Поэма "василий теркин" - энциклопедия великой войны. Поэма "василий теркин" - энциклопедия великой войны Сочинения по темам

В статье «Как был написан "Василий Тёркин"» Твардовский рассказал историю появления легендарного литературного героя в белофинскую войну 1939 — 1940 годов. Тогда авторы фронтовой газеты «На страже Родины» придумали имя и характер для умелого, никогда не унывающего бойца. Имя — с намёком на опытность, бывалость, «тёртость»; характер — смелый, жизнерадостный, находчивый. Вася Тёркин был условным, непритязательным, полулубочным персонажем-бойцом, он переходил из одного фельетона в другой и стал постоянным героем весёлых комиксов и стихотворных подписей к ним. Твардовский приводит в статье пример иллюстрированного рассказа-шутки «Как Вася Тёркин «языка» добыл»: Вася замаскировался под сугроб, белофинский лыжник наехал на этот сугроб, упал и был взят в плен:

Так в разведке очень ловко,
Применивши маскировку,
Добыл Тёркин «языка»
И доставил в штаб полка.

Сам поэт не относился к Васе Тёркину серьёзно, поэтому во вступлении к серии фельетонов герой представлен богатырём (сажень в плечах), весельчаком, любителем поесть и повоевать:

Но зато не бережёт
Богатырской силы
И врагов на штык берёт,
Как снопы на вилы.

Одним словом, Вася Тёркин — необыкновенный боец — своей сказочной удачливостью и оптимизмом понравился советским солдатам финской кампании.

С 1942 года Твардовский снова стал печатать в военных газетах стихотворные истории о Тёркине, но теперь героя звали Василием, да и мало он был похож на прежнего удальца. Чтобы подчеркнуть различие между двумя одноимёнными героями, Твардовский прямо говорит, что новый Тёркин — обыкновенный парень:

Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе. («На привале»)

Теперь задача поэта несравненно труднее — не просто показать удачные приключения неунывающего русского богатыря, а раскрыть характер воюющего народа. Для этого в большинстве глав поэмы описываются обычные эпизоды тяжёлой и опасной солдатской жизни во время Великой Отечественной войны. Характерна в указанном смысле глава « Бой в болоте», содержание которой как бы вступает в спор с шутливым описанием подвигов прежнего Васи Тёркина:

Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол, горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Тёркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Твардовский хорошо понимал: Отечественная война, война за национальную независимость, принципиально отличается от локальной советско-финской кампании и требует совсем другого изображения:

Нет, товарищ, скажем прямо:
Был он долог до тоски,
Летний бой за этот самый
Населённый пункт Борки.

И в трясине, в ржавой каше,
Безответно — в счёт, не в счёт —
Шли, ползли, лежали наши
Днём и ночью напролёт...
И в глуши, в бою безвестном
В сосняке, в кустах сырых
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.

В поэме, в отличие от подписей к комиксам, Твардовский не боится показывать лишения, тяготы войны и так выражает своё уважение красноармейцам, которые пережили всё это и победили. Именно эта правда о войне становится для поэта главным предметом изображения. Автор рассказывает о неудавшейся переправе в главе «Переправа» или об отступлении сорок первого года в главе «Перед боем». Рассказывает без боязни, потому что знает, что советский народ обязательно победит в этой войне, священной для него, а значит, справедливой. Эту же мысль повторяет Тёркин своим фронтовым товарищам:

Не зарвёмся — так прорвёмся,
Живы будем — не помрём.
Срок придёт, назад вернёмся,
Что отдали — всё вернём. («Перед боем»)

Жизнь солдата на войне изображена Твардовским просто, без бодрых лозунгов и призывов. Поэт шутливо перечисляет темы своей книги:

Про огонь, про снег, про танки,
Про землянки да портянки,
Про портянки да землянки,
Про махорку и мороз... («От автора») —

и ни разу не упоминает привычных идеологических символов: коммуниста-политрука, красное знамя, присягу. Наоборот, солдат думает на фронте о свежей воде, о простой пище, о сне, о семье и любви, ценит шутку-прибаутку, правду (даже самую горькую) и, конечно, жизнь. Всё перечисленное — обычные человеческие желания и потребности, но за этой внешней обыденностью и приземлённостью скрыт истинный, непоказной патриотизм — чувство «стыдливое в русском, но в то же время лежащее в глубине души каждого» (Л.Н.Толстой).

