Прохождение квеста «Я там был, мёд-пиво пил. А

Наивен тот, кто верит в изобретение водки Менделеевым. Еще более наивен человек, считающий истиной все, что говорят о его стране. Я сейчас имею в виду миф об извечном пьянстве русского народа. А знаете ли вы, что на Руси не было крепких спиртных напитков, и даже «заморские вина», поставляемые в большинстве своем из Византии, были редкостью и стоили слишком дорого для простого люда?

Русь пила пиво и мед, хмельной сбитень и брагу, но это все были слабоалкогольные напитки. Содержание алкоголя в той же браге составляло всего 3-8%. Предлагаю рассмотреть каждый из этих напитков по отдельности.

Пиво на Руси

Первое письменное упоминание о пиве историки обнаружили на одной из найденных в Новгороде берестяных грамот, датированной примерно XI веком. К этому времени пиво варили повсеместно, и напиток был очень популярным. Само название скорее всего образовалось от слова «пить», и первоначально «пивом» называли все слабоалкогольные напитки на основе пшеничного или ржаного солода. До XIV века варить его могли все желающие: в основном хороший запас делали для какого-то праздника, к тому же один из налогов взимался пивом и медами. Начиная с 14 века, производство пива закрепилось за государством: Иван III запретил подданным свободное изготовление этого напитка.

Второй расцвет пива произошел уже при Романовых. Отправной точкой можно считать 1715 год, когда решением Петра I в Львове построили первую крупную пивоварню. Объемы производства наращивались с каждым годом. 1795 год: строительство завода имени Александра Невского в Санкт-Петербурге, который ежегодно разливал 1,7 млн. литров пива. Число пивоварен увеличивалось до 1914 - с началом Первой Мировой ввели «сухой» закон, и возобновить работу заводов по производству пива удалось уже после революции, в 1930 году. Вторая Мировая снова закрыла все «лишние» заводы, вынудив страну переоборудовать их под военные нужды. И только после Великой Отечественной пивная промышленность снова возвращается на круги своя. В современной России небольшое количество частных пивоварен затерялось на фоне гигантов мирового рынка, скупивших и приватизировавших отечественное производство.

Брага на Руси не была полупродуктом, получавшимся в процессе изготовления алкоголя. Настоящая брага образована в результате брожения ржаного или ячменного солода; ее рецепт приготовления схож с пивным. Пили брагу по мере готовности напитка.

Хмельные напитки с использованием меда

"И послала Ольга к древлянам со словами: - Вот уже иду к Вам,

Приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь

На могиле его и устрою тризну мужу своему. - Они же, услышав об этом,

Свезли множество медов и заварили их"


«Повесть временных лет» и Лаврентьевская летопись, в которой говорится о грандиозном пире князя Владимира после победы над печенегами, упоминают о медах. Название слышали многие, но что представляет из себя этот напиток? У меня он ассоциируется с густой янтарного цвета жидкостью, но вот представить вкус не могла до экскурсии по Золотому кольцу России - именно тогда мне удалось попробовать медовуху, которая, по утверждению производителя, очень похожа на традиционные хмельные меды.

Существовало две разновидности напитка: ставленый и вареный мед. Для первого брали мед в сотах и заливали теплой водой: будущая крепость зависела от пропорций смеси, 1:4 или 1:6. С полученного сусла удаляли остатки воска, процеживали, добавляли патоку и хмель, и варили полученную смесь, пока ее объем не уменьшится в два раза. В остывшую жидкость добавляли дрожжи и ставили на несколько дней в печь для заквашивания; после этого емкость с напитком спускали в ледник, чтобы остановить процесс брожения. Полученная кислая жидкость стала основой для последующего изготовления ягодных, зельевых (с пряностями) и прочих медов. Например, для ягодного меда нужно залить кислую основу в емкость с любыми ягодами, оставить до появления признаков брожения, проварить, отстоять и перелить в бочки для последующего хранения. Еще одним ингредиентом, который следовало добавить в готовый напиток, был рыбий клей. Он останавливал брожение и появление продуктов распада. Засмоленные бочки хранились в погребах от 10 до 40 лет, а ставленый мед был одним из самых дорогих напитков: на изготовление одной 500-литровой бочки уходило почти 1300 литров меда.

