Сочинение на тему душа. Сочинение рассуждение душа человека Эссе на тему душа человека

Мы кажемся себе плотными непроницаемыми объектами, но это не так. Внешние факторы влияют на внутренние процессы. И всё же мы сохраняем свою целостность. Наш организм всё время обновляется: одни клетки отмирают, другие рождаются. И всё же мы сохраняем свою целостность. Чем же обусловлена эта целостность? Разумеется, присутствием души.
Генетики мне возразят: целостность организма обусловлена генокодом. Но почему генокод работает именно так, а не иначе? Почему он вообще работает? Его работа поддерживается присутствием души. Мы можем как-то почувствовать свою душу? Разумеется. Душа – это наше чувство собственного «я». В этом чувстве нет ничего плохого, предосудительного. В чистом чувстве собственного «я» нет даже эгоизма. Это естественное чувство. Это чувство в своём расцвете есть самосознание. Это чувство в своей кульминации есть осознание Абсолютного Сознания, то есть Бога. Чувство собственного «я» у каждого своё и у всех одно: у людей, зверей, растений и камней. У планет, квазаров и проч. То, что нас разъединяет, нас и объединяет в сложной и величественной симфонии Жизни.
Душа не есть некий абстрактный принцип наподобие Платоновской «идеи». И в тоже время душа связана с телом, как мысль с её словесным выражением. Материальна ли мысль? Есть мнение, что в известной степени материальна. Мы говорим, что мысль «посещает», «приходит в голову». Как знать, может быть за этими образными выражениями стоит некая реальность. Во всяком случае, несомненно, что мысль обладает влиянием, порой огромным. Так же несомненно, что мысль предшествует своему словесному выражению. Вот так и душа предшествует своему физическому воплощению и превосходит его. Можно сказать, что душа творит тело по своему образу и подобию. Мне могут возразить, что тогда мы все были бы прекрасны, как ангелы. Но представления о красоте в разные эпохи у разных народов весьма различны. Они различны даже у представителей одной эпохи и одного народа. Кроме того, души, как и живые существа, наделены разными способностями: одни менее, другие более талантливы. Степень одарённости, вероятно, зависит от чистоты канала, связующего душу с её Создателем, по образу и подобию которого она и создана. Душа Иисуса Христа была гениальна: она сумела воскресить свою физическую оболочку после того личного апокалипсиса, которое мы называем «смерть». Но и наши души талантливы уже потому хотя бы, что воскрешают наши тела каждое утро после маленькой смерти под названьем «сон» (кому ничего не снится, меня поймут).
С небольшой долей условности можно сказать, что душа – частица Бога в каждом из нас. Условность в том, что душа и Бог на самом деле не отделимы друг от друга. При этом душа обладает реальной свободой воли. Мы едины в Боге, это и есть соборность. Соборность же на уровне физических единиц – это толпа (футбольных болельщиков, религиозных фанатиков – не имеет значения). Несмотря на единство душ в Боге, каждая душа – индивидуальность. Индивидуальность же обладает свойствами. С одной стороны, присущими всем (что создаёт возможность для коммуникации), с другой стороны, присущими только ей (что обеспечивает её уникальность). Подвержена ли душа эволюции? И да, и нет. Нет, потому что в душе изначально есть всё, что нужно. Да, потому что то, что есть в душе изначально, должно проявиться, развёртываясь во времени.
Подвержена ли душа злу? И да, и нет. Да, потому что душа связана с физической оболочкой, чья природа является, так сказать, более низкой, чем природа души, и интенции этой низкой природы могут быть негативными. Но, поскольку зло (в отличие от добра) не имеет субстанции, оно проходит сквозь душу, не искажая её. Так отражение в зеркале не меняет природу зеркала. Душа по определению не может быть грешной. Что бы с ней ни происходило и как бы она сама не действовала, она остаётся частицей Бога. И поскольку душа – частица Бога, она свободна и от смерти.

Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы "Старосветские помещики" Гоголя, "Простая душа" Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в "Матренином дворе" Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире - творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми - умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Эксперимент

Как-то моясь в ванне, я обдумывал статью, которую прочел накануне ночью. Автор писал о том, что при любых травмах головы область, ведающая высшей психической деятельностью, которая меньше всего зависит от физиологии, меньше всего страдает. Она же отказывает умирающему человеку последней.

Я так увлекся анализом этой статьи, что неожиданно поскользнулся, перевернулся, вылетел из ванны и, ударившись головой о стенку, потерял сознание.

Постепенно прихожу в себя. В голове грохот, переходящий в звон. Я сижу в ванной комнате, спиной прислонившись к стене. Слышу грохот, постепенно переходящий в звон. Мне кажется, что это грохочет огромный зал, а я боксер, получивший нокаут. Первое, что я сообразил: рефери не должен засчитать этот удар, потому что я получил удар по затылку. В боксе такой удар запрещен, и рефери должен оштрафовать моего противника.

Окончательно прихожу в себя. В голове звон и сильно болит затылочная часть. Я затылком ударился о стену. Но, значит, и в бредовой сцене, привидевшейся мне, я правильно определил место, куда получил удар. Значит, автор статьи прав.

Продолжая удивляться статье, кое-как встал, вытерся и оделся. Голова все еще болит, во всем теле слабость. А в этот вечер я должен был выступать в одном клубе. Отменять было неудобно, люди придут. Решил все-таки идти. Меня взбадривало воспоминание об этой статье, хотя голова продолжала болеть и во всем теле была слабость.

Я взял с собой два текста для чтения перед публикой. Один текст был интонационно и по содержанию сложней, я его решил читать еще до падения. Но сейчас прихватил и второй текст. Он был попроще. На всякий случай решил, что, если почувствую, что первый текст мне будет трудно читать, прочту второй.

Поехали с женой в клуб. Людей было много. Голова продолжала болеть. Я все-таки решил читать первый текст. Читаю. Увлекся. Минут через десять почувствовал, что голова перестала болеть. Еще больше увлекся. Аудитория слушает внимательно: где надо смеется, где надо молчит. Читал больше часа.

В общем, вечер прошел хорошо. Потом жена мне сказала, что я никогда так здорово не читал. Но это, конечно, за счет волнения перед читкой: вдруг грохнусь и потеряю сознание. Но и автор статьи оказался прав, судя по всему. С тех пор прошло три дня, и никаких последствий падения я не чувствую, если не считать эту заметку. Но об этом судить читателям, однако для чистоты эксперимента желательно таким, которые сами не стукались головой о стенку.

Из книги Глобальный человейник автора Зиновьев Александр Александрович

Душа У Евы Адамс нашлись сотни миллионов последователен. Они педантично заполняли память своих компьютеров описанием событий своей жизни и своими мыслями, причем – с полной откровенностью и правдивостью. Это достигалось непроизвольно, так как были изобретены

Из книги Оберег автора Гончаров Александр Михайлович

РУССКАЯ ДУША Всё как прежде, всё та же гитара…»- напевал я, работая у себя в мастерской, в подвале, - подгонял верхнюю деку, доводя ее до нужной толщины, так, чтоб не было диссонанса с нижней; врезал в нее розетку, инкрустированную перламутром, с которой возился чуть ли не

Из книги Эссе и публицистика автора Искандер Фазиль Абдулович

Душа и ум Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы

Из книги Награда и муки автора Астафьев Виктор Петрович

Чистая душа О Викторе ЛихоносовеДва человека, два Виктора, которых свела и сдружила литература, не побоявшись дать крюка, заехали в Вологду. И вот я хожу с ними, показываю город. Ребята глазастые, умные, сами многое понимают и видят - таким показывать родную историю легко и

Из книги RUтопия автора Штепа Вадим Владимирович

2.8. Душа в клетке Тело было клеткой, а внутри нее находилось нечто, что смотрело, слушало, боялось, думало и удивлялось; этим нечто, оставшимся за вычетом тела, была душа. Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия Апостол Павел, входя как «свой» в каждый народ и сословие,

