Преподобная рахиль бородинская. Посмертные чудеса преподобной рахили Святая преподобная рахиль

Большая часть чудес преподобной Рахили была записана составителем её жизнеописания протоиереем Сергием Лебедевым (+1934) священником Богоявленской церкви с. Дровнина Гжатского уезда Смоленской губернии, ныне Можайского р-на Московской области, в конце 20-х – начале 30-х годов.

* * *

1. Чудесным было знакомство о. Сергия с преподобной Рахилью. Батюшка, ещё не будучи лично знаком со старицей, много слышал о ней и даже направлял к ней за советом своих прихожан. Супруга его также ездила к Старице и, таким образом, между ними началось заочное знакомство. Как-то Преподобная сказала матушке о. Сергия, по-видимому прозревая в нём своего будущего жизнеописателя:

– Хочу видеть о. Сергия. Я не умру до тех пор, пока не увижу его.

Получив такое приглашение, о. Сергий подумал: "Вот и живи, дорогая Матушка, а я к тебе не поеду, ведь ты нужна нам". Это было в конце 1924 года.

В августе же 1925 года прихожане уговорили о. Сергия поехать в Бородино на праздник. И хотя батюшка не хотел заходить к преп. Рахили, но обстоятельства складывались против его воли, так что, когда его пригласили зайти к старице на чай, то он как-то безвольно согласился, совершенно забыв своё намерение. Вот как он сам описал свою первую встречу с Преподобной:

"Идём тёмным коридором. Нас было человек десять-двенадцать, я иду последним. Впереди уже с кем-то здороваются, благословляются. Вдруг слышу около себя:

А это кто же? Никак о. Сергий дровнинский?

А вы кто?- спрашиваю я.

Да я – грешная, никудышняя Рахиль.

Я трепетал, первый раз в жизни находясь так близко к благодатному человеку и видя, как сила Божия совершалась в её немощах. Приём, оказанный моему недостоинству, был так радушен и прост, что я был совершенно пленён".

* * *

2. В ноябре месяце 1927 года преп. Рахиль многое поведала о. Сергию о своей жизни. Эти воспоминания Старицы легли в основу её жизнеописания и настоящего Жития. Но о некоторых обстоятельствах Преподобная запретила батюшке рассказывать, положив своею рукою печать молчания на его уста. После этого о. Сергий не раз замечал, что даже если очень хотел что-либо рассказать, то ничего у него не получалось. Эту печать молчания он ощущал на устах своих, как только разговор касался запрещённых вопросов.

* * *

3. У супруги о. Сергия часто немели пальцы на руках, особенно при дойке коров. Однажды она приехала к Преподобной зимой, когда у неё не было посетителей. Они находились в келии вдвоём. Старица расположилась в кресле у печки, а у её ног, на маленькой скамеечке – матушка о. Сергия. Она держала руки преподобной Рахили в своих руках, и та наставляла её. Матушка случайно сказала, что у неё руки, особенно пальцы, немеют.

Старица перекрестила, погладила их и сказала:

– Ну, теперь неметь не будут.

Супруга о. Сергия, как и многие в подобных случаях, не обратила на всё это внимания.

Прошло некоторое время, она вспомнила о своей болезни, но заметила, что и следа от неё не осталось.

* * *

4. 16 января 1926 года супруга о. Сергия посетила преп. Рахиль. Старица, как всегда, стала расспрашивать матушку о её семействе, спросила и о её дочери, которая работала в то время в г. Богородске (ныне г. Ногинск):

– Ну, а как Верочка живет?

В другой раз Преподобная сказала ей:

– Катюшечка, а ты у меня счастливая! Тебя Господь заберет на Светлой Седмице и на похоронах будут петь "Христос Воскресе"!

Так все и сбылось. Е.И.Хлебникова умерла 7 мая 1978 года, и хоронили ее под пение "Христос Воскресе!".

* * *

58. Однажды к Преподобной приехала женщина с маленькой дочкой. Некоторые монахини, увидев ребенка вскликнули:

– Матушка, посмотрите, какая хорошенькая девочка, как розочка!

– Хороша розочка, да только до мороза, – ответила Старица.

В какой-то из зимних праздников к родителям этой девочки приехали гости. Взрослые вышли встречать их, а девочка тем временем с праздничного стола взяла кусочек свинины и подавилась им. Когда взрослые вернулись, она была мертва.

* * *

59. Преподобная Рахиль в 20-х годах предсказывала, что будет война, во время которой люди будут гибнуть, как мухи, но красные мухи победят.

