Персоны (5). Лётчики-космонавты ссср Минаев: И отбивают от полета, я так понимаю…

Сегодня летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко отмечает свой 80-летний юбилей.

В поздравительной телеграмме Президента Дмитрия Медведева, в частности, говорится : «Знаменитый лётчик-космонавт, профессионал высочайшего класса, Вы участвовали в трёх орбитальных экспедициях, многое сделали для реализации отечественной космической программы и крупных научно-исследовательских проектов».

Руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин в своем поздравлении отметил , что юбиляр - один из тех космонавтов, которые являются олицетворением эпохи прорыва человека в космос и чья плодотворная общественная деятельность, направленная на популяризацию российской космонавтики, бесценна для воспитания молодежи.

Георгий Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. В 1955 году закончил с отличием Ленинградский механический институт, работал в конструкторском бюро, член КПСС.

С 1966 года в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз», а также для полёта на Луну.

С 11 января по 9 февраля 1975 года совместно с Алексеем Губаревым совершил свой первый полет на космическом корабле «Союз-17» в качестве бортинженера.

12 января 1975 года корабль произвел стыковку с находившейся на орбите 1974 года орбитальной станцией «Салют-4». Полет продолжался 29 суток 13 часов.

С 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года совместно с Юрием Романенко совершил полет в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-26» и орбитальной станции «Салют-6». В полете, длившемся 96 суток 10 часов, к орбитальной станции пристыковывались пилотируемый космический корабль «Союз-27», первый в истории автоматический грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» и космический корабль «Союз-28».

Возвратился Гречко на корабле «Союз-27». После этого полета ему было присвоено звание Героя ЧССР.

Третий полет он совершил с 17 по 26 сентября 1985 года в качестве бортинженера совместно с командиром Владимиром Васютиным и космонавтом-исследователем Александром Волковым на космическом корабле «Союз Т-14» и орбитальной станции «Салют-7».

После работы на борту орбитального комплекса «Салют-7» - «Союз Т-13» - «Союз Т-14», возвратился на Землю вместе с Владимиром Джанибековым на космическом корабле «Союз Т-13». Это было окончанием «спасательной» экспедиции Джанибекова-Савиных на утратившую управление с Земли орбитальную станцию.

Гречко был ведущим телевизионной программы «Этот фантастический мир» с 1977 по 1990 годы, работал также вице-президентом ОТП Банка.

Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса (18.05.1978). Доктор физико-математических наук (17.02.1984). Кандидат в мастера по автомобильному спорту, имеет 2-й разряд по планеризму, 3-й разряд по самолетному спорту, 2-й разряд по стрельбе из винтовки и пистолета, 1-й разряд по парашютному спорту (64 прыжка).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Гергия Гречко установлен на его родине в Московском Парке Победы Санкт-Петербурга.

Он награжден двумя медалями Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, многими медалями, втом числе «За заслуги в освоении космоса», «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «За освоение целинных земель».

Редакция Полит.ру присоединяется к поздравлениям!

Бортинженер: Алексей ЕЛИСЕЕВ (космонавт-15)

И его уже знает читатель. В январе 1969 года он стартовал в составе экипажа корабля «Союз-5». Тогда впервые был осуществлен переход космонавтов из корабля в корабль, а точнее – из одного рабочего отсека орбитальной станции в другой. Тогда впервые получила признание новая профессия: бортовой инженер космического корабля. Он стал первым ее представителем.

И вот снова Алексей в полете. На этот раз усложнились задачи бортинженера, как и усложнилась вся программа нового космического эксперимента. Так сегодня. А завтра? Этот вопрос для него не нов. Он уже отвечал на него после своего первого свидания со звездами. Мы перескажем его мысли его же словами.

«Познание космоса началось, но мы только раскрыли глаза. Нам предстоит еще долго смотреть и анализировать, прежде чем мы поймем закономерности космической стихии, поймем механизм ее воздействия на земные явления. Мы уже многое знаем, но неизмеримо больше нам предстоит узнать. И для этого люди будут создавать лунные обсерватории, долговременные орбитальные станции, отправятся к далеким планетам.

Давайте попытаемся заглянуть вперед на десятилетия, попытаемся представить себе обязанности экипажей кораблей будущего, сроки путешествий которых будут увеличиваться от нескольких недель до нескольких лет. Некоторые тенденции уже прослеживаются сегодня.

Увеличение объема и сложности научных исследований, усложнение управления кораблем, большие длительности полетов, удаление на громадные расстояния от Земли – все это потребует еще более высокой подготовки космонавтов. В зависимости от научных задач полета на корабле или орбитальной станции могут находиться, кроме командира летчика-космонавта, еще и астроном, геофизик, метеоролог, механик, биолог и т. д. Каждый из этих ученых-космонавтов должен быть высококвалифицированным специалистом, и не только в своей области. В полете экипажу придется решать весьма сложные задачи, относящиеся к различным отраслям науки и техники.

Первая задача – это космическая навигация. Уже современные ракеты-носители выводят корабль очень точно. Даже специалисты называют достигнутую точность фантастической. Однако и при такой точности выведения во время дальних и длительных полетов накапливаются значительные ошибки. При полете, например, к Марсу или к Венере промах за счет накопления ошибок может составить десятки тысяч километров. С другой стороны, мы знаем, что для возвращения на Землю, скажем, космических аппаратов типа «Зонд» отклонение от расчетной траектории при входе в атмосферу Земли не должно превышать примерно десяти километров. Это значит, что в полете надо обязательно исправлять траекторию – проводить коррекцию. Отсюда следует, что необходимо прежде всего знать истинную траекторию полета, знать, насколько она отличается от расчетной. Для этого нужно будет систематически проводить измерения, а результаты наблюдений должны проходить сложную математическую обработку.

