и статьях его комментируют значительно менее полно, нежели образы других главных героев романа. Таким образом, появляется возможность для постижения образа Марьи именно в выбранном нами аспекте.

    Наше исследование не претендует ни на целостный анализ, на попытку создать единое мнение о месте Марьи Болконской в системе взглядов писателя. Целью данной работы явились размышления о роли женщины в семье, качествах, коими должна она обладать, вступая в брак, пути (способе) построения крепкого семейного союза с мужем согласно мысли Л. Н. Толстого .

    Все это вызвало интерес к данному вопросу, а стремление собрать воедино весь небольшой материал о Марье Болконской в толстовской концепции семьи и брака, представить свои соображения и элементы анализа стало некоторой новизной нашего исследования.

    Работа оказала значительное влияние на становление моей собственной личности, затронула интересные в моем возрасте вопросы семьи и брака, и в этом ее особая мировоззренческая значимость. Кроме того, хочется отметить актуальность затрагиваемого вопроса, так как в современной нам действительности проблема построения прочного, долгого семейного союза является важной. Мы попытаемся показать пути решения данной проблемы, предлагаемые русским классиком, уделявшим данному вопросу особое внимание, и в этом литературоведческая значимость работы. Освещаемая проблема интересна для меня в связи с заявленной выше малоизученностью вопроса, что также обусловливает новизну данного исследования.

    В ходе исследования перед нами встали задачи :

    Обратиться к системе взглядов Л. Н. Толстого относительно семьи и брака.

    На основании фактологического материала о семейной концепции перейти к постижению образа Марьи в контексте системы взглядов писателя и места героини в системе образов романа-эпопеи.

    Постижение образа княжны Марьи в данных условиях складывается из понимания ее характера и динамики образа, приведшей в эпилоге романа к созданию Марьей собственной семьи и реализации ее как жены и матери.

    Поэтому мы считаем необходимым показать Марью Болконскую, затрагивая эти “узелки” ее жизни.

    Предметом нашего исследования стала “мысль семейная” в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир”.

    Объектом нашего исследования стала Марья Николаевна Болконская как воплощение толстовской “мысли семейной” и как душа семьи Ростовых в эпилоге романа.

    Концепция

    “Я сказал вам, что нужно для счастья: ненарушение связи с нашей природой, труд физический, любимый и свободный, семья, здоровое и свободное любовное общение со всеми разнообразными людьми мира”. По мысли Толстого, семья - одна из необходимых для счастья составляющих. Но семья семье рознь. И что же у Толстого было “семья”, что писатель вкладывал в это понятие и как оно художественно воплощается в романе “Война и мир” через образ Марьи Болконской? В своей статье мы попробуем ответить на данные вопросы.

    Семья, по Л.Н. Толстому, - это не то место, “где мирской успех считается ошибочно счастьем. Разве все эти мужья, жены - разве это семьи? Они друг другу часто в обузу, и дети ждут часто смерти родителей, чтобы наследовать им”. Мысли эти были изложены в “Петербургской газете” в интервью, взятом у Льва Николаевича в 1896 году. Прошло уже более века, но в верности этих истин нет нужды сомневаться: вопросы семьи являются “вечными” в литературе, чему мы находим подтверждение в жизни.

    Толстой также утверждал, что “пожениться - значит наложить руки на нравственную свободу. Ведь это подобно тому, как если бы двух людей связали нога к ноге да и пустили бы по белому свету ходить в таком виде…”. На первый взгляд данное высказывание может показаться “выпадающим” из привычного нам хода мыслей писателя: “в “Войне и мире” очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к “породе”. Собственно, Болконские и Ростовы - это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией. Эта принадлежность человека “породе” так важна для главных героев романа Толстого”. В эпилоге романа ни семья Безуховых, ни семья Ростовых не тяготится ограничением нравственной свободы. Скорее наоборот: вспомним Наташу, отвыкшую от света и бросившую пение, бывшее главным ее очарованием, совершенно без труда.

