Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих. «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» - Урок Верный, приходит, товарищ…, помощ…, на, всегда

Тема:

« Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих »

Хохлова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №166 г.Новоалтайска Алтайского края»

Новоалтайск 2010

УМК «Гармония» 3 класс

Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

    Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

    Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

    Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

    Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

Литература:

Бакулина г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007

Программно- методические материалы. Русский язык. Соловейчик.М.С., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007

Аннотация:

В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.

Структура урока

1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)

2.Актуализация знаний учащихся.

Словарно – орфографическая работа.

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л….

Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

Назовите глагол. (Вернуть )

Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель )

Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

Что ещё знаете о существительном? (Имена существительные изменяются по числам и имеют род)

Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак. )

Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по два слова.

- Проверим правильность выполнения работы.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ

- Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)

Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)

Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)

Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)

Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих )

Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)

А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)

Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

Давайте, выполним письменный морфологический разбор данных слов. (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож )

Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)

В чём различие? (Разный род имён существительных)

Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).

Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р . м.р.

рожь нож

глушь камыш

ночь врач

вещь плащ

Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

5. Физминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

6. Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

Прочитайте правило в учебнике Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).

Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)

1.Читаю или произношу слово.

2. Определяю часть речи.

3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

Если существительное женского рода, то Ь пишу.

6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.

Словарно – логические упражнения:

Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.

    Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

    Футбольное соревнование (Матч)

    Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

    Без него не откроешь замок (Ключ)

    Его надевают в дождь (Плащ)

    Маленький ребёнок (Малыш)

    Добыча охотника. ( Дичь )

    Середина ночи. ( Полночь )

    Все предметы для запряжки лошадей. ( Упряжь )

    Тихая безветренная погода. ( Тишь )

    Мелкие деньги. ( Мелочь )

Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

7.Итог урока. Рефлексия .

Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Мы с вами хорошо потрудились.

Понравился ли вам урок?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Какие задания вы выполняли с удовольствием?

А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

На следующем уроке мы…

Молодцы! Спасибо за урок.

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

— Как вы понимаете её?

— Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

— Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

— Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

— Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

— Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода — не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

— В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

— А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

— Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

— В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

— Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

Тема урока : «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Цели урока :

1.Предметные: познакомить с орфограммой «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода »; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

2.Регулятивные: учимся работать по составленному алгоритму.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Организационые формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Урок построен в технологии проблемного обучения

Средства обучения: карточки с рисунками, словами, сигнальные карточки с буквой «ь», толковый словарь Ожегова; компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Надеюсь, что все приготовились к уроку и будут хорошо работать. Ведь нам сегодня нужно посетить страну имён существительных, вспомнить всё, что мы уже о них знаем, и получить новые знания. Желаю всем успеха и удачи!

Какие правила мы должны соблюдать, чтобы путешествие открыло нам что-то новое? (Должны быть активными, внимательными, должны слушать друг друга )

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы много будем говорить о мягком знаке.

А что это за буква –« ь»?

Обозначает ли она какой-либо звук?

Сейчас мы повторим, для чего нужен «ь» знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

Вспомните, какую роль выполняет мягкий знак, и разделите эти слова на группы.

…льбом, к…ньки, речь, с…л…вьи, врач, мышь, авт..мобиль, деревья, марш.

Какие группы у вас получились?

Какова роль мягкого знака в этих словах?

Зачитайте слова со смягчающим «Ь». (Альбом, коньки, автомобиль )

Зачитайте слова с разделительным «Ь». (Соловьи, деревья )

3. Постановка учебной проблемы.

Какие слова не вошли ни в 1 ни во 2 группу? (Речь, мышь, врач, марш )

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Можете ли вы объяснить известными правилами употребление мягкого знака в словах речь и мышь?

По какому признаку (кроме наличия мягкого знака) слова распределены по группам? (По родам, по последнему звуку.)

Что заметили в словах?

(Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).

Какая проблема встает перед нами? (Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет ).

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Выдвижение гипотез.

В чём возникли затруднения?

(На конце слов в каждой паре шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем ).

Какую цель поставим на уроке?

Необходимо выяснить, в каких словах после шипящих пишется мягкий знак.

Выскажите свои предположения. (Предположения детей )

Давайте проверим, кто из вас оказался прав.

Проверка гипотезы.

Прочитайте задание 1. Стр. 58. обсудите в парах проблему, когда пишется Ь, а когда не пишется. Сделайте вывод.

Давайте проверим, какие выводы вам удалось сделать.

У существительных, оканчивающихся на шипящую,

в М. р.- не пишется «Ь»

в Ж. р. пишется «Ь».

5. Первичное закрепление.

Внешнее оформление новых алгоритмов.