В земных условиях штурман (моряк или летчик) определяет траекторию корабля относительно как бы неподвижной Земли и только в двух измерениях: широта и долгота той точки, в которой в данный момент находится морское судно или самолет. Космический штурман должен построить траекторию корабля во всех трех пространственных измерениях, пользуясь для этой цели более сложной системой координат. Штурман должен учесть движение планеты, к которой летит корабль, определить время прибытия, вычислить, как следует направить корректирующий двигатель, когда и на какое время его включить, чтобы обеспечить прилет в заданный район планеты.

Все это требует очень глубоких математических знаний, умения работать с оптическими визирами, с бортовой вычислительной машиной, анализировать результаты расчетов, применяя методы прикладной математики и прикладной небесной механики.

Вторая большая задача, стоящая перед экипажем, – управление кораблем. Космический корабль в сравнительно небольшом объеме заключает целый комплекс сложнейших систем самого различного назначения. Достаточно назвать системы ориентации и стабилизации, терморегулирования, связи, обеспечения жизнедеятельности, контроля работы бортовой аппаратуры, медицинского контроля состояния экипажа.

Экипаж обязан непрерывно следить за работой всех этих систем, предупреждать возможные неисправности. Для этого нужно будет регулярно производить профилактические осмотры приборов, возможно, перенастраивать их и регулировать, а при длительных полетах и ремонтировать. Перед наиболее сложными и ответственными космическими экспериментами (как, например, посадка на другую планету или взлет с нее) экипаж должен уметь провести комплексные испытания всех основных систем. А уж если случилась какая неисправность, нужно уметь быстро и точно найти ее причины и с помощью имеющихся под рукой средств устранить.

По существу, экипаж корабля, находящийся в дальнем полете, волей-неволей должен взять на себя те функции по анализу работы и профилактике бортовых систем, которые, например, в авиации выполняются высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом наземных служб. Поэтому членам экипажа необходимы отличные знания в области электроники, электротехники, механики и т. д.

Еще одна из важных задач экипажа в дальнем космическом рейсе – это поддержание в кабине корабля нормальных условий для жизни. Необходимо следить за составом атмосферы в жилых отсеках, уровнем радиации, санитарно-бытовыми условиями, При длительном полете экипажу придется регенерировать питьевую воду, кислород.

Заболевание любого из членов экипажа космического корабля ставит под угрозу выполнение программы полета. Поэтому на борту должно быть хорошее медицинское обслуживание. Нужно, чтобы космонавт всегда, в любой момент мог рассчитывать на квалифицированную врачебную помощь. Таким образом, и к биологической и к медицинской подготовке космонавтов тоже предъявляются высокие требования.

Совершенно ясно, что все эти задачи не под силу решать одному человеку. Экипажи дальних космических кораблей будут состоять из группы космонавтов, обязанности между которыми будут четко распределены, подобно тому как, например, сейчас распределяются обязанности между членами экипажей воздушных лайнеров. Понятно, что одновременно космонавты должны обладать и определенным универсализмом для взаимозаменяемости в случае необходимости.

Как видите, у будущих космонавтов обязанностей будет более чем достаточно. И те, кто сегодня спрашивает нас, как стать космонавтами, кто собирается посвятить свою жизнь космосу, должны готовиться к тому, что им придется овладеть целым «спектром» профессий и по крайней мере одной в совершенстве».

Он уже наступил, этот новый этап в плане исследования и освоения космоса. Наука сама, своими глазами осмотрелась в безбрежном океане звезд. Три корабля вышли на разные орбиты. На борту каждого из них находились люди разных профессий: летчики – мастера управления сложными машинами, инженеры и ученые – мастера в познании процессов и законов мироздания.

И все-таки что же сказать о нем самом – об инженере Алексее Елисееве? Добрый? Упорный? Талантливый инженер? Способный исследователь?.. Все это верно. В «Звездном» к нему относятся с большим уважением. Почему?

«Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться, – говорит о нем его тезка Алексей Леонов. – Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию – прекрасно фехтует на штыках. Леша считал, что ему хвастать особенно нечем...

Эта скромность, тактичность, большая выдержка характерны для него. Есть у Елисеева прекрасное качество – умение слушать собеседника. Он не перебьет его, даст изложить все аргументы и потом спокойно выскажет свою точку зрения... Леша увлекается живописью, собирает коллекцию репродукций, старается не пропускать выставок, в числе его любимых писателей Ильф и Петров, Гашек, Чехов. Это понятно, по складу своего характера он веселый, остроумный человек. Умеет иногда с каменным лицом устраивать розыгрыш. Вряд ли ему удастся воспользоваться этим в космосе – товарищи его хорошо знают...»

Да, товарищи знают Алексея Елисеева, коммуниста и космонавта.

ТОКИО. Все японские газеты продолжают широко комментировать новое достижение Советского Союза в освоении космического пространства, помещают фотографии советских космонавтов, подробно рассказывают о биографиях покорителей космоса.

Наблюдения «семерки смелых», как называет «Санкэй симбун» советских героев-космонавтов, наверняка обогатят науку неизмеримым количеством новых фактов.

«Майнити» подчеркивает, что советский космический эксперимент явится самым выдающимся техническим достижением в истории.

ТАСС БЛАГОДАРИМ ЗА ДОВЕРИЕ Центральному Комитету КПСС Президиуму Верховного Совета СССР Советскому правительству

От имени экипажей космических кораблей «Союз» докладываем Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза, Президиуму Верховного Совета СССР и Советскому правительству:

Сейчас в околоземном космическом пространстве успешно осуществляют групповой полет пилотируемые корабли «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Семь советских космонавтов приступили к выполнению широкой программы научно-технических исследований, наблюдений и экспериментов. Наш дружный космический коллектив уверен, что намеченная программа по изучению космоса будет выполнена полностью.

