Презентация на тему «Русская архитектура XVI века. Презентация на тему «Русская архитектура XVI века Русская живопись XV-XVI вв

блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления. Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную? на век?.

краткое содержание других презентаций

«Особенности архитектуры Древнего Рима» - Колонна Траяна. Колизей. Три основных периода. Храм Сатурна. Колизей – «Чудо света». Римский Форум. Площадь в центре Древнего Рима. Архитектурные достижения Древнего Рима. Пантеон состоит из шестнадцати коринфских колонн. Триумфальные арки и общественные сооружения. Терма. Аппиева дорога. Знаменитый римский Форум. Богатое культурное и художественное наследие. Храм Сатурна был воздвигнут консулом Титом Ларцием.

«Культура Мезоамерики» - Скульптура. Художественная культура майя. Доколумбовая Америка (до 1492 г.). Художественная культура инков. Скульптура ацтеков. Отличие. Художественная культура ацтеков. Главным местом поклонения богам были храмы. Художественная культура Мезоамерики. Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков. Стадионы – сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Чтение. Территория Центральной и Южной Америки.

«Архитектура и живопись Германии и Нидерландов» - Архитектура Нидерландов. Живопись германских мастеров. Живопись немецких мастеров. Роспись алтаря церкви Святого Бавона. Четыре всадника. Живопись нидерландских мастеров. Германия. Архитектура. Альбрехт Дюрер. Скандинавия. Архитектура и живопись Германии и Нидерландов. Франс Хальс. Старая церковь Делфта. Нидерландская живопись. Архитектура Германии.

«Русские иконы» - А. Васнецов. Иконы из частной коллекции. Иконопись. Икона Христа. История иконы. Что изображает икона. Новый Завет. Рисунки на плитах захоронения. Сюжетной основой иконы является Библия. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи». Происхождение иконы. Добрый пастырь. царство небесное. Апостолы Пётр и Павел. Ветхий и Новый Завет. Пукирёв. Икона «Богоматерь Казанская». Слово «икона». Первые иконы Богоматери.

«Кинематограф 20 века» - Кинематограф начала ХХ века в России. Королева экрана. Первый российский мультфильм. Заставка. Вклад российских предпринимателей. Первые киносъемки. Владислав Старевич. Александр Ханжонков. Звуковые фильмы. Путевка в жизнь. Вера Холодная. Озвучка немого кино. Иван Мозжухин. История кинематографа.

«Художественная культура Средневековья» - Томас Мэлори. Робин Гуд – герой английского эпоса. Альфред Теннисон. Средние века. В поэзии Теннисона отразились впечатления живописной природы. Католицизм. In Love, if Love be Love. Рыцари Средневековья. Arthur and Merlin. Robin Hood and the King. Sir Thomas Malory. Вершиной поэтического творчества Теннисона были "Idylls of the King". Этапы истории развития средневековой художественной культуры. Merlin and Vivien.

«Русский классицизм» - Здание Сената и Синода. Сашонко. Вид на Адмиралтейство. Академия Художеств в Петербурге. Сенатский дворец. Исаакиевский собор. Адмиралтейство. Классицизм в архитектуре России. Дом Пашкова в Москве. Шедевры классицизма в архитектуре России. Основоположники русского классицизма:. Таврический дворец. Арка, соединяющая Сенат и Синод.

«Русская культура 16-17 веков» - Сухарева башня архитектора Чоглокова. Учебные заведения. Книгопечатание. Кирилло- Белозерский монастырь. Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в.. Зодчество. Царский дворец в Коломенском. Троице-Сергиев монастырь. Юрий Крижанич. Бытовые повести. Архитектура XVII века. Симеон Полоцкий.

«Классицизм в архитектуре Петербурга» - Троицкий собор. Узнай здание и назови архитектора. Проверочный тест. Ордерная система. Улица Зодчего. Слова, относящиеся к классицизму. Узнай здание. Переходный период. Мраморный дворец. Классицизм в архитектуре Петербурга. Дорический ордер. Господство ордерной системы. Поворот европейской культуры.

«Барокко в архитектуре Петербурга» - Петровское барокко. Дочь Петра Великого. Период. Крупные церкви. Барокко. Рамки. Архитекторы. Санкт-Петербург. Барокко в архитектуре Петербурга. Адрес. Итальянское барокко. Архитектурные объекты.

«Зимний Дворец» - В то время Зимний дворец стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства. Здание включало в себя около 1500 комнат. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. Зимний Дворец в Санкт Петербурге. Всего за период 1711-1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов.