* * *

60. Екатерина Лапина (1901-1996 гг.), бывшая послушница Спасо-Бородинского монастыря , вспоминала: "Стала я как-то проситься в Москву к бабушке за вещами, за помощью. А Старица и говорит: "Не надо ехать – ничего не дадут". Не поверила я ей и подумала, что как же родная бабка не даст, и все-таки поехала. Слова м.Рахили сбылись – мне ничего не дали.

Как-то Старица сказала нам (сестрам): "Вот, умру я – будете звать меня: "Матушка Рахиль, вставай, ты нам нужна!", а я не встану. Потом опять придете ко мне и будете просить:

"Матушка Рахиль, скорби находят на нас, помоги, ты нам нужна, вставай!", а я возьму, да и встану".

* * *

61. Раиса Константиновна Нашикина, хорошо знавшая бывшую послушницу Спасо-Бородинского монастыря Марию Сорокину, в схиме Тамару, скончавшуюся в Москве в 1975-76 гг., с ее слов рассказывает, что Старица Рахиль любила собирать к себе сестер (они жили в монастыре как бы одной семьей). И вот как-то она им сказала: "Скоро наступит время, когда нас будут разгонять". Сестры не могли себе этого представить, а Старица добавила: "Разлетитесь, мои птенчики, в разные стороны, и снимете монашескую одежду".

Однажды Старица сказала сестрам, что после закрытия Спасо-Бородинский монастырь переживет следующие этапы: первый – казенный дом, второй – военный люд, третий – разный-разный народ, а четвертый будет, когда весь монастырь разнесут по кирпичикам.

Действительно, обитель последовательно пережила в своей истории все эти этапы: были в нем школа и сельскохозяйственная артель, тракторная станция, а во время войны располагался военный госпиталь. После войны здесь опять были школа, турбаза, музей, а также жили частные люди. Значительная же часть монастырской ограды была разобрана местными жителями на кирпич.

* * *

62. Анастасия Глушкова-Якунина из Москвы , 1913 г.р., уроженка д.Семеновское, рассказывала, что ее бабушка и мама посещали преп. Рахиль. В 1922 г. мать, на 40-й день после рождения дочери, пошла в монастырь за молитвой и зашла к Старице взять благословение на постройку нового дома. Преподобная сказала ей: "Стройся, стройся!", но при этом, поднося пальчик к глазам, как бы собирала слезы в горсточку, а, благословив младенца, произнесла: "Ангельская душа!". На следующий день новорожденная девочка умерла, а дом построили, но потом много горя было из-за него – власти начали отбирать, и много они слез пролили.

* * *

63. Клавдия Ильинична Морозова, 1915 г.р., местная уроженка, ныне проживающая в Москве, рассказывает, что ее родители бывали у преподобной Рахили. Отец ее, Илья Григорьевич, имел хутор при деревне Семеновское, недалеко от монастыря. В начале 20-х годов Старица сказала матери: "Илюше надо уезжать, его ожидает беда". Действительно, родители ее были люди зажиточные, а в то время это было небезопасно. Они послушались и уехали в Москву, а дети остались у бабушки. Илья Григорьевич был спасен, но в 30-х годах его все-таки репрессировали, и он погиб в Саратове. В 1926 или в 1927 году бабушка водила свою внучку Клавдию к старице Рахили.

"Когда мы вошли, – вспоминала К.И.Морозова, – Преподобная сидела в креслице, но, увидев нас, встала, подошла, благословила, а меня поцеловала в лоб и угостила невиданным мною дотоле лакомством – грецкими орехами в шоколаде. Она дала нам большую просфору, которую мы вкушали всю неделю. О моей матери Старица сказала: "Тане будет очень тяжело". Действительно, после смерти отца она осталась с семью детьми, и в войну мы очень бедствовали, что ускорило смерть мамы".

Летом 1996 г. К.И.Морозова посетила свои родные места, и, уезжая, взяла земли с могилки Преподобной, а через год засвидетельствовала, что она облегчала её старческие телесные недуги.

IX. Посмертные чудеса преп. Рахили

Незадолго до своей блаженной кончины Старица говорила своим духовным чадам, сетовавшим о скорой разлуке с нею: "Кто меня будет помнить, того и я не забуду.

Приходите ко мне на могилку и вы получите облегчение и утешение, я и после смерти буду помогать". Слова Преподобной сбылись, и поныне все, с верою приходящие к её могилке, обретают помощь и исцеление от душевных и телесных недугов.

* * *

1. Монахиня Таисия, казначея Спасо-Бородинского монастыря (ныне настоятельница Успенского Колоцкого монастыря) рассказывает:

"С лета 1992 года я очень страдала болями в области поясницы и уже собиралась ложиться в больницу. На могилке старицы Рахили я всегда усердно молилась об исцелении. В ноябре того же года нашу обитель посетили паломники с Иерусалимского подворья в Москве, среди которых оказалась опытный врач, которая спросила, не нужна ли кому-либо из нас медицинская помощь. Я рассказала ей о своей болезни, и она удивительно быстро вылечила меня.