Из книги Литературная Газета 6253 (№ 49 2009) автора Литературная Газета

Душа израненная Библиоман. Книжная дюжина Душа израненная Татьяна Беликова. В зеркале души. – М.: Евразия+, 2008. – 240 с. Отчаянные, пронзительные стихи – как крик души, стремящейся к высокому и чистому, а потому до слёз измученной нашим легкомысленным временем. Отношения,

Из книги Литературная Газета 6275 (№ 20 2010) автора Литературная Газета

Солдатская душа Литература Солдатская душа МИХАИЛ ШОЛОХОВ – 105 Андрей ВОРОНЦОВ В эти майские дни, вслед за 65-летием Победы, мы отмечаем 105-летие со дня рождения Михаила Александровича Шолохова. Соседство этих дат неслучайно и даже символично, потому что Шолохов –

Из книги Статьи из журнала «Компания» автора Быков Дмитрий Львович

Нерусская душа Пришел ко мне интервьюер из испанской газеты. Хочется ему расспросить десяток современных русских писателей об их творческих планах, и вот он расспрашивает.- Как вы, - говорит, - оцениваете убийство Литвиненко?- Я, - отвечаю, - очень посредственно его

Из книги Атлантический дневник (сборник) автора Цветков Алексей Петрович

ДУША ИНЖЕНЕРА Эрвинг Кристол принадлежит к сословию американских интеллектуалов, причем принадлежит давно – ему уже за восемьдесят. Он – представитель плеяды нью-йоркского Сити-колледжа, замечательного поколения 30-40-х годов, постепенно порывавшего с «детской болезнью

Из книги Кокон. История одной болезни (сборник) автора Бояшов Илья Владимирович

Душа Краткое предисловие автораПризнаем очевидное – девяносто девять процентов живущих на земном шаре людей имеют о душе самые смутные представления. Многие вообще не верят в ее существование, хотя факт присутствия в homo sapiens некоего мистического существа

Из книги Волхвы против глобализма автора Сперанский Николай Николаевич

Из книги Кем вы ему приходитесь? автора Вигдорова Фрида Абрамовна

Глухая душа «Дорогая редакция! Моя мать тяжело больна. Болезнь такая: очень тяжелое дыхание, кашель. С наступлением зимы ей очень трудно. В этом году я был в отпуске после трех лет службы и не узнал своей матери, так состарили ее эти годы. Обняла она меня при встрече,

Из книги Трансцендентная сингулярность души [сборник] автора Векшин Николай Л.

Душа В каждом человеке есть душа. За душою нету ни

Из книги Лик войны автора Эренбург Илья Григорьевич

«ДУША» ВОЙНЫ IРенэ - единственный сын, баловень m-me де-Бери, старомодной дамы, которая нас смешит своими платьями и буффами времен Второй империи. С младенчества m-me де-Бери берегла сына, как спичку на ветру. Учила по какой-то английской системе, возила на курорты, и вышел

Из книги Россия. Еще не вечер автора Мухин Юрий Игнатьевич

Душа Поскольку мне утомительно все время писать «способность к долгу и способность к творчеству», то давайте я обозначу это одним словом «Душа», имея в виду, что это то, что отличает человека от животных.Посмотрим на ее особенности. Природа вкладывает человеку не только

Из книги автора

Душа и Дух Сначала выскажу гипотезу, что в человеке находятся две инстанции, два сгустка биополя: Душа и менее совершенная инстанция - нечто похожее на мощный компьютер. Святитель Лука, кстати, выдающийся советский врач, называл это Духом, давайте и мы этот компьютер

С детства мы слышим, что у человека имеется не только тело, но и душа, о которой нужно помнить и питать ее, развивая духовно. Только так душа и внутренний мир человека будут богаты и интересны. Об этом далее и напишем в нашем мини по ЕГЭ.

Что такое душа человека?

Большинство задается вопросом, что же это такое, какая она, что собой представляет и существует ли в действительности?