«Классицизм в русском искусстве» - Портрет П.А.Демидова. А.Н.Воронихин. Значительные изменения в изобразительном искусстве. Внешнее сходство портрета с оригиналом. Произведения классицистов были представлены четко. Наиболее знаменитый цикл произведений Д.Г. Левицкого – «Смолянки». Портрет Струйской. Классицизм в России. Своеобразие русского классицизма.

Всего в теме 12 презентаций

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

ПОКРО ВСКИЙ СОБО Р, (собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но более позднее название), в Москве, на Красной площади, памятник русской архитектуры. Построен как памятник победам в войне за покорение Казанского см. ХАНСТВО) и Астраханского царств (см. АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО) в 1552-1554 годах. Во время войны в честь каждой победы тут возводилась небольшая деревянная церковь, всего их построили восемь. После победы Иван Грозный (см. ИВАН IV Грозный) распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Но приглашенные царем мастера Барма (см. БАРМА) и Постник (см. ПОСТНИК) скомпоновали на одном основании восемь столпообразных церквей, размещенных вокруг самой высокой, девятой. Между четырьмя осевыми расположены меньшие по высоте; и те и другие увенчаны луковичными главами. Центральный храм (завершен шатром с маленькой главкой), посвященный празднику Покрова Богоматери, дню, когда Казань была взята приступом, и дал имя всему собору. Строительство велось с 1555 по 1561 год. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы (60 метров). В 1588 году была сооружена десятая церковь над могилой известного в Москве юродивого Василия Блаженного. В 17 веке собор был отремонтирован, а на месте разобранной звонницы возведен шатровый восьмерик. Тогда же собор был расписан. До наших дней храм дошел как памятник в основном двух столетий - 16 и 17.

Cлайд 4

Cлайд 5

Церковь Вознесения Господня Возведена в Коломенском в 1528-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма - великий князь Московский Василий III. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Cлайд 6

Cлайд 7

Церковь Троицы в Никитниках ТРО ИЦЫ В НИКИ ТНИКАХ ЦЕ РКОВЬ (см. Троица Святая) - выдающийся памятник русской архитектуры XVII в. Церковь построена в 1628-1653 гг. в центре Москвы, в Китай-городе,на средства купца Григория Никитникова, который хранил свои товары в подклете храма, а также за плату принимал на хранение товары других купцов "от воров и красного петуха" (пожара). Композиция типична для русской архитектуры XVII в. и следует принципу "формосложения", когда к основному объему, согласно симметрии, но свободно и живописно, "приращивают" приделы, лестницы, галереи. В данном случае симметричный объем ("четверик" с пятью главами) обстроен приделами, галереей с трапезной, соединен с шатровой колокольней и наружной лестницей с шатровым крыльцом. Церковь украшена множеством кокошников, белокаменной резьбой, металлическим кованым декором и росписями. Отдельные элементы воспроизводят декор царского Теремного дворца в Московском Кремле (сравн. Ярославль, ярославская школа)

Cлайд 8

Cлайд 9

Церковь Покрова в Филях Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690-1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году. Документов об авторе церкви не сохранилось. В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим. Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса. На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I. Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская). По храму было названо и ближайшее село Покровское.

16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики государства в период правления как Василия Третьего, так и Ивана Грозного. Этот период ознаменовался не только строительством новых городов, возведением и укреплением фортификационных сооружений, но и активным разрастанием Москвы, продолжением строительных работ в Московском Кремле, появлением новых монастырей, соборов и храмов.
В 16 веке растет могущество Русского государства, растет и значение Москвы, как центра. В столицу со всей Руси свозят лучших мастеров, которые работают вместе с итальянскими архитекторами и зодчими. С их помощью в России начинается строительство сложных архитектурных объектов из камня, пришедшим на смену традиционному русскому деревянному зодчеству.
В начале века продолжались работы по перестройке Московского кремля, начатые Иваном Третьим еще в конце 15 века. Кремль теперь представлял собой сооружение из кирпича, торжественное и величавое, с более высокими стенами, чем прежде. Самой высокой постройкой кремля стала дозорная башня – колокольня Ивана Великого. Строительство ее было начато в начале века, в 1505-1508 годах, а закончилось лишь в начале следующего столетия. По сей день здание считается одним из шедевров русской архитектуры того периода.

