Понятие формы государства и факторы влияющие на многообразие и эволюцию государства. Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства Факторы влияющие на складывание формы государства

Система факторов, влияющих на форму государства может быть представлена набором внутренних и внешних взаимосвязанных обстоятельств. Но каждую из этих групп следует рассматривать как сложную структуру.

I. Внешние факторы для каждой отдельно взятой страны и ее государства выступают, по крайней мере, на двух уровнях. Первый объединяет факторы, которые можно обозначить как факторы планетарного характера, глобально действующие относительно всех государств. Второй объединяет обстоятельства, складывающиеся для каждого отдельного государства на основе его внешних индивидуальных связей и отношений с другими государствами и их союзами.

К факторам первой группы, которые под влиянием самой логики развития общества формулируются чаще всего дихотомическим способом и требуют международного внимания, относятся следующие.

1. Защита прав человека и гражданина, права на развитие.

2. Отрицательные, часто разрушительные последствия индустриализации, информатизации, глубокие нарушения экологической, природной среды и как следствие - осознание важности выработки планетарных и региональных мер по восстановлению здоровой среды обитания, экологической безопасности.

3. Чрезмерная милитаризация и распространение ядерного оружия, формирование тенденций к сокращению вооружения.

4. Голод в слаборазвитых странах и неизбежность борьбы с ним, наркомания, эпидемии и т.п., угрозы этносфере.

5. Сочетание старых методов захвата и обороны территорий (мировые и локальные войны) с новыми экономическими, технологическими методами овладения ресурсами.

6. Повышение роли национальных экономик развитых стран за счет интернационализации хозяйства, рынка, культуры на основе информатизации общества и снижения роли прямых аннексий и других форм прямой агрессии, усиление экономических, идеологических форм борьбы за господство, превращение их в силовые, сохранение большого разрыва в уровне развитых стран и стран третьего мира как источника катаклизмов.

7. Формирование новых идеологий, поиск форм для их реализации.

Не давая исчерпывающего перечня факторов планетарного масштаба, на этих примерах подчеркиваем их значение для государственности любого типа и формы, неизбежность их учета при определении политики, методов и структур, ее реализующих.

II. Внутренние факторы, влияющие на форму государства определяются условиями, о которых шла речь выше. Они неоднородны, и их можно группировать по системе с учетом важнейших сфер развития гражданского общества: экономические, социальные, политические, духовные и т.д. В аспекте их связи с государственными властными качествами они проявляются, прежде всего, как организационно-структурные, организационно-правовые, регулирующие действия государственных органов, реализующие определенные методы влияния на состояние и развитие общества. В зависимости от степени синхронизации идущих в обществе процессов и направлений деятельности государства, его политики государственность может проявлять себя в качестве механизма, усиливающего стагнацию, кризис, стабилизирующего состояние общества, создающего условия для его поступательного развития.

В области экономики, за последние годы получившей достаточные импульсы для укрепления многоукладной системы собственности, идут процессы становления новой структуры хозяйства, всех ее элементов: производства, обмена, распределения, потребления.

Решение современных проблем экономики, и в первую очередь восстановление производства и налаживание воспроизводственного цикла, использование возможностей НТП в условиях многоукладного хозяйства и разнообразия форм собственности, меняет задачи и способы государственного воздействия на экономические процессы. При этом следует учесть, что сама экономика, не представляющая слаженной единой системы, элементы которой находятся в состоянии диалектического противоборства, не пассивна к государственному механизму и его возможностям влиять на ее собственное развитие. Отдельные элементы экономики, в частности современный финансовый капитал, активно стремятся к использованию государственных рычагов в своих интересах. Неизбежно возникают импульсы захвата власти, в том числе и коррумпированными силами, что вносит осложнения в организацию и деятельность государственного механизма, который и сам имеет немало внутренних противоречий и проблем. Тема налаживания взаимодействия экономики и государства повторяется постоянно. Это процесс, нуждающийся в непрерывной отладке.

Экономическая политика, структурная политика в производстве (а это сейчас главное направление), налаживание обмена, обновление технологий производства, рынка - все это задачи государства. Дело - в методах работы и в степени включения государственных организационных и регулятивных функций в данные процессы. На первое место выходят функции государства, слабо развитые в период монопольного государственного планирования и командных методов управления.