    Это суждение проясняет одна история, рассказанная Львом Николаевичем А.Ф. Кони, известному юристу, гостившему у писателя. Кони впоследстии включил ее в свои “Воспоминания”: “...слушал он, как при нем [Толстом] один из присутствующих говорил о рискованном браке знакомой девушки, вышедшей замуж “без положения и средств”. “Да разве это нужно для счастья?” - спросил Толстой. “Я понимаю семейное счастье иначе и часто вспоминаю мой разговор в Ясной Поляне, много лет назад, с крестьянином Гордеем Деевым: “Что ты невесел, Гордей, о чем закручинился?” - “Горе у меня большое, Лев Николаевич: жена моя померла”. - “Что ж, молодая баба она у тебя была?” - “Нет, какой молодая! На много лет старше: не по своей воле женился”. - “Что ж, работница была хорошая?” - “Какое! Хворая была. Лет десять с печи не слезала. Ничего работать не могла”. - “Ну так что ж? Тебе, пожалуй, теперь легче станет”. - “Эх, батюшка Лев Николаевич, как можно легче! Прежде, бывало, приду в какое ни на есть время в избу с работы или так просто она с печи на меня, бывало, посмотрит да и спрашивает: “Гордей, а Гордей! Да ты нынче ел ли?” А теперь этого уже никто не спросит... ” Так вот какое чувство дает смысл и счастье семье, а не “положение”, заключил Толстой”. Речь идет о чувстве, возникающем только в браке - чувстве взаимосвязи с супругом, дающей ощущение “неодиночества”, от чего не может быть худо. Обе мысли пронизаны данной идеей, чрезвычайно важной для Толстого. Ему немыслимо было опошление семьи, превращение брака в средство наживы или извлечения выгоды для себя.

    “Ко всем вопросам, выдвигаемым жизнью или возникающим в глубине души, начиная с вопроса о семье и воспитании и кончая отношением к смерти, Толстой подходит с глубокой верой в нравственную ответственность человека перед пославшим его в мир, с убежденным словом о необходимости духовного самоусовершенствования, независимо от политических форм, среди которых приходится жить”.

    Эту веру в нравственную ответственность хотел передать писатель в беседе со студентами, посетившими его имение в 1908 году. “Сто раз обдумай, прежде чем жениться. И если есть хоть какие-нибудь сомнения, не женись”. В этом и глубина психологизма писателя, и зрелость, сформированность взглядов, давшиеся ему в результате упорной работы над собой.

    Мы осветили концепцию зрелого Толстого, концепцию, с которой он покинул жизнь. Но ведь формироваться она начала не за одно десятилетие до ухода из жизни Льва Николаевича. Ростки заложены еще в повести 1859 года “Семейное счастье”, к моменту написания “Войны и мира” оформившиеся в целостную систему взглядов.

    Повесть “Семейное счастье” была всецело посвящена семейным проблемам, и в ней “Толстой предостерегает женщин от всяких любовных мечтаний и искушений, ненужных, неуместных и вредных после замужества. Автор внушает мысль, что женщина, выйдя замуж должна оставить мир салонных похождений. Этический принцип писателя: кокетство, постоянное стремление женщины казаться хорошенькой, по его мнению, должно быть изгнано из семьи. С семейной жизнью должна прекратиться девичья забота о том, как лучше очаровать мужчину. На мужа нужно смотреть не как на любовника, а как на друга. В семье роман не нужен. Конечно, таким путем мир супружеских отношений чувственно обедняется, зачеркивается эстетика любви в семейных отношениях, но в то же время мысль писателя справедливо призывает дорожить чисто семейными обязанностями и интересами”.

    Таким образом, “сильной стороной концепции Толстого в женском вопросе является его борьба за устои семьи, тем более значительная, что она велась им одновременно с осуждением безнравственности и праздности светского общества, создавшего для женщины ложное положение. Но, отрицая светские забавы женщин, автор не открывал для нее никаких других перспектив духовного развития, желая в ней видеть только жену и мать”. Как весомо это “только” и в то же время как легко оно устранимо. Всё дело в том, что для истинной женщины не составит труда оставить свет. Более того, она посчитает это своим долгом и найдет в новой роли замужней женщины единственно возможное высшее счастье. Но речь идет об истинной женщине - такой, как Марья Болконская.

    Какая же она - Марья Болконская?

    “Что у ней на душе? Все доброе”

    Появляется княжна Марья на страницах романа относительно нечасто, но каждый эпизод, связанный с её именем, вызывает у меня размышления и будет перечитан впоследствии ещё не один раз.

    “Толстой всегда беспощаден к тем своим героям, кого любит, но беспощадней всех он к княжне Марье”. Вот какую портретную характеристику Лев Николаевич дает героине при нашем первом знакомстве с ней:

    “Некрасивое, болезненное лицо. Некрасивое, слабое тело и худое лицо.

    Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты.

    Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света”.

    Княжна Марья некрасивая (Толстой несколько раз подчеркнет это, называя героиню даже жалкой). Казалось бы, подобные характеристики должны оттолкнуть нас. Может возникнуть абсолютное неприятие образа Марьи Болконской. Однако достаточно вспомнить, что все любимые герои романа Толстого “Война и мир” находятся в движении, как все сразу встает на свои места.