Какова же работа мягкого знака в этих словах?

Он указывает на род имени существительного.

(Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

Какой вывод можно сделать?

(Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется ).

Фиксирование уже оформленного знания.

Прочитаем правило в учебнике и сравним со своими ответами.

Прочитаем правило вслух.

Физкультурная минутка.

Прочитайте задание № 3 в учебнике. (Определи род имен существительных, реши, в каких существительных нужен мягкий знак.)

Давайте подумаем, какие шаги нам необходимо выполнить, чтобы правильно сделать это упражнение?

1.Читаю или произношу слово.

3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

5. Если существительное мужского рода, то «Ь» не пишу.

Если существительное женского рода, то «Ь» пишу.

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой в классе.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику.

Следуя составленному алгоритму, выполните задание.

Проверка. Эталон на доске.

Сверьте свою запись с записью на доске.

Кто может объяснить свои ошибки? На каком этапе бала допущении ошибка?

Что надо повторить, чтобы в последующем избежать ошибок?

7. Повторение.

Включение в систему знаний и повторений.

Зрительный диктант.

Запишите в тетради названия растений и животных, или предметов, которые вы видите на карточках. В парах проговаривая шаги проверки.

Обязательно над словом напишите род этого слова.

Для чего надо определит род? (Чтобы определить в каких существительных нужен мягкий знак.)

На доске слайды с картинками. (Душ, мышь, мяч, нож, вещь, ландыш, камыш, дичь, морж).

Какой сделаем ВЫВОД на уроке?

Какова роль мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящие? (Распознание рода имён существительных.)

8. Рефлексия деятельности.

Какую цель ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам ее достичь?

С какими трудностями столкнулись?

Удалось ли их преодолеть?

Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, ваше задание №6. Если на уроке вы допускали ошибки, дома вы выполняете задание №4.

Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;

совершенствовать умения распознавать существительные по родам;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ СОШ№8 с Русского

Сергачева А.П.

26.02.2014уч.г.

Предмет: Русский язык, 3 класс

Тема урока «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Цели урока:

Образовательная

знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

закрепление знаний по теме “Имя существительное”;

совершенствование умения распознавать существительные по родам;

формирование умения применять на практике полученные знания;

Развивающая

развивать орфографическую зоркость, речевые умения;

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

воспитание интереса к русскому языку;

воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;

воспитание читательской активности;

Задачи урока:

Углубить знания и представления учащихся об имени существительном, о написании мягкого знака.

Познакомить учащихся с правилом написании ь знака после шипящих в именах существительных.

Продолжить работу над умением работать с текстами.

Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Дидактический материал

электронная презентация “Знакомство с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных”

карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски.

Ход урока

1 . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Итак, ребята у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Повернитесь, поздоровайтесь.

– Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок русского языка пожаловал герой мультфильма “Вовка с тридесятого царства”. Он считает, что “всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается”, потому что в сказках ведь всё делается “по щучьему велению”. Верите ли вы, что в жизни, так же как и в сказке можно надеяться на чудо? Верите ли вы, что Вовка может измениться и делать всё и самостоятельно, и качественно?

– Проверим наши предположения (видео)

– Вовка своими руками сделал новое корыто для старухи! Как вы думаете, почему?

– А сможет ли он построить дом? Что для этого ему необходимо?

Девиз нашего урока “Ученье - путь к умению”

– Герои этого мультфильма будут нашими проводниками.

Повторить (царь)

Попробовать (старуха)

Подумать (Василисы Премудрые)

Найти (печка)

Потренироваться (Двое из ларца, одинаковых с лица)

– Ну что ж, в путь!

– Как вы думаете, кто из них первый? (Царь, потому что у него карточка со словом “повторить”, а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого)

2 . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторить (царь) Первым проводником является царь, который предлагает повторить раннее изученные знания о ь.

Минутка чистописания

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду ровно не согнусь

За работу я примусь

Запишите число и классная работа.

мать

молот

сестра

щенята

дочь

Условия для поиска букв:

Выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки;

Среди них найти лишнее слово;

Из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

(п. о.Буквы Н, Щ. Напишите эти буквы в соединение)

Какое правило напоминает сочетание этих букв? (п. о. в этих сочетаниях ь не пишется)

Работа на интерактивной доске.

– Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак?

Даны слова: пал...то, плат...е, руч...ка, морков..., кон...ки, мощ...ный, кроват..., сосул...ка, мебел..., поч...товый, варен...е лещ, дочь

Какую работу выполняет в них ь знак?

Орфограмма сочетание букв ЧТ, ЩН, ЧК и т.д.