В главе «Кто стрелял?» описывается почти сказочный, но реальный военный эпизод: Тёркин выстрелом из трёхлинейной винтовки сбил немецкий бомбардировщик. (В истории Великой Отечественной войны документально зафиксирован случай: рядовой Михаил Лысов в октябре 1941 года из винтовки с оптическим прицелом сбил фронтовой пикировщик Юнкере — 87.) Сей геройский поступок вроде напоминает прежние лихие подвиги Тёркина — солдата белофинской войны. Но в «Книге про бойца» автора интересует не столько смелый поступок Тёркина, сколько душевное состояние бойцов в окопах: сначала жужжание майского жука навеяло воспоминания о мирной весне, но оно быстро сменилось страшными звуками авианалёта, и бойцы сполна ощутили, что значит «и смерть, и ад со всех сторон» (А.С.Пушкин):

Смерть грохочет в перепонках,
И далёк, далёк, далёк
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берёг.
И друзей, и близких лица,
Дом родной, сучок в стене...

Здесь уже нет и следа «весёлой» войны, реальная война становится тяжелейшим психологическим и физическим испытанием для человека. Чем ближе конец «годины горькой» («От автора») и, значит, финал книги, тем чаще Твардовский показывает страдания людей, человеческие трагедии. Тёркин всю войну вспоминает родину, что «томится под врагом», и поэтому, форсировав Днепр в верховьях, то есть фактически освободив родной смоленский край, он, к удивлению друзей-бойцов, плачет:

Мать-земля моя родная,
Вся смоленская родня,
Ты прости, за что — не знаю,
Только ты прости меня! («На Днепре»)

Безысходное горе чувствует солдат-сирота, который на месте своей деревни увидел только пустырь, заросший многолетним бурьяном:

А у нашего солдата, —
Хоть сейчас войне отбой, —
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята, —
Рисовал дома с трубой... («Про солдата-сироту»)

В поэме Твардовского нет нарочитой патетики, казённого оптимизма. Например, проникновенные слова о Родине появляются в поэме в связи с заурядным эпизодом: боец из тёркинского взвода потерял «всё на свете и кисет». Тёркин, желая подбодрить товарища, рассуждает:

Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, —
Я не спорю, — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак...
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак. («О потере»)

Итак, поэма «Василий Тёркин» — «энциклопедия солдатской жизни». Это определение Твардовский прочитал в письме одного фронтовика. Конечно, для автора лестно получить подобный читательский отзыв, но он справедлив не во всём. Были ещё стороны солдатской жизни в Великой Отечественной войне, которые поэт не показал: расстрелы за нарушение приказа №227 «Ни шагу назад!», деятельность СМЕРШа по разоблачению «шпионов» на передовой (С.Викулов «Тёркин и война» // Наш современник, 1995, №7) и т.п. Эту правду расскажут писатели, которые будут изображать войну спустя годы после победы: В.П.Некрасов («В окопах Сталинграда»), К.М.Симонов («Живые и мёртвые»), В.О.Богомолов («Иван», «В августе сорок четвёртого»), В.Л.Кондратьев («Сашка»), В.П.Астафьев («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Но бесспорно одно: Твардовский создал замечательное произведение об Отечественной войне во время войны.

Герой поэмы — народ, поэтому главное, что удалось автору, — это выразить народный взгляд на войну, взгляд несуетный и правдивый. Для поэта символом народа-победителя стал обыкновенный солдат, рядовой пехотинец. Его жизнь и ратный труд автор сделал понятными и близкими читателю, прославил его подвиг и пробудил чувство уважения, благодарности, любви к простому солдату, скромному и малозаметному.

Как Отечественная война отличалась от финской кампании, так и Вася Тёркин отличался от Василия Тёркина. Значение всенародного подвига в Великой Отечественной войне определило пафос «Книги про бойца»: Твардовский показал войну непарадную, неофициальную, зато настоящую. В поэме нет восхваления советского строя, нет образа коммуниста-идейного вдохновителя, который бы звал на подвиг, не упоминается даже имя Сталина, зато есть война ротного и батальонного уровня, где простой боец — личность, от него зависит победа. Не случайно в поэме не описываются, а только упоминаются великие сражения Отечественной войны под Москвой, под Сталинградом, под Курском и т.д., где действовали целые фронты и армии.