Страдая сильными головными болями, я положила под подушку траву с могилки старицы и по прошествии некоторого времени заметила, что боли утихли. С тех пор они меня больше не беспокоят".

* * *

2. Инокиня Евдокия того же монастыря рассказывает:

"Летом 1994 года у меня сильно болел зуб. Помолившись на могилке старицы Рахили, я взяла оттуда немного земли, положила в стакан, залила водой и прополоскала рот. Зуб перестал болеть. Но самое чудесное было в том, что когда больной зуб стали лечить в зубоврачебном кабинете, я не ощущала совершенно никакой боли, как будто мне сделали обезболивающий укол".

* * *

Все ворота были уже заперты, и не было никакой надежды попасть в нее. Она помолилась преп. Рахили, и совершенно неожиданно ворота открыла одна из сестер, ничего не знавшая о приходе девушки-паломницы.

* * *

11. Некий Алексей из г.Люберцы Московской области, усердный почитатель преп. Рахили, 10 октября 1996 года спешил на праздник Преподобной, как вдруг мотор его машины начал глохнуть, что грозило, в лучшем случае, опозданием. Но достаточно было ему произнести: "Вот как бесы преподобную Рахиль боятся!", – как мотор вновь заработал, и он со своими спутниками благополучно доехал до Бородино и так же благополучно возвратился домой, благодаря новую Чудотворицу.

Тот же Алексей рассказывал, что знает двух пожилых женщин, одна из которых землей с могилки преп. Рахили исцелилась от болезни глаз, а другая постоянно пользуется ею для облегчения боли в ногах.

* * *

12. Свиридов Алексей Иванович, 1969 г.р., 23 января 1996 года получил сильное обморожение обеих кистей рук, попал в больницу г. Москвы , где врачи сделали все возможное, чтобы ему помочь. Положение было критическое – молодому человеку грозила ампутация. Находясь в таком тяжелом положении он обратился к Богу. Вскоре наступило некоторое улучшение, но до окончательного выздоровления было далеко: раны немного зажили, но пальцы не двигались. В конце марта – в начале апреля Алексей с товарищем приехал в Бородино. Ему и раньше было знакомо это место, он чувствовал там присутствие благодати Божией, и поэтому его тянуло туда. Зайдя в монастырский храм, Алексей рассказал о своей болезни находившейся там послушнице. Она дала ему святое масло от Владимирской иконы Божией Матери и Живоносного Гроба Господня, посоветовав при этом пойти на могилку преп. Рахили, помолиться ей о помощи и взять немного земли с того места. Молодой человек все исполнил, но поскольку земля была еще покрыта снегом, то он подобрал небольшой металлический болтик, который и взял с собой, после чего они с другом уехали. Дома Алексей с верой помазал руки святым маслом, призывая в молитвах преп. Рахиль. Проснувшись на следующее утро он обнаружил, что у него стал двигаться один палец. А потом ему с каждым днем становилось все лучше и лучше. К Пасхе (Алексей посетил Бородино дней за десять до праздника) он уже мог работать руками.

После своего чудесного исцеления Алексей в знак благодарности преп. Рахили несколько раз приезжал в Спасо-Бородинский монастырь , где занимался ремонтом электроприборов.

* * *

13. В семье бывшего алтарника Смоленской церкви села Бородина не было детей. По словам врачей, их могло и вовсе не быть, из-за болезни его жены. Опечаленные супруги попросили одного знакомого священника отслужить молебен на могилке преп. Рахили о даровании дитяти. По молитвам Преподобной Господь очень скоро даровал им ребенка.

Родилась девочка, и счастливые родители назвали ее Рахилью.

* * *

14. Шофер Благочинного Рузского района продолжительное время страдал геморроем.

Из жития преп. Рахили он узнал, что она всем помогает, особенно тем, кто возьмет земли с ее могилки. Вскоре этому человеку представился случай посетить Бородино – надо было везти в монастырь Отца Благочинного. Попав туда, больной с глубокой верой поспешил на могилку Старицы, взял землицы с могилки Преподобной, насыпал в пакетик и, приехав домой, положил под подушку и вскоре получил полное исцеление от своего недуга.