    “Как в Элен самое уродливое - её постоянное довольство собой,
    так красота княжны Марьи
    - в её страданиях, стремлении к добру,
    в ее склонности обвинять и упрекать себя”.

    Страдания и стремление к добру, в первую очередь, проявляются в увлечении Марьи религией. Это её главная страсть, и остается она и после рождения племянника Николушки, и после встречи с Николаем Ростовым.

    “Слушая рассказы странниц, она возбуждалась их простыми, для них чисто механическими, а для неё полными глубокого смысла речами, так что она была несколько раз готова бросить все и бежать из дому. В воображении своем она уже видела себя с Федосьюшкой в грубом рубище, шагающей с палочкой и котомочкой по пыльной дороге, направляя свое странствие без зависти, без любви человеческой, без желаний (значит, всё это есть, хоть и в глубине души; значит, именно сокровенные желания хочет подавить в себе Марья, порываясь уйти странницей - прим. авт.), от угодников к угодникам, и в конце концов туда, где нет ни печали, ни воздыхания, а вечная радость и блаженство.

    Но потом, увидав отца и особенно маленького Коко, она ослабевала в своем намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешила: любила отца и племянника больше, чем бога”.

    “Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него [дьявола] была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь её охватил другой мир - житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва”.

    “Как она молилась! - вспомнил он [Николай Ростов]. - Видно было, что вся душа её была в молитве”.

    Молитва являет собой главный религиозный обряд. Он наиболее известен и распространен. Молитва - прямое обращение к Богу, возможность услышать Его голос в своей душе. С молитвой придет успокоение и разрешение серьезной проблемы, испокон веков надеются люди. Для княжны Марьи же молитва - это нечто большее, чем просто обряд или беседа с Богом.

    Бог живет у нее в душе ежесекундно, а не только во время пребывания в Церкви. Она кается в своих грехах не только стоя у икон, но в любой другой момент жизни. Себе княжна ничего не прощает. Это и есть постоянная напряженная духовная работа над собой.

    Не одна княжна Марья Болконская среди героев романа верит в Бога, посещает церковные службы, соблюдает пост, - словом, живет так, как предписывают обычаи и мораль религиозному православному человеку. Но она одна столь свято верит в Бога, его помощь. У княжны в особенно одинокие и тяжкие минуты жизни были порывы, когда всю дальнейшую жизнь она хотела посвятить странствиям и религии. Религия княжны Марьи - это не пустые речи Анны Павловны Шерер, это не бездумное подчинение церковным обрядам. Её религия - вера. Вера эта побуждает жить так же: в ладу с Богом, но в недовольстве собой. Вера эта столь непоколебима и сильна, что распространяется на близких людей княжны.

    Как ее отец меряет и безошибочно определяет расстояние переходами войск, так и Марья вере своей доверяет и позволяет вести себя по жизненному пути.

    “Она выстроила свой душевный замок, строгий и чистый. Её религия вызывает уважение, потому что бог княжны Марьи - это прежде всего справедливость, её вера - это прежде всего требовательность к себе: всем другим она прощает слабости, себе - никогда”.

    Княжна Марья - необыкновенно гармоничный образ, сочетающий в себе лучшие черты характера Жены и Матери. Вместе с тем, какой бы внимательной дочерью и сестрой до самоотречения ни была Марья, она ещё и женщина. Земные мечты и помыслы о браке и любви ей не чужды. Обратимся к тексту романа, проследим направление и изменение ее взглядов на протяжении его исторического и художественного времени.

    “Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо, переносящее её вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок представлялся ей у своей собственной груди. Муж стоит и нежно смотрит на ребенка. “Но нет, это невозможно, я слишком дурна”, - думала она.

    В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие (то самое, которое проповедовал Л.Н. Толстой - прим. авт.), и дети, но главною, сильнейшею и затаенною её мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. “Боже мой, - говорила она, - как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? Как мне отказаться так, навсегда от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять твою волю?”

    “Все сложные законы человечества сосредотачивались для неё в одном простом и ясном законе - в законе любви и самопожертвования, преподанном нам тем, который с любовью страдал за человечество”.

    “Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала её, тем более удивляла её близорукость людей, ищущих здесь, на земле, наслаждений и счастья”.

    Марья не просто наблюдала жизнь. Она умела находить благодаря своей чуткости в людях золотое сердце. Умела дорожить теми немногими близкими и друзьями, что были у нее, и готова была жертвовать собою для них.