Крупнейшим поэтическим произведением о Великой Отечественной войне является поэма Александра Твардовского “Василий Теркин”.
С того трагического и героического времени уже прошло много лет, но “Василия Теркина” читают все с тем же интересом, потому что в этом

Произведении нашел отражение великий подвиг нашего народа, победившего германский фашизм.
Такая поэма могла родиться в сердце поэта только на войне, участником которой был автор. Даже заранее не зная о данном факте, читатель догадается об этом в процессе чтения. Настолько точно и выразительно запечатлел поэт все обстоятельства солдатского быта, переживания фронтовика – от любви к родному краю до привычки спать в шапке. Произведением именно военного времени поэму Твардовского делает прежде всего связь содержания и формы поэмы с тем состоянием души, в котором она находилась у солдат той великой войны.
Важный момент поэмы, я считаю, состоит в том, что поэт отобразил противостояние фашизму всех народов, населяющих Россию, тогда еще входивших в состав Советского Союза. Единство всех наций и народностей помогло одолеть сильного врага. Все понимали, что от победы зависит их дальнейшее существование на земле. Гитлер ведь хотел уничтожить целые народы. Герой Твардовского сказал об этом простыми, всем запомнившимися словами:

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Выражением единства народного духа как раз и явилась поэма Твардовского. Поэт специально выбрал для поэмы самый что ни есть простой народный язык. Он это сделал для того, чтобы его слова и мысли дошли до каждого соотечественника. Когда, например, Василий Теркин говорил своим товарищам-бойцам о том, что

Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят, –

Эти слова мог повторить вместе с ним и уральский сталевар, и крестьянин из Сибири, и белорусский партизан, и ученый из Москвы.
Поэт вместе со своим героем пережил все тяготы и горечь войны. Правдиво описывает он драму отступления нашей армии, солдатский быт, страх смерти, горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных. Нельзя равнодушно читать строки о том, как

Бездомный и безродный,
Воротившись в батальон,
Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.
На краю сухой канавы,
С горькой, детской дрожью рта,
Плакал, сидя с ложкой в правой,
С хлебом в левой, – сирота.

Правда, которую несет в себе поэма Твардовского, часто бывает очень горька, но никогда не бывает холодна. Она всегда согрета сердечным теплом автора, его сочувствием к солдатам нашей армии и вообще к “нашим” – это доброе слово того военного времени не раз звучит в поэме. Мне нравится, что любовь и доброта присутствуют здесь не в виде каких-то специальных объяснений, а просто живут в каждом слове, в каждой интонации.

Поглядеть – и впрямь – ребята!
Как, по правде, желторот
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.
Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?

Все эти ребята, не исключая самого Теркина, – простые люди, и показаны они в самых будничных обстоятельствах. Автор специально избегает описывать героические моменты, потому что по своему опыту знает: война – это тяжелая работа. У него “дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава” или “посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь. Ни клочка родной газетки – козью ножку завернуть”. Разговоры бойцы заводят совсем не на “высокие” темы – например, о преимуществе сапога перед валенком. И заканчивают они свою “войну-работу” не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а там, где в России обычно заканчивается всякая страда, – в бане.
Итак, символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат. Поэт сделал его переживания понятными и близкими для нас, его потомков. Мы относимся к его Василию Теркину с благодарностью и любовью. Этими же достоинствами и еще своим демократизмом “книга для бойца” стала близка и читателям-фронтовикам.
Известно, что для произведений искусства время является самым главным критиком, и многие книги не выдерживают этого жестокого испытания. Наше время тоже не последняя веха на пути произведения Твардовского. Возможно, следующие поколения россиян будут читать ее под каким-нибудь иным углом зрения. Но я уверен, что поэма будет все равно читаться, потому что разговор в ней идет о непреходящих ценностях нашей жизни – родине, добре, правде. Автор, словно предвидя будущую жизнь своего произведения, конец поэмы сделал напутствием:

Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца
Я и начал с середины
И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павших памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.

Я считаю, что Твардовский совершенно прав – настоящая поэзия не имеет ни конца, ни начала. А если она рождена раздумьями о судьбе и ратном подвиге целого народа, то и подавно может рассчитывать на вечность.

Сочинения по темам:

  1. Поэма “Василий Теркин” написана Твардовским на основе личного опыта автора – участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное...

Фигура Александра Трифоновича Твардовского значительна для современной русской литературы XX в. Свою поэму «Василий Теркин» он писал всю войну. И она запечатлела все, что происходило в те страшные и суровые годы, стала своеобразной летописью.