Ь – показатель мягкости согласного звука / смягчитель

Ь – разделительный / предупредитель

Н. ф. глагола, 2 л. наст.вр., буд.вр. / указывает на форму

Постановка проблемы урока

Кто сможет ответить на вопрос нужен ли ь в словах лещ, дочь или нет?

Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на …

(Мягкий знак.)

Назовите шипящие звуки?(ж,ш,ч,щ)

Игра «шипящие звуки»

Дети хлопают если услышали шипящий звук на конце.

Речь, дождь, мышь, грач, енот, плащ, самолет, врач, повар, шофер, малыш, актер

3. Следующим проводником является старуха, которая предлагает попробовать найти выход из данной ситуации.

Попробовать (старуха)

Работа в группах

  1. Речь, малыш.
  2. Грач, ночь.
  3. Мяч, вещь.
  4. Плащ, мышь.

ответьте на вопросы.

– Что общего во всех словах? (Существительные , на конце шипящий звук)

– Проведите анализ слов как часть речи.

– На какие II группы разделили бы слова? (Мужской род , женский род)

– На какие еще 2 группы можно разделить слова?. (Есть ь и нет ь.)

Что их отличает друг от друга. (Род.)

Физкультминутка.

4. Выявление места и причины затруднения.

Следующим проводником являются Василисы Премудрые,которые предлагают подумать и поработать по учебнику и в тетради на печатной основе.

Подумать (Василисы Премудрые)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Проверить себя (золотая рыбка)

Диктант с взаимопроверкой

Клю ч , пе чь , кала ч , до чь, кирпи ч , ме ч , мело чь , ди чь , стере чь , пры щ , ро жь , бро шь , ве щь , ёр ш , мы шь , чи ж , камы ш, тушь - туш

Рефлексия деятельности.

Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

В чём возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра): повторить, попробовать, подумать, найти, потренироваться, проверить себя

Как вы думаете, построит ли Вовка дом старухе?

Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?

Домашнее задание.

(детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями)

8. Итог урока.


Тема: "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: знакомство с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

    научить применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;

    составить алгоритм правописания имён существительных с мягким знаком на конце;

    выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

    развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

    воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

    карточки с заданиями для самостоятельной и исследовательской работы;

    презентация 10 слайдов (среда POWER POINT);

    учебник русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык»,

(4 класс, 2 часть), Москва «Баласс», 2007 год (образовательная система «Школа 2100»).

Ход урока

I Организационный момент.

Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ваши внимательные глаза, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

II Актуализация опорных знаний.

Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.

Я знаю, что вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Ребята, я думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

Какую тему мы изучаем на уроке русского языка? (Имя существительное). Что вы знаете о существительном. Свои знания вы покажете при выполнения теста. Тест из пяти вопросов. Под каждым вопросом вы пишите букву, соответствующую выбранному ответу.

1.Имя существительное- часть речи, которая обозначает:

А - признак

Б - действие

В - предмет

2. Имена существительные изменяются…

А – по родам

Б – по числам

В – по лицам

3. Склонение имён существительных – это…

А – изменение существительных по числам

Б – изменение существительных по падежам

В – изменение существительных по падежам и числам

4. Постоянным признаком существительных является…

А – склонение

Б – число

В – падеж

5. Несклоняемые существительные…

А – изменяются по числам и падежам

Б – не изменяются по падежам и числам и не имеют окончания

В – имеют окончания

Презентация 2. Проверь!

Кто справился без ошибок?

Допустил одну ошибку?

С какими существительными мы познакомились на прошлом уроке? (несклоняемые)

Почему они так называются? (не имеют окончаний, так как не изменяются по падежам и числам).

- Возьмите карточку №1 . Прочитайте текст. Всё ли правильно? Что надо сделать?

Я предлагаю вам отредактировать тексты, в которых встречаются несклоняемые существительные, исправить речевые ошибки (задание по рядам, дети работают в паре).

1. Утром папа с удовольствием пьёт кофе. Оно так приятно пахнет!

2. Мне купили пальто. К пальту пришили красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Им понравилась новая вещь.

3. Фламинги живут большими стаями по берегам солёных озёр. Они записаны в Красную книгу.

Презентация 3. Проверь!

Дети читают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить.

(Во всех падежах существительные имеют одну и ту же форму).

Физкультминутка

III Постановка проблемной ситуации.

Найдите в своих текстах слова с мягким знаком.

Презентация 4.

Удовольствие, пальто, любовались, понравилась, вещь, большими.

Что их объединяет?

На какие группы можно разделить эти слова?.

Запишите слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

Презентация 5. Проверь!

Все ли слова распределили по столбикам?