Настроение отличное, чувствуем себя хорошо.

Горячо благодарим ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Советское правительство за оказанное доверие.

Космонавты: ШОНИН, КУБАСОВ, ФИЛИПЧЕНКО, ВОЛКОВ, ГОРБАТКО, ШАТАЛОВ, ЕЛИСЕЕВ. СОВЕТСКИЙ НАРОД ЖЕЛАЕТ ВАМ УСПЕХА Приветственная телеграмма руководителей партии и правительства космонавтам товарищам Шонину Георгию Степановичу, Кубасову Валерию Николаевичу, Филипченко Анатолию Васильевичу, Волкову Владиславу Николаевичу, Горбатко Виктору Васильевичу, Шаталову Владимиру Александровичу, Елисееву Алексею Станиславовичу

Дорогие товарищи!

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР горячо поздравляем вас с успешным групповым полетом космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Впервые в истории освоения космического пространства на околоземной орбите находится одновременно три пилотируемых корабля. Это выдающееся достижение в области космонавтики служит новым доказательством высокого уровня развития советской науки и техники, неисчерпаемых творческих возможностей советского народа.

Весь наш народ желает вам успешного выполнения задания и благополучного приземления.

Обнимаем вас и ждем на родной земле.

Л. И. БРЕЖНЕВ, Н. В. ПОДГОРНЫЙ, А. Н. КОСЫГИН.

Набор открыток "Летчики-космонавты СССР"
Издательство «Плакат». Москва, 1982 г.
А-08632-82 Изд. № 10р-1132. 1223211. Ц. 5 коп.
Т. 360 000 экэ.


Герой Советского Союза

ГАГАРИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ


Член КПСС с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 6- го и 7-го созывов. Почетный член Международной академии по астронавтике и исследованию космического пространства. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске Смоленской области.
12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле-спутнике «Восток»: облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.
27 марта 1968 года погиб при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен на Красной площади в Москве. Имя Гагарина Ю.А. присвоено Краснознаменной ордена Кутузова Военно-воздушной академии в Монино. Его родина - город Гжатск переименован ныне в город Гагарин.
Именем Гагарина Ю.А. назван кратер на обратной стороне Луны и научно-исследовательский корабль АН СССР.


Герой Советского Союза

БЕЛЯЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1949 года.
Родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Вологодской области.
Полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Леоновым А.А. в качестве командира космического корабля «Восход-2». В ходе полета впервые в истории космонавтики выполнен выход космонавта Леонова А. А. из кабины космического корабля в открытый космос.
Впервые осуществлен спуск космического корабля с орбиты с использованием ручной системы управления. Программа полета была выполнена полностью.
Беляев П.И. умер 10 января 1970 года. Именем Беляева П.И. назван научно-исследовательский корабль АН СССР.


Дважды Герой Советского Союза

ШАТАЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1953 года.
Родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Первый полет в космос совершил 14-17 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-4».
В полете впервые были выполнены ручная стыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5» и таким образом создана экспериментальная космическая станция, переход через открытый космос космонавтов Елисеева А.С. и Хрунова Е.В. из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4».
Второй полет в космос совершил 13-18октября 1969 года совместно с Елисеевым А.С. в качестве командира космического корабля «Союз-8». Это был групповой полет трех советских космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8».
Третий полет в космос совершил 23-25 апреля 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-10» совместно с Елисеевым А.С. и Рукавишниковым Н.Н.


Дважды Герой Советского Союза

ЛЕОНОВ АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ

Член КПСС с 1957 года.
Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области.
Первый полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Беляевым П.И. в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2».
Впервые в мире Леонов А. А. вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Кубасовым В.Н. на космическом корабле «Союз-19». Это был первый в мире совместный полет советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон».


Дважды Герой Советского Союза

ФИЛИПЧЕНКО АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации. Член КПСС с 1952 года.
Родился 26 февраля 1928 года в поселке Давыдовка Воронежской области.
Первый полет в космос совершил совместно с
Волковым В.Н.и Горбатко В.В. 12-17 октября 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-7».
Второй полет в космос совершил 2-8 декабря 1974 года совместно с Рукавишниковым Н.Н. в качестве командира космического корабля «Союз-16». Полет выполнялся в плане подготовки к совместному советско- американскому полету по программе ЭПАС. В полете проведены испытания модифицированных систем корабля и дано заключение о возможности их использования при выполнении совместного советско- американского полета.


Герой Советского Союза

ДОБРОВОЛЬСКИЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, подполковник. Член КПСС с 1954 года.
Родился 1 июня 1928 года в городе Одессе. Совершил космический полет 6-30 июня 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-11» и орбитальной станции «Салют» совместно с Волковым В.Н. и Пацаевым В.И.
Космический корабль «Союз-11» успешно состыковался с орбитальной станцией «Салют».
Экипаж через систему внутреннего перехода перешел в первую в мире орбитальную станцию, в ходе полета всесторонне проверил работоспособность ее систем, произвел испытания всего оборудования станции. Программа полета была выполнена полностью. При спуске с орбиты вследствие разгерметизации спускаемого аппарата экипаж погиб. Добровольскому Георгию Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Именем Добровольского Г.Т. назван научно- исследовательский корабль АН СССР.


Герой Советского Союза

ДЕМИН ЛЕВ СТЕПАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер, кандидат технических наук. Член КПСС с 1956 года.
Родился И января 1926 года в Москве. Совершил космический полет 26-28 августа 1974 года совместно с Сарафановым Г.В. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-15».
Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета.