* * *

15. Отец Георгий Романенко, назначенный указом Митрополита в Спасо-Бородинский монастырь , ехал к месту своего нового служения, но по причине ремонта метро, стал катастрофически опаздывать. Зная о многочисленных чудесах преп. Рахили, батюшка обратился к ней с молитвой: "Преподобная Рахиль, подтолкни меня, нерадивого!" После этого он заметил, что волнение его утихает, и в душе появляется покаянно-смиренное чувство своего недостоинства. При этом священник подумал, что если он опоздает на электричку и на службу, то в монастыре увидят, какой он есть на самом деле. В этом обращении к покаянию батюшка увидел первое чудо преп. Рахили, а второе состояло в том, что он против всякого ожидания успел на поезд и вовремя начал богослужение.

* * *

16. В одной московской семье около 4-х лет царили разлад и нестроение, т.к. муж оставил свою законную супругу и сына-инвалида, страдающего бронхиальной астмой.

Ребенок не слушался, отбивался от рук. Это горе привело жену в лоно Православия. Она нашла духовного отца, который наставлял ее терпеливо переносить эту скорбь, не отказываться от несчастного, заблуждающегося супруга, ненавидеть грех, но не человека, носящего на себе образ Божий, хоть и помраченный грехом. Женщина эта вела добродетельную жизнь, а муж продолжал грешить. Он не посещал храмов, не исповедовался и, тем более, не причащался.

И вот однажды знакомый священник-врач предложил этим людям посетить Спасо-Бородинский монастырь , на что "семья" ответила согласием. Во 2-е воскресенье Великого Поста они были во святой обители на Литургии, за которой жена и ребенок приобщились Св.Тайн. После этого бедная женщина пошла на могилку преп. Рахили и просила ее о помощи, уже не веря, что что-нибудь может измениться в ее судьбе. Потом они поехали на источник, что у Колоцкого монастыря , а вечером отстояли Пассию в Бородино и отправились обратно в Москву. По приезде домой жена стала по обычаю прощаться со своим неверным супругом, но он, поставив вещи, вдруг сказал: "Вы – моя семья, я вас больше никогда не брошу, и постараюсь исповедаться в своих грехах. Не гони меня, я хочу остаться с вами."

* * *

17. Москвичка Юлия Борисовна Давыдова посетила Бородино накануне дня Св.Троицы 1996 года, и усердно молилась на могилке Преподобной о дочери и о своём некрещёном неверующем супруге, который в то время искал работу. Прошла неделя. Муж Юлии Борисовны очень удачно устроился, благодаря чему получил возможность полностью обеспечивать семью, а через год он принял Св. Крещение и обвенчался со своей супругой. Семья Давыдовых воцерковилась, и по прошествии 2-х лет после своего первого посещения Бородина Юлия Борисовна поехала туда в составе паломнической группы благодарить Преподобную за чудесную и скорую помощь.

X. Канонизация преп. Рахили

5-6 марта 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы Рахили, Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе с Высокопреосвященнейшим Ювеналием, Митрополитом Крутицким и Коломенским, постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В период подготовки к торжеству Прославления Преподобной Господь являл видимые знамения Своей милости, которые были отмечены сестрами обители. В течение всего июля-месяца над Бородинским монастырем время от времени вставала радуга. 28 июля 1996 года в самый день праздника погода была прекрасная.

Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий возглавил торжественный акт прославления преп. Рахили, происходивший во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря и совершил Божественную Литургию в сослужении многочисленного собора духовенства Московской Епархии, после чего священство и молящиеся отправились с крестным ходом на могилку Святой. Когда шествие приблизилось к месту упокоения Преподобной, легкое облачко закрыло солнце, осеняя всё благочестивое собрание.

Высокопреосвященнейший Владыка совершил молебен, освятил фундамент будущей часовни, и в этот момент солнечные лучи вдруг ярко осветили место закладки, крест, и икону преп. Рахили. Когда же Владыка Митрополит воздвиг икону Преподобной и осенил ею молящийся народ, в ясном небе трижды раздался гулкий раскат грома.

В течение весны и лета 1997 года часовня на могилке преп. Рахили была сооружена, а 10 октября (27 сентября ст.ст.) в день преставления Святой, Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий освятил часовню. Теперь на месте упокоения преп. Старицы Рахили регулярно совершаются молебные пения сестрами монастыря и паломниками. Это святое место привлекает к себе богомольцев из разных уголков России, которые, не считаясь с расстоянием, едут сюда с верою и надеждой на помощь Преподобной.

  • Далее:
  • ), преподобная

    В миру Мария Михайловна Короткова, родилась родилась в году в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, нищелюбием.