Имеется ли у человека душа? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Здесь, скорее всего, вопрос в вере. Если человек верит в то, что она имеется, значит так оно и есть. Я верю. Мне кажется что душа, подобно огоньку пламени, который нужно питать, поддерживая огонь. Нужно развиваться духовно и культурно, а главное, нужно делать добро и тогда о вас точно скажут, что вы человек с большой душой. Черствых людей, которых не волнуют проблемы других, или кто равнодушен к чужому горю и может причинить боль, называют бездушными. И это точная характеристика. Вряд ли у черствых и жестоких людей имеется душа. А если она и есть, то она наверняка черная.

Как мне представляется душа? Наше тело подобно сосуду, которое до самых краев наполнено душой. Это что-то невесомое, невидимое, но очень теплое и светлое. В моем сочинении душа человека видится совокупностью эмоций людей, их сознанием, мыслями, чувствами. А самое главное, она вечная. Где пребывает эта человеческая суть, когда мы уходим, сложно сказать. Но хочется верить, что жизнь после смерти продолжается.

ГЛАВА 11. ЭССЕ О «ДУШЕ»

Древние представляли «душу» в виде особой жизненной силы, обитающей в теле человека и покидающей его во время сна или смерти.

Материалисты отвергают факт существования «души», обосновывая это тем, что в момент смерти не наблюдается выделения каких-либо объектов из тела человека, при анатомических исследованиях не обнаружено каких-либо материальных признаков, указывающих на существование «души».

Идеалистические теории, напротив, придают учению о «душе» основополагающее значение и определяют ее как бессмертную и духовную (нематериальную) часть человека.

Спор о существовании «души» может иметь свое решение, если рассматривать его с точки зрения информационной теории.

Если считать, что разумное существо - это соединение биологического тела и управляющей им вполне реально существующей программы, возникающей в биологическом компьютере этого тела - мозге, тогда «душой» человека можно считать именно такую биокомпыотерную программу, возникающую в любом высокоразвитом живом существе в процессе его жизни и осознающую себя и управляемое ею тело как единое целое - организм, используя понятие «Я» и явление сознания. Следует отметить, что сознание не эквивалентно интеллекту. Наше сознание парадоксально и загадочно, а осознание себя как «Я» - специфический прием и особенность нашего сознания как программы, позволяющей объединить в единое целое, т. е. организовать все ресурсы организма. По-видимому, осознание «Я» позволяет биокомпыотерной программе снизить затраты интеллектуальных ресурсов, направленных на решение управленческих задач. За счет этого облегчается оценка степени приоритетности и важности потоков информации, т.е. задача арбитража. Доказано, что ряд процессов в организме не «осознается» высшими отделами мозга до тех пор, пока они не становятся критическими для его жизнедеятельности. Можно привести множество примеров - это кровообращение и дыхание, пищеварение и гормональная регуляция, зрение и слух. Пока системы управления такими процессами в автоматическом режиме функционируют нормально - они находятся вне восприятия высших отделов мозга - вне «Я». Однако если в них возникает не поддающееся саморегулированию нарушение, решение задачи берет на себя значительно более мощный аппарат сознания, создающий расположенные вне организма сложные искусственные системы (знаний, приборов, механизмов, устройств, веществ).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что возникающее в биокомпь- ютерных программах сознание, порождающее понятие «Я», - это способ обобщения группы ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой такой программы в виде специфического понятия с целью решения управленческих задач. Именно потому, что понятие личности как «Я» - продукт деятельности внекомпьютерной программы, невозможно указать конкретную область в головном мозге, где оно расположено и какие именно клетки мозга его образуют.

Можно предположить, что «душа» человека не возникает в момент рождения организма человека, а формируется в течение всей жизни. Временем же рождения «души» человека можно считать момент, когда ребенок впервые осознает себя как личность, что происходит примерно в 3-4 года. До этого возраста осознание себя как единого «Я» возникает эпизодически, вспышками. В процессе совершенствования способов управления биологическими ресурсами тела и накопления знаний в достаточно развитом мозге рано или поздно происходит качественный переход - начинается осознание индивидом себя как единого целого. Это - момент рождения мыслящего разумного существа. Если мозг способен адекватно воспринимать (отражать) окружающий мир по информации, поступающей от органов чувств, следовательно, в нем возникает и запоминается определенная копия (слепок) того пространственно-временного промежутка мира, в котором он существует. Если «душа» - это программа, возникающая в мозге в процессе его существования, она есть и своеобразный внекомпьютерный слепок (отражение) окружающего мира.