Второй вид - вареный мед, был гораздо дешевле и доступнее. 1 часть меда в сотах заливалась 7 частями теплой воды, туда же добавляли патоку или пивной солод. Сусло обваривали кипятком с хмелем, и варили в печи. В готовый напиток добавляли дрожжи, заполняли им бочки, и несколько раз переливали из одной емкости в другую для остановки брожения на определенном уровне, а после ставили на лед для той же цели. Употреблять вареный мед можно было через 2-3 недели. Хмельной сбитень готовился примерно по такой же технологии, но в него добавлялось больше приправ.

Так откуда тогда взялась водка, и почему именно она считается традиционным русским напитком?

Раньше водку получали не разведением спирта с водой, как сейчас, а в процессе дистилляции. А первые сведения об этом процессе относятся к I веку, но не на территории Руси, а в Египте! Считается, что напиток, состав и свойства которого близки к «водочным», был изготовлен в X веке Авиценной! XII век, Италия, Салерно: письменные свидетельства о дистилляции. XIV век: Римская империя, откуда сведения о процессе дистилляции плавно перетекли в Польшу. К этому же веку относится единственное упоминание о «твореном вине» на Руси.

И. Г. Пыжов, русский историк и этнограф, утверждает, что водка получила широкую известность на территории нашей страны только в XVI веке. «Традиционность» напитка просто зашкаливает! Имя Менделеева, приписываемое к рецепту водки, не более чем неудачный маркетинговый ход, так как ученый никогда не работал над созданием или улучшением рецептуры этого вида алкоголя. Его работа имела название «О соединении спирта с водой», и в ней он описал взаимодействие этилового спирта и воды, и результат этого взаимодействия.

Организация борьбы с алкоголизмом в разные исторические промежутки

С напитками немного разобрались, со временем их популярности - тоже. Еще один факт, свидетельствующий в защиту наших предков: Русь всегда была верующей. Неважно, в кого – в Перуна или во Христа, девиз «За веру, царя и Отечество!» красной нитью проходил через всю их жизнь.

Вера не была пустым звуком, к решению и словам Церкви прислушивались и почитали за еще один закон. А православная Церковь всегда (!) осуждала пьянство. Взять, к примеру, XIX век: пить можно было только в специально отстроенных для этого заведениях. Но вот ходить в них было стыдно, так как это автоматически отправляло человека под немилость Церкви! И о каком «вечном пьянстве» может идти речь?

Середина XIX века: в России появляются общества трезвости, которые за год (1858-1859) распространились на 32 губернии и привели к разорению 3000 кабатчиков. Но к лету 1859 года Трезвое движение перешло к кардинальным мерам, и начались погромы питейных заведений, в результате которых на каторгу отправились 11 тысяч человек. На начало 1911 года в Российской империи действовало около двух тысяч подобных обществ, в которых состояла практически вся интеллигенция страны. Ее действия привели к тому, что правительство вынуждено было их услышать: был введен «сухой» закон, с 19 июля 1914 года запрещающий производство и торговлю алкоголем, и наказание за самогоноварение в виде 5 лет лишения свободы и года бесправного существования.

В Советском Союзе тоже была развернута борьба за трезвость, но в 30-х она просуществовала всего 3 года, а возрождаться начала уже в 60-х.

В современной России тоже есть немало подобных организаций, но их эффективность оставляет желать лучшего: неутешительная статистика позволяет сделать именно такой вывод. А вот и сами цифры: если в 1914 году на душу населения приходилось 4,7 литра в год, и первый «сухой» закон снизил потребление до 0,2 л., то в 1960 - уже 9,8 л., а в 1984 - 12 л. По данным, предоставленным министерством здравоохранения, в 2010 году наметилось небольшое снижение. Для сравнения, в 2010 объем алкоголя составлял 18 литров, то в 2015 - чуть больше 13 л. Это значит, что все меньше людей добровольно отправляют себя в пьяную трясину.

Я никогда не поверю, что алкоголь может как-то помочь. Обычно самыми распространенными считаются следующие «доводы»: надо развлечься, или проблемы на работе, или в личной жизни. Допускаю даже серьезное горе. НО! Я могу привести тысячу доводов, что алкоголь может загнать еще глубже в болото, но никак не вытянуть на поверхность. Приглашаю к дискуссии в комментариях всех, кто придерживается обратного мнения.

По усам текло, в рот не попало

Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало...

Островский. Лес. 4, 1.

Ср. Тут... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усам текло, а в рот не попало .

Даль. Хлебные дельцы. Картины русского быта. 4.

Ср. Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало .

На душе пьяно и сытно стало (сказочн. ).

Ср. Я там был; мед, пиво пил -

И усы лишь обмочил .

А.С. Пушкин. Сказка о Кузьме Остолопе.

Ср. Сердцу любо! Я там был

Мед, вино и пиво пил;

По усам хоть и бежало ,

В рот ни капли не попало .

Ершов. Конек-Горбунок.

Ср. Labra id, non palatum rigat.

Ср. Χείλεα μέντ εδίην δ οκ εδίηνε .

Губы, но не нёбо обмачивает.

Homer.

См. А счастье было так возможно.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "по усам текло, в рот не попало" в других словарях:

    По усамъ текло, въ ротъ не попало. Ср. Были деньги, да взять не успѣли: по усамъ текло, да въ ротъ не попало... Островскій. Лѣсъ. 4, 1. Ср. Тутъ... не удалось, домъ не такой, нельзя было настаивать очень... только что... намъ по усамъ текло, а въ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. См. ПРИСКАЗКИ …

    По усам текло, да в рот не попало. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Прил., кол во синонимов: 4 не доставшийся (9) не обломившийся (4) … Словарь синонимов

    Ср. Она войдет куда да поклонится, так вот ровно тебе по губам потекло, да в рот не попало. В.И. Даль. Где потеряешь, не чаешь. 2. Рассказ. См. рублем подарить. См. по усам текло, а в рот не попало. См. слюнки текут … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    По трусам текло, а в рот не попало - (от фразы, завершающей многие русские сказки: По усам текло, а в рот не попало о недоставшемся угощении; грубовато) 1) о несостоявшемся счастье, неполученном удовольствии; 2) об оральном сексе … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Муж. уста, отверстие в теле животного и человека, чрез которое принимается пища, а у дышащих легкими (не жабрами, не дыхальцами) также издается голос; рот или полость рта, полость, замыкаемая губами и переходящая в зев, пасть, или в глотку… … Толковый словарь Даля

    Паду, падёшь; попал, ла, ло; попавший; св. 1. в кого что (чем). Достичь чего л., поразить какую л. цель (о пуле, снаряде, о чём л. брошенном, пущенном, направленном и т.п.). Камень попал в окно. Пуля попала в плечо. П. ключом в замочную скважину … Энциклопедический словарь

    попасть - паду/, падёшь; попа/л, ла, ло; попа/вший; св. см. тж. попадать 1) а) в кого что (чем) Достичь чего л., поразить какую л. цель (о пуле, снаряде, о чём л. брошенном, пущенном, направленном и т.п.) Камень попал в окно. Пуля попала в плечо … Словарь многих выражений

О медах на Руси

Редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем:

И я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не подало!

Что же это за мед такой, который пили да нахваливали наши предки?

Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена.

Как утверждает А.В.Терещенко, его "введение современно первоначальной истории славян".

Уже в древних русских литературных источниках мед упоминается как напиток широко известный и почитаемый народом.

Вспомним еще раз, что Лаврентьевская летопись сообщает, как в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой погибшего князя, свидетельствует о том, что в те времена русичи умели готовить довольно крепкие меды.

Та же летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году в честь Ольги князем Владимиром. Князь приказал сварить для вира 300 бочек меда. Кстати, отмечается, что варили мед специальные медовары. Мед был обязательным напитком праздничной трапезы тогдашней знати.

В "Житии Феодосия" рассказывается, как Феодосий потчевал в Киево - Печерском монастыре князя Изяслава Ярославича. Он приказал подать князю ужин, но скупой монастырский ключник ответил, что "меду не имам, еже на потребу пити и сущим с ним" . Такой ответ не удовлетворил гостеприимного старца, и, помолившись, он приказал ключнику: "Иди и неси, елико ти на потребу князю и сущим с ним, и еще же и братии подай от него, да пиют".

Кстати, монастырские меды пользовались особой славой, а сами монастыри были наиболее крупными их производителями. Особенно возросла роль монастырей в производстве медов после того, как в XV веке великий князь Московский Василий III запретил их варить свободно, отдав этот выгодный промысел в руки государства и церкви.

Hаиболее крупным производителем "питий", в том числе и меда, долгое время оставался Троице - Сергиевый монастырь (возле Холмогор), Вот как описывает подвалы этого монастыря один из посетивших его иностранцев:

В несколько рядов были расставлены бочки огромных размеров, неизмеримой величины, высотою более 2 метров, конусообразной формы, с расширенным основанием. Каждая бочка содержала до 7 тонн жидкости. И таких подвалов было много... Все бочки стояли доверху наполненные пивом, медом, вином, квасом и фруктовыми соками. Они словно вросли в землю своей многотонной тяжестью, неподвижные, огромные, сделанные из старинного дуба, окованные железными обручами.

Мастерство монастырских медоваров, квасоваров н кулинаров было настолько высоко, что царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ним на выучку своих поваров.

Мед оставался самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII века (в эпоху Петра I меды уходят на второй план, а их место занимают заморские вина и водки). В значительной мере это связано с тем, что суровый климат страны не позволял активно развивать виноградарство и как следствие виноделие. Однако, безусловно, немаловажную роль играло и отменное качество самих медов, огромное их разнообразие.

Каких только медов не делали наши мудрые предки: мед простой, пресный, красный, белый, боярский...

Однако все их по способу производства разделяли на вареные и ставленные. Вареные меды готовили, как видно из их названия с помощью тепловой обработки, а ставленные - холодным методом.

В самом общем приближении технология приготовления вареных медов была таков: медовый сот разводили теплой водой и процеживали сквозь частое сито, чтобы отделить примеси воска. В процеженные мед добавляли хмель (полведра на пуд меда) и варили до тех пор, пока жидкость не уваривалась до половины. После этого ее выливали в медную посуду, охлаждали и бросали в нее ржаной хлеб, намазанной патокой и дрожжами. Когда смесь начинала бродить, ее сливали в бочки. Бочки укупоривали и спускали в ледник, где их выдерживали довольно длительное время.

В домашнем быту очень ценили ставленные меды, которые готовились из меда и свежих ягод : смородинный, вишневый, малиновый, черничный, ежевичный и другие.

Эти меды вызывали неизменный восторг у иностранцев, посещавших Россию. Вот какую запись в своих воспоминаниях о путешествии по земле Московской оставил Олеарий: "Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики, вишен и др.

Малинный мед казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу. Меня учили варить его следующим образом.

Прежде всего спелая малина кладется в бочку, на нее наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду, затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого, или отделенного от воска, пчелиного меду, считая на кувшин пчелиного меду 2, или 3 кувшина воды, смотря по тону, предпочитают ли сладкий или крепкий мед. Затем бросают сюда кусочек пожаренного хлеба, на который намазано нежных и верхних дрожжей, когда начнется брожение, хлеб вынимается, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней.

Hекоторые, желая придать меду вкус и запах пряностей, вешают в бочку завернутые в лоскутах материи гвоздику, кардамон и корицу. Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей."

Для улучшения вкуса и цвета в мед добавляли свежий ягодный или фруктовый сок. Разбавленный соком мед почти не содержал алкоголя и служил прекрасным витаминным напитком. Хранили готовый мед в ледниках, где он долгое время оставался свежим и крепость его не повышалась. По мере надобности мед из бочек отливали в медную емкую посуду, а из нее уже в небольшие сосуды для подачи на стол.

Крепость медов была разная, в зависимости от назначения напитка. Hаряду со слабоалкогольными готовились и довольно крепкие хмельные меды. Однако они не шли ни в какое сравнение с вытеснившей их водкой. Меды были неизмеримо слабее, обладали приятным вкусом, ароматом и массой полезных свойств. Уже давно не варят медов на Руси. А жаль.

Кстати, все знают, что означает выражение "медовый месяц ", а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому.

В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили ее не только на свадебном пиру, но и 30 дней после него. Hикаких других более крепких напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение "медовый месяц", жаль, что об атом мудром обычае не знают многие современные молодожены.

("Русская кухня: традиции и обычаи")

Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало...

Островский. Лес. 4, 1.

Ср. Тут... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усам текло, а в рот не попало .

Даль. Хлебные дельцы. Картины русского быта. 4.

Ср. Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало .

На душе пьяно и сытно стало (сказочн. ).

Ср. Я там был; мед, пиво пил -

И усы лишь обмочил .

А.С. Пушкин. Сказка о Кузьме Остолопе.

Ср. Сердцу любо! Я там был

Мед, вино и пиво пил;

По усам хоть и бежало ,

В рот ни капли не попало .

Ершов. Конек-Горбунок.

Ср. Labra id, non palatum rigat.

Ср. Χείλεα μέντ εδίην δ οκ εδίηνε .

Губы, но не нёбо обмачивает.

Homer.

См. близко локоть, да не укусишь.

См. слюнки текут.

См. А счастье было так возможно.

  • - см. где / как / кто / куда.....

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - См....
  • - Я сам умею, знаю, могу......

    Словарь народной фразеологии

  • - 1) о несостоявшемся счастье, неполученном удовольствии; 2) об оральном сексе...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ср. Она войдет куда да поклонится, так вот ровно тебе по губам потекло, да в рот не попало. В.И. Даль. Где потеряешь, не чаешь. 2. Рассказ. См. рублем подарить. См. по усам текло, а в рот не попало...
  • - Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало... Островский. Лес. 4, 1. Ср. Тут... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усам текло, а в рот не попало...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ни уса/, ни бороды Дай срок, будем мы и сами с усами. Ты с бородой, да мы и сами с усами. Ср. На соврасовой, брат, тебя не объедешь!.. - "Не сразу, не вдруг, - шутливо ответил Колышкин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - По губамъ текло, да въ ротъ не попало. Ср. Она войдетъ куда, да поклонится, такъ вотъ ровно тебѣ по губамъ потекло, да въ ротъ не попало. В. И. Даль. Гдѣ потеряешь, не чаешь. 2. Разсказъ. См. Рублем подарить. См. ...
  • - По усамъ текло, въ ротъ не попало. Ср. Были деньги, да взять не успѣли: по усамъ текло, да въ ротъ не попало... Островскій. Лѣсъ. 4, 1. Ср. Тутъ... не удалось, домъ не такой, нельзя было настаивать очень... только что.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - МАЗАТЬ ПО УСАМ кого. ПОМАЗАТЬ ПО УСАМ кого. Прост. Пренебр. Обещать что-либо и не выполнить обещанного; дразнить пустыми обещаниями; внушать напрасную надежду...
  • - САМИ С УСАМИ. Разг. Экспрес. Нисколько не хуже, не глупее других. - Ну, шалишь, не на тех напал!.. - соображал Брагин… - Мы сами с усами, чтобы на твои отступные позариться. Ты мне наставлений не читай!.. Сами с усами...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Прост. Обещать что-л. и не выполнять обещанного. Ф 1, 289...
  • - Волог. Одобр. Добросовестно, старательно, изо всех сил. СВГ 4, 15...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Волг. Шутл. О самостоятельном, независимом человеке. Глухов 1988, 143...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Ирон. сами с усами; сам знаю, что делаю, говорю...

    Словарь русского арго

"по усам текло, в рот не попало" в книгах

Путевые заметки на чем попало

Из книги Записки усталого романтика автора Задорнов Михаил Николаевич

Путевые заметки на чем попало Еще в юности я заметил, что больше всего разнообразных мыслей приходит в дороге. Думать долго бывает лень. Может, поэтому большинство людей стараются в путешествии разговориться. В Америке я довольно много летал на самолетах. И все молча,

Лучше голодным быть. Чем есть с кем попало

Из книги Кухня. Записки повара автора Овсянников Александр

Лучше голодным быть. Чем есть с кем попало 14 февраля 2012, 23:54 ночиСегодня сходил в клуб-ресторан. А по сути, в забегаловку в спальном районе. Даже песню заказал у музыканта мою любимую в такие моменты: «Изба» Кучина. Хотя я шансон совсем не люблю. Друг на встречу не смог

Никогда не причесывайтесь как попало

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

Никогда не причесывайтесь как попало «Секрет истинной элегантности кроется в ухоженности. Лучшие наряды, самые дорогие украшения и косметика не стоят ничего, если вы не ухаживаете за собой». Кристиан Диор Теперь, когда вы наслаждаетесь сиянием своей идеальной кожи, пора

Н. Комарова-Некипелова "Как-то к нам попало письмо…"

Из книги Сахаровский сборник автора Бабенышев Александр Петрович

Н. Комарова-Некипелова "Как-то к нам попало письмо…" Как-то к нам попало письмо, совершенно необычное по своему содержанию и исполнению. Оно было таким простым и так наполнено было бедой и каким-то одиноким отчаянием, что невольно вошло в память со всей орфографией, все, как

14.1. То, что не попало в зеленый сундук

Из книги Дневник бывшего коммуниста [Жизнь в четырех странах мира] автора Ковальский Людвик

14.1. То, что не попало в зеленый сундук К сожалению, следующий дневник начинается только в 1972 году, в США. Я вспоминаю, что время от времени я делал записи, но этот дневник безвозвратно утерян. Поэтому пишу то, что я помню. После встречи с профессором Павловским я пошел в

Сам с усам…

Из книги Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Сам с усам… В эскадроне, в конном строю, я езжал во 2-й шеренге, то есть в задней, а в первой мне никогда не приходилось, потому что народ у нас был очень крупный; во мне росту было восемь вершков три четверти, и то в пешем расчете стоял в средней шеренге, а в задней только

«Он любил не всякую славу и искал ее не где попало…»

Из книги Великие завоеватели автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Он любил не всякую славу и искал ее не где попало…» Эти слова, сказанные об Александре Македонском древнегреческим писателем и историком Плутархом в его «Сравнительных жизнеописаниях», как нельзя лучше характеризуют великого полководца. Ведь именно благодаря его

Если что-то попало в глаз

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

Если что-то попало в глаз В глаз могут попасть песчинки, реснички, мошки. Удаляют инородное тело увлажненным чистым носовым платком или стерильным бинтом.Посадите того, с кем это случилось, на стул или на пень (если дело произошло в лесу).Не разрешайте потерпевшему тереть

Если что-то попало в горло

Из книги автора

Если что-то попало в горло Попавшие в горло и дыхательные пути мелкие предметы могут вызвать сильное удушье.До приезда скорой постарайтесь оказать пострадавшему первую помощь, используя сначала постукивание

А если что-то попало внутрь?

Из книги автора

А если что-то попало внутрь? Если что-то попадёт (внутрь леди) во время секса, но с противозачаточными таблетками, НИ-ЧЕ-ГО не произойдёт (если ты, дорогая, правильно их принимаешь) – этот метод надежнее презерватива. Многие гинекологи вообще утверждают, что воздействие

Китайский гарантийный оскал: мы уже сам с усам или готовьтесь - подвиньтесь! Сергей Голубицкий

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 168 автора Журнал «Компьютерра»

Китайский гарантийный оскал: мы уже сам с усам или готовьтесь - подвиньтесь! Сергей Голубицкий Опубликовано 11 апреля 2013 В последнее время складывается захватывающая дух интрига в отношениях между Китаем и его американскими IT-наставниками. По

Не садитесь где попало

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Не садитесь где попало Помните, вы не обязаны садиться там, где вам предлагают. Как и в недвижимости, в ресторанах все зависит исключительно от местоположения. Те, кто этого действительно хочет, никогда не садится у дверей, на проходе или рядом с кухней. Прежде чем

Прекратите соглашаться на что попало

Из книги Эссенциализм. Путь к простоте автора МакКеон Грег

Прекратите соглашаться на что попало Жизнь некоторых людей под завязку забита обещаниями, данными во время обычных разговоров со случайными людьми. Вы знаете, как это бывает. Сначала вы болтаете с соседкой про работу в школьном родительском комитете, выслушиваете

Глава 12 ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЧТО ПОПАЛО!

Из книги Дураки и умники автора Шишкова-Шипунова Светлана Евгеньевна

Глава 12 ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЧТО ПОПАЛО! На четвертом этаже обыкновенной блочной пятиэтажки в благополученских Черемушках, в квартире № 16, состоящей из двух смежных комнат, смежной же с ними маленькой кухни, совмещенного санузла и совсем уж крошечной прихожей, впрочем,

"Из ран Его текло наше исцеление"

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

"Из ран Его текло наше исцеление" К концу плена еврейский народ проникнет гораздо глубже в эту тайну в свете песни Страждущего Служителя, в которой автор Книги Утешения Израиля выводит царей чужих народов, размышляя о судьбе "Служителя Ягве". Поскольку плен поразил

Часто в конце сказки можно увидеть выражение «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Многие писатели пользовались этой фразой для завершения своих произведений. Эти фразы можно встретить у Н. Островский, в произведении В. Даля "Хлебные дельцы. Картины русского быта". Этот прием часто попадается в произведениях А.С. Пушкина, например, в "Сказке о Кузьме Остолопе" - "Я там был; мед, пиво пил - и усы лишь обмочил". Не отстает от вышеупомянутых писателей и П.П. Ершов. Так в конце знаменитой сказки «Конек-горбунок" он использует подобную фразу. Данная фраза в чем-то перекликается с греческим выражением которое означает "Губы обмачивает, но не небо ".

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве...», «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.