    Некоторые сестры были недовольны тем, что совсем молоденькую девочку поставили на ответственное послушание - кормить косарей на монастырском хуторе - и, желая её опозорить, скрыли, что косарей ожидается под две сотни, а продуктов выдали мало. Послушница в горе взмолилась Божией Матери, чтобы та накормила работников, и малого количества стряпни хватило на всех, ещё и сестрам осталось. А косари говорили, что никогда так вкусно не было. Хлеба же осталось больше, чем было привезено из монастыря.

    Слава об этом чудесном насыщении разошлась широко за монастырские стены, что тревожило душу послушницы, и она решилась на побег.

    Странствование Марии затянулось на годы; она побывала во многих монастырях, общалась и с подвижниками, живущими в миру. Боялась дневных переходов, потому что документов не было. Обносилась, почернела, ноги были изуродованы так, что шрамы остались вплоть до кончины. Иногда благочестивые люди предоставляли ей временный кров, давали ветхую одежду.

    В году поселилась в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии.

    В году была переведена в Серпуховский Владычный монастырь , где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла.

    В году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. Главным ее послушанием здесь было готовить пищу.

    13 марта года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский , благословляя принять из рук его кадило , полное жара и фимиама. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

    Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей - это было указание на принятие ею высшего монашеского чина.

    17 ноября года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

    Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: "Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых ". Это было благословение на подвиг старчества , к которому Господь готовил ее всю жизнь.

    Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах. Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из этой жизни.

    8 сентября года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала.

    Скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.

    28 июля года прославлена Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии.

    Тропарь

    Яко маслина плодовита возросла еси во обители Бородинстей,/ и процветши даровании исцелений и чудес,/ преподобная мати Рахиле,/ плод сторичный принесла еси,/ повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши,/ кротостию и любовию многих на путь спасения наставляющи/ и добродетели научающи,/ темже светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш,// Егоже моли спасти и просветити души наша.

    Кондак

    Заповеди Господни исполнивши,/ старчества благодать восприяла еси,/ немощи немощных носящи,/ священна жертва принеслася еси,/ агнице кроткой тезоименита,/ исцелений реки и ныне источаеши,/ темже мы, чада твоя, любовию притекающи вопием:/ преподобная мати Рахиле,/ моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его// спастися душам нашим.

    Использованные материалы

    • Житие с сайта "Глинские чтения":
    • Биография с сайта Русское Православие:

    С 1861-го по 1865-й годы во Владычнем монастыре подвизалась будущая старица Спасо-Бородинского монастыря. Здесь от святителя Филарета (Дроздова) она приняла иноческое пострижение с именем Павла. В этот же период по благословению настоятельницы Владычнего монастыря игумении Митрофании (Розен) она обучалась в Москве кулинарному искусству. Затем, по просьбе настоятельницы Бородинского монастыря схиигумении Алексии (бывшей казначеи Владычней обители), преподобная была переведена в Бородино.

    Житие преподобной Рахили

    Во Владычнем монастыре четыре года подвизалась преподобная схимонахиня Рахиль, ставшая впоследствии старицей Бородинского монастыря. Рожденная в благочестивой купеческой семье, Мария (будущая матушка Рахиль) с детских лет отличалась любовью ко храму, к молитве и милосердием к нищим. В возрасте четырнадцати лет она совершила паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где ей явился преподобный Феодосии, благословивший ее на монашество. В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти из мира на служение Господу. После многочисленных странствий по монастырям России Промыслом Божиим она наконец находит обитель, в которой начинает подвиг иноческого служения, — Серпуховской Владычний монастырь. Здесь от святителя Филарета (Дроздова) она приняла иноческое пострижение с именем Павла. Затем, по просьбе настоятельницы Бородинского монастыря схиигумении Алексии (бывшей казначеи Владычней обители), преподобная была переведена в Бородино. После пострижения в схиму с именем Рахиль в 1915 году она получила от Матери Божией благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к преподобной и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Преподобная схимонахиня Рахиль почила о Господе 27 сентября/10 октября 1928 года. А 5 марта 1996 года она была причислена к лику святых Московской епархии.

    Тропарь, глас 5
    Яко маслина плодовита возросла еси во обители Бородинстей, и процветши даровании исцелений и чудес, преподобная мати Рахиле, плод сторичный принесла еси, повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши, кротостию и любовию многих на путь спасения наставляющи и добродетели научающи, тем же светлым венцем тя увенча подвигоположник Христос Бог наш, Его же моли спасти и просветити души наша.
    Кондак, глас 2
    Заповеди Господни исполнив, старчества благодать восприяла еси, немощи немощных носящи священна жертва принеслася еси, агнице кроткой тезоименита, исцелений реки иныне источаеши, тем же мы, чада твоя, любовию притекающи вопием: преподобная мати Рахиле, моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его спастися душам нашим.

    (1833 -1928 гг.)

    Схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, милосердием к нищим. В четырнадцать лет она вместе с подругами отправилась в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Придя туда, они решили сразу поклониться мощам преподобного Феодосия. Прикладываясь к раке, Мария увидела у изголовья старца, он заговорил с ней. Отвечая на ее сокровенное желание уйти в монастырь, старец сказал, что со временем оно исполнится. На обратном пути домой встретился им юродивый и закричал: «Вот какая счастливая! С самим преподобным Феодосием беседовала». Только тогда Мария поняла, что это был за старец. С этого времени преподобный до конца жизни был ее покровителем.

    В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти в монастырь. В восемнадцать лет Мария тайно ушла из дома. Несколько лет она подвизалась в Смоленском Вознесенском монастыре.

    В 1861 году, по милости Божией, она была принята в Святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии.

    В 1867 году будущая старица была переведена в Серпуховской Владычный монастырь. В монастыре она приняла иноческое пострижение от Митрополита Московского Филарета (Дроздова) с именем Павла.

    В 1872 году по просьбе настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря схиигуменьи Алексии (бывшей казначеи Владычней обители) она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило. Монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.



    Главным и самым продолжительным ее послушанием была работа сначала на игуменской, а потом на общемонастырской кухне. Работа шла легко, потому что она за все принималась с молитвой к Богородице, прося ее благословения, вразумления и помощи в каждом деле. В 1912 году, в юбилейные Бородинские дни, она удостоилась чести готовить для царского стола. Тогда обитель Бородинскую посетил Государь Император Николай II с Царственной Фамилией. Монастырская трапеза так им понравилась, что Императрица пожелала видеть монахиню, которая ее приготовила, позже монахиня Митродора была удостоена чести быть представленной и Государю.

    Особенно ревностно монахиня Митродора относилась к поминовению воинов, убиенных в 1812 году, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Часто во сне она видела их в белых одеяниях с венцами на головах. Были и такие, у которых не было венцов, но с каждым годом число их уменьшалось, а число увенчанных росло. В последний же год своей жизни она видела, что воины заполнили весь монастырь.

    Очень тесное духовное общение установилось у нее со старицей схимонахиней Саррой. Две подвижницы часто беседовали о спасении, о делах Божиих, и однажды матушка Сарра сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня». Слова старицы Сарры исполнились. Проходя обычные монастырские послушания, монахиня Митродора росла духовно. Когда ей было уже более семидесяти лет, Господь известил её, что в скором времени ей суждено удостоиться высшего монашеского чина.

    17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

    К схимонахине стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: « Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к старице и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах.

    В сложное для России время, когда многие монастыри закрывались, а монашествующие изгонялись и преследовались, Спасо-Бородинский монастырь закрыть не посмели. Придя в монастырь, представители новой власти зашли к матушке Рахили. Перед ними сидела маленькая, худенькая доброжелательная старушка, которая предложила им выпить чаю. Когда же они захотели уйти, то почувствовали, что не могут двинуться с места, будто приросли к стульям. Им пришлось по неволе просить старицу, чтобы она благословила их уйти. Только после ее молитвы они смогли уйти, пообещав, что монастырь не закроется, пока она жива. (В 1928 году, после смерти старицы, монастырь закрыли. Долгое время в нем был музей, и лишь в 1992 году здесь появились новые насельницы.)

    8 сентября 1928 года прозорливая старица предупредила своих духовных чад, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала. Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу ночи с 9 на 10 октября 1928 года, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители, над её могилой позже была построена часовня.

    Незадолго до смерти старица Рахиль говорила своим духовным чадам: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. Я и после смерти буду помогать». Слова прозорливой старицы исполнились по ее блаженной кончине, приходящие к ее могилке, обретали утешение, получали исцеление от телесных и душевных недугов.

    28 июля 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго старица Спасо-Бородинского монастыря схимонахиня Рахиль была причислена к лику местночтимых святых Московской Епархии.День празднования церковной памяти преподобной Рахили – 27 сентября/10 октября.

    В главном Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря есть икона преподобной, на ней она держит свиток и в нем написаны слова, обращенные к каждому из нас: « На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие».

    Преподобная мати Рахиль, моли Бога о нас!

    * Спасо-Бородинский монастырь

    Спасо-Бородинский монастырь находится в селе Семеновское (Можайский район, Московская область). Монастырь был основан вдовой генерала Александра Тучкова, Маргаритой, вскоре после знаменитого Бородинского сражения. Маргарита решила поселиться рядом с тем местом, где погиб её муж, чтобы молиться не только об упокоении души погибшего, но поминать всех воинов русской армии погибших на Бородинском поле.(Внутри средней Багратионовой флеши была возведена часовня, 1818-1820 года - церковь Спаса Нерукотворного, вокруг которой вскоре образовалась община, позже - монастырь.)