С другой стороны, в зависимости от возможностей и специфических для каждого организма ресурсов, обусловленных, прежде всего, эволюцией в течение миллионов лет и наследственностью, характерный внекомпьютерный слепок мира в каждом конкретном организме будет иметь свои особенности. «Душа» человека базируется на неимоверно большом объеме информации о прошлом. Можно сказать так, что она написана на информационном холсте истории Вселенной, планеты, биологического вида, истории цивилизации, нации, государства, рода, семьи и, собственно, его жизни. Весьма вероятно, что это обстоятельство и определяет возможность интуитивного или врожденного знания.

В то же время внекомпьютерные программы есть не что иное, как активная информация, которой условимся называть информацию, воздействующую саму на себя и на окружающий ее мир, т.е. имеющую обратную информационную связь, в том числе с активными инструментами, воздействующими на окружающий мир.

Она сохраняет и накапливает пассивную информацию о прошлом и генерирует новую информацию в каждый текущий момент времени. Взаимодействуя с окружающей средой с помощью органов чувств и конечкостей тела, активная информация способна на основе ранее полученных сведений создавать и накапливать новую информацию о будущем, т.е. прогнозировать или предугадывать возможный ход событий и свои действия. Так, например, мы знаем, что Земля будет вращаться вокруг Солнца еще много тысячелетий. Этот прогноз основан на информации из прошлого о том, что Земля уже вращалась вокруг Солнца несколько миллиардов лет. Можно спорить о том, что никто не может знать будущее точно и всегда существует возможность чего-то необычного. Но это только подтверждает вероятность прогноза с учетом невозможности абсолютного знания и подтверждает невозможность абсолютной закономерности.

Они - близкие аналоги по принципу действия и своеобразное отображение нашего физического мира по устройству.

Информационные объекты и структуры сознания образуют информационное пространство мозга, которое можно считать аналогом мнимого физического пространства, создающего квантовые объекты действительного пространства. В то же время клетки мозга образуют его материальную действительную структуру, что не только аналогично действительному физическому пространству, но и является его составной частью. Изменение объектов «души» и тела осознается как время. Программы, изменяющие сами себя (самообучение) на основе взаимодействия с окружающими миром управляемых ими объектов, в какой-то степени аналогичны рождающим время процессам взаимодействия объектов пространства.

В компьютере без программы ничего произойти не может, так же как и пространство не может образоваться без взаимодействующих объектов. Программа без компьютера не может существовать в активном состоянии, так же как и время не может возникнуть там, где нет образующих единое пространство объектов. Без компьютера программа может существовать только в виде пассивного образа, например, в виде распечатки знаковых символов в ассоциативно связанной с компьютерной системой взаимодействия письменной (знаковой) ИС. В этом случае носитель можно рассматривать как остановившийся компьютер (со временем операции, равным в предельном случае бесконечности).

Известно, что любая масса может перейти в энергию, а энергия в массу. При высокоэнергетическом взаимодействии элементарных объектов экспериментально наблюдались случаи рождения элементарных частиц из вакуума. Следовательно, масса в состоянии образовываться не только из энергии, но и из физического вакуума, который при определенных условиях может стать носителем информации и проявлять себя как материальное тело.

Воздействие информации на вакуум приводит к его изменению и образованию материальных объектов в виде элементарных частиц и полей, т.е.

образуется вполне реальная материя. Возможно, расширение Вселенной порождается именно генерацией элементов пространства за счет функционирования активной информации, которая, генерируя новую информацию о будущем, формирует его. Информация о будущем определяет, в значительной степени, сегодняшнее поведение людей, а значит, формирует их настоящее и будущее - их судьбу. Следует подчеркнуть, что информацию о будущем сознание генерирует на основании сведений из прошлого.