Герой Советского Союза
КИЗИМ ЛЕОНИД ДЕНИСОВИЧ
Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1966 года.
Родился 5 августа 1941 года в городе Красный Лиман Донецкой области.
Космический полет совершил 27 ноября - 10 декабря 1980 года совместно с Макаровым О.Г. и Стрекаловым Г.М. в качестве командира экипажа на корабле «Союз Т-3» и орбитальной станции «Салют-6».
Это был первый испытательный полет корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте.
В ходе полета проведены испытания бортовых систем и элементов конструкции усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-3» в различных режимах полета, выполнен ряд сложных профилактических работ, проведены эксперименты по космическому материаловедению, медико-биологические исследования.
Работа, выполненная космонавтами на станции «Салют-6», открывает новые перспективы в развитии обслуживаемых долговременных орбитальных комплексов и повышении эффективности их использования в интересах науки и народного хозяйства.


Герой Советского Союза

САРАФАНОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1963 года.
Родился I января 1942 года в селе Синенькие Саратовской области.
Совершил космический полет 26-28 августа 1974 года совместно с Деминым Л.С. в качестве командира космического корабля «Союз-15». Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета.
При возвращении на Землю впервые отработаны методы и средства поиска и эвакуации экипажа космического корабля, совершившего посадку в ночных условиях.


Герой Советского Союза

ЖОЛОБОВ ВИТАЛИИ МИХАЙЛОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер.
Член КПСС с 1966 года.
Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка Херсонской области. Космический полет совершил с 6 июля по 24 августа 1976 года совместно с Волыновым Б. В. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5».
За время космического полета получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы
Земли и Солнца. На борту орбитальной станции проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и
технологические операции в условиях невесомости. Проведены исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полета.


Дважды Герой Советского Союза

КЛИМУК ПЕТР ИЛЬИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации.
Член КПСС с 1963 года.
Родился 10 июля 1942 года в деревне Комаровка Брестской области.
Первый полет в космос совершил в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-13» совместно с Лебедевым В.В. 18-26 декабря 1973 года. В полете осуществлены ценные научные наблюдения с помощью системы телескопов «Орион-2».
Второй полет в космос совершил с 24 мая по 26 июля 1975 года совместно с Севастьяновым В.И. в качестве командира космического корабля «Союз-18».
Третий полет в космос выполнил с 27 июня по 5 июля 1978 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Польской Народной Республики Гермашевским Мирославом на корабле «Союз-30» и орбитальной станции «Салют-6».


Дважды Герой Советского Союза

МАКАРОВ ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук. Член КПСС с 1961 года. Родился 6 января 1933 года в поселке Удомля Калининской области.
Первый полет в космос совершил 27-29 сентября 1973 года совместно с Лазаревым В. Г. в качестве бортинженера на космическом корабле «Со юз-12».
Второй полет в космос совершил 10-16 января 1978 года совместно с Джанибековым В.А. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-27».

Третий полет в космос выполнил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года в качестве бортинженера корабля «Союз Т-3» и станции «Салют-6» совместно с командиром экипажа Кизимом Л.Д. и космонавтом-исследователем Стрекаловым Г.М. Это был первый полет корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте.


Дважды Герой Советского Союза

КУБАСОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1968 года.
Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области.
Первый полете космос совершил 11-16 октября 1969 года совместно с Шониным Г.С. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-6».
Полет проходил одновременно с полетом космических кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Леоновым А. А. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-19».
Это был первый в мире международный полет, в котором участвовали советский космический корабль «Союз» и американский корабль «Аполлон».
Третий полет в космос выполнил в качестве командира интернационального экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Венгерской Народной Республики Берталаном Фаркашем с 26 мая по 3 июня 1980 года на космическом комплексе «Союз-36» - «Салют-6».


Дважды Герой Советского Союза

ВОЛЫНОВ БОРИС ВАЛЕНТИНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1958 года.
Родился 18 декабря 1934 года в городе Иркутске. Первый полет в космос совершил 15-18 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-5» совместно с Елисеевым А.С. и Хруновым Е.В. Космонавты Елисеев А.С. и Хрунов Е.В. впервые в мире перешли через открытый космос в корабль «Союз-4», на котором и совершили посадку.
Второй полет в космос совершил с 6 июля по 24 августа 1976 года совместно с Жолобовым В.М. на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5».
За время космического полета получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли.


Дважды Герой Советского Союза

КОМАРОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер. Член КПСС с 1952 года.
Родился 16 марта 1927 года в Москве. Первый полет в космос совершил 12-13 октября 1964 года совместно с Феоктистовым К.П. и Егоровым Б. Б. в качестве командира многоместного космического корабля «Восходо. Второй полет в космос совершил 23-24 апреля 1967 года на космическом корабле «Союз-1». В ходе испытательного полета полностью выполнена программа отработки систем нового корабля, проведены запланированные научные эксперименты.
При возвращении на Землю из-за нерасчетной работы парашютной системы корабль снижался с большой скоростью, что привело к гибели космонавта.
Комарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено второе звание Героя Советского Союза. Именем Комарова В.М. назван научно- исследовательский корабль АН СССР.


Дважды Герой Советского Союза

НИКОЛАЕВ АНДРИЯН ГРИГОРЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1957 года.
Родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Чувашской АССР.
Первый полет в космос совершил 11-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-3». Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полет. Он проходил одновременно с полетом корабля «Восток-4», пилотируемого Поповичем П.Р.
В ходе полета получены ценные сведения, показывающие, какое влияние оказывает состояние невесомости в течение продолжительного времени в одинаковых условиях эксперимента на разные организмы. Второй полет в космос совершил 1-19 июня 1970 года в качестве командира космического корабля «Союз-9» совместно с Севастьяновым В.И.
Это был самый длительный автономный полет пилотируемого корабля типа «Союз».