Возникли ли у вас вопросы? О чём задумались во время работы? (не поняли куда записывать слово вещь).

Значит ь знак выполняет какую- нибудь другую работу, о которой мы ещё не знаем?

На какой звук оканчивается слово? (мягкий шипящий)

Какие шипящие вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ)

Давайте закроем ь знак и произнесём ещё раз это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как с мягким знаком).

Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет)

Значит у мягкого знака новая роль.

А может кто – нибудь скажет, какую роль он играет?

Откройте учебник на стр. 4

Прочитайте название темы урока, которую мы будем изучать.

Как вы думаете, чему мы будем учиться?

- Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом правописания мягкого знака у существительных после шипящих. Мы должны с вами научиться пользоваться правилом, чтобы правильно писать слова, составить алгоритм для запоминания правила и узнать новую роль мягкого знака в этих словах.

IY Открытие нового знания.

А сейчас я предлагаю вам провести микроисследование и поработать в парах. Используя слова из упр. 173, вы действуете точно по алгоритму исследования (карточка №2)

Алгоритм исследования : (карточка №2)

    Прочитайте слово.

    Определите часть речи.

    Определите род имен существительных.

    Какие звуки слышатся на конце слова?

    Определите, на какие группы можно распределить слова.

    Запишите слова, распределив их в группы.

    Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

    Сделайте вывод. Сформулируй правило.

    Сравни свой вывод с другими группами.

Расскажите о своих результатах. Какую закономерность вы заметили в написании существительных. Какова же работа мягкого знака в словах. (грамматическая, она указывает на род существительных. Есть ь после шипящего – ж.р., нет – м.р.)

Сформулируйте правило самостоятельно.

Давайте проверим, правы ли мы с вами были. А что говорит наш учебник? Чтение правила на странице 4.

Мы познакомились с орфограммой «Ь знак у существительных после шипящих»

Графически она обозначается так: ночь, меч. Обозначьте её в словах.

Как изобразить это правило в виде схемы, удобной для запоминания. (Дети чертят на доске).

Презентация 6. (схема)

Страничка из истории. Историческаясправка о мягком знаке после шипящих.

Оказывается этим правилом люди пользуются много лет, и пришло оно к нам…

Физкультминутка.

Y Закрепление полученных знаний.

1. Работа со словарным словом.

Презентация 7. Замените одним словом:

    Она бывает устной и письменной (речь)

    Приспособление для обливания мелкими струйками воды (душ)

    Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь)

    Водяное или болотное растение, образующее заросли у реки (камыш)

Назовите существительные, в которых количество звуков и букв совпадает. Подтвердите правильность написания этих слов. Назовите слово, в котором наибольшее количество звуков и букв.

Что можете рассказать о слове камыш? Какие орфограммы в этом слове? Назовите однокоренные слова. Составьте предложение с этим словом.

Заросли камыша иногда непроходимой стеной окружают водоем. Представьте себе такую двухметровую живую изгородь! Его заросли уменьшают загрязненность воды. В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ее добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Неплохо смотрится веточка камыша в зимнем сухом букете. Плодами камыша питаются птицы.

Я вам предлагаю своё предложение. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы.

Сыч… нарушает т…шину леса, а камыш… в…дёт тихую б…седу с р…кой. Выполнить синтаксический разбор предложения.

2 . Работа с текстом. Найдите место мягкому знаку.

Презентация 8.

Какова тема текста? Озаглавьте текст.

-Выпишите по выбору (сущ. ж.р. или сущ. м.р.)

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

Презентация 9. Проверь!

Ж.р. Полночь, дочь, молодёжь, тишь.

М.р. Манеж, циркач, плащ, мяч, скрипач, марш, морж.

Каким правилом вы пользовались при выполнении этой работы.

3. Творческая работа. (карточка №3)

Используя слова и словосочетания составьте сочинение-миниатюру. Озаглавьте текст.

Пользуясь правилом, схемой правильно напишите существительные с изученной орфограммой.

I вариант

Ближний лес, холодный ключ…, душистый ландыш…, яркий луч… солнца, шуршит мыш…, колючий ёж…, карандаш…, красивый пейзаж… .

II вариант

Мой товарищ…, полноч…, маленький шалаш…, такая тиш…, закинули удочки, большой лещ…, бился ёрш…, удачная рыбалка.

. YI Домашнее задание.

Упражнение 176, правило, с. 4 (сочинение-миниатюра)

XII Итог урока. Рефлексия «Всё в твоих руках». Каждый выбирает вопрос по желанию и отвечает на него.

Что нового узнали?

Презентация 10.

М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б – близость цели.Что я сегодня делал и чего достиг?

С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?

У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, порадовал?

Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?