В том, что активная информация действительно трансформирует материальный мир, можно убедиться на каждом шагу. Люди, их активная информация в виде «души» (биокомпыотерной программы), вооруженные знаниями о свойствах и неабсолютных закономерностях окружающего мира (законах природы), преобразуют его, создают новые, более сложные системы и структуры, помогающие им, в свою очередь, увеличивать свое могущество. В предельном случае трансформация материи есть ее генерация из новой информации.

Если новая информация зарождается в структурах мозга человека, то структуры его тела и орудия труда - мощнейшие ее усилители. Их можно назвать силовыми элементами структур, в которых материализуется собственно мысль (информация), которая позволяет человеку значительно ускорить реализацию или материализацию идей, направленных на решение насущных проблем.

«Душа» каждого человека влияет на мир своими мыслями. Если сравнить структуру мира с деревом, образованным соединяющимися, опирающимися друг на друга и переплетающимися ветвями множества взаимодействующих ИС, то «души» людей можно представить в виде листьев на нем. Мысль человека, как продукт деятельности «души», будет аналогом молекулы питательного вещества. Можно проследить, как, возникнув в ИС мозга человека и двигаясь по ветвям различных ИС, соединяясь с мыслями и трудом других людей, объединяя информацию, мысли, как продукт деятельности «души», материализуются в виде элемента грандиозного дерева Мироздания, тем самым изменяя его. Хорошие мысли изменяют мир к лучшему, а плохие нарушают его гармонию.

Мысль (информация), родившаяся в голове одного человека, словно капля воды, попавшая в ручеек, проходя по различным, соединяющимся элементам структур взаимодействующих И С, многократно трансформируется и усиливается за счет присоединения и объединения вокруг себя множества другой, необходимой информации, образует, в конечном итоге, материальный объект.

Влияние информации на общество подобно росту снежной лавины, причем ее рост способен вызвать не всякий снежный ком. Огромное значение имеет состояние среды, по которой предстоит «катиться снежному кому» информации, а также потенциальная ценность реализуемой идеи.

Если идея своевременна, а люди понимают и осознают ее ценность, то «ком» идеи покатится, и к нему присоединятся миллионы «снежинок» труда множества людей. В результате наблюдается целенаправленное движение общества, а идея становится могучей силой, способной направить общество по определенному пути.

Если же идея обладает необходимой ценностью, но общество не знает о ней, то к «снежному кому» некому будет присоединяться. Идея забудется на время, пока ее снова «не обнаружат» и не направят «в народ».

Если идея не имеет ценности или изложена так, что общество ее не понимает, значит, у идеи нет собственной потенциальной энергии - значит, «снежный ком» лежит в глубоком ущелье. Такая идея сама не покатится. «Ком» останется лежать на месте и со временем будет погребен под слоем новых знаний. Общество все равно найдет новую идею, и еще неизвестно, будет ли она лучше погребенной.

Известна гипотеза, что мысль человека определяет его судьбу. Если у человека мрачные мысли и его гложет зависть, если он считает, что он бездарь и неудачник - так и будет.

Наоборот, если человек считает себя талантливым, удачливым, энергичным - он будет удачлив, умен и богат, а это значит, что он родился под счастливой звездой и будет счастлив.

Я глубоко убежден в правильности этой идеи. Вряд ли нужно ее доказывать. Предлагаю читателю проверить верность этого утверждения на практике. Если читатель заметил в своей душе что-то мрачное и нехорошее, необходимо немедленно изменить образ мышления. Мыслите светло и чисто, гоните прочь плохие мысли, а самое главное, много работайте для своего удовольствия и пользы окружающих. И вам обязательно повезет.

Душа и разум - две наиболее важные составляющие внутреннего мира, которые, будучи в гармонии, позволяют человеку оставаться человеком. Их взаимодействие рождает наши поступки и устремления. Что делать, если доводы рассудка вступают в противоборство с голосом чувств? «Слушайте своё сердце, оно не обманет», - говорят одни. Другие же предпочтут эмоциям логику, здравый смысл и холодный расчёт. «Если выбросить из жизни все чувства, боль исчезнет вместе с ними, и я стану неуязвим, - говорил герой книги американской писательницы Жаклин Сююзан «Машина любви». Может быть… Но гораздо чаще безудержность и сила эмоций, страстей одерживают верх над логикой умозаключений и рациональностью разума. К чему это приводит: счастью победы или горечи поражения? Попробуем в этом разобраться.