Дважды Герой Советского Союза

ПОПОВИЧ ПАВЕЛ РОМАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1957 года.
Родился 5 октября 1930 года в поселке Узин Киевской области.
Первый полет в космос совершил 12-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-4». Полет проходил одновременно с полетом корабля «Восток-3».
Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полет.
Второй полет в космос совершил 3-19 июля 1974 года совместно с Артюхиным Ю.П. на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3».
На борту орбитальной станции экипаж провел многочисленные эксперименты и наблюдения, имеющие большое значение для решения многих проблем науки, техники, народного хозяйства.


Дважды Герой Советского Союза

БЫКОВСКИЙ ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник, кандидат технических наук. Член КПСС с 1963 года. Родился 2 августа 1934 года в городе Павловский Посад Московской области. Первый полет в космос совершил 14-19 июня 1963 года на корабле «Восток-5». Полет проходил одновременно с полетом космического корабля «Восток-6», пилотируемого Терешковой В.В.
Второй полет в космос совершил 15-23 сентября 1976 года в качестве командира космического корабля «Союз-22» совместно с Аксеновым В.В.
Третий полет в космос выполнил с 26 августа по 3 сентября 1978 года в качестве командира международного экипажа с космонавтом- исследователем гражданином Германской Демократической Республики Йеном Зигмундом на корабле «Союз-31».


Дважды Герой Советского Союза

БЕРЕГОВОЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук. Член КПСС с 1943 года.
Родился 15апреля 1921 года в селе Федоров ка Полтавской области.
Космический полет совершил 26-30 октября 1968 года на космическом корабле «Союз-3». Во время полета осуществлено многократное маневрирование корабля на орбите и его друкратное сближение с беспилотным космическим кораблем «Союз-2». Проведены ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования корабля «Союз», а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства.


Дважды Герой Советского Союза

ДЖАНИБЕКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1970 года.
Родился 13 мая 1942 года в поселке Искандар Ташкентской области.
Первый космический полет совершил 10-16 января 1978 года совместно с Макаровым О.Г. в качестве командира экипажа космического корабля «Союз-27».
Впервые в истории космонавтики на околоземной орбите был создан пилотируемый научно-исследовательский комплекс, состоящий из орбитальной станции и двух космических кораблей: «Союз-26» и «Союз-27».
Второй космический полет совершил 22-30 марта 1981 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Монгольской Народной Республики Жугдердемидийном Гуррагчей на космическом корабле «Союз-39» и орбитальной станции «Салют-6».


Герой Советского Союза

ТИТОВ ГЕРМАН СТЕПАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук.
Член КПСС с 1961 года.
Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Алтайского края.
При подготовке к выполнению первого в мире полета человека в космическое пространство был дублером космонавта-1 - Гагарина Ю.А. Космический полет совершил 6-7 августа 1961 года на корабле-спутнике «Восток-2».
Это был первый в мире многовитковый полет: за 25 часов 11 минут «Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 703 143 километра.
Полет позволил оценить влияние фактора невесомости на человеческий организм и его работоспособность в течение суточного пребывания в космическом пространстве.


Дважды Герой Советского Союза

РЮМИН ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР. Член КПСС с 1972 года.
Родился 16 августа 1939 года в Комсомольске- на-Амуре.
Космический полет совершил 9-11 октября 1977 года совместно с Коваленком В.В. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-25».
Второй полет в космос совершил с 25 февраля по 19 августа 1979 года совместно с Ляховым В.А. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-32» и орбитальной станции «Салют-6». В ходе полета экипажем выполнен большой объем научно-технических, медико¬биологических экспериментов и исследований. На заключительном этапе полета экипаж осуществил выход в открытый космос. Третий полет в космос выполнил с 9апреля по 11 октября 1980 года в качестве бортинженера космического комплекса «Союз-35» - «Салют-6» совместно с Поповым Л.И.
В ходе 185-суточного полета проведен большой объем различных исследований, экспериментов, а также ремонтно-восстановительных работ.

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор .

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально».

Вот так деловито, с техническими подробностями, звучало первое сообщение о космическом полете. Но как торжественно произносили этот текст наши дикторы – Левитан, Балашов…

И народ ответил искренним, не показным ликованием – как будто люди ждали именно этого полета, хотя готовился он сугубо секретно. Школьников отпускали с уроков, люди стихийно собирались на площадях, возле радиоточек. Обсуждали неслыханные новости. В этот день мы хотели бы вспомнить десять творцов космической победы – достойнейших, незабываемых. На самом деле их, конечно, было больше. Но этих уж точно нельзя забывать.

Константин Циолковский

Основоположник теоретической космонавтики занимался не только ракетодинамикой и аэронавтикой. Он был философом и пророком межпланетных путешествий.

Ученый-самоучка, в своих прозрениях предвосхитил развитие науки, вплоть до появления многоступенчатых ракет. Он верил, что завоевание солнечной системы принесет человечеству энергию и простор. Молодые энтузиасты ракетостроения поддерживали связь с пожилым ученым, будущие космические конструкторы считали его своим учителем.

Сергей Королёв

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Валентин Глушко

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Юрий Гагарин

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Николай Каманин

Выдающийся летчик, он был одним из первых Героев Советского Союза – за спасение челюскинцев. Это была уникальная операция, которую молодой ас провел безукоризненно. В годы войны командовал 292-й штурмовой авиадивизией, а позже – корпусом. С 1960 года генерал-лейтенант Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. Стал «лётным отцом» для наших первых космонавтов.

Позже его должность называлась «помощник главкома ВВС по космосу». Досконально вникал в психологию космонавтов. Он участвовал в выработке всех главных решений по космическим делам – наравне с Королёвым. И наравне с ним нес ответственность за все полеты.