    4 июля 1836 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 году – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу. Общине был дан статус монастыря, а Марию возводят в игуменьи новой обители. Игуменья Мария делала все, чтобы стать для каждой насельницы настоящей матерью. Поначалу игуменья Мария носила вериги и сняла их только по требованию своего духовника митрополита Филарета, который опасался за ее здоровье. Она повиновалась, но оставила за собой право надевать их в случае, если в монастыре между сестрами случались раздоры. «Молитесь, - говорила она, - и я буду молиться вместе с вами». Надевая вериги, казнила себя за чужие прегрешения, как за свои, повторяя: «Между матерью и детьми все общее». Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей.

    Умерла игуменья Мария в 1852 году в возрасте 72 лет, оставив после себя завещание, чтобы пока стоит обитель, в ней всегда поминали всех воинов, погибших на Бородинском поле. Одной схимонахине в течение многих лет в день битвы было видение. Она видела воинов в белых одеждах с венцами на головах. Из года в год число воинов в венцах увеличивалось, а простых воинов уменьшалось. Они заполняли весь монастырь.

    В дни празднования столетия Бородинского сражения монастырь посещала Царская семья.

    В начале XX века в монастыре было более 200 сестёр. На монастырских полях выращивалась пшеница, рожь, овес, были сенокосы и огороды. Монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь. В монастыре были переплетная и иконописная мастерские, библиотека. В церковно-приходской школе монастыря обучались грамоте крестьянские дети окрестных деревень. Монастырская богадельня давала кров, одежду и пропитание одиноким и больным старикам. Странноприимный дом был всегда открыт для прибывающих в монастырь богомольцев.

    Спасо-Бородинский монастырь закрыли в конце 1920-х годов.

    16 августа 1992 года звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. В настоящее время в монастыре ежедневно совершается положенный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры трудятся на различных послушаниях: в рукодельной, живописной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Насельницы обители осваивают технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы. Монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью.