Необходимы научно организованные функции учета, контроля, анализа состояния экономики и хозяйства во всем их разнообразии и создание условий для развития всех форм собственности на основе здоровой конкуренции, выработка политики и механизмов воздействия на процессы на основе знания ситуации, а не слепого интуитивного желания или абстрактного моделирования желаемого, либо списывания и копирования моделей, складывающихся в иных исторических и социальных условиях. Изменение целей и методов государственной политики определяет и изменение в самой структуре государственного аппарата и его деятельности.

Опыт взаимодействия государственной политики и экономики государства лишь подтверждает, что экономическая реформа не может быть проведена без участия государства и что в ходе экономической реформы меняется само государство. И дело не в количестве министерств, но в пределах и методах воздействия на процессы в экономике. Нужны новые регулятивные, защитные, правоохранительные механизмы для граждан, частных, публичных (государственных), смешанных юридических лиц, функционирующих в экономике и формирующих ее структуру.

Состояние человеческих отношений, которые не ограничиваются сферой экономики социальная структура общества не в меньшей степени нуждаются в государственном воздействии на важнейшие направления жизнеобеспечения людей. По существу, социальные проблемы - это в значительной мере продолжение экономических и их следствие на уровне распределения и использования, общественных благ. Но именно здесь формируется и отрабатывается такой параметр и принцип государства, государственности, как его социальность: мера заботы о человеке, коллективах людей, их агломерациях.

В данной сфере также возникло много новых проблем, требующих внимания государства. Обеспечение занятости трудоспособного населения, прекращение люмпенизации, налоговое регулирование процесса имущественного расслоения общества на полярные социальные группы, государственная поддержка здоровья, образования, культуры с учетом национальных, региональных, исторических условий - огромное поле деятельности для государства.

При этом на первое место выходят такие объекты внимания, как личность и региональные структуры, в пределах которых реализуются условия жизнеобеспечения населения. Структурная региональная политика - экономическая, социальная, национальная - является определяющим условием для решения социальных проблем. А сами эти проблемы формируют достаточно сложную систему факторов, которые и определяют цели и методы формы государства в новых условиях.

Среди факторов, определяющих государственную деятельность, требуют учета духовные силы общества. Полоса деидеологизации, департизации других деструктивных воздействий на социальную психологию и поворот к новой волне политизации через множество партий внесли немало сумятицы в настроение общества. Нарушение исторически сложившихся форм активного участия и просто отношения людей в делам общества, культивирование элитарных начал в формировании структур государства, манипулирование гласностью чреваты последствиями новой волны отчуждения граждан от государства .

Политика и деятельность государства в области развития духовного потенциала общества в условиях экономической и социальной реформ должны рассматриваться не как попытки к тоталитарному воздействию на личность, но как условие формирования такого параметра самого гражданского общества и его политической системы, как демократия. Причастность к решению дел общества и государства, достоинство гражданина, патриотизм (слово, которое стараются ныне изъять из лексикона) - черты личности, без которых развитие современной цивилизации невозможно. Процессы интеграции в области науки, культуры, экономики не исключают этих качеств, но создают залог нравственного и морального здоровья общества, формируют основу его социальной безопасности. Уровень гуманности общества и как следствие демократизм его государства проверяются не только в процессе выборов или референдумов, но постоянно, в повседневном участии и причастности граждан к делам государства, региона, коллектива, семьи и других форм общежития.

Через структуры управления образованием, культурой, средствами информации, создание условий для самоуправления в производстве и первичных региональных структурах, для развития семьи, личности государство формирует духовное и физическое здоровье граждан и призвано оберегать его.

Обозначенные три важнейшие сферы развития общества: экономическая, социальная и духовная, - формируют соответствующие факторные поля для становления и развития формы государства, определяют объективные требования к ее содержанию, методам и видам.

Таким образом, форма государства как форма выражения организованной властной воли людей к созданию и обеспечению современных форм общежития и совместной деятельности в рамках определенных границ территории, состава населения, соблюдения суверенности своего и других народов, должна формироваться с учетом факторов, складывающихся как внутри определенного гражданского общества, так и с учетом внешних факторов, формирующихся в планетарном масштабе жизни земной цивилизации. Учет этих факторов должен всякий раз давать отчет на вопрос, каким должно быть государство сегодня.

При поиске ответа на последний вопрос: какое государство форму государства мы ожидаем и как его, государство, возможно сформировать с учетом потребностей общества, необходимо учитывать еще один срез факторного анализа: историзм в развитии государственной культуры и самого общества. Это - важная группа факторов, по существу, формирующая один из принципов организации государственности.