Герман Титов

Ему 12 апреля досталась сложная роль дублера. Все испытания он проходил наравне с Гагариным. А 6 августа настанет час Германа Титова. Титов первым в мире совершит длительный космический полет – он продолжался 25 часов. Фантастическое достижение по тем временам. Он и в наше время остается самым молодым космонавтом в истории – 6 августа 1961 года ему было 25 лет и 330 дней. В народном сознании имена Гагарина и Титова неразделимы.

Михаил Рязанский

Член-корреспондент Академии наук СССР Рязанский был главным ракетным «радистом». С 1930-х годов занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, авиационными радиостанциями. Участвовал в разработке первого советского радиолокатора. После войны был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который создавал аппаратуру радиосвязи для ракет. Его внук – Сергей Рязанский – стал космонавтом. Его первый космический полет состоялся в 2013-м.

Николай Пилюгин

Разрабатывал системы управления ракет – в том числе легендарной «семерки», которая вывела на орбиту Гагарина. Королёв ценил его и за конструкторский талант, и за прямой характер.

Ракета – она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное – мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит – летать!

Такие строки посвятили Пилюгину коллеги. Изобретатель наделял советские ракеты мозгами…

Владимир Бармин

Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».

После войны возглавил государственное конструкторское бюро специального машиностроения. Под его руководством разрабатывались стартовые комплексы для пуска и подготовки ракет, на которых и состоялось покорение космоса. Создавал установки для работы на Луне и Венере…

Мстислав Келдыш

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.

Четыре года с весны 1961-го по весну 1965-го стали «золотым веком» советской пилотируемой космонавтики. В этот период, вместивший в себя восемь полетов, СССР собрал почти все главные «космические призы». Первый полет человека в космос, первый суточный полет, первый парный полет двух кораблей, первый полет женщины-космонавта, первый полет корабля с экипажем из трех человек, первый выход в открытый космос — все было нашим.

В шести полетах на кораблях «Восток» и в двух на кораблях «Восход» участвовали 11 советских космонавтов. Этих героев поименно знал не только Советский Союз, но и весь мир.

Время безжалостно. Сегодня из 11 человек, входивших в великую «звездную команду», в живых осталось только двое.

Юрий Гагарин

Пройдя сложнейший отбор, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин , совершил космический полет на корабле «Восток-1», и моментально стал любимцем всего мира.

27-летнего советского офицера хотели увидеть и вожди африканских племен, и английская королева. Гагарин совершил огромное количество международных поездок, чем сделал колоссальную рекламу СССР.

Но сам Юрий Алексеевич не хотел превращаться в монументальную фигуру. Он учился в академии, собирался снова летать в космос, участвовать в строительстве новых космических кораблей.

В апреле 1967 года Гагарин стал дублером космонавта Владимира Комарова перед полетом нового космического корабля «Союз-1». Полет Комарова завершился катастрофой, а среди советских руководителей пошли разговоры о том, что Гагарина следует беречь. Он же всеми силами боролся за продолжение летной карьеры.

27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин погиб в авиакатастрофе во время тренировочного полета вместе с инструктором Владимиром Серегины м. Первому космонавту Земли было всего 34 года.

Герман Титов

6 августа 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток-2», пилотом которого являлся Герман Титов.

Полет Титова был значительно более сложным, чем у Гагарина. Он совершил 17 витков, проведя на орбите более суток, впервые испытав на себе в полной мере все «прелести» невесомости.

На момент полета Титову не было еще и 26 лет, но со своей задачей он справился «отлично». Однако много раз в своей жизни Герман Степанович повторял, что «помнят только первого».

Куратор первого отряда космонавтов генерал Каманин вообще считал, что Титов к первому полету был готов лучше Гагарина. Но поэтому логичнее ему было поручить более сложный суточный полет.

В 1968 году Герман Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, защитив диплом в один день с Гагариным. В 1969 году Титов возглавил 4-й отдел Центра подготовки космонавтов, готовившего пилотов для авиакосмической системы «Спираль». Этот проект в итоге так и не был реализован.

Герман Степанович многие годы проработал в космической отрасли, был заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Управления начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР, первым заместителем начальника УНКС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам,являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. В 1999 году Титов возглавил Федерации космонавтики России.

Клсмонавт-2 был депутатом Верховного Совета СССР, а затем депутатом Госдумы трех созывов от фракции КПРФ. Герман Титов умер в сентябре 2000 года от сердечного приступа через девять дней после своего 65-летия.

Андриян Николаев

11 августа 1962 года на орбиту отправился «Восток-3», который пилотировал 32-летний Андриян Николаев.

Космонавт провел на орбите 94 часа 22 минуты, стал первым, кому пришлось работать на орбите без скафандра. Совместный полет с «Востоком-4» Павла Поповича, помимо всего прочего, был экспериментом, направленным на создание космического корабля перехватчика.

После успешного возвращения на Землю, Николаев стал командиром отряда космонавтов.

В 1970 году Андриян Николаев вместе с Виталием Севастьяновым на корабле «Союз-9» совершили рекордный по продолжительности на тот момент 17-суточный полет.

После посадки космонавты не смогли сами выйти из корабля. Они тяжело переживали адаптацию к земной гравитации. «Из корабля без помощи выйти не могли, когда нас вывели — стоять на ногах не могли. Кровь отливала в нижнюю часть туловища, можно было только или сидеть, или лежать — иначе теряешь сознание. Сердце за 18 суток уменьшилось в объёме на 12 процентов. Лёжа — 80 ударов, сидя — 100, стоя — 120. Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой», — вспоминал космонавт.

После полета Николаева и Севастьянова стало ясно, что космонавтам на орбите нужна специальная подготовка для того, чтобы вернуться на Землю в нормальном состоянии.

Шанса на третий полет Андриян Николаев не получил, став в 1974 году первым заместителем начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина.