В этот же период, в 1505-1508 годах, по приказу Василия Третьего в Московском Кремле итальянским архитектором Алевизом Новым строится знаменитый Архангельский собор. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.
Начало века продолжаются частые набеги татар. Поэтому Туле по его приказу, по образу Московского кремля ускоренно возводится сначала деревянный, а затем и каменный Тульский Кремль. Идут работы по строительству фортификационных сооружений или укрепляются уже построенные крепости и в других городах.
Москва продолжала активно отстраиваться и во времена детства Ивана Грозного в период формального правления его матери Елены Глинской. В 1535 году был возведен каменный Китай-город. В этот период укреплялись такие города, как Тверь, Ярославль, Владимир, Кострома, Вологда. На южных и восточных границах государства начинали строиться новые города.
В 16 веке в России появляется принципиальной новый тип сооружений – шатровые храмы, не использующие в своей конструкции подпорок, как традиционные древнерусские крестово-купольные храмы. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром. Впоследствии шатровые кровли, своды, навесы, выполненные из древесины, стали появляться на Руси повсюду – над воротами, над крестьянскими избами, над боярскими хоромами и над колодцами, над часовнями и даже над деревянными могильными крестами.
Как было отмечено, этот же отрезок времени характеризуется началом постепенного перехода от деревянной архитектуры к каменной. Так как возведение шатровых сооружений, особенно в камне, требовало высокой точности инженерных расчетов, можно с уверенностью сказать, что к тому времени русские зодчие уже научились справляться и со столь трудными задачами.
Еще одним технологическим новшеством, свойственным этому периоду, стало использование наравне с белым камнем и красного кирпича. При строительстве объектов вместо деревянных начинают использовать металлические крепления, работы осуществляют с помощью подъемных механизмов.
Самыми яркими примерами шатровых храмов являются дошедшие до нас уникальные и неповторимые памятники русского зодчества 16 века — церковь Вознесенья в Коломенском, построенная в начале века в честь рождения Ивана Четвертого (будущего Грозного), и уникальное сооружение, настоящее чудо света – Храм Покрова на рву, более известный, как Храм Василия Блаженного, построенный на Красной площади в середине 16 века в честь взятия Казани. Согласно легенде, Иван Грозный приказал ослепить русских зодчих, трудившихся над его созданием, чтобы они не смогли вновь воспроизвести такую красоту.


Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Фундамент и цоколь храма, как и некоторые декоративные элементы, выполнили из более традиционного материала — белого камня. Особенно интересно внешнее декоративное оформление собора. Храм и в наше время привлекает внимание сложностью конструкции и разноцветными затейливыми маковками. В оформление храма зодчие вложили всю свою фантазию, и результат превзошел самые смелые ожидания. Желая подчеркнуть красоту основного материала строения, кирпича, зодчие еще и расписали его «под кирпич».
Параллельно со строительством шатровых храмов и в Москве, и в провинции продолжается активное строительство пятиглавых крестово-купольных. Среди них можно особенно выделить строительство Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, а также Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
Стоит отметить, что период правления Ивана Грозного особо отмечен появлением множества новых храмов и монастырей. Ведь с падением Византии и Римской империи, именно Россия, согласно дальновидному замыслу правителей, стала новым оплотом христианства для всего православного мира.
В середине 16 века в Москве уже активно развивается каменное гражданское строительство. И в самой Москве, и в ее ближних и отдаленных окрестностях было построено множество каменных зданий. Среди них можно выделить знаменитую Алксандровскую слободу и другие царские резиденции, а также грандиозный Опричный двор.
Из крупных российских городов только в Новгороде и Пскове в 16 веке еще остаются заметными характерные местные особенности. Новгород в эти годы был оплотом государства на северо-западе, поэтому здесь были заняты военно-оборонительным строительством. Новгородский кремль, перестроенный в кирпиче, имеет в своей архитектуре элементы Московского кремля. К концу века и гражданские сооружения Новгорода стали претерпевать изменения в архитектурном облике, приобретая черты московского зодчества.
Другая ситуация сложилась в Пскове. Архитектурное развитие города продолжало идти своим путем, причем именно в 16 веке здесь расцветает собственная псковская школа зодчества. Так как город являлся опорой государства на западе, в 16 веке его укрепления были кардинально перестроены, От каменных сооружений той эпохи до наших дней дошла Покровская башня. Позднее, конечно же, и здесь стало ощущаться влияние московского зодчества, проявившееся в появлении пятиглавых храмов с подклетами и прочих архитектурных приемов, не свойственных ранее данной местности.


Слава о псковских зодчих еще в 15 веке распространилась далеко за пределами их города, в итоге их стали специально приглашать на строительство объектов в другие города. В начале века они уже работали в Москве. Позднее в 1560 году под Казанью в Свияжске был возведен собор Успенского монастыря, работы псковских мастеров, в котором откровенно просматриваются характерные особенности псковского зодчества.