Поэма Твардовского включает опыт поэзии XIX и XX вв. Константин Симонов высоко оценил поэму: «Написать так, как написано, это никому из нас не дано». Главный герой поэмы - образ собирательный, вымышленный, вобравший в себя черты русского воина и человека. Теркин воплотил в себе еще и идею народного духа, его стремление к победе, несмотря ни на что. Каждая глава в поэме - это отдельный эпизод войны, а всего их три. Твардовский писал поэму таким образом, чтобы каждую ее часть могли прочитать в любом месте как отдельную историю. Все главы поэмы начинаются лирическим отступлением. Поэт напрямую обращается к своим читателям и этим делает их участниками событий. Объединяет всю поэму образ главного героя, Василия Теркина. Писалась поэма для простых солдат, которые отдавали свои жизни войне.

Поэма «Василий Теркин» - это «Книга про бойца», про обыкновенного русского солдата, идущем трудными дорогами войны. Поэт подчеркивает, что Теркин - один из многих, такой же, как все: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе...
Но ведь именно такие простые солдаты и несли на себе весь груз войны. Поэтому образ ВасилВ Теркина был близок каждому, кто читал поэму.

Его фамилия сближается со словом «тертый»: он «жизнью тертый человек», «битый, тертый». Это боец, с которым автор подружился еще во время советско-финляндской войны. За саоЯ двадцать пять лет герой изведал «все худое», но остался «жив-здоров, бодрей, чем прежде». Он «сердцем щедрым наделен», и потому «горечь бедствий и потерь» оказывается ему нипочем, закаляется характер, проявляя его лучшие свойства. Это обобщенный образ русского «работника» - мужика- в крестьянина и солдата.

События поэмы развиваются на фронте, и это значимо, потому что Твардовскому важно ответил на вопрос: как победить? Это произведение вобрало в себя все: героизм, патриотизм и гуманизм. Любая война - это гибель людей, и для Теркина это суровая реальность. Он «принимает все, как есть». Его девиз - не унывать ни при каких обстоятельствах. Теркин просто выполняет свой долг, свою тяжкую работу. Война для него - необходимость, поставленная временем трудная «задача». Чтобы выполнить ее, герой проявляет героизм, сметливость и самоотверженность.

В главе «Переправа» Теркин с риском для жизни переплывает в ледяной воде реку, чтобы сообщить о переправе на другой берег своего взвода. Он выходит победителем из поединка с вражеским самолетом. Стойко переносит он все трудности войны. Он «парень хоть куда», «герой героем». Но в то же время он и мастер на все руки: может починить часы, заточить пилу, справиться с мировой «бедой-разрухой». У него и ранение, и контузия, пережил он смерть товарищей. Все это не забыто, «да не время вспоминать». Жизнь на войне продолжается, и пока человек жив, в ней есть место и прибаутке, и песне, и музыке.

Танкисты отдают Теркину гармонь своего погибшею товарища, признавая, что жизнь не стоит на месте, не кончается со смертью друга. Сам Теркин считает, что если «застигнет смертный час», то главной мыслью будет мысль о том, что напишут про них после, как вспомнят о них дети, внуки, «страна-держава». Но когда смерть приходит за ним, он шутит и просит дать ему время дожить до победы. - Яне худший и не лучший, Что погибну на войне. Но в конце ее, послушай, Дашь ты на день отпуск мне? Дашь ты мне в тот день последний, В праздник славы мировой,. Услыхать салют победный, Что раздастся над Москвой?

А потом просто гонит от себя смерть: «Прогоните эту бабу, я солдат еще живой».
Достоинства русской натуры выявляются в час тяжелых испытаний. Теркин ощущает себя частицей России, для него это не просто страна, а «мать-старуха», за которую он несет «ответ» перед всем миром:

Бой идет не ради славы - Ради жизни на земле-
Мысли героя часто возвращаются к мирной жизни. Он чувствует, что «от окопов пахнет пашней», бой напоминает ему полевую «страду». Но поля пусты, земля изрыта воронками, «мирные края» пахнут «орудийным...дымом». Теркин остро чувствует разрушительную силу войны, но не падает духом. Он верит в торжество добра и справедливости и старается передать эту веру окружающим. Он становится дорог читателям, понятен и близок каждому бойцу, как воплощение положительного национального героя:

То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек...