В 1963 году Николаев женился на Валентине Терешковой. Первый в истории «космический брак» продержался 18 лет, в семье родилась дочь, которую назвали Еленой. В 1981 году супруги разошлись. Больше Николаев не женился.

Летом 2004 года Андриян Николаев приехал на родину, в Чувашию, где выступил в качестве главного судьи V Всероссийских летних сельских спортивных игр.

Игры уже завершились, и Николаев 3 июля после итоговой пресс-конференции возвращался в гостиницу. В дороге у него случился сердечный приступ, и врачи оказались бессильны. До 75-летия Андриян Григорьевич не дожил два месяца.

Космонавт Павел Романович Попович на тренировке в сурдокамере. 1982 г. Фото: РИА Новости

Павел Попович

«Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем, стартовал 12 августа 1962 года. Совершив совместный полет с «Востоком-3» Андрияна Николаева, Попович совершил посадку раньше коллеги. Впрочем, так и было предусмотрено программой полета.

Затем космонавт продолжил готовиться к новым миссиям, в том числе и по «лунной программе».

Ждать нового полета Поповичу пришлось 12 лет. В 1974 году они вместе с Юрием Артюхиным совершили полет на корабле «Союз-14», пристыковавшись к орбитальной станции «Салют-3». Под этим именем скрывалась орбитальная станция военного назначение проекта «Алмаз».

За 15 суток, проведенных на «Салюте-3», Попович и Артюхин полностью выполнили программу полета.

До конца 1980-х Павел Попович работал на различных должностях в Центре подготовки космонавтов. В 1990-х он возглавлял Благотворительный фонд имени первого космонавта Ю.А.Гагарина, активно занимался общественной деятельностью.

Уроженец Киевской области, носивший в космосе позывной «Беркут», к счастью, не дожил до постевромайданных времен, и не увидел разлада между Россией и Украиной. Космонавт умер в Крыму от инсульта в 2009 году в возрасте 78 лет.

Валерий Быковский

Полет Валерия Быковского, совершенный на «Востоке-5»с 14 по 19 июня 1963 года, в течение нескольких лет оставался самым продолжительным в истории космонавтики. Более того, по сей день никто не находился в космосе в одиночестве дольше Быковского.

Однако все эти достижения остались в тени совершавшегося параллельно полета «Востока-6», который пилотировала Валентина Терешкова.

Быковский всегда был человеком скромным, не пытавшимся привлечь к себе внимание. При этом Юрий Гагарин однажды заметил, что Быковский будет летать дольше, чем его коллеги по первому отряду.

Прогноз космонавта-1 оправдался. Валерий Быковский совершил еще два космических полета - в сентябре 1976 года на «Союзе-22» вместе с Владимиром Аксеновым , а в августе-сентябре 1978 года на «Союзе-31» и станции «Салют-6» вместе с первым немецким космонавтом Зигмундом Йеном.

В Центре подготовки космонавтов Быковский работал до 1988 года, потом два года руководил Домом советской науки и культуры в Берлине.

В последующие годы активной общественной жизни Валерий Федорович не вел, со сосредоточившись на семье, на воспитании внуков. Дважды Герой Советского Союза умер 27 марта 2019 года в возрасте 84 лет.

Валентина Терешкова

Как и Гагарин, первая женщина-космонавт летала один раз. Полет «Востока-6» в июне 1963 года 2 суток 22 часа 51 минуту.

Споры о том, насколько удачным был этот полет, идут и поныне. Одни считают, что Терешкова с задачей справилась лучше мужчин, другие убеждены, что ее опыт привел руководство советской космической программы к мысли — женщин в полетах лучше не задействовать.

При этом Валентина Терешкова оставалась в отряде космонавтов вплоть до апреля 1997 года, и покинула его в связи с достижением предельного возраста.

Многие годы Валентина Владимировна занимается общественно-политической жизнью. В 1968 — 1987 годах она возглавляла Комитет советских женщин, была делегатом партийных съездов, депутатом Верховного Совета СССР. В настоящее время Терешкова является депутатом Госдумы.

Валентина Терешкова - единственная в мире женщина, которая совершила свой космический полет в одиночестве.

Владимир Комаров

12 октября 1964 года мир облетела новая сенсация — Советский Союз запустил трехместный космический корабль «Восход». Американцы были потрясены: русские опять ушли вперед, создав новый корабль.

В действительности «Восход» являлся переработанной версией «Востока», в котором благодаря гению команды Сергея Королева , удалось разместить трех человек вместо одного.

Ради этого пришлось пожертвовать катапультами и скафандрами космонавтов. Командир «Восхода-1» Владимир Комаров лучше других понимал всю степень риска.

В отряд космонавтов Комаров пришел из Государственного Краснознамённого НИИ ВВС, где он работал над испытаниями новых образцов авиационной техники.

В НИИ ВВС Комаров пришел, уже имея опыт службы в должности летчика-истребителя.

Сергей Королев считал Комарова наиболее подготовленным в первом отряде с инженерной точки зрения. Он вникал во все вопросы, связанные с космической техникой, очень глубоко.

Полет «Восхода-1» продлился сутки и завершился успешно. Возможно, этот удачный опыт и сподвиг руководство космической программы выбрать Владимира Комарова для полета на «Союзе-1».

В отличие от «Восхода», «Союз» был действительно принципиально новым кораблем, строившимся с прицелом на «лунную программу».

Комаров лучше других понимал, что «Союз-1» «сырой», и объективно не готов к решению сложнейших задач. Тем не менее, от полета он не отказался.

«Союз-1» с Комаровым стартовал 23 апреля 1967 года. Космонавту пришлось столкнуться с целым ворохом различных отказов систем, так что его возвращение на Землю было поставлено под сомнение.

Комаров показал себя профессионалом высочайшего класса, сумев направить корабль на посадку. Но с нештатной работой парашютной системы он не мог справиться чисто физически.