    Схи-мо-на-хи-ня Ра-хиль (Ко-рот-ко-ва) ро-ди-лась в бо-га-той ку-пе-че-ской се-мье в го-ро-де До-ро-го-бу-же Смо-лен-ской гу-бер-нии. С дет-ства она от-ли-ча-лась осо-бой на-бож-но-стью, лю-бо-вью к мо-лит-ве и па-лом-ни-че-ству к свя-тым ме-стам, стран-но- и ни-ще-лю-би-ем. Во вре-мя па-лом-ни-че-ства в Ки-е-во-Пе-чер-скую Лав-ру ей явил-ся пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий, бла-го-сло-вив-ший ее на мо-на-ше-ский по-двиг. Оста-вив су-е-ту и бо-гат-ства ми-ра, она по-ки-да-ет ро-ди-тель-ский дом и, укреп-ля-е-мая бла-го-сло-ве-ни-ем Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы на дев-ство, по-се-ля-ет-ся в 1861 го-ду в Свя-то-гор-ской Успен-ской пу-сты-ни Изюм-ско-го уез-да Харь-ков-ской гу-бер-нии. В 1867 го-ду Ма-рия (та-ким бы-ло имя бу-ду-щей ста-ри-цы в ми-ру) бы-ла пе-ре-ве-де-на в Сер-пу-хов-ской Вла-дыч-ный мо-на-стырь, от-ку-да в 1872 го-ду она пе-ре-хо-дит в Спа-со-Бо-ро-дин-скую жен-скую оби-тель и по-се-ля-ет-ся в ней до кон-ца жиз-ни.
    На вто-рой сед-ми-це Ве-ли-ко-го по-ста, 13 мар-та 1885 го-да ря-со-фор-ная по-слуш-ни-ца Пав-ла (та-кое имя ей бы-ло на-ре-че-но при по-стри-ге свя-тым мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским Фила-ре-том) бы-ла по-стри-же-на в ман-тию с на-ре-че-ни-ем име-ни Мит-ро-до-ра, и вско-ре ей бы-ло да-но по-слу-ша-ние ал-тар-ни-цы. Непо-сред-ствен-но пе-ред этим на-зна-че-ни-ем ей во сне явил-ся пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий Пе-чер-ский, бла-го-слов-ляя при-нять из рук его ка-ди-ло, пол-ное жа-ра и фимиа-ма. Не раз мо-на-хи-ня Мит-ро-до-ра спо-доб-ля-лась ви-деть ан-ге-лов у Пре-сто-ла, бе-ло-го го-лу-бя над Свя-ты-ми Да-ра-ми, ей так-же да-но бы-ло ви-деть ду-хов-ное со-сто-я-ние ли-тур-ги-са-ю-щих свя-щен-ни-ков, что впо-след-ствии про-яви-лось в ее на-став-ле-ни-ях иере-ям и мир-ским лю-дям.
    Мо-на-хине Мит-ро-до-ре бы-ло уже бо-лее се-ми-де-ся-ти лет, ко-гда в ви-де-нии Гос-подь явил ей неве-ро-ят-но боль-ших раз-ме-ров гроб со сто-я-щей в нем схим-ни-цей - это бы-ло ука-за-ние на при-ня-тие ею выс-ше-го мо-на-ше-ско-го чи-на. 17 но-яб-ря 1915 го-да мо-на-хи-ня Мит-ро-до-ра бы-ла по-стри-же-на в схи-му с име-нем Ра-хиль. Ко-гда она в по-сте и мо-лит-ве пре-бы-ва-ла в хра-ме по-сле по-стри-га, ей вновь яви-лась Ма-терь Бо-жия. По-сле при-ня-тия схи-мы ма-туш-ка Ра-хиль бы-ла на-зна-че-на стар-шей в бо-га-дельне.
    Уже то-гда к схи-мо-на-хине Ра-хи-ли ста-ли об-ра-щать-ся за со-ве-том и на-став-ле-ни-я-ми сест-ры оби-те-ли и бо-го-моль-цы, а од-на-жды да-же по-про-си-ли бла-го-сло-вить их. Ста-ри-ца, сму-щен-ная этой прось-бой, всю ночь усерд-но мо-ли-лась, а под утро, за-дре-мав в крес-ле, в тон-ком сне уви-де-ла Ма-терь Бо-жию, Ко-то-рая бла-го-сло-ви-ла ее и ска-за-ла: "Все твои про-ше-ния о лю-дях бу-дут ис-пол-нять-ся. Я Са-ма бу-ду бла-го-слов-лять то-бою бла-го-слов-ля-е-мых". Это бы-ло бла-го-сло-ве-ние на по-двиг стар-честв, к ко-то-ро-му Гос-подь го-то-вил ее всю жизнь. Из мно-го-чис-лен-ных сви-де-тельств совре-мен-ни-ков из-вест-но о ее про-зор-ли-во-сти и чу-де-сах. Про-зор-ли-во про-ви-де-ла ма-туш-ка Ра-хиль и вре-мя сво-е-го от-ше-ствия из этой жиз-ни. 8 сен-тяб-ря 1928 го-да мно-гим свои по-се-ти-те-лям она ска-за-ла, что ви-дит-ся с ни-ми в по-след-ний раз. Она по-про-си-ла по-звать к се-бе мо-на-стыр-ско-го ду-хов-ни-ка от-ца Ан-дрея со Свя-ты-ми Да-ра-ми и при-об-щи-лась в по-след-ний раз. С это-го мо-мен-та она боль-ше ни-че-го не вку-ша-ла. Схи-мо-на-хи-ня Ра-хиль скон-ча-лась в пер-вом ча-су в но-чи с 9 на 10 ок-тяб-ря 1928 го-да. Как ста-ри-ца и пред-ска-зы-ва-ла, хо-ро-ни-ли ее в ка-нун празд-ни-ка По-кро-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы на клад-би-ще за юго-во-сточ-ной сте-ной оби-те-ли.

    Молитвы

    Тропарь преподобной Рахили Бородинской

    Яко маслина многоплодна возросла еси во обители Бородинстей, и процветши да-ровании исцелений и чудес, преподобная мати Рахиле, плод сторичный принесла еси, повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши, кротостию и лю-бовию многих на путь спасения наставляющи и добродетели научающи, тем же светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Его же моли спасти и просветити души наша.

    Кондак преподобной Рахили Бородинской

    Заповеди Господни исполнив, старчества Благодать восприяла еси, немощи немощных носящи, священна жертва принеслася еси, агнице кроткой тезоименита, исцелений реки и ныне источаеши, тем же мы, чада твоя, любовию притекающи вопием: преподобная мати Раxиле, моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его спастися душам нашим.

    Молитва первая преподобной Рахили Бородинской

    О незлобивая и кроткая, праведная старице, преподобная мати Рахиле, новая чудотворице и молитвеннице за род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!
    Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, алчущим милостивая кормительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.
    О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему и святей обители сей, в ней же подвизалася еси, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва вторая преподобной Рахили Бородинской

    О достоблаженная старице наша, преподобная мати Рахиле, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему и обители сей: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем православным Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.