    Еще в письме к Жюли Карагиной, написанном Марьей в начале романа, княжна заявляет: “У него [Пьера Безухова] всегда было прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях”. У княжны Марьи в жизни было относительно немного близких людей, но практически всегда это были люди именно такие - с прекрасным сердцем. Марья Болконская, молодая девушка, но уже со сформировавшимся характером, моральными принципами. Сердце ее даже в деревенской глуши живет, любит и чувствует, насколько возможно. Марье для этого не нужны лента на голове или столичные балы. “В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает её без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и её уже не приглашали на обеды и вечера”.

    “Ежели бы не было у нас утешения религии, жизнь была бы очень печальна. <…> Я понимаю эти чувства у других, и если не могу одобрять их, никогда не испытавши, то я не осуждаю их. Мне кажется только, что христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке”.

    Такой мы встречаем ее на первых страницах.

    Динамика образа Марьи в соответствии
    с толстовской концепцией семьи и брака

    А) Воспитание Николеньки - важный этап становления Марьи как Матери

    “Маленький князь Николай (как его звал дед)”

    Если проводить аналогии между миром цветов и детьми в жизни княжны Марьи, то племянник Николенька для Марьи словно подснежник. Появился он совершенно случайно (никто ведь не думал, что Марье придется заменить ему мать: смерть Лизы была совершенной неожиданностью; да и уезжая, Андрей говорит отцу: “ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, <…>, чтобы он вырос у вас…”), но, тем не менее, Марья органично вписалась в роль матери. Она отдавала ребенку душу, всю себя.

    “Княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. Мамзель Бурьен тоже, как казалось, страстно любила мальчика, и княжна Марья, часто лишая себя, уступала своей подруге наслаждение нянчить маленького ангела (как называла она племянника) и играть с ним”.

    “Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. <…> Измученные бессонницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились”.

    Читая эти строки, невольно думаешь, что речь идет о семейной паре. Действительно, так обычно ведут себя родители у постели больного ребенка. Но в романе речь идет о Марье и Андрее Болконских. То есть, Марья настолько естественно вписалась в роль матери Николушки, что даже странно называть ее “тетка Марья”. Марья чувствовала, что лучше будет для ее племянника, будить его или нет, давать ли ему лекарство. И хотя последнее слово могло остаться не за ней, впоследствии оказывалось, что она была права.

    “Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи”.

    Чуть повзрослевшему племяннику Марья стала преподавать различные науки. Теперь она была в роли своего отца, ранее обучавшего ее подобию треугольников, а Николенька - в роли княжны Марьи.

    Но княжна Марья - живой человек. А, значит, не стоит ее идеализировать. И у нее бывали дни, когда она вела себе с ребенком далеко не правильно: могла сорваться, возвысить голос. Но кто из нас не ошибается?..

    Марья же позже корила себя за это куда более жестоко, чем можем сделать это мы; оттого Николенька и утешал ее.

    “Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, был уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться, уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот-вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за ручку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своею злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ее рыданьями, без позволения выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые волосы и утешал ее”.

    Подобное ее поведение нормально. Какой любящий родитель хоть раз в жизни не “срывался” на чадо, руководимый только добрыми побуждениями?..

    Воспитывая племянника, Марья, сама того не ведая, пробудила в себе материнский инстинкт. Невольно Марья ловила себя на мысли, что хотела бы иметь своих детей. Но надо знать Марью: “княжна Марья, с её неуверенностью в себе, с её тайным убеждением, что любовь придет к кому угодно, только не к ней”. Марья будто не верила, не могла представить себя замужней женщиной с полным домом детей.

    При живом отце, строгом Николае Андреевиче Болконском, Марья и не помышляла о подобном. Она уже, кажется, смирилась со своей участью и не сетовала на нее.

    “Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни”.

    У Марьи, по моему мнению, удивительный талант испытывать счастье, радость и любовь к жизни в той ситуации, где иной герой романа “Война и мир” чувствовал себя полностью несчастным, одиноким, брошенным, лишенным абсолютно всех радостей жизни.

    В этом-то и отличие княжны Марьи: быть счастливой малым и потом не верить в свое большое, самое главное женское счастье.

    “Никогда, никогда не поверила бы, что можно быть такой счастливой”.

    “Она думала о племяннике, различные черты его нежного, чувствительного характера представлялись ей; и она, думая о племяннике, думала и о своих детях. Она не сравнивала племянника и своих детей, но она сравнивала свое чувство к ним и с грустью находила, что в ее чувстве к Николеньке чего-то недоставало.

    Иногда ей приходила мысль, что различие это происходит от возраста; но она чувствовала, что была виновата перед ним, и в душе своей обещала себе исправиться и сделать невозможное - то есть в этой жизни любить и своего мужа, и детей, и Николеньку, и всех ближних так, как Христос любил человечество”.

    Марья сумела вырастить сына князя Андрея, своего брата. В эпилоге мы видим его уже молодым человеком, горячим, с неравнодушным сердцем. В споре Николая Ростова и Пьера Безухова мальчик держится на стороне Пьера, недолюбливая Николая. Марья и здесь умела сгладить конфликт и не довести дело до ссоры.

    Неслучайно эпилог романа заканчивается мыслями Николеньки Болконского. Мальчика, воспитанного графиней Марьей, ждет большое будущее. Он - истинный сын своего отца. Это заложено не только генетически, но и стараниями Марьи. Она, страстно любившая все человечество, но детей более всего (дети ближе к Богу, а вера для Марьи была главной опорой и внутренним стержнем на протяжении всей жизни), воспитала в мальчике многие качества характера, достойные уважения.

    Б) Из княжны Марьи Болконской - в графиню Марью Ростову (воплощение в семье Ростовых важнейших идей “семейной” концепции Толстого)

    “Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел!”
    “И какая кротость, благородство в её чертах и в выражении!” -
    такие мысли вызвала она у Николая Ростова, своего будущего мужа.

    “Николай с несвойственной ему проницательной наблюдательностью замечал все оттенки характера княжны Марьи, которые все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо”.

    Княжна Марья для Николая была кем-то особенным с самого момента знакомства. На то существует ряд причин. Сыграли роль и романтические обстоятельства знакомства, когда Николай “поехал за сеном, а подцепил одну из самых богатых невест России”. Сыграло роль различие характеров княжны Марьи и Сони. В Соне все было давно понятно, все было слишком какое-то игрушечное. Иными словами, не думаю, что женившись на Соне, Николай бы духовно рос. Княжна Марья была выше него в этом плане, он скоро понял это. Таких девушек он раньше не встречал, и оттого Николая тянуло к Марье.

    Ее состояние и статус бесприданницы Сони здесь - всего лишь удачно сложившиеся обстоятельства и символично подчеркнутые богатство духовного мира Марьи и “пустоцветство” - Сони.

    “Николай, брат Наташи, встречается с Марьей Болконской, и первое их знакомство, обстановка, в которой оно состоялось, всё это настраивает их <читателей> на мысль о “странной судьбе”, а окружающих, прежде всего графиню Ростову, на толки о вышнем промысле. Николай случайно наехал на богучаровский бунт и стал для княжны Марьи “спасителем”. Об этом происшествии в светском салоне говорят, что это “целый роман”, на случай смотрят как на завязку романтических отношений. Действительно, таковые завязаны”.

    “Отношения с Марьей Болконской - очень серьезное дело для Ростова, тянущегося к “духовным дарам”, которыми княжна Марья наделена в высшей степени, а сам он лишен. По внутреннему смыслу “сцеплений” романа Толстого, есть необходимость не только семейная, материальная со стороны Ростовых, но гораздо более общая жизненная в сближении Николая Ростова и Марьи Болконской, соединении двух родов и возникновении на обоюдной основе новой семьи, причем из этих именно лиц (а не Андрея Болконского и Наташи Ростовой). Необходимость, судьба в “Войне и мире” образует “людские сцепления” в частной ли, в общей ли исторической жизни людей, завязывает и развязывает отношения, и в данном случае она действует тоже”. На примере семьи Марьи и Николая художественное воплощение “мысли семейной” выходит за рамки его концепции: здесь уже не просто семья ради очага, не просто женщина как мать и хранительница этого семейного очага. Марья выступает духовным наставником Николая, преображает его. Толстой остается верен своей формуле “в семье роман не нужен”, но находит такое ей воплощение, при котором супружеские отношения не опускаются в плоскость “бытовизма” и примитивизма, не лишаются духовности.

    Доказательством тому служат прямые указания на чувства героев в тексте романа-эпопеи. “С той минуты как она увидала это милое, любимое лицо, какая-то новая сила жизни овладела ею и заставляла её, помимо её воли, говорить и действовать. Лицо её, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось. В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся её внутренняя, недовольная собой работа, её страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование - всё это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте её нежного лица”.

    “Любовь её к Ростову уже не мучила, не волновала её. Любовь эта наполняла всю её душу, сделалась нераздельной частью её самой, и она не боролась более против неё.