Владимир Комаров разбился при посадке 24 апреля 1967 года, став первым советским космонавтом, погибшим при выполнении космического полета. Ему было 40 лет.

Константин Петрович Феоктистов (1926-2009) - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор. 1972 г. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Константин Феоктистов

В годы войны юный Костя Феоктистов был разведчиком, и при выполнении одного из заданий попал в руки к немцам. Спасся будущий космонавт чудом.

Окончив после войны МВТУ имени Баумана, Феоктистов стал работать в научно-исследовательском институте вместе с конструктором в области ракетостроения Михаилом Тихонравовым. Затем была работа в ОКБ №1 Сергея Королева, Феоктистов участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, руководил проектированием кораблей «Восток».

В дальнейшем, уже после полета, он был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир».

В 1964 году Феоктистов отправился в космос, даже не будучи членом отряда космонавтов. В первый экипаж из трех человек было решено включить гражданского инженера и врача.

Феоктистов сумел обойти других кандидатов, и в итоге совершил полет на «Восходе-1».

В отряде космонавтов Константин Петрович оставался до 1987 года, но больше на орбиту не летал, хотя был близок ко второму полету в начале 1980-х. Однако на этапе подготовки Феоктистова подвело здоровье.

До 1990 года он был заместителем генерального конструктора НПО «Энергия». Много лет Константин Феоктистов преподавал в родном вузе, в МГТУ имени Баумана.

Умер космонавт в ноябре 2009 года в возрасте 83 лет.

Борис Егоров

Сын известного нейрохирурга, Борис Егоров пошел по стопам, но в институте он увлекся новой, только что появившейся дисциплиной - космической медициной. Еще в студенческие годы он начала работать лаборантом по этой теме, а после выпуска полностью сосредоточился на ней.

Егоров был отобран в группу врачей, готовившихся к космическому полету, но первоначально не считался главным претендентом. Тем не менее, в конце концов, выбор был сделан в его пользу.

Совершив полет на «Восходе-1», он вернулся к исследовательской работе.

Красавец-мужчина, Егоров легко разбивал женские сердца. Его женами были знаменитые актрисы Наталья Фатеева и Наталья Кустинская . На первой он был женат шесть лет, а на второй — двадцать.

Помимо слабого пола и науки, Борис Егоров обожал скорость. Он был одним из первых, у кого в СССР появилась личная иномарка — Buick Electra. Друзья вспоминают, что водителем он был классным, ездил быстро, но в аварии не попадал. А в 40 лет удивил окружающих тем, что увлекся мотокроссом, и стал лично собирать мотоциклы для гонок.

Распад Союза ударил и по Егорову — денег на науку стало выделяться ничтожно мало, и специалист по биотехнологиям и космической медицине решил податься в бизнес.

Новоявленные предприниматели охотно шли с ним на сотрудничество, рассчитывая, что известный человек со связями поможет «разруливать» проблемы. Егоров и «разруливал», хотя друзья отмечали, что дается это ему очень тяжело. Его все чаще беспокоило сердце, и врачи советовали как можно скорее взяться за лечение. Егоров обещал, что возьмется, как только уладит самые неотложные дела. Но 12 сентября 1994 года сердце 56-летнего космонавта остановилось.

Павел Иванович Беляев (1925-1970) - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. 1965 год. Фото: РИА Новости / Лев Носов

Павел Беляев

В первом отряде советских космонавтов Павел Беляев был самым старшим по возрасту, по званию — майор, и по должности — командир эскадрильи. Молодые коллеги обращались к нему по имени-отчеству — Павел Иванович.

В августе 1961 года Беляев во время приземления после парашютного прыжка сломал левую ногу, и на год был отстранен от подготовки.

На этом космос мог и закончиться для Беляева, но он проявил волю и характер. Его опыт понадобился при подготовке полета корабля «Восход-2» в 1965 году, в рамках которого был запланирован выход в открытый космос.

Павел Беляев был назначен командиром, а выходить в космос предстояло Алексею Леонову. Рассудительный и спокойный Беляев должен был сохранять холодную голову и охлаждать пыл порывистого Леонова.

В итоге экипаж справился с задачей блестяще, а затем еще и преодолел серию нештатных ситуаций, увенчанных посадкой в глухой тайге.

Погиб Павел Беляев трагически и нелепо, от причин, с космонавтикой не связанных — 10 января 1970 года он умер от интоксикации организма вследствие гнойного перитонита. Ему было 44 года.

Алексей Леонов

Алексей Архипович Леонов входит в число самых известных покорителей космоса. Но если о его полете на «Восходе-2» написано много, то о дальнейшей его биографии говорят не так часто.

Например, о том, что Леонов был участником советской «лунной программы» и буквально умолял руководство страны пойти на риск, дав «добро» на полет.

Затем летом 1971 года Леонов вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным должен был совершить экспедицию на первую орбитальную космическую станцию «Салют-1». Но в самый последний момент экипаж корабля «Союз-11» был заменен на дублирующий из-за того, что у Кубасова нашли признаки тяжелого заболевания (как потом оказалось, ошибочно). Новый экипаж погиб при возвращении на Землю.

А Леонов с Кубасовым в 1975 году приняли участие в совместном полете с американцами в рамках программы «Союз-Аполлон». Эта миссия окончательно превратила Алексея Архиповича в суперзвезду в США. Там до сих пор вспоминают, как Леонов предлагал американским коллегам прямо на орбите выпить русской водки. На самом деле в тубах с водочными наклейками был борщ.

До 1991 года Алексей Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Выйдя на пенсию, Леонов участвовал в бизнес-проектах, занимался популяризацией космических исследований. Кроме того, Леонов известен как талантливый художник.

В мае 2019 года Алексею Леонову исполнится 85 лет.