Презентация " подготовка к егэ". Презентация "Подготовка к ЕГЭ по математике (из опыта работы)" четыре основных аспекта проверки

ЕГЭ 2017 Задание 1

Информационная обработка письменных текстов научных стилей


Задание 1. Информационная обработка письменных текстов

Задание 1 проверяет умение работать с информацией, содержащейся в коротком тексте. Нужно внимательно прочитать и осмыслить текст, а потом соотнести своё понимание с предложенными формулировками.

Так выглядит это задание в демоверсии 2017

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в экономического развития России уделяется большое внимание.

  • Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это

крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.

  • В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание,

поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.

  • В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион

занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

  • Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического

развития России уделяется большое внимание.

Ответ: 35


Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

Задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном или в двух из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Вам необходимо провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, используя приёмы сжатия текста.


Алгоритм выполнения задания

1 . Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённого предложения.

2.Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.


3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в исходном тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

6.Выберите правильный(-ые) вариант(ы) ответа.


Обратите внимание: предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут противоречить содержанию текста, включать информацию, которой в тексте нет, передавать лишь часть информации , подробно передавать дополнительную информацию , являющуюся для понимания основной идеи второстепенной, дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей. Такие предложения для ответа не подходят.

Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль.


Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы:

- О чём этот текст или фрагмент текста?

- Что в нём сообщается?

- Какова главная информация?


Совет

Переходите к анализу ответов только после того, как внимательно проанализируете и хорошо поймёте текст.

(1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических методов решения многих технических проблем . (2)Но сам он , как и многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных им теоретических решений вовсе не заслуживает такого же внимания, как научные разработки . (3) из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

  • Заслуги Архимеда перед человечеством огромны из-за разработки математических методов решения многих технических проблем и внимания к научным разработкам.
  • Архимед, как и многие другие учёные того времени, считал важным как научные разработки, так и практическое применение полученных им теоретических решений.
  • Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является описание его технических изобретений. (Противоречит содержанию текста)
  • Архимед разработал математические методы решения многих технических проблем, но описал лишь одно из своих изобретений, так как ценил прежде всего научные разработки.
  • Из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений. (Передана лишь часть информации)

Ответ: 14 или 41

( 1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания. (2)Смысл данной фразы, однако, проясняется, если мы обратимся к другому труду Платона («Апология»): Сократ после беседы с человеком , «который слывёт мудрым» и « не зная, думает, что что-то знает» , приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее , чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3) Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью : подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания .

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

1)Сократ, утверждая, что оппоненты, «которые слывут мудрыми», ничего не понимают в совершенстве, указывает таким образом на ограниченность всякого знания.

2) Великий философ Древней Греции Сократ, утверждая, что «знает только то, что ничего не знает», намеренно умаляет свои знания и стремится показать своё превосходство над другими философами.

3) Говоря «я знаю только то, что ничего не знаю», Сократ имеет в виду, что он мудрее тех, кто, ничего не зная на самом деле, «думает, что что-то знает», так как Сократ не стыдится собственного незнания и признаёт его.

4) Сталкиваясь с известным высказыванием Сократа, читатель приходит в недоумение от того, что великий философ в этой фразе безосновательно умаляет свои знания.

5) По мнению Платона, существует подлинная и мнимая мудрость: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.

Ответ: 35 или 53

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности : практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного. Что касается мотивации , то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

1) Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.

2) Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.

3) Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.

4) Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.

5) Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена

Ответ: 35 или 53

Книга Этторе Ло Гатто представляет собой непринуждённое, спонтанное повествование о жизни и работе не только переводчика, критика и учёного, но и редкого энтузиаста, упорного, возможно, упрямого, который всегда был другом России и русских, где бы он их ни встречал - в Ленинграде, Москве или Париже. Все, о ком пишет Ло Гатто, - известные личности: одни стали знамениты ещё до того, как он с ними познакомился, другие - впоследствии. Имена многих героев книги открылись российскому читателю лишь недавно, так как речь идёт как о деятелях литературы и искусства, остававшихся после революции в СССР, так и эмигрировавших. Ло Гатто всегда считал русскую литературу неделимой, связанной единством языка и единством любви к России, только любовь эта выражалась в разных формах и была пережита по-разному.