    Княжна Марья знала, что она любима и любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении”.

    Княжна Марья была далека, и “он [Николай Ростов] не понимал ее, а только любил”.

    Николай сумел разглядеть в княжне Марье душу. Сколь он ни боролся с собой, чувства взяли верх. Он боялся пересудов по поводу женитьбы на богатой невесте, но Николай Ростов - не трус. Он смог переступить через свою гордыню во имя их семейного счастья.

    Воздействие жены делает Николая Ростова лучше, заставляет прислушаться к ее словам. Единственное, чего боится Николай, это остаться без жены, потому что уж слишком высока для земной жизни ее душа: “Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна”.

    “Семья Ростовых крепка потому, что основана на постоянной духовной работе княжны Марьи, на том, что её “вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей”, восхищает и удивляет Николая. Николай не переставал удивляться и потому гордился своей женой, не завидуя тому, что она умнее него, ее душевный мир значительней, а радуясь, что “она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого”.

    А графиня Марья, при всей своей глубокой внутренней жизни, “чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает”, и не спорила с мужем о тех вещах, о которых - она знала - спорить бесполезно”.

    Как пример, в ситуации спора в эпилоге романа между Николаем Ростовым и Пьером Безуховым “графиня Марья не осуждает мужа, хотя в душе не согласна с ним. Но она женщина и мать, ее главная забота - семья, и она старается сохранить свои отношения с мужем, даже если для этого приходится кривить душой.

    Марья, являясь ранее душой семьи Болконских, ныне - душа семьи Ростовых, своей собственной семьи. Благодаря своей удивительной способности понимать близкого человека с полуслова, она живет в мире и согласии с мужем. А ведь Николай Ростов человек далеко не простой, может и резкое словцо сказать, и повести себя так, что княжна Марья будет чувствовать себя несчастной, одинокой.

    “Николай жил с своей женой так хорошо, что даже Соня и старая графиня, желавшие из ревности несогласия между ними, не могли найти предлога для упрека; но и между ними бывали минуты враждебности”.

    “Как она умеет понимать детей. Она как будто душу их видит”.

    Княжна Марья - образцовая мать. Дети составляют главный смысл жизни, её ежедневную заботу, главный предмет мыслей и переживаний.

    Княжна Марья правильно воспитывает детей: пытается все решить нежностью. Она никогда не вымещает на детей злость или собственное плохое настроение.

    Но и Николай - не только хороший хозяин, но и не менее любящий отец. “В ее [Марьи] отсутствие Николай позволил себе галопом прокатить дочь вокруг комнаты. Запыхавшись, он быстро скинул смеющуюся девочку и прижал ее к груди. Его прыжки напомнили ему танцы и он, глядя на детское круглое счастливое личико, думал о том, какою она [дочь] будет, когда он начнет вывозить ее старичком и, как, бывало, покойник отец танцовывал с дочерью Данилу Купора, пройдется с нею мазурку”.

    В эпилоге романа Толстой показывает семейную жизнь Ростовых будто из-за полуоткрытой двери. Мы видим маленьких кусочек ежедневного быта семьи. Писатель прорисовывает каждую мелочь. Немудрено: из мелочей, оттенков речи, слов и складывается у нас в воображении целостная картина семейной жизни Марьи и Николая.

    Я считаю, характером княжны Марьи нельзя не восхищаться.

    Бог отвечал ей в её собственном сердце: “Не желай ничего для себя; не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Если богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить его волю”.

    “Мое призвание другое, - думала про себя княжна Марья, - мое призвание - быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования”.

    В этом - вся Марья Болконская.

    В заключение

    В судьбе Марьи толстовская “мысль семейная” находит первое яркое воплощение в эпизоде, когда семья как раз создана не была. Речь идет об эпизоде сватовства Анатоля Курагина, когда Марья была совсем еще молодая девушка. Княжна Марья избежала ошибки - брака с Анатолем, видевшем в ней только богатую невесту - но верное решение далось ей далеко не просто! “Вот одно из открытий в людях, которые потрясают, когда читаешь Толстого: открытое в самой глубине души добродетельно-кроткой, некрасивой, видимо, не созданной для личных радостей женщины, находящей свое счастье в самоотвержении и по-христиански отвлеченно-духовной любви к другим, открытое глубоко под всем этим желание чувственной любви, подавленное, но тем более страстное, потенциально-разрушительное, способное произвести хаос в душе”. Это одно из проявлений высокой нравственности и ума княжны Марьи. Именно эти качества хотел воспитать в ней отец, чтобы дочь не была одной из пустых светских барышень, чтобы дочь была Болконской . Именно после отказа Марьи Анатолю старый князь понял, что дочь уже выросла, и это действительно так. Марья своим поступком отразит глубокую философскую мысль Толстого: “брак не удовольствие, а больше всего исполнение долга и обязанностей перед семьей и детьми”. Княжна Болконская - прямое выражение данного суждения: она воспринимает брак правильно, по-толстовски, ещё не будучи замужем, она уже подготовлена к замужеству самой собою задолго до знакомства с Николаем Ростовым, будущим мужем.

    К этой же мысли о подготовленности, предназначенности княжны Марьи для замужества и материнства мы приходим, анализируя заключительные сцены романа-эпопеи. “В эпилоге “Войны и мира” повторяется мысль из “Семейного счастья” о том, что супружество, если оно отвечает своей сущности, кладет предел всякому кокетству и всякого рода светские похождения лишь оттеняют блага настоящей семейной жизни, когда она наступает после них”. В эту мысль как нельзя лучше “вписывается” Наташа Ростова с ее семейной жизнью в эпилоге романа-эпопеи. Однако мы помним, что Марья Болконская для Толстого была не менее важна: недаром она входит в число любимых самим Толстым героев “Войны и мира”. Изображая судьбу и семейную жизнь Марьи параллельно Наташе, Толстой подчеркивает, каким разным может быть положительное женское начало. И неслучайно Марья становится женой именно Николая Ростова , в котором сохранен дух его семьи, вобравший в себя радушием, гостеприимством, русское бескорыстие и хлебосольство.

    Марья, в отличие от Наташи, практически не была в свете, а потом уже совсем безвыездно жила в Лысых Горах. Л.Н. Толстой показывает, что возможен и такой путь к семейному счастью. Марья не знает и не ведает приемов кокетства, какими владеют женщины вроде Элен и даже Наташа с ее “непреднамеренным” кокетством, исходящим из души. Зато Марья знает другое, то, к чему не придет Наташа, так как они несопоставимы в своих душевных поисках. Счастье Марьи обеспечивается не “внезапным, в один день”, отказом от балов и ужинов в столице, но ежедневной работой над собой. Марья выстрадала столько, что семейное счастье для нее награда, которой Марья желала в глубине души, несмотря на набожность, желание уйти странницей. Неправильно толковать образ княжны Болконской лишь как образ религиозной некрасивой девушки. Марья прежде всего Женщина и Мать , и событийная канва романа иллюстрирует нам, что Марья превосходно справляется с этими ролями, что в ней это предназначение заложено. Кроме того, прототипом Марьи Болконской явилась мать Льва Николаевича, что наложило также определенный отпечаток на отношение писателя к своей героине.

    “Борьба за семейные устои в романе “Война и мир” ведется Толстым в порядке критики и осуждения великосветского общества”. Марья Болконская в своей семье даже не создает подобных условий. Марья, у которой и не было периода девичьего кокетства, не было потребности в свете, в своей семье искореняет потребность борьбы с влиянием света: изначально героине надобно было другое.

    “Некоторые из людей противоположного лагеря относятся к Толстому свысока, провозглашая его носителем “мещанских” идеалов, ввиду того, что во главу угла всех дел человеческих он ставит нравственные требования”. Сопоставляя данное суждение с образом Марьи Болконской, мы видим лишь положительное влияние нравственных требований на саму Марью и близких ей людей.

    Княжна Марья, воспитанная отцом в строгих традициях рационализма, к себе предъявляла высочайшие нравственные требования сама , корила себя за ошибки куда более, чем это может сделать читатель. Вот она, мера самоусовершенствования в Марье, “пришедшая” в ее характер благодаря Толстому-художнику. А, возможно, писатель сам научился чему-то у Марьи, ведь может же автор учиться у своих героев. И, кроме того, прототипом Марьи Болконской являлась мать писателя.

    Марья, однако, пошла дальше нравственных требований к самой себе. Она пыталась воздействовать на брата Andre, показать ему прелесть “любви божеской”, которой князь не знал практически до конца всей жизни. И именно незадолго до смерти князь Андрей пронимается верой Марьи и ее постулатами, составленными для себя.

    А, обретя мужа, Марья стала предъявлять высокие требования и к нему (вспомним Николая-хозяина, иногда “взрывавшегося” в отношениях с крестьянами, за что его и корила жена), и к семье. Она, как и классическая женщина в патриархальной семье, поддерживает очаг и тепло в доме, с чем блестяще справляется благодаря этому качеству, заложенному в ее характере Львом Николаевичем Толстым.

    Для осуществления поставленных перед нами целей и задач пользуемся текстом романа и критической литературой.

    Источники

    1. . Толстой, Л.Н. Война и мир [Текст] / Л.Н. Толстой.- М.: Художественная литература, 1983.
    2. . Долинина, Н.Г. По страницам “Войны и мира” [Текст] / Н.Г. Долинина. –Ленинград: Детская литература, 1978. -256 с.
    3. . Потапов, И.А. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”. [Текст] / И.А. Потапов.- М.: Просвещение, 1970. -304 с.
    4. .Опульская, Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого “Война и мир”. Книга для учителя. [Текст] / Л.Д. Опульская.- М.: Просвещение, 1987. -176 с.
    5. . Опульский, А. Страницы жизни Льва Толстого [Текст] / А. Опульский. М.: Московский рабочий, 1964.-138 с.
    6. . Бочаров, С.Г. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир” [Текст] / С.Г. Бочаров.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. -143 с.
    7. . Курляндская, Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Книга для учителя. [Текст] / Г.Б. Курляндская.- М.: Просвещение, 1988. -256 с.
    8. . Надозирная, Т.В. Литература. Справочник [Текст] / Т.В. Надозирная, Л.А. Скубачевская.- М.: Эксмо, 2009. -624 с.
    9. . Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). [Текст]/ Ю.М. Лотман.- СПб.: Искусство-СПб, 1997. -400 с.
    10. . Лакшина, В.Я. Интервью и беседы с Л.Н. Толстым. [Текст] / В.Я Лакшина. - М.: Современник, 1986. С. 99.
    11. . Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. [Текст] / А. Ф. Кони. - М.: Правда, 1989. С.369.

    Другим женским образом, который привлек моё внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что её внешность не имеет значения. Её глаза излучают такой свет, что лицо теряет свою некрасивость.

    Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как её брат, но её гордость не обижает, потому что доброта- неотъемлемая часть её натуры- смягчает это порою неприятное другим чувство.

    По- моему образ Марьи Болконской - это образ ангела - хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности.

    Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающем критическое отношение князя Андрея и не совпадающими с воззрениями Пьера Безухого и самого Толстого. В пору лучшего состояния своего здоровья и духа, т. е. до кризисных предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьёз религиозных поучений Марии. Только из снисхождения к сестре он считается с её религиозностью. Принимая у неё крест в день отъезда в армию, Андрей шутя замечает: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет, то сделаю тебе удовольствие». В своих тяжелых раздумья на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики, а пришел Наполеон и, не знал об его существовании, как щенку с дороги, столкнул его и развалились его Лысые Горы, и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание посланное свыше. Для чего же испытание, когда его нет и не будет? Никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытаниях?». Что касается отношения к героине самого Толстого, то здесь должно быть принято во внимание само настроение образа Марьи, ставящее её мистицизм в связь с тяжелым обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придаёт особую психологическую глубину типизации этого характера. Роман намекает нам на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать такой в силу тяжёлых душевных мук, выпавших на её долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из- за своей внешности ей приходилось терпеть унижение, самым ужасным и оскорбительным из них было то, которое она пережила во время сватовства к ней Анатоля Курагина, когда жених устроил ночью свидание с её компаньонкой Бурьен.

    Не случайно именно после этой сцены княжна Марья сознательно ищет душевное исцеление в религиозных чувствах. «Моё призвание другое,- думала про себя княжна Марья,- моё призвание- быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

    Другой причиной внутренних страданий Марьи, питавших её мистические настроения, был деспотизм отца, стоившей ей слез и нравственных самобичеваний. Она часто сносила оскорбления этого капризного, своенравного и злого по характеру человека. В результате в ней сформировался человек с идеалом христианской морали, любви и самопожертвования. Причем в отличие от Пьера, видевшего активную добродетель в исцелении человечества от порока, Марья сознательно ограничивается одним только личным самоусовершенствованием, через любовь к людям. Так можно понять слова автора: «Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей. Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

    В произведении «Война и мир» автор, восхищаясь мужеством и стойкостью русского народа, превозносит русских женщин. Княжну Марью, которая чувствует себя оскорбленной при одной мысли о том, что в её имении будут находится французы. Наташу, которая готова уйти из дома в чём была, но отдать все повозки под раненых. Но автор не только восхищается женщиной. Отношение Толстого к женщине не однозначно. В романе он подчеркивает, что внешняя красота- не главное в человеке. Духовный мир, внутренняя красота значат намного больше.