В 1954 г. поэма получает своеобразное продолжение. Твардовский пишет «Василий Теркин на том свете». Эта поэма сатирическая, а потому принципиально отличается от предыдущей. Поэт пишет о послевоенном времени, когда бюрократическая машина не давала жить победившим в Великой Отечественной войне. Фашизм уничтожили, а внутреннего врага - бюрократизм - победить оказалось труднее... И снова Василий Теркин выступает как национальный герой.«Василий Теркин на том свете» стала своеобразным всплеском боли поэта за русский народ-Победитель. Война и ее последствия оставили глубокий след в душе Твардовского.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь-
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — произведение выдающееся. И содержание его, и фор-ма по-настоящему народны. Поэма стала одним из са-мых значительных произведений о Великой Отечест-венной войне. На первый взгляд может показаться, что «Василий Теркин» — просто ряд эпизодов из жиз-ни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыс-лив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны — от отступления в 1941 году до великой победы.

Война — это голод и холод, смерть, самопожертво-вание, героизм, терпение, глубокая боль за объятую огнем родину. Все это можно увидеть в поэме Твардов-ского. Поэт нарисовал впечатляющие картины воен-ных лет. На войне «жить без пищи можно сутки, мож-но больше», и все эти тяготы нужно выносить терпе-ливо и достойно. Нужно быть каждый день готовым к смерти.

Яркая картина создана поэтом в главе «Перед боем». На пути следования бойцов оказывается род-ная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится «вдоль стены», потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побыв-ку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник «горький, гру-стный» , потому что жалкие часы, если не минуты от-ведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько ухо-дить командиру из родного дома, потому что «может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут».

С великим уважением говорит поэт о простой рус-ской женщине, вынесшей на своих плечах в годы вой-ны огромные страдания, и ей поэт отдает земной по-клон.

Последние крохи отдают хозяйки солдату, зашед-шему в их дом по пути к победе. Он для них не чужой, он родной, потому что, как и тысячи других, идет от-давать свою жизнь за Отечество.

В главе «Генерал» Твардовский показывает един-ство простого солдата и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь «любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти».

Трагическую, типичную картину рисует поэт в гла-ве «Про солдата-сироту». Герой этого эпизода, прохо-дя мимо родных мест, не узнает родной деревни Крас-ный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

О смерти поэт говорит легко, потому что смерть эта во имя Родины: «страшный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы,— ради жизни на земле». Гибнут солдаты при переправе, гибнут в неравных боях с немцем, но все же доходят до Берлина.

Война – сложное и страшное время в жизни любого народа. Именно в период мировых противостояний решается судьба нации, и тогда очень важно не потерять чувство собственного достоинства, уважение к себе, любовь к людям. В годину тяжелых испытаний, во время Великой Отечественной войны, вся наша страна поднялась на защиту родины против общего врага. Для писателей, поэтов, журналистов в тот период было важно поддержать боевой дух армии, помочь морально людям в тылу.

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится

Выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. Поэма «Василий Теркин» писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годину тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж его поэмы, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

Композиция поэмы также помогает раскрыть военную тематику произведения. Каждая глава имеет завершенную структуру, закончена по мысли. Писатель объясняет этот факт особенностями военного времени; кто-то из читателей может не дожить до выхода следующей главы, а для кого-то не будет возможности получить газету с определенной частью поэмы. В названии каждой главы («Переправа», «О награде», «Два солдата») отражено описываемое событие. Связующим центром поэмы становится образ главного героя – Васи Теркина, который не только поднимает боевой дух солдат, но и помогает людям пережить трудности военного времени.

Поэма писалась в сложных полевых условиях военного времени, поэтому язык произведения взят писателем из самой жизни. В «Василии Теркине» читатель встретит множество стилистических оборотов, присущих разговорной речи:

– Жаль, давно его не слышно,

Может, что худое вышло?

Может с Теркиным беда?

Здесь есть и синонимы, и риторические вопросы и восклицания, и свойственные поэтическому произведению, писавшемуся для народа, фольклорные эпитеты и сравнения: «пуля-дура». Твардовский приближает язык своего творения к народным образцам, к живым, понятным каждому читателю речевым конструкциям:

Молвил Теркин в ту минуту:

«Мне – конец, войне – конец».

Таким образом, поэма как бы в неспешной манере повествует о военных перипетиях, делая читателя соучастником изображаемых событий. Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой…

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.