1) Книга переводчика, критика и учёного Этторе Ло Гатто рассказывает об известных деятелях российской культуры и литературы, многие из которых эмигрировали из СССР после революции.

2) Этторе Ло Гатто, известный переводчик, критик и учёный, встречался со многими русскими деятелями культуры и в России, и за рубежом.

3) Этторе Ло Гатто рассказал в своей книге об известных деятелях русской культуры, с которыми он был знаком и которые представляют единую культуру, независимо от того, остались ли они после революции в России или уехали в эмиграцию.

4) Этторе Ло Гатте, ведущий исследователь русской литературы в Италии, мечтал о том времени, когда произведения русских писателей и поэтов, эмигрировавших за рубеж после революции, разрешат издавать на родине.

5) Этторе Ло Гатто - переводчик, критик и учёный, редкий энтузиаст и друг России.

Ответ: 13 или 31

Удивительное приспособление - перо!

Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно - естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.

Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица - это и есть по определению существо, имеющее перья.

1) Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо - уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.

2) Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.

3) Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.

4) Птица - это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.

5) Птица - это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.

Ответ: 15 или 51

Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы - единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.

2) Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы - единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.

3) Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.

4) Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.

5) Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.

Ответ: 45 или 54

Человекообразные обезьяны, помогая своим сородичам, особенно детёнышам, в случае необходимости используют тот же метод искусственного дыхания, что и современные врачи. Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутанг таким способом спас жизнь своему новорождённому детёнышу. В отличие от человека, обезьяны прибегают к искусственному дыханию безотчётно, инстинктивно, а не сознательно.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Не все детёныши орангутанга рождаются жизнеспособными, для их спасения обезьяны прибегают к методу искусственного дыхания.

2) В отличие от человека, человекообразные обезьяны при необходимости делают искусственное дыхание своим сородичам инстинктивно.

3) Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутанг спас жизнь своему новорождённому детёнышу.

4) Человекообразные обезьяны не понимают, что дышат воздухом и что воздух насыщает кровь кислородом именно в лёгких, поэтому прибегают к искусственному дыханию инстинктивно.

5) Человекообразные обезьяны, как и люди, при необходимости прибегают к искусственному дыханию, но используют метод инстинктивно, а не сознательно.

Ответ: 25

Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

4) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

5) Широко распространившееся название «индейцы», общее для всех коренных жителей Америки, было дано Колумбом, который ошибочно полагал, что он добрался до Индии.

Ответ: 35

Рассматривая археологические находки последних десятилетий, учёные всё более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал.

С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников вплоть до конца Х века носили скандинавские имена. С другой – попав в Киев и со временем став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворились в славянском населении.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Ответ: 35

Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, который связан с появлением в искусстве и литературе течения, известного под названием «романтизм». Романтизм стал утверждать личные чувства и переживания: вместо культа здравого смысла, разума – культ человеческих чувств. В области искусства романтизм выдвинул на первый план пейзажную живопись, ибо природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) На основании археологических находок последних десятилетий учёные всё более склонны говорить о возникновении и становлении древнерусского государства под названием Киевская Русь.

2) Учёные склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате активного участия шведов, однако, став частью древнерусской элиты, они не растворились в славянском населении.

3) Археологические находки свидетельствуют о том, что древнерусское государство возникло в результате взаимодействия славянского и варяжского начал, что подтверждают скандинавские имена киевлян, правящих до конца X века, и полное слияние варягов со славянским населением.

4) На основании археологических находок учёные установили, что все киевские правители и большая часть дружинников до конца Х века носили скандинавские имена.

5) Научные данные последних десятилетий свидетельствуют о сложном взаимодействии славянского и варяжского начал при образовании древнерусского государства.

В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (…) руководители компаний поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.

2) Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.

3) Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

4) По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

5) Всякая новая компьютерная система, связанная с Интернетом, осознали руководители компаний, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

Ответ: 35


Спасибо за внимание!

Успешной сдачи ЕГЭ - 2017


Принципиальная особенность подготовки к ЕГЭ

Совместная, коллективная работа школы и учителя, выпускника и его родителей по подготовке к экзамену:

  • участие всех трех заинтересованных сторон в каждом этапе подготовки;
  • объединение ресурсов;
  • согласованность действий;
  • четкое распределение ролей


Этапы подготовки выпускника к ЕГЭ

  • Сформулировать необходимую для каждого участника ЕГЭ цель:
  • участвую в ЕГЭ, чтобы только получить аттестат;
  • сдаю предметы по выбору, чтобы поступить в ВУЗ;
  • хочу получить балл ( только 100; максимальный для меня ).

Уточнить персональную цель

и понимание общих путей и

способов её достижения


Конкретизировать задачи

1. Определить набор экзаменов по выбору.

2 . Познакомиться с общим форматом ЕГЭ и КИМами по каждому предмету.

3 . Конкретизировать критерий успешной сдачи (сколько баллов надо набрать, сколько и каких заданий выполнить) по каждому предмету.

4. Соотнести исходный уровень подготовки и уровень притязаний.

5. Выделить собственные дефициты: пробелы в подготовке, неумение работать с бланками, иные проблемы


Освоение технологии ЕГЭ

  • Отработка навыков работы по предлагаемой тестовой технологии:
  • общеучебных навыков, навыков выполнения заданий разного типа, в том числе - с выбором ответа; навыков распределения времени; навыков оформления решения, записи ответов в бланк, исправления ответа; умения предварительно оценить результат (в первичных баллах).
  • общеучебных навыков, навыков выполнения заданий разного типа, в том числе - с выбором ответа;
  • навыков распределения времени;
  • навыков оформления решения, записи ответов в бланк, исправления ответа;
  • умения предварительно оценить результат (в первичных баллах).
  • Восполнение пробелов в подготовке.
  • Самоконтроль и самодиагностика.
  • Выработка индивидуальной стратегии выполнения заданий.
  • Правила поведения на экзамене.


Помощь учителя

1. Разъяснение особенностей процедуры ЕГЭ и содержания КИМов 2012 г.

2. Выполнение ряда «проб» выпускником.

3. Совместное обсуждение результатов «проб».


Совместная деятельность учителя и участника ЕГЭ

  • Подготовка к ЕГЭ на уроках.
  • Участие в выполнении областных диагностических работ.
  • Участие в выполнении работ в предварительной итоговой аттестации.
  • Анализ результатов выполнения работ и удовлетворённости результатами.
  • Планирование работы по повышению результатов подготовки к ЕГЭ.

  • В процессе подготовки к ЕГЭ довести до абсолютного совершенства навыки работы с бланками:
  • предельно точно, в полном соответствии с образцами начертания символов, заполнять все поля бланка регистрации;
  • правильно заполнять поля ответов и вносить исправления;
  • строго следовать указаниям КИМ при внесении ответов на задания В .

Индивидуальная работа участника ЕГЭ

  • на экзамене по иностранным языкам учитывать последовательность выполнения заданий;
  • не забывать переносить ответы из КИМов в бланки ответов;
  • при выполнении задания С заполнять бланк ответов аккуратно, разборчивым почерком;

Индивидуальная работа участника ЕГЭ

При выполнении работы надо очень внимательно читать не только УСЛОВИЕ задания, но и ФОРМУЛИРОВКУ задания (что именно требуется сделать), и ИНСТРУКЦИЮ по выполнению задания (как записать ответ).


Индивидуальная работа участника ЕГЭ

  • заранее ознакомиться с правилами поведения участника ЕГЭ во время экзамена; соблюдать корректное поведение; выполнять требования инструкции.


Индивидуальная работа участника ЕГЭ

  • Самостоятельное выполнение заданий демоверсий (сайт ФИПИ).
  • Посещение элективных занятий.
  • Участие в городских, областных и федеральных олимпиадах.

Промежуточный контроль

  • сравнение результатов пробного экзамена с ранее планируемыми;
  • корректировка индивидуальной программы подготовки

  • www.fipi.ru сайт Федерального института педагогических измерений – здесь указана рекомендуемая литература по отдельным предметам

Информационная поддержка участника ЕГЭ

  • www.ege.edu.ru портал поддержки ЕГЭ, где размещена вся основная информация о ЕГЭ

Участник ЕГЭ имеет право

прервать экзамен по уважительной причине (состояние здоровья);

  • обратиться к дежурному медицинскому сотруднику в ППЭ и взять справку ;
  • обратиться именно в этот день в свою поликлинику к врачу и получить справку с печатью для предоставления в конфликтную комиссию вместе с апелляцией, на основании которых могут быть аннулированы результаты прерванного экзамена.

Участник ЕГЭ имеет право,

в том числе и удалённый с экзамена за нарушение инструкции, после сдачи работы до выхода из пункта проведения экзамена подать апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена


Участник ЕГЭ имеет право

Для подачи апелляции о нарушении процедуры проведения экзамена участник ЕГЭ должен обратиться к ответственному организатору в аудитории или руководителю пункта приёма экзамена , которые должны выдать участнику экзамена бланк апелляции.


Участник ЕГЭ имеет право

Апелляция по процедуре НЕ принимается :

  • по вопросам содержания и структуры КИМ;
  • по вопросам, связанным с нарушением участником экзамена инструкции по заполнению бланков ответов (неверно и нечетко вписаны ответы в бланки, не успел перенести ответы, испорчен именной бланк);
  • черновики в качестве материалов апелляции НЕ рассматриваются ;

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья имеет право выбрать форму итоговой аттестации: ЕГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен)


При этом допускается сочетание обеих форм государственной итоговой аттестации: в форме ЕГЭ и в форме выпускного экзамена.

В форме государственного выпускного экзамена можно сдавать только обязательные экзамены ( русский язык и математика).

Предметы по выбору сдаются только в форме ЕГЭ .



Контрольно-измерительные материалы (КИМ ) –особый тип унифицированной проверочной работы, используемый при проведении единого государственного экзамена.

Спецификация – основной документ для разработки КИМ. В ней указываются все основные характеристики КИМ: структура, тип используемых заданий, время выполнения, система оценивания и др.


Терминологический словарь ЕГЭ

Задание открытой формы – задание теста, в котором отсутствуют варианты ответа, и экзаменуемый должен сам сформулировать свой ответ. В ЕГЭ используются два вида открытых заданий: «В» с кратким ответом и «С»

с развёрнутым ответом.


Терминологический словарь ЕГЭ

Первичные баллы – оценка за экзаменационную работу, которая определяется по количеству полностью или частично решённых заданий.

ППЭ – пункт проведения экзамена.


Терминологический словарь ЕГЭ

Тестовые баллы – оценка за экзаменационную работу по 100-балльной шкале. Она определяется путём пересчёта первичного балла на основе сложных процедур, предусматривающих «выравнивание» различных вариантов работ по трудности.


Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) по русскому языку в 2017 году


четыре основных аспекта проверки

  • – лингвистическая компетенция
  • – языковая компетенция
  • – коммуникативная компетенция
  • – культуроведческая компетенция

Часть 1

24 задания с кратким ответом

  • – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
  • – задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
  • – задание на многократный выбор из списка.
  • Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Структура ЕГЭ по русскому языку

  • Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста

Структура ЕГЭ по русскому языку

  • задание 1:
  • В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Подсказка:

  • Задание №1.
  • Запомните: в ответе должно быть только две цифры , не больше и не меньше. Чтобы убедиться в правильности ответа, внимательно посмотрите на выбранные предложения. Они должны иметь в своём составе одинаковые слова, одинаковую информацию и могут различаться только построением.

Подсказка:

  • Например:
  • 1) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства. 2) Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих вещей.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задание 3:

  • работа со словарной статьей
  • Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Подсказка:

  • Задание №3.
  • После каждого указанного значения имеются примеры, выделенные курсивом. Данное слово подставьте под пример – в нужном пункте ответа вы увидите сходство.

Структура ЕГЭ по русскому языку

  • Задания 6 и 7 проверяют владение грамматическими нормами, подлежащими обязательному изучению в школе:
  • нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений, форм глаголов, причастий и деепричастий
  • нормы координации подлежащего и сказуемого
  • нормы использования несогласованных приложений

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задания 6 и 7:

  • нормы согласования определительного оборота с сочетанием слов;
  • нормы координации подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»
  • нормы предложного управления;
  • нормы использования причастных и деепричастных оборотов в составе простого предложения

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задания 6 и 7:

  • нормы употребления однородных членов в составе простого предложения.
  • нормы, регулирующие порядок слов в предложении (однородные члены с двойными союзами: не только, но и...  нормами построения сложносочиненного предложения;
  • нормы построения сложноподчиненного предложения
  • нормы построения бессоюзного предложения;
  • нормы построения предложений с прямой и косвенной речью.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задания 8-14 проверяют орфографическую грамотность экзаменуемых.

  • Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
  • Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  • Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Подсказка:

Задание 8.

  • Выполняя это задание, вы должны исключить корни с чередованием, тогда выбирать будет легче. Иногда корни с чередованием путают с безударными гласными. Например, пок..сившийся (забор). Чтобы этого избежать, измените слово, чтобы в корне появилась другая буква согласно нормам чередования. Например , покаса….. (забор). Такого слова нет, следовательно, это не чередование. Не забывайте, что в словах понимать, отнимать, сжимать чередующиеся корни.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задания 15-19 направлены на проверку пунктуационной грамотности, умения правильно расставить знаки препинания.

  • Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
  • Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задание 24.

  • «Напряжённые раздумья автора переданы с помощью такого приёма , как (А)________ (предложения 5-6, 22-23). Эмоциональное звучание текста усилено с помощью такого синтаксического средства , как (Б) __________ (например, предложения 16-20). Использованные тропы : (В)___________ (например, «воля парализована страхом» в предложении 20, «о самоотверженность и отвагу солдата может разбиться план» в предложении 34) и (Г)______________ («хитроумный план» в предложении 34) – придают авторским суждениям яркость и убедительность».

Подсказка:

Список терминов:

  • риторическое обращение
  • метафора
  • синонимы
  • эпитет
  • вопросительные предложения
  • вопросно-ответная форма изложения
  • диалектизм
  • ряд однородных членов
  • разговорное слово

Подсказка

Задание 24.

  • Читая это задание, мы не обращаем внимания на такие сочетания, как фигуры речи, тропы, приёмы, синтаксические, лексические средства. А если знать, что к ним относится,

это намного облегчит работу и даст стопроцентную вероятность ответа, даже если вы не очень хорошо знаете средства художественной выразительности.


Подсказка:

  • В задании даны три пункта (смотри выделенное зеленым цветом). Слова из списка терминов нужно распределить по пунктам.
  • Приёмы : риторическое обращение, вопросно-ответная форма изложения. Синтаксические средства : вопросительные предложения, ряды однородных членов. Тропы : метафора, эпитет.
  • Выбрать из меньшего количества терминов легче.

Структура ЕГЭ по русскому языку

  • Сочинение по тексту
  • Оценивается наличие формулировки проблемы текста, комментария к этой проблеме, формулировки позиции автора, формулировки собственной позиции, двух аргументов в пользу собственной позиции, письменная речь (смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения), точность и выразительность речи, грамотность и факты
  • Минимум 150 слов. Не желательно использовать более 200 слов (максимум – 300)

Подсказка :

Задание 25.

  • Прежде чем впадать в панику после прочтения текста для сочинения, изучите внимательно текст задания 24 : здесь (если повезёт) может быть сформулирована проблема или дан намёк на неё.
  • В задании 20 вы обязательно найдёте позицию автора или аспекты для комментария.

Система оценивания

Часть 1. 24 задания

  • За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) даётся 1 балл
  • За правильный ответ на задания 1 и 15 даётся 2 балла. Если хотя бы одна из цифр, данных в ответе, неправильная, либо отсутствует одна из правильных цифр, даётся 1 балл. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Система оценивания

  • Часть 1. 24 задания
  • За правильный ответ на задание 7 даётся 5 баллов, по 1 баллу за каждую верно указанную цифру. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
  • За правильный ответ на задание 24 даётся 4 балла, по 1 баллу за каждую верно указанную цифру. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
  • Максимальное количество баллов – 33

Система оценивания

  • Часть 2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Критерии оценивания ответа на задание 25:

  • Формулировка проблемы исходного текста