Ответ на этот вопрос можно найти в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Большое впечатление произвела на меня история Сони Мармеладовой. Перед нами «великая грешница», как называет ее Раскольников. Мы видим, что она и сама понимает, какого ее положение в обществе, подобные ей не имеют права находиться в приличном обществе, жить со своей семьей. Само их положение компрометирует их самих, их близких и окружающих их людей. Соня осознает все это, именно поэтому она живет отдельно от семьи, лишь изредка заглядывая к ним в гости, чувствует себя неловко при знакомстве с Разумихиным, матерью Раскольникова и его сестрой, боится сесть и находиться рядом. Ты «умертвила и предала себя»- в этих словах Родиона раскрывается общественное отношение к тем, кто живет по желтому билету. То, насколько позорно и бесчестно положение подобных Соне, видно в описании мыслей главного героя:»Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Однако, читая историю Сони, начинаешь понимать, что на этот путь ее толкнули чувства. «внешне» бесчестие порой не является показателем внутреннего состояния человека. Она девушка из бедной семьи, где детей-сирот постоянно избивают, жалкий и безработный отец выпивает, а полусумасшедшая чахоточная мачеха зачастую впадает в истерику. Денег нет совсем. Такая картина открывается читателю при прочтении известного романа. Соня жалеет всех: и бедную больную чахоточную мать, и вечно плачущих малышей с глазами, полными страха, и даже пьяницу-отца. Становится ясно, что Соня, вопреки голосу разума выбирает худшую жизнь для себя самой, но лучшую для дорогих ей людей Ф.М.Достоевский показывает, что нравственность присуща этой героини, не смотря на ее положение, и родилась она искренними, чистыми чувствами.

Из произведения И.С. Тургеньева «Отцы и дети» мы можем вынести урок о том, почему полное руководство разумом порой может привести к не самым лучшим последствиям. Автор романа искусно изображает главного героя, Евгения Базарова, яркого представителя молодежи второй половины 19 века. Он харизматичен, амбициозен, остроумен и умен. Окружающие подчас побаиваются его остроумия и прямоты. Будучи убежденным нигилистов, он отвергает все прежние ценности и чувства, искусство и историю. И такой холодный, прямолинейный, устремленный лишь к науке персонаж, на первый взгляд, казалось, не способен испытывать никаких чувств. Лишь ум и холодный расчет - вот его спутники жизни. Ожднако И.С. Тургенев решает провести своего героя через главное испытание - испытание любовью. В романе появляется новое действующее лицо, Одинцова, полностью изменившая Евгения. После общения с ней поведение Базарова постепенно меняется, читатель замечает перемены и в его поступках, мыслях, речах. Что же с ним происходит. Попав во власть романтики, которую раньше считал белибердой, он поступается многими своими убеждениями и взглядами. Осознав свои истинные чувства, он корит себя за слабость, которую себе позволил. Но как бы он не старался, стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой уже невозможно. Базаров «с негодованием осознавал романтика в самом себе» и это лишь причиняло ему страдания. И.С. Тургенев рисует сцену смерти Базарова очень символично, только на краю жизни Евгений признается сам себе в истинных чувствах, отступает перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед могущественной жизнью. Автор романа умело показывает читателю, как скудна, как тяжела может быть человеческая жизнь без чувств, и как порой мы можем пожалеть, однажды не доверившись сердцу.

Как часто мы гонимся за призрачными идеалами, за статусом, карьерой и деньгами. Мы используем в собственной жизни один лишь разум, стараясь не разбрасываться чувствами, боясь обжечься. Однако какие ошибки мы совершаем, не доверяя порой сердцу. Об этих ошибках мы жалеем всю жизнь и они губят нас. Я считаю, что в наши дни нужно больше доверять чувствам, ведь чувства - истинная нравственность.