Историзм, т.е. обеспечение непрерывности, преемственности процессов, идущих в обществе, накапливающих определенные традиции, соответствующие материальным и духовным основам определенных регионов, стран, имеет прямое отношение к форме организации государственности. Несоблюдение принципа историзма и желание политических групп, деятелей разом перевести страну на иные рельсы усиливают отрыв государства от гражданского общества, делают государственный механизм деструктивным, часто разрушающим. Игнорирование факторов историзма есть одно из проявлений политического насилия над структурами и процессами общества. Пример тому - ряд государств Восточной Европы и отдельные республики бывшего СССР, ставшие самостоятельными государствами. Стремление шоковым методом перескочить на уровень развитых стран или обеспечить современное благополучие общества путем конструирования государственного механизма буржуазных республик без учета прожитого периода социалистической организации, имеющей как позитивные, так и негативные последствия, не дало заметных сдвигов в решении проблемы установления согласия общества и государства.

Опасным по своим последствиям может быть, например, и попытка политических сил навязать Республике Казахстан организационные формы, чуждые ее историческому опыту. Реальный взгляд на ход истории подтверждает, что искусственная задержка, торможение развития нового в недрах привычных форм организации также чреваты опасными последствиями. Имеется в виду, что комплексная оценка факторов, влияющих на состояние государственности как формы политической организации общества, дает основания для выводов об изменении представлений о сущности и назначении государства, сложившихся в XIX и XX вв.

Современные государства формировались, с одной стороны, под влиянием ранних стадий развития капитализма и лозунгов свободы, равенства, братства. Были созданы разнообразные формы демократического правления с учетом исторических условий и традиций Европы, Запада, Востока, базирующиеся на принципах государственного суверенитета. С другой стороны, государства в XX в. формировались под влиянием идеологии пролетарских революций с опорой на лозунги «пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «экспроприация экспроприаторов», на установку возможности отмирания государства при победе социализма во всем мире. Следует отметить, что установки буржуазно-демократических революций и в этих случаях получали воплощение.

Интерпретация свобод в политическом плане, признанная конституциями социалистических государств, в ряде случаев была шире, нежели в странах Запада и Востока, но существенно сдерживалась отсутствием экономической свободы, искусственным торможением многоукладности хозяйства. Юридическое равенство граждан тормозилось неразвитостью правового государства и отсутствием необходимых механизмов его обеспечения. Проблема «братства», кстати, слабо исследованная в государственно-правовом аспекте, получила наибольшее развитие в социалистической системе, часто реализовалась в ущерб суверенитету государства, а внутри государств - в ущерб наиболее развитой части населения.

Формирование современных признаков и черт государства, как в традиционных демократических системах, так и в пределах социалистических государств происходило и происходит в условиях интеграции мировой системы. В настоящее время в государственном строительстве идут процессы, которые заслуживают большего внимания исследователей. В результате могут быть получены выводы, позволяющие сформулировать признаки и критерии современного демократического государства. Во всяком случае, в основу организации и функционирования государственного механизма должны быть положены демократизм, социальность, гуманность, законность, которые имеют конкретное проявление с учетом исторических условий и традиций, интеграционных процессов в системе мировой цивилизации. Исследование при этом внутренних и внешних факторов является, по нашему мнению, условием наиболее объективного выполнения этой работы.

До сих пор шла речь о внешних и внутренних факторах, определяющих форму государства и установления ее содержания в современных условиях. Однако существуют также факторы, внутрисистемные для самого государственного механизма и государственного аппарата, реализующих задачи и функции государства.

В отличие от внутренних факторов, которые определяют условия взаимодействия гражданского общества с государством как организацией политической и правовой, эти внутрисистемные организационные факторы определяют форму самой государственной организованности, слаженности ее частей и методов деятельности. Речь идет о выборе формы государственного устройства, реализации принципа разделения властей по подсистемам, принципов правового государства в определенной государственной структуре.

Наиболее остро для процесса формирования государственности стоит проблема разделения властей. Решение ее определенным образом формирует факторы либо стабилизирующего, либо деструктивного характера для самого аппарата государства, а, следовательно, и для эффективности реализации его роли во внешних и внутренних функциях.

Ход политической реформы как раз и подтверждает очень большое влияние нерешенности проблемы разделения государственной власти по ее традиционным структурам - законодательной, исполнительной, судебной - на проведение экономических и социальных реформ. Слишком большой потенциал энергии уходит на конфронтацию исполнительной и законодательной ветвей власти, внутриорганизационные отношения. Конфронтация указанных ветвей власти по горизонтали усиливается за счет нерешенности проблем ее разделения по вертикали.

Представляется, что феномен «государственность» может выступать в инфраструктуре социальной организации как единый политико-правовой механизм. Государство и свойства государственности могут быть реализованы в полной мере при условии, что это единый и целостный механизм организации решения своих собственных дел (внутриорганизационных) и дел общества, которое и формирует государство. Следовательно, и властность как основной признак государства должна быть единой и целостной. Разделение властей подразумевает реализацию этого свойства государственности разными методами и способами. Именно поэтому применяется принцип разделения властей на ветви по критериям предметных областей государственной деятельности и по методам реализации его задач и функций.

Единство и целостность государственности не позволяют ставить вопрос о том, какая ветвь власти важнее и более «властная». Ни одна из них не может существовать без двух иных. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной и наоборот. Стабилизирующий эффект государственности, ее созидательное предназначение в обществе могут быть достигнуты при высокой степени самоорганизации аппарата государства во всех его структурах и его взаимодействии этих структур как по горизонтали, так и по вертикали.

Представляется, что конституционное закрепление единства и целостности государства и определенности сфер ее реализации для структур законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти при понимании их специфических методов деятельности и взаимной связанности поможет значительно продвинуть процесс реформы политической и государственной системы.

Необходимо отметить, что неупорядоченность системы власти влечет нарушение единства государственной и правовой системы. Возникает так хорошо знакомая всем «война законов», противостояние закона и других законодательных актов, ослабляется механизм верховенства закона и его исполнения.

Противоборство властей по принципу «кто сильнее», «кто важнее» приводит и к усилению коррупции. Борьба за экономическое господство в многоукладной системе экономики неминуемо переносится в аппарат государственных структур. Усиливается его коррумпированность.

Неразвитость политической структуры общества в современных условиях создает трудности в легализации одной из стереотипных в теории форм организации власти. Не завершен выбор между парламентской или президентской республикой, который осуществляется преимущественно группировками самих же властных структур на фоне нарастающей политической пассивности населения. Это последствия затянувшегося перестроечного периода, когда движение без четко оформленной цели развития привело к деструктивной политической и экономической ситуации.

Без конституционного оформления институций государственности и последовательного соблюдения Основного закона в отношениях всех ветвей власти трудно представить выход из создавшегося положения. Именно в процессе выработки проекта Конституции и следует осознать значение новых условий и факторов, формирующих современную государственность: ее цели, содержание, механизмы, структуры, методы и формы их деятельности.

Без учета новых обстоятельств и тенденций мировой интеграции не может быть решена и проблема формы государственного устройства. Например, Федеративный договор Российской Федерации, безусловно, стал стабилизирующим шагом в оформлении устройства Российского государства начала 90-х годов. Однако сохранилась неопределенность в юридическом статусе субъектов Федерации. Необходимы фундаментальные решения относительно отдельных государств, исторически сложившихся национальных и территориальных региональных единиц, формирующих мировое государственное пространство и его население. Это важно и в плане решения проблем правового государства .

В заключение отметим, что сказанное о факторах, влияющих на форму государства имеет постановочный характер. Проблема факторов и условий развития государств на нынешнем этапе - одно из условий научного понимания современного государства, его природы, роли, задач и функций, формирования и развития государственности стран, которые сегодня отнесены к категории постсоциалистических, возникших на территории бывшего Советского Союза.

Факторы, влияющие на форму государства имеют внутренние и внешние системообразующие признаки. Исследование влияния данных обстоятельств на форму государства привело нас к трем основным проблемам: 1) это необходимость более глубокого выявления и исследования новых стартовых условий формирования государственности в Республике Казахстан и в других странах мира; 2) анализ и оценка влияния внутренних и внешних факторов на государственность отдельных стран, в том числе в Казахстан; 3) теоретические исследования природы и тенденций развития современного государства в условиях интеграции, информационного и экономического сближения государств независимо от их политической формы и устройства.

Выработка теории современного государства с учетом состояния мирового сообщества и его отдельных регионов, уяснение принципов государственности с учетом развития мировой культуры организации социального развития и понимания важности сохранения земной цивилизации - актуальная задача современности.

Государство представляет собой единство содержание и формы. Значение формы государства очень велико. От того насколько форма государства адекватно соответствует его содержанию и иным объективным факторам зависит эффективность действия механизма государства.

Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства политическом (государственном) режиме.

Форма государства во многом определяется его содержанием, то есть существующим механизмом государства и осуществляемыми государством функциями. Зависит она и от сущности государства, его социального назначения. Другими слова, прямое влияние на нее оказывает расстановка социальных сил в обществе, их потребности и возможности.

На форму государства влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Среди них необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы - это и уровень экономического развития, величина территории страны, ее национальны состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств т. д.

Следует отметить, что влияние этих факторов не так однозначно, как иногда пытаются представить, утверждая, например, то, что большая территория и многонациональность способствует установлению федеративной формы государственного устройства. При желании можно утверждать как раз обратное, эти факторы могут провоцировать постоянные центробежные тенденции, для их нейтрализации требуется установление унитарной формы устройства.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Но такое понимание сложилось не сразу, некоторые авторы вслед за традицией, идущей с древнего мира, до сих пор отождествляют форму государства с формой правления, другие включают в это понятие форму правления и форму государственного устройства. И все-таки большинство авторов исходит из трехэлементного состава формы государства.

«Идеальное государство» по Платону

Платон считал, что государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку.

Идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных.

Все служат государству, занимаются своими делами и не вмешиваются в чужие. Таким образом, в государстве царит справедливость и равенство.

Платон, в принципе, отрицал наличие рабов в своем идеальном государстве, однако допускал их небольшое количество из числа военнопленных.


Переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство – ради человека.

«Идеальное государство» по Аристотелю

Аристотель указал на огромное значение политики в жизни человеческого общества.

Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства; считал, что человек – это политическое существо.

Аристотель разработал достаточно глубокое для своего времени учение о государстве, попытался дать его определение. В его представлении, город-государство – это высшая форма объединения людей, отражение сущности человека как политического существа. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.

Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан.

Аристотель высказывал идею верховенства закона.

Лучшей формой правления для идеального государства он считал политию.

Будучи большим реалистом, чем Платон, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство - это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика - форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

(По В.Л. Кулапову )

Пояснение.

1) ответ на первый вопрос:

Под монархией автор понимает форму правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

2) ответ на второй вопрос:

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три признака республики и приведены соответствующие примеры реализации в конституционном строе России:

1) государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому коллегиальному, а не единоличному органу (например, в Российской Федерации все высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются коллегиальными, нижняя палата Федерального Собрания - Государственная дума - избирается непосредственно народом путём прямых выборов);

2) представительная власть сменяема, избирается на определённый срок (например, Государственная дума избирается на 5 лет);

3) законодательно закрепляется ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности (например, Правительство РФ несёт ответственность за свою деятельность перед Президентом РФ и Государственной думой, Президент и Государственная дума несут ответственность перед избирателями, Президент может быть отстранён от должности в случае совершения тяжкого преступления).

Могут быть приведены другие примеры реализации указанных признаков республики в конституционном строе России.

Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) форма правления может измениться эволюционным путём, когда правящие элиты осознают необходимость адаптации формы правления к изменившимся политическим, социальным, экономическим, культурным условиям;

2) форма правления может изменяться в результате революции, то есть резкого насильственного изменения направления политического развития;

3) форма правления может измениться в результате внешнеполитических потрясений (поражение в войне, иностранная оккупация).

Могут быть приведены другие способы изменения форм правления в процессе исторического развития.

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

Соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

Могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

Формы государства.

1. Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства;

2. Проблемы определения формы правления России;

3. Проблемы определения формы государственного устройства России;

4. Проблемы выделения типов политико-правового режима.

Единого подхода к пониманию формы государства не существует. В западной науке нет разграничения между формой правления и типом режима правления. Одни авторы берут за основу структурный подход. И определяют форму государства посредством перечисления её элементов. Традиционно говорят о 3х элементах (форма правления, государственный режим, территориальное устройство). Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами и в дополнение к режиму, необходимо выделять и четвертый самостоятельный элемент формы государства – политическую динамику (характер политического развития власти и общества). В современной литературе как правило определение формы государства происходит через содержательную характеристику этого явления. При таком подходе форму государства определяют как совокупность способов организации, распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в формировании и реализации государственной власти. Форма государства также показывает какими способами, какими методами, в чьих интересах осуществляется государственная власть, на сколько народ допущен к участию в формировании органов государственной власти и какова степень участия народа в осуществлении государственной власти, на сколько народ допущен к реализации власти.

От чего зависит форма конкретного государства? Что будет предопределять форму конкретного государства и её эволюцию?

1. Территориально-географические факторы:

Ø Размер территории государства;

Ø Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;

Ø Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства – монархия, южные народы – республика;

Ø Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства è форма государства.



2. Внутренние факторы (находят своё проявление на территории самого государства):

ü Внутриэкономические факторы (тип экономики – распределительная или обменная; степень укладности экономики – одноукладная или многоукладная; уровень экономического развития общества; тип и характер производственных отношений – производящая экономика или ресурсная; степень экономической стабильности общества);

ü Социально-духовные факторы:

o Отношение государства к религии;

o Национальный состав населения;

o Историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);

o Характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.).

ü Внутриполитические факторы:

o Расстановка политических сил – какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти;



o Уровень политического сознания и политической культуры общества;

o Степень политической активности населения;

o Степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов).

3. Внешние факторы:

v Политическое окружение государства. Либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном. Это влияет на режим государственного устройства;

v Внешнеполитическое заимствование. Ни одно государство не может быть изолированным. Они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государства;

v Фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.

Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения. Иными словами, форма государства - это совокупность его основных признаков, сформировавшихся под воздействием различных объективных и субъективных причин, отличающих одно государство от другого. В характеристике государства принято выделять такие его основные признаки, как форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В современной литературе под формой государства принято понимать способ организации и осуществления государственной власти. Если изучение сущности и содержания государства позволяет найти ответы на вопросы: какова природа государственной власти, в чьих руках находится власть, кто является ее носителем, в чьих интересах осуществляется эта власть, – то рассмотрение формы государства дает возможность разобраться в вопросах: кто, какие структуры (органы) государства осуществляют государственную власть, как они (органы государства) формируются и как взаимодействуют между собой и с населением, какой объем полномочий им предоставлен и на какой срок, как территориально устроена власть, какие средства, методы использует власть для достижения поставленных целей, какая политическая атмосфера складывается в обществе в результате функционирования государства, как власть относится к личности, ее интересам и т.д.

Наиболее существенными для характеристики формы государств являются вопросы, касающиеся: 1) организации верховной власти; 2) территориального устройства государства (территориальной организации публичной власти); 3) совокупности используемых государством политических (и иных) средств, методов осуществления власти. Соответственно элементами, или составляющими формы государства являются: форма правления; форма государственного (территориального) устройства; государственный режим.

Факторы, влияющие на форму государства. Вопросы о том, почему одно государство является монархическим по форме правления, а другое – республикой; одно характеризуется федеративным устройством, а другое – унитарным; в силу каких обстоятельств государства даже одной исторической эпохи разнятся политическим (государственным) режимом, – относятся к числу дискуссионных и нерешенных в теории. Обобщенно можно обратить внимание на следующие группы факторов (обстоятельств), которые в совокупности обусловливают выбор формы государства.



Это прежде всего факторы геополитического порядка. Существенное влияние на форму государства оказывают историческая эпоха, тип цивилизации, социально-культурные условия данного народа, его образ жизни, самобытные национальные традиции, религия и идеология. Форма государства складывается под непосредственным влиянием демографического и экономического (иногда ложно понимаемых) факторов. Влияние этих факторов (характер складывающихся экономических связей между различными территориями) особенно ощутимо сказывается на территориальной организации общества. Племенной, или национально-этнический, фактор имеет также далеко немаловажное значение для формы государства. Так, разноплеменной состав Киевской Руси обусловил в XI–XIII вв., в период феодальной раздробленности, тенденцию к установлению федеративных связей. Национальный состав современных государств в значительной степени определяет выбор формы их территориального устройства.

Политический фактор, концентрированно выраженный в существующем режиме, подчас являлся главным в определении структуры государства. Так, несмотря на то, что Россия уже с начала XV в. стала многоэтническим государством, на протяжении более пяти веков она продолжала оставаться унитарным государством.

14. Форма правления, проблема определения видов.

Под формой правления понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская (см. схему 14).



Монархией (гр. monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления. В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточена в руках монарха. В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - либо особым правовым актом - конституцией. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. Примерами таких монархий являются многие европейские государства - помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской. Республикой (лат. res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

В парламентарной (фр. parle - говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентской (лат. presidens